Расширенный поиск

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2003 № 65

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                     от 6 февраля 2003 г. N 65
                             г. Москва

                                   Утратилo силу - Постановление
                                 Правительства Российской Федерации
                                       от 15.07.2008 г. N 530

           Об утверждении Федеральных авиационных правил
            поиска и спасания в государственной авиации

   (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
                      от 01.02.2005 г. N 49)

     В   соответствии  с  пунктом 5  статьи 88  Воздушного  кодекса
Российской    Федерации    Правительство    Российской    Федерации
п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить   прилагаемые   Федеральные  авиационные  правила
поиска и спасания в государственной авиации.
     2. Федеральным  органам  исполнительной  власти  привести свои
нормативные  правовые акты, регулирующие отношения в области поиска
и  спасания  в  государственной авиации, в соответствие с настоящим
постановлением.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                М.Касьянов
     __________________________



     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 6 февраля 2003 г.
     N 65


         Федеральные авиационные правила поиска и спасания
                     в государственной авиации

   (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
                      от 01.02.2005 г. N 49)

                        I. Общие положения

     1. Настоящие   Правила,   разработанные   в   соответствии   с
Воздушным  кодексом  Российской  Федерации,  устанавливают в мирное
время  порядок  организации  и  проведения  авиационного  поиска  и
спасания,    привлечения    авиационных    частей   и   авиационных
предприятий,    находящихся    в    ведении   федеральных   органов
исполнительной   власти,  имеющих  воздушные  суда  государственной
авиации  (далее именуются - авиационные предприятия), к дежурству в
системе    авиационного    поиска    и    спасания   и   проведению
поисково-спасательных   работ,   а  также  основные  требования  по
оснащению       поисково-спасательных       сил      и      средств
аварийно-спасательным имуществом и снаряжением.
     2. В   настоящих   Правилах   применяются  следующие  основные
понятия:
     1) "аварийная  ситуация" - ситуация, при которой возможности и
квалификация  экипажа  воздушного  судна  государственной авиации и
персонала  пунктов  управления воздушным движением, а также резервы
работоспособности     авиационной     техники    могут    оказаться
недостаточными   для  предотвращения  авиационного  происшествия  и
утрата  (повреждение)  воздушного судна является наиболее вероятным
исходом полета;
     2) "аварийное  оповещение" - обслуживание воздушного движения,
осуществляемое   с   целью   уведомления  соответствующих  служб  и
организаций    о    воздушных    судах,    нуждающихся   в   помощи
поисково-спасательных  служб,  и  оказания  необходимого содействия
этим службам и организациям;
     3) "авиационные  силы  и средства" - воздушные суда с экипажем
и    средствами    спасения    и   жизнеобеспечения,   спасательные
парашютно-десантные  группы  с  аварийно-спасательным  имуществом и
снаряжением,  а  также  средствами  их  доставки  к  месту бедствия
(парашютами,  спасательными контейнерами, парашютными платформами и
т. п.),   аварийно-спасательные  и  наземные  поисково-спасательные
команды, органы и пункты связи, контроля и управления;
     4) "аэронавигационное  обслуживание" - обслуживание воздушного
движения,     обеспечение     электросвязи     и     предоставление
аэронавигационной    информации,    метеорологическое   обеспечение
аэронавигации, а также поиск и спасание;
     5) "авиационный   поиск   и   спасание"   -   составная  часть
аэронавигационного    обслуживания,    заключающаяся   в   оказании
своевременной  помощи  пассажирам  и  экипажам  воздушных судов при
возникновении аварийных ситуаций;
     6) "авиационный  спасатель"  -  специалист,  подготовленный  к
оказанию  помощи пострадавшим с использованием для прибытия к месту
бедствия парашюта или других средств десантирования;
     7) "автономное   существование"   -   вынужденное   пребывание
