РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об обороне
Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года
Одобрен Советом Федерации 15 мая 1996 года
(В редакции федеральных законов от 30.12.99 г. N 223-ФЗ;
от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ; от 11.11.2003 г. N 141-ФЗ;
от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ; от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ;
от 07.03.2005 г. N 15-ФЗ; от 04.04.2005 г. N 31-ФЗ;
от 26.12.2005 г. N 185-ФЗ; от 03.07.2006 г. N 96-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию
обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной
власти Российской Федерации, функции органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц,
права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны,
силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за
нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны,
а также другие нормы, касающиеся обороны.
Раздел I. ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОНЫ
Статья 1. Основы обороны
1. В настоящем Федеральном законе под обороной понимается
система политических, экономических, военных, социальных, правовых
и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита
Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее
территории.
2. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом,
законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми
актами.
3. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность
граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность
федеральных органов исполнительной власти, органов местного
самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а
также собственников транспортных средств.
4. В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской
Федерации.
5. К обороне привлекаются внутренние войска Министерства
внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны
(далее - другие войска). (В редакции федеральных законов
от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ; от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ;
от 07.03.2005 г. N 15-ФЗ)
6. Для выполнения отдельных задач в области обороны
привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские
формирования при федеральных органах исполнительной власти (далее -
воинские формирования), Служба внешней разведки Российской
Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральный
орган специальной связи и информации, федеральные органы
государственной охраны, федеральный орган обеспечения
мобилизационной подготовки органов государственной власти
Российской Федерации (далее - органы), а также создаваемые на
военное время специальные формирования. (В редакции Федерального
закона от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ)
7. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска,
воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в
соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской
Федерации.
8. Другие войска, воинские формирования и органы привлекаются
к совместной с Вооруженными Силами Российской Федерации оперативной
и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач
по защите Российской Федерации от вооруженного нападения.
9. Создание и существование формирований, имеющих военную
организацию или вооружение и военную технику либо в которых
предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных
федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону. (В
редакции Федерального закона от 30.12.99 г. N 223-ФЗ)
10. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы,
предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим
войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной
собственности.
11. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся
в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов только в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
12. Имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск, воинских формирований и органов является федеральной
собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения
или оперативного управления.
Статья 2. Организация обороны
Организация обороны включает:
1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной
угрозы;
2) разработку основных направлений военной политики и
положений военной доктрины Российской Федерации;
3) правовое регулирование в области обороны;
4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой
готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов, а также планирование их
применения;
5) разработку, производство и совершенствование систем
управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими
войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной
техники, создание их запасов, а также планирование использования
радиочастотного спектра;
6) планирование перевода органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики
страны на работу в условиях военного времени;
7) мобилизационную подготовку органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций
независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и
населения страны;
8) создание запасов материальных ценностей государственного и
мобилизационного резервов;
9) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и
территориальной обороне;
10) оперативное оборудование территории Российской Федерации в
целях обороны;
11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную
тайну, в области обороны;
12) развитие науки в интересах обороны;
13) координацию деятельности органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления в области
обороны;
14) финансирование расходов на оборону, а также контроль за
расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов, осуществляемый в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
15) международное сотрудничество в целях коллективной
безопасности и совместной обороны;
16) другие мероприятия в области обороны.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации
в области обороны
1. Законодательство Российской Федерации в области обороны
основывается на Конституции Российской Федерации, международных
договорах Российской Федерации и включает в себя федеральные
конституционные законы, федеральные законы, настоящий Федеральный
закон и законы Российской Федерации в области обороны.
2. Законы действуют независимо от их объявления приказами и
иными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами
Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и
органами.
Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ
Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации
в области обороны
1. Президент Российской Федерации является Верховным
Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления военной политики Российской
Федерации;
2) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
3) осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской
Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;
4) в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии
против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов,
направленных против Российской Федерации, объявляет общую или
частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации
или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным
сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает
приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской
Федерации о ведении военных действий;
5) исполняет полномочия в области обеспечения режима военного
положения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и
федеральным конституционным законом; (В редакции Федерального
закона от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ)
6) принимает в соответствии с федеральными законами решение о
привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием
вооружения не по их предназначению;
7) утверждает концепции и планы строительства и развития
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской
Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской
Федерации, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу
в условиях военного времени органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики
страны, планы создания запасов материальных ценностей
государственного и мобилизационного резервов и Федеральную
государственную программу оперативного оборудования территории
Российской Федерации в целях обороны;
8) утверждает федеральные государственные программы вооружения
и развития оборонного промышленного комплекса;
9) утверждает программы ядерных и других специальных испытаний
и санкционирует проведение указанных испытаний;
10) утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих
замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и
общее количество воинских должностей, подлежащих замещению
полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах,
присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на
воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские
звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и
увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном
федеральным законом;
11) утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований до объединения
включительно и органов, штатную численность военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов, а также штатную численность гражданского
персонала органов; (В редакции Федерального закона
от 26.12.2005 г. N 185-ФЗ)
12) принимает решение о дислокации и передислокации
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований от соединения и выше;
13) утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени
воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке
прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах,
военно-транспортной обязанности;
14) утверждает положения о Министерстве обороны Российской
Федерации и федеральных органах исполнительной власти (органах),
уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими
формированиями и органами, определяет вопросы координации
деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
обороны; (В редакции Федерального закона от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ)
15) утверждает Положение о территориальной обороне и План
гражданской обороны;
16) утверждает планы размещения на территории Российской
Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по
ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;
17) ведет переговоры и подписывает международные договоры
Российской Федерации в области обороны, включая договоры о
совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и
ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных
Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и
международной безопасности;
18) издает указы о призыве граждан Российской Федерации на
военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых
граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными
Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими
формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы
граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву
в порядке, предусмотренном федеральным законом;
19) утверждает предельное количество военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам
государственной власти;
20) осуществляет иные полномочия в области обороны,
возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами и законами
Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия Федерального Собрания в области обороны
1. Совет Федерации:
1) рассматривает расходы на оборону, установленные принятыми
Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете;
2) рассматривает принятые Государственной Думой федеральные
законы в области обороны;
3) утверждает указы Президента Российской Федерации о введении
военного положения и чрезвычайного положения на территории
Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также о
привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов с использованием вооружения к
выполнению задач не по их предназначению;
4) решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил
Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
2. Государственная Дума:
1) рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые
федеральными законами о федеральном бюджете;
2) принимает федеральные законы в области обороны.
Статья 6. Полномочия Правительства Российской
Федерации в области обороны
Правительство Российской Федерации:
1) осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах
своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов;
2) руководит деятельностью по вопросам обороны
подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;
3) разрабатывает и представляет в Государственную Думу
предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;
4) организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной
техникой по их заказам;
5) организует обеспечение Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов
материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и
услугами по их заказам;
6) организует разработку и выполнение государственных программ
вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;
7) организует разработку и выполнение планов перевода
(мобилизационных планов) федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и экономики страны на работу в
условиях военного времени, а также планов создания запасов
