Расширенный поиск

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 № 1204

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                   от 19 сентября 1997 г. N 1204
                             г. Москва

                                   Утратилo силу - Постановление
                                 Правительства Российской Федерации
                                       от 29.03.2014 г. N 245

  Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении
        для детей дошкольного и младшего школьного возраста

   (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
          от 23.12.2002 г. N 919; от 18.08.2008 г. N 617;
                      от 10.03.2009 г. N 216)

     Правительство Российской Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     Утвердить  прилагаемое  Типовое  положение  об образовательном
учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                             В.Черномырдин
     __________________________



     УТВЕРЖДЕНО
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 19 сентября 1997 г.
     N 1204


                         ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
        об образовательном учреждении для детей дошкольного
                   и младшего школьного возраста

   (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
          от 23.12.2002 г. N 919; от 18.08.2008 г. N 617;
                      от 10.03.2009 г. N 216)

                        I. Общие положения

     1. Образовательное   учреждение   для   детей   дошкольного  и
младшего   школьного   возраста   (далее  именуется  -  учреждение)
является       образовательным       учреждением,       реализующим
общеобразовательные   программы  дошкольного  и  начального  общего
образования.
     2. Основные  цели  учреждения - осуществление образовательного
процесса  путем  обеспечения  преемственности  между  дошкольным  и
начальным  общим  образованием,  оптимальных  условий  для охраны и
укрепления    здоровья,   физического   и   психического   развития
воспитанников и обучающихся.
     3. Учреждение    создается    в    качестве   образовательного
учреждения  для детей с 3-х до 10 лет, а в исключительных случаях -
с более раннего возраста.
     4. Настоящее  Положение  является  типовым для следующих видов
государственных и муниципальных учреждений:
     начальной школы-детского сада;
     начальной   школы-детского   сада  компенсирующего  вида  -  с
осуществлением     квалифицированной     коррекции     ограниченных
возможностей здоровья воспитанников и обучающихся; (В      редакции
Постановления        Правительства       Российской       Федерации
от 18.08.2008 г. N 617)
     прогимназии   -   с  приоритетным  осуществлением  одного  или
нескольких   направлений   развития   воспитанников  и  обучающихся
(интеллектуального,   художественно-эстетического,   физического  и
др.).
     Для  иных  образовательных  учреждений  этого  типа  настоящее
Типовое положение является примерным.
     5. На   основе   настоящего   Типового   положения  учреждение
разрабатывает свой устав.
     6. В    своей    деятельности    учреждение    руководствуется
федеральными   законами,   указами   и   распоряжениями  Президента
Российской     Федерации,    постановлениями    и    распоряжениями
Правительства   Российской  Федерации,  решениями  соответствующего
органа управления образованием, настоящим Типовым положением.
     7. Учреждение    несет   в   установленном   законодательством
Российской   Федерации   порядке  ответственность  за  невыполнение
функций,   определенных  его  уставом;  нарушение  конституционного
права   воспитанников   и   обучающихся  на  получение  бесплатного
дошкольного    и   начального   общего   образования   в   пределах
государственного   образовательного   стандарта;  реализацию  не  в
полном  объеме образовательных программ и их качество; соответствие
применяемых  форм,  методов  и средств организации образовательного
процесса     возрастным,     психо-физиологическим    особенностям,
склонностям,  способностям,  интересам и потребностям воспитанников
и  обучающихся;  жизнь  и  здоровье  воспитанников  и  обучающихся,
работников учреждения во время образовательного процесса.
     8. Учреждение  создается учредителем по собственной инициативе
и  регистрируется  уполномоченным  органом в заявительном порядке в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     9.  Учредителем   (учредителями)  государственного  учреждения
могут  быть  федеральные  органы  исполнительной  власти  и  органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     Учредителем  муниципального учреждения является орган местного
самоуправления.
     10.  Отношения  между учредителем (учредителями) и учреждением
определяются  договором,  заключенным  между  ними в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     11.  Право  на  ведение образовательной деятельности и льготы,
установленные  законодательством  Российской  Федерации, учреждение
получает с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
     12.  Учреждение  является  юридическим лицом, владеет на праве
оперативного  управления  закрепленным  за  ним  имуществом,  имеет
устав,   самостоятельный   баланс,   расчетный  и  другие  счета  в
банковских   учреждениях,  печать  установленного  образца,  штамп,
бланки со своим наименованием.
     13.  Аттестация   и  государственная  аккредитация  учреждения
осуществляются   в   порядке,   установленном   Законом  Российской
Федерации "Об образовании".
     14.  Учреждение  может  быть  реорганизовано,  ликвидировано в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     При  реорганизации  (изменении  организационно-правовой формы,
статуса)   учреждения   его   устав,  лицензия  и  свидетельство  о
государственной аккредитации утрачивают силу.
     Ликвидация  учреждения  может  осуществляться  по  решению его
учредителя    (учредителей)    либо   органа   юридического   лица,
уполномоченного  на  то учредительными документами; по решению суда
в  случае  осуществления  деятельности без надлежащей лицензии либо
деятельности, не соответствующей его уставным целям.
     Ликвидация  сельского учреждения допускается только с согласия
схода    жителей    населенных    пунктов,   обслуживаемых   данным
учреждением.
     15.  В  порядке,  установленном  законодательством  Российской
Федерации,   учреждение   вправе   устанавливать   прямые  связи  с
иностранными    предприятиями,    учреждениями   и   организациями,
осуществлять  внешнеэкономическую  деятельность  и  иметь  валютные
счета в банковских и других кредитных организациях.

