РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О библиотечном деле
Принят Государственной Думой 23 ноября 1994 года
(В редакции федеральных законов от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ;
от 26.06.2007 г. N 118-ФЗ; от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон является правовой базой сохранения
и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он
устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права
человека, общественных объединений, народов и этнических общностей
на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие,
приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на
культурную, научную и образовательную деятельность.
Настоящий Федеральный закон регулирует общие вопросы
организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством,
гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области
библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами
международного права.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
С т а т ь я 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе применяются следующие понятия:
библиотека - информационное, культурное, образовательное
учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных
документов и предоставляющее их во временное пользование физическим
и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным
учреждением илиструктурным подразделением предприятия, учреждения,
организации;
общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет
возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности
и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности,
отношению к религии;
библиотечное дело - отрасль информационной,
культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи
которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и
обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и
справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек,
подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое
обеспечение развития библиотек;
документ - материальный объект с зафиксированной на нем
информацией в виде текста, звукозаписи или изображения,
предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях
хранения и общественного использования;
пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо,
пользующееся услугами библиотеки;
централизованная библиотечная система - добровольное
объединение библиотек в структурно-целостное образование.
С т а т ь я 2. Законодательство Российской Федерации о
библиотечном деле
Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле
включает Основы законодательства Российской Федерации о культуре,
настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним
федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации в области библиотечного дела.
С т а т ь я 3. (Утратила силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
С т а т ь я 4. Основные виды библиотек
1. Библиотеки могут быть учреждены органами государственной
власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими
и физическими лицами.
2. В соответствии с порядком учреждения и формами
собственности выделяются следующие основные виды библиотек:
1) государственные библиотеки, учрежденные органами
государственной власти, в том числе:
федеральные библиотеки;
библиотеки субъектов Российской Федерации;
библиотеки министерств и иных федеральных органов
исполнительной власти;
2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного
самоуправления;
3) библиотеки Российской академии наук, других академий,
научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;
4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;
5) библиотеки общественных объединений;
6) частные библиотеки;
7) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и
физическими лицами, а также международными организациями в
соответствии с международными договорами Российской Федерации.
ГЛАВА II. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
С т а т ь я 5. Право на библиотечное обслуживание
1. Каждый гражданин независимо от пола, возраста,
национальности, образования, социального положения, политических
убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное
обслуживание на территории Российской Федерации.
2. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается:
созданием государственной и муниципальной сети общедоступных
библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного
обслуживания;
многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом
в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности,
специализации и масштабов деятельности.
Права граждан в области библиотечного обслуживания приоритетны
по отношению к правам в этой области государства и любых его
структур, общественных объединений, религиозных и других
организаций.
С т а т ь я 6. Право на библиотечную деятельность
1. Любое юридическое или физическое лицо имеет право на
создание библиотеки на территории Российской Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Граждане имеют право принимать участие в деятельности
попечительских, читательских советов или иных объединений
читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек
или их учредителями.
3. Работники библиотек имеют право создавать общественные
объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания,
профессиональной консолидации, защиты своих социальных и
профессиональных прав.
4. Граждане, имеющие в частной собственности собрания
документов, которые включают особо значимые издания и коллекции,
отнесенные к памятникам истории и культуры, имеют право на
поддержку со стороны государства для обеспечения их сохранности при
условии регистрации этих собраний в качестве памятников истории и
культуры в соответствующем федеральном органе исполнительной
власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации
или органе местного самоуправления.
С т а т ь я 7. Права пользователей библиотек
1. Все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки
и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими
потребностями и интересами.
2. Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг
и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в
соответствии с уставами библиотек, законодательством об охране
государственной тайны и законодательством об обеспечении
сохранности культурного достояния народов Российской Федерации.
3. Пользователи библиотеки имеет право бесплатно получать в
любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах
конкретного документа.
4. В общедоступных библиотеках граждане имеют право:
1) стать пользователями библиотек по предъявлению документов,
удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 16
лет - документов, удостоверяющих личность их законных
представителей;
2) бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных
фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного
информирования;
3) бесплатно получать консультационную помощь в поиске и
выборе источников информации;
4) бесплатно получать во временное пользование любой документ
из библиотечных фондов:
5) получать документы или их копии по межбиблиотечному
абонементу из других библиотек;
6) пользоваться другими видами услуг, в том числе платными,
перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.
