Расширенный поиск

Приказ Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 21.07.1999 № 241

 



                            П Р И К А З

      Министерства топлива и энергетики Российской Федерации
                     от 21 июля 1999 г. N 241

          Об утверждении Порядка проведения обследования
            организаций, осуществляющих деятельность по
            хранению нефти и продуктов ее переработки и
               эксплуатации автозаправочных станций

    Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
              22 июля 1999 г. Регистрационный N 1841

 (В редакции Приказа Министерства энергетики Российской Федерации
                      от 07.07.2000 г. N 39)


     В целях   приведения   нормативных   актов   Министерства    в
соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от
12 августа 1998 г.  N 938 "О государственном энергетическом надзоре
в Российской Федерации"<1> приказываю:
     1. Утвердить  прилагаемый  Порядок   проведения   обследований
организаций,   осуществляющих  деятельность  по  хранению  нефти  и
продуктов ее переработки и  эксплуатации  автозаправочных  станций,
региональными  госнефтеинспекциями  и территориальными управлениями
Госэнергонадзора  Министерства  топлива  и  энергетики   Российской
Федерации и выдачи заключений по результатам указанных обследований
(далее - Порядок).
     Настоящий Порядок  вступает  в  силу  по  истечении  10 дней с
момента официального опубликования.
     2. Контроль  за  исполнением  настоящего  приказа возложить на
Департамент    государственного    энергетического    надзора     и
энергосбережения (Варнавского Б.П.).
     ____________
     <1> Собрание   законодательства  Российской  Федерации,  1998,
N 33, ст. 4037.


                           ____________



     Приложение
     Утверждено приказом
     Минтопэнерго России
     от 21 июля 1999 г.
     N 241


                           П О Р Я Д О К
               проведения обследований организаций,
           осуществляющих деятельность по хранению нефти
             и продуктов ее переработки и эксплуатации
              автозаправочных станций, региональными
              госнефтеинспекциями и территориальными
            управлениями Госэнергонадзора Министерства
            топлива и энергетики Российской Федерации и
            выдачи заключений по результатам указанных
                           обследований

 (В редакции Приказа Министерства энергетики Российской Федерации
                      от 07.07.2000 г. N 39)

     1. Настоящий  Порядок  разработан в соответствии с положениями
Федерального   закона   от    3   апреля    1996   г.     N   28-ФЗ
"Об энергосбережении", Федерального  закона  от 25 сентября 1998 г.
N 158-ФЗ  "О  лицензировании  отдельных  видов   деятельности"   (с
изменениями  от  26  ноября 1998 г.),  постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 июня 1992 г. N 371 "О неотложных мерах по
энергосбережению в области добычи,  производства, транспортировки и
использования нефти, газа и нефтепродуктов" и актами Правительства,
регулирующими   вопросы   лицензирования   деятельности  в  системе
топливно-энергетического комплекса,<1> Положением о государственном
энергетическом   надзоре   в   Российской  Федерации,  утвержденным
постановлением Правительства Российской  Федерации  от  12  августа
1998  г.  N  938,  Положением  о  Министерстве топлива и энергетики
Российской  Федерации,  утвержденным  постановлением  Правительства
Российской Федерации от 27 января 1996 г. N 60.
     2. В соответствии с действующим  законодательством  составными
частями    системы    государственного    энергетического   надзора
(Госэнергонадзор    России),    объединяющими     действующие     в
топливно-энергетическом    комплексе    надзорные   организации   и
инспекции,  являются и региональные госнефтеинспекции,  в  основную
задачу  которых  входит  выдача  предусмотренных  законодательством
заключений от  имени  соответствующих  управлений  государственного
энергетического надзора в субъектах Российской Федерации.
     В настоящем Порядке органы,  осуществляющие указанную функцию,
далее именуются государственные надзорные и контрольные органы.
     Государственные надзорные и  контрольные  органы  осуществляют
контроль  за рациональным и безопасным использованием организациями
и  индивидуальными  предпринимателями   нефти   и   нефтепродуктов,
сохранением  их  качества с целью предотвращения аварий,  нарушения
экологии,  угрозы  человеческих  жертв  и  повреждений,   а   также
эффективного использования энергетических ресурсов.
     ____________
     <1> Положение о лицензировании деятельности  по  содержанию  и
эксплуатации нефтебаз  (кроме  входящих  в  топливно-энергетический
комплекс  Российской  Федерации)  и  автозаправочных станций (в том
числе и  передвижных),  утвержденное  постановлением  Правительства
Российской  Федерации  от  6  сентября 1995 г.  N 897;  Положение о
лицензировании  деятельности  по  хранению  нефти  и  продуктов  ее
переработки,  утвержденное  постановлением Правительства Российской
Федерации от 3 апреля 1996 г. N 394.

