Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                 

                      Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                  от 14 октября 2010 г. N 1772-р

                              МОСКВА


    (В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации
       от 31.05.2012 г. N 874-р; от 23.09.2015 г. N 1877-р)

     1. Утвердить        прилагаемую       Концепцию       развития
уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
     2. Финансовое  обеспечение расходных обязательств, связанных с
реализацией   Концепции,   утвержденной   настоящим  распоряжением,
осуществлять  в  пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в
федеральном  бюджете  на очередной финансовый год и плановый период
на указанные цели.
     3. Федеральным   органам   исполнительной   власти  и  органам
исполнительной    власти   субъектов   Российской   Федерации   при
планировании  и  осуществлении  мероприятий  по  вопросам  развития
уголовно-исполнительной   системы  учитывать  положения  Концепции,
утвержденной настоящим распоряжением.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                   В.Путин
     __________________________




     УТВЕРЖДЕНА
     распоряжением Правительства
     Российской Федерации
     от 14 октября 2010 г.
     N 1772-р


                         К О Н Ц Е П Ц И Я
   развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
                           до 2020 года

    (В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации
       от 31.05.2012 г. N 874-р; от 23.09.2015 г. N 1877-р)

          I. Общая характеристика и современное состояние
                  уголовно-исполнительной системы

     По    состоянию    на    1 января    2010 г.   в   учреждениях
уголовно-исполнительной   системы,   обеспечивающих   изоляцию   от
общества, содержалось 864 тыс. человек, в том числе:
     в     226 следственных     изоляторах     и    164 помещениях,
функционирующих  в  режиме  следственных изоляторов при колониях, -
131,4 тыс. человек;
     в 755 исправительных колониях - 723,9 тыс. человек;
     в 7 тюрьмах - 2,8 тыс. человек;
     в 62 воспитательных колониях - 5,9 тыс. человек. (В   редакции
Распоряжения        Правительства        Российской       Федерации
от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     В   учреждениях  уголовно-исполнительной  системы  содержалось
69,1 тыс. женщин.    При    11    из   47 исправительных   колоний,
предназначенных   для  отбывания  наказания  женщин,  имелись  дома
ребенка, в которых проживало 846 детей.
     В  2467 уголовно-исполнительных  инспекциях  состояло на учете
534,4 тыс. человек,  осужденных  условно или к отбыванию наказаний,
не связанных с изоляцией их от общества.
     Конвоирование  осужденных  и  лиц,  содержащихся  под стражей,
обеспечивают    специальные    подразделения    по    конвоированию
(32 управления  и  39 отделов),  которые  ежегодно перемещают более
2 млн. человек.
     Медицинскую  помощь  осужденным   и  лицам,  содержащимся  под
стражей, осуществляют медицинские части или  здравпункты  в  каждом
учреждении, а также 131 больница (различного профиля),  59 лечебных
исправительных    учреждений    для    больных    туберкулезом    и
9 лечебно-исправительных учреждений для больных наркоманией.     (В
редакции    Распоряжения    Правительства    Российской   Федерации
от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     Для  обеспечения  трудовой  занятости  осужденных  организован
производственный   комплекс,   в   который  входят  313 федеральных
государственных   унитарных   предприятий,   505 центров   трудовой
адаптации       осужденных,      37 лечебно-производственных      и
40 учебно-производственных трудовых мастерских.
     Абзац.   (Исключен  -  Распоряжение  Правительства  Российской
Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     Руководство      учреждениями,     исполняющими     наказания,
осуществляют    территориальные    органы   уголовно-исполнительной
системы  и  федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
правоприменительные  функции, функции по контролю и надзору в сфере
исполнения   уголовных   наказаний   в   отношении   осужденных,  -
Федеральная  служба  исполнения  наказаний,  находящаяся  в ведении
Министерства юстиции Российской Федерации.
     Штатная    численность    работников   уголовно-исполнительной
системы   составляет   350,7 тыс. человек,   в  том  числе  имеющих
специальные  звания  сотрудников  уголовно-исполнительной системы -
259,7 тыс. человек.
     Медицинскую  помощь  личному  составу  уголовно-исполнительной
системы  осуществляют  47 медицинских  организаций,  в  том   числе
25 центров  медицинской  и  социальной  реабилитации,   13 больниц,
6 военно-врачебных комиссий и 3 санатория. (В редакции Распоряжения
Правительства Российской Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     Профессиональную  подготовку  и повышение квалификации личного
состава,     а     также    научно-исследовательское    обеспечение
уголовно-исполнительной   системы  осуществляют  8  образовательных
организаций  высшего образования с 7 филиалами, 74 учебных центра и
пункта,      институт      повышения      квалификации      и     2
научно-исследовательских института с 3 филиалами. (В       редакции
Распоряжения        Правительства        Российской       Федерации
от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     Принимаемые  меры,  в  том  числе ежегодное увеличение объемов
бюджетных      ассигнований,      выделяемых      на     содержание
уголовно-исполнительной  системы,  позволили  добиться определенных
позитивных  результатов в развитии уголовно-исполнительной системы,
улучшить  условия  содержания  осужденных  и  лиц, содержащихся под
стражей,  в том числе их размещение, питание, вещевое и медицинское
обеспечение.
     Совершенствуется   нормативная   правовая   база  деятельности
уголовно-исполнительной  системы,  практика  назначения наказаний и
избрания  меры  пресечения  в  виде содержания под стражей, введены
новые виды наказаний, альтернативные лишению свободы.
     Вместе  с  тем,  несмотря  на  сокращение  в течение последних
5 лет  уровня  преступности  в  стране,  к  2010  году  численность
осужденных  к  лишению  свободы  увеличилась  более чем на 115 тыс.
человек, или на 18,6 процента.
     Общее  количество  лиц,  содержащихся  под  стражей,  остается
стабильно  высоким,  а  в  некоторых  регионах их число значительно
превышает   количество   мест   в   следственных   изоляторах.   По
объективным    причинам   темпы   строительства   и   реконструкции
исправительных    учреждений    и    следственных   изоляторов   не
соответствуют   динамике   роста   численности  осужденных  и  лиц,
содержащихся  под  стражей.  Вследствие  этого  в  ряде  учреждений
установленные лимиты превышены на 20 - 40 процентов.
     Переполнение  учреждений  ведет  к  общему  ухудшению  условий
содержания  подозреваемых  и  обвиняемых в совершении преступлений,
нарушению  предусмотренных  законом  прав  и интересов осужденных и
лиц,  содержащихся  под стражей, увеличивает нагрузку на работников
уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации.
     За  несколько  лет  количество  осужденных  за  тяжкие и особо
тяжкие   преступления   возросло   вдвое  и  достигло  к  2010 году
80 процентов  общей численности осужденных к лишению свободы. Более
четверти   осужденных   приговорены  к  длительным  срокам  лишения
свободы,  почти  половина  - отбывает наказание второй раз и более,
что  приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших
граждан.
     Более  80 процентов  осужденных  при  поступлении в учреждения
уголовно-исполнительной   системы   не   имели  профессиональных  и
трудовых   навыков  либо  утратили  их.  Около  50 тыс.  осужденных
нуждаются в получении обязательного основного общего образования.
     На  1  января  2010 г.  более  90 процентов  (около  800 тыс.)
осужденных  и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, состояло
на  диспансерном    учете по   поводу   различных      заболеваний,
433,7 тыс. -  больны  социально  значимыми  заболеваниями,   в  том
числе 72,46  тыс.  -  психическими  расстройствами,  40,77  тыс.  -
активным туберкулезом, 55,96 тыс. -  ВИЧ-инфекцией,  42,47  тыс.  -
вирусным  гепатитом,  62,04  тыс.  -  наркоманией,  26,32  тыс.   -
алкоголизмом. Более 25 тыс. осужденных являются инвалидами.
     В  связи  с  этим  значительно возросла нагрузка на работников
уголовно-исполнительной  системы, участились связанные со служебной
деятельностью случаи угроз в их адрес и нападений на них.
     Проблема   противодействия   криминальным  структурам  требует
решения   целого   комплекса  вопросов,  связанных  с  организацией
надлежащего    взаимодействия    правоохранительных    органов   по
нейтрализации  внешних  и  внутренних  факторов,  создающих  угрозу
нормальному  функционированию  исправительных  учреждений,  то есть
угроз  со стороны находящихся на свободе криминальных "авторитетов"
и  угроз  "внутри  учреждения",  исходящих  от  лидеров группировок
осужденных отрицательной направленности.
     Служба   в   уголовно-исполнительной   системе   не  считается
престижной    среди    населения   страны.   Заработная   плата   в
уголовно-исполнительной  системе  в  крупных  городах и промышленно
развитых  регионах Российской Федерации существенно меньше среднего
дохода   населения   в   этих  регионах.  Несоответствие  денежного
довольствия  объему, сложности и характеру работы является основным
мотивом  увольнения  работников  уголовно-исполнительной  системы и
снижения требовательности к персоналу.
     Несмотря  на  существенные  изменения, произошедшие в стране в
последние   годы,   уголовно-исполнительная   система   во   многом
сохранила  черты  старой пенитенциарной системы, ориентированной на
другое  общество.  Она  не  учитывает нынешнее состояние экономики,
интеграцию  Российской  Федерации  в  международное  правовое поле,
международные   стандарты   обращения  с  заключенными  и  развитие
гражданского общества.
     Указанные  обстоятельства  обусловили необходимость подготовки
Концепции   развития   уголовно-исполнительной  системы  Российской
Федерации до 2020 года (далее - Концепция).