5. В государственных и муниципальных библиотеках пользователи
библиотек имеют право на обслуживание и получение документов на
русском языке как государственном языке Российской Федерации, а в
республиках Российской Федерации также и на государственном языке
данной республики Российской Федерации.
6. Пользователь библиотеки может обжаловать в суд действия
должностного лица библиотеки, ущемляющие его права.
С т а т ь я 8. Права особых групп пользователей библиотек
1. Национальные меньшинства имеют право на получение
документов на родном языке через систему государственных библиотек.
2. Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное
обслуживание и получение документов на специальных носителях
информации в специальных государственных библиотеках и других
общедоступных библиотеках.
3. Пользователи библиотек, которые не могут посещать
библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков,
имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек
через заочные или внестационарные формы обслуживания,
обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих
бюджетов и средств федеральных программ.
4. Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют
право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках,
специализированных государственных детских и юношеских
библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в
соответствии с их уставами.
С т а т ь я 9. Ответственность пользователей библиотек
Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования
библиотеками.
Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования
библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в
размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также
несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим
законодательством.
С т а т ь я 10. Учредитель библиотеки
Учредитель библиотеки финансирует ее деятельность и
осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с
действующим законодательством, а также назначает на должность
руководителя библиотеки. Учредитель библиотеки не вправе
вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением
случаев, предусмотренных ее уставом и действующим
законодательством.
ГЛАВА III. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА БИБЛИОТЕК
С т а т ь я 11. Статус библиотек
Государственные и муниципальные библиотеки, централизованные
библиотечные системы получают статус юридического лица с момента их
регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.
Статус других библиотек определяется их учредителями.
С т а т ь я 12. Обязанности библиотек
1. В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию
прав граждан, установленных настоящим Федеральным законом.
Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со
своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим
законодательством.
Не допускаются государственная или иная цензура,
ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к
библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях
библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти
сведения используются для научных целей и организации библиотечного
обслуживания.
2. Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном
финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в
обществе идеологическое и политическое многообразие.
3. Библиотеки (независимо от их организационно-правовых форм и
форм собственности), которые имеют в своих фондах особо значимые
издания и коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры,
обеспечивают их сохранность и несут ответственность за их
своевременный учет в сводных каталогах, за регистрацию их как части
культурного достояния народов Российской Федерации, а также за их
включение в автоматизированные базы данных в рамках федеральных
программ сохранения и развития культуры.
4. Библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителями и
органами государственной статистики в порядке, предусмотренном
действующим законодательством и учредительными документами
библиотек.
5. Государственные библиотеки по требованию пользователей
обязаны предоставлять им информацию о своей деятельности по
формированию и использованию фондов.
С т а т ь я 13. Права библиотек
Библиотеки имеют право:
1) самостоятельно определять содержание и конкретные формы
своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в
их уставах:
2) утверждать по согласованию с учредителями правила
пользования библиотеками;
3) определять сумму залога при предоставлении редких и ценных
изданий, а также в других случаях, определенных правилами
пользования библиотеками;
4) определять в соответствии с правилами пользования
библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного
пользователями библиотек;
5) осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения
перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и
социально-творческого развития библиотек при условии, что это не
наносит ущерба их основной деятельности;
6) определять условия использования библиотечных фондов на
основе договоров с юридическими и физическими лицами;
7) образовывать в порядке, установленном действующим
законодательством, библиотечные объединения;
8) участвовать на конкурсной или иной основе в реализации
федеральных и региональных программ развития библиотечного дела;
9) осуществлять в установленном порядке сотрудничество с
библиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных
государств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в
установленном порядке в международные организации, участвовать в
реализации международных библиотечных и иных программ;
10) самостоятельно определять источники комплектования своих
фондов;
11) изымать и реализовывать документы из своих фондов в
соответствии с порядком исключения документов, согласованным с
учредителями библиотек в соответствии с действующими нормативными
правовыми актами. При этом библиотеки независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности не имеют права
списывать и реализовывать документы, отнесенные к памятникам
истории и культуры, режим хранения и использования которых
определяется в соответствии с действующим законодательством;
12) совершать иные действия, не противоречащие действующему
законодательству.
