Расширенный поиск

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 № 841

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                    от 3 декабря 2001 г. N 841
                             г. Москва

                                   Утратилo силу - Постановление
                                      Правительства Российской
                                  Федерации от 30.07.2004 г. N 401

           Об утверждении Положения о Федеральном горном
                   и промышленном надзоре России

     Правительство Российской Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     Утвердить   прилагаемое   Положение  о  Федеральном  горном  и
промышленном надзоре России.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                М.Касьянов
     __________________________



     УТВЕРЖДЕНО
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 3 декабря 2001 г.
     N 841


                         П О Л О Ж Е Н И Е
        о Федеральном горном и промышленном надзоре России

     1. Федеральный    горный    и   промышленный   надзор   России
(Госгортехнадзор     России)     является    федеральным    органом
исполнительной  власти,  осуществляющим соответствующее нормативное
регулирование,  специальные разрешительные, контрольные и надзорные
функции  в  области  промышленной  безопасности, а также в пределах
своей компетенции в области использования и охраны недр.
     Федеральный  горный  и  промышленный  надзор  России  является
специально   уполномоченным   федеральным   органом  исполнительной
власти в области промышленной безопасности.
     2. Федеральный    горный    и   промышленный   надзор   России
руководствуется   в   своей  деятельности  Конституцией  Российской
Федерации,  федеральными  конституционными  законами,  федеральными
законами,    указами   и   распоряжениями   Президента   Российской
Федерации,    постановлениями    и   распоряжениями   Правительства
Российской Федерации, а также настоящим Положением.
     3. Федеральный    горный    и   промышленный   надзор   России
осуществляет  свою  деятельность  как  непосредственно, так и через
свои   территориальные   органы   во   взаимодействии   с   другими
федеральными     органами     исполнительной    власти,    органами
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органами
местного     самоуправления,    организациями    и    общественными
объединениями.
     4. Основными  задачами  Федерального  горного  и промышленного
надзора России являются:
     1) организация  и  осуществление  нормативного регулирования в
области   промышленной   безопасности  и  федерального  надзора  за
выполнением   организациями   при   проектировании,  строительстве,
приемке  в  эксплуатацию  и  эксплуатации  опасных производственных
объектов   требований  промышленной  безопасности,  содержащихся  в
федеральных  законах  и  иных нормативных правовых актах, а также в
соответствующих нормативных технических документах;
     2) организация  и  осуществление  государственного  надзора за
безопасным  ведением работ, связанных с пользованием недрами (далее
именуется  -  государственный  горный  надзор),  в  том  числе  при
геологическом  изучении  недр, в целях обеспечения соблюдения всеми
пользователями  недр  предусмотренных  законодательством Российской
Федерации   требований   по   безопасному   ведению  горных  работ,
предупреждению  и  устранению  их  вредного  влияния  на население,
окружающую  природную среду, здания и сооружения, а также по охране
недр;  осуществление  в пределах своей компетенции государственного
контроля   за   рациональным  использованием  и  охраной  недр  (за
соблюдением  норм и правил при составлении и реализации проектов по
добыче  и  переработке  полезных  ископаемых,  использованию недр в
целях, не связанных с добычей полезных ископаемых);
     3) координация    деятельности   по   применению   технических
устройств   на   опасных   производственных   объектах,   а   также
осуществление контроля за этой деятельностью;
     4) организация  и  осуществление  государственного  надзора за
соблюдением  требований  безопасности при транспортировании опасных
веществ поднадзорными организациями;
     5) организация  и  осуществление  нормативного регулирования и
государственного   надзора  в  области  безопасности  производства,
распространения  и  применения  взрывчатых материалов промышленного
назначения в поднадзорных организациях;
     6) организация   и  осуществление  государственного  пожарного
надзора  на  подземных  объектах  и  при  ведении  взрывных работ в
поднадзорных организациях;
     7) осуществление  государственного  надзора  за  безопасностью
гидротехнических  сооружений по поднадзорным организациям, объектам
и работам;
     8) осуществление      в     пределах     своей     компетенции
государственного  регулирования технической безопасности на опасных
производственных объектах при использовании атомной энергии;
     9) координация    разработки    и    осуществления    мер   по
предупреждению  аварий  и  производственного травматизма на опасных
производственных  объектах,  а  также  по  обеспечению  сохранности
взрывчатых материалов промышленного назначения.
