Расширенный поиск

Закон РСФСР от 21.12.1990 № 438-I

                                   Утратил силу - Федеральный закон
                                     от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ



                             З А К О Н

                 РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ
                    СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


                    О социальном развитии села

 (В редакции Закона Российской Федерации от 28.04.93 г. N 4888-I)

     Закон определяет основные  положения  приоритетности  развития
социальной    сферы    села    и    материально-технической    базы
агропромышленного  комплекса  в   структуре   народного   хозяйства
Российской Федерации.

                             Раздел I
                        ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Государство гарантирует приоритетность развития села
экономической, правовой и социальной политикой.

     Статья 2. Экономическая   деятельность   сельского   населения
осуществляется на основе многообразия и равенства  государственной,
колхозно-кооперативной,     частной,    коллективно-долевой    форм
собственности,  развития  всех   форм   хозяйствования:   колхозов,
совхозов,  крестьянских  (фермерских)  хозяйств,  их кооперативов и
ассоциаций,  - проведения земельной реформы,  предоставления  права
выкупа  или  передачи в аренду и собственность трудовым коллективам
производственных фондов, свободного выхода работников из колхозов и
совхозов  с  правом  получения  земельного надела и соответствующей
части основных  фондов  для  создания  крестьянского  (фермерского)
хозяйства.
     Все формы хозяйствования имеют  равные  права  на  организацию
производства, владение своей продукцией, распределение доходов.

     Статья 3. Опережающие  темпы социально-экономического развития
села и агропромышленного комплекса обеспечиваются:
     - пропорциями инвестиций на республиканском и местном уровнях;
     - финансовой, кредитной и ресурсной политикой;
     - системой государственной поддержки;
     - политикой народонаселения.

     Статья 4. Программы   социально-экономического    развития   в
республике  не могут быть приняты без учета приоритетности развития
села.

                             Раздел II
                    СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НА СЕЛЕ

     Статья 5. Развитие  сельских населенных пунктов осуществляется
в  гармоничном  сочетании   всех   традиционно   сложившихся   форм
расселения  - сел,  деревень,  поселков,  хуторов,  станиц,  аулов,
заимок и других - при полном равноправии на существование каждой из
них.

     Статья 6. На  селе и в малых городах, интегрированных с селом,
опережающими  темпами  обеспечиваются  строительство  жилых  домов,
детских дошкольных учреждений,  общеобразовательных школ,  объектов
культуры,      здравоохранения,      социального       обеспечения,
коммунально-бытового  назначения,  благоустройство  дорог,  а также
развитие   телефонизации,   связи,    радиофикации,    телевидения,
медицинского, бытового и других видов обслуживания.

     Статья 7. Рабочие  и  служащие,  наемные работники,  занятые в
сельскохозяйственном производстве, имеют право:
     - на   получение   в   течение  6  месяцев  рабочего  места  с
установленной продолжительностью рабочей  недели,  профессиональную
подготовку  и  переподготовку,  оплату  труда  за выполнение работы
определенной квалификации и  заданной  нормы  не  ниже  минимальной
заработной платы с учетом прожиточного минимума,  предоставление им
ежегодного отпуска не менее 21 календарного дня:
     - на  переподготовку  и  переквалификацию  в  случае изменений
условий занятости с сохранением средней заработной платы,  а  также
материальное  обеспечение  в  период временной незанятости с учетом
прожиточного минимума.

     Статья 8. Семьям,  переселяющимся  в трудонедостаточные районы
(по  перечню,  определяемому  Советом Министров РСФСР) для работы в
сельском хозяйстве,  а также  специалистам  народного  образования,
культуры,   здравоохранения,   связи,   бытового   и   других  сфер
обслуживания, физической культуры и спорта, направляемым по заявкам
хозяйств и сельских Советов, устанавливаются следующие льготы:
     - предоставляются в личную собственность отдельные жилые  дома
или квартиры с надворными постройками и приусадебными участками. На
период первых двух лет они  обеспечиваются  бесплатно  топливом  по
действующим  нормам  за счет местного бюджета,  за исключением тех,
кто эти льготы имеет постоянно;
     - бронируется  жилая  площадь  по месту прежнего жительства на
срок договора работы на селе;
     - сохраняется  непрерывность  стажа,  если перерыв в работе не
превышает одного месяца,  не считая времени переезда, для получения
процентных надбавок к заработной плате и других льгот;
     - оказывается безвозмездная  помощь  для  организации  личного
подсобного хозяйства;
     - предоставляется  льготное  право   приобретения   в   кредит
легкового автомобиля высокой проходимости (или тяжелого мотоцикла),
холодильника,  телевизора, стиральной машины и других хозяйственных
товаров.