Библиотеки имеют преимущественное право на приобретение
документов, выпускаемых по федеральным государственным программам
книгоиздания, и первоочередное приобретение документов
ликвидируемых библиотек.
ГЛАВА IV. ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА В
ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
С т а т ь я 14. Государственная политика в области
библиотечного дела
В основе государственной политики в области библиотечного дела
лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации
и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование
библиотеками.
Государство выступает гарантом прав, предусмотренных настоящим
Федеральным законом, и не вмешивается в профессиональную
деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
Государство поддерживает развитие библиотечного дела путем
финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной и
ценовой политики.
Правительство Российской Федерации разрабатывает в
установленном порядке федеральные программы развития библиотечного
дела, а также программы, являющиеся составной частью федеральных
государственных программ сохранения и развития культуры в
Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти
организуют координацию Межрегиональных и межведомственных связей по
библиотечному обслуживанию, в том числе в целях информатизации
общества.
Государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания
наименее социально и экономически защищенных слоев и групп
населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев,
безработных, жителей сельской местности, жителей районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей).
Органы государственной власти стимулируют путем материальной
поддержки библиотеки негосударственных форм собственности,
организующие бесплатное общедоступное обслуживание населения.
Вопросы развития библиотечного дела учитываются в федеральных
государственных программах в соответствии с Основами
законодательства Российской Федерации о культуре.
С т а т ь я 15. Обязанности государства по развитию
библиотечного дела
1. Федеральные органы государственной власти обеспечивают:
1) регистрацию и контроль за соблюдением особого режима
хранения и использования библиотечных фондов, отнесенных к
культурному достоянию народов Российской Федерации;
2) создание и финансирование национальных и других федеральных
библиотек, управление этими библиотеками;
3) определение принципов федеральной политики в области
подготовки и переподготовки библиотечных кадров, занятости, оплаты
труда; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
4) создание и финансирование образовательных учреждений
федерального подчинения, осуществляющих подготовку и переподготовку
библиотечных кадров, управление этими образовательными
учреждениями;
5) содействие научным исследованиям и методическому
обеспечению в области библиотечного дела, а также их
финансирование;
6) установление государственных библиотечных стандартов и
нормативов, организацию системы информационного обеспечения
библиотечного дела;
7) организацию государственного статистического учета
библиотек.
2. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают:
1) финансирование комплектования и обеспечения сохранности
фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек; (В
редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
2) реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание.
3. Федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять
действия, которые влекут ухудшение материально-технического
обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном
финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие
требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и
библиотечного обслуживания.
Решения указанных органов, а также действия их должностных
лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей,
могут быть обжалованы в судебном порядке.
ГЛАВА V. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
С т а т ь я 16. Библиотечные фонды как культурное достояние
народов Российской Федерации
Библиотечные фонды, комплектуемые на основе системы
обязательного экземпляра документов, а также содержащие особо
ценные и редкие документы, являются культурным достоянием народов
Российской Федерации и могут объявляться памятниками истории и
культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Библиотечные фонды, отнесенные к памятникам истории и
культуры, находятся на особом режиме охраны, хранения и
использования в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
В случае, если библиотека не обеспечивает необходимые условия
для сохранности и доступности фонда, отнесенного к памятникам
истории и культуры, этот фонд может быть изъят и передан в состав
другой библиотеки решением собственника фонда по представлению
специально уполномоченного государственного органа по охране
памятников истории и культуры.
Ликвидация библиотек, фонды которых зарегистрированы в
качестве памятников истории и культуры, может производиться
собственниками библиотек только с разрешения специально
уполномоченного государственного органа по охране памятников
истории и культуры с обеспечением последующей сохранности и
использования указанных фондов.
Рукописные материалы, входящие в фонды библиотек, являются
составной частью Архивного фонда Российской Федерации.
С т а т ь я 17. Библиотеки как часть культурного достояния
народов Российской Федерации
Библиотеки, отнесенные в установленном порядке к культурному
достоянию народов Российской Федерации, включаются в перечень
культурного достояния народов Российской Федерации и находятся на
особом режиме охраны и использования в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
С т а т ь я 18. Национальные библиотеки Российской Федерации
1. Национальными библиотеками Российской Федерации являются
Российская государственная библиотека и Российская национальная
библиотека, которые удовлетворяют универсальные информационные
потребности общества, организуют библиотечную, библиографическую и
научно-информационную деятельность в интересах всех народов
Российской Федерации, развития отечественной и мировой культуры,
науки, образования.
