Расширенный поиск

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.1997 № 490

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                    от 25 апреля 1997 г. N 490
                             г. Москва

                                   Утратилo силу - Постановление
                                 Правительства Российской Федерации
                                      от 09.10.2015 г. N 1085

               Об утверждении Правил предоставления
             гостиничных услуг в Российской Федерации

   (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
          от 02.10.99 г. N 1104; от 15.09.2000 г. N 693;
          от 01.02.2005 г. N 49; от 06.10.2011 г. N 824;
                      от 13.03.2013 г. N 206)

     В  соответствии  с Законом Российской Федерации "О защите прав
потребителей"   (Ведомости  Съезда  народных  депутатов  Российской
Федерации  и  Верховного  Совета  Российской Федерации, 1992, N 15,
ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3,
ст. 140)         Правительство         Российской         Федерации
п о с т а н о в л я е т:
     1.  Утвердить  прилагаемые  Правила предоставления гостиничных
услуг в Российской Федерации.
     2.  Признать утратившими силу:
     постановление  Правительства  Российской  Федерации от 15 июня
1994 г.  N 669  "Об  утверждении  Правил предоставления гостиничных
услуг    в   Российской   Федерации"   (Собрание   законодательства
Российской Федерации, 1994, N 8, ст. 871);
     последний   абзац   постановления   Правительства   Российской
Федерации  от  28 февраля  1996 г.  N  199  "О внесении изменений в
решения     Правительства     Российской    Федерации"    (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 10, ст. 948).


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                             В.Черномырдин
     __________________________



     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 25 апреля 1997 г.
     N 490


                              ПРАВИЛА

      предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации

   (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
          от 02.10.99 г. N 1104; от 15.09.2000 г. N 693;
          от 01.02.2005 г. N 49; от 06.10.2011 г. N 824;
                      от 13.03.2013 г. N 206)

                        I. Общие положения

     1. Настоящие  Правила  разработаны  в  соответствии  с Законом
Российской   Федерации   "О защите  прав  потребителей"  (Ведомости
Съезда  народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской    Федерации,    1992,   N   15,   ст.   766;   Собрание
законодательства   Российской   Федерации,  1996,  N 3, ст. 140)  и
регулируют  отношения  в  области  предоставления гостиничных услуг
(далее именуются - услуги).
     2. Основные  понятия,  используемые  в   настоящих   Правилах,
означают:
     "гостиница"  -  имущественный  комплекс (здание, часть здания,
оборудование  и иное имущество), предназначенный для предоставления
услуг;
     "потребитель"  -  гражданин,  имеющий  намерение заказать либо
заказывающий   и  использующий  услуги  исключительно  для  личных,
семейных,  домашних  и  иных  нужд,  не  связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности; (В     редакции     Постановления
Правительства Российской Федерации от 15.09.2000 г. N 693)
     "исполнитель"       -      организация      независимо      от
организационно-правовой     формы,     а    также    индивидуальный
предприниматель,  оказывающие  услуги  потребителям  по возмездному
договору. (В   редакции   Постановления   Правительства  Российской
Федерации от 15.09.2000 г. N 693)

