РЕШЕНИЕ Санкт-Петербургского городского суда от 28.09.2005 по делу n 3-285 <ОБ ОСПАРИВАНИИ В ЧАСТИ ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 16.07.2001 n 572-73 О ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА>


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 28 сентября 2005 г. N 3-285
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи Семеновой И.А., при секретаре Устиновой Е.С., с участием прокурора Бутковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Санкт-Петербурге 28 сентября 2005 года дело по заявлению заместителя прокурора Санкт-Петербурга об оспаривании в части Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга", установил:
4 июля 2001 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и 16 июля 2001 года губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга" N 572-73.
Закон опубликован в издании "Вестник Администрации Санкт-Петербурга" N 8 от 30 августа 2001 года, что в силу ст. 4 Закона Санкт-Петербурга "О порядке вступления в силу законов Санкт-Петербурга" признается официальным опубликованием Закона.
Закон Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга", как указано в его преамбуле, определяет принципы и формы реализации конституционного права жителей Санкт-Петербурга на жилище в условиях жилищной реформы. Конкретизирует установленные федеральным законодательством общие начала правового регулирования жилищных отношений при развитии различных форм собственности и видов недвижимости в жилищной сфере, а также обеспечивает защиту прав граждан в жилищной сфере.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 данного Закона "граждане, которым оказано содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в одной из форм, предусмотренных настоящим Законом, подлежат снятию с учета.
Указанные граждане могут быть вновь приняты на учет на общих основаниях, но не ранее чем через 10 лет после снятия с учета.
Ограничение по сроку повторной постановки на учет не применяется в случаях, когда необходимость повторной постановки на учет возникает вследствие рождения (усыновления) детей".
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга "основанием для заселения жилого помещения на условиях социального найма является договор социального найма, заключенный в соответствии с ордером, оформленным в установленном порядке".
Статья 21 Закона регулирует вопросы предоставления освободившихся изолированных жилых помещений в коммунальных квартирах и содержит в пункте 1 положения, позволяющие осуществлять предоставление освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире на условиях найма (коммерческого) с заключением соответствующего договора.
Пункт 1 статьи 38 Закона устанавливает, что "служебные жилые помещения - помещения, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга или Российской Федерации: специализированные квартиры и отдельные комнаты, предназначенные для заселения граждан, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него".
Заместитель прокурора Санкт-Петербурга обратился в суд с заявлением об оспаривании в части Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга" и, уточнив требования в ходе судебного разбирательства, просит признать недействующими и не подлежащими применению с 1 марта 2005 года:
пункт 4 статьи 14 в части слов "но не ранее чем через 10 лет после снятия с учета. Ограничение по сроку повторной постановки на учет не применяется в случаях, когда необходимость повторной постановки на учет возникает вследствие рождения (усыновления) детей";
пункт 2 статьи 15 в части слов "заключенные в соответствии с ордером, оформленным в установленном порядке";
абзац четвертый пункта 1 статьи 21 в части слов "в случае если в результате присоединения освободившегося жилого помещения жилая площадь, занимаемая гражданами, превышает 12 квадратных метров, но менее 24 квадратных метров на одного человека, предоставление осуществляется на условиях найма (коммерческого) с заключением договора на максимально возможный срок, предусмотренный действующим законодательством. В этом случае осуществляется оплата по условиям найма (коммерческого) только жилой площади, превышающей 12 квадратных метров на одного человека";
абзац восьмой пункта 1 статьи 21 в части слов "в случае если в результате присоединения освободившегося жилого помещения жилая площадь, занимаемая гражданами, превышает 12 квадратных метров на одного человека, предоставление осуществляется на условиях найма (коммерческого) с заключением договора на максимально возможный срок, предусмотренный действующим законодательством. В этом случае осуществляется оплата по условиям найма (коммерческого) только жилой площади, превышающей 12 квадратных метров на одного человека";
абзац десятый пункта 1 статьи 21 в части слов "При этом предоставление освободившихся жилых помещений осуществляется по договору найма (коммерческого) при условии, что в результате присоединения освободившегося жилого помещения жилая площадь, занимаемая гражданами, не будет превышать 24 квадратных метров на одного человека.";
пункт 1 статьи 38 в части слов "и отдельные комнаты" как противоречащие Жилищному кодексу Российской Федерации.
В обоснование заявления указывает, что оспариваемые нормы статей 14, 15, 21, 38 Закона вступили в противоречие с Жилищным кодексом РФ, введенным в действие с 1 марта 2005 года, а именно:
пункт 4 статьи 14 Закона противоречит ст. 54 ЖК РФ, которая устанавливает перечень случаев, когда допускается отказ гражданам в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и не содержит ограничений для повторной постановки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на учет;
пункт 2 статьи 15 Закона не соответствует ЖК РФ в целом, т.к. ордер на жилое помещение в качестве основания для заселения жилого помещения не указан;
статья 21 Закона в оспариваемой части противоречит ст. 59 ЖК РФ, которая устанавливает, что освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире может быть предоставлено лицам, указанным в данной статье, либо по договору социального найма, либо по договору купли-продажи, и не предусматривает возможность предоставления этого помещения по договору коммерческого найма;
пункт 1 статьи 38 Закона не соответствует ст. 104 ЖК РФ, которая не включает отдельные комнаты в коммунальных квартирах к числу служебных жилых помещений.