     3. Настоящий   Порядок   распространяется   на    организации,
являющиеся юридическими лицами независимо от форм собственности,  а
также   на   индивидуальных   предпринимателей,   далее   именуемых
"организациями".
     4. Обследования   для   осуществления   указанного    контроля
производятся с целью:
     проверки соблюдения   соискателем   соответствующей   лицензии
требований и условий, установленных для осуществления деятельности,
указанной в лицензии,  и выдачи заключений для получения лицензий в
соответствии      с     порядком,     установленным     действующим
законодательством;
     проверки выявления    нарушений    лицензиатом    лицензионных
требований и условий,  которые могут  повлечь  за  собой  нанесение
ущерба   правам,  законным  интересам,  нравственности  и  здоровью
граждан, а также обороне страны и безопасности государства;
     осуществления энергетического   надзора   в   области  добычи,
переработки,  транспортировки,  учета,   хранения,   реализации   и
потребления нефти и нефтепродуктов.
     4.1. Соискателем   лицензий   для   получения   заключения   о
соответствии    его   лицензионным   требованиям   и   условиям   в
государственные  надзорные  и  контрольные  органы   представляются
следующие документы:
     заявление о выдаче заключения установленной формы  (приложение
1);
     копии учредительных  документов  и   копии   свидетельства   о
государственной регистрации соискателя в качестве юридического лица
(с предъявлением  оригиналов  в  случае,  если  копии  не  заверены
нотариусом)  -  для  юридических  лиц  или  копию  свидетельства  о
государственной регистрации гражданина в  качестве  индивидуального
предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае,  если копия не
заверена у нотариуса) - для индивидуальных предпринимателей;
     сведения о   наличии   емкостей   и  другого  технологического
оборудования  (их  основные   характеристики),   необходимого   для
осуществления   лицензионной   деятельности,   а  также  документы,
подтверждающие  их  соответствие  действующим  нормам  и   правилам
технической, пожарной и экологической безопасности;
     сведения о     профессиональной     подготовке     работников,
осуществляющих деятельность на лицензируемом объекте.
     Документы, представленные  в   государственные   надзорные   и
контрольные  органы  для  получения  заключения,  регистрируются  в
специальном журнале.
     Рассмотрение заявления   предусматривает   оценку   полноты  и
достоверности   представленных материалов, проверку соответствия их
законодательным актам,  требованиям действующих стандартов и других
нормативных и технических документов.
     Срок рассмотрения  заявления не должен превышать одного месяца
с   момента   его   регистрации.   При   необходимости   проведения
дополнительной экспертизы этот срок увеличивается на 10 дней.
     Заключение (положительное    или    отрицательное)    выдается
заявителю  в  течение одной недели со дня принятия соответствующего
решения государственных надзорных и контрольных органов (приложение
2).
     Основаниями для отрицательного заключения являются:
     несоответствие представленных      документов     действующему
законодательству;
     наличие в документах недостоверной или искаженной информации;
     несоответствие объекта  лицензирования  условиям,  необходимым
для  осуществления  указанного вида деятельности,  что подтверждено
актом  обследования  и  заключением  государственных  надзорных   и
контрольных органов инспекции.
     4.2. При  проведении  обследований  деятельности  по  хранению
нефти   и   продуктов   ее  переработки  и  выдаче  соответствующих
заключений,  государственные   надзорные   и   контрольные   органы
инспекции   проверяют  соответствие  следующим  требованиям  правил
технической эксплуатации:
     общие требования к нефтебазам (АЭС);
     требования к территории нефтебаз (нефтескладов,  АЗС), зданиям
и сооружениям;
     требования по сокращению потерь нефтепродуктов при их  приеме,
хранении и отпуске, техническое состояние бензо- и маслораздаточных
колонок;
     документация;
     требования к     техническому      состоянию      резервуаров,
технологического оборудования, трубопроводов и арматуры;
     метрологическое обеспечение нефтебаз;
     контроль качества и сбора отработанных нефтепродуктов;
     основные требования к технике  безопасности,  охране  труда  и
пожарной безопасности;
     учет нефтепродуктов;
     охрана окружающей среды;
     требования к  профессиональному  отбору,  проверке  знаний   и
инструктаж по технике безопасности;
     оформление акта обследования, регистрация и выдача заключения.
     При проведении   обследований  деятельности  по  содержанию  и
эксплуатации АЗС (в том числе передвижных) проверяется:
     общая организация работы при проведении обследования;
     общие требования к АЗС;
     требования к территории АЗС;
     укомплектованность АЗС оборудованием и материалами;
     наличие документации и порядка ее ведения;
     техническое состояние резервуаров и технического оборудования;
     техническое состояние бензо- и маслораздаточных колонок;
     техническое состояние трубопроводов и арматуры;
     техническое состояние электрооборудования;
     устройство и техническое состояние вентиляции;
     организация контроля    качества    и    сбора    отработанных
нефтепродуктов;