     Статья 9. Советы Министров республик, входящих в состав РСФСР,
исполнительные  комитеты  местных   Советов   народных   депутатов,
хозяйственные    органы    и   предприятия   содействуют   развитию
индивидуального жилищного строительства на селе.
     Работникам колхозов,   совхозов,   ассоциаций,   кооперативов,
арендных коллективов,  крестьянских (фермерских)  хозяйств,  других
предприятий   и   организаций   агропромышленного   комплекса   под
строительство,  капитальный  ремонт,  реконструкцию  и   инженерное
обустройство   индивидуальных  жилых  домов  в  сельской  местности
предоставляются кредиты в размере сметной  стоимости  дома,  и  они
обеспечиваются в полном объеме строительными материалами.
     Плата за  пользование  кредитами  осуществляется  на  льготных
условиях.
     По решению трудовых коллективов пятьдесят  процентов  кредита,
выделенного работникам колхозов,  совхозов,  других государственных
предприятий    и    организаций    агропромышленного     комплекса,
проработавшим  не  менее  трех  лет,  погашается  за  счет  средств
предприятий  и  хозяйств.  Другие   работники   погашение   кредита
осуществляют   по  решению  и  за  счет  средств  местных  Советов.
Оставшуюся часть кредита застройщик выплачивает  в  зависимости  от
долговечности строения равными долями в течение 10-50 лет.

     Статья 10. Расходы  на содержание социальной инфраструктуры на
селе,  не  покрытые  доходами,   осуществлять   за   счет   средств
республиканского (РСФСР) бюджета.

     Статья 11. При   продаже     сельскохозяйственной    продукции
государству  согласно  договору  контрактации  ввести  обязательное
отоваривание       ее       стоимости       необходимыми       селу
материально-техническими  ресурсами  по   государственным   оптовым
ценам.

                            Раздел III
                      ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

     Статья 12. Строительство  в городах и сельской местности новых
и  расширение действующих промышленных предприятий,  не связанных с
производством продукции  сельского  хозяйства  и  ее  переработкой,
разрешать  только  по согласованию с Верховными Советами республик,
входящих в состав РСФСР, краевыми, областными, автономных областей,
автономных   округов  Советами  народных  депутатов;  строительство
объектов,  имеющих межрегиональное значение,  - по  согласованию  с
Верховным   Советом  РСФСР.  Высвобождающиеся  ресурсы  и  мощности
строительных организаций направлять на развитие села.

     Статья 13. Обеспечить  приоритетное выделение  государственных
централизованных  капиталовложений  на  социальное  развитие села и
укрепление    материально-технической    базы     агропромышленного
комплекса.
     Установить систему   государственной   финансовой    поддержки
агропромышленного  комплекса,  направляя  на его развитие ежегодно,
начиная с 1991 года,  не менее 15  процентов  национального  дохода
РСФСР.
     Финансирование целевых программ и государственных  мероприятий
по   социально-экономическому   развитию   села,  перечень  которых
утверждается Верховным Советом РСФСР  и  Советом  Министров  РСФСР,
осуществлять за счет республиканского бюджета.
     Ежегодно финансировать за счет республиканского бюджета:
     - программы   поддержки   развития  крестьянских  (фермерских)
хозяйств;
     - создание  социальной  инфраструктуры  на  селе,  в том числе
строительство  жилья,  школ  и  дошкольных   учреждений,   объектов
культуры  и  здравоохранения,  автомобильных  дорог,  в  том  числе
внутрихозяйственных,  электрификацию,  газификацию, телефонизацию и
радиофикацию, водоснабжение сельских населенных пунктов;
     - строительство  межхозяйственных   мелиоративных   систем   и
групповых    водопроводов,   природоохранных   и   гидротехнических
сооружений,  коренное  улучшение  земель,  связанное  с  повышением
плодородия, закладку многолетних насаждений;
     - строительство  и   реконструкцию   предприятий   пищевой   и
перерабатывающей промышленности,  торговли, общественного питания и
бытового  обслуживания,  объектов   производственного   назначения,
включая  мелиорацию  земель  и  содержание мелиоративных систем,  в
районах проживания малочисленных  народов  и  в  трудонедостаточных
хозяйствах Нечерноземной зоны,  Сибири и Дальнего Востока,  расходы
на переселение в трудонедостаточные районы;
     - проведение    государственной   градостроительно-технической
политики - разработку генпланов  комплексного  развития  территорий
местных Советов,  проектов новых типов жилых и общественных зданий,
нормативно-методических обоснований, поисковых разработок;
     - расходы  по  развитию  местных  баз строительной индустрии и
строительных материалов;
     - расходы     по     землеустройству,    противоэпизоотическим
мероприятиям и мероприятиям по  защите  растений  от  вредителей  и
болезней, содержанию ветеринарной и санитарной служб;
     - затраты на  подготовку  и  переподготовку  квалифицированных
специалистов и рабочих, а также проведение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ общеотраслевого назначения;
     - дотации  к  ценам  нерентабельной  продукции  для хозяйств и
предприятий,  расположенных в экстремальных  природно-экономических
условиях,  а также возмещение расходов автотранспортных предприятий
при  перевозке  пассажиров  в  сельской  местности,   не   покрытые
доходами, уплату процентов за кредит.