пассажиров  и экипажа воздушного судна в безлюдной местности или на
водной поверхности без помощи извне;
     8) "воздушное  судно, потерпевшее бедствие" - воздушное судно,
получившее  при  рулении,  взлете, полете, посадке или в результате
падения  серьезное  повреждение либо полностью разрушенное, а также
воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома;
     9) "воздушное  судно,  терпящее  бедствие"  - воздушное судно,
попавшее  в ситуацию, когда такому судну и (или) находящимся на его
борту  лицам  угрожает опасность, которая не может быть устранена в
результате  действий  экипажа,  либо  воздушное  судно,  с  которым
потеряна связь и местонахождение которого неизвестно;
     10) "выживание  экипажа  воздушного судна" - активные действия
экипажа  воздушного  судна,  направленные  на  сохранение  жизни  и
здоровья экипажа в условиях автономного существования;
     11) "вынужденная   посадка  воздушного  судна"  -  приземление
(приводнение) воздушного  судна  на  аэродроме  или вне аэродрома с
изменением   полетного   задания  из-за  невозможности  продолжения
полета по условиям безопасности;
     12) "вынужденное   покидание  воздушного  судна"  -  покидание
воздушного  судна  в  воздухе, на земле (на воде) при возникновении
угрозы жизни пассажирам или экипажу;
     13) "Главный   координационный   центр" -  орган  Федерального
управления    авиационно-космического   поиска   и   спасания   при
Министерстве обороны Российской Федерации;
     14) "зона  авиационного  поиска  и  спасания"  -  зона  Единой
системы  организации  воздушного  движения  Российской Федерации, в
пределах  которой  организуется  и  проводится  авиационный поиск и
спасание;
     15) "координационный    центр" -   орган,   ответственный   за
оказание      содействия     эффективной     организации     работы
поисково-спасательной     службы     и    координацию    проведения
поисково-спасательных  работ  в пределах зоны авиационного поиска и
спасания;
     16) "наземная  поисково-спасательная  команда"  -  штатная или
нештатная  команда, предназначенная для проведения наземного поиска
и   оказания   помощи   пассажирам   и  экипажу  воздушного  судна,
потерпевшего бедствие;
     17) "поисково-спасательные  работы"  -  комплекс  мероприятий,
проводимых   с   целью  поиска  и  спасания  пассажиров  и  экипажа
воздушного судна, потерпевшего бедствие;
     18) "поисково-спасательное   воздушное   судно"  -  оснащенное
специальным   оборудованием   воздушное   судно,   экипаж  которого
подготовлен к эффективному проведению поисково-спасательных работ;
     19) "поисково-спасательное    обеспечение"   -   деятельность,
направленная  на подготовку летного состава к действиям в аварийных
ситуациях,  оснащение воздушных судов и поисково-спасательных сил и
средств    аварийно-спасательным    имуществом    и    снаряжением,
обеспечение     летного     состава     средствами    спасения    и
жизнеобеспечения,  организацию  и  проведение поисково-спасательных
работ;
     20) "район   поисково-спасательных   работ"   -   часть   зоны
авиационного  поиска  и спасания, в пределах которой организуются и
проводятся поисково-спасательные работы;
     21) "спасание  терпящих  бедствие"  -  комплекс мероприятий по
оказанию  помощи  с  целью сохранения жизни и здоровья пассажиров и
экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, и их эвакуации;
     22) "спасательная  парашютно-десантная  группа"  - штатная или
нештатная   группа,   организуемая   в   авиационных  частях  и  на
авиационных  предприятиях,  подготовленная к десантированию с целью
оказания    помощи   пассажирам   и   экипажу   воздушного   судна,
потерпевшего бедствие;
     23) "спасательные  работы"  -  проводимые  силами и средствами
эксплуатанта    аэродрома    (авиационной    части,    авиационного
предприятия)  работы  по  спасанию  пассажиров  и  экипажа, тушению
пожаров   на  воздушных  судах  при  авиационных  происшествиях  на
территории  и  в  районе  аэродрома, а также по эвакуации с летного
поля  поврежденных  и  выкатившихся  за  пределы взлетно-посадочной
полосы воздушных судов;
     24) "средства    спасения    и   жизнеобеспечения"   -   набор
приспособлений   и   устройств   для   покидания  воздушного  судна
пассажирами  и  экипажем  в  аварийной ситуации в воздухе, на земле
(на  воде),  а также запас пищи, воды, медицинских средств, средств
связи и сигнализации.