     5. Федеральный   горный   и   промышленный   надзор  России  в
соответствии  с  возложенными  на него задачами выполняет следующие
функции:
     1) участвует   в   пределах  своей  компетенции  в  разработке
проектов  законодательных  и  иных  нормативных  правовых  актов, а
также     в    подготовке    предложений    по    совершенствованию
законодательства Российской Федерации;
     2) осуществляет  в  установленном порядке федеральный надзор в
области  промышленной  безопасности, государственный горный надзор,
в   том   числе   при   геологическом   изучении   недр,   а  также
государственный   контроль   за   соблюдением  норм  и  правил  при
составлении  и реализации проектов по добыче и переработке полезных
ископаемых,  использованию  недр  в  целях,  не связанных с добычей
полезных ископаемых;
     3) разрабатывает  в  установленном порядке федеральные целевые
программы  в  области  промышленной  безопасности  и  организует их
выполнение;
     4) участвует  в  пределах  своей  компетенции  в  разработке и
согласовании   приоритетных  направлений  научно-исследовательских,
опытно-конструкторских  и  проектно-изыскательских  работ в области
промышленной безопасности, использования и охраны недр;
     5) осуществляет      анализ      достаточности     принимаемых
поднадзорными   организациями   мер   по   предупреждению   аварий,
инцидентов    и    производственного    травматизма    на   опасных
производственных объектах, а также контроль за их выполнением;
     6) устанавливает      порядок      проведения     технического
расследования   причин   аварий,   инцидентов   и   случаев  утраты
взрывчатых   материалов   промышленного   назначения,  осуществляет
техническое  расследование  обстоятельств  и причин аварий, случаев
производственного   травматизма   и  утраты  взрывчатых  материалов
промышленного  назначения  в  поднадзорных  организациях,  а  также
анализ и разработку мер по их предупреждению;
     7) осуществляет    руководство   созданием   и   деятельностью
функциональной   подсистемы   контроля   за  химически  опасными  и
взрывоопасными  объектами  в составе единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     8) осуществляет     в     установленном     порядке    ведение
государственного реестра опасных производственных объектов;
     9) разрабатывает      предложения     по     совершенствованию
государственной  статистической  отчетности  в  сфере деятельности,
отнесенной  к его компетенции, обеспечивает в установленном порядке
обобщение    и    представление    государственной   статистической
отчетности;
     10) разрабатывает   и   утверждает    нормативные    правовые,
нормативно-технические    и    методические   документы   в   сфере
деятельности, отнесенной к его компетенции;
     11) формирует   и  представляет  в  специально  уполномоченный
государственный  орган,  осуществляющий управление использованием и
охраной  водного  фонда, материалы по поднадзорным гидротехническим
сооружениям   для   ведения  соответствующего  раздела  Российского
регистра   гидротехнических   сооружений,   устанавливает   порядок
мониторинга состояния этих сооружений;
     12) обеспечивает   контроль   за   соблюдением   поднадзорными
организациями  порядка  ввоза  в  Российскую  Федерацию,  вывоза из
Российской  Федерации и транзита по территории Российской Федерации
взрывчатых материалов промышленного назначения;
     13) участвует  в  пределах своей компетенции в предупреждении,
выявлении и пресечении террористической деятельности;
     14) осуществляет  в пределах своей компетенции государственный
контроль  и  надзор за трансграничными перевозками опасных отходов,
проводит  регулярные и выборочные инспекции мест размещения опасных
отходов, объектов по их использованию и соответствующих грузов;
     15) обеспечивает     проверку     выполнения     поднадзорными
организациями  установленных правил осуществления производственного
контроля  за  соблюдением  требований  промышленной безопасности на
опасных производственных объектах;
     16) организует     и    осуществляет    в    соответствии    с
законодательством   Российской   Федерации   лицензирование   видов
деятельности  в области промышленной безопасности, а также контроль
за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
     17) выдает  в  установленном  порядке разрешения на применение
конкретного   вида   (типа)   технических   устройств   на  опасных
