Расширенный поиск

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1997 № 1112

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                   от 28 августа 1997 г. N 1112
                             г. Москва


        О Федеральной целевой программе по защите населения
          Российской Федерации от воздействия последствий
          чернобыльской катастрофы на период до 2000 года

   (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
                     от 30.12.2000 г. N 1034)

     В  целях создания условий для безопасного проживания населения
в   районах,  подвергшихся  радиоактивному  загрязнению  вследствие
аварии  на  Чернобыльской АЭС, обеспечения социальной и медицинской
защиты    граждан,    подвергшихся    радиационному    воздействию,
Правительство Российской Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить  прилагаемую  Федеральную  целевую  программу  по
защите  населения  Российской  Федерации от воздействия последствий
чернобыльской  катастрофы на период до 2000 года (далее именуется -
Программа).
     2. Определить     государственным     заказчиком     Программы
Министерство  Российской  Федерации  по  делам гражданской обороны,
чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации   последствий   стихийных
бедствий.
     3. Министерству   экономики   Российской  Федерации  ежегодно,
начиная  с  1998 года,  включать  Программу  в перечень федеральных
целевых программ, финансируемых из федерального бюджета.
     Министерству  экономики  Российской  Федерации  и Министерству
финансов  Российской Федерации при разработке комплексных прогнозов
социально-экономического  развития  Российской  Федерации и проекта
федерального   бюджета   на   соответствующий  год  предусматривать
выделение  лимитов  капитальных  вложений  и финансовых средств для
реализации Программы.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                             В.Черномырдин
     __________________________



     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 28 августа 1997 г.
     N 1112

                                 Срок реализации программы продлен
                                    на 2001 год - Постановление
                                      Правительства Российской
                                 Федерации от 30.12.2000 г. N 1034

                   ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
             ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ НА ПЕРИОД
                           ДО 2000 ГОДА


                              ПАСПОРТ

         Федеральной целевой программы по защите населения
          Российской Федерации от воздействия последствий
          чернобыльской катастрофы на период до 2000 года


Наименование          -  Федеральная целевая  программа  по  защите
Программы                населения    Российской    Федерации    от
                         воздействия   последствий    чернобыльской
                         катастрофы на период до 2000 года

Основания для ее      -  постановление Правительства     Российской
разработки               Федерации  от  6  марта  1996 г.  N 257                         неотложных    мероприятиях    по    защите
                         населения    Российской    Федерации    от
                         воздействия   последствий    чернобыльской
                         катастрофы на 1996-1997 годы"

Государственный       -  Министерство Российской Федерации по делам
заказчик                 гражданской      обороны,     чрезвычайным
                         ситуациям   и    ликвидации    последствий
                         стихийных бедствий

Исполнители и         -  МЧС России
соисполнители            Минздрав России
                         Минсельхозпрод России
                         Росгидромет
                         Рослесхоз
                         Госкомэкология России
                         Правительство Республики Мордовия
                         администрация Белгородской области
                         администрация Брянской области
                         администрация Воронежской области
                         администрация Калужской области
                         администрация Курской области
                         администрация Орловской области
                         администрация Ленинградской области
                         администрация Липецкой области
                         администрация Рязанской области
                         администрация Тамбовской области
                         администрация Тульской области
                         администрация Пензенской области
                         администрация Ульяновской области

Сроки и этапы         -  1998-2000 годы
реализации

Содержание основных   -  оказание специализированной    медицинской
программных              помощи  лицам,  подвергшимся радиационному
мероприятий              воздействию,  в   том   числе   участникам
                         ликвидации     последствий    аварии    на
                         Чернобыльской       АЭС;       обеспечение
                         социально-психологической     реабилитации
                         граждан,    подвергшихся     радиационному
                         воздействию,   в   том   числе  участников
                         ликвидации    последствий    чернобыльской
                         катастрофы,  и населения,  проживающего на
                         наиболее     загрязненных     территориях;
                         обеспечение     осуществления     целевого
                         радиационного  контроля  на   радиоактивно
                         загрязненных   территориях,   где  средняя
                         эффективная   доза   облучения   населения
                         превышает     1     мЗв/год;    проведение
                         мониторинга   доз   облучения   населения;
                         обеспечение   специальных  мероприятий  по
                         ведению сельского и лесного  хозяйства  на
                         радиоактивно загрязненных территориях, где
                         без таких мероприятий невозможно получение
                         соответствующей      нормативам     чистой
                         продукции;  строительство и  реконструкция
                         объектов  коммунального хозяйства и других
                         объектов        производственного        и
                         непроизводственного      назначения     на
                         загрязненных    территориях;    проведение
                         научно-исследовательских работ по основным
                         направлениям Программы

Важнейшие             -  снижение негативных           медицинских,
целевые                  социальных  и  психологических последствий
показатели               аварии на Чернобыльской  АЭС  до  возможно
Программы                низкого     уровня,     экологическая    и
                         экономическая  реабилитация   радиоактивно
                         загрязненных территорий,  возвращение ряда
                         территорий    к    нормальным     условиям
                         жизнедеятельности

Ожидаемые конечные    -  снижение возможных негативных  последствий
результаты               радиационного   воздействия   на  здоровье
реализации               граждан,  повышение качества медицинской и
Программы                психологической     помощи,    оказываемой
                         населению,  и улучшение условий проживания
                         граждан   на   пострадавших  в  результате
                         чернобыльской катастрофы территориях

Объемы и источники    -  общие затраты  на   реализацию   Программы
финансирования           составляют  на  1998-2000  годы - 1750,282
                         млрд.  рублей, из них капитальные вложения
                         - 1604,3 млрд. рублей, в том числе на 1998
                         год соответственно - 225,805 и 185,7 млрд.
                         рублей.    Источник    финансирования    -
                         федеральный бюджет

Система контроля за   -  контроль за выполнением Программы в  целом
исполнением              осуществляется МЧС России.
Программы                Для обеспечения  контроля  за  реализацией
                         Программы  заинтересованными  федеральными
                         органами исполнительной власти и  органами
                         исполнительной власти субъектов Российской
                         Федерации  разрабатываются  отраслевые   и
                         региональные подпрограммы.


