Новая редакция - Федеральный закон
от 20.12.95 г. N 202-ФЗ
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О вынужденных переселенцах
(В редакции федеральных законов от 07.08.2000 г. N 122-ФЗ;
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ; от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ;
от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ)
Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев,
устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты
их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными
принципами и нормами международного права и международными
договорами Российской Федерации.
Статья 1. Определение понятия "вынужденный переселенец"
1. Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации,
покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его
или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо
вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по
признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания,
языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной
группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения
враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц,
массовых нарушений общественного порядка.
2. По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей
статьи, вынужденным переселенцем признается:
1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место
жительства на территории иностранного государства и прибывший на
территорию Российской Федерации;
2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место
жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и
прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный
гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на
законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие
место жительства в пределах территории Российской Федерации по
обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.
4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего
СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в
состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и
утративший этот статус в связи с приобретением гражданства
Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших
данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на
территории Российской Федерации.
Статья 2. Лицо, которое не может быть признано
вынужденным переселенцем
1. Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:
1) совершившее преступление против мира, человечности или
другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством
Российской Федерации;
2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о
признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев
со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со
дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства
Российской Федерации;
3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо
вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
Статья 3. Порядок регистрации ходатайства о признании
лица вынужденным переселенцем
1. Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам,
предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и
претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно
лично или через уполномоченного представителя обратиться с
ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (далее -
ходатайство) в территориальный орган федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по
контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового
пребывания. (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 г. N
121-ФЗ)
2. Лицо, претендующее на признание его вынужденным
переселенцем, вправе до оставления места жительства обратиться с
ходатайством в федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в
сфере миграции, или его территориальный орган по месту
предполагаемого переселения либо в дипломатическое
представительство или консульское учреждение Российской Федерации в
государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в
федеральный орган миграционной службы или территориальный орган
миграционной службы по месту предполагаемого переселения. (В
редакции Федерального закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
3. Решение о регистрации ходатайства принимается
территориальным органом федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в
сфере миграции, в течение трех дней со дня поступления ходатайства.
(В редакции Федерального закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
При экстренном массовом прибытии на территорию Российской
Федерации лиц, покинувших место жительства по обстоятельствам,
предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, прием данных
лиц производится в порядке, определяемом постановлением
Правительства Российской Федерации. Регистрация ходатайств этих лиц
осуществляется незамедлительно.
4. При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства
каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем,
выдается или направляется свидетельство о регистрации его
ходатайства.
Сведения о прибывших членах семьи, не достигших возраста
восемнадцати лет, заносятся в свидетельство одного из родителей.
Форма свидетельства и порядок его выдачи определяются
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Свидетельство является основанием для предоставления лицу прав и
возложения на него обязанностей, предусмотренных настоящим Законом.
(В редакции Федерального закона от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ)
5. В случае, если лицу, претендующему на признание его
вынужденным переселенцем, отказано в регистрации ходатайства, в
течение пяти дней со дня принятия решения ему выдается или
направляется уведомление в письменной форме с указанием причин
отказа и порядка обжалования принятого решения.
6. Не подлежат регистрации ходатайства граждан бывшего СССР,
прибывших в Российскую Федерацию по обстоятельствам,
предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и не подавших
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
заявлений или ходатайств о приобретении гражданства Российской
Федерации.
Статья 4. Права и обязанности лица, получившего
свидетельство о регистрации ходатайства
о признании его вынужденным переселенцем
1. Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и
прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати
лет, имеют право на:
1) получение единовременного денежного пособия на каждого
члена семьи в порядке и в размерах, которые определяются
Правительством Российской Федерации, но не ниже 100 рублей; (В
редакции Федерального закона от 07.08.2000 г. N 122-ФЗ)
2) получение направления территориального органа федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление
функций по контролю и надзору в сфере миграции, на проживание в
центре временного размещения вынужденных переселенцев при
отсутствии возможности самостоятельного определения места
жительства или места пребывания на территории Российской Федерации;
(В редакции Федерального закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
3) содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к
месту временного поселения в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий
пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров
и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с
ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная
семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет),
получившие свидетельства о регистрации ходатайства, имеют право на
компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места регистрации
ходатайства к месту временного поселения на территории Российской
Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N
122-ФЗ)
4) проживание в центре временного размещения вынужденных
переселенцев, получение питания по установленным нормам и
пользование коммунальными услугами в соответствии с порядком,
определяемым Правительством Российской Федерации, до решения
вопроса о признании их вынужденными переселенцами;
5) медицинскую и лекарственную помощь в государственных и
муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с
законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального
закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
2. Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и
прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати
лет, обязаны:
1) при нахождении в центре временного размещения вынужденных
переселенцев соблюдать установленный порядок проживания в нем;
2) проходить обязательный медицинский осмотр в соответствии с
законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального
закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
3) сообщать федеральному органу исполнительной власти,
уполномоченному на осуществление функций по контролю и надзору в
сфере миграции, и его территориальному органу достоверные сведения,
необходимые для принятия решения о предоставлении им статуса
вынужденного переселенца. (В редакции Федерального закона от
18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
Статья 5. Порядок принятия решения о признании лица
вынужденным переселенцем
1. Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в
соответствии с настоящим Законом.