материальных ценностей государственного и мобилизационного
резервов;
8) осуществляет руководство мобилизационной подготовкой
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций независимо от форм собственности,
транспорта, коммуникаций и населения страны;
9) осуществляет контроль за подготовкой организаций к
выполнению государственного оборонного заказа по выпуску продукции
в военное время, за выполнением государственного оборонного
заказа организациями, за созданием, развитием и сохранением
мобилизационных мощностей, а также за созданием воинских
формирований при федеральных органах исполнительной власти и
подготовкой транспортных средств, подлежащих передаче Вооруженным
Силам Российской Федерации в соответствии с законодательством
Российской Федерации; (В редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
10) устанавливает мобилизационные задания федеральным органам
исполнительной власти;
11) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации
государственных организаций оборонного промышленного комплекса,
научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций и
определяет порядок их реорганизации и ликвидации;
12) определяет условия финансово-хозяйственной деятельности
организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов;
13) принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации
военных образовательных учреждений профессионального образования,
учебных военных центров, факультетов военного обучения (военных
кафедр) при федеральных государственных образовательных учреждениях
высшего профессионального образования; (В редакции Федерального
закона от 03.07.2006 г. N 96-ФЗ)
14) утверждает положения об учебных военных центрах,
факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных
государственных образовательных учреждениях высшего
профессионального образования; (В редакции Федерального закона
от 03.07.2006 г. N 96-ФЗ)
15) (Утратил силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
16) организует разработку планов размещения на территории
Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов
по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;
17) определяет порядок выполнения федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления,
организациями независимо от форм собственности, а также
собственниками транспортных средств военно-транспортной
обязанности, подготовки граждан Российской Федерации к военной
службе, воинского учета, призыва на военную службу и альтернативную
гражданскую службу, проведения военно-врачебной экспертизы и
военных сборов;
18) утверждает положения о воинском учете, призыве на военную
службу, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе,
проведении военных сборов, военно-врачебной экспертизе, а также
перечень военно-учетных специальностей;
19) устанавливает штатную численность гражданского персонала
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских
формирований; (В редакции Федерального закона
от 26.12.2005 г. N 185-ФЗ)
20) определяет организацию, задачи и осуществляет общее
планирование гражданской и территориальной обороны;
21) определяет порядок предоставления и использования для нужд
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов земель, лесов, вод и других природных
ресурсов;
22) устанавливает порядок передачи, предоставления в аренду,
продажи и ликвидации вооружения и военной техники, оборонных
объектов и другого военного имущества;
23) организует контроль за экспортом вооружения и военной
техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного
назначения;
24) определяет порядок расходования средств, выделяемых на
оборону из федерального бюджета, а также источники финансирования
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов, привлекаемых к выполнению задач, не
связанных с их предназначением;
25) ведет международные переговоры по вопросам военного
сотрудничества и заключает соответствующие межправительственные
соглашения;
26) устанавливает порядок компенсации расходов, понесенных
организациями и гражданами Российской Федерации, в связи с
использованием их имущества для нужд обороны;
27) осуществляет иные полномочия в области обороны,
возложенные на него Конституцией Российской Федерации,
законодательством Российской Федерации и указами Президента
Российской Федерации.
Раздел III. ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЯЗАННОСТИ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ
Статья 7. Функции органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления в области обороны
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления во взаимодействии с органами
военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают
исполнение законодательства в области обороны.
(Статья в редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Статья 8. Функции организаций и обязанности их
должностных лиц в области обороны
1. Организации независимо от форм собственности в соответствии
с законодательством Российской Федерации:
1) выполняют договорные обязательства, предусмотренные
государственным контрактом, заключенным на выполнение
государственного оборонного заказа на создание объектов военной
инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами,
производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники,
другого военного имущества, а также договорные обязательства по
подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и
органов;
2) выполняют мобилизационные задания по подготовке и созданию
на военное время специальных формирований;
3) обеспечивают и принимают участие в выполнении мероприятий
по гражданской и территориальной обороне;
4) осуществляют мероприятия, предусмотренные планами перевода
экономики страны (мобилизационными планами) на работу в условиях
военного времени, планами и заданиями накопления материальных
ценностей государственного и мобилизационного резервов, на основе
договоров, заключаемых с федеральными органами исполнительной
власти, которым эти задания установлены Правительством Российской
Федерации;
5) исполняют военно-транспортную обязанность в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
6) осуществляют воинский учет работников и в соответствии с
законодательством Российской Федерации предоставляют для нужд
обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое
имущество, находящиеся в их собственности, с последующей
компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом
Правительствам Российской Федерации.
2. Должностные лица организаций независимо от форм
собственности:
1) должны исполнять свои обязанности в области обороны,
предусмотренные для них законодательством Российской Федерации;
2) создают работникам необходимые условия для исполнения ими
воинской обязанности в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
3) оказывают содействие в создании организаций, деятельность
которых направлена на укрепление обороны.