                             Введение

     Федеральная целевая программа по защите  населения  Российской
Федерации  от  воздействия  последствий чернобыльской катастрофы на
период до 2000 года (далее именуется -  Программа)  разработана  во
исполнение  постановления  Правительства  Российской  Федерации  от
6  марта  1996 г.  N  257  "О  неотложных  мероприятиях  по  защите
населения   Российской   Федерации   от   воздействия   последствий
чернобыльской катастрофы на 1996-1997 годы".
     Формирование  мероприятий  Программы  осуществлялось на основе
концепции   федеральной   целевой  программы  по  защите  населения
Российской   Федерации  от  воздействия  последствий  чернобыльской
катастрофы  на  период  до  2000 года,  разработанной Министерством
Российской  Федерации  по  делам  гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с
заинтересованными  министерствами,  ведомствами  и  организациями с
учетом  положений  Закона Российской Федерации "О социальной защите
граждан,  подвергшихся  воздействию  радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС".
     При  разработке проекта Программы учитывались итоги реализации
в  1992-1995  годах  Единой  государственной  программы  по  защите
населения   Российской   Федерации   от   воздействия   последствий
чернобыльской  катастрофы  на  1992-1995  годы  и на период до 2000
года  (далее именуется - Единая программа) и Неотложных мероприятий
по   защите   населения   Российской   Федерации   от   воздействия
последствий чернобыльской катастрофы на 1996-1997 годы.
     Комплекс  работ  по  научному  обеспечению  Единой  программы,
выполненных   в  1992-1996  годах,  позволил  получить  необходимую
основу  для  разработки дальнейшей стратегии и тактики планирования
мероприятий Единой программы.
     На основе  объективных  научных  данных  установлено,  что  на
большей   части   радиоактивно   загрязненных   территорий   отпала
необходимость   в   проведении   защитных    и    восстановительных
мероприятий. В то же время выявлены территории и категории граждан,
пострадавших в результате аварии на  Чернобыльской  АЭС,  требующие
повышенного  внимания  и  концентрации  финансовых  средств  для их
радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации.
     На всех радиоактивно загрязненных территориях,  за исключением
ряда   районов   Брянской   и   Калужской   областей,    содержание
радионуклидов  цезия  в продукции сельского и лесного хозяйства,  а
также  в  продуктах  питания,  производимых  в   личных   подсобных
хозяйствах, не превышает действующих нормативов.
     Продолжает оставаться  сложной   радиационная   обстановка   в
юго-западных  районах  Брянской  области,  а  также  в ряде районов
Калужской,  Орловской  и  Тульской  областей,   где   среднегодовая
эффективная  доза  облучения  населения  превышает  1 мЗв.  В шести
населенных  пунктах  Брянской  области, где  проживает около 2 тыс.
человек,  годовая  эффективная доза облучения  превышает 5 мЗв.  На
остальных  территориях,  подвергшихся   радиационному   воздействию
вследствие  чернобыльской  катастрофы,  средняя годовая эффективная
доза облучения не превышает 1 мЗв. На этих территориях не требуется
каких-либо вмешательств,  а проживание и хозяйственная деятельность
населения по  радиационному  фактору  не  ограничиваются.  На  этих
территориях  в  ближайшие  годы должен сохраняться и поддерживаться
минимально необходимый объем мониторинга  радиационно-экологической
обстановки.
     Принимая   во   внимание   возможность   развития   отдаленной
радиационно-обусловленной  патологии, население  всех  радиоактивно
загрязненных  территорий должно быть обеспечено необходимым объемом
медицинской  помощи,  в  том  числе специализированной, при наличии
соответствующих медицинских показаний.
     По данным Российского государственного медико-дозиметрического
регистра  лиц,   подвергшихся   воздействию   радиации   вследствие
катастрофы   на  Чернобыльской  АЭС,  отмечается  интенсивный  рост
заболеваемости, инвалидности и смертности среди участников работ по
ликвидации   последствий   чернобыльской   аварии   (ликвидаторов).
Наиболее  значительные  медицинские   последствия   наблюдаются   у
ликвидаторов   1986-1987   годов.   Показатель  инвалидизации  выше
аналогичного  для  России  в  3,7  раза.  Число   инвалидов   среди
ликвидаторов возросло с 1991 года почти в 10 раз.  В последние годы
выявлена тенденция резкого прироста годовых показателей  смертности
среди ликвидаторов,  которые в среднем выше аналогичных показателей
по России в 1,5 раза.  Медицинский прогноз  для  ликвидаторов  1986
года и отчасти 1987 года наиболее неблагоприятный.
     Наблюдается рост числа случаев рака  щитовидной  железы  среди
населения   прежде   всего   на  территориях  Брянской,  Калужской,
Орловской  и  Тульской  областей.  В   указанных   областях   также
отмечается  существенный  рост  общесоматической  заболеваемости  с
неблагоприятными   тенденциями   в   динамике   отдельных   классов
заболеваний   как   среди  детского,  так  и  взрослого  населения,
увеличение   количества   женщин    с    патологическим    течением
беременности,  повышение  нервно-психического напряжения населения,
обусловленного хроническим стрессом, вызванным аварийной ситуацией.
     Таким  образом,  к  настоящему  времени  выявлены две основные
группы  риска:  лица,  принимавшие участие в ликвидации последствий
катастрофы,  и  население,  проживающее  в  4 наиболее загрязненных
областях России.
     Анализ медицинских   последствий   чернобыльской   аварии,  их
динамика и прогноз свидетельствуют о том,  что проблема минимизации
этих  последствий  и  повышения  эффективности  медицинской  помощи
лицам,   подвергшимся    радиационному    воздействию,    сохраняет
актуальность  не  только  на  ближайшие  годы,  но  и на длительную
перспективу.
     Учеными  и  специалистами  определен  ряд проблем, для решения
которых  необходимы  многолетние,  в том числе выходящие за пределы
2000 года, планомерные и активные меры, включающие:
     оказание  медицинской,  в том числе специализированной, помощи
лицам,  подвергшимся  воздействию  радиации  в результате аварии на
Чернобыльской АЭС;
     создание эффективной     системы     социальной    защиты    и
социально-психологической   реабилитации   групп    населения,    в
наибольшей    степени    затронутых    аварией,   -   ликвидаторов,
эвакуированных  и  переселенных   жителей   наиболее   загрязненных
территорий;
     обеспечение  функционирования  созданной системы радиационного
контроля,   включающей   контроль   за  радиоактивным  загрязнением
природных  сред,  контроль  за  содержанием радиоактивных веществ в
продукции  сельского  и  лесного  хозяйства,  продуктах  питания  и
питьевой воде;
     радиационную,   экологическую   и  экономическую  реабилитацию
территорий,   в   наибольшей  степени  подвергшихся  радиоактивному
загрязнению (Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей);
     проведение  на  наиболее  загрязненных  территориях Брянской и
Калужской   областей  специальных  мероприятий  в  агропромышленном
производстве,  направленных  на  обеспечение  получения  нормативно
чистой продукции.
     Опыт  проведения  работ  показывает,  что наиболее эффективным
способом  решения  указанных  проблем  является  их  взаимоувязка в
единую комплексную программу.
     Объемы  затрат  на  выполнение  мероприятий, предусмотренных в
Программе, рассчитаны в ценах 1997 года.
     Программой  предусматривается предоставление самостоятельности
областным  администрациям,  министерствам  и  ведомствам в принятии
входящих  в  их  компетенцию  решений  по  расходованию  средств на
преодоление  последствий  аварии  на  Чернобыльской  АЭС в пределах
отдельных  разделов  и статей затрат и повышение ответственности за
их   выполнение.   С   учетом   этого  конкретные  объемы  работ  и
необходимых   для   этого   ассигнований   будут   уточняться   при
составлении   годовых   и   квартальных   прогнозов  социального  и
экономического развития Российской Федерации.
     В  целях  обеспечения  возможности  контроля за использованием
выделяемых   средств   из   федерального   бюджета  администрациями
областей,  министерствами  и  ведомствами,  исходя  из  положений и
показателей  настоящей Программы, разрабатываются и утверждаются по
согласованию  с  государственным  заказчиком  Программы  конкретные
мероприятия и задания по ее реализации на текущий год.