29 апреля 2005 года в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга прокурором Санкт-Петербурга было внесено представление об устранении нарушений Жилищного кодекса РФ, которое постановлением Законодательного Собрания от 18 мая 2005 года признано частично обоснованным, однако до настоящего времени соответствующие изменения в Закон Санкт-Петербурга не внесены.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Губернатор Санкт-Петербурга против удовлетворения заявления возражений не имеют.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявление удовлетворить, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ст. 5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. 1); органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (п. 5); в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса (п. 8).
1. Согласно пункту 4 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга N 572-73 граждане, которым оказано содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в одной из форм, предусмотренных настоящим Законом, могут быть вновь приняты на учет на общих основаниях, но не ранее чем через 10 лет после снятия с учета.
Ограничение по сроку повторной постановки на учет не применяется в случаях, когда необходимость повторной постановки на учет возникает вследствие рождения (усыновления) детей.
Таким образом, п. 4 ст. 14 Закона Санкт-Петербурга устанавливает, что граждане могут воспользоваться своим правом на улучшение жилищных условий только один раз и не подлежат повторной постановке на учет.
Данная норма противоречит федеральному законодательству, а именно ст. 51 п. 1, 52 п. 2, ст. 54 ЖК РФ.
Статья 51 ЖК РФ (п. 1) определяет основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и, как и Жилищный кодекс РФ в целом, не содержит ограничений, исключающих возможность для признания граждан нуждающимися в жилищных условиях повторно при возникновении условий, установленных ст. 51 ЖК РФ.
Статья 52 (п. 2) предусматривает право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях указанных в статье 49 Кодекса категорий граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, без каких-либо исключений.
Статья 54 ЖК РФ устанавливает исключительный перечень оснований для отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в который такое основание, как обеспечение жилым помещением в прошлом, не входит. Единственный случай, когда граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся по истечении определенного времени (5 лет), предусмотрен в ст. 53 ЖК РФ и касается совершения гражданами намеренных действий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Законом субъекта Российской Федерации иные основания для отказа в принятии на учет установлены быть не могут, поскольку в силу разграничения компетенции в области жилищных отношений между органами государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации (ст. 12 п. 1, ст. 13 ЖК РФ).
С учетом изложенного пункт 4 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга в той мере, в которой он исключает возможность повторного принятия граждан на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий до истечения 10 лет с момента снятия с учета, должен быть признан недействующим и не подлежащим применению.
2. Пункт 2 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга, устанавливающий, что основанием для заселения жилого помещения на условиях социального найма является договор социального найма, заключенный в соответствии с ордером, оформленным в установленном порядке, в части слов "заключенный в соответствии с ордером, оформленным в установленном порядке" противоречит ЖК РФ, и, в частности, его статье 63, которая, устанавливая правила о форме договора социального найма, предусматривает, что данный договор заключается на основании решения о предоставлении жилого помещения социального использования, а не такого административного акта, как ордер. Ордер на жилое помещение в качестве основания для вселения в жилое помещение ЖК РФ не предусмотрен.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона право на предоставление освободившихся изолированных жилых помещений в коммунальных квартирах в соответствии с порядком и очередностью, установленными настоящим Законом Санкт-Петербурга, в первую очередь имеют граждане, проживающие в данной коммунальной квартире и состоящие на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, при наличии менее 12 квадратных метров на одного человека (абзац 2 пункта 1 статьи 21). В случае если в результате присоединения освободившегося жилого помещения жилая площадь, занимаемая гражданами, превышает 12 квадратных метров, но менее 24 квадратных метров на одного человека, предоставление осуществляется на условиях найма (коммерческого) с заключением договора на максимально возможный срок, предусмотренный действующим законодательством. В этом случае осуществляется оплата по условиям найма (коммерческого) только жилой площади, превышающей 12 квадратных метров на одного человека (абзац 4 пункта 1 статьи 21).
Право на предоставление освободившихся изолированных жилых помещений в коммунальных квартирах во вторую очередь имеют граждане, проживающие в данной коммунальной квартире, при наличии у них жилой площади менее 12 квадратных метров на одного человека (абзац 6 пункта 1 статьи 21). В случае если в результате присоединения освободившегося жилого помещения жилая площадь, занимаемая гражданами, превышает 12 квадратных метров на одного человека, предоставление осуществляется на условиях найма (коммерческого) с заключением договора на максимально возможный срок, предусмотренный действующим законодательством. В этом случае осуществляется оплата по условиям найма (коммерческого) только жилой площади, приходящейся на одного человека (абзац 8 пункта 1 статьи 21).
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в соответствии с абзацем десятым пункта 1 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2001 N 572-73 право на предоставление освободившихся изолированных жилых помещений в коммунальных квартирах имеют в третью очередь граждане, проживающие в данной коммунальной квартире, при наличии у них жилой площади более 12 квадратных метров на одного человека, но менее 24 квадратных метров. В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 21 право на предоставление освободившихся изолированных жилых помещений в коммунальных квартирах в третью очередь имеют граждане, проживающие в данной коммунальной квартире, при наличии у них жилой площади более 12 квадратных метров на одного человека, но не менее 24 квадратных метров. При этом предоставление освободившихся жилых помещений осуществляется по договору найма (коммерческого) при условии, что в результате присоединения освободившегося жилого помещения жилая площадь, занимаемая гражданами, не будет превышать 24 квадратных метров на одного человека. В тех случаях, если в результате присоединения освободившегося жилого помещения жилая площадь, занимаемая гражданами, превышает 24 квадратных метра на одного человека, предоставление освободившегося

РЕШЕНИЕ районного собрания муниципального образования Ломоносовский район Ленинградской области от 28.09.2005 n 24 ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА НА ТЕРРИТОРИИ ЛОМОНОСОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА  »
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также