"Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия. ГОСТ 5727-88" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 23.12.1988 n 4557) (ред. от 01.09.2001)

Утвержден
и введен в действие
Постановлением Государственного
комитета СССР по стандартам
от 23 декабря 1988 г. N 4557
Дата введения -
1 января 1990 года
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СТЕКЛО БЕЗОПАСНОЕ ДЛЯ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
SAFETY GLASS FOR GROUND VEHICLES.
GENERAL SPECIFICATIONS
ГОСТ 5727-88
(с Изменениями
N 1, утв. в ноябре 1991 г. (ИУС 2-92),
N 2, утв. в октябре 1998 г. (ИУС 1-99),
N 3, утв. в августе 2001 г. (ИУС 11-2001))
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. Разработан и внесен Министерством промышленности строительных материалов СССР.
2. Утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23.12.88 N 4557.
3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 744-77, СТ СЭВ 745-77, СТ СЭВ 746-77, Правилам N 43 ЕЭК ООН.
4. Взамен ГОСТ 5727-83.
5. Ссылочные нормативно-технические документы
------------------------------T----------------------------------¬
¦ Обозначение НД, на который ¦ Номер пункта ¦
¦ дана ссылка ¦ ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