             I. Основные положения концепции Программы

     Концепция Программы   разработана   Министерством   Российской
Федерации по делам гражданской обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и
ликвидации    последствий    стихийных    бедствий,   Министерством
здравоохранения  Российской  Федерации,   Министерством   труда   и
социального развития Российской Федерации,  Министерством экономики
Российской Федерации,  Министерством финансов Российской Федерации,
Министерством   сельского  хозяйства  и  продовольствия  Российской
Федерации,   Федеральной   службой   лесного   хозяйства    России,
Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей
среды,  Российской академией наук и Российской научной комиссией по
радиационной  защите  с  учетом  и  в  развитие положений концепции
радиационной,  медицинской,  социальной   защиты   и   реабилитации
населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучению,
рекомендованной Правительством Российской Федерации к использованию
при  разработке  нормативных  правовых  актов  и целевых программ в
области   социальной   защиты   граждан    Российской    Федерации,
подвергшихся аварийному облучению.
     Целью  концепции является формирование принципов и критериев и
обоснование  выбора  комплекса  приоритетных  мер,  направленных на
защиту   и   реабилитацию   населения  и  территорий,  подвергшихся
радиационному  воздействию  вследствие чернобыльской катастрофы, на
1998-2000 и последующие годы.
     При разработке концепции учитывались:
     имеющиеся данные      о      радиационно-гигиенической       и
ветеринарно-санитарной ситуации в радиоактивно загрязненных районах
и дозах облучения населения;
     состояние   сельскохозяйственного   производства   и   лесного
хозяйства на радиоактивно загрязненных территориях;
     результаты  реализации  мер  по  защите  населения  Российской
Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы;
     данные о   медико-демографической   ситуации   в  радиоактивно
загрязненных районах и состоянии здоровья населения и ликвидаторов;
     социально-психологическая  обстановка  в районах, подвергшихся
радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы;
     нормативная  правовая база, регулирующая защитные мероприятия,
рекомендации по уровням вмешательства в послеаварийных ситуациях.
     Концепция   предусматривает   переход   к   дозовому  критерию
планирования    защитных    и   реабилитационных   мероприятий   на
территориях,  подвергшихся  радиоактивному  загрязнению  вследствие
чернобыльской  катастрофы.  При  невозможности  решения проблемы до
2000   года   констатируется   возможность   перехода  населения  к
нормальной   жизнедеятельности   на   большей   части  радиоактивно
загрязненных    территорий    без    каких-либо    ограничений   по
радиационному   фактору   в   связи  с  нормализацией  радиационной
обстановки.
     Основными принципами и критериями концепции являются:
     доза облучения    -    величина,    характеризующая    уровень
радиационного воздействия на население, проживающее на радиоактивно
загрязненных  территориях.  Она  является  основным  критерием  для
планирования и осуществления мероприятий по защите населения;
     плотность загрязнения      радионуклидами      -     величина,
характеризующая  радиоактивное   загрязнение   почв   долгоживущими
радионуклидами, выпавшими в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Плотность радиоактивного  загрязнения  почв  и  уровень  содержания
радионуклидов  в  сельскохозяйственной  и лесной продукции являются
основными критериями планирования  и  осуществления  мероприятий  в
агропромышленном комплексе и лесном хозяйстве.
     Основным  показателем  для  принятия  решений  о необходимости
проведения   защитных   мероприятий  на  радиоактивно  загрязненных
территориях,  их  характере  и  масштабах  является средняя годовая
эффективная доза облучения населения.
     Облучение населения от радиоактивных  выпадений  в  результате
аварии  на  Чернобыльской АЭС,  не превышающее 1 мЗв/год,  является
допустимым и не  требует  каких-либо  дополнительных  вмешательств.
Проживание   и   хозяйственная   деятельность  населения  на  таких
территориях  по  радиационному  фактору  не  ограничиваются.  Здесь
проводится   радиационно-гигиенический   и   ветеринарно-санитарный
мониторинг в установленном для всей территории Российской Федерации
порядке.  По  результатам  мониторинга  оцениваются  дозы облучения
населения.
     При  величине  средней годовой эффективной дозы  облучения  от
1  мЗв  до  5  мЗв  проводится  дополнительный  целевой  мониторинг
объектов окружающей среды и сельскохозяйственных  и  лесных угодий,
продукции,  полученной  на  них, а также определение доз внешнего и
внутреннего  облучения  критических групп населения. Осуществляются
дополнительные  меры  по  снижению доз облучения на основе принципа
оптимизации и другие необходимые активные меры защиты населения.
     Комплекс  защитных  мер  должен  быть  направлен  на  снижение
дозовой   нагрузки   при   одновременном   ослаблении  ограничений,
нарушающих обычный образ жизни.
     При величине  средней  годовой эффективной дозы  облучения  от
5  мЗв   до   20    мЗв     осуществляются     необходимые     меры
радиационно-гигиенического   мониторинга   и   радиационной  защиты
населения,  включая контроль доз внешнего и  внутреннего  облучения
населения.  Жителям  и  лицам,  въезжающим на указанную территорию,
разъясняется  риск  ущерба  здоровью,  обусловленный   воздействием
радиации, нежелательность въезда с детьми на постоянное жительство.
Оказывается помощь в добровольном переселении граждан из этой  зоны
на другое место жительства.
     Радиационный   фактор   воздействия   на   здоровье   человека
(населения)  и  связанные  с  этим защитные и реабилитационные меры
рассматриваются  в комплексе с другими факторами риска естественной
и техногенной природы.
     Все  лица,  проживающие  на  территории  с годовой эффективной
дозой  более  1 мЗв, подлежат ежегодному медицинскому обследованию.
По  результатам  медицинского обследования и радиационного контроля
на  этой  территории  формируются группы повышенного риска, которые
подлежат ежегодной диспансеризации и лечению.
     Основным показателем  для  принятия  решений  о  необходимости
осуществления  мер  медицинской  защиты  населения,   подвергшегося
воздействию   радиации  вследствие  аварии  на  Чернобыльской  АЭС,
является эффективная доза острого облучения,  превышающая  50  мЗв,
или  накопленная  эффективная  доза хронического облучения более 70
мЗв. Оценка эффективных доз осуществляется с учетом всех источников
внешнего и внутреннего аварийного облучения организма.
     Для обеспечения      долговременного       автоматизированного
персонального   учета   лиц  из  групп  повышенного  риска,  оценки
состояния  их  здоровья,   выработки   и   проведения   необходимых
лечебно-оздоровительных мероприятий,  изучения структуры и динамики
заболеваемости  и  ее  исходов  формируется  и  ведется  Российский
государственный  медико-дозиметрический  регистр лиц,  подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
     Медицинская помощь   и   оздоровление  граждан,  включенных  в
регистр,    проводятся    по    показаниям    на    всех    уровнях
лечебно-профилактических     учреждений,     в     санаториях     и
специализированных центрах.
     Одной из      наиболее      актуальных      задач     является
социально-психологическая   реабилитация   участников   работ    по
ликвидации   последствий   чернобыльской  катастрофы  и  населения,
проживающего  на  радиоактивно  загрязненных  территориях.  При  ее
решении  необходимо учесть,  что природа постчернобыльского стресса
во многом  обусловлена  низким  уровнем  радиологических  знаний  у
затронутых аварией лиц.
     Стратегической    задачей    следует    считать    переработку
нормативной   правовой   базы   в   области   защиты  населения  от
последствий  чернобыльской  катастрофы  путем  перехода  на дозовые
критерии.

