РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об оперативно-розыскной деятельности
Принят Государственной Думой 5 июля 1995 года
(В редакции федеральных законов от 18.07.97 г. N 101-ФЗ;
от 21.07.98 г. N 117-ФЗ; от 05.01.99 г. N 6-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет содержание
оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории
Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при
проведении оперативно-розыскных мероприятий.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
С т а т ь я 1. Оперативно-розыскная деятельность
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности,
осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями
государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным
законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения
оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья,
прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения
безопасности общества и государства от преступных посягательств.
С т а т ь я 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие
преступлении, а также выявление и установление лиц, их
подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания,
следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также
розыска без вести пропавших;
добывание информации о событиях или действиях, создающих
угрозу государственной, военной, экономической или экологической
безопасности Российской Федерации.
С т а т ь я 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность основывается на
конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и
свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации,
сочетания гласных и негласных методов и средств.
С т а т ь я 4. Правовая основа оперативно-розыскной
деятельности
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют
Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон,
другие Федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные
нормативные правовые акты Федеральных органов государственной
власти.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,
издают в пределах своих полномочий в соответствии с
законодательством Российской Федерации нормативные акты,
регламентирующие организацию и тактику проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
С т а т ь я 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности
Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий
должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на
неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,
неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.(Новая часть
первая дополнена - Федеральный закон от 05.01.99 г. N 6-ФЗ)
Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности
для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим
Федеральным законом.
Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и
свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган,
осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в
суд.
Лицо, виновность которого в совершении преступления не
доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении
которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело
прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с
отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает
фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий
и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе
истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах,
допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность
разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в
предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо
полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе
обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в
суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении
этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на
соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную
деятельность.
В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела
орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан
предоставить судье по его требованию оперативно-служебные
документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении
которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах,
внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных
сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на
конфиденциальной основе.
В случае признания необоснованным решения органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в
предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать
указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные
частью третьей настоящей статьи.
Полученные в результате проведения оперативно-розыскных
мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в
совершении преступления не доказана в установленном законом
порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные
интересы или правосудие не требуют иного. За три месяца до дня
уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных
мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом
уведомляется соответствующий судья.
Органам (должностным лицам), осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, запрещается:
проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах
какой-либо политической партии, общественного и религиозного
объединения;
принимать негласное участие в работе федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в
деятельности зарегистрированных в установленном порядке и
незапрещенных политических партий, общественных и религиозных
объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан
и которые стали известными в процессе проведения
оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов
физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья
в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны
принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов,
возмещению причиненного вреда.
Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении
оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации.
(Части первую - девятую считать соответственно частями второй
- десятой в редакции Федерального закона от 05.01.99 г. N 6-ФЗ)
ГЛАВА II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
С т а т ь я 6. Оперативно-розыскные мероприятия
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся
следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1. Опрос. (В редакции Федерального закона
от 05.01.99 г. N 6-ФЗ)
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков
местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных
сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может
быть изменен или дополнен только федеральным законом.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий
используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и
фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не
наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред
окружающей среде.
Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем
почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием
телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре
предприятий, учреждений и организаций независимо от форм
собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги
и средства связи, со снятием информации с технических каналов
связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и
средств органов федеральной службы безопасности и органов
внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными
нормативными актами или соглашениями между органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в
организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий,
используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих
научными, техническими и иными специальными знаниями, а также
отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и
использование специальных и иных технических средств,
предназначенных (разработанных, приспособленных,
запрограммированных) для негласного получения информации, не
уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и
юридическими лицами.
Разработка, производство, реализация, приобретение в целях
продажи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы
специальных технических средств, предназначенных для негласного
получения информации, не уполномоченными на осуществление
оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами
подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации.
Перечень видов специальных технических средств,
предназначенных для негласного получения информации в процессе
осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается
Правительством Российской Федерации.
С т а т ь я 7. Основания для проведения оперативно-розыскных
мероприятий
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий
являются:
1. Наличие возбужденного уголовного дела.
2. Ставшие известными органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного
противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих,
совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для
решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной,
военной, экономической или экологической безопасности Российской
Федерации;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда
или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных
трупов.