           II. Общие положения, цель и задачи Концепции

     Концепция   предусматривает   основные  направления,  формы  и
методы   совершенствования   и   развития   уголовно-исполнительной
системы,  ее  взаимосвязь с государственными органами и институтами
гражданского      общества,     обеспечивающую     функционирование
уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.
     Основными целями Концепции являются:
     совершенствование   деятельности   учреждений    и    органов,
исполняющих  наказания,  с  учетом   международных   стандартов   и
потребностей общественного развития; (В    редакции    Распоряжения
Правительства Российской Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     сокращение   рецидива   преступлений,   совершенных    лицами,
отбывшими наказание в  виде  лишения  свободы,  за  счет  повышения
эффективности социальной и психологической работы в местах  лишения
свободы, проведение в местах лишения свободы  мероприятий  в  целях
адаптации в обществе  освободившихся  осужденных,  в  том  числе  с
участием гражданского общества; (В       редакции      Распоряжения
Правительства Российской Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     гуманизация  условий содержания лиц, заключенных под стражу, и
лиц,   отбывающих  наказание  в  виде  лишения  свободы,  повышение
гарантий  соблюдения  их прав и законных интересов в соответствии с
международными стандартами. (В  редакции Распоряжения Правительства
Российской Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     Для  достижения поставленных целей необходимо решить следующие
задачи:
     совершенствование уголовной и уголовно-исполнительной политики
(организации  исполнения  наказаний),  направленной на социализацию
осужденных; (В   редакции   Распоряжения  Правительства  Российской
Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     создание  условий   для   постепенного   снижения   количества
осужденных, содержащихся в одном жилом помещении  в  исправительных
учреждениях, в том числе в приоритетном  порядке  в  воспитательных
колониях; (В   редакции   Распоряжения   Правительства   Российской
Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     осуществление   раздельного  содержания  осужденных  с  учетом
тяжести     совершенного     преступления    и    криминологической
характеристики осужденного;
     изменение  идеологии  применения  основных средств исправления
осужденных     в     местах    лишения    свободы    с    усилением
психолого-педагогической  работы  с  личностью  и  подготовки  ее к
жизни в обществе;
     разработка  форм проведения воспитательной работы, организации
образовательного  процесса  и трудовой занятости осужденных в новых
условиях отбывания наказания;
     модернизация   и  оптимизация  системы  охраны  исправительных
учреждений  и следственных изоляторов, укрепление материальной базы
следственных       изоляторов,      исправительных      учреждений,
уголовно-исполнительных инспекций;
     повышение   эффективности  управления  уголовно-исполнительной
системой   с   учетом   ее  новой  структуры,  в  том  числе  путем
формирования   современной  информационной  и  телекоммуникационной
инфраструктуры;
     расширение   сферы   применения   наказаний  и  иных  мер,  не
связанных с лишением свободы;
     обеспечение  необходимого  уровня социальной защиты работников
уголовно-исполнительной системы;
     внедрение  современных  технологий  и  технических  средств  в
практику исполнения наказаний;
     совершенствование  ведомственного  контроля  за  деятельностью
уголовно-исполнительной системы; (В      редакции      Распоряжения
Правительства Российской Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     обеспечение   прозрачности   уголовно-исполнительной  системы,
расширение сотрудничества с гражданским обществом; (Дополнен      -
Распоряжение        Правительства        Российской       Федерации
от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     развитие   международного   сотрудничества  с  пенитенциарными
системами   иностранных   государств,   международными  органами  и
неправительственными организациями.

    III. Основные направления развития уголовно-исполнительной
                              системы

 1. Совершенствование уголовной и уголовно-исполнительной политики

     В  рамках  совершенствования  уголовно-исполнительной политики
планируются следующие мероприятия:
     совершенствование    уголовного   и   уголовно-исполнительного
законодательства Российской Федерации (в том числе в части создания
условий   для   постепенного   снижения   количества    осужденных,
содержащихся   в   одном   жилом   помещении    в    исправительных
учреждениях); (В  редакции  Распоряжения  Правительства  Российской
Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     поиск  и  использование  новых  форм и методов исправительного
воздействия  на  осужденных,  организационных механизмов социальной
работы   с   осужденными,   закрепление  в  уголовно-исполнительном
законодательстве     Российской    Федерации    форм    социальной,
психолого-педагогической  работы с осужденными в качестве основного
средства исправления осужденных;
     дополнение  системы  поощрений  осужденных  иными  стимулами к
правопослушному поведению и активной ресоциализации;
     дифференциация   содержания   осужденных   в   зависимости  от
характера   и   степени   общественной  опасности  совершенных  ими
преступлений,    поведения    во    время    отбывания   наказания,
криминального  опыта  (раздельное  содержание  впервые осужденных к
лишению  свободы  и  ранее  отбывавших  наказание  в  виде  лишения
свободы,  расширение  оснований  направления в колонию-поселение, с
одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой стороны);
     закрепление    в    уголовно-исполнительном   законодательстве
Российской  Федерации новых форм надзора за поведением осужденных с
использованием   электронного   мониторинга  спутниковой  навигации
ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
     подготовка     предложений     о    внесении    изменений    в
законодательство     Российской     Федерации,    предусматривающих
применение   электронных   средств  контроля  по  месту  жительства
подозреваемого,  обвиняемого  в  совершении преступлений в качестве
альтернативы содержанию под стражей;
     оптимизация  размещения мест отбывания наказания на территории
страны,  в  том  числе  для  сохранения  социально  полезных связей
осужденных,    доступности    места    отбывания    наказания   для
родственников,  за  исключением  случаев, требующих изоляции членов
организованного   преступного   сообщества,   а  также  обеспечения
безопасности самого осужденного.

    2. Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания
          в виде лишения свободы, и совершенствование их
              организационно-структурного построения

     (Подраздел  исключен  -  Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)

   3. Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной
    системой, использование инновационных разработок и научного
                            потенциала