        II. Цель, структура и основные положения Программы

     Основной целью    Программы   является   снижение   негативных
медицинских,  социальных и психологических  последствий  аварии  на
Чернобыльской   АЭС   на   население  и  участников  ликвидации  ее
последствий   до   возможно   низкого   уровня;   экологическая   и
экономическая  реабилитация  радиоактивно  загрязненных территорий;
возвращение    ряда    территорий     к     нормальным     условиям
жизнедеятельности.
     В    Программе    предусматривается    выполнение    комплекса
мероприятий в соответствии с вышеизложенной концепцией:
     концентрация   основных   средств  на  проведении  защитных  и
реабилитационных  мероприятий на наиболее радиоактивно загрязненных
территориях  Брянской,  Калужской,  Орловской  и Тульской областей,
где   имеет   место   превышение  допустимых  уровней  облучения  и
содержания   радионуклидов   в   продукции   сельского   и  лесного
хозяйства,  в  продуктах  питания,  производимых в личных подсобных
хозяйствах;
     развитие  и  совершенствование системы оказания медицинской, в
том   числе   специализированной,  помощи  гражданам,  подвергшимся
радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы;
     преодоление  радиофобии и  снижение  социально-психологических
последствий воздействия на население чернобыльской катастрофы;
     получение     исчерпывающей     объективной    информации    о
радиоактивном  загрязнении  объектов  окружающей  среды  и  уровнях
радиационного воздействия на население;
     обеспечение   производства  сельскохозяйственной  продукции  с
содержанием   радионуклидов,  не  превышающим  допустимых  уровней,
устанавливаемых  Министерством здравоохранения Российской Федерации
для снижения радиационного воздействия на население;
     социально-экономическая  реабилитация  населения и территорий,
подвергшихся радиоактивному загрязнению.
     Мероприятия    Программы   предусматривается   реализовать   в
1998-2000  годах.  По  каждому из направлений Программы мероприятия
реализуются  по  годовым  планам  практических мероприятий, которые
разрабатываются  и  уточняются в соответствии с годовыми прогнозами
социально-экономического развития Российской Федерации.
     В  связи  с недовыполнением заданий, установленных неотложными
мероприятиями   на   1996-1997   годы,   на  территориях  субъектов
Российской   Федерации,   где   средняя  годовая  эффективная  доза
облучения   не  превышает  1 мЗв,  предусматривается  в  1998  году
завершить   строительство   социально-значимых   объектов,  имеющих
высокую степень готовности.

          III. Охрана здоровья и медицинская реабилитация
            граждан, подвергшихся воздействию радиации
                вследствие чернобыльской катастрофы

     С целью   минимизации   медицинских  последствий  и  повышения
эффективности медицинской помощи лицам,  подвергшимся радиационному
воздействию   вследствие   чернобыльской  катастрофы,  в  Программе
предусматривается осуществить комплекс мероприятий, включающий:
     оказание специализированной    медицинской    помощи    лицам,
подвергшимся радиационному  воздействию,  в  том  числе  участникам
ликвидации   аварии   на   Чернобыльской   АЭС.  Специализированная
медицинская помощь предусматривается на федеральном и  региональном
уровнях.  Финансирование медицинских учреждений федерального уровня
осуществляется  через   Министерство   здравоохранения   Российской
Федерации,   а   медицинских  учреждений  загрязненных  территорий,
включая городские  и  областные  больницы,  -  через  администрации
регионов;
     обеспечение функционирования                      региональных
лечебно-диагностических  центров  и спецотделений для обследования,
лечения и клинической реабилитации участников ликвидации аварии  на
Чернобыльской  АЭС.  Предусматривается финансирование 6 центров и 4
специализированных  отделений,  созданных   в   регионах   наиболее
компактного проживания ликвидаторов;
     обеспечение  работы  межведомственных  экспертных  советов  по
установлению    причинной   связи   заболеваний,   инвалидности   и
смертности  лиц,  подвергшихся радиационному воздействию вследствие
аварии на Чернобыльской АЭС;
     обеспечение работы        Российского         государственного
медико-дозиметрического   регистра  лиц,  подвергшихся  воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
     развитие   материально-технической   базы   здравоохранения  и
реконструкция    оздоровительных    учреждений    на   радиоактивно
загрязненных территориях.
     Объемы  затрат на выполнение указанных мероприятий приведены в
таблице 1.

        IV. Социально-психологическая реабилитация граждан,
              подвергшихся радиационному воздействию

     В процессе работ по преодолению  последствий  аварии  выявлена
негативная   роль  социально-психологического  напряжения,  которое
проявляется как в непосредственном  нарушении  здоровья,  так  и  в
дезадаптации к сложившейся ситуации. Решить проблему предполагается
за  счет   активной   информационно-просветительской   политики   и
непосредственной психологической помощи нуждающимся в ней гражданам
в сети специализированных центров и кабинетов.
     Практические мероприятия данного раздела Программы включают:
     информационно-просветительскую работу среди населения;
     обеспечение функционирования центров социально-психологической
реабилитации населения и участников работ по ликвидации последствий
чернобыльской катастрофы;
     строительство межрегиональных                          центров
социально-психологической  реабилитации  граждан,  пострадавших  от
чернобыльской катастрофы.
     Объемы  затрат на выполнение указанных мероприятий приведены в
таблице 2.

             V. Радиационный контроль на радиоактивно
                     загрязненных территориях

     На  радиоактивно загрязненных территориях, где средняя годовая
эффективная  доза  облучения  превышает  1 мЗв и где без применения
дополнительных   технологий  и  приемов  не  достигается  получение
соответствующей  нормативам  чистой  сельскохозяйственной  и лесной
продукции,  проводится  целевой радиационный контроль. На остальной
радиоактивно    загрязненной   территории   радиационный   контроль
проводится в общем порядке.
     Целью  радиационного  контроля  является получение объективных
данных:
     для расчета   доз   внешнего    и    внутреннего    облучения,
индивидуальных,    коллективных,    накопленных    доз,   а   также
прогнозируемых доз на последующие периоды;
     для планирования защитных мероприятий;
     для прогноза радиационной обстановки.
     Объектами  контроля  являются  человек,  среда  его обитания и
деятельности, продукты питания, природные ресурсы и т. д.
     Радиационный     контроль     осуществляется     в     системе
государственного   надзора,   производственного  (технологического)
контроля и мониторинга и включает:
     индивидуальный   дозиметрический  контроль  критических  групп
населения и контроль содержания радионуклидов в организме;
     контроль за радиоактивностью объектов внешней среды;
     контроль   за   радиоактивным  загрязнением  пахотных  земель,
естественных   угодий,  на  которых  ведется  заготовка  кормов,  и
торфяников;
     контроль  за  радиоактивностью продуктов питания, производимой
продукции и сырья;
     контроль за условиями труда и проживания населения.
     Сбор и    систематизация    данных    радиационного   контроля
осуществляются   на   основе   функционирования    федеральных    и
региональных банков данных.
     Объективность  и  достоверность  данных радиационного контроля
обеспечиваются   совершенствованием  материально-технической  базы,
метрологическим обеспечением радиационного контроля.
     Объемы  затрат на выполнение указанных мероприятий приведены в
таблице 3.