     Статья 14. Предоставить  право   промышленным  предприятиям  и
организациям  на  основе  взаимной  договоренности  направлять   на
развитие    колхозов,   совхозов,   предприятий   агропромышленного
комплекса и крестьянских (фермерских) хозяйств часть  произведенной
ими продукции или получаемой прибыли, которая не подлежит обложению
налогом.
     Освобождать на  два года от налога часть прибыли предприятий и
организаций других народнохозяйственных комплексов при переходе  на
выпуск продукции для агропромышленного комплекса.
     В целях  поощрения  развития  подсобных  цехов   и   подсобных
производств  в сельскохозяйственных предприятиях для круглогодичной
занятости  кадров  освободить  их  от  государственного  налога   с
прибыли.

     Статья 15. Обеспечение   агропромышленного   комплекса   РСФСР
материально-техническими ресурсами на период  перехода  к  рыночным
отношениям   осуществлять   в   первоочередном  порядке  на  уровне
государственного заказа.
     Предприятиям, которым устанавливается государственный заказ на
производство и поставку продукции для  агропромышленного  комплекса
РСФСР,  выделять основные виды материально-технических ресурсов для
обеспечения его выполнения. (В редакции Закона Российской Федерации
от 28.04.93 г. N 4888-I)
     В случае    недопоставки    предприятиями     продукции     по
государственному   заказу  агропромышленному  комплексу  республики
взыскивать с них в бесспорном порядке штраф на  сумму  причиненного
ущерба.  Взыскиваемый  штраф  поступает  равными долями хозяйству и
местному бюджету.

                             Раздел IV
               ПОЛИТИКА ЦЕН И ПРИНЦИПЫ ТОВАРООБМЕНА

     Статья 16. Государственную  политику   цен   осуществлять  при
постоянном  соблюдении   эквивалентного   обмена   между   сельским
хозяйством и промышленностью, другими отраслями народного хозяйства
через  систему  государственных  закупочных  и  договорных  цен  на
сельскохозяйственную  продукцию  и  сырье,  оптовых цен на средства
производства, материальные ресурсы и тарифы на услуги селу.
     Сохранить государственное       регулирование      цен      на
сельскохозяйственную продукцию путем установления закупочных цен на
отдельные  виды  продукции  в  сочетании  с  договорными  ценами  и
системой внеценовой государственной поддержки сельского хозяйства.
     Для обеспечения     паритета    цен    на    промышленную    и
сельскохозяйственную продукцию производить регулярную их индексацию
и  обеспечить  сельскому  хозяйству  компенсацию  затрат  в связи с
повышением оптовых цен на материально-технические ресурсы и тарифов
на услуги.
     Отменить накидки к  розничным  ценам  на  товары,  продаваемые
потребительской  кооперацией  в глубинных районах,  с 1 января 1991
года.

                             Раздел V
                НАЛОГИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С БЮДЖЕТОМ

     Статья 17. Колхозы,    межхозяйственные      предприятия     и
организации,  совхозы и другие государственные сельскохозяйственные
предприятия,  кооперативы  и  крестьянские  (фермерские)  хозяйства
платят единый земельный налог.
     Вновь созданные     крестьянские     (фермерские)    хозяйства
освобождать от налогообложения на пять лет.

     Статья 18. Установить, что промышленные и другие предприятия и
организации,  работники  которых  проживают  в  сельской местности,
вносят плату за трудовые ресурсы соответствующим районным, сельским
и  поселковым  Советам  в порядке,  установленном Советом Министров
РСФСР.  Указанные средства использовать на социальное  обустройство
села.