              II. Организация деятельности учреждения

     16. Учреждение   может  размещаться  как  в  одном,  так  и  в
нескольких отдельно стоящих зданиях.
     Помещения  (групповые и классные комнаты, спальни, медицинские
кабинеты,   раздевальни,   пищеблоки,   санитарные  узлы  и  другие
необходимые   помещения)  должны  отвечать  санитарно-гигиеническим
требованиям,  обеспечивающим условия для разных видов двигательной,
игровой и умственной активности воспитанников и обучающихся.
     17.  Количество  групп  и  классов  в  учреждении определяется
учредителем  (учредителями)  и  устанавливается  в  зависимости  от
санитарных    норм    и   имеющихся   условий   для   осуществления
образовательного  процесса  (исходя  из  предельной  наполняемости,
принятой при расчете норматива бюджетного финансирования).
     Предельная   наполняемость   определяется   в  зависимости  от
возраста воспитанников и обучающихся:
     в группах от 3 до 6 лет - 20 воспитанников;
     в  разновозрастных  группах  при  наличии  воспитанников любых
трех возрастов (от 3 до 6 лет) - 10 воспитанников;
     при  наличии в группе воспитанников любых двух возрастов (от 3
до 6 лет) - 20 воспитанников;
     в классах - 25 обучающихся.
     18.  Количество  и  наполняемость  групп  и классов учреждения
(включая  малокомплектное),  расположенного  в  сельской местности,
определяется исходя из потребностей населения.
     19.  При   наличии  необходимых  условий  и  средств  возможно
комплектование групп и классов с меньшей наполняемостью.
     При  проведении  занятий  по  иностранному языку в 1-4 классах
допускается   деление   класса  на  две  группы  при  наполняемости
25 обучающихся  в  городских учреждениях, не менее 20 обучающихся -
в сельских.
     20.  При  приеме  в  учреждение  последнее  обязано ознакомить
родителей   (законных   представителей)   с   уставом   и   другими
документами,    регламентирующими    организацию   образовательного
процесса в учреждении.
     21.   Учреждение   с   учетом  интересов  родителей  (законных
представителей)  и  по  согласованию  с  учредителем (учредителями)
может   открывать   группы   продленного   дня,  дошкольные  группы
компенсирующего  вида,  классы  компенсирующего  обучения,  а также
специальные  (коррекционные)  группы  и  классы для воспитанников и
обучающихся  с  ограниченными  возможностями  здоровья  при наличии
условий для коррекционной работы. (В     редакции     Постановления
Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 г. N 617)
     Перевод    (направление)   воспитанников   и   обучающихся   в
специальные  (коррекционные)  группы  и  классы,  а  также группы и
классы  компенсирующего  обучения  осуществляется только с согласия
родителей     (законных    представителей)    и    по    заключению
психолого-медико-педагогической комиссии. (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 г. N 617)
     22.  Медицинское   обслуживание  воспитанников  и  обучающихся
обеспечивается   штатным   или   специально  закрепленным  органами
здравоохранения  за  учреждением  медицинским  персоналом,  который
наряду   с  администрацией  несет  ответственность  за  здоровье  и
физическое   развитие   воспитанников   и  обучающихся,  проведение
лечебно-профилактических           мероприятий,          соблюдение
санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.
     Учреждение  предоставляет  помещение и соответствующие условия
для работы медицинского персонала.
     Штатные    работники    учреждения    проходят   периодическое
бесплатное  медицинское  обследование,  которое  проводится за счет
средств учредителя (учредителей).
     23. Организация  питания  в  учреждении  возлагается  органами
местного самоуправления на администрацию учреждения  и  организации
общественного питания.
     Режим и  кратность   питания   воспитанников   и   обучающихся
устанавливаются  в  соответствии  с  длительностью  их пребывания в
учреждении и рекомендациями органов здравоохранения.