           VI. Снижение дозовых нагрузок на население и
               экологическое оздоровление территорий

     С целью снижения дозовых нагрузок на население территорий, где
среднегодовая  эффективная  доза  облучения  превышает  1  мЗв,   и
территорий,  где  без применения специальных мероприятий невозможно
получение соответствующей нормативам чистой  продукции,  Программой
предусматривается проведение следующих мероприятий:
     агротехнические и агрохимические работы  на  пахотных  землях,
естественных   кормовых   угодьях   и   торфяниках  по  специальным
технологиям;
     специальные   мероприятия  в  животноводстве,  в  общественном
секторе и личных хозяйствах;
     переработка    пищевого   сырья   с   повышенным   содержанием
радионуклидов;
     обеспечение      радиационной      безопасности     работников
агропромышленного производства и лесного хозяйства;
     специальные лесозащитные и лесохозяйственные мероприятия;
     оптимизированное    снижение   доз   медицинского   облучения,
снижение    облучения    населения   от   естественных   источников
ионизирующего излучения.
     В целях  профилактики на радиоактивно загрязненных территориях
проводятся  дополнительная  инспекция  и  инвентаризация   объектов
хозяйственной   деятельности,   проверка  соблюдения  экологических
требований,  реализации мероприятий по снижению выбросов и сбросов,
а  также  инвентаризация  технологий  с  использованием  химических
веществ  и  биологических  агентов  с   последующей   экологической
экспертизой.
     В  зоне  отчуждения  Программой  предусматривается  проведение
следующих мероприятий:
     предотвращение деградации      земель,      выведенных      из
землепользования;
     проведение санитарно-экологических мероприятий в лесах;
     поддержание законсервированных народно-хозяйственных объектов;
     обеспечение  функционирования транспортных и других инженерных
коммуникаций и сооружений.
     Объемы  затрат на выполнение указанных мероприятий приведены в
таблице 4.

       VII. Социально-экономическая реабилитация населения и
        территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению
                вследствие чернобыльской катастрофы

     В  целях  социально-экономической реабилитации территорий, где
средняя  годовая  эффективная  доза  облучения  превышает  1 мЗв, в
1998-2000 годах предусматриваются следующие направления работ:
     строительство    и   реконструкция   объектов   социальной   и
производственной сферы на радиоактивно загрязненных территориях;
     строительство  жилья  гражданам, переселенным (переселившимся)
из загрязненных районов Брянской области в другие районы.
     Объемы  затрат на выполнение указанных мероприятий приведены в
таблице 5.

                VIII. Научное обеспечение Программы

     Программой предусматривается осуществление научно-практических
работ для оценки и повышения эффективности  реализации  защитных  и
реабилитационных  мероприятий Программы и получения новых знаний по
отдаленным последствиям радиационного воздействия.
     В  рамках  Программы  предполагается обеспечить финансирование
работ по следующим направлениям:
     научное   сопровождение   мероприятий  по  охране  здоровья  и
медицинской    реабилитации   граждан,   подвергшихся   воздействию
радиации вследствие чернобыльской катастрофы;
     научно-методическое сопровождение мероприятий по радиационному
контролю и оценке радиационных воздействий;
     совершенствование      методологии     восстановительных     и
реабилитационных работ на загрязненных территориях;
     совершенствование    экономического    механизма    реализации
мероприятий Программы и нормативной правовой базы;
     научно-методическое обеспечение               государственного
экологического контроля на территориях, подвергшихся радиоактивному
загрязнению;
     выработка  мер по радиоэкологической реабилитации территорий и
разработка нормативных радиоэкологических показателей.
     Объемы  затрат на выполнение указанных мероприятий приведены в
таблице 6.

         IX. Сотрудничество с зарубежными, международными,
               общественными и другими организациями

     Программой   предусматривается  организация  сотрудничества  с
международными  и  общественными организациями, которая заключается
в следующем:
     привлечение  материально-технических  ресурсов и использование
международного   научного   опыта  для  реализации  мероприятий  по
преодолению последствий чернобыльской катастрофы;
     совершенствование нормативно-правовой      базы     Российской
Федерации  и  стран  СНГ   по   вопросам   ликвидации   последствий
чернобыльской   катастрофы   и   приведение  ее  в  соответствие  с
международными соглашениями;
     разработка совместных проектов и программ;
     обмен  с  Республикой  Белоруссия и Украиной опытом ликвидации
последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
     участие  ученых  и  специалистов  в международных совещаниях и
конференциях.
     Объемы  затрат на выполнение указанных мероприятий приведены в
таблице 7.

   X. Организация управления Программой и системно-аналитическое
                      обеспечение мероприятий

     В  целях  улучшения  координации работ министерств, ведомств и
организаций,   участвующих  в  реализации  Программы,  и  повышения
эффективности использования средств предусматривается осуществить:
     оперативный сбор и анализ информации о реализации мероприятий,
подготовку  предложений  о   наиболее   эффективном   использовании
средств;
     организацию  и  проведение конференций и семинаров по вопросам
ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
     Системно-аналитическое  обеспечение  Программы предусматривает
следующие направления работ:
     совершенствование и эксплуатация центрального банка обобщенных
данных,    регулярное    внесение    в    банк    фактографической,
научно-технической,  нормативной и  организационно-распорядительной
информации  о  последствиях  чернобыльской катастрофы и результатах
работ по их ликвидации;
     обобщение, анализ и прогнозирование радиационно-гигиенической,
медико-демографической,         социально-психологической         и
радиоэкологической   обстановки  на  территориях,  пострадавших  от
чернобыльской  катастрофы,  и   состояния   социальной   защиты   и
реабилитации граждан, подвергшихся радиационному воздействию;
     развитие и внедрение в практику работы компьютерных  систем  и
регулярное обеспечение федеральных и местных органов исполнительной
власти  и  организаций,  участвующих  в   работах   по   Программе,
систематизированной   информацией   по  проблеме  и  аналитическими
материалами;
     издание специальной    литературы,    методических    пособий,
справочников,  аудио-  и  видеопродукции  по  вопросам   ликвидации
последствий чернобыльской катастрофы.
     Объемы  затрат на выполнение указанных мероприятий приведены в
таблице 8.

             Ввод в эксплуатацию объектов и мощностей*

-------------------------------------------------------------------
           Объекты и мощности              ¦ Единица   ¦ 1998-2000
                                           ¦ измерения ¦ годы
-------------------------------------------------------------------
Объекты
Амбулатории и фельдшерско-акушерские         посещений
пункты                                       в смену     496

Больницы                                     коек        1233

Реабилитационно-восстановительные   центры   посещений
для   участников   ликвидации  последствий   в смену     500
аварии на Чернобыльской АЭС

Дома-интернаты для престарелых и инвалидов   мест        400

Жилые дома (включая реконструкцию) - всего   тыс. кв. м  107,4
  в   том   числе    строительство   жилья   общей
  гражданам, переселившимся из радиоактивно  площади
  загрязненных районов Брянской  области в
  другие регионы Российской Федерации                    38

Детские дошкольные учреждения                мест        654

Общеобразовательные школы                    ученических 3652
                                             мест
Мощности
Клубы и дома культуры                        мест        677

Газовые сети                                 км          2062

Автомобильные дороги                         км          80

Водопроводные сети                           км          1,7

Теплотрассы                                  км          0,7

Очистные сооружения                          тыс. куб.
                                             м/сутки     1463

     ____________________
     * Ввод  объектов  и  мощностей  по годам уточняется титульными
списками  в  соответствии  с   прогнозом   социально-экономического
развития Российской Федерации.