     Статья 19. Отменить  обязательное  и   ввести  с 1991 года для
совхозов, колхозов, арендаторов, крестьянских (фермерских) хозяйств
и  других сельскохозяйственных предприятий добровольное страхование
имущества, включая посевы сельскохозяйственных культур.

                             Раздел VI
              ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

     Статья 20. Общеобразовательные   школы   всех  типов,  включая
малокомплектные,  открываются по решению местных  Советов  народных
депутатов,   исходя   из  потребности  населения,  без  ограничения
численности  учащихся.  Обучение  учащихся  разных  лет   начальных
классов   сельских  малокомплектных  школ  производится  раздельно.
Программы и методы обучения в сельской школе учитывают  особенности
аграрного труда и образа жизни на селе.
     Закрытие малокомплектных школ осуществляется только по решению
схода  граждан,  проживающих в населенных пунктах,  дети из которых
обучаются или могут обучаться в данной школе.

     Статья 21. Профессиональная    подготовка   и   переподготовка
высвобождающегося  в связи с изменением условий занятости сельского
населения осуществляется  системой  государственных,  кооперативных
учреждений   и  организаций,  а  также  на  индивидуальной  основе.
Финансирование   специального   образования    сельскохозяйственной
направленности производить за счет бюджетных средств.
     При сельских  профтехучилищах  создается   сеть   методических
центров  по  подготовке  и  переподготовке,  повышению квалификации
рабочих кадров непосредственно на производстве.

     Статья 22. Установить специалистам социально-культурной сферы,
бытового   обслуживания,  здравоохранения,  народного  образования,
санитарной и ветеринарной служб,  физкультуры и спорта,  работающим
на  селе,  повышенные  на  25 процентов оклады и тарифные ставки по
сравнению  со  ставками  специалистов,  занимающихся  этими  видами
деятельности в городских условиях.
     Местные Советы народных депутатов могут вводить дополнительные
повышенные коэффициенты к заработной плате работников вышеуказанных
профессий   в   зависимости   от   территориального    расположения
учебно-воспитательных, медицинских, социально-культурных учреждений
и  уровня  социально-экономического развития  населенных   пунктов,
использовать контрактную систему найма специалистов.

     Статья 23. Учреждения  культуры, физкультуры и спорта, имеющие
в составе доходов бюджетные средства,  освобождать  от  всех  видов
платежей в местный и республиканский бюджеты.

     Статья 24. На  все категории работников образования, культуры,
здравоохранения и правоохранительных органов в  сельской  местности
распространяются    льготы,    предусмотренные    для    работников
агропромышленного  комплекса,  в  том  числе   по   первоочередному
обеспечению жильем, продуктами питания.

     Статья 25. На   выпускников  педагогических  вузов  и  училищ,
других   специалистов,   прибывших    на    работу    в    сельские
учебно-воспитательные,   дошкольные   и   внешкольные   учреждения,
распространяются порядок и условия выдачи  единовременного  пособия
на  хозяйственное  обзаведение,  устанавливаемые  для специалистов,
окончивших сельскохозяйственные вузы  и  техникумы.  Педагогические
работники     сельских     учебных     заведений     обеспечиваются
книгоиздательской  продукцией  на  льготных   основаниях,   включая
выплачиваемую  государством  денежную  компенсацию  на  эти  цели в
размере 10 процентов заработной платы.

     Статья 26. Функционирование   системы  образования   на   селе
осуществляется   на   основе   комплекса   нормативов,   отвечающих
современным  требованиям  по   обеспечению   учебно-воспитательного
процесса.
     Финансирование всех    форм     образования     до     объемов
гарантированного  нормативного уровня производится государством вне
зависимости  от  наличия   дополнительных   источников   финансовых
средств.
     Для финансирования целевых программ по развитию образования на
селе создается республиканский фонд из бюджета РСФСР.

     Статья 27. В  порядке,   установленном   законодательством,  в
собственность сельских учебно-воспитательных учреждений  передаются
земельные  участки в размерах,  соответствующих их потребностям,  в
том числе для создания и развития учебных и подсобных хозяйств.


     Председатель
     Верховного Совета РСФСР                             Б.Н.ЕЛЬЦИН

     Москва Дом Советов РСФСР
     21 декабря 1990 года
     N 438-I

Информация по документу
Читайте также