Расширенный поиск

Постановление Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Российской Федерации от 05.08.1997 № 17

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 5 августа 1997 г. N 17 О принятии и введении в действие Правил сертификации Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 1998 г. Регистрационный N 1502 (В редакции Постановления Государственного комитета по стандартизации и метрологии Российской Федерации от 05.07.2002 г. N 56) Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации постановляет: 1. Принять Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации. 2. Направить Правила на государственную регистрацию в Минюст России. 3. Правила ввести в действие в установленном порядке. ________________ ПРАВИЛА СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ И УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Утверждены постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г. N 17 (В редакции Постановления Государственного комитета по стандартизации и метрологии Российской Федерации от 05.07.2002 г. N 56) Настоящие Правила применяют при обязательной и добровольной сертификации работ и услуг в Российской Федерации. На основе настоящих Правил федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции могут разрабатывать и принимать правила сертификации однородных работ и услуг. Основные термины и определения, цели и принципы, состав и функции участников, общие правила сертификации работ и услуг соответствуют Закону "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г. (опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст. 966 и в Собрании законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 4) и Правилам по проведению сертификации в Российской Федерации (утверждены постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г. N 3. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 1994 г., регистрационный номер 521, опубликованы в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1994, N 6). I. Общие положения 1.1. Объекты обязательной сертификации работ и услуг устанавливаются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Объектами добровольной сертификации являются работы и услуги, не подлежащие обязательной сертификации, а также работы и услуги, подлежащие обязательной сертификации, по требованиям, не подтверждаемым при обязательной сертификации. 1.2. Сертификацию работ и услуг проводят органы по сертификации. 1.3. При обязательной сертификации подтверждают соответствие работ и услуг обязательным требованиям (в том числе требованиям безопасности работ и услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, а также безопасности процесса выполнения работ и оказания услуг). 1.4. Сертификацию работ и услуг проводят по схемам сертификации. Схемы с рекомендациями по их применению приведены в приложении. Схемы сертификации конкретных видов работ и услуг, а также критерии их выбора устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг. II. Требования к документам, на соответствие которым проводится сертификация 2.1. При сертификации работ и услуг применяют: законодательные акты Российской Федерации; правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации; государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законами Российской Федерации устанавливают обязательные требования к работам и услугам. 2.2. Нормативные документы, применяемые при сертификации, должны содержать требования к качеству и безопасности работ и услуг, а также методы их оценки, проверки, испытаний, контроля. 2.3. При сертификации работ и услуг следует применять официальные издания нормативных документов, утвержденных в установленном порядке. 2.4. Требования в нормативных документах, применяемых при сертификации, должны иметь четкие формулировки, обеспечивающие точное и однозначное их толкование. III. Порядок сертификации 3.1. Сертификация работ и услуг включает: подачу заявки на сертификацию; рассмотрение и принятие решения по заявке; оценку соответствия работ и услуг установленным требованиям; принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата; выдачу сертификата; (В редакции Постановления Государственного комитета по стандартизации и метрологии Российской Федерации от 05.07.2002 г. N 56) инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг. 3.2. Подача заявки на сертификацию, рассмотрение и принятие решения по ней 3.2.1. Заявитель направляет заявку на сертификацию в орган по сертификации в соответствии с его областью аккредитации. При наличии нескольких органов по сертификации однородных работ и услуг заявитель вправе обратиться в любой из них. 3.2.2. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение по заявке, содержащее основные условия сертификации. 3.3. Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям включает: оценку выполнения работ и оказания услуг; проверку, испытания результатов работ и услуг; 3.3.1. Оценка выполнения работ и оказания услуг в зависимости от схемы сертификации включает: оценку мастерства исполнителя работ и услуг; оценку процесса выполнения работ и оказания услуг; анализ состояния производства; оценку организации (предприятия) - исполнителя работ и услуг; оценку системы качества; рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами. Порядок оценки процесса выполнения работ и оказания услуг устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг. Итоги оценки отражают в актах. 3.3.2. Проверку результатов работ и услуг проводит орган по сертификации в соответствии с нормативными документами. Испытания результатов работ и услуг проводят в аккредитованных испытательных лабораториях. Итоги проверки и испытаний отражают в протоколах. 