     организация подготовки  обслуживающего персонала и инструктажа
по технике безопасности;
     оформление акта обследования, регистрация и выдача заключения.
     Основными направлениями проверок являются следующие  работы  и
операции:
     а) использование  моторного  топлива,   предназначенного   для
работы автотракторной техники;
     б) использование   горюче-смазочных   материалов   и    других
нефтепродуктов в нарушение государственных стандартов,  технических
условий,   а   также   нормативных   документов   по   эксплуатации
топливоиспользующей техники и оборудования;
     в) сверхнормативные  потери  при  хранении,   транспортировке,
приеме и отпуске нефтересурсов;
     г) перерасход горюче-смазочных материалов сверх  установленных
норм     в     технологических    процессах,    при    эксплуатации
топливоиспользующей техники и оборудования;
     д) сверхнормативное     расходование     моторного     топлива
автомобилями,  предназначенными для работы на сжиженном нефтяном  и
сжатом природном газах;
     е) потери    нефтересурсов     из-за     неудовлетворительного
технического  состояния  и обслуживания трубопроводного транспорта,
автотракторной техники, резервуарных парков и других сооружений;
     ж) потери  в  результате  неполного  слива  нефтепродуктов  из
железнодорожных цистерн, танкеров и других средств транспортировки;
     з) необоснованное  использование  жидкого  резервного  топлива
вместо основного  при  эксплуатации  топливопотребляющих  объектов,
техники и оборудования;
     и) потери  от  неудовлетворительного  состояния  измерительных
средств  и  приборов,  нарушений  в ведении учета нефти,  нефтяного
сырья и нефтепродуктов;
     к) потери   топливных   нефтяных   ресурсов,   затраченных  на
производство бракованной продукции;
     л) потери  из-за  нерационального  использования  отработанных
нефтепродуктов и нарушений установленного порядка их сбора и сдачи;
     м) потери  из-за  снижения  качества  нефти и нефтепродуктов в
результате их смешения, загрязнения, обводнения, аварий и т. д.;
     н) потери  нефтепродуктов  или  ухудшение  их  качества  из-за
невыполнения  условий  лицензирования  деятельности,  связанной   с
нефтепродуктами.
     4.3. Проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и
условий,  а также осуществление энергетического надзора, проводятся
не  реже  одного  раза  в  год.  При   необходимости   по   решению
государственных   надзорных   и   контрольных  органов  могут  быть
проведены дополнительные проверки.
     При проведении   обследований   и   проверок   государственные
надзорные  и  контрольные  органы   вправе   получать   необходимые
заключения  соответствующих  подразделений  Минтопэнерго  России  и
других заинтересованных органов.
     По прибытии  на  место  проверяющий  предъявляет  руководителю
организации задание на проверку,  знакомит с ее целями и  задачами,
уточняет другие вопросы, относящиеся к проверке.
     4.4. Проверка с целью осуществления  энергонадзора  проводится
по следующим основным вопросам:
     организация обеспечения  нефтепродуктами   и   результаты   их
использования  с составлением баланса поступления и расхода по всем
направлениям;
     нормирование расхода     нефтепродуктов    при    эксплуатации
автотранспортной техники, других машин и механизмов;
     учет работы топливопотребляющей техники;
     состояние бухгалтерского  и  первичного  учета   по   вопросам
использования нефтепродуктов,  наличие сверхнормативных и аварийных
потерь, правильность списания и расход горюче-смазочных материалов;
     техническое состояние     нефтескладского    и    заправочного
оборудования   с   расчетом   потерь   нефтепродуктов   из-за   его
неисправности;
     организация контроля  качества  нефтепродуктов   с   проверкой
паспортов    качества,   выявлением   фактов   смешения   и   порчи
нефтепродуктов, проверкой работы лаборатории;
     организация слива  нефтепродуктов из железнодорожных цистерн с
выявлением  недослитых  железнодорожных   цистерн   и   количества,
потерянных при этом нефтепродуктов;
     работа автотранспортной техники,  работающей  на  автобензине,
дизельном   топливе,   сжатом   и   сжиженном   газах,  с  расчетом
непроизводительных  потерь   от   неправильной   ее   эксплуатации,
неудовлетворительного технического состояния и содержания;
     использование котельно-печного топлива;
     сбор и использование отработанных нефтепродуктов;
     соблюдение условий,  предусмотренных лицензией на деятельность
с нефтепродуктами.
     4.5. Результаты каждой  проверки  оформляются  актом.  В  акте
должно   быть  отражено  состояние  дел  по  вопросам,  входящим  в
содержание проверки,  и раскрыты причины  выявленных  нарушений.  К
акту прилагаются протоколы, справки, таблицы.
     Акт подписывается всеми участниками  проверки,  после  чего  в
него запрещается вносить изменения и дополнения.
     Участники проверки,   а   также   представители    проверяемой
организации, несогласные с указанным решением, вправе изложить свое
собственное мнение, которое прилагается к акту.
     Содержание акта доводится до сведения руководителя проверяемой
организации,  который его подписывает. В случае отказа от подписи в
акте делается соответствующая запись,  подтверждаемая руководителем
проверки.
     Акт проверки передается проверяемой организации,  копии акта -
государственным  надзорным  и  контрольным   органам,   проводившим