            III. Организация образовательного процесса

     24.  Участниками     образовательного     процесса    являются
воспитанники,  обучающиеся,  их  родители (законные представители),
педагогические работники.
     25.  Взаимоотношения    между    учреждением    и   родителями
(законными  представителями)  воспитанников регулируются договором,
включающим  в  себя  взаимные  права, обязанности и ответственность
сторон, возникающие в процессе воспитания и обучения.
     Взаимные  права,  обязанности  и  ответственность учреждения и
родителей  (законных  представителей)  обучающихся,  возникающие  в
процессе  воспитания  и  обучения, могут закрепляться в заключенном
между ними договоре в соответствии с уставом учреждения.
     26.  Преемственность  общеобразовательных программ дошкольного
и   начального   общего  образования  обеспечивается  по  следующим
направлениям:
     развитие  любознательности у воспитанника дошкольного возраста
как основы развития познавательных способностей обучающегося;
     формирование    творческого    воображения   как   направления
интеллектуального    и    личностного   развития   воспитанника   и
обучающегося;
     развитие  коммуникативности  -  умения общаться со взрослыми и
сверстниками  как  одного из необходимых условий успешности учебной
деятельности.
     27.  На  основе  реализуемых  общеобразовательных  программ  в
учреждении обеспечивается:
     формирование и развитие воспитанников и обучающихся;
     обучение грамоте, овладение навыками чтения, письма, счета;
     развитие познавательных и речевых способностей;
     формирование  интереса к родному языку как важнейшему средству
речевого общения;
     формирование  культуры, самостоятельности мышления и целостной
картины мира, основ личной гигиены и здорового образа жизни.
     Общеобразовательные  программы  реализуются  через специфичные
для    каждого    возраста   воспитанников   и   обучающихся   виды
деятельности: игру, лепку, конструирование, рисование и др.
     28.  Содержание    образования   в   учреждении   определяется
образовательными   программами,  разрабатываемыми,  принимаемыми  и
реализуемыми    им   самостоятельно   на   основе   государственных
образовательных стандартов.
     Организация   образовательного   процесса   в   учреждении  по
программе  начального  общего  образования регламентируется учебным
планом,   годовым   календарным   учебным  графиком  и  расписанием
занятий,     разрабатываемыми     и    утверждаемыми    учреждением
самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом.
     29.  Режим  работы дошкольных групп, длительность пребывания в
них   воспитанников,   а   также   учебные   нагрузки   обучающихся
определяются   уставом  учреждения  и  не  должны  превышать  нормы
предельно  допустимых нагрузок, определенных на основе рекомендаций
органов здравоохранения.
     30.  Продолжительность       каникул      для      обучающихся
устанавливается  в  течение  учебного  года не менее 30 календарных
дней,  летом  - не менее 8 недель. Для обучающихся в первых классах
в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
     31.  Дисциплина   в   учреждении   поддерживается   на  основе
уважения  человеческого  достоинства  воспитанников,  обучающихся и
педагогов.  Применение  методов  физического и психического насилия
по отношению к воспитанникам и обучающимся не допускается.
     32. Язык  (языки),  на котором ведется воспитание и обучение в
учреждении,   определяется   учредителем   (учредителями)  и  (или)
уставом учреждения.
     Во   всех  имеющих  государственную  аккредитацию  учреждениях
изучение  русского  языка  как  государственного  языка  Российской
Федерации  при  реализации  программы начального общего образования
регламентируется государственным образовательным стандартом.
     33.  Деятельность  воспитанников  и обучающихся в свободное от
занятий  время  организуется  с  учетом  особенностей  состояния их
здоровья   и   интересов   и   направлена   на   удовлетворение  их
потребностей,  в  том  числе  физиологических (сон, питание, отдых,
пребывание  на  свежем  воздухе и др.), познавательных, творческих,
потребности в общении.
     34.  Учреждение   самостоятельно   в   выборе  форм,  средств,
методов   воспитания  и  обучения,  определенных  законодательством
Российской  Федерации,  а  также  в  выборе  системы оценок, формы,
порядка  и  периодичности  промежуточной  аттестации  обучающихся в
соответствии со своим уставом.
     35.  Учреждение  в  соответствии  со своими уставными целями и
задачами   может   реализовывать   дополнительные   образовательные
программы  и  оказывать  дополнительные  образовательные  услуги за
пределами  определяющих  его статус соответствующих образовательных
программ.
     Виды  и  формы  дополнительных  образовательных  услуг,  в том
числе платных, определяются уставом учреждения.
     Платные  образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и
в   рамках  основной  образовательной  деятельности,  финансируемой
учредителем (учредителями).