        II. Организация поисково-спасательного обеспечения

     3. Поисково-спасательное  обеспечение  является одним из видов
обеспечения  деятельности  государственной  авиации  и организуется
командирами    авиационных   частей   (руководителями   авиационных
предприятий).
     4. Поисково-спасательное обеспечение включает в себя:
     подготовку  летного состава к действиям в аварийных ситуациях,
использованию  средств  спасения  и  жизнеобеспечения,  выживанию в
условиях автономного существования;
     оснащение   воздушных  судов  государственной  авиации  (далее
именуются  -  воздушные суда) и летного состава средствами спасения
и жизнеобеспечения;
     оснащение   поисково-спасательных  воздушных  судов,  наземных
поисково-спасательных  команд  и  спасательных  парашютно-десантных
групп аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;
     организацию   и   контроль  эксплуатации  средств  спасения  и
жизнеобеспечения, аварийно-спасательного имущества и снаряжения;
     подготовку  летного  состава,  наземной  поисково-спасательной
команды  и спасательной парашютно-десантной группы, а также техники
к проведению поисково-спасательных работ;
     организацию   приема  сигналов  о  воздушных  судах,  терпящих
бедствие,   и   доведение   их   до   пунктов  управления  полетами
государственной   авиации  (далее  именуются  -  пункты  управления
полетами) и координационных центров;
     организацию  дежурства  поисково-спасательных  сил и средств и
пунктов   управления  полетами  в  системе  авиационного  поиска  и
спасания;
     организацию    и   проведение   поисково-спасательных   работ,
оказание  помощи и эвакуацию пассажиров и экипажей воздушных судов,
терпящих или потерпевших бедствие.
     5. Проведение     мероприятий     по    поисково-спасательному
обеспечению    осуществляют    командиры   авиационных   частей   и
руководители     авиационных    предприятий    через    начальников
соответствующих поисково-спасательных и парашютно-десантных служб.
     6. Финансирование  подготовки  летного  состава  к действиям в
аварийных    ситуациях   и   использованию   средств   спасения   и
жизнеобеспечения,  оснащения  воздушных  судов  и  летного  состава
указанными  средствами,  организации  и  контроля  их эксплуатации,
подготовки  летного состава, наземной поисково-спасательной команды
и  спасательной  парашютно-десантной  группы,  а  также  техники  к
проведению   поисково-спасательных  работ  осуществляется  за  счет
средств   федеральных   органов   исполнительной   власти,  имеющих
воздушные   суда   государственной   авиации   (далее  именуются  -
федеральные органы исполнительной власти).
     7. Для  решения  задач  поисково-спасательного  обеспечения  в
каждой   авиационной  части  (на  каждом  авиационном  предприятии)
создается  учебная  база,  позволяющая  вырабатывать  и  закреплять
навыки   летного   состава   в  использовании  средств  спасения  и
жизнеобеспечения,  выживании в условиях автономного существования и
эвакуации  с использованием различных средств, а также обеспечивать
подготовку  летного состава, наземной поисково-спасательной команды
и    спасательной    парашютно-десантной    группы   к   проведению
поисково-спасательных работ.
     8. Воздушные   суда  и  летный  состав  оснащаются  средствами
спасения   и   жизнеобеспечения,   перечень   которых  определяется
техническими  характеристиками  воздушного судна, полетным заданием
и  условиями  его  выполнения  и  указывается  в  летно-технической
документации воздушного судна.
     Использование     средств    спасения    и    жизнеобеспечения
осуществляется в соответствии с инструкциями по их эксплуатации.
     Средства    спасения    и    жизнеобеспечения    должны   быть
сертифицированы, подвергнуты испытанию и приняты в эксплуатацию.
     9. Воздушные   суда   в   соответствии   с   руководством   по
международному  авиационному  и  морскому  поиску и спасанию должны
быть  оборудованы  радиотехническими  средствами  передачи сигналов
бедствия  в  аварийных ситуациях на частоте 121,5 МГц, а с 1 января
2005 г. и на частоте 406,025 МГц.