производственных  объектах,  ведет  регистрацию  этих  устройств  и
осуществляет   контроль   за   соблюдением  порядка  и  условий  их
применения;
     18) выдает  поднадзорным организациям разрешения на применение
взрывчатых  материалов  промышленного назначения и проведение работ
с указанными материалами;
     19) обеспечивает  в пределах своей компетенции государственный
надзор  и  контроль  за безопасностью поднадзорных гидротехнических
сооружений   при   их   проектировании,   строительстве,   вводе  в
эксплуатацию,    эксплуатации,    реконструкции,    восстановлении,
консервации   и   ликвидации,   а   также   организацию  выполнения
мероприятий    по    предотвращению    чрезвычайных   ситуаций   на
гидротехнических сооружениях;
     20) утверждает     в    установленном    порядке    декларации
безопасности  поднадзорных  гидротехнических сооружений, организует
проведение  государственной экспертизы деклараций безопасности этих
сооружений;
     21) разрабатывает   и   утверждает   совместно  с  федеральным
органом   исполнительной   власти   по   вопросам   стандартизации,
метрологии   и   сертификации   в  установленном  порядке  перечень
подлежащих   сертификации  технических  устройств,  применяемых  на
опасных  производственных  объектах, и правила проведения указанной
сертификации;
     22) проводит    аккредитацию    организаций,    осуществляющих
сертификацию   технических   устройств,   применяемых   на  опасных
производственных объектах;
     23) определяет     порядок    продления    срока    безопасной
эксплуатации  технических  устройств,  оборудования  и  сооружений,
используемых на опасных производственных объектах;
     24) определяет  в предусмотренных законодательством Российской
Федерации    в    области    промышленной    безопасности   случаях
обязательность   разработки  деклараций  промышленной  безопасности
опасных  производственных объектов, перечень сведений, содержащихся
в  декларации  и  информационном  листе (приложение  к декларации),
и   порядок   их   оформления,  а   также   порядок   осуществления
экспертизы   декларации   и   требования  к  оформлению  заключения
экспертизы,    контролирует   соблюдение   установленного   порядка
представления декларации;
     25) устанавливает     порядок     осуществления     экспертизы
промышленной  безопасности  и  требования  к  оформлению заключения
указанной экспертизы;
     26) устанавливает   и   контролирует   порядок   подготовки  и
аттестации   руководителей,  специалистов  и  рабочих  поднадзорных
организаций по вопросам промышленной безопасности;
     27) назначает  своих  представителей  для  участия в приемке в
эксплуатацию   опасных  производственных  объектов  в  поднадзорных
организациях,  участвует  в работе комиссий по проведению испытаний
в  производственных  условиях  взрывчатых  материалов промышленного
назначения,   а   также   технических   устройств  и  оборудования,
применяемых на опасных производственных объектах;
     28) согласовывает      нормативные     правовые     акты     и
нормативно-технические   документы   по    вопросам    промышленной
безопасности,   принимаемые  федеральными  органами  исполнительной
власти,  которым в соответствии с федеральными законами или другими
нормативными  правовыми  актами  предоставлено  право  осуществлять
отдельные функции нормативно-правового  регулирования,  специальные
разрешительные,   контрольные   и   надзорные   функции  в  области
промышленной безопасности;
     29) осуществляет    надзор   за   отнесением   производств   к
соответствующим  категориям  опасных  производственных  объектов, в
том  числе  по  признакам  взрыво-  и пожароопасности, за переводом
производств   из  одной  категории  в  другую  и  за  соответствием
применяемого  на  опасных  производственных  объектах  оборудования
определенной  категории  и  группе  взрывоопасных  смесей  и классу
взрывоопасных  зон, а также определяет категории шахт (рудников) по
установленным признакам опасности;
     30) осуществляет    надзор    за    готовностью   поднадзорных
организаций,       горно-спасательных,      газоспасательных      и
противофонтанных  служб  и  формирований к локализации и ликвидации
возможных    аварий    на    опасных   производственных   объектах,
согласовывает  нормативы  создания,  показатели готовности, а также
табель оснащения горно-спасательных служб и формирований;
     31) осуществляет  в  пределах  своей  компетенции  контроль за