           II. Информация об услугах, порядок оформления
               проживания в гостинице и оплаты услуг

     3. Исполнитель  обязан  довести  до  сведения потребителя свое
фирменное    наименование    (наименование),    место    нахождения
(юридический   адрес)   и   режим   работы.  Исполнитель  размещает
указанную информацию на вывеске.
     Исполнитель    -    индивидуальный    предприниматель   должен
предоставить   потребителю   информацию   о  своей  государственной
регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
     4. Исполнитель  обязан  своевременно предоставлять потребителю
необходимую  и  достоверную  информацию  об услугах, обеспечивающую
возможность их правильного выбора.
     Информация   размещается   в  помещении,  предназначенном  для
оформления   проживания,   в   удобном  для  обозрения  месте  и  в
обязательном порядке включает в себя:
     настоящие Правила;
     сведения об исполнителе и номер его контактного телефона;
     свидетельство    о    присвоении   гостинице   соответствующей
категории, если категория присваивалась;
     сведения  о  подтверждении  соответствия  услуг  установленным
требованиям  (номер  сертификата  соответствия,  срок его действия,
орган,   его  выдавший,  или  регистрационный  номер  декларации  о
соответствии,   срок   ее   действия,   наименование   исполнителя,
принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший); (В редакции
Постановления        Правительства       Российской       Федерации
от 02.10.99 г. N 1104)
     сведения  о  номере  лицензии,  сроке  ее действия, об органе,
выдавшем   лицензию,   если   данный   вид   деятельности  подлежит
лицензированию;
     извлечения  из  государственного  стандарта,  устанавливающего
требования в области оказания услуг;
     цену номеров (места в номере);
     перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере);
     перечень   и   цену   дополнительных   услуг,  оказываемых  за
отдельную плату;
     сведения о форме и порядке оплаты услуг;
     предельный  срок  проживания  в  гостинице, если он установлен
исполнителем;
     перечень  категорий  лиц,  имеющих право на получение льгот, а
также   перечень   льгот,  предоставляемых  при  оказании  услуг  в
соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами;
     порядок проживания в гостинице;
     сведения   о   работе   размещенных  в  гостинице  предприятий
общественного  питания,  торговли,  связи,  бытового обслуживания и
др.;
     сведения  об  органе  по  защите прав потребителей при местной
администрации, если такой орган имеется;
     сведения о вышестоящей организации.
     Исполнитель   обязан   обеспечить   наличие  в  каждом  номере
информации    о    порядке    проживания    в   гостинице,   правил
противопожарной  безопасности  и правил пользования электробытовыми
приборами.
     Указанная    информация    должна   доводиться   до   сведения
потребителей  на  русском  языке  и  дополнительно,  по  усмотрению
исполнителя,  -  на  государственных  языках  субъектов  Российской
Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
     5. Исполнитель  обязан  обеспечить  предоставление  льгот  при
оказании   услуг  тем  категориям  граждан,  которым  такие  льготы
предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами.
     6. Исполнитель  вправе  заключать договор на бронирование мест
в   гостинице   путем  составления  документа,  подписанного  двумя
сторонами,   а   также   путем   принятия  заявки  на  бронирование
посредством   почтовой,   телефонной   и  иной  связи,  позволяющей
достоверно установить, что заявка исходит от потребителя.
     В случае  опоздания  потребителя  с него взимается кроме платы
за  бронирование также плата за фактический простой номера (места в
номере),  но  не  более  чем  за  сутки. При опоздании более чем на
сутки  бронь  аннулируется.  В случае  отказа  потребителя оплатить
бронь,  его  размещение  в  гостинице  производится в порядке общей
очереди.
     7. Исполнитель - коммерческая  организация  обязан заключить с
потребителем  договор на предоставление услуг, кроме случаев, когда
отсутствует  возможность  предоставления  услуг,  в  том числе если
учредительными   документами  исполнителя  или  гражданско-правовым
договором,    заключенным    с   ним,   предусмотрена   обязанность
исполнителя    в    определенном   порядке   предоставлять   услуги
соответствующей категории лиц.
     8. Договор    на    предоставление   услуг   заключается   при
предъявлении    потребителем    паспорта   или   военного   билета,
удостоверения    личности,    иного   документа,   оформленного   в
установленном порядке и подтверждающего личность потребителя.
     При  оформлении  проживания  в  гостинице  исполнитель  выдает
квитанцию  (талон)  или  иной  документ,  подтверждающий заключение
договора на оказание услуг, который должен содержать:
     наименование  исполнителя (для индивидуальных предпринимателей
фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
     фамилию, имя, отчество потребителя;
     сведения о предоставляемом номере (месте в номере);
     цену номера (места в номере);
     другие необходимые данные по усмотрению исполнителя.
     9. Исполнитель  вправе установить предельный срок проживания в
гостинице, одинаковый для всех потребителей.
     9-1.  На  территории  муниципального  образования город-курорт
Сочи   в  период  проведения  XXII  Олимпийских  зимних  игр  и  XI
Паралимпийских  зимних  игр  2014  года  в  городе  Сочи  и периоды
проведения мероприятий, предусмотренных распоряжением Правительства
Российской Федерации от 23 октября 2010 г. N 1841-р, исполнитель не
вправе  устанавливать  минимальный  срок проживания в гостинице или
ином средстве размещения. (Дополнен  -  Постановление Правительства
Российской Федерации от 13.03.2013 г. N 206)
     10. Исполнитель  должен  обеспечить  круглосуточное оформление
потребителей, прибывающих в гостиницу и убывающих из нее.
     11. Исполнитель  не вправе  без согласия потребителя выполнять
дополнительные  услуги  за  плату. Потребитель вправе отказаться от
оплаты  таких  услуг,  а  если  они  оплачены,  потребитель  вправе
потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. (В   редакции
Постановления        Правительства       Российской       Федерации
от 15.09.2000 г. N 693)
     Запрещается  обуславливать выполнение одних услуг обязательным
оказанием других услуг.
     12.  Цена  номера  (места  в номере), а также форма его оплаты
устанавливаются исполнителем. (В       редакции       Постановления
Правительства Российской Федерации от 15.09.2000 г. N 693)
     Исполнителем  может  быть установлена посуточная или почасовая
оплата проживания.
     Исполнитель  определяет  перечень услуг, которые входят в цену
номера (места в номере).
     Потребитель обязан  оплатить оказанную  исполнителем  в полном
объеме   услугу   после   принятия   ее  потребителем.  С  согласия
потребителя  услуга  может быть оплачена им при заключении договора
в полном объеме или путем выдачи аванса. (Дополнен  - Постановление
Правительства Российской Федерации от 15.09.2000 г. N 693)
     13. Плата  за  проживание в гостинице взимается в соответствии
с  единым  расчетным  часом  - с 12 часов текущих суток по местному
времени.
     При  размещении  до расчетного часа (с 0 до 12 часов) плата за
проживание не взимается.
     В случае  задержки  выезда  потребителя  плата  за  проживание
взимается в следующем порядке:
     не более 6 часов после расчетного часа - почасовая оплата;
     от  6  до  12  часов после расчетного часа - плата за половину
суток;
     от  12  до  24  часов  после расчетного часа - плата за полные
сутки (если нет почасовой оплаты).
     При  проживании  не  более суток (24 часов) плата взимается за
сутки независимо от расчетного часа.
     Исполнитель  с  учетом  местных  особенностей  вправе изменить
единый расчетный час.