проверку,   а   также  при  необходимости  соответствующему  органу
исполнительной власти,  представителям организаций, участвовавшим в
проверке, и в Госэнергонадзор Минтопэнерго России.
     В случае обнаружения изменения на обследуемом объекте  условий
его эксплуатации,  связанных с нарушением действующих норм и правил
технической, пожарной и экологической безопасности, государственные
надзорные и контрольные органы могут выдать предписания с указанием
сроков устранения выявленных нарушений.
     Предписание, заверенное     печатью    проверяющего    органа,
направляется вместе с актом проверки.
     Государственные надзорные  и  контрольные  органы осуществляют
контроль за выполнением организацией предписаний  путем  проведения
дополнительных проверок.
     При невыполнении   предписаний   выданные   ранее   заключения
аннулируются  государственными  надзорными и контрольными органами,
которые в трехдневный срок со дня  принятия  такого  решения,  либо
другой    срок,    установленный    действующим  законодательством,
информируют об этом соответствующий лицензионный орган для принятия
соответствующих решений и лицензиата.
     Переоформление заключения     производится     в      порядке,
установленном для его получения.
     До переоформления заключения заявитель может осуществлять свою
деятельность  при условии обеспечения безопасности и безаварийности
работы.
     При выявлении  нарушений  лицензионных  требований  и условий,
которые могут повлечь за собой нанесение  ущерба  правам,  законным
интересам,  нравственности  и  здоровью  граждан,  а  также обороне
страны и  безопасности  государства,  государственные  надзорные  и
контрольные   органы   обязаны   сообщить   лицензирующему  органу,
выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах.
     В этом   случае   лицензирующие   органы  могут  приостановить
действие лицензии.
     5. При   проведении  обследований  сотрудники  государственных
надзорных и контрольных органов вправе:
     беспрепятственно при   предъявлении  служебного  удостоверения
посещать организации и объекты,  где производятся прием,  хранение,
отпуск,  транспортировка  и  используется  нефть,  нефтяное  сырье,
нефтепродукты, в том числе отработанные масла;
     требовать от руководителей проверяемых организаций обеспечения
условий,  необходимых  для  проведения  проверок,   в   том   числе
предоставления  необходимых  для  работы  документов,  материалов и
лабораторной  базы,   привлечения   специалистов   для   проведения
соответствующих анализов и измерений;
     давать предписания об устранении нарушений  законодательных  и
нормативных   данных   требований   и  условий  по  вопросам  своей
компетенции и устанавливать сроки устранения этих нарушений.
     При проведении   обследований   государственные   надзорные  и
контрольные  органы  руководствуются  методиками,  утвержденными  в
установленном порядке.
     6. Действительными  для  получения  лицензии  и  подтверждения
соответствия  лицензионным  условиям являются только те заключения,
которые получены организациями в соответствии с настоящим Порядком.
     7.   Обследование  зданий,  сооружений,  оборудования  и  иных
технических средств, с помощью которых осуществляются лицензируемые
виды  деятельности, и выдача заключений государственными надзорными
и  контрольными  органами  на  их соответствие действующим нормам и
правилам  для  получения  соответствующих лицензий или их продления
проводятся  по  заявлениям  соискателей  лицензий  или лицензиатов.
Стоимость   этих  работ  определяется  договорами,  заключаемыми  в
установленном  порядке,  в зависимости от объема работ и оформления
документов.
     Ежегодные обследования    организаций     на     подтверждение
соответствия  объектов  действующим  нормам  и правилам технической
эксплуатации осуществляются надзорными и контрольными  органами  по
согласованию с этими организациями в установленном порядке.
     Осуществление энергетического   надзора    за    деятельностью
хозяйствующих   субъектов  в  части  рационального  и  эффективного
использования нефти и нефтепродуктов,  а также проверки  выполнения
лицензиатами   лицензионных   требований   и   условий   проводятся
государственными  надзорными  и  контрольными  органами   за   счет
средств,   выделяемых   на   их   содержание,   в   соответствии  с
утвержденными в установленном порядке методиками.
     (Пункт  в  редакции Приказа Министерства энергетики Российской
Федерации от 07.07.2000 г. N 39)
     8. Контроль за соблюдением требований, установленных настоящим
Порядком,  осуществляется  отделом  нефтяной  и  газовой  инспекции
Госэнергонадзора Минтопэнерго России.
     9. Государственные   надзорные   и   контрольные   органы  при
организации и осуществлении лицензионной деятельности,  в том числе
при  выдаче  заключений в установленном порядке,  координируют свою
работу  с  органами  исполнительной  власти  субъектов   Российской
Федерации.
     10. Спорные вопросы по решениям руководителей  государственных
надзорных   и  контрольных  органов  рассматриваются  руководителем
Госэнергонадзора   Минтопэнерго   России,   а   по   его   решениям
Министерством топлива и энергетики Российской Федерации.
     В случае  несогласия  соискателя  лицензии  или  лицензиата  с
принятыми   решениями,   они   могут   быть  обжалованы  в  суде  в
установленном порядке.