         III. Осуществление авиационного поиска и спасания

        Порядок организации авиационного поиска и спасания

     10. Воздушное   судно,   терпящее  или  потерпевшее  бедствие,
подлежит немедленному поиску и спасанию.
     Авиационный   поиск   и   спасание   организуются  Федеральным
управлением   авиационно-космического   поиска   и   спасания   при
Министерстве   обороны  Российской  Федерации  (далее  именуется  -
Федеральное  управление),  которое  по  согласованию с федеральными
органами исполнительной власти определяет:
     перечень  аварийно-спасательного  имущества  и  снаряжения для
оснащения  дежурных поисково-спасательных воздушных судов, наземных
поисково-спасательных  команд  и  спасательных  парашютно-десантных
групп;
     требования  к оборудованию помещений на аэродроме для экипажей
указанных  воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и
спасательных парашютно-десантных групп;
     действия  экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего
бедствие,   а  также  поисково-спасательных  служб  при  проведении
поисково-спасательных работ;
     сигналы,   применяемые  при  проведении  поисково-спасательных
работ;
     сроки  проведения  поиска  с  использованием  радиотехнических
средств.
     11. Авиационный поиск и спасание включают в себя:
     аварийное   оповещение  соответствующих  поисково-спасательных
служб о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие;
     организацию  дежурства  поисково-спасательных  сил и средств и
пунктов   управления  полетами  в  системе  авиационного  поиска  и
спасания;
     организацию   и   проведение   поисково-спасательных  работ  в
отношении  воздушных  судов,  терпящих  или  потерпевших  бедствие,
оказание  помощи  пассажирам  и  экипажам,  а  также их эвакуацию в
медицинские   учреждения   или   в   ближайшие   населенные  пункты
(на аэродромы);
     управление   поисково-спасательными   силами   и   средствами,
обеспечение     приоритетного    использования    ими    воздушного
пространства при проведении поисково-спасательных работ.
     12. Полет    воздушного   судна   считается   обеспеченным   в
поисково-спасательном  отношении,  если  воздушное  судно  оснащено
аварийным  радиомаяком  и  аварийно-спасательными  средствами,  его
экипаж  обучен  их  использованию, а маршрут его полета находится в
зоне досягаемости поисково-спасательных средств.
     При   выполнении   полетов  над  акваторией  морей  и  океанов
воздушное  судно должно быть обеспечено спасательными плавательными
средствами  по  количеству пассажиров и членов экипажа, а пассажиры
должны  быть проинструктированы относительно действий при аварийном
приводнении.
     Полеты      воздушных     судов,     не     обеспеченные     в
поисково-спасательном отношении, запрещаются.
     13. В   воздушном   пространстве   Российской   Федерации  для
организации  авиационного  поиска  и  спасания устанавливаются зоны
авиационного  поиска  и  спасания,  совпадающие по своим границам с
зонами  Единой  системы  организации воздушного движения Российской
Федерации (далее именуется - ЕС ОрВД).
     14. Порядок  организации авиационного поиска и спасания в зоне
авиационного    поиска    и   спасания   определяется   Федеральным
управлением   по   согласованию  с  заинтересованными  федеральными
органами исполнительной власти.
     15. Зоны  авиационного  поиска и спасания делятся на районы, в
которых  ответственные за авиационный поиск и спасание контролируют
готовность   дежурных   поисково-спасательных   сил   и  средств  к
проведению поисково-спасательных работ.
     16. В  зоне  авиационного поиска и спасания на базе командного
пункта   авиационного   объединения,   на   командующего   которого
возложена  ответственность  за организацию использования воздушного
пространства    и   управление   воздушным   движением,   создается
координационный центр.
     17. Применение   авиационных  сил  и  средств  для  проведения
поисково-спасательных  работ  осуществляется  командующим  войсками
военного  округа  (флотом),  командующим авиационным объединением и
руководителем    межрегионального    территориального    управления
гражданской авиации.
     18. Проверка  готовности  дежурных поисково-спасательных сил и
средств,   в   том  числе  с  использованием  поисково-спасательных
воздушных    судов,   наземных   поисково-спасательных   команд   и
спасательных   парашютно-десантных  групп,  проводится  командующим
авиационным   объединением,  имеющим  зону  авиационного  поиска  и
спасания,  или  уполномоченным  им  лицом,  а  также представителем
Федерального управления.
     19. Для   обеспечения  своевременного  авиационного  поиска  и
спасания   организуется   дежурство   поисково-спасательных  сил  и
средств, состоящих из:
     персонала пунктов управления полетами;
     поисково-спасательных   воздушных   судов   со   спасательными
парашютно-десантными группами на борту;
     наземных поисково-спасательных сил и средств на аэродромах;
     персонала  пунктов приема информации международной спутниковой
системы "КОСПАС-САРСАТ";
     радиотехнических  средств  федеральных  органов исполнительной
власти  для  своевременного  приема и пеленгации сигналов бедствия,
передаваемых  экипажами  воздушных  судов, терпящих или потерпевших
бедствие.
     20. Поисково-спасательные   воздушные   суда,   осуществляющие
дежурство,    оборудуются    поисковой    аппаратурой,   оснащаются
аварийно-спасательным  имуществом  и  снаряжением. Вертолеты, кроме
того,  оборудуются  поисковыми  фарами  и  устройствами для подъема
потерпевших бедствие на борт воздушного судна.
     21. Для  проведения  наземного  поиска и спасания пассажиров и
экипажа   воздушного   судна,   потерпевшего   бедствие,   на  всех
аэродромах     создаются    штатные    или    нештатные    наземные