соблюдением  требований (норм, правил) по безопасному ведению работ
и охране недр при реализации соглашений о разделе продукции;
     32) определяет  в  пределах  своей   компетенции   технические
требования,   подлежащие   выполнению   пользователями   недр   при
ликвидации  и  консервации  опасных  производственных  объектов  по
добыче  полезных ископаемых и подземных сооружений,  не связанных с
добычей  полезных  ископаемых,  а  также   порядок   ликвидации   и
консервации указанных объектов и сооружений;
     33) в  пределах  своей   компетенции   согласовывает   условия
лицензий на пользование недрами, технические проекты на пользование
участками недр и осуществляет в установленном порядке  контроль  за
их  соблюдением,  а  также  согласовывает  порядок уточнения границ
горных отводов для разработки  месторождений  полезных  ископаемых,
строительства  и эксплуатации подземных сооружений,  не связанных с
добычей полезных ископаемых;
     34) участвует   в   отборе  отработанных  горных  выработок  и
естественных  подземных  полостей  для  размещения  в  них объектов
промышленного и иного назначения;
     35) совместно     с     федеральным     органом     управления
государственным   фондом   недр   выдает  в  установленном  порядке
разрешения  на  застройку  площадей залегания полезных ископаемых и
размещение   в   местах  залегания  полезных  ископаемых  подземных
сооружений;
     36) в  установленном  порядке  согласовывает  ежегодные  планы
горных  работ  и  контролирует  их выполнение, а также контролирует
соблюдение  установленных нормативов потерь полезных ископаемых при
их добыче и переработке;
     37) согласовывает    порядок   постановки   запасов   полезных
ископаемых  на  государственный  баланс  и  порядок  списания  их с
государственного баланса;
     38) согласовывает  планы предупреждения и ликвидации аварийных
разливов  нефти  и  нефтепродуктов  на море, речных акваториях и во
внутренних водоемах;
     39) устанавливает     порядок     осуществления     экспертизы
промышленной  безопасности  и  требования  к  оформлению заключения
экспертизы;
     40) обеспечивает  создание  и функционирование государственной
автоматизированной  информационно-управляющей системы регулирования
промышленной безопасности;
     41) осуществляет  в  пределах  своей  компетенции  контроль за
соблюдением  правил  обращения  с ломом и отходами черных и цветных
металлов и их отчуждения;
     42) информирует  общественность о своей деятельности в области
промышленной  безопасности  и  по другим вопросам, отнесенным к его
компетенции;
     43) осуществляет   международное   сотрудничество   в  области
промышленной  безопасности  и  по другим вопросам, отнесенным к его
компетенции,   заключает   в  установленном  порядке  международные
договоры   и   выполняет   международные  обязательства  Российской
Федерации;
     44) организует  и  обеспечивает  подготовку,  переподготовку и
повышение    квалификации    кадров    центрального    аппарата   и
территориальных   органов   Федерального  горного  и  промышленного
надзора России, а также находящихся в его ведении организаций;
     45) разрабатывает  и  ежегодно  представляет  в  установленном
порядке  при  разработке проекта федерального бюджета предложения о
финансировании  деятельности  Федерального  горного и промышленного
надзора России;
     46) осуществляет  учет,  хранение,  использование и передачу в
установленном  порядке  документов  государственной части Архивного
фонда Российской Федерации;
     47) обеспечивает       защиту      сведений,      составляющих
государственную  тайну,  и  сведений  конфиденциального  характера,
осуществляет   спецсвязь,   а   также  мероприятия  по  организации
мобилизационной подготовки и гражданской обороне;
     48) осуществляет  руководство своими территориальными органами
и   находящимися   в  его  ведении  организациями,  обеспечивает  в
установленном    порядке    методическое    руководство    ведением
бухгалтерского  учета,  проведение проверок и ревизий, осуществляет
контроль    за   финансово-хозяйственной   и   иной   деятельностью
территориальных органов и находящихся в его ведении организаций;
     49) разрабатывает   и   утверждает   в  установленном  порядке
образцы  и  порядок  ношения  форменной одежды, знаков различия для
работников    центрального    аппарата   Федерального   горного   и
промышленного надзора России и его территориальных органов.