     Повышение   эффективности  управления  уголовно-исполнительной
системой,   использование   инновационных   разработок  и  научного
потенциала предполагают:
     совершенствование    ведомственного   контроля,   создание   и
использование   комплексной   системы  непрерывного  мониторинга  и
оценки  деятельности  учреждений  и органов уголовно-исполнительной
системы;
     регулярное   проведение   мониторинга   состава  осужденных  и
персонала   в  целях  получения  объективных  данных  для  принятия
решений   о   дальнейшем   реформировании   уголовно-исполнительной
системы;
     интеграцию  автоматизированных  систем уголовно-исполнительной
системы     с     автоматизированными    системами    судебных    и
правоохранительных органов;
     внедрение  электронного  делопроизводства,  включая  оснащение
всех   учреждений   и   органов   уголовно-исполнительной   системы
автоматизированными   рабочими   местами,  формирование  и  ведение
регистра  унифицированной системы электронных документов, перевод в
цифровой  формат  100 процентов  документов информационных фондов и
архивов  учреждений  и  органов  уголовно-исполнительной  системы к
2020 году;
     совершенствование                               инфраструктуры
информационно-телекоммуникационного   и  других  видов  обеспечения
функционирования  и  развития  системы передачи и обработки данных,
систем информационной безопасности и защиты информации;
     создание  резервного  центра  управления  сетевыми  ресурсами,
позволяющего           повысить          надежность          работы
информационно-телекоммуникационной    сети,   хранения   и   защиты
информации;
     обеспечение     пользователям     информационными    ресурсами
уголовно-исполнительной  системы  возможности  доступа к сети связи
общего  пользования,  сетям  взаимодействующих  федеральных органов
исполнительной  власти  на  основе  межведомственных  регламентов и
соглашений;
     интегрирование    средств    связи   и   передачи   данных   в
телекоммуникационную  инфраструктуру органов исполнительной власти,
судебных    и   правоохранительных   органов   с   учетом   проблем
труднодоступных районов России;
     предоставление  осужденным  и лицам, содержащимся под стражей,
технической     возможности    использования    широкого    спектра
телекоммуникационных     услуг,     в     том     числе     средств
видео-конференц-связи, электронной почты и др.;
     дальнейшее   развитие   сети   специальной   связи   в   целях
обеспечения   информационной  безопасности  уголовно-исполнительной
системы,  участие  в  создании  и  развитии  межведомственных сетей
передачи  шифрованной  информации  органов  государственной власти,
организация    на    их   основе   межведомственного   электронного
документооборота, комплексов информационного взаимодействия;
     активное        использование        научного       потенциала
научно-исследовательских  институтов,  образовательных  организаций
высшего  образования  Федеральной  службы  исполнения  наказаний  и
организаций   дополнительного   профессионального   образования  во
взаимодействии  с  другими  образовательными  организациями высшего
образования  и  научными  организациями, обеспечение приоритетности
диссертационных   исследований,   направленных  на  научный  анализ
актуальных  проблем  практической деятельности учреждений и органов
уголовно-исполнительной  системы,  повышение  требований к контролю
качества образования; (В    редакции   Распоряжения   Правительства
Российской Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     проведение  научных исследований, соответствующих современному
уровню  развития  пенитенциарных  систем иностранных государств, на
базе   лабораторий,   научных   центров   и  других  подразделений,
сформированных  по предусмотренным Концепцией направлениям развития
уголовно-исполнительной системы.

      4. Совершенствование отдельных направлений деятельности
                  уголовно-исполнительной системы

      Обеспечение прав и законных интересов осужденных и лиц,
                     содержащихся под стражей

     В целях обеспечения прав и  законных  интересов  осужденных  и
лиц, содержащихся под стражей, предусматривается:
     совершенствование  законодательства  Российской  Федерации   в
сфере  соблюдения  прав,   законных   интересов   и   человеческого
достоинства лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной
системы, с учетом международных стандартов, в том числе  стандартов
Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного  или
унижающего   достоинство   обращения   или    наказания,    решений
Европейского  Суда  по  правам   человека,   а   также   требований
Европейских пенитенциарных правил;
     создание условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под
стражей, с учетом международных стандартов, в том числе  стандартов
Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного  или
унижающего   достоинство   обращения   или    наказания,    решений
Европейского  Суда  по  правам   человека,   а   также   требований
Европейских пенитенциарных правил;
     пересмотр ведомственных нормативных правовых  актов  с  грифом
ограничения доступа к документу в целях исключения указанного грифа
из актов, затрагивающих  права  и  обязанности  осужденных  и  лиц,
содержащихся  под  стражей,  либо  исключения  этих  положений   из
указанных актов;
     обеспечение права осужденных и лиц, содержащихся под  стражей,
и других лиц на личное участие в судебных заседаниях, в  том  числе
проводимых      исходя       из       возможностей       учреждений
уголовно-исполнительной системы в режиме видео-конференц-связи,  по
вопросам  досрочного  освобождения  от  отбывания   наказания,   по
гражданским делам и другим вопросам;
     обеспечение права осужденных и лиц, содержащихся под  стражей,
на беспрепятственное направление обращений;
     совершенствование   взаимодействия   учреждений   и    органов
уголовно-исполнительной   системы   с   институтами    гражданского
общества, в том числе с общественными  наблюдательными  комиссиями,
по вопросам обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц,
содержащихся под стражей;
     обеспечение    безотлагательного    проведения     необходимых
мероприятий по  фиксированию  медицинскими  работниками  полученных
осужденными  и  лицами,   содержащимися   под   стражей,   телесных
повреждений,   а   также   направления   сотрудниками    учреждений
уголовно-исполнительной системы материалов в компетентные органы  с
объяснениями пострадавших и очевидцев;
     создание условий для нахождения осужденных и лиц, содержащихся
под стражей, вне камерных  помещений  в  дневное  время  исходя  из
возможностей учреждений уголовно-исполнительной системы;
     совершенствование      нормативно-правового      регулирования
применения  к  осужденным  и  лицам,  содержащимся   под   стражей,
физической силы, специальных средств и оружия, введение эффективных
форм контроля  за  их  использованием,  обеспечение  привлечения  к
ответственности за превышение должностных полномочий при  нарушении
прав  лиц,  содержащихся  в   учреждениях   уголовно-исполнительной
системы;
     совершенствование системы и порядка применения дисциплинарного
воздействия на осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с учетом
соразмерности  взыскания  дисциплинарному  проступку  и  соблюдения
необходимого перерыва содержания в условиях одиночной изоляции;
     обеспечение  получения  лицами,  содержащимися  в  учреждениях
уголовно-исполнительной  системы,  информации  о  своем   здоровье,
включая  ознакомление  с  медицинской  документацией  и   получение
консультаций    врачей-специалистов     медицинских     организаций
государственной системы  здравоохранения  и  муниципальной  системы
здравоохранения, исходя из положений федерального законодательства;
     разработка механизма  правовой  защиты  осужденных  инвалидов,
несовершеннолетних, беременных женщин,  женщин,  имеющих  при  себе
детей,   а    также    содержащихся    под    стражей    инвалидов,
несовершеннолетних, беременных женщин,  женщин,  имеющих  при  себе
детей;
     обеспечение оказания медицинской помощи и создание  улучшенных
условий содержания инвалидам и лицам, не способным или  ограниченно
способным обслуживать себя самостоятельно, в том числе техническими
средствами,      исходя      из       возможностей       учреждений
уголовно-исполнительной    системы     с     учетом     ограничений
жизнедеятельности этих лиц;
     совершенствование нормативно-правового регулирования оснований
и  порядка  проведения  досмотров  и   обысков   осужденных,   лиц,
содержащихся  под  стражей,  и  иных  лиц,  посещающих   учреждения
уголовно-исполнительной  системы,  а  также  проведение   указанных
процедур в условиях, не унижающих человеческого достоинства;
     законодательное    регулирование    оснований    и     порядка
предоставления свиданий с родственниками и иными лицами посредством
видео-конференц-связи                 или                  ресурсов
информационно-телекоммуникационной  сети   "Интернет"   исходя   из
возможностей уголовно-исполнительной системы;
     совершенствование  механизма  получения  посылок  (передач)  и
бандеролей  для  всех  категорий   осужденных,   повышение   уровня
технического оснащения процедуры досмотра посылок (передач) в целях
минимизации приведения в  негодное  состояние  содержимого  посылок
(передач) и обеспечения их максимальной сохранности и целостности;
     обеспечение не  унижающих  человеческого  достоинства  условий
содержания лиц при организации  специальных  перевозок,  соблюдение
стандартов полезной площади на одного  человека  при  осуществлении
перевозок, оптимизация перевозок в целях исключения  неоправданного
использования транзитных пунктов;
     выработка  алгоритма  направления  и  перевода  осужденных   к
лишению свободы с учетом состояния здоровья и других  обстоятельств
в исправительные  учреждения,  расположенные  по  месту  жительства
осужденного на момент совершения преступления;
     проработка   возможностей   расширения   способов    получения
общедоступной информации и поддержания  социальных  связей,  в  том
числе  посредством  использования  теле-  и  радиоприемников,  иных
электронных устройств, а также исходя  из  возможностей  учреждений
уголовно-исполнительной    системы    посредством     использования
информационно-телекоммуникационной  сети  "Интернет"  и  телефонной
связи (с ограничениями в  отношении  злостных  нарушителей  порядка
отбывания   наказания)   в   условиях   контроля,   осуществляемого
учреждениями    уголовно-исполнительной    системы     в     рамках
законодательства Российской Федерации;
     применение индивидуального подхода при организации  работы  по
обеспечению  мер  личной  безопасности  медицинского  работника   и
преподавательского состава;
     обеспечение для иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства
доступа к процедурам защиты их  прав  и  регулирования  статуса  на
территории Российской Федерации при нахождении в  местах  отбывания
наказания исходя из целей сохранения их  социальных  и  родственных
связей согласно положениям  Конвенции  о  защите  прав  человека  и
основных свобод, иных международных стандартов прав человека;
     разработка    и    внедрение    исходя     из     возможностей
уголовно-исполнительной    системы    профильных    образовательных
программ, реализуемых  образовательными  организациями  Федеральной
службы  исполнения  наказаний,  направленных  на   формирование   у
обучающихся профессиональных навыков  в  области  обеспечения  прав
человека в местах принудительного содержания;
     совершенствование     института     помощников     начальников
территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний  по
соблюдению прав человека в целях обеспечения их  независимости  при
осуществлении ведомственного контроля за обеспечением прав человека
в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы;
     переработка   критериев   оценки    деятельности    учреждений
уголовно-исполнительной системы в сфере обеспечения прав  человека,
в том числе с учетом мнения Уполномоченного по  правам  человека  в
Российской Федерации,  Уполномоченного  при  Президенте  Российской
Федерации по  защите  прав  предпринимателей,  Уполномоченного  при
Президенте Российской  Федерации  по  правам  ребенка,  Совета  при
Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и
правам человека, институтов гражданского общества.
     (Подраздел  дополнен  -  Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)