поисково-спасательные  команды.  В состав этих  команд  входят 8-10
человек  (в  том  числе  медицинский  работник  и  радист).  Для их
перевозки    выделяется    транспорт   высокой   проходимости   или
специальная поисковая техника.
     Обязанности  наземной  поисково-спасательной  команды, порядок
дежурства  и ее действия при проведении поисково-спасательных работ
определяются    командиром    авиационной    части   (руководителем
авиационного предприятия).
     22. Для   оказания   помощи   пассажирам  и  экипажу  на  всех
аэродромах    создаются    штатные   или   нештатные   спасательные
парашютно-десантные группы в составе 6-8 человек.
     На   дежурство   в  системе  авиационного  поиска  и  спасания
назначаются  2-3  авиационных  спасателя (в  том  числе медицинский
работник),   подготовленных  к  прыжкам  с  парашютом  в  различных
условиях   днем   и   ночью.   В   период   дежурства  спасательная
парашютно-десантная  группа подчиняется командиру экипажа дежурного
поисково-спасательного  воздушного  судна, а после десантирования -
руководителю поисково-спасательных работ.
     23. Спасательные  работы  на  территории и в районе аэродромов
проводятся   силами  и  средствами  наземной  поисково-спасательной
команды  и  нештатных  команд  технической  помощи,  назначаемых на
каждую  летную смену в порядке, определяемом командиром авиационной
части (руководителем авиационного предприятия).
     Указанные   работы   на   территории  и  в  районе  аэродромов
осуществляются   за  счет  средств  собственника  или  пользователя
аэродрома    с   возмещением   расходов   виновником   авиационного
происшествия.
     24. На  аэродромах,  где  полеты  производятся  над акваторией
морей  и  океанов, должно быть организовано дежурство спасательного
судна со спасателями на борту.
     25. К  дежурству  в  системе  авиационного  поиска  и спасания
привлекаются   летчики   (штурманы) 1   и   2   классов,  прошедшие
специальную  подготовку  и  действующие  на  основании  приказа  по
авиационной части (авиационному предприятию).
     Экипажи  вертолетов  должны  быть  подготовлены  к  выполнению
посадок  на  незнакомые и необозначенные площадки, к десантированию
авиационных    спасателей,   аварийно-спасательного   имущества   и
снаряжения, а также к эвакуации пострадавших.
     Обязанности  и порядок действий экипажей поисково-спасательных
воздушных   судов   при   проведении   поисково-спасательных  работ
определяются    командиром    авиационной    части   (руководителем
авиационного предприятия), от которой выделяется экипаж.
     Подготовка   экипажей  поисково-спасательных  воздушных  судов
осуществляется  в  порядке,  устанавливаемом  федеральными органами
исполнительной власти.
     26. В  соответствии  с  полученными  заявками  по  обеспечению
полетов      и      перелетов     воздушных     судов     начальник
поисково-спасательной  и  парашютно-десантной  службы  авиационного
объединения,   имеющего   зону   авиационного  поиска  и  спасания,
составляет  план  дежурства  поисково-спасательных сил и средств на
сутки.
     На   основании   этого   плана  командный  пункт  авиационного
объединения  доводит  до  органов  ЕС  ОрВД  аэродромов  сведения о
количестве  и  дислокации  ближайших дежурных поисково-спасательных
сил  и средств, которые вносятся в плановые таблицы полетов на этих
аэродромах  и доводятся до сведения летного состава на предполетной
подготовке.
     Информация  о дежурных поисково-спасательных силах и средствах
в  зоне  авиационного  поиска  и  спасания  доводится  до  сведения
командных  (диспетчерских) пунктов  авиационных частей (авиационных
предприятий)  по  их  запросу  и  ежедневно докладывается в Главный
координационный центр.
     27. Уровень  подготовки  экипажей воздушных судов, находящихся
на  дежурстве  в  системе авиационного поиска и спасания, не должен
быть   ниже  уровня  подготовки  экипажей,  обеспечивающих  полеты.
Контроль  за  соответствием  осуществляется координационным центром
зоны  авиационного поиска и спасания и пунктами управления полетами
в  тех районах ЕС ОрВД, в которых поисково-спасательными воздушными
судами осуществляется дежурство.
     28. Дежурным    поисково-спасательным    силам   и   средствам
устанавливаются три степени готовности:
     1) при готовности N 1:
     воздушные   суда   готовы  к  немедленному  вылету,  двигатели
опробованы,    наземные    источники   электропитания   подключены,
аварийно-спасательное  имущество  и  снаряжение  находится на борту
воздушного судна и подготовлено к немедленному использованию;
     летный   состав   и  спасательная  парашютно-десантная  группа
находятся   на   борту   воздушного  судна  на  рабочих  местах,  а
технический состав - у воздушных судов;
     задача  экипажам  поставлена  и при необходимости уточняется в
полете,   командир   экипажа  находится  на  радиосвязи  с  пунктом
управления полетами;
     наземная  поисково-спасательная  команда готова к немедленному
выходу для выполнения задачи;
     вылет   вертолетов   и  выход  наземной  поисково-спасательной
команды  осуществляются не позднее 10 минут, а вылет самолетов - не
позднее 15 минут после подачи команды;
     2) при готовности N 2:
     воздушные   суда   готовы   к  вылету,  двигатели  опробованы,
аварийно-спасательное  имущество  и  снаряжение  находится на борту
воздушного судна и подготовлено к использованию;
     летный    и   технический   состав,   а   также   спасательная
парашютно-десантная  группа находятся в специально отведенном месте
вблизи воздушного судна;
     экипажам даны указания по организации взлета и способу поиска;
     задача  по поиску уточняется перед вылетом и при необходимости
в полете;
     наземная  поисково-спасательная  группа  находится  в  местах,
определенных    командиром    авиационной    части   (руководителем
авиационного   предприятия),   имущество   и   снаряжение  наземной