     6. Федеральный  горный и промышленный надзор России в пределах
своей компетенции имеет право:
     1) осуществлять   государственный   надзор   и   контроль   по
вопросам,  отнесенным  к его ведению. В этих целях должностные лица
Федерального  горного  и  промышленного  надзора России имеют право
беспрепятственно  посещать  поднадзорные  организации  и объекты (в
том   числе   в   установленном  порядке  режимные)  независимо  от
ведомственной принадлежности и формы собственности;
     2) запрашивать  у  федеральных  органов исполнительной власти,
органов   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
органов  местного  самоуправления,  юридических  и  физических  лиц
информацию по вопросам, отнесенным к его компетенции;
     3) издавать   в  установленном  порядке  нормативные  правовые
акты,     нормативно-технические    и    методические    документы,
обязательные  для  исполнения  юридическими и физическими лицами на
территории         Российской        Федерации,        техническую,
информационно-справочную   и   другую   литературу   по   вопросам,
отнесенным к его компетенции;
     4) рассматривать    в    установленном    порядке    дела   об
административных   правонарушениях   и   налагать  административные
взыскания;
     5) направлять    материалы   о   нарушениях   законодательства
Российской   Федерации   в   области  промышленной  безопасности  и
законодательства     Российской     Федерации     о     недрах    в
правоохранительные органы и суды;
     6) давать    в    пределах   своих   полномочий   указания   о
необходимости  осуществления  экспертизы промышленной безопасности,
а   также   в   пределах  своей  компетенции  назначать  проведение
экспертизы  в  области  использования  и охраны недр и привлекать в
установленном порядке специалистов для проведения этих экспертиз;
     7) в  установленном  порядке  принимать   меры  по  устранению
нарушений  правил,  норм  и стандартов при составлении и реализации
проектов    по    добыче   и   переработке   полезных   ископаемых,
использованию  недр  в  целях,  не  связанных  с  добычей  полезных
ископаемых,   по   охране   недр,  безопасному  ведению  работ  при
геологическом  изучении  недр,  а  также  выдавать  предписания  об
устранении  нарушений  требований  промышленной  безопасности  и  о
приостановке  работ, ведущихся с нарушением указанных требований, в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
     8) создавать,     реорганизовывать     и    ликвидировать    в
установленном  порядке  свои территориальные органы и находящиеся в
его   ведении   организации,   готовить   предложения  о  создании,
реорганизации  и  ликвидации  в установленном порядке находящихся в
его ведении государственных унитарных предприятий.
     7. Федеральный    горный    и   промышленный   надзор   России
возглавляет  начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от
должности Правительством Российской Федерации.
     Начальник  имеет  заместителей,  назначаемых  на  должность  и
освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
     Количество     заместителей     начальника     устанавливается
Правительством Российской Федерации.