                           ____________



   Таблица 1

   Объемы затрат на выполнение мероприятий по охране здоровья и
    медицинской реабилитации граждан, подвергшихся воздействию
           радиации вследствие чернобыльской катастрофы

                                                      млн. рублей
-------------------------------------------------------------------
  Наименование мероприятий ¦1998-2000¦      В том числе
                           ¦годы     +-----------------------------
                           ¦         ¦1998 год ¦1999 год ¦2000 год
-------------------------------------------------------------------
Текущие расходы

Оказание
специализированной
медицинской помощи лицам,
подвергшимся
радиационному
воздействию,      включая  42661       11720     14064      16877
участников     ликвидации
аварии  на  Чернобыльской
АЭС - всего

  в том числе:

Минздраву России - всего   11805       3243,1    3891,7     4670,2

  в том числе для
  радиоактивно
  загрязненных территорий  5835,3      1603,1    1923,7     2308,5

  администрациям областей  30856       8476,9    10172,3    12206,8
  - всего

    из них:

  Брянской                 13429,1     3689,3    4427,2     5312,6
  Калужской                2640,5      725,4     870,5      1044,6
  Орловской                3302,2      907,2     1088,6     1306,4
  Тульской                 11484,2     3155      3786       4543,2

  Минздраву России на:

  подготовку и
  переподготовку
  медицинских работников,
  оказывающих
  медицинскую помощь
  лицам, подвергшимся
  радиационному
  воздействию              420         120       140        160

  обеспечение
  функционирования
  региональных
  лечебно-диагности-
  ческих центров и спец-
  отделений для
  обследования, лечения,
  реабилитации
  участников ликвидации
  аварии на Чернобыльской
  АЭС                      19600       5380      6460       7760

  обеспечение работы
  межведомственных
  экспертных советов по
  установлению
  причинной связи
  заболеваний,
  инвалидности и
  смертности лиц,
  подвергшихся
  радиационному
  воздействию вследствие
  аварии на Чернобыльской
  АЭС                      1456        400       480        576

  обеспечение работы
  Российского
  государственного
  медико-дозиметрического
  регистра лиц,
  подвергшихся
  воздействию радиации
  вследствие катастрофы
  на Чернобыльской АЭС     8663,2      2380      2856       3427,2

  ИТОГО                    72800,2     20000     24000      28800,2

Капитальные вложения

На               развитие
материально-технической
базы  здравоохранения   и
реконструкцию
оздоровительных
учреждений - всего         409620      66220     166500     176900

  в том числе:

  МЧС России
  (межрегиональные
  объекты)                 134100      26100     55000      53000

  Правительству Республики
  Мордовия                 5300        700       4600

  администрациям областей:
  Белгородской             400         400
  Брянской                 85660       10860     35900      38900
  Воронежской              320         320
  Калужской                30800       2800      12000      16000
  Курской                  430         430
  Орловской                47800       7800      20000      20000
  Ленинградской            2400        2400
  Липецкой                 2800        2800
  Рязанской                1280        1280
  Тульской                 97030       9030      39000      49000
  Пензенской               800         800
  Ульяновской              500         500

ИТОГО                      409620      66220     166500     176900


     Примечание. Затраты    уточняются   при   разработке   годовых
прогнозов социально-экономического развития и федеральных  бюджетов
с учетом их индексации.


                           ____________



     Таблица 2


       Объемы затрат на выполнение мероприятий по социально-
        психологической реабилитации граждан, подвергшихся
                     радиационному воздействию


                                                      млн. рублей
-------------------------------------------------------------------
  Наименование мероприятий ¦1998-2000¦      В том числе
                           ¦годы     +-----------------------------
                           ¦         ¦1998 год ¦1999 год ¦2000 год
-------------------------------------------------------------------
Текущие расходы

Функционирование  центров
социально-психологической
реабилитации населения  -
всего                      1820        500        600        720

  в том числе
  администрациям областей:
    Брянской               455         125        150        180
    Калужской              455         125        150        180
    Орловской              455         125        150        180
    Тульской               455         125        150        180
  МЧС России на:
  обеспечение
  деятельности центра
  социально-психоло-
  гической реабилитации
  участников работ
  по ликвидации
  последствий
  чернобыльской
  катастрофы
  (г. Москва)              728         200        240        288

  пропагандистскую и
  информационно-
  разъяснительную
  работу среди
  населения,
  проживающего на
  радиоактивно
  загрязненных
  территориях              1456        400        480        576

  изготовление и замену
  удостоверений
  участникам ликвидации
  аварии
  на Чернобыльской АЭС     1900        1900

  ИТОГО                    5904        3000       1320       1584

  Капитальные вложения

  МЧС России на
  строительство
  межрегиональных
  центров социально-
  психологической
  реабилитации граждан,
  пострадавших
  от чернобыльской
  катастрофы
  (в г. Москве и
  г. Болхове
  Орловской области)       14700       2700       6000       6000

  ИТОГО                    14700       2700       6000       6000

     Примечание. Затраты    уточняются   при   разработке   годовых
прогнозов социально-экономического развития и федеральных  бюджетов
с учетом их индексации.


                           ____________



     Таблица 3


     Объемы затрат на выполнение мероприятий по радиационному
         контролю на радиоактивно загрязненных территориях

                                                      млн. рублей
-------------------------------------------------------------------
  Наименование мероприятий ¦1998-2000¦      В том числе
                           ¦годы     +-----------------------------
                           ¦         ¦1998 год ¦1999 год ¦2000 год
-------------------------------------------------------------------
Текущие расходы

Минздраву России - всего   8744      2100      3020      3624

    в том числе на:

  гигиенический
  мониторинг рациона
  питания, питьевой воды,
  сельскохозяйственной
  продукции личных
  подсобных хозяйств -
  всего                    2912      800       960       1152

    из них:

  Брянской, Калужской,
  Орловской
  и Тульской областям      2752      640       960       1152

  другим областям          160       160

  мониторинг доз
  внутреннего
  и внешнего облучения
  критических
  групп населения          2912      800       960       1152

  обеспечение
  функционирования
  региональных (в
  Брянской, Калужской,
  Орловской и Тульской
  областях) и
  федерального банков
  данных социально-
  гигиенического
  мониторинга              291,2     80        96        115,2

  развитие и укрепление
  материально-технической
  базы центров
  госсанэпиднадзора        2628,8    420       1004      1204,8

Росгидромету - всего       8380      2000      2900      3480

    в том числе на:

  проведение регулярных
  наблюдений
  за загрязнением объектов
  окружающей среды,
  включая метрологическое
  обеспечение
  подразделений
  мониторинга на
  загрязненных
  территориях, проведение
  экспертизы и
  верификации данных
  комплексного
  мониторинга              2548      700       840       1008

  оснащение
  территориальных
  служб мониторинга
  Брянской, Калужской,
  Орловской и Тульской
  областей современными
  приборами
  и оборудованием          2920      500       1100      1320