3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора
или определения суда по уголовным делам, находящимся в их
производстве.
4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
5. Постановление о применении мер безопасности в отношении
защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то
государственными органами в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
6. Запросы международных правоохранительных организаций и
правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с
международными договорами Российской Федерации.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в
пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые
для принятия решений:
1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов,
представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а
также для окружающей среды.
3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или
о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений
сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных
мероприятии.
5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
6. О выдаче разрешений на частную детективную и охранную
деятельность.
С т а т ь я 8. Условия проведения оперативно-розыскных
мероприятий
Гражданство, национальность, пол, место жительства,
имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к
общественным объединениям, отношение к религии и политические
убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в
отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории
Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным
законом.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые
ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну
переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных
сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а
также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании
судебного решения и при наличии информации: (В редакции
Федерального закона от 05.01.99 г. N 6-ФЗ)
1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или
совершенного противоправного деяния, по которому производство
предварительного следствия обязательно.
2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших
противоправное деяние, по которому производство предварительного
следствия обязательно.
3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной,
военной, экономической или экологической безопасности Российской
Федерации.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к
совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о
событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной,
экономической или экологической безопасности Российской Федерации,
на основании мотивированного постановления одного из руководителей
органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность,
допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий,
предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным
уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с
момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган,
его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении
такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его
проведение.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности
отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме
разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на
основании постановления, утвержденного руководителем органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным
уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов,
веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо
оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или
оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им
содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного
руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность.
Проведение оперативного эксперимента допускается только в
целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого
преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их
подготавливающих, совершающих или совершивших.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям,
предусмотренным пунктами 1-4 и 6 части второй статьи 7 настоящего
Федерального закона, запрещается осуществление действий, указанных
в пунктах 8-11 части первой статьи 6 настоящего Федерального
закона.
Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и
исключительно в пределах полномочий указанных органов,
установленных соответствующими законодательными актами Российской
Федерации. По основаниям, предусмотренным пунктом 5 части второй
статьи 7 настоящего Федерального закона, разрешается осуществлять
действия, указанные в пунктах 8-11 части первой статьи 6, без
судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной
форме.
С т а т ь я 9. Основания и порядок судебного рассмотрения
материалов об ограничении конституционных
прав граждан при проведении
оперативно-розыскных мероприятий
Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав
граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и
почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении
оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как правило,
по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения
органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы
рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и
незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких
материалов в случае их представления.
Основанием для решения судьей вопроса о проведении
оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные
права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, является
мотивированное постановление одного из руководителей органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень
категорий таких руководителей устанавливается ведомственными
нормативными актами.
По требованию судьи ему могут представляться также иные
материалы, касающиеся оснований для проведения
оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах,
внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных
сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на
конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
По результатам рассмотрения указанных материалов судья
разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного
мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан,
указанные в части первой настоящей статьи, либо отказывает в его
проведении, о чем выносит мотивированное постановление.
Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения
оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением
представленных им материалов.
Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в
сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев,
если иное не указано в самом постановлении, при этом течение срока
не прерывается. При необходимости продления срока действия
постановления судья выносит судебное решение на основании вновь
представленных материалов.
В случае, если судья отказал в проведении
оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает
конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей
статьи, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность,
вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.
Руководители судебных органов создают условия, обеспечивающие
защиту сведении, которые содержатся в представляемых судье
оперативно-служебных документах.
С т а т ь я 10. Информационное обеспечение и документирование
оперативно-розыскной деятельности
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для
решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом,
могут создавать и использовать информационные системы, а также
заводить дела оперативного учета.
Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований,
предусмотренных пунктами 1-6 части первой статьи 7 настоящего
Федерального закона, в целях собирания и систематизации сведений,
проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а
также принятия на их основе соответствующих решений органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Факт заведения дела оперативного учета не является основанием
для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных
интересов человека и гражданина.
Дело оперативного учета прекращается в случаях решения
конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных
статьей 2 настоящего Федерального закона, а также установления
обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности
решения этих задач.
Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения
определяются нормативными актами органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
С т а т ь я 11. Использование результатов оперативно-розыскной
деятельности
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть
использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных
действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению,
предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и
установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших,
а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия
и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить
поводом и основанием для возбуждения уголовного дела,
представляться в орган дознания, следователю или в суд, в
производстве которого находится уголовное дело, а также
использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с
положениями уголовно-процессуального законодательства Российской
Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку
доказательств.
Представление результатов оперативно-розыскной деятельности
органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании
постановления руководителя органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном
ведомственными нормативными актами.
Результаты оперативно-розыскной деятельности в отношении лиц,
перечисленных в пунктах 1-4 и 6 части второй статьи 7 настоящего
Федерального закона, учитываются при решении вопроса об их допуске
к указанным видам деятельности.
С т а т ь я 12. Защита сведений об органах, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность
Сведения об используемых или использованных при проведении
негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах,
источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной
деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные
группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им
содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о
тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют
государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на
основании постановления руководителя органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность.
Предание гласности сведений о лицах, внедренных в
организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также
о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на
конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в
письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными
законами.
Судебное решение на право проведения оперативно-розыскного
мероприятия и материалы, послужившие основанием для принятия такого
решения, хранятся только в органах, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
Оперативно-служебные документы, отражающие результаты
оперативно-розыскной деятельности, представляются суду (судье),
прокурору, осуществляющему надзор за законностью
оперативно-розыскной деятельности, следователю и органу дознания, в
производстве которых находится уголовное дело, другим органам,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке и
случаях, которые установлены настоящим Федеральным законом. (В
редакции Федерального закона от 05.01.99 г. N 6-ФЗ)
ГЛАВА III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С т а т ь я 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность
На территории Российской Федерации право осуществлять
оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным
подразделениям:
1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Органов федеральной службы безопасности.
3. Федеральных органов налоговой полиции.
4. Федеральных органов государственной охраны. (В
редакции Федерального закона от 18.07.97 г. N 101-ФЗ)
5. Органов пограничной службы Российской Федерации.
6. Таможенных органов Российской Федерации.
7. Службы внешней разведки Российской Федерации.
8. Министерства юстиции Российской Федерации. (Пункт дополнен
- Федеральный закон от 21.07.98 г. N 117-ФЗ)
Оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства
обороны Российской Федерации и органа внешней разведки Федерального
агентства правительственной связи и информации при Президенте
Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия
только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней
разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не
затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах 1-8 части
первой настоящей статьи. (В редакции Федерального закона
от 21.07.98 г. N 117-ФЗ)
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным
законом. Руководители указанных органов определяют перечень
оперативных подразделении, правомочных осуществлять
оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и
организацию работы.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,
решают определенные настоящим Федеральным законом задачи
исключительно в пределах своих полномочий, установленных
соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Оперативные подразделения органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с
работниками уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции
Российской Федерации оперативно-розыскные мероприятия в
следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции Российской Федерации. (Часть дополнена -
Федеральный закон от 21.07.98 г. N 117-ФЗ)
С т а т ь я 14. Обязанности органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность
При решении определенных настоящим Федеральным законом задач
оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее
осуществлять, обязаны:
1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры
по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина,
собственности, а также по обеспечению безопасности общества и
государства.
2. Исполнять в пределах своих полномочий поручения в
письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и
решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по
уголовным делам, принятым ими к производству.
3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных
международными договорами Российской Федерации, запросы
соответствующих международных правоохранительных организаций,
правоохранительных органов и специальных служб иностранных
государств.
4. Информировать другие органы, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность на территории Российской
Федерации, о ставших им известными актах противоправной
деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать
этим органам необходимую помощь.
5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении
оперативно-розыскной деятельности.
6. Содействовать обеспечению в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности
имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников
уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких
указанных лиц от преступных посягательств.
С т а т ь я 15. Права органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность
При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы,
уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные
мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального
закона, производить при их проведении изъятие предметов, материалов
и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае
возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а
также угрозы государственной, военной, экономической или
экологической безопасности Российской Федерации.
2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе
отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать
содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность.
3. Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных
мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения,
имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а
также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное
имущество частных лиц.