     8. Начальник  Федерального  горного  и  промышленного  надзора
России:
     1) осуществляет  общее  руководство деятельностью Федерального
горного  и  промышленного  надзора  России на основе единоначалия и
несет  персональную  ответственность  за  выполнение возложенных на
этот орган задач и осуществление им своих функций;
     2) распределяет обязанности между своими заместителями;
     3) утверждает  структуру  и  штатное  расписание  центрального
аппарата  Федерального  горного  и  промышленного  надзора  России,
численность  и  фонд  оплаты  труда  работников его территориальных
органов   в   пределах   установленных   Правительством  Российской
Федерации  предельной  численности и фонда оплаты труда работников,
а  также смету расходов на их содержание в пределах предусмотренных
в  федеральном  бюджете  на  соответствующий  год  ассигнований  на
государственное управление;
     4) в   установленном   порядке   назначает   на   должность  и
освобождает   от   должности   работников   центрального   аппарата
Федерального    горного    и   промышленного   надзора   России   и
руководителей    его   территориальных   органов,   определяет   их
должностные  обязанности,  применяет  к  ним  меры  дисциплинарного
воздействия;
     5) в  установленном  порядке  утверждает  уставы находящихся в
его  ведении  государственных учреждений, государственных унитарных
предприятий  и организаций, назначает на должность и освобождает от
должности   их  руководителей,  заключает,  изменяет  и  расторгает
договоры (контракты) с ними;
     6) участвует   в  пределах  своей  компетенции  в  определении
перечня  сведений, составляющих государственную тайну, обеспечивает
их защиту;
     7) решает   в   соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации   о   государственной   службе   вопросы,   связанные   с
прохождением   федеральной  государственной  службы  в  центральном
аппарате   и   территориальных   органах   Федерального  горного  и
промышленного надзора России;
     8) представляет  в  установленном  порядке  особо отличившихся
работников    к    присвоению   почетных   званий   и   награждению
государственными  наградами  Российской  Федерации  и  применяет  к
работникам  меры  материального и морального поощрения, учреждает в
установленном  порядке ведомственные награды и утверждает положения
о них;
     9) утверждает    положения    о   структурных   подразделениях
центрального   аппарата   и  территориальных  органах  Федерального
горного и промышленного надзора России;
     10) осуществляет    иные    полномочия    в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     9. В   Федеральном   горном   и  промышленном  надзоре  России
образуется  коллегия  в  составе  начальника Федерального горного и
промышленного   надзора   России   (председатель  коллегии)  и  его
заместителей,   входящих   в  нее  по  должности,  а  также  других
руководящих  работников  центрального аппарата Федерального горного
и  промышленного  надзора  России,  его  территориальных  органов и
находящихся  в  его  ведении  организаций.  В состав коллегии могут
включаться  представители других федеральных органов исполнительной
власти, ученые и специалисты.
     Количество  членов коллегии и ее состав (кроме лиц, входящих в
нее  по должности) утверждаются Правительством Российской Федерации
по  представлению  начальника  Федерального горного и промышленного
надзора России.
     Коллегия  на  своих  заседаниях рассматривает основные вопросы
деятельности Федерального горного и промышленного надзора России.
     Решения  коллегии  оформляются протоколами и постановлениями и
реализуются,   как   правило,   приказами  начальника  Федерального
горного и промышленного надзора России.
     В  случае разногласий между начальником Федерального горного и
промышленного  надзора  России и членами коллегии решение принимает
начальник,   докладывая   о  возникших  разногласиях  Правительству
Российской Федерации.
     Члены  коллегии,  имеющие  особое мнение по принятому решению,
также могут сообщить о нем Правительству Российской Федерации.
     10. В   Федеральном   горном  и  промышленном  надзоре  России
образуется   научно-технический  совет  по  вопросам  регулирования
промышленной    и    технической    безопасности,    предупреждения
аварийности,   производственного  травматизма  и  другим  вопросам,
отнесенным  к  компетенции  Федерального  горного  и  промышленного
надзора России.
     Состав   научно-технического   совета   и   положение   о  нем
утверждаются   начальником  Федерального  горного  и  промышленного
надзора России.
     11. При  Федеральном  горном  и  промышленном  надзоре  России
действуют  межведомственный совет по горно-газоспасательному делу и
межведомственный   совет   по  взрывному  делу.  Составы  указанных
советов  и  положения  о  них утверждаются начальником Федерального
горного и промышленного надзора России.
     12. Федеральный  горный  и промышленный надзор России издает в
пределах  своей  компетенции в установленном порядке постановления,
приказы,  распоряжения,  правила,  инструкции и положения (в случае
необходимости    совместно    с   другими   федеральными   органами
исполнительной власти) и организует контроль за их исполнением.
     13. Финансирование   расходов   на   содержание   центрального
аппарата  Федерального горного и промышленного надзора России и его
территориальных    органов    осуществляется   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     14. Федеральный  горный  и промышленный надзор России является
юридическим   лицом,   имеет   бланк   и   печать   с  изображением
Государственного    герба   Российской   Федерации   и   со   своим
наименованием,     счета,     открываемые    в    соответствии    с
законодательством Российской Федерации.


                          _______________

Информация по документу
Читайте также