                 Обеспечение режима и безопасности

     Размещение   осужденных   в   многоместных  общежитиях  делает
невозможным   пресечение   нежелательных   контактов   между  ними.
Установленные   в  настоящее  время  законом  принципы  раздельного
содержания осужденных не позволяют эффективно решать эту проблему.
     В   то  же  время  преодоление  угрозы  сплочения  криминально
ориентированных   осужденных   и  лиц,  содержащихся  под  стражей,
действий,     дезорганизующих     деятельность    учреждений,    не
обеспечивается   в   условиях  коллективного  содержания  указанной
категории лиц.
     С учетом этого предлагается:
     дифференциация    условий   содержания   осужденных   и   лиц,
содержащихся  под  стражей,  с  целью  обеспечения  выполнения  ими
установленных  правил  режима содержания, создание системы изучения
факторов,  способствующих  эксцессам со стороны осужденных, с целью
выработки  мер,  стимулирующих  правопослушное  поведение,  а также
усиления   ответственности   злостных   нарушителей  установленного
порядка отбывания наказания;
     совершенствование     системы     мотиваций    осужденных    к
законопослушному  поведению,  влекущему изменение условий отбывания
наказания  и  вида  исправительного  учреждения,  условно-досрочное
освобождение  или  замену  неотбытой  части  наказания более мягким
видом  наказания,  совершенствование  порядка участия администрации
исправительных      учреждений      в     реализации     механизмов
условно-досрочного  освобождения и замены неотбытой части наказания
более  мягким  видом  наказания  с  учетом  поведения  и личностных
характеристик осужденных; (В  редакции  Распоряжения  Правительства
Российской Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     совершенствование    системы   мер   взыскания   в   отношении
осужденных,  нарушающих  установленный порядок отбывания наказания,
влекущих    изменение    условий   отбывания   наказания   и   вида
исправительного учреждения;
     повышение    эффективности    надзора   за   поведением   лиц,
содержащихся  в  исправительных  учреждениях,  на  основе внедрения
современных   технических   средств   надзора,  повышения  качества
подготовки  работников  уголовно-исполнительной системы и улучшения
условий несения службы;
     разработка   комплекса   мер   по  формированию  у  работников
уголовно-исполнительной   системы  умений  и  навыков,  позволяющих
обеспечить  эффективное  противодействие  противоправному поведению
со  стороны  осужденных,  а  также мер ответственности за нарушение
прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
     совершенствование  мер  предупреждения  и пресечения возможных
неслужебных  связей личного состава уголовно-исполнительной системы
с   осужденными,   преступных   связей  осужденных  между  собой  и
осужденных  с  лицами,  находящимися  за  пределами  исправительных
учреждений;
     создание   системы   противодействия   преступному   поведению
осужденных  на  основе применения современных инженерно-технических
средств   охраны   и   надзора,   новых  технологий  и  подходов  к
организации  безопасности объектов уголовно-исполнительной системы,
а  также  формирования  единой  технической  политики  в области их
оснащения   комплексами   инженерно-технических  средств  охраны  и
надзора.  Оснащение  всех  следственных изоляторов и исправительных
учреждений современными интегрированными системами безопасности;
     применение    сотрудниками   уголовно-исполнительной   системы
комплекса  индивидуальных  профилактических  мер  по предупреждению
правонарушений, в том числе преступлений, совершаемых осужденными;
     введение   мониторинга  за  поведением  осужденных  с  помощью
технологий   электронного  контроля  (видеонаблюдение,  электронные
браслеты, беспроводные технологии и др.);
     повышение   уровня  организации  специальных  перевозок  путем
оптимизации  маршрутов  конвоирования  и улучшения взаимодействия с
государственными  органами  и  организациями,  задействованными при
выполнении перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
     использование  спутниковых систем глобального позиционирования
для   мониторинга   за   передвижением  специальных  автомобилей  и
специальных   вагонов   для   перевозки   осужденных,  оборудование
специальных  автомобилей  современными средствами видеонаблюдения и
связи;
     перевод         подразделений         охраны        учреждений
уголовно-исполнительной  системы  на  прогрессивные способы несения
службы,  позволяющие выполнять задачи по изоляции осужденных и лиц,
содержащихся  под  стражей,  с привлечением оптимальной численности
персонала;
     поэтапная    замена   специальных   вагонов   моделями   новой
конструкции,  обновление  технических  средств  охраны,  надзора  и
средств    связи,   установленных   на   специальных   транспортных
средствах.

   Обеспечение материально-бытовых условий содержания осужденных
                  и лиц, содержащихся под стражей

     В  сфере  материально-бытовых  условий содержания осужденных и
лиц, содержащихся под стражей, предполагается:
     осуществление мероприятий  по  приведению  условий  содержания
подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах в соответствие
с законодательством Российской Федерации; (В  редакции Распоряжения
Правительства Российской Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     разработка  и  утверждение  в  2012 году  новых видов вещевого
довольствия,  отвечающих  международным  стандартам  и  современным
потребительским  свойствам,  обеспечение новым вещевым довольствием
осужденных  и  лиц,  содержащихся  под  стражей,  в полном объеме к
2015 году;
     выполнение   санитарно-гигиенических   требований  к  условиям
содержания   осужденных   и   лиц,   содержащихся  под  стражей,  в
соответствии  с  установленными  нормативами,  повышение нормативов
жилой площади для осужденных;
     развитие  системы предоставления дополнительных платных, в том
числе   с  использованием  информационно-телекоммуникационной  сети
"Интернет",   материально-бытовых   услуг   осужденным   и   лицам,
содержащимся  под стражей, исходя из среднего уровня цен по региону
и возможностей расширения услуг; (Дополнен      -      Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     совершенствование   организации   питания  осужденных  и  лиц,
содержащихся   под  стражей,  обеспечение  постоянного  мониторинга
качества пищи; (В  редакции  Распоряжения  Правительства Российской
Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     обеспечение  продовольственной  безопасности  и  независимости
уголовно-исполнительной  системы  от  колебаний  конъюнктуры  рынка
продуктов    питания    путем    постоянного    повышения    уровня
самообеспеченности   учреждений   уголовно-исполнительной   системы
основными  видами  продовольствия  в общем объеме финансирования на
продовольственное обеспечение;
     оптимизация  системы  закупок для нужд уголовно-исполнительной
системы   в  целях  повышения  ее  экономичности,  эффективности  и
прозрачности,  переход  на  повсеместное  использование электронных
торгов    по   закупкам   товаров,   работ   и   услуг   для   нужд
уголовно-исполнительной системы.