  проведение практических
  работ по определению
  изменений радиационной
  обстановки в зонах
  радиоактивного
  загрязнения для
  коррекции зонирования
  территорий по степени
  радиационного
  воздействия на
  проживающее население
  (экспедиционные
  наземные и
  аэрогаммаспектро-
  метрические
  наблюдения и
  обследования)            2184      600       720       864

  развитие информационной
  системы по оценке и
  прогнозированию
  радиационной ситуации
  для принятия решений     728       200       240       288

Минсельхозпроду    России
(для Брянской, Калужской,
Орловской   и    Тульской
областей) - всего          5300      1500      1700      2100

    в том числе на:

  контроль за
  радиоактивным
  загрязнением пахотных
  земель, естественных
  кормовых угодий,
  торфяников, лесов        1600      500       500       600

  мониторинг
  радиоактивного
  загрязнения
  производимой
  сельхозпродукции
  и сырья                  2400      700       800       900

  совершенствование
  материально-технической
  базы, метрологическое
  обеспечение
  радиационного контроля,
  приобретение приборов    1300      300       400       600

Рослесхозу на  выполнение
работ   по   контролю  за
радиоактивным
загрязнением      лесного
фонда                      1092      300       360       432

ИТОГО                      23516     5900      7980      9636


     Примечания:
     1. Затраты  уточняются  при   разработке   годовых   прогнозов
социально-экономического  развития  и федеральных бюджетов с учетом
их индексации.
     2. Распределение средств  по  субъектам  Российской  Федерации
уточняется ежегодно в планах практических мероприятий.


                           ____________



     Таблица 4


        Объемы затрат на выполнение мероприятий по снижению
           дозовых нагрузок на население и экологическое
                      оздоровление территорий

                                                      млн. рублей
-------------------------------------------------------------------
  Наименование мероприятий ¦1998-2000¦      В том числе
                           ¦годы     +-----------------------------
                           ¦         ¦1998 год ¦1999 год ¦2000 год
-------------------------------------------------------------------
Текущие расходы

Минсельхозпроду России на
обеспечение мероприятий в
агропромышленном
производстве    Брянской,
Калужской,  Орловской   и
Тульской областей - всего  14276     3300      5060       5916

    в том числе на:

  агротехнические и
  агрохимические
  работы на пахотных
  землях, естественных
  кормовых угодьях
  и торфяниках по
  специальным технологиям  11176     2400      3960       4816

  обеспечение мероприятий
  по технике радиационной
  безопасности
  при проведении
  сельскохозяйственных
  работ                    500       100       200        200

  специальные мероприятия
  в животноводстве в
  общественном секторе и
  личных хозяйствах        2600      800       900        900

На ведение        лесного
хозяйства    в   условиях
радиоактивного
загрязнения - всего        7276      2000      2400       2876

    в том числе:

  Рослесхозу на:           6916      1900      2280       2736

  обеспечение
  радиационной
  безопасности
  работников лесного
  хозяйства                2548      700       840        1008

  выполнение специальных
  лесозащитных
  и лесохозяйственных
  мероприятий
  в Брянской области       2184      600       720        864

  проведение мероприятий
  по поддержанию
  устойчивости лесов
  зоны отчуждения
  Брянской области         2184      600       720        864

Минсельхозпроду России на
ведение       специальных
мероприятий             в
межхозяйственных    лесах
Брянской   и    Калужской
областей                   360       100       120        140

Госкомэкологии России на
проведение работ по:       1092      300       360        432

  снижению уровня
  облучения населения
  Брянской области
  от природных
  радиоактивных
  источников               1092      300       360        432

  экологической оценке и
  инспекции объектов и
  видов деятельности
  предприятий на
  территориях Брянской,
  Калужской, Орловской
  и Тульской областей      728       200       240        288

ИТОГО                      23372     5800      8060       9512

Капитальные вложения

Администрации Брянской
области - всего            10742     1142      4800       4800

    в том числе на:

  поддержание
  законсервированных
  народно-хозяйственных
  объектов,
  транспортных и других
  коммуникаций
  в зоне отчуждения,
  приобретение
  оборудования и
  механизмов
  для проведения
  противопожарных
  и лесоводческих
  мероприятий
  в Клинцовском и
  Злынковском лесхозах     6700      700       3000       3000

  захоронение радиоактивно
  загрязненных отходов
  лесного хозяйства
  в зоне отчуждения        1790      190       800        800

  реконструкцию очистных
  сооружений и водоемов    1126      126       500        500

  рекультивацию земель,
  исключенных
  из землепользования      1126      126       500        500

  Рослесхозу на
  приобретение
  технических средств и
  оборудования для
  ведения лесного
  хозяйства в условиях
  радиоактивного
  загрязнения в зоне
  отселения               3000      600       1200       1200

ИТОГО                     13742     1742      6000       6000


     Примечания:
     1. Затраты   уточняются   при   разработке  годовых  прогнозов
социально-экономического развития и федеральных бюджетов  с  учетом
их индексации.
     2. Распределение средств  по  субъектам  Российской  Федерации
уточняется ежегодно в планах практических мероприятий.


                           ____________



     Таблица 5


       Объемы затрат на выполнение мероприятий по социально-
        экономической реабилитации населения и территорий,
        подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие
                     чернобыльской катастрофы

                                                      млн. рублей
-------------------------------------------------------------------
  Наименование мероприятий ¦1998-2000¦      В том числе
                           ¦годы     +-----------------------------
                           ¦         ¦1998 год ¦1999 год ¦2000 год
-------------------------------------------------------------------
Капитальные вложения

Строительство           и
реконструкция    объектов
социальной              и
производственной  сферы -
всего                      1084068    112868    518200    453000

    в том числе:

    МЧС России             8700       1700      3500      3500
    Правительству
    Республики Мордовия    300        300

  администрациям областей:
    Белгородской           400        400
    Брянской               799428     83428     384000    332000
    Воронежской            480        480
    Калужской              22300      2300      10000     10000
    Курской                1070       1070
    Орловской              29600      4600      14000     11000
    Рязанской              1120       1120
    Тамбовской             800        800
    Тульской               78370      8370      40000     30000
    Ульяновской            200        200

  правительству Москвы
  (Москапстрою)            127500     7500      60000     60000

  Брянсксельстрою          13800      600       6700      6500

Органам    исполнительной
власти          субъектов
Российской  Федерации  на
строительство       жилья
гражданам, переселившимся
из загрязненных районов в
другие регионы Российской
Федерации, - всего         82170      2170      35000     45000

    в том числе            22170      2170      10000     10000
    администрации
    Брянской области

ИТОГО                      1166238    115038    553200    498000


     Примечание. Затраты    уточняются   при   разработке   годовых
прогнозов социально-экономического развития и федеральных  бюджетов
с учетом их индексации.