поисково-спасательной  команды  погружено на транспортные средства,
подготовленные  для  выполнения задач. Местонахождение транспортных
средств  указано  в  инструкции  по  производству  полетов в районе
аэродрома;
     вылет   вертолетов   и  выход  наземной  поисково-спасательной
команды  осуществляются не позднее 20 минут, а вылет самолетов - не
позднее 30 минут после подачи команды;
     3) при готовности N 3:
     воздушные     суда,    транспортные    средства    и    другие
поисково-спасательные  средства  готовы  к применению и находятся в
установленных местах (на аэродромах, стоянках или в гаражах);
     летный  и  технический  состав, наземная поисково-спасательная
команда  и  спасательная  парашютно-десантная  группа  находятся на
занятиях (работах или отдыхе);
     вылет  воздушных  судов и выход наземной поисково-спасательной
команды  осуществляются  не  позднее 1 часа летом и 1 часа 30 минут
зимой  после  подачи  команды.  При  температуре  наружного воздуха
          о
минус   45 С   и  ниже  вылет  воздушных  судов  и  выход  наземной
поисково-спасательной  команды  осуществляются  не  позднее 2 часов
после подачи команды.
     29. Время  дежурства  экипажей поисково-спасательных воздушных
судов организуется следующим образом:
     в готовности N 1 - не более 2 часов;
     в готовности N 2 - круглосуточно, но не более 2 суток;
     в готовности N 2   только  на  период  полетов  с  последующим
переходом в готовность N 3 - не более 7 суток;
     в готовности N 3 - не более 15 суток.
     30. При  выполнении  полетов  и  перелетов  воздушных судов, а
также  в  случаях, когда аэродром является запасным, выделенные для
авиационного   поиска   и  спасания  экипажи  должны  находиться  в
готовности  N 2.  Перевод  их  в  готовность  N 1  производится при
возникновении   аварийной   ситуации   и  в  случаях,  определенных
Министерством обороны Российской Федерации.
     31. Использование   экипажей   дежурных  поисково-спасательных
воздушных  судов,  находящихся  в  готовности  N 1  и  2,  в целях,
не связанных с авиационным поиском и спасанием, запрещается.
     32. Экипажи  дежурных  поисково-спасательных  воздушных судов,
находящихся  в  готовности  N 3,  могут  использоваться при условии
соблюдения   сроков   вылета   для  выполнения  срочных  санитарных
заданий,  тренировок  экипажей  и  выброски  парашютистов  в районе
аэродрома.
     33. Для   круглосуточного  дежурства  в  системе  авиационного
поиска   и   спасания   на   аэродромах,   на   которых  нет  своих
поисково-спасательных  воздушных  судов, могут направляться экипажи
и  поисково-спасательные  воздушные  суда других авиационных частей
(авиационных    предприятий),   подготовка   которых   организуется
руководителями, которым подчинены эти экипажи.
     Своевременное      выделение     и     подготовка     дежурных
поисково-спасательных   сил   и   средств   к   проведению   ими  в
установленные   сроки  поисково-спасательных  работ  осуществляются
командиром    авиационной    части    (руководителем   авиационного
предприятия), от которой выделены эти силы и средства.
     34. Оснащение  авиационных  и  наземных  поисково-спасательных
сил  и  средств  аварийно-спасательным  имуществом и снаряжением, а
также  транспортом высокой проходимости осуществляется авиационными
частями (авиационными предприятиями).
     Аварийно-спасательное   имущество  и  снаряжение  хранятся  на
борту  дежурного  поисково-спасательного  воздушного  судна  или  в
специально  отведенном месте. За сохранность аварийно-спасательного
имущества  и  снаряжения  отвечает  бортовой авиационный техник или
специально назначенное лицо.
     35. Авиационный  поиск  и  спасание терпящего или потерпевшего
бедствие   воздушного  судна  Российской  Федерации  на  территории
иностранного  государства осуществляются в порядке, установленном в
данном  государстве,  в  соответствии  с  международными договорами
Российской   Федерации,   общепризнанными   принципами   и  нормами
международного права.
     Терпящим  и  потерпевшим  бедствие воздушным судам иностранных
государств  оказывается  помощь  на тех же условиях, что и терпящим
или потерпевшим бедствие воздушным судам Российской Федерации.
     36. В   случае  если  все  принятые  для  поиска  потерпевшего
бедствие  воздушного  судна,  его пассажиров и экипажа меры не дали
результатов,  решение  о  прекращении поиска этого воздушного судна
принимается   специально   уполномоченным   органом,  осуществившим
государственную   регистрацию   или   государственный   учет  этого
воздушного судна.
     Решение   о   прекращении   поиска  на  территории  Российской
Федерации  потерпевшего  бедствие  воздушного судна государственной
авиации  иностранного государства принимается Министерством обороны
Российской  Федерации,  а  потерпевшего  бедствие  иного воздушного
судна  иностранного государства - Федеральным агентством воздушного
транспорта. (В   редакции  Постановления  Правительства  Российской
Федерации от 01.02.2005 г. N 49)
     37. Потерпевшее   бедствие  воздушное  судно,  поиск  которого
официально прекращен, считается пропавшим без вести.
     Поиск  пропавшего  без  вести  воздушного судна возобновляется
немедленно   при   получении  любых  новых  сведений  о  месте  его
нахождения  независимо от времени, прошедшего с момента прекращения
поиска.
     38. Порядок  подготовки  руководящего  состава  и специалистов
авиационных   объединений  (далее  именуются  -  органы  управления
полетами)    и    пунктов    управления   полетами   к   проведению
поисково-спасательных   работ,   подготовка   летного   состава   к
действиям    в   аварийных   ситуациях,   подготовка   спасательной
парашютно-десантной   группы   и   наземной   поисково-спасательной
команды определяются Министерством обороны Российской Федерации.