                        Медицинская помощь

     В сфере оказания медицинской помощи предполагается:         (В
редакции    Распоряжения    Правительства    Российской   Федерации
от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     приведение        деятельности       медицинской        службы
уголовно-исполнительной  системы   в   соответствие   с   основными
концептуальными  направлениями  развития  системы   здравоохранения
Российской Федерации; (В    редакции   Распоряжения   Правительства
Российской Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     абзац;   (Исключен  -  Распоряжение  Правительства  Российской
Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     участие  в  реализации государственных программ, приоритетного
национального проекта в сфере здравоохранения; (В          редакции
Распоряжения        Правительства        Российской       Федерации
от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     увеличение  финансирования  на  медицинское  обеспечение  лиц,
содержащихся  в  учреждениях  уголовно-исполнительной  системы,  до
уровня   подушевого   норматива   финансирования,  устанавливаемого
программой  государственных  гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи;
     приведение   материально-технического   оснащения  медицинских
частей,     лечебно-профилактических     учреждений,    учреждений,
обеспечивающих  государственный санитарно-эпидемиологический надзор
на  объектах  уголовно-исполнительной  системы,  в  соответствие  с
условиями  и  требованиями, установленными в сфере здравоохранения,
укрепление    и    развитие    сети    санитарно-гигиенических    и
бактериологических лабораторий;
     при  участии  ведущих  научно-исследовательских  организаций в
области  здравоохранения разработка и внедрение современных методов
профилактики,   диагностики,   лечения   и   реабилитации  наиболее
распространенных  заболеваний среди лиц, содержащихся в учреждениях
уголовно-исполнительной   системы,   с  целью  снижения  уровня  их
заболеваемости, инвалидности и смертности;
     формирование  системы  мер  для  повышения мотивации здорового
образа жизни, создание для этого необходимых условий;
     абзац.   (Исключен  -  Распоряжение  Правительства  Российской
Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)

       Трудовая деятельность, профессиональное образование и
               профессиональное обучение осужденных

     В сфере трудовой деятельности осужденных необходимы:
     проработка возможности внедрения новых организационно-правовых
форм  организации  производственной  деятельности   в   учреждениях
уголовно-исполнительной системы и создание  дополнительных  рабочих
мест, в том числе на основе государственно-частного партнерства;
     приведение условий осуществления производственной деятельности
в   учреждениях   уголовно-исполнительной   системы   к    условиям
производственной деятельности в иных организациях;
     обеспечение государственных гарантий трудовых прав осужденных,
установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, в том числе:
     на условия труда, соответствующие государственным  нормативным
требованиям охраны труда;
     на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление
ежедневного  отдыха,  выходных  и   нерабочих   праздничных   дней,
оплачиваемого ежегодного отпуска;
     на оплату труда в полном размере месячной заработной платы  не
ниже установленного минимального размера оплаты  труда  при  полной
отработке за этот период нормы рабочего времени и выполнении  нормы
труда (трудовых обязанностей);
     на сохранение  за  осужденным  рабочего  места  в  период  его
временной нетрудоспособности;
     обеспечение  системы  основных  государственных  гарантий   по
оплате труда осужденных, в том числе  в  целях  обеспечения  выплат
компенсации вреда потерпевшим и государству;
     проработка возможности повышения заработной платы осужденных с
учетом выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний бюджетных
ассигнований, в том числе в связи с ростом потребительских  цен  на
товары и услуги;
     проработка   возможности   увеличения   размера   заработанных
денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного;
     приведение норм  труда  в  уголовно-исполнительной  системе  в
соответствие с типовыми отраслевыми нормами труда;
     проработка  вопроса   об   исключении   обязательности   труда
осужденных к лишению свободы;
     модернизация исходя  из  возможностей  уголовно-исполнительной
системы производственно-хозяйственной базы  уголовно-исполнительной
системы и повышение экономической эффективности труда осужденных;
     предоставление   в   соответствии   с   Федеральным    законом
"О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ,  услуг  для
обеспечения  государственных  и  муниципальных  нужд"   преимуществ
учреждениям  уголовно-исполнительной  системы  в  целях  увеличения
трудовой  занятости  осужденных,  в  том  числе  с   использованием
возможности размещения государственных и муниципальных  заказов  на
внеконкурсной основе;
     обучение осужденных профессиям в  рамках  реализации  основных
профессиональных  образовательных  программ  и  основных   программ
профессионального  обучения,   востребованным   на   рынке   труда,
совершенствование     профессиональных     навыков,     позволяющих
трудоустроиться после освобождения;
     проработка    модели    индивидуально-трудовой    деятельности
осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
     разработка предложений по созданию  условий,  в  том  числе  с
использованием  льгот  и  поощрений,  для   добровольного   участия
осужденных   в   любых   видах   хозяйственных    работ,    включая
благоустройство территории и уборку помещений;
     активное   привлечение   организаций   независимо   от    форм
собственности к созданию производственных участков в исправительных
учреждениях и следственных изоляторах, а также к  созданию  рабочих
мест за пределами учреждений уголовно-исполнительной системы;
     обеспечение участия федеральной инспекции труда в  федеральном
государственном   надзоре   за   соблюдением    работодателями    в
уголовно-исполнительной    системе    трудового    законодательства
Российской Федерации;
     модернизация исходя  из  возможностей  уголовно-исполнительной
системы   материально-технической   базы   колоний-поселений    для
расширения производства сельскохозяйственной продукции;
     разработка наиболее перспективных направлений производственной
деятельности учреждений  уголовно-исполнительной  системы  в  целях
приоритетного  обеспечения   потребностей   уголовно-исполнительной
системы и выпуска конкурентоспособной продукции;
     определение прогнозных потребностей  в  работах  и  профессиях
рабочих, востребованных на рынке труда;
     осуществление   профессионального   обучения   осужденных    и
обеспечение получения ими среднего профессионального образования по
программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих с  учетом
результатов  мониторинга  прогнозных  потребностей  в   работах   и
профессиях рабочих в учреждениях уголовно-исполнительной системы  и
региональных   рынков   труда   в   целях   обеспечения    гарантий
трудоустройства и возвращения в общество законопослушных граждан;
     обеспечение      участия      учреждений       и       органов
уголовно-исполнительной   системы   в   региональных    программах,
предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения,  и
в системе социального партнерства государства, бизнеса,  институтов
гражданского общества;
     разработка и реализация  основных  программ  профессионального
обучения и программ подготовки квалифицированных рабочих,  служащих
с учетом региональных условий,  ориентированных  на  потребность  в
определенных рабочих кадрах;
     совершенствование    и    развитие    системы    обязательного
профессионального   обучения   или    среднего    профессионального
образования    осужденных    в    рамках    реализации     основных
профессиональных  образовательных  программ  и  основных   программ
профессионального     обучения,     сохранение,     передислокация,
перепрофилирование    и     создание     новых     профессиональных
образовательных организаций,  реализующих  все  формы  обучения,  с
учетом прогноза потребностей в профессиях  рабочих  по  отраслям  и
регионам;
     внедрение моделей  и  программ  развития  трудовых  навыков  и
умений,  отвечающих  возрастным   особенностям   и   индивидуальным
потребностям несовершеннолетних осужденных;
     проработка возможности установления особого трудового  статуса
занятых на производстве или обучаемых лиц, не имеющих опыта  работы
по специальности.
     (Подраздел  в  редакции  Распоряжения Правительства Российской
Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)

        Социальная и психологическая работа с осужденными.
                Воспитание и образование осужденных