                 III. Порядок предоставления услуг

     14. Качество   предоставляемых  услуг  должно  соответствовать
условиям   договора,   а   при  отсутствии  или  неполноте  условий
договора -  требованиям, обычно предъявляемым к этим услугам.
     Если  нормативными правовыми актами предусмотрены обязательные
требования   к   услугам,  качество  предоставляемых  услуг  должно
соответствовать этим требованиям.
     Материально-техническое   обеспечение  гостиницы,  перечень  и
качество  предоставляемых  услуг должны соответствовать требованиям
присвоенной ей категории.
     15. Исполнитель    обязан    предоставить    потребителю   без
дополнительной оплаты следующие виды услуг:
     вызов скорой помощи;
     пользование медицинской аптечкой;
     доставка в номер корреспонденции по ее получении;
     побудка к определенному времени;
     предоставление   кипятка,   иголок,  ниток,  одного  комплекта
посуды и столовых приборов.
     16. Порядок    проживания    в    гостинице    устанавливается
исполнителем.
     17. Исполнитель  в  соответствии  со  статьей 925 Гражданского
кодекса   Российской   Федерации   отвечает  за  сохранность  вещей
потребителя.
     В случае   обнаружения   забытых   вещей   исполнитель  обязан
немедленно  уведомить  об  этом владельца вещей. Если лицо, имеющее
право   потребовать   забытую   вещь,   или  место  его  пребывания
неизвестны,  исполнитель  обязан  заявить  о  находке в полицию или
орган местного самоуправления. (В       редакции      Постановления
Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 г. N 824)
     18. В организациях  общественного  питания,  связи  и бытового
обслуживания,   размещенных   в   гостинице,  лица,  проживающие  в
гостинице, обслуживаются вне очереди.
     19. Потребитель  обязан  соблюдать  установленный исполнителем
порядок проживания и правила противопожарной безопасности.
     20.  Потребитель вправе расторгнуть договор на оказание услуги
в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части
оказанной  услуги  до  получения извещения о расторжении договора и
возместив  исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в
целях  исполнения  договора,  если  они не входят в указанную часть
цены услуги. (В  редакции  Постановления  Правительства  Российской
Федерации от 15.09.2000 г. N 693)