          Подготовка поисково-спасательных сил и средств
             к проведению поисково-спасательных работ

     39. Подготовка   органов   (пунктов)   управления  полетами  к
проведению    поисково-спасательных    работ    включает   в   себя
теоретическую   и   практическую   подготовку  должностных  лиц  по
управлению  поисково-спасательными силами и средствами на основании
разрабатываемого   плана   подготовки  органа  (пункта)  управления
полетами.
     Для     проведения     занятий     привлекается    летный    и
инженерно-технический  руководящий  состав, в том числе медицинский
персонал  и  профессиональные  спасатели,  представители  ЕС  ОрВД,
органов  местного  самоуправления  и гидрометеорологической службы,
пожарные  и  специалисты Министерства Российской Федерации по делам
гражданской    обороны,   чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации
последствий   стихийных  бедствий  и  Министерства  внутренних  дел
Российской Федерации.
     40. Контроль  готовности органов (пунктов) управления полетами
и   должностных   лиц   к  проведению  поисково-спасательных  работ
осуществляют   руководители   федеральных   органов  исполнительной
власти,   а   также  лица,  определенные  начальником  Федерального
управления.

       Управление поисково-спасательными силами и средствами

     41. Сообщение  о  воздушных  судах,  терпящих  или потерпевших
бедствие  (далее  именуется  -  сообщение  о бедствии), относится к
категории   абсолютного   приоритета.   Лица,   имеющие   право  на
предоставление   услуг   связи,   обязаны   обеспечить  немедленную
передачу такого сообщения.
     42. Для   своевременного   обнаружения   и   оказания   помощи
пассажирам  и  экипажу воздушного судна, терпящего или потерпевшего
бедствие,  установлен  единый  международный  сигнал "SOS" ("Терплю
бедствие").
     Сигналы   бедствия   передаются   всеми  имеющимися  на  борту
средствами  связи  и  оповещения  и  только  по  команде  командира
воздушного судна.
     43. Для  приема  сообщений о бедствии на территории Российской
Федерации       организуется      дежурство      радиоспециалистов,
осуществляемое:
     круглосуточно;
     в  соответствии с заявкой на обеспечение полетов или перелетов
воздушных судов;
     после получения сообщения о бедствии воздушного судна.
     На   пунктах   приема   информации  международной  спутниковой
системы  "КОСПАС-САРСАТ"  организуется  круглосуточное дежурство на
частотах 121,5 и 406,025 МГц.
     44. Поисково-спасательное  воздушное  судно  оборудуется таким
образом,   чтобы   оно  могло  поддерживать  связь  на  авиационных
аварийных    частотах,    на   частотах,   выделенных   в   районах
поисково-спасательных   работ,   а   также  на  любых  предписанных
частотах.
     Кроме   того,  каждое  поисково-спасательное  воздушное  судно
оборудуется  устройствами  для  наведения на аварийные передатчики,
работающие  на  аварийных частотах. Поисково-спасательное воздушное
судно,  используемое для поисково-спасательных работ над акваторией
морей   и   океанов,   должно   быть   оснащено   радиоаппаратурой,
позволяющей  поддерживать  связь  с  торговыми  морскими  судами на
частоте 2 182 кГц.
     45. Все  наземные  радиостанции,  принявшие с воздушного судна
сообщение  о  бедствии,  немедленно  передают  подтверждение  о его
приеме,  принимают  меры к установлению с воздушным судном надежной
радиосвязи    и    воздерживаются    от   радиообмена   с   другими
радиостанциями на этой частоте.
     46. Экипаж   воздушного   судна,  принявший  сигнал  бедствия,
передает  подтверждение  о  приеме  и немедленно сообщает об этом в
пункт  управления полетами, с которым установлена радиосвязь, а при
групповом полете - командиру (ведущему) группы.
     47. Экипаж   воздушного   судна,   установивший  радиосвязь  с
воздушным   судном,   терпящим   бедствие,  должен  ретранслировать
радиообмен  и  по  указанию  пункта  управления полетами (командира
группы),  продолжая  поддерживать  радиосвязь,  следовать  в  район
бедствия.  При  этом  он  должен сообщить свое местонахождение и по
возможности расчетное время прибытия в район бедствия.
     48. Экипаж  воздушного  судна, наблюдавший бедствие визуально,
докладывает  о  своих  наблюдениях,  а  также  о  координатах места
бедствия  руководителю  полетов  (командиру  группы) и действует по
его указанию.
     Если   связь  с  руководителем  полетов  сразу  установить  не
удается,  экипаж указанного воздушного судна продолжает наблюдение,
устанавливает   связь   с   экипажем  воздушного  судна,  терпящего
бедствие,   выясняет   его  состояние,  уточняет  координаты  этого
воздушного  судна и докладывает о результатах наблюдения в свой или
ближайший   пункт  управления  полетами,  используя  все  возможные
каналы связи.
     49. В  случае  покидания  воздушного  судна  в  полете  экипаж
оставляет  включенными  бортовые  средства  автоматической передачи
сигнала  бедствия  и по возможности берет с собой средства спасения
и  жизнеобеспечения, а также аварийно-спасательные радиотехнические
средства.
     После  совершения  вынужденной  посадки  вне  аэродрома экипаж
готовит к работе аварийно-спасательные радиотехнические средства.
     50. При  наличии  у  экипажа  воздушного  судна,  потерпевшего
бедствие,  автоматического  радиомаяка работа его передатчика сразу
же    после    приземления    экипажа   с   парашютом   проверяется
прослушиванием   тональных   посылок.   В  этом  режиме  передатчик
работает в течение 3 часов, затем работает в режиме приема.
     После   приземления   в   начале  каждого  часа  первых  суток
производится  3-кратная  передача  сообщения о бедствии с переходом
после  каждой  передачи на 3 минуты в режим приема, остальное время
радиостанция  должна  находиться  в  режиме  приема.  В последующие
сутки   в  начале  каждого  часа  производится  3-кратная  передача
сообщения  о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 минуты
в режим приема, на остальное время радиостанция выключается.
     Порядок   передачи  сообщения  о  бедствии  после  приземления
экипажа является аналогичным передаваемому в воздухе.
     При    установлении   двусторонней   радиосвязи   с   экипажем
поисково-спасательного  воздушного  судна дальнейший порядок работы
с  радиостанцией определяет командир экипажа поисково-спасательного
воздушного судна.
     51. При   получении   сообщения  о  бедствии  персонал  частей
(подразделений)   связи  и  радиотехнического  обеспечения  полетов
независимо  от  ведомственной  принадлежности немедленно приводит в
действие   радиотехнические  средства  для  обнаружения  воздушного
судна,  определения  его  координат, установления с ним радиосвязи,
выяснения   характера   бедствия  и  решения  командира  экипажа  о
дальнейших действиях.
     Полученная   информация   докладывается  в  пункты  управления
полетами.
     52. Ответственность    за    готовность    средств   связи   и
радиотехнического  обеспечения полетов к своевременному обеспечению
поисково-спасательных  работ  возлагается на командира (начальника,
руководителя)   части  (подразделения)  связи  и  радиотехнического
обеспечения полетов.
     53. Ответственность   за   немедленное  использование  средств
связи  и  радиотехнического обеспечения полетов для оказания помощи
экипажу  воздушного  судна,  потерпевшего  бедствие, возлагается на
руководителя   полетов   (диспетчера),   принявшего   сообщение   о
бедствии.
     54. Если  в результате принятых мер по предотвращению бедствия
у  экипажа  возникла  уверенность в безопасности дальнейшего полета
до аэродрома, передается сообщение о том, что опасность миновала.