2. Решение о признании лица вынужденным переселенцем
принимается соответствующим территориальным органом федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление
функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех
месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности
лица самостоятельно обустроиться в данной местности. (В редакции
Федерального закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
Территориальный орган федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и
надзору в сфере миграции, в течение пяти дней со дня принятия
решения выдает или направляет уведомление в письменной форме о
результатах рассмотрения ходатайства. (В редакции Федерального
закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
Решение о признании лица вынужденным переселенцем является
основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим
Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации.
3. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается
соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными
переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет,
заносятся в удостоверение одного из родителей.
Форма удостоверения вынужденного переселенца и порядок его
выдачи определяются уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти. Удостоверение действительно на всей
территории Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от
23.07.2008 г. N 160-ФЗ)
4. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять
лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры,
предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению
обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом
месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному
переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия
его статуса продлевается территориальным органом федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление
функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый
последующий год по заявлению вынужденного переселенца. (В редакции
Федерального закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
Статья 6. Права и обязанности вынужденного переселенца
1. Вынужденный переселенец имеет право:
1) самостоятельно выбрать место жительства на территории
Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов,
предлагаемых ему территориальным органом федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по
контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может
в соответствии с установленным порядком проживать у родственников
или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание
независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами
жилой площади; (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 г. N
121-ФЗ)
2) при отсутствии возможности самостоятельного определения
своего нового места жительства на территории Российской Федерации
получить у федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в
сфере миграции, или его территориального органа в порядке,
определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти, направление на проживание в центре временного размещения
вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для
временного поселения вынужденных переселенцев; (В редакции
федеральных законов от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ; от 23.07.2008 г. N
160-ФЗ)
3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза
багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации. При этом
малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья,
состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий
родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до
восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в
возрасте до восемнадцати лет) имеют право на компенсацию расходов
на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому
месту жительства или к месту пребывания на территории Российской
Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N
122-ФЗ)
2. Вынужденный переселенец обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;
2) соблюдать установленный порядок проживания в центре
временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из
фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета
в территориальном органе федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в
сфере миграции, и в течение одного месяца встать на учет в
территориальном органе федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в
сфере миграции; (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 г. N
121-ФЗ)
4) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые
территориальным органом федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в
сфере миграции. (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 г. N
121-ФЗ)
3. Вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в
жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных
переселенцев при получении (приобретении) другого жилья или при
завершении строительства индивидуального жилья, при утрате или при
лишении статуса вынужденного переселенца, а также в случае, если он
отсутствует без уважительных причин свыше шести месяцев.
Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления в отношении
вынужденного переселенца
1. Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления в пределах своих полномочий:
1) предоставляют вынужденному переселенцу полный перечень
населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания, и
информацию об условиях проживания и о возможности трудоустройства в
этих населенных пунктах;
2) включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным
законодательством Российской Федерации в список граждан на
получение жилья независимо от срока проживания в данной местности;
(В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
3) оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в
жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном
строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного
участка и приобретение строительных материалов в установленном
порядке; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
4) предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в
улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство
(приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
5) содействуют вынужденным переселенцам в организации
компактных поселений на территории Российской Федерации, в
строительстве жилья, создании инженерной, социальной инфраструктуры
и рабочих мест в местах компактных поселений;
6) (Утратил силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
7) (Утратил силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
8) предоставляют в первоочередном порядке одинокому
вынужденному переселенцу (престарелому или инвалиду), нуждающемуся
в постоянном уходе, место в учреждении социальной защиты населения;
9) оказывают содействие в устройстве детей вынужденного
переселенца в государственные или муниципальные дошкольные и
общеобразовательные учреждения, учреждения начального
профессионального образования, а также в переводе их в
первоочередном порядке в соответствующие учреждения среднего
профессионального и высшего профессионального образования; (В
редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
10) рассматривают обращения в письменной форме вынужденного
переселенца и дают на них ответы в письменной форме в порядке и в
сроки, которые определяются законодательством Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах
своих полномочий:
1) содействуют реализации прав вынужденного переселенца на
занятость, профессиональную подготовку (переподготовку) и повышение
квалификации в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
2) регистрируют вынужденного переселенца в качестве
безработного в случае невозможности его трудоустройства в
соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от
срока проживания в данной местности на территории Российской
Федерации;
3) оказывают вынужденному переселенцу по его просьбе
содействие в получении документов, необходимых для восстановления
трудового стажа, в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
4) предоставляют вынужденным переселенцам - детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, места в детских домах;
5) оказывают вынужденному переселенцу по его просьбе
содействие в возвращении на прежнее место жительства.