Статья 9. Права и обязанности граждан Российской
Федерации в области обороны
Граждане Российской Федерации:
1) исполняют воинскую обязанность в соответствии с федеральным
законом;
2) принимают участие в мероприятиях по гражданской и
территориальной обороне;
3) могут создавать организации и общественные объединения,
содействующие укреплению обороны;
4) предоставляют в военное время для нужд обороны по
требованию федеральных органов исполнительной власти здания,
сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в
их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в
порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Раздел IV. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ДРУГИЕ ВОЙСКА, ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
И ОРГАНЫ
Статья 10. Вооруженные Силы Российской Федерации
и их предназначение
1. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная
военная организация, составляющая основу обороны Российской
Федерации.
2. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для
отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для
вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории
Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с
федеральными конституционными законами, федеральными законами и
международными договорами Российской Федерации. (В редакции
Федерального закона от 04.04.2005 г. N 31-ФЗ)
3. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к
выполнению задач с использованием вооружения не по их
предназначению производится Президентом Российской Федерации в
соответствии с федеральными законами.
4. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации для
выполнения задач в соответствии с международными договорами
Российской Федерации осуществляется на условиях и в порядке,
оговоренных в этих договорах и установленных законодательством
Российской Федерации.
5. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами,
нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В
редакции Федерального закона от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ)
6. Часть состава Вооруженных Сил Российской Федерации может
входить в объединенные вооруженные силы или находиться под
объединенным командованием в соответствии с международными
договорами Российской Федерации.
Статья 11. Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации
Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных
органов военного управления, объединений, соединений, воинских
частей и организаций, которые входят в виды и рода войск
Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил
Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
личным составом
1. Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает
военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил
Российской Федерации.
2. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации:
1) военнослужащими - путем призыва граждан Российской
Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем
добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных
граждан) на военную службу; (В редакции Федерального закона
от 11.11.2003 г. N 141-ФЗ)
2) гражданским персоналом. (В редакции Федерального закона
от 11.11.2003 г. N 141-ФЗ)
3. Штатная численность гражданского персонала Вооруженных Сил
Российской Федерации устанавливается Правительством Российской
Федерации, а перечень воинских должностей, замещаемых гражданским
персоналом, - министром обороны Российской Федерации.
4. Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил
Российской Федерации создается запас военнообученных людских
ресурсов.
Статья 13. Руководство и управление Вооруженными Силами
Российской Федерации
1. Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации
осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный
Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.
Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской
Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы
Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской
Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами
Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и
органами.
2. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации
осуществляет министр обороны Российской Федерации через
Министерство обороны Российской Федерации. (В редакции Федерального
закона от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ)
3. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской
Федерации, обучение личного состава Вооруженных Сил Российской
Федерации осуществляются на государственном языке Российской
Федерации.
4. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской
Федерации в военное время осуществляются в соответствии с
федеральными конституционными законами, федеральными законами,
нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В
редакции Федерального закона от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ)
Статья 14. (Утратила силу - Федеральный закон
от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ)
Статья 15. (Утратила силу - Федеральный закон
от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ)
Статья 16. Дислокация Вооруженных Сил Российской Федерации
1. Дислокация объединений, соединений и воинских частей
Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии
с задачами обороны и социально-экономическими условиями мест
дислокации.
2. Передислокация воинских частей и подразделений в пределах
территорий, переданных в пользование Министерству обороны
Российской Федерации, осуществляется по решению министра обороны
Российской Федерации, а от соединения и выше - по решению
Президента Российской Федерации.
3. Дислокация объединений, соединений и воинских частей
Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории
Российской Федерации допускается на основе международных договоров
Российской Федерации.