   Задачи координационных центров и пунктов управления полетами

     55. Организация   работы   авиационных   поисково-спасательных
служб    и    координация    их    деятельности    при   проведении
поисково-спасательных работ осуществляются:
     Главным координационным центром;
     координационными   центрами  в  зонах  авиационного  поиска  и
спасания;
     региональными    координационными   центрами   на   территории
межрегионального  территориального  управления  гражданской авиации
(могут создаваться двухсекторные центры).
     56. Главный координационный центр осуществляет:
     контроль  за  обеспечением полетов и перелетов воздушных судов
над   территорией   Российской  Федерации  в  поисково-спасательном
отношении,  в  том  числе  перелетов  литерных  воздушных  судов  и
авиационных групп;
     общее        руководство        организацией        проведения
поисково-спасательных работ;
     организацию  взаимодействия и координацию действий авиационных
поисково-спасательных    сил    и   средств   федеральных   органов
исполнительной власти при проведении поисково-спасательных работ;
     непрерывный    сбор    и    обобщение    информации   о   ходе
поисково-спасательных работ;
     ведение   плана   проведения  поисково-спасательных  работ  на
карте;
     ведение  ежедневного  учета  и  контроля  готовности  дежурных
поисково-спасательных сил и средств;
     подъем   дежурных  поисково-спасательных  сил  и  средств  при
проведении  поисково-спасательных  работ  и  в  целях  проверки  их
готовности;
     проверку   сообщений   о   бедствии,   полученных   с  помощью
международной  спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ", для определения
местоположения  потерпевших  бедствие  воздушных  судов и доведение
этих сообщений до координационного центра;
     организацию    и    проведение   практических   тренировок   с
поисково-спасательными  силами  и  средствами  федеральных  органов
исполнительной власти;
     анализ и оценку проведенных поисково-спасательных работ.
     Указания  и  рекомендации  Главного  координационного центра в
отношении  организации  и  проведения  работ поисково-спасательными
силами  и  средствами  обязательны  для  всех руководителей органов
(пунктов) управления полетами.
     57. Задачи    по    авиационному   поиску   и   спасанию   для
координационных  центров,  региональных  координационных центров, а
также  органов  (пунктов) управления полетами и порядок их действий
при    проведении    поисково-спасательных    работ    определяются
Федеральным управлением.

       Управление поисково-спасательными силами и средствами

     58. Управление   поисково-спасательными  силами  и  средствами
включает в себя:
     непрерывный  сбор,  изучение  и  анализ информации о состоянии
авиационных  поисково-спасательных  сил  и средств, их всесторонней
обеспеченности и готовности к применению;
     своевременное      принятие      решения     по     проведению
поисково-спасательных работ;
     своевременное  планирование  работы  координационного  центра,
органов   (пунктов)   управления   полетами,   а  также  применения
авиационных поисково-спасательных сил и средств;
     информирование     исполнителей     о    задачах    проведения
поисково-спасательных работ;
     организацию  и  поддержание  взаимодействия  с координационным
центром, органами (пунктами) управления полетами;
     оперативное    внесение    изменений    в   планы   проведения
поисково-спасательных    работ    в   соответствии   с   изменением
обстановки;
     постоянный контроль за выполнением команд и распоряжений.
     59. Поисково-спасательные       работы      с      применением
поисково-спасательных сил и средств должны начинаться в случае:
     получения сигнала бедствия с борта воздушного судна;
     получения  доклада  от  экипажа воздушного судна, наблюдавшего
бедствие;
     получения сообщения о бедствии от очевидцев бедствия;
     получения  сообщения  о бедствии от правоохранительных органов
или  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления;
     неприбытия  воздушного  судна  в  пункт  назначения  в течение
10 минут  после  расчетного времени и отсутствия радиосвязи с ним в
течение более 5 минут;
     получения  экипажем  воздушного  судна разрешения на посадку и
непроизведения  ее  в  установленное  время  с потерей радиосвязи с
ним;
     потери    радиосвязи    с    экипажем   воздушного   судна   и
одновременного  пропадания  отметки  радиолокационной  проводки или
потери  радиосвязи  более  чем  на  5 минут,  если радиолокационная
проводка не велась;
     получения   и   подтверждения   сведений   из   пункта  приема
информации  международной  спутниковой  системы "КОСПАС-САРСАТ" для
определения   места   нахождения   морских   и   воздушных   судов,
потерпевших бедствие;
     возникновения  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
     наличия указаний координационных центров.
     60. Подъем  дежурных  поисково-спасательных  воздушных судов и
выход   наземных  поисково-спасательных  команд  осуществляются  на
основании   решений   начальника  смены  Главного  координационного
центра,  начальника  смены  координационного  центра  и  начальника
смены регионального координационного центра.
     Руководители   полетов  (авиационные  диспетчеры)  и  персонал
пунктов    управления    полетами   при   возникновении   ситуаций,
предусмотренных  в  пункте 59  настоящих Правил, могут инициировать
начало  проведения  поисково-спасательных  работ  после  доклада  в
координационный  центр  и  получения  его  разрешения на применение
поисково-спасательных сил и средств.
     61. Поисково-спасательная работа считается начатой  с  момента
подачи  команды  на  вылет  (выход)  дежурным поисково-спасательным
силам и средствам  (подачи  команды  на  перенацеливание  на  поиск
находящимся  в  полете  воздушным  судам),  а оконченной - с начала
эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший аэродром
(в  населенный  пункт)  или  с  момента  установления  факта гибели
экипажа воздушного судна.


                          _______________

Информация по документу
Читайте также