3.4. Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата 3.4.1. Орган по сертификации на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче сертификата, оформляет его и регистрирует. Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретных однородных работ и услуг, на которые распространяется его действие. При отрицательных итогах анализа орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя. 3.4.2. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом итогов сертификации, сроков действия нормативных документов на работы и услуги, но не более чем на три года. 3.4.3. При внесении изменений в нормативную и техническую документацию на работы и услуги, в организационно-правовую форму юридического лица и других изменений, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации, держатель сертификата должен извещать об этом орган по сертификации, который может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля. 3.5. Применение знака соответствия при обязательной сертификации 3.5.1. (Исключен - Постановление Государственного комитета по стандартизации и метрологии Российской Федерации от 05.07.2002 г. N 56) Общие требования к применению знака соответствия при обязательной сертификации работ и услуг соответствуют Правилам применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции (утверждены постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 14. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный N 1138. Опубликованы в газете "Российские вести" 8 августа 1996 г. N 147 (1068). 3.5.2. Знак соответствия наносят на квитанцию, наряд-заказ, путевку, договор, упаковку, бланки и др., а также используют в рекламных и печатных изданиях. 3.5.3. Правила применения знака соответствия и особенности маркирования устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг. 3.6. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг 3.6.1. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для установления соответствия выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям, подтвержденным при сертификации. 3.6.2. Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от степени потенциальной опасности работ и услуг, стабильности их качества, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, наличия системы качества, затрат на проведение контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля. Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг. 3.6.3. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ и услуг от потребителей, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ и услуг, общественных объединений потребителей. 3.6.4. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг содержит следующие виды работ: анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных работ и услуг; разработку программы инспекционной проверки; создание комиссии для проведения инспекционной проверки; проведение инспекционной проверки; оформление результатов и принятие решения. 3.6.5. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором делают заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата. 3.6.6. В случае несоответствия работ и услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата. (В редакции Постановления Государственного комитета по стандартизации и метрологии Российской Федерации от 05.07.2002 г. N 56) 3.6.7. Решение о приостановлении действия сертификата принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия. (В редакции Постановления Государственного комитета по стандартизации и метрологии Российской Федерации от 05.07.2002 г. N 56) 3.6.8. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации: приостанавливает действие сертификата; (В редакции Постановления Государственного комитета по стандартизации и метрологии Российской Федерации от 05.07.2002 г. N 56) информирует об этом соответствующие органы государственного контроля и надзора; устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий; проверяет выполнение корректирующих мероприятий. 3.6.9. После выполнения корректирующих мероприятий и положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации. (В редакции Постановления Государственного комитета по стандартизации и метрологии Российской Федерации от 05.07.2002 г. N 56) 3.6.10. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации. (В редакции Постановления Государственного комитета по стандартизации и метрологии Российской Федерации от 05.07.2002 г. N 56) IV. Информация о проведении обязательной сертификации 4.1. Держатель сертификата обязан указывать в документации (в техническом паспорте, на этикетке, в наряд-заказе, в описании работы или услуги и др.) сведения о проведении обязательной сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем). 4.2. Органы по сертификации работ и услуг направляют информацию о деятельности по сертификации в федеральный орган исполнительной власти, организующий и проводящий работы по обязательной сертификации. 4.3. Органы по сертификации представляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции. V. Рассмотрение апелляций 5.1. При возникновении спорных вопросов участник сертификации может подать апелляцию в центральный орган системы сертификации однородных работ и услуг. 5.2. Если участник сертификации работ и услуг не удовлетворен решением по апелляции, то он может подать апелляцию в федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке или орган, возглавляющий систему добровольной сертификации. 