3. Территориальные органы федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и
надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации: (В редакции Федерального закона от 18.07.2006
г. N 121-ФЗ)
1) предоставляют вынужденному переселенцу и членам его семьи,
в том числе проживающим в центрах временного размещения вынужденных
переселенцев, жилое помещение из фонда жилья для временного
поселения вынужденных переселенцев;
2) (Утратил силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
3) участвуют в финансировании строительства (приобретения) и
распределении жилья для постоянного проживания вынужденных
переселенцев.
(Абзац утратил силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
4. Федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах
своих полномочий оказывают содействие вынужденному переселенцу в:
1) возвращении оставленного им на территории Российской
Федерации имущества, находящегося в его собственности. При
невозможности возвращения имущества вынужденному переселенцу в
соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается
компенсация; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N
122-ФЗ)
2) организации в соответствии с международными договорами
Российской Федерации перевозки имущества, находящегося в его
собственности на территории иностранного государства. При
невозможности возвращения имущества вынужденному переселенцу
выплачивают компенсацию в соответствии с международными договорами
Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
5. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, допустившие на подведомственной территории вынужденную
миграцию по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1
настоящего Закона, совместно с федеральными органами
государственной власти принимают меры по устранению причин
возникновения вынужденной миграции.
Статья 8. Гарантии прав лица, ходатайствующего о
признании его вынужденным переселенцем,
и вынужденного переселенца
1. Вынужденный переселенец не может быть возвращен против его
воли на территорию (в населенный пункт), которую он покинул по
обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего
Закона.
Вынужденный переселенец не может быть переселен без его
согласия в другой населенный пункт.
2. Решения и действия (бездействие) федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных
лиц указанных органов по исполнению настоящего Закона могут быть
обжалованы в вышестоящий орган или в суд.
3. Срок подачи жалобы не должен превышать:
одного месяца - со дня получения гражданином уведомления в
письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного
срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее
ответ в письменной форме;
трех месяцев - со дня, когда гражданину стало известно о
нарушении его права.
4. До принятия решения по жалобе на отказ в признании
вынужденным переселенцем лицо, подавшее жалобу, пользуется правами,
предусмотренными подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 4 настоящего
Закона.
Статья 9. Утрата и лишение статуса вынужденного
переселенца
1. Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при
прекращении гражданства Российской Федерации.
2. Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца:
1) при выезде для постоянного проживания за пределы территории
Российской Федерации;
2) в связи с истечением срока предоставления статуса в
соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на
осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или
его территориальный орган лишает лицо статуса вынужденного
переселенца в случае, если оно: (В редакции Федерального закона от
18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
1) (Утратил силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
2) умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо
фальшивые документы, послужившие основанием для признания его
вынужденным переселенцем.
4. Уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца
с указанием причин и порядка обжалования направляется этому лицу в
течение пяти дней со дня принятия решения.
5. В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или
в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца
удостоверение вынужденного переселенца признается недействительным
соответствующим территориальным органом федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по
контролю и надзору в сфере миграции. (В редакции Федерального
закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
6. В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или
в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца данное лицо
обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда
жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.
Лишение лица статуса вынужденного переселенца в связи с
сообщением им ложных сведений или в связи с предъявлением им
заведомо фальшивых документов является основанием для истребования
средств, затраченных на проезд, провоз багажа, содержание и
обустройство данного лица.
7. Лицо, утратившее статус вынужденного переселенца в связи с
истечением срока его предоставления, сохраняет право на получение
компенсации за утраченное имущество в соответствии с пунктом 4
статьи 7 настоящего Закона.
Статья 10. Основные направления работы федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на
осуществление функций по контролю и надзору в
сфере миграции, и его территориальных органов
с вынужденными переселенцами
(Наименование в редакции Федерального закона
от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
1. К основным направлениям работы федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по
контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов
с вынужденными переселенцами относятся прием вынужденных
переселенцев, предоставление им статуса вынужденного переселенца,
ведение учета вынужденных переселенцев, оказание им содействия в
обустройстве и всесторонняя их поддержка в пределах своих
полномочий. (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 г. N
121-ФЗ)
2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на
осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции,
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти
по проблемам вынужденных переселенцев. (В редакции Федерального
закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
Статья 11. Фонд жилья для временного поселения
вынужденных переселенцев
1. Фонд жилья для временного поселения вынужденных
переселенцев (далее - фонд жилья) предназначен для проживания
вынужденных переселенцев в течение срока действия статуса
вынужденного переселенца. К фонду жилья относятся дома, квартиры,
общежития, другие жилые помещения.