                    IV. Управление учреждением

     36.  Управление  учреждением  осуществляется  в соответствии с
законодательством  Российской  Федерации  и  уставом  учреждения  и
строится на принципах единоначалия и самоуправления.
     Формами  самоуправления  учреждения являются совет учреждения,
попечительский  совет,  общее  собрание, педагогический совет и др.
Порядок  выборов органов самоуправления учреждения и их компетенция
определяются уставом учреждения.
     37. Непосредственное   руководство   учреждением  осуществляет
прошедший соответствующую аттестацию директор.
     38.  Прием  на  работу  директора  государственного учреждения
осуществляется   в   соответствии  с  уставом  и  законодательством
Российской Федерации.
     Директор   муниципального   учреждения   назначается  решением
органа  местного  самоуправления,  если  иной порядок назначения не
предусмотрен решением органа местного самоуправления.
     39.  Подбор     директора     и     его     заместителя     по
учебно-воспитательной   работе   с   учетом   специфики  учреждения
осуществляется  исходя  из  того,  что  один  из  них  должен  быть
специалистом  в  области  общего  образования,  другой  - в области
дошкольного образования.
     40.  Порядок      комплектования     работников     учреждения
регламентируется его уставом.
     На    педагогическую    работу   принимаются   лица,   имеющие
необходимую       профессионально-педагогическую      квалификацию,
соответствующую   требованиям  квалификационной  характеристики  по
должности  и  полученной специальности и подтвержденную документами
об образовании.
     Для   обеспечения  образовательного  процесса  и  при  наличии
необходимых  условий  и  средств  в  штате  учреждения  могут  быть
педагог-психолог и учитель-логопед.
     41.  К   педагогической   деятельности  не  допускаются  лица,
которым   она   запрещена   приговором   суда  или  по  медицинским
показаниям,   а  также  лица,  имевшие  судимость  за  определенные
преступления.
     42.  Права,    социальные   гарантии   и   льготы   работников
учреждения  определяются  законодательством  Российской  Федерации,
уставом   учреждения,   трудовым  договором  (контрактом),  условия
которого   не   могут   противоречить  законодательству  Российской
Федерации о труде.
     43.  Работники учреждения имеют право:
     на  участие  в  управлении учреждением в порядке, определяемом
уставом;
     на защиту профессиональной чести и достоинства.
     44.  Педагогические работники учреждения имеют право:
     свободно   выбирать   и   использовать   методики  обучения  и
воспитания,  учебные  пособия  и материалы, учебники, методы оценки
знаний обучающихся;
     повышать квалификацию;
     аттестовываться  на  добровольной  основе  на  соответствующую
квалификационную категорию;
     на   сокращенную   рабочую   неделю,  удлиненный  оплачиваемый
отпуск,  получение  пенсии  за выслугу лет в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
     на   дополнительные   льготы,  предоставляемые  педагогическим
работникам   общеобразовательных  учреждения  по  месту  нахождения
учреждения.