Национальные библиотеки Российской Федерации выполняют
следующие основные функции: формируют, хранят и предоставляют
пользователям библиотек наиболее полное собрание отечественных
документов, научно значимых зарубежных документов; организуют и
ведут библиографический учет россики; участвуют в библиографическом
учете национальной печати, являются научно-исследовательскими
учреждениями по библиотековедению, библиографоведению и
книговедению, методическими, научно-информационными и культурными
центрами федерального значения; участвуют в разработке и реализации
федеральной политики в области библиотечного дела.
Национальные библиотеки Российской Федерации действуют на
основе настоящего Федерального закона и положений о них,
утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Национальные библиотеки Российской Федерации относятся к особо
ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации и
являются исключительно федеральной собственностью. Изменение формы
собственности указанных библиотек, их ликвидация либо
перепрофилирование не допускаются; целостность и неотчуждаемость их
фондов гарантируются.
Здания, сооружения и другое имущество национальных библиотек
находятся в их оперативном управлении; занимаемые ими земельные
участки предоставляются национальным библиотекам в соответствии с
законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального
закона от 26.06.2007 г. N 118-ФЗ)
Деятельность национальных библиотек Российской Федерации
осуществляется на основе координации и кооперации.
Отдельные функции национальных библиотек Российской Федерации
могут делегироваться в установленном порядке другим федеральным
библиотекам и организациям.
2. В республиках Российской Федерации, автономных округах,
автономной области соответствующими органами государственной власти
могут образовываться национальные библиотеки.
Эти национальные библиотеки действуют в соответствии с
настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации.
ГЛАВА VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИБЛИОТЕК
С т а т ь я 19. Участие государства в обеспечении координации
и кооперации библиотечного обслуживания
Для более полного удовлетворения потребностей пользователей
библиотек в информации, рационального использования фондов
библиотек государство стимулирует взаимоиспользование их ресурсов.
С этой целью органы государственной власти финансируют деятельность
государственных библиотек, в том числе выполняющих функции
центральных, по созданию условий для взаимоиспользования их
ресурсов (межбиблиотечного абонемента, сводных каталогов,
автоматизированных баз данных, депозитариев).
С т а т ь я 20. Центральные библиотеки
1. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления могут присваивать
ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки,
функции которой выполняют:
в республике - национальная или республиканская библиотека;
в автономном округе, автономной области - окружная или
областная библиотека;
в крае, области - краевая, областная библиотека;
(Абзац пятый утратил силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
(Абзац шестой утратил силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Органы местного самоуправления поселений, являющихся
административными центрами муниципальных районов, могут присваивать
ведущей универсальной библиотеке соответствующего поселения статус
центральной районной библиотеки. (Абзац дополнен - Федеральный
закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Органы местного самоуправления городских округов могут
присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего
городского округа статус центральной городской библиотеки. (Абзац
дополнен - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
2. Центральная библиотека обязана формировать, хранить и
предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное
универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой
территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных
ресурсов и оказывать методическую помощь библиотекам.
3. Федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления могут учреждать специальные центральные
библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию особых групп
пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и
слабовидящих и других).
4. Функции центральных библиотек могут распределяться в
установленном порядке между несколькими библиотеками, которые в
этом случае обеспечиваются бюджетным финансированием в соответствии
с объемом их деятельности.
5. Центральные библиотеки могут учреждаться также
министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.
С т а т ь я 21. Взаимодействие библиотек с органами
научно-технической информации и архивами
В целях обеспечения рационального использования
государственных информационных ресурсов библиотеки взаимодействуют
с органами научно-технической информации, архивами, другими
предприятиями, учреждениями, организациями, которые имеют
информационные банки данных разных уровней. Порядок взаимодействия
определяется действующим законодательством, федеральными
государственными программами, а также договорами, заключенными
между этими учреждениями и организациями.
ГЛАВА VII. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
С т а т ь я 22. Порядок создания библиотек
1. На территории Российской Федерации создаются и действуют
библиотеки различных форм собственности в порядке, установленном
действующим законодательством Российской Федерации и настоящим
Федеральным законом.