     В сфере социальной  и психологической работы  с осужденными, а
также в процессе их воспитания и образования предлагается:       (В
редакции    Распоряжения    Правительства    Российской   Федерации
от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     абзац;   (Исключен  -  Распоряжение  Правительства  Российской
Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     абзац;   (Исключен  -  Распоряжение  Правительства  Российской
Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     разработка   механизма  индивидуальной  социальной  работы   с
осужденными    с    момента    их    поступления    в    учреждения
уголовно-исполнительной системы в целях подготовки к освобождению и
дальнейшей социализации; (В   редакции  Распоряжения  Правительства
Российской Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     усиление  воспитательной  работы  в  отношении  осужденных,  с
особым   акцентом   на   вовлечение  их  в  трудовую  деятельность,
приобретение профессии или переквалификацию; (В            редакции
Распоряжения        Правительства        Российской       Федерации
от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     развитие  социальной,  психологической и воспитательной работы
с  осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных,
освоения  ими  основных социальных функций как необходимого условия
исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения;
     оптимизация   социальной,   психологической  и  воспитательной
работы  с  осужденными  на  основе  функционального  взаимодействия
сотрудников  всех  служб исправительных учреждений с привлечением к
исправительному   процессу  представителей  органов  исполнительной
власти, а также институтов гражданского общества;
     поиск   и   внедрение   новых   индивидуальных   форм  работы,
обеспечивающих  оказание  адресной  социальной,  психологической  и
педагогической    помощи   каждому   осужденному   с   учетом   его
социально-демографической,            уголовно-правовой           и
индивидуально-психологической характеристики;
     внедрение      индивидуальных     и     групповых     программ
восстановительного  правосудия  в  отношении  лиц, содержащихся под
стражей, а также методов медиации в отношении осужденных; (Дополнен
-      Распоряжение      Правительства     Российской     Федерации
от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     развитие дополнительных общеобразовательных программ;
(Дополнен   -   Распоряжение   Правительства  Российской  Федерации
от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     совершенствование   духовно-нравственного   и  патриотического
воспитания  осужденных,  планирование,  организация  и проведение в
исправительных      учреждениях     воспитательных     мероприятий,
направленных  на  формирование и развитие у осужденных стремления к
общественно-полезной  деятельности, соблюдению требований законов и
принятых в обществе правил поведения;
     использование   сотрудничества   со  структурами  гражданского
общества,  общественными  объединениями, деятельность которых может
быть   полезна   для   гуманитарно-воспитательного  воздействия  на
осужденных,     активизация    взаимодействия    с    традиционными
конфессиями,   в   частности,  обеспечение  осужденным  возможности
участия    в   религиозных   обрядах,   реализация   совместных   с
традиционными конфессиями гуманитарных проектов;
     расширение  форм  организации  культурного  досуга осужденных,
клубной  и  кружковой  работы,  привлечение  к этой работе деятелей
искусства,   культуры   и  спорта,  в  том  числе  имеющих  широкую
известность   и   позитивный   авторитет,  пополнение  библиотечных
фондов;
     повышение   требований   к  научному  и  методическому  уровню
психодиагностической  и  психокоррекционной  работы,  разработка  и
развитие   психотерапевтического   направления   работы  психолога,
совершенствование   научно-технического   обеспечения  деятельности
психолога,  оптимизация диагностического инструментария психолога и
объема   психодиагностической   работы,   внедрение   инновационных
технологий,   адаптация  передового  отечественного  и  зарубежного
опыта работы;
     разработка   новых   подходов  к  формированию  самодеятельных
организаций  осужденных  с  учетом  интересов  и потребностей в них
самих  осужденных,  совершенствование  правового  регулирования  их
деятельности;
     закрепление    в    законодательстве    Российской   Федерации
социальной  и психологической работы в качестве средств исправления
осужденных,   определение   основных   форм   социальной  работы  с
осужденными,  разработка  норматива  штатной численности социальных
работников,  приведение их численности в исправительных учреждениях
в  соответствие  с  требованиями  практики  и  научно обоснованными
нормативами;
     абзац;   (Исключен  -  Распоряжение  Правительства  Российской
Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     дальнейшее  развитие  благоприятных  условий   для   получения
осужденными  основного  общего  образования  или  среднего   общего
образования,  среднего  профессионального  образования  и   высшего
образования  по  заочной  форме  обучения   в   рамках   реализации
образовательных программ  с  применением  электронного  обучения  и
дистанционных образовательных технологий; (В  редакции Распоряжения
Правительства Российской Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     повышение роли образовательных организаций высшего образования
Федеральной   службы   исполнения   наказаний   и   межрегиональных
психологических       лабораторий      территориальных      органов
уголовно-исполнительной   системы   в   разработке   и   проведении
научно-прикладных  исследований, внедрении диагностических программ
и  инновационных  технологий  психологической работы с осужденными,
адаптации передового отечественного и зарубежного опыта работы;  (В
редакции    Распоряжения    Правительства    Российской   Федерации
от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     совершенствование        научно-технического       обеспечения
деятельности    психолога,    оптимизация    его   диагностического
инструментария     за     счет     внедрения     автоматизированных
диагностических    программ    и    формирования    единого   банка
экспериментальных    данных,    позволяющего    выделять    ведущие
криминогенные    качества    у   осужденных   за   различные   виды
преступлений,   оказывать   индивидуальное   и   дифференцированное
психологическое воздействие;
     разработка  для лиц, осужденных за различные виды преступлений
(преступления  экстремистской  и  террористической  направленности,
преступления  против  половой  неприкосновенности и половой свободы
личности,  корыстные  преступления  и  др.), базовых (обязательных)
программ   психологической   коррекции  личности  для  формирования
социальной  направленности  осужденных,  профилактики деструктивных
проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество;
     разработка   и   развитие   психотерапевтического  направления
работы  психолога, создание при учреждениях уголовно-исполнительной
системы  отделений  социально-психологической  реабилитации с целью
оказания  профильной  психологической  помощи  осужденным,  имеющим
алкогольную или наркотическую зависимость, психические аномалии.

     5. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы,
проведение мероприятий в целях адаптации освободившихся осужденных
                            в обществе

    Развитие системы наказаний, альтернативных лишению свободы

     Рационализация   политики   в  области  уголовного  правосудия
предполагает   увеличение   к   2020 году  общей  численности  лиц,
осужденных  к  наказаниям,  не связанным с изоляцией осужденного от
общества,   на  200 тыс. человек  за  счет  применения  ограничения
свободы  и  других  видов наказаний, увеличения количества санкций,
предусматривающих  наказания, не связанные с изоляцией от общества,
и расширения практики назначения данных наказаний судами.
     Эффективное   применение   наказаний,  альтернативных  лишению
свободы,  в  отношении  лиц,  совершивших  преступления небольшой и
средней   тяжести,   должно   обеспечивать   защиту   общества   от
преступника,  снижение  уровня  криминализации общества, разобщение
преступного  сообщества,  снижение  численности лиц, содержащихся в
учреждениях уголовно-исполнительной системы.
     С  целью  обеспечения  эффективного  контроля  за  исполнением
осужденным  обязанностей и ограничений предполагается использование
аудиовизуальных,  электронных  и иных технических средств надзора и
контроля,   автоматизированного   компьютерного  учета  осужденных,
внедрение  в  практику работы учреждений, исполняющих наказания, не
связанные   с   изоляцией   осужденных   от   общества,   программы
психологической коррекции личности и изменения поведения.
     Для достижения указанной цели необходимо:
     совершенствование   законодательства   в   области  исполнения
наказаний,   не  связанных  с  изоляцией  осужденных  от  общества,
расширение  их  перечня  за  счет  введения  новых видов наказаний,
дополнение   оснований   применения   существующих   альтернативных
наказаний - исправительных и обязательных работ;
     придание  работе  уголовно-исполнительных инспекций социальной
направленности  с  акцентом  на  вовлечение  осужденных  в трудовую
деятельность,  приобретение  профессии в рамках реализации основных
профессиональных      образовательных     программ,     активизация
сотрудничества  со  структурами  гражданского  общества, способными
оказать   позитивное   гуманитарное   воздействие   на  осужденных,
оптимизация  социальной,  психологической и воспитательной работы с
осужденными; (В   редакции  Распоряжения  Правительства  Российской
Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     привлечение   органов   местного   самоуправления,   занятости
населения,    образования    и   здравоохранения,   общественности,
реабилитационных  центров  и иных организаций к процессу социальной
адаптации и исправлению осужденных.
     В  связи  с  расширением правоприменительной практики судов по
назначению  наказаний,  альтернативных  лишению свободы, дальнейшей
гуманизацией    уголовных   наказаний   прогнозируется   увеличение
численности  лиц,  состоящих  на  учете  в  уголовно-исполнительных
инспекциях. (В   редакции   Распоряжения  Правительства  Российской
Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     В  этих  условиях  необходимо  принятие  мер  по   оптимизации
структуры   уголовно-исполнительных   инспекций,   созданию   таких
инспекций на  территориях  муниципальных  образований,  где  они  в
настоящее  время   отсутствуют,   организации   "опорных   пунктов"
уголовно-исполнительных инспекций в отдаленных населенных  пунктах,
где проживает более 45 осужденных без изоляции от общества.      (В
редакции    Распоряжения    Правительства    Российской   Федерации
от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     Абзац:   (Исключен  -  Распоряжение  Правительства  Российской
Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     абзац;   (Исключен  -  Распоряжение  Правительства  Российской
Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     абзац.   (Исключен  -  Распоряжение  Правительства  Российской
Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     В  целях  обеспечения  эффективного  исполнения альтернативных
наказаний,  не  связанных  с  изоляцией  осужденного  от  общества,
необходимы: (В   редакции   Распоряжения  Правительства  Российской
Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     закрепление        норматива        штатной        численности
уголовно-исполнительных  инспекций  и доведения его до 2,1 процента
среднегодовой   численности   осужденных,   состоящих  на  учете  в
уголовно-исполнительных инспекциях;
     обеспечение       и       внедрение       в       деятельность
уголовно-исполнительных  инспекций телекоммуникационных технологий,
электронного  документооборота  и  ведения  электронных  личных дел
осужденных,  создание единой базы учета осужденных к наказаниям, не
связанным с изоляцией осужденных от общества;
     обеспечение          уголовно-исполнительных         инспекций
аудиовизуальными,  электронными  и  иными  техническими  средствами
надзора  и  контроля  в  целях эффективного контроля за осужденными
без изоляции от общества;
     придание        социальной        направленности        работе
уголовно-исполнительных         инспекций,        предусматривающей
ресоциализацию,  формирование  правопослушного поведения осужденных
без изоляции от общества;
     улучшение         материально-технического         обеспечения
уголовно-исполнительных   инспекций,   а   также   обеспечение   их
собственными помещениями.