4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие
личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий,
учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных
средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
а также личность граждан, оказывающих им содействие на
конфиденциальной основе.
5. Создавать в установленном законодательством Российской
Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и
подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных
настоящим Федеральным законом.
Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения
физическими и юридическими лицами, к которым такие требования
предъявлены.
Неисполнение законных требований должностных лиц органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо
воспрепятствование ее законному осуществлению влекут
ответственность, предусмотренную законодательством Российской
Федерации.
С т а т ь я 16. Социальная и правовая защита должностных лиц
органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность
На должностных лиц органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии
социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты
которых указанные лица входят.
Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных
лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за
исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.
Должностное лицо, уполномоченное на осуществление
оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения
оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только
непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или
указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо
обязано руководствоваться законом.
При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и
законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и
государства от преступных посягательств допускается вынужденное
причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом
органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо
лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном
выполнении указанным лицом своего служебного или общественного
долга.
Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в
организованных преступных группах, а также время их службы в
должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит
зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные
виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
ГЛАВА IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С т а т ь я 17. Содействие граждан органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность
Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке
или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их
желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти
лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в
ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и
не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным
органам.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,
могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами
независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного,
должностного и социального положения, образования, принадлежности к
общественным объединениям, отношения к религии и политических
убеждений.
Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,
запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту
депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и
полномочных представителей официально зарегистрированных
религиозных объединений.
С т а т ь я 18. Социальная и правовая защита граждан,
содействующих органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность
Лица, содействующие органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой
государства.
Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие
содействовать по контракту органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств,
предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую
защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами
общественного долга или возложенных на них обязанностей.
При возникновении реальной угрозы противоправного
посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в
связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны
принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий,
установлению виновных и привлечению их к ответственности,
предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Лицо из числа членов преступной группы, совершившее
противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствии, и
привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее
раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным
образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной
ответственности в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в
раскрытии преступления или установлении лиц, их совершивших, могут
получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными
лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются
и в декларациях о доходах не указываются.
Период сотрудничества граждан по контракту с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве
основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан.
Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и
членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по
их защите в порядке, определяемом законодательными и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его
участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье
пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств
соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в
размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в
установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери
кормильца.
При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения,
контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении
оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность
дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, указанному лицу из средств
соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в
размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законом
порядке назначается пенсия по инвалидности.
ГЛАВА V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С т а т ь я 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной
деятельности
Государственным органам, оперативные подразделения которых
уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность,
выделяются из федерального бюджета финансовые средства, которые
расходуются в порядке, устанавливаемом руководителями этих органов.
Законодательные и исполнительные органы государственной власти
субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно за счет
собственных бюджетов и внебюджетных целевых фондов увеличивать
размер средств, выделяемых органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность на территории соответствующих
субъектов Российской Федерации.
Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на
оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями
государственных органов, в состав которых входят оперативные
подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а
также специально уполномоченными на то представителями Министерства
финансов Российской Федерации.
ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
С т а т ь я 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют
Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской
Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах
полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Статья 21. Прокурорский надзор
за оперативно-розыскной деятельностью
Прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального
закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и
уполномоченные им прокуроры.
По требованию указанных прокуроров руководители органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им
оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного
учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с
использованием оперативно-технических средств, а также
учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные
правовые акты, регламентирующие порядок проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные
группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих
содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются
соответствующим прокурорам только с письменного согласия
перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения
к уголовной ответственности.
Прокуроры, указанные в части первой настоящей статьи,
обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных
документах и материалах.
Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его
полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет
за собой установленную законом ответственность.
(Статья в редакции Федерального закона от 05.01.99 г. N 6-ФЗ)
С т а т ь я 22. Ведомственный контроль
Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение
законности при организации и проведении оперативно-розыскных
мероприятий.
С т а т ь я 23. Вступление в силу настоящего Федерального
закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего
Федерального закона Закон Российской Федерации "Об
оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации"
(Ведомости, Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 892; N 33,
ст. 1912).
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести их нормативные правовые
акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Кремль
12 августа 1995 года
N 144-ФЗ