           IV. Ответственность исполнителя и потребителя
                      за предоставление услуг

     21. Потребитель  при  обнаружении недостатков оказанной услуги
вправе по своему выбору потребовать:
     безвозмездного устранения недостатков;
     соответствующего уменьшения цены за оказанную услугу.
     Потребитель   вправе  расторгнуть  договор  на  предоставление
услуг  и потребовать полного возмещения убытков, если исполнитель в
установленный срок не устранил эти недостатки.
     Потребитель   также   вправе   расторгнуть  договор,  если  он
обнаружил  существенные  недостатки  в  оказанной  услуге  или иные
существенные отступления от условий договора. (В           редакции
Постановления        Правительства       Российской       Федерации
от 15.09.2000 г. N 693)
     Исполнитель  должен  устранить  недостатки  оказанной услуги в
течение  часа  с момента предъявления потребителем соответствующего
требования.
     Требования  потребителя об уменьшении цены оказанной услуги, а
также  о  возмещении  убытков, причиненных расторжением договора на
предоставление  услуг, подлежат удовлетворению в течение 10 дней со
дня предъявления соответствующего требования.
     Потребитель   вправе   потребовать  также  полного  возмещения
убытков,  причиненных  ему  в связи с недостатком оказанной услуги.
Убытки   возмещаются  в  сроки,  установленные  для  удовлетворения
соответствующих требований потребителя.
     Удовлетворение   требований   потребителя    о   безвозмездном
устранении   недостатков   при   оказании   услуг   не  освобождает
исполнителя  от  ответственности  в  форме  неустойки  за нарушение
срока окончания оказания услуги. (Дополнен      -     Постановление
Правительства Российской Федерации от 15.09.2000 г. N 693)
     22. За нарушение  сроков  удовлетворения  отдельных требований
потребителя   исполнитель  уплачивает  потребителю  за  каждый  час
(день,  если  срок  определен  в днях) просрочки неустойку (пени) в
размере  3 процентов суточной цены номера (места в номере) или цены
отдельной услуги, если ее можно определить.
     23. За  нарушение  сроков начала оказания услуг по договору на
бронирование  мест  в  гостинице исполнитель уплачивает потребителю
за  каждый  день  просрочки  неустойку (пени) в размере 3 процентов
суточной цены забронированных мест.
     Если  исполнитель  нарушил  сроки  начала  оказания  услуг  по
договору  на  бронирование  мест в гостинице, потребитель по своему
выбору вправе:
     назначить исполнителю новый срок;
     потребовать уменьшения цены за оказанные услуги;
     расторгнуть договор об оказании услуги.
     Потребитель   вправе   потребовать  также  полного  возмещения
убытков,  причиненных  ему  в  связи  с  нарушением сроков оказания
услуги.    Убытки    возмещаются   в   сроки,   установленные   для
удовлетворения соответствующих требований потребителя.
     Назначенные   потребителем   новые   сроки   оказания   услуги
указываются в договоре об оказании услуги.
     При  расторжении  потребителем  договора об оказании услуги по
договору  на  бронирование  мест  в гостинице исполнитель не вправе
требовать   возмещения   своих  затрат,  произведенных  в  процессе
оказания  услуги, а также платы за оказанную услугу, за исключением
случая, если потребитель принял оказанную услугу.
     (Часть  дополнена  -  Постановление  Правительства  Российской
Федерации от 15.09.2000 г. N 693)
     24. Исполнитель  в соответствии с законодательством Российской
Федерации   несет   ответственность  за  вред,  причиненный  жизни,
здоровью  или  имуществу  потребителя  вследствие  недостатков  при
оказании  услуг,  а  также компенсирует моральный вред, причиненный
потребителю нарушением прав потребителя.
     25. В случае  нарушения  исполнителем  настоящих Правил защита
прав  потребителей,  предусмотренных  законодательством  Российской
Федерации,   осуществляется   в   порядке,   установленном  Законом
Российской Федерации "О защите прав потребителей".
     26. Потребитель  в соответствии с законодательством Российской
Федерации   возмещает   ущерб   в  случае  утраты  или  повреждения
имущества   гостиницы,   а  также  несет  ответственность  за  иные
нарушения.
     27. Контроль  за  соблюдением настоящих  Правил осуществляется
Федеральной  службой  по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия    человека    и    другими    федеральными   органами
исполнительной власти в пределах их компетенции. (В        редакции
Постановления        Правительства       Российской       Федерации
от 01.02.2005 г. N 49)


                           ____________

Информация по документу
Читайте также