  Проведение мероприятий, направленных на подготовку осужденного
         к освобождению и последующей адаптации в обществе

     Проведение мероприятий, направленных на подготовку осужденного
к освобождению и последующей адаптации в обществе, предполагает: (В
редакции    Распоряжения    Правительства    Российской   Федерации
от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     предоставление  для  лиц,  заканчивающих  отбывание длительных
сроков   лишения   свободы,  возможности  прохождения  специального
тренинга,  включающего широкую информацию об изменениях в обществе,
новых   формах   социальной   жизни,   а  для  некоторых  категорий
осужденных -      предоставление     возможности     перевода     в
колонию-поселение  с  разрешением  кратковременных  выездов к месту
предполагаемого жительства;
     создание   условий   для   подготовки  освобождающихся  лиц  к
дальнейшей  постпенитенциарной  адаптации  через  службу  пробации,
создание   которой   предусматривается   Концепцией   долгосрочного
социально-экономического  развития  Российской  Федерации на период
до  2020 года,  утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

    6. Привлечение общественности к оказанию социальной помощи
   осужденным и воспитательной работе с ними, совершенствование
   сотрудничества с институтами гражданского общества. Создание
 условий для осуществления общественного контроля за деятельностью
                  уголовно-исполнительной системы

     В   рамках   совершенствования  сотрудничества  с  институтами
гражданского  общества  и  осуществления  контроля за деятельностью
уголовно-исполнительной системы предполагается:
     обеспечение         прозрачности         в        деятельности
уголовно-исполнительной  системы  на  основе  широкого  привлечения
институтов  гражданского  общества  к процессу исполнения уголовных
наказаний,  осуществления  общественного  контроля за деятельностью
уголовно-исполнительной   системы  с  участием  Уполномоченного  по
правам  человека  в Российской Федерации и уполномоченных по правам
человека  в  субъектах  Российской  Федерации,  Уполномоченного при
Президенте  Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченных
по  правам ребенка в субъектах Российской Федерации, сотрудничества
с   неправительственными   организациями,  со  средствами  массовой
информации,  изучения  общественного  мнения  о работе учреждений и
органов   уголовно-исполнительной   системы,  а  также  разъяснение
имеющих   публичное   значение   аспектов   уголовно-исполнительной
политики,  прав  и  обязанностей  осужденных,  их  родственников  и
близких,  публичная  реакция  на  получившие  общественный резонанс
запросы   и   жалобы  в  адрес  учреждений  уголовно-исполнительной
системы;
     принятие   мер   по   содействию  общественным  наблюдательным
комиссиям,  в  том  числе  рассмотрение  возможности  их  участия в
обеспечении      деятельности     институтов     условно-досрочного
освобождения,  подготовке  решений  об  изменении условий отбывания
наказания   и   вида  исправительного  учреждения  в  качестве  мер
поощрения или взыскания, применяемых к осужденному;
     взаимодействие  с  представителями средств массовой информации
в  вопросах  освещения  мер, направленных на обеспечение надлежащих
условий   содержания   подозреваемых,   обвиняемых   и  осужденных,
повышения  престижности  службы  в уголовно-исполнительной системе,
противодействия    дискредитации    ее   деятельности.   Содействие
формированию  в  обществе  позитивного  и уважительного отношения к
труду   работников   уголовно-исполнительной  системы,  их  роли  в
обеспечении общественной безопасности;
     расширение   практики   размещения  актуальной  информации  на
официальных    интернет-сайтах    Федеральной   службы   исполнения
наказаний   и   ее   территориальных   органов,   а  также  крупных
информационных агентств;
     повышение  роли  общественных  советов  при Федеральной службе
исполнения    наказаний    и   ее   территориальных   органах   как
координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества;
     активное  включение в воспитательный процесс деятелей культуры
и   искусства,  известных  спортсменов,  представителей  молодежных
движений   и   организаций,   зарегистрированных   в  установленном
порядке;
     содействие  реализации  общественно-гуманитарных  проектов,  в
рамках  которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному
поведению  осужденных  и  их  ресоциализации,  в частности, за счет
участия    общественности    в   устройстве   судьбы   осужденного,
освобождающегося из мест лишения свободы;
     привлечение  общественных  организаций  к  работе по повышению
уровня   правосознания   и   правовой   грамотности   осужденных  и
работников уголовно-исполнительной системы;
     использование     потенциала     религиозных    конфессий    в
духовно-нравственном   просвещении   и   воспитании   осужденных  и
работников  уголовно-исполнительной системы, а также для социальной
адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
     развитие   благотворительности,   попечительства,  создание  в
каждом  территориальном  органе  уголовно-исполнительной системы, а
также при исправительных учреждениях попечительских советов.

      7. Кадровое обеспечение и социальный статус работников
                  уголовно-исполнительной системы

     В       рамках      кадрового      обеспечения      работников
уголовно-исполнительной системы предполагается:
     определение    нормативов   штатной   численности   работников
исправительных  учреждений  и  следственных  изоляторов  на  основе
принятых    норм    законодательства    Российской    Федерации   и
международной   практики,   установление  оптимальной  нагрузки  на
работников    уголовно-исполнительной    системы,    работающих   в
непосредственном  контакте  с  осужденными  и лицами, содержащимися
под стражей;
     выработка   требований   к   служебному  поведению  работников
уголовно-исполнительной     системы,     создание     правовых    и
организационных условий для их соблюдения;
     разработка  и  принятие мер (стандартов), основанных на единой
системе  обязанностей,  запретов  и  ограничений,  направленных  на
предупреждение коррупции;
     проведение   комплекса  мероприятий  по  дальнейшему  развитию
структуры       профессионального       образования      работников
уголовно-исполнительной системы;
     получение  работниками высшего образования  в  образовательных
организациях  высшего  образования  Федеральной  службы  исполнения
наказаний по программам бакалавриата; (В    редакции   Распоряжения
Правительства Российской Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     повышение   качества   образовательных   программ   в  области
юриспруденции,  экономики,  государственного  управления,  усиление
антикоррупционной   направленности   в  образовательных  программах
дополнительного     профессионального     образования    работников
уголовно-исполнительной системы;
     реализация  политики сокращения штатной численности работников
уголовно-исполнительной  системы  за  счет  использования  в работе
инновационных технологий;
     обеспечение  высокого  социального  статуса  и  престижа труда
работника    уголовно-исполнительной    системы,    законодательное
определение  системы  социальных  гарантий,  в  том числе выделения
жилья   работникам  уголовно-исполнительной  системы  и  членам  их
семей,  развитие  сети региональных медико-реабилитационных центров
для   профилактики   профессиональной  деформации,  психологической
перегрузки    и    организации    семейного    отдыха    работников
уголовно-исполнительной системы;
     широкое   применение   практики   материального  и  морального
стимулирования    работников    уголовно-исполнительной    системы,
дальнейшее развитие системы мер поощрения;
     повышение   качества   службы   и   условий  труда  работников
уголовно-исполнительной  системы,  соответствующих характеру работы
и   уровню   условий  труда  работников  пенитенциарных  учреждений
развитых европейских государств;
     разработка   и   реализация  комплекса  мер,  направленных  на
обеспечение   безопасности   службы   и   создание   рабочих  мест,
оснащенных   современными   техническими   и  телекоммуникационными
средствами  управления  процессами  охраны,  режима  и  надзора  за
осужденными и лицами, содержащимися под стражей;
     обеспечение    сбалансированности   процессов   сохранения   и
обновления   количественного   и   качественного   состава  кадров,
повышения их профессиональной компетенции;
     разработка    и    осуществление    мер,    направленных    на
предупреждение      и      пресечение     коррупции     работниками
уголовно-исполнительной системы;
     ротация руководящих кадров уголовно-исполнительной системы;
     разработка  и  осуществление  комплекса  мер,  направленных на
внедрение      конкурсной      системы     замещения     должностей
правоохранительной    службы,    включая    проведение   конкурсных
испытаний;
     подготовка   и   переподготовка  кадров  с  учетом  дальнейшей
дифференциации  видов  наказаний,  повышения  роли видов наказаний,
альтернативных   лишению   свободы,   пенитенциарной  психологии  и
пенитенциарной медицины;
     подготовка    работников    уголовно-исполнительной   системы,
владеющих  новейшими  психологическими и педагогическими методиками
и  технологиями  воздействия  на  поведение  граждан  в условиях их
изоляции  от  общества,  в  том  числе  и  навыками работы с новыми
телекоммуникационными системами;
     совершенствование  специальной  и  психофизической  подготовки
работников  уголовно-исполнительной  системы  за счет максимального
приближения   содержания  программ  обучения  к  реальным  условиям
оперативно-служебной    деятельности,    улучшения    методического
обеспечения  и условий проведения занятий, развитие и популяризация
видов спорта, имеющих служебно-прикладную направленность;
     реализация  в  рамках  ведомственного  плана  комплекса мер по
искоренению    коррупции    и    должностных    злоупотреблений   в
уголовно-исполнительной  системе, определение в качестве приоритета
в    работе    по    предупреждению    нарушений    противодействия
злоупотреблениям  в  сфере закупок для нужд уголовно-исполнительной
системы,  незаконному  содействию условно-досрочному освобождению и
коррупционному  содействию  незаконному  доступу  в  места  лишения
свободы   предметов   как   разрешенных,   так   и   запрещенных  к
использованию.