                V. Имущество и средства учреждения

     45.  Собственник    имущества    (уполномоченный   им   орган)
закрепляет  за  учреждением  землю,  здания, сооружения, имущество,
оборудование.
     46.   Земельные  участки  закрепляются  за  государственным  и
муниципальным учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.
(В   редакции   Постановления  Правительства  Российской  Федерации
от 23.12.2002 г. N 919)
     Объекты  собственности, закрепленные за учреждением, находятся
в его оперативном управлении.
     47.  Учреждение   несет   ответственность   за  сохранность  и
эффективное использование закрепленной за ним собственности.
     48.  Изъятие  и  (или)  отчуждение собственности, закрепленной
за   учреждением,   допускается   только   в   случаях  и  порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации.
     49.  Финансирование   учреждения   осуществляется   на  основе
государственных  (в  том  числе ведомственных) и местных нормативов
финансирования,  определяемых  в  расчете  на одного воспитанника и
обучающегося в зависимости от вида учреждения.
     Для     малокомплектных     сельских    учреждений    норматив
финансирования   должен   учитывать   затраты,   не   зависящие  от
количества воспитанников и обучающихся.
     50.  Привлечение  учреждением дополнительных средств не влечет
за  собой  снижения  нормативов  и  (или)  абсолютных  размеров его
финансирования из бюджета учредителя (учредителей).
     51.  Учреждению      принадлежит      право     самостоятельно
распоряжаться  денежными  средствами,  имуществом и иными объектами
собственности,  переданными  ему  физическими  и (или) юридическими
лицами  в  форме  дара,  пожертвования  или  по  завещанию, а также
доходами  от  собственной  деятельности учреждения и приобретенными
на эти доходы объектами собственности.
     52.  При   ликвидации  учреждения  денежные  средства  и  иные
объекты  собственности,  принадлежащие  ему на праве собственности,
за  вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на
цели развития образования в соответствии с уставом учреждения.
     53.  Источниками  формирования  имущества и финансовых средств
учреждения являются:
     собственные средства учредителя (учредителей);
     бюджетные и внебюджетные средства;
     имущество,       переданное      учреждению      собственником
(уполномоченным им органом);
     плата,    взимаемая   в   соответствии   с   законодательством
Российской    Федерации    и    уставом   с   родителей   (законных
представителей) воспитанников и обучающихся;
     добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
     кредиты банков и других кредитных организаций;
     другие    источники   в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации.
     54.  Взимание  платы  с родителей (законных представителей) за
содержание  воспитанников  учреждения производится в соответствии с
законодательством  Российской  Федерации.  Размер  указанной  платы
определяется  исходя  из  общих  затрат  содержания воспитанников в
учреждении  с  учетом  длительности  их  пребывания, а также режима
работы учреждения.
     55.  Учреждение  устанавливает  заработную  плату работников в
зависимости  от  их квалификации, сложности, количества, качества и
условий   выполняемой   работы,  а  также  компенсационные  выплаты
(доплаты  и  надбавки  компенсационного  характера) и стимулирующие
выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные
поощрительные    выплаты),   структуру   управления   деятельностью
учреждения,    штатное    расписание,   распределение   должностных
обязанностей. (В  редакции  Постановления  Правительства Российской
Федерации от 10.03.2009 г. N 216)


                              ____________

Информация по документу
Читайте также