5.3. Спорные вопросы, возникающие между участниками сертификации, могут быть решены также в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации. ____________ Приложение 1. Схемы сертификации ------------------------------------------------------------------------------------- Номер |Оценка выполнения |Проверка (испытания) |Инспекционный схемы |работ, оказания услуг |результатов работ и услуг |контроль | | |сертифицированных | | |работ и услуг -------+------------------------+--------------------------+------------------------- 1 |Оценка мастерства ис- |Проверка (испытания) |Контроль мастерства |полнителя работ и услуг |результатов работ и услуг |исполнителя работ и услуг +------------------------+--------------------------+------------------------- 2 |Оценка процесса вы- |Проверка (испытания) |Контроль процесса вы- |полнения работ, оказа- |результатов работ и услуг |полнения работ, оказа- |ния услуг | |ния услуг +------------------------+--------------------------+------------------------- 3 |Анализ состояния про- |Проверка (испытания) |Контроль состояния |изводства |результатов работ и услуг |производства +------------------------+--------------------------+------------------------- 4 |Оценка организации |Проверка (испытания) |Контроль соответствия |(предприятия) |результатов работ и услуг |установленным | | |требованиям +------------------------+--------------------------+------------------------- 5 |Оценка системы каче- |Проверка (испытания) |Контроль системы ка- |ства |результатов работ и услуг |чества +------------------------+--------------------------+------------------------- 6 | - |Рассмотрение декларации |Контроль качества вы- | |о соответствии с прилага- |полнения работ, оказа- | |емыми документами |ния услуг +------------------------+--------------------------+------------------------- 7 |Оценка системы каче- |Рассмотрение декларации |Контроль системы ка- |ства |о соответствии с прила- |чества | |гаемыми документами | ------------------------------------------------------------------------------------- 2. Применение схем сертификации 2.1. По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле. Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера-ремонтника, экскурсовода, парикмахера, массажиста, педагога и т. д.). 2.2. По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле. В зависимости от сложности процесса оценивают: полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу; оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям; метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и др. обеспечение; безопасность и стабильность процесса; профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала. Схему 2 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг (например, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, услуг химической чистки и крашения, услуг по перевозке пассажиров, медицинских услуг, услуг средств размещения, услуг общественного питания и др.). 2.3. По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг. 2.4. По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) - исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. Итогом оценки организации (предприятия) может быть присвоение ему определенной категории (класс ресторана, разряд ателье, звезда гостиницы и др.). 2.5. По схеме 5 оценивают систему качества и контролируют ее при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Оценку системы качества (по схемам 5, 7) проводит эксперт по сертификации систем качества в соответствии с нормативными документами. Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг (медицинских, туристских, по перевозке пассажиров и др.). При наличии сертификата на систему качества его учитывают при сертификации работ и услуг. 2.6. Схемы 6, 7 основаны на использовании декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ и услуг установленным требованиям. В декларации о соответствии исполнитель работ и услуг в лице руководителя организации или индивидуального предпринимателя заявляет, что выполняемые работы и оказываемые услуги соответствуют установленным требованиям. Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг, оказываемых по индивидуальным (неповторяющимся) заказам, выполняемым в небольших объемах организациями (предприятиями), зарекомендовавшими себя на отечественном или мировом рынках как исполнители работ и услуг высокого уровня качества. Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы оценки качества, включающей контроль всех требований, проверяемых при сертификации, что подтверждается выпиской из акта оценки системы качества. Для подтверждения соответствия работ и услуг прилагаемым документам проводят обследование организации (предприятия). Особенности применения схем сертификации на основе декларации о соответствии указывают в правилах сертификации однородных видов работ и услуг. Схемы сертификации с использованием декларации о соответствии при добровольной сертификации не применяют. 2.7. Во всех схемах сертификации, если это не противоречит правилам сертификации однородных работ и услуг, могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученным вне работ по сертификации, например: результаты социологических обследований и экспертных оценок; протоколы испытаний; договоры исполнителя работ и услуг с потребителем; акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью работ и услуг (их территориальных органов) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов); техническая и др. документация исполнителя работ и услуг. Эти документы могут служить основанием для сокращения объема оценок, проверок, испытаний, контроля. ____________


Информация по документу
Читайте также