<Письмо> Минобрнауки РФ от 10.03.2009 n 06-224 <Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми> (вместе с "Рекомендациями об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми")

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ,
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
ПИСЬМО
от 10 марта 2009 г. N 06-224
В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и осуществления эффективного взаимодействия органов и организаций по профилактике жестокого обращения с детьми Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации "Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми", разработанные на основании норм и положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
Директор Департамента
А.А.ЛЕВИТСКАЯ


Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. В развитие этих положений ст. 19 Конвенции ООН о правах ребенка требует принимать все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети - жертвы насилия уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Около 30% женщин, переживших в детстве сексуальное насилие и не получивших поддержки и профессиональной помощи, вступают в беспорядочные половые связи или занимаются проституцией. У мальчиков, подвергшихся жестокому обращению, в подростковом возрасте возникают такие формы девиантного поведения, как жестокость, насилие (в том числе сексуальное), воровство.
Оценивая динамику преступных посягательств в отношении детей за последние пять лет (таблица 1), можно отметить значительный рост числа зарегистрированных преступлений (с 91,1 тысячи в 2003 г. до 161,6 тысячи в 2007 г.). Однако следует обратить внимание на то, что число наиболее тяжких преступлений, таких, как убийство и причинение тяжкого вреда здоровью, в последние годы снизилось. Отмеченная тенденция, а также то, что органами внутренних дел регистрируется большинство особо тяжких преступлений, дает основание говорить о некотором снижении числа тяжких преступлений в отношении детей. Это снижение отражает улучшение криминогенной обстановки в стране, обусловленной стабилизацией социально-экономической ситуации и ростом уровня жизни населения.
Таблица 1
Сведения
о детях, ставших жертвами преступлений (2003 - 2007 годы)
-------------------------T------------------------------------------------¬
¦ Категории потерпевших ¦ Годы ¦
¦ +---------T--------T--------T----------T---------+
¦ ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦
+------------------------+---------+--------+--------+----------+---------+
¦Всего детей-потерпевших ¦ 91070 ¦ 112456 ¦ 125079 ¦ 194364 ¦ 161598 ¦
+------------------------+---------+--------+--------+----------+---------+
¦Детей, потерпевших от ¦ 42985 ¦ 50871 ¦ 72530 ¦ 80908 ¦ 70380 ¦
¦насильственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦преступлений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+--------+--------+----------+---------+
¦Погибло детей ¦ 3254 ¦ 3099 ¦ 2982 ¦ 2898 ¦ 2496 ¦
+------------------------+---------+--------+--------+----------+---------+
¦Детей, здоровью которых ¦ 3585 ¦ 3250 ¦ 3233 ¦ 3024 ¦ 2786 ¦
¦причинен тяжкий вред ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+--------+--------+----------+---------+
¦Детей, потерпевших от ¦ 4628 ¦ 5981 ¦ 7608 ¦ 9678 ¦ 8805 ¦
¦сексуальных преступлений¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+--------+--------+----------+---------+
¦Изнасилование (ст. 131 ¦ 1853 ¦ 2091 ¦ 2327 ¦ 1970 ¦ 1479 ¦
¦УК РФ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+--------+--------+----------+---------+
¦Насильственные действия ¦ 1964 ¦ 2103 ¦ 2502 ¦ 2363 ¦ 2074 ¦
¦сексуального характера ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(ст. 132 УК РФ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+--------+--------+----------+---------+
¦Половое сношение с ¦ 129 ¦ 577 ¦ 1339 ¦ 2541 ¦ 3279 ¦
¦лицом, не достигшим 16 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лет <*> (ст. 134 УК РФ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+--------+--------+----------+---------+
¦Развратные действия (ст.¦ 620 ¦ 1086 ¦ 1279 ¦ 2618 ¦ 1533 ¦
¦135 УК РФ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+---------+--------+--------+----------+----------
--------------------------------
<*> До декабря 2003 г. уголовная ответственность наступала за половое сношение и иные действия сексуального характера, а также за развратные действия в отношении детей, не достигших 14 лет.
Увеличение числа зарегистрированных преступлений отражает не реальный рост криминальной пораженности, а более полную регистрацию преступлений небольшой и средней тяжести. Только этим обстоятельством можно объяснить значительный рост регистрации таких преступлений, как развратные действия и половое сношение с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, произошедший в 2004 - 2007 годы.
Вместе с тем стабилизация криминогенной обстановки произошла на фоне очень высокой распространенности преступных посягательств в отношении детей. Как видно из таблицы, ежегодно более 100 тысяч детей становятся жертвами преступлений. При этом почти половина из них (около 70 тысяч) пережили насильственные преступления, при которых ребенку причиняется психическая травма. Ежегодно более семи тысяч детей признаются жертвами сексуальных преступлений.
Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов и психиатров убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Такая помощь выступает в качестве вторичной профилактики жестокого обращения с детьми. Вторичная профилактика снижает риск повторного совершения насильственных действий в отношении пострадавшего ребенка и предупреждает возможность возникновения насилия со стороны ставшей взрослым человеком жертвы жестокого обращения над собственными детьми.
Учитывая международный опыт в этой области, следует:
установить процедуры регистрации и эффективного расследования полученных от детей жалоб о случаях физического и психического насилия;
обеспечить всем жертвам насилия доступ к консультативным услугам и помощи в целях восстановления и реинтеграции;
обеспечить адекватной защитой детей - жертв злоупотреблений в кругу своей семьи.
1. Организация работы по профилактике жестокого обращения с детьми
Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" создают правовую базу для работы по профилактике жестокого обращения с детьми, а также с детьми, ставшими жертвами жестокого обращения.
Важную роль в предупреждении жестокого обращения с детьми играют органы опеки и попечительства. Согласно статье 56 Семейного кодекса Российской Федерации при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при жестоком обращении с ним, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства. Таким образом, органы опеки и попечительства являются наиболее доступным для детей любого возраста, а также для лиц, заинтересованных в их судьбе, государственным институтом, призванным предупреждать насилие над детьми в семье.
Профилактическая направленность деятельности органов опеки и попечительства подчеркивается:
в статье 121 Семейного кодекса Российской Федерации, которая возлагает на органы опеки и попечительства обязанность по защите прав и интересов детей в случаях, когда действиями или бездействием родителей создаются условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию;
в статье 16 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", согласно которой должностные лица органов опеки и попечительства должны использовать предоставленные им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочия в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних. Насилие в семье, уклонение родителей от исполнения обязанностей по воспитанию своих детей является одной из наиболее значимых причин детской безнадзорности и беспризорности, совершения несовершеннолетними преступлений и правонарушений.
Анализ норм семейного и гражданского законодательства позволяет выделить следующие направления работы органов опеки и попечительства по предупреждению жестокого обращения с детьми:
внесудебное разрешение конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также с отношениями между членами семьи;
обращение с иском в суд при грубом нарушении родителями прав и законных интересов ребенка;
участие в судебном рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, включая подготовку заключения по существу спора;
принятие органами опеки и попечительства правовых актов, направленных на защиту прав и законных интересов детей, решений по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Внесудебное разрешение конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также с отношениями между членами семьи.
Внесудебное разрешение конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также с отношениями между членами семьи, должно заключаться, прежде всего, в выявлении и оперативной организации учета детей, оказавшихся в ситуации, когда действиями или бездействием родителей создаются условия, представляющие угрозу их жизни или здоровью либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию, проведении индивидуальной профилактической работы с такими детьми и их семьями.
Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.
Именно на органах опеки и попечительства лежит обязанность урегулирования конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также конфликтных отношений между членами семьи путем поиска компромисса, разъяснения сторонам конфликта требований закона и необходимости строгого соблюдения принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка.
Органы опеки и попечительства разрешают разногласия между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями ребенка (статья 62 Семейного кодекса Российской Федерации), а также возникающие между родителями разногласия, касающиеся воспитания и образования детей (ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации); принимают решение о порядке общения дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников с ребенком (статья 67 Семейного кодекса Российской Федерации).
Внесудебное разрешение семейных конфликтов можно считать важнейшим направлением профилактики жестокого обращения с детьми, поскольку эта деятельность позволяет на ранних сроках развития семейного кризиса выявить семьи из группы риска по насилию над ребенком, указать родителям на ошибки в воспитании детей, принять меры по устранению причин возникновения трудной жизненной ситуации, в которой оказалась семья, повысить компетентность родителей как воспитателей.
Указанное обстоятельство имеет особое значение в случаях жестокого обращения с детьми. Оказание психологической, медицинской и иной помощи только ребенку без изменения поведения родителей, отказа от использования антипедагогических приемов воспитания не позволит в полном объеме защитить права ребенка, создать надлежащие условия для его развития и в конечном итоге приведет к изъятию ребенка из семьи.
Особой формой индивидуальной профилактической работы, которая должна, как правило, проводиться до решения вопроса об ограничении или лишении родителей родительских прав, является социальный патронат семьи и детей.
В федеральном законодательстве пока нет понятия социального патроната. Вместе с тем в трети субъектов Российской Федерации в региональных законах предусмотрен социальный патронат как форма профилактической работы с ребенком, проживающим в семье, в которой действиями или бездействием родителей создаются условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному развитию и воспитанию.
Обращение с иском в суд при грубом нарушении родителями прав и законных интересов ребенка.
В случае выявления грубых нарушений прав и законных интересов ребенка, когда семейное неблагополучие существует длительное время, родители не понимают недопустимости жестокого обращения с ребенком, систематически не исполняют своих обязанностей
Приказ Минфина РФ от 10.03.2009 n 20н 'О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 октября 2002 г. n 106н' (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.04.2009 n 13720)  »
Читайте также