2. Библиотека считается учрежденной и приобретает права
юридического лица со дня ее регистрации в порядке, установленном
действующим законодательством. Библиотеки, не обладающие правами
юридического лица, в случае придания им статуса юридического лица
проходят соответствующую регистрацию в порядке, установленном
действующим законодательством.
Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
3. Учредителями библиотек могут быть собственники имущества
либо уполномоченные ими физические или юридические лица, а также
органы культуры.
Учредитель библиотеки утверждает ее устав, принимает на себя
обязательства по ее финансированию и материально-техническому
обеспечению. В уставе библиотеки должны быть закреплены ее
юридический статус, источники финансирования, основные задачи
деятельности библиотеки, условия ее доступности, имущественные
отношения между библиотекой и ее учредителем, порядок управления
библиотекой.
Имущественные и финансовые отношения между библиотекой и ее
учредителем регулируются действующим законодательством и
учредительными документами.
С т а т ь я 23. Реорганизация и ликвидация библиотек
1. Библиотека может быть реорганизована или ликвидирована по
решению ее собственника или учредителя, а также в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Орган, принявший решение о ликвидации библиотеки, в
обязательном порядке в письменной форме сообщает об этом органу,
осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц,
создает ликвидационную комиссию из представителей учредителя,
профессиональных объединений и трудового коллектива библиотеки и
публикует в местной печати уведомление о решении не позднее чем за
два месяца до намеченного срока ликвидации.
При ликвидации библиотеки преимущественным правом приобретения
ее библиотечного фонда обладают органы государственной власти всех
уровней, органы местного самоуправления и библиотеки
соответствующего профиля.
3. Реорганизация библиотеки в норме слияния, присоединения,
разделения, выделения, преобразования может происходить в порядке,
установленном действующим законодательством, как по инициативе
учредителя библиотеки, так и по инициативе библиотеки при согласии
всех сторон.
4. Запрещаются разгосударствление, приватизация
государственных и муниципальных библиотек, включая помещения и
здания, в которых они расположены.
5. Неправомерное решение о ликвидации государственных
библиотек может быть обжаловано гражданами, общественными
объединениями либо попечительскими (читательскими) советами в
судебном порядке.
С т а т ь я 24. Имущество библиотеки
1. Библиотека на правах оперативного управления владеет,
пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом в
пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
2.(Утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
3.(Утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
С т а т ь я 25. Фонды развития библиотек
В целях содействия материальному обеспечению деятельности
библиотек всех форм собственности могут создаваться
негосударственные фонды развития библиотек. Источником их
формирования являются взносы учредителей этих фондов, поступления
от предприятий, организаций, благотворительные взносы граждан и
общественных объединений, доходы от проведения специальных лотерей,
аукционов и других коммерческих мероприятий. (В редакции
Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Средства указанных фондов используются в целях финансирования
программ развития библиотечного дела, координации и кооперации
деятельности библиотек, на финансирование иных мероприятий в
порядке, предусмотренном уставами этих фондов, утверждаемыми их
учредителями. Средства фондов развития библиотек могут
использоваться в целях стимулирования деятельности любых библиотек
независимо от их форм собственности.
С т а т ь я 26. Трудовые отношения работников библиотек
Трудовые отношения работников библиотек регулируются
законодательством Российской Федерации о труде.
Работники библиотек подлежат периодической аттестации, порядок
которой устанавливается уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции
Федерального закона от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ)
ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
С т а т ь я 27. Вступление в силу настоящего Федерального
закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
С т а т ь я 28. Приведение нормативных правовых актов в
соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона
признать недействующим на территории Российской Федерации Указ
Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1984 года (Ведомости
Верховного Совета СССР, 1984, N 12, ст. 173).
До приведения нормативных правовых актов в области
библиотечного дела, действующих на территории Российской Федерации,
в соответствие с настоящим Федеральным законом эти нормативные
правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему
Федеральному закону.
2. Предложить Президенту Российской Федерации привести в
соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им
нормативные правовые акты.
3. Поручить Правительству Российской Федерации:
1) привести в соответствие с настоящим Федеральным законом
изданные им правовые акты;
2) подготовить и внести в установленном порядке предложения о
внесении изменений и дополнений в законодательство Российской
Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона;
3) принять нормативные правовые акты в области библиотечного
дела, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
29 декабря 1994 года
N 78-ФЗ