2. Строительство (приобретение) жилых помещений для временного
поселения, их эксплуатация и использование по назначению
осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации.
Использование помещений, арендуемых территориальным органом
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на
осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, для
временного поселения, осуществляется на основе договора аренды с
собственником имущества. (В редакции Федерального закона от
18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
3. Создание фонда жилья является расходным обязательством
Российской Федерации. (В редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Фонд жилья, за исключением арендуемого, является федеральной
собственностью и находится в оперативном управлении территориальных
органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного
на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. (В
редакции Федерального закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
Жилое помещение из фонда жилья может передаваться в
собственность органам местного самоуправления с сохранением за
территориальным органом федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в
сфере миграции, права заселения его вынужденными переселенцами на
основе договора. (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 г. N
121-ФЗ)
4. Жилое помещение из фонда жилья предоставляется семье
вынужденного переселенца в порядке очередности, устанавливаемой
территориальным органом федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в
сфере миграции. (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 г. N
121-ФЗ)
5. Жилое помещение из фонда жилья не подлежит приватизации,
обмену, бронированию, сдаче в поднайм, аренду или субаренду. Лицу,
проживающему в указанном жилом помещении, не разрешаются раздел
занимаемой им жилой площади и вселение временных жильцов без
разрешения на то территориального органа федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по
контролю и надзору в сфере миграции. (В редакции Федерального
закона от 18.07.2006 г. N 121-ФЗ)
Статья 12. Источники финансирования расходов
на прием и обустройство вынужденных
переселенцев
1. Мероприятия по обеспечению приема, проезда, размещения и
обустройства лиц, ходатайствующих о предоставлении им статуса
вынужденного переселенца и вынужденных переселенцев, установленные
положениями подпунктов 1, 3, 4 пункта 1 статьи 4, подпункта 4
пункта 1, подпунктов 1 и 3 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона,
являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Обеспечение иных социальных прав и гарантий вынужденных
переселенцев является расходным обязательством Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований в соответствии с их компетенцией по обеспечению
социальных прав и гарантий граждан Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления вправе устанавливать расходные
обязательства, соответственно, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований по содействию размещению и обустройству
лиц, ходатайствующих о предоставлении им статуса вынужденного
переселенца, и вынужденных переселенцев.
(Пункт в редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
2. Субъект Российской Федерации, который допустил на
подведомственной территории вынужденную миграцию по
обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего
Закона, и территорию которого покинули лица, признанные
вынужденными переселенцами, компенсирует расходы на прием и
обустройство указанных лиц в соответствии с законодательством
Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004
г. N 122-ФЗ)
3. Возмещение расходов на прием и обустройство вынужденных
переселенцев из иностранных государств осуществляется в
соответствии с международными договорами Российской Федерации.
4. (Утратил силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Статья 13. Взаимодействие федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления с общественными объединениями
по оказанию помощи вынужденным переселенцам
1. Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии
с законодательством Российской Федерации обеспечивают соблюдение
прав и законных интересов общественных объединений, занимающихся
проблемами вынужденных переселенцев, оказывают им поддержку в
деятельности по обустройству и в решении проблем занятости
вынужденных переселенцев. (В редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
2. Общественные объединения, оказывающие помощь вынужденным
переселенцам, с их согласия могут привлекаться к разработке
предложений по основным направлениям государственной политики в
области вынужденной миграции, а также к разработке проектов
компактного обустройства и занятости вынужденных переселенцев.
3. Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в
предусмотренных настоящим Законом случаях, решаются органами
государственной власти и органами местного самоуправления по
согласованию с общественными объединениями.
4. Контроль за деятельностью общественных объединений,
оказывающих помощь вынужденным переселенцам, осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Международное сотрудничество по
проблемам вынужденных переселенцев
1. Российская Федерация заключает с иностранными государствами
международные договоры по проблемам вынужденных переселенцев,
прибывающих в Российскую Федерацию из этих государств, в том числе
международные договоры в области защиты социальных, экономических и
других прав, а также защиты законных интересов вынужденных
переселенцев, с учетом государственных интересов Российской
Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем
Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего
Закона
Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут
ответственность, предусмотренную законодательством Российской
Федерации.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Дом Советов России
19 февраля 1993 года
N 4530-I