Статья 17. Другие войска, воинские формирования и органы
1. Создание (упразднение), деятельность и комплектование
других войск, воинских формирований и органов, а также управление
ими осуществляется в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными
законами, нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
2. Другие войска, воинские формирования и органы:
1) участвуют в разработке Плана применения Вооруженных Сил
Российской Федерации, федеральных государственных программ
вооружения, развития оборонно-промышленного комплекса и
оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях
обороны;
2) участвуют совместно с Вооруженными Силами Российской
Федерации в отражении агрессии против Российской Федерации в
соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской
Федерации;
3) организуют подготовку к совместным с Вооруженными Силами
Российской Федерации действиям в целях обороны;
4) участвуют в подготовке граждан Российской Федерации к
военной службе;
5) обеспечивают осуществление мероприятий по оперативному
оборудованию территории Российской Федерации и по подготовке
коммуникаций в целях обороны;
6) привлекаются к совместной с Вооруженными Силами Российской
Федерации оперативной и мобилизационной подготовке;
7) выполняют иные задачи в области обороны в соответствии с
федеральными конституционными законами, федеральными законами и
нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
3. Вопросы координации деятельности других войск, воинских
формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а
также координации строительства и развития других войск и воинских
формирований определяются Президентом Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона
от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ)
Раздел V. СОСТОЯНИЕ ВОЙНЫ. ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
МОБИЛИЗАЦИЯ. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА.
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА
Статья 18. Состояние войны
1. Состояние войны объявляется федеральным законом в случае
вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства
или группы государств, а также в случае необходимости выполнения
международных договоров Российской Федерации.
2. С момента объявления состояния войны или фактического
начала военных действий наступает военное время, которое истекает с
момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их
фактического прекращения.
Статья 19. Военное положение
1. Основания и порядок введения и отмены военного положения, а
также режим военного положения определяется Конституцией Российской
Федерации и федеральным конституционным законом.
2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска,
воинские формирования и органы применяются в период действия
военного положения в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права и международными договорами
Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента
Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона
от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ)
Статья 20. Мобилизация
Порядок мобилизационной подготовки и проведения мобилизации
определяется федеральными законами, нормативными правовыми актами
Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона
от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ)
Статья 21. Гражданская оборона
1. Гражданская оборона организуется в целях защиты населения и
организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий.
2. Задачи и организация гражданской обороны определяются
федеральным законом.
Статья 22. Территориальная оборона
1. Территориальная оборона организуется в целях защиты
населения, объектов и коммуникаций на территории Российской
Федерации от действий противника, диверсионных или террористических
актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного
положения и военного положения.
2. Общие задачи и организация территориальной обороны
определяются Президентом Российской Федерации.
Раздел VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 23. (Исключена - Федеральный закон
от 30.12.99 г. N 223-ФЗ)
Статья 24. Ограничение деятельности политических
партий и общественных объединений
в Вооруженных Силах Российской Федерации,
других войсках, воинских формированиях и
органах
1. Деятельность политических партий, а также других
общественных объединений, преследующих политические цели, а также
образование их структур в Вооруженных Силах Российской Федерации,
других войсках, воинских формированиях и органах не допускаются.
2. В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках,
воинских формированиях и органах запрещается ведение любой
политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной.
3. Запрещается использование штатных должностей и финансовых
средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов для создания структур и
осуществления деятельности политических партий, а также других
общественных объединений, преследующих политические цели.
Статья 25. Обеспечение законности в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках, воинских
формированиях и органах
1. Надзор за законностью и расследование дел о преступлениях в
Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских
формированиях и органах осуществляются Генеральным прокурором
Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.
2. Рассмотрение гражданских и уголовных дел в Вооруженных
Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях
и органах осуществляют суды в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья 26. Финансовое обеспечение обороны
1. Реализация мероприятий в области обороны в соответствии с
настоящим Федеральным законом является расходным обязательством
Российской Федерации.
2. Расходы на выполнение Вооруженными Силами Российской
Федерации задач, не связанных с их предназначением, осуществляются
по решениям Правительства Российской Федерации в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации в области обороны
Должностные лица органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо
от форм собственности и граждане, виновные в невыполнении
возложенных на них обязанностей по обороне или препятствующие
выполнению задач обороны, несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящими Федеральным законом.
Статья 29. О признании утратившими силу некоторых
законодательных актов в связи с принятием
настоящего Федерального закона
В связи с принятием настоящего Федерального закона признать
утратившими силу:
1) Закон Российской Федерации "Об обороне" (Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1992, N 42, ст. 2331);
2) постановление Верховного Совета Российской Федерации "О
порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об
обороне" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 42, ст. 2332).
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Кремль
31 мая 1996 года
N 61-ФЗ