    8. Развитие международного сотрудничества с пенитенциарными
    системами иностранных государств, международными органами и
                неправительственными организациями

     Расширение  контактов  с пенитенциарными системами иностранных
государств,   международными   неправительственными  организациями,
научно-исследовательскими,  образовательными  и  научными  центрами
Организации  Объединенных Наций, Совета Европы, Европейского союза,
государств  - участников Содружества Независимых Государств и стран
дальнего зарубежья предполагает:
     развитие    международного    сотрудничества,    изучение    и
распространение  зарубежного  опыта  в сфере исполнения наказаний и
содержания  под  стражей,  совместную  подготовку  специалистов для
уголовно-исполнительной  системы,  проведение  научных исследований
на основе реализации международных проектов;
     участие   в   работе   международных  научных  и  практических
конференций,  других  форумов по проблемам пенитенциарной практики,
внедрение    в    деятельность    уголовно-исполнительной   системы
международных   стандартов   обращения   с  осужденными  и  лицами,
содержащимися под стражей;
     прохождение    совместных   стажировок,   обучение   персонала
уголовно-исполнительной   системы   формам   и   методам  работы  с
осужденными и лицами, содержащимися под стражей.

           IV. Ожидаемые результаты реализации Концепции

     Концепция  призвана  на  период до 2020 года обеспечить основу
дальнейшего  развития  уголовно-исполнительной системы, приближения
ее   деятельности   к   международным   стандартам  и  потребностям
общественного развития.
     Реализация  Концепции  приведет в 2020 году к расширению сферы
применения  уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы,
созданию    условий,   исключающих   распространение   в   обществе
криминальной   субкультуры,   созданию  системы  регламентированных
стимулов  правопослушного  поведения осужденных, разработке системы
новых  исправительных  технологий  работы с осужденными, основанных
на  достижениях  в  области  психологии  и  медицины,  педагогики и
права,   повышению   уровня  материального  обеспечения  работников
уголовно-исполнительной системы, их социально-правовой защиты.
     Ожидаемым  результатом реализации Концепции является повышение
эффективности    деятельности    уголовно-исполнительной   системы,
направленной   на   достижение   целей   наказания   и  минимизацию
негативных    социальных   последствий,   связанных   с   изоляцией
осужденных от общества.

                   V. Этапы реализации Концепции

     На первом этапе реализации Концепции предусматривается:     (В
редакции    Распоряжения    Правительства    Российской   Федерации
от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     утверждение плана мероприятий по реализации Концепции;
     разработка   нормативных   правовых   актов,  направленных  на
реализацию положений Концепции;
     разработка  и  корректировка  федеральных  целевых программ по
основным направлениям реализации Концепции;
     выработка    новых    механизмов    содействия    деятельности
общественных  наблюдательных  комиссий, разработка новых подходов к
применению института условно-досрочного освобождения;
     формирование  организационной  структуры   медицинской  службы
уголовно-исполнительной   системы,    обеспечивающей    эффективную
реализацию  мероприятий,  направленных  на  достижение  единого   и
соответствующего   государственным   нормативам   уровня   оказания
медицинской помощи как  сотрудникам,  так  и  осужденным,  а  также
лицам,   содержащимся   под   стражей,   проработка    вопроса    о
предоставлении медицинской помощи осужденным и лицам,  содержащимся
под  стражей,  в  полном  объеме  медицинскими  организациями,   не
входящими в уголовно-исполнительную систему. (В            редакции
Распоряжения        Правительства        Российской       Федерации
от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     На втором этапе реализации Концепции предусматривается:     (В
редакции    Распоряжения    Правительства    Российской   Федерации
от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     осуществление мероприятий по созданию условий для постепенного
снижения   количества   осужденных,   содержащихся  в  одном  жилом
помещении  в исправительных учреждениях, в том числе в приоритетном
порядке в воспитательных колониях; (В     редакции     Распоряжения
Правительства Российской Федерации от 23.09.2015 г. N 1877-р)
     анализ  проведенной работы и (при необходимости) корректировка
мероприятий, предусмотренных Концепцией;
     разработка   нормативных   правовых   актов,  направленных  на
реализацию положений Концепции (при необходимости). (Дополнен     -
Распоряжение        Правительства        Российской       Федерации
от 31.05.2012 г. N 874-р)
     На  третьем  этапе  реализации   Концепции   будут   завершены
мероприятия  по  созданию   условий   для   постепенного   снижения
количества осужденных,  содержащихся  в  одном  жилом  помещении  в
исправительных учреждениях, в том числе в  приоритетном  порядке  в
воспитательных колониях, а  также  другие  плановые  и  программные
мероприятия     по     основным      направлениям      деятельности
уголовно-исполнительной   системы,   предусмотренные    Концепцией.
Предусматривается   разработка    нормативных    правовых    актов,
направленных на реализацию положений Концепции (при необходимости).
Намечается   разработка   документа   по   планированию    развития
уголовно-исполнительной системы на последующие годы. (В    редакции
Распоряжения        Правительства        Российской       Федерации
от 23.09.2015 г. N 1877-р)

                    VI. Финансовое обеспечение

     Финансирование    мероприятий,   предусмотренных   Концепцией,
предполагается  осуществлять за счет средств федерального бюджета в
пределах  бюджетных  ассигнований,  предусмотренных  в  федеральном
бюджете  на очередной финансовый год и плановый период на указанные
цели.
     Совершенствование  оказания   медицинской   помощи   персоналу
уголовно-исполнительной  системы  и   осужденным,   в   том   числе
приведение  оснащения  медицинских  частей  и  больниц   учреждений
уголовно-исполнительной  системы  в  соответствие  с   действующими
стандартами,   внедрение    современных    методов    профилактики,
диагностики и лечения, предполагается осуществлять на первом  этапе
реализации Концепции за счет  экономии,  достигнутой  в  результате
совершенствования  организационной  структуры  медицинской  службы,
рационализации    системы     распределения     и     использования
материально-технических и кадровых ресурсов  в  пределах  бюджетных
ассигнований,  ежегодно  выделяемых  из  федерального  бюджета   на
содержание уголовно-исполнительной системы. (В             редакции
Распоряжения        Правительства        Российской       Федерации
от 23.09.2015 г. N 1877-р)


                          ______________

Информация по документу
Читайте также