     ____________



     Приложение 1
     к Порядку

Регистрационный N _________           В ___________________________
Дата регистрации __________           (наименование органа
                                      Госнефтеинспекции или
                                      территориального Управления
                                      Госэнергонадзора Минтопэнерго
                                      России)

                         З А Я В Л Е Н И Е

     Заявитель ____________________________________________________
       (для юридических лиц - наименование и организационная форма,
___________________________________________________________________
   для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество,
___________________________________________________________________
                        паспортные данные)
просит выдать заключение на _______________________________________
                                     (вид деятельности)
___________________________________________________________________
Почтовый адрес   заявителя    и    местоположение    лицензируемого
объекта ___________________________________________________________
телефон ___________________, телефакс _____________________________
К заявлению прилагаются документы согласно пункту 4.1 Порядка:
     1._________________________________
     2._________________________________
     3._________________________________
     4._________________________________

Дата                                 Личная подпись
                                     заявителя


                           ____________



     Приложение 2
     к Порядку


Регистрационный N _________
Дата выдачи __________


                        З А К Л Ю Ч Е Н И Е
                Госнефтеинспекции (территориального
             управления Госэнергонадзора) Министерства
             топлива и энергетики Российской Федерации

     Рассмотрев на основании заявления ____________________________
                          (регистрационный номер, дата регистрации)
документы  заявителя  и  другие материалы по вопросам  лицензионной
деятельности ______________________________________________________
                 (наименование вида деятельности, работ, услуг)
Госнефтеинспекция (территориальное   управление   Госэнергонадзора)
считает, что ______________________________________________________
        (наименование юридического лица или индивидуального
                         предпринимателя,
___________________________________________________________________
                      его паспортные данные)
(не)имеет возможность(и) выполнять ________________________________
                                   (наименование вида деятельности,
___________________________________________________________________
                           работ, услуг)
(из-за не) при соблюдении(я) следующих условий
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

Руководитель ____________________________________        (подпись)
             (Госнефтеинспекции или территориального     печать
                   управления Госэнергонадзора)


                           ____________

Информация по документу
Читайте также