                           ____________



     Таблица 6


        Объемы затрат на выполнение мероприятий по научному
                       обеспечению Программы

                                                      млн. рублей
-------------------------------------------------------------------
  Наименование мероприятий ¦1998-2000¦      В том числе
                           ¦годы     +-----------------------------
                           ¦         ¦1998 год ¦1999 год ¦2000 год
-------------------------------------------------------------------
Текущие расходы

МЧС России на:

  научное
  сопровождение
  работ по охране
  здоровья
  и медицинской
  реабилитации
  граждан,
  подвергшихся
  воздействию
  радиации вследствие
  чернобыльской
  катастрофы               3276       900       1080      1296

  научно-методическое
  сопровождение
  работ по
  радиационному
  контролю и оценке
  радиационных
  воздействий              1474,2     405       486       583,2

  совершенствование
  методологии
  восстановительных и
  реабилитационных
  работ на радиоактивно
  загрязненных
  территориях              910        250       300       360

  совершенствование
  экономического
  механизма реализации
  мероприятий и
  нормативно-правовой
  базы                     1344       200       520       624

  научно-методическое
  сопровождение
  государственного
  экологического
  контроля на
  территориях,
  подвергшихся
  радиоактивному
  загрязнению              546        150       180       216

  выработку контрмер
  по радиоэкологической
  реабилитации
  территорий и
  разработку
  нормативных
  радиоэкологических
  показателей              728        200       240       288

ИТОГО                      8278,2     2105      2806      3367,2


     Примечание. Затраты   уточняются   при   разработке    годовых
прогнозов  социально-экономического развития и федеральных бюджетов
с учетом их индексации.


                           ____________



     Таблица 7


     Объемы затрат на выполнение мероприятий по сотрудничеству
      с зарубежными, международными, общественными и другими
                           организациями

                                                      млн. рублей
-------------------------------------------------------------------
  Наименование мероприятий ¦1998-2000¦      В том числе
                           ¦годы     +-----------------------------
                           ¦         ¦1998 год ¦1999 год ¦2000 год
-------------------------------------------------------------------
Текущие расходы

МЧС России на:

прием          зарубежных
экспертов  и специалистов
для подготовки совместных
программ сотрудничества и
их реализацию              36,4      10         12        14,4

перевод и тиражирование в
России         зарубежных
материалов,    а    также
отечественных  материалов
для  распространения   за
рубежом    по    вопросам
преодоления   последствий
чернобыльской катастрофы   54,6      15         12        14,4

организацию и  проведение
международных конференций
и совещаний по  проблемам
ликвидации    последствий
чернобыльской катастрофы   200,2     55         66        79,2

участие российских ученых
и      специалистов     в
проводимых   за   рубежом
конференциях и совещаниях
по  проблемам  ликвидации
последствий чернобыльской  72,8      20         24        28,8
катастрофы

ИТОГО                      364       100        120       144


     Примечание. Затраты    уточняются   при   разработке   годовых
прогнозов социально-экономического развития и федеральных  бюджетов
с учетом их индексации.


                           ____________



     Таблица 8


      Объемы затрат на выполнение мероприятий по организации
    управления Программой и системно-аналитическому обеспечению
                            мероприятий

                                                      млн. рублей
-------------------------------------------------------------------
  Наименование мероприятий ¦1998-2000¦      В том числе
                           ¦годы     +-----------------------------
                           ¦         ¦1998 год ¦1999 год ¦2000 год
-------------------------------------------------------------------
Текущие расходы

МЧС России на:

  организацию конференций,
  симпозиумов, совещаний,
  семинаров по вопросам
  реализации Программы,
  подготовку материалов
  конференций                910       250       300       360

  развитие и эксплуатацию
  центрального банка
  обобщенных данных
  (ЦБОД), включая развитие
  удаленного доступа к ЦБОД  2548      700       840       1008

  системно-аналитическое
  обеспечение (анализ
  и прогнозирование
  радиоэкологической,
  радиационно-
  гигиенической,
  медико-демографической,
  социально-психоло-
  гической обстановки на
  пострадавших
  территориях и
  состояния социальной
  защиты и реабилитации
  граждан)                   4186      1150      1380      1656

  развитие и внедрение
  компьютерных систем
  поддержки принятия
  решений для федеральных
  и региональных
  органов управления,
  в том числе
  вычислительной сети
  для государственного
  заказчика Программы        2912      800       960       1152

  информационное
  обеспечение федеральных
  и местных органов
  исполнительной власти и
  организаций, участвующих
  в работах, включая
  издание материалов
  малыми тиражами            1192      300       360       532

ИТОГО                        11748     3200      3840      4708


     Примечание. Затраты   уточняются   при   разработке    годовых
прогнозов  социально-экономического развития и федеральных бюджетов
с учетом их индексации.


                           ____________



     Таблица 9


                           СВОДКА ЗАТРАТ
      на выполнение мероприятий, предусмотренных Федеральной
    целевой программой по защите населения Российской Федерации
        от воздействия последствий чернобыльской катастрофы
              на период до 2000 года, по направлениям

                                                      млн. рублей
-------------------------------------------------------------------
  Наименование мероприятий ¦1998-2000¦      В том числе
                           ¦годы     +-----------------------------
                           ¦         ¦1998 год ¦1999 год ¦2000 год
-------------------------------------------------------------------
Текущие затраты

Охрана здоровья         и
медицинская  реабилитация
граждан,     подвергшихся
воздействию      радиации
вследствие  чернобыльской
катастрофы                 72800,2    20000     24000     28800,2

Социально-психологическая
реабилитация     граждан,
подвергшихся
радиационному воздействию  5904       3000      1320      1584

Радиационный контроль  на
радиоактивно загрязненных
территориях                23516      5900      7980      9636

Снижение дозовых нагрузок
на       население      и
экологическое
оздоровление территорий    23372      5800      8060      9512

Научное       обеспечение
Программы                  8278,2     2105      2806      3367,2

Сотрудничество          с
зарубежными,
международными,
общественными  и  другими
организациями              364        100       120       144

Организация    управления
Программой              и
системно-аналитическое
обеспечение мероприятий    11748      3200      3840      4708

ИТОГО                      145982,4   40105     48126     57751,4

Из общего объема в
распоряжение:
  МЧС России               24474,2    7905      7486      9083
  Минздрава России         50688,2    13623,1   16847,7   20217,4
  Минсельхозпрода России   19936      4900      6880      8156
  Росгидромета             8380       2000      2900      3480
  Рослесхоза               8008       2200      2640      3168
  Госкомэкологии России    1820       500       600       720

  администраций областей:
  Брянской                 13884,1    3814,3    4577,2    5492,6
  Калужской                3095,5     850,4     1020,5    1224,6
  Орловской                3757,2     1032,2    1238,6    1486,4
  Тульской                 11939,2    3280      3936      4723,2

Капитальные вложения

Охрана     здоровья     и
медицинская  реабилитация
граждан,     подвергшихся
воздействию      радиации
вследствие  чернобыльской
катастрофы                 409620     66220     166500    176900

Социально-психологическая
реабилитация     граждан,
подвергшихся
радиационному воздействию  14700      2700      6000      6000

Снижение дозовых нагрузок
на       население      и
экологическое
оздоровление территорий    13742      1742      6000      6000

Социально-экономическая
реабилитация  населения и
территорий,  подвергшихся
радиоактивному
загрязнению    вследствие
чернобыльской катастрофы   1166238    115038    553200    498000

ИТОГО                      1604300    185700    731700    686900

ВСЕГО:                     1750282,4  225805    779826    744651,4
(бюджетные ассигнования и
капитальные вложения)


                           ____________

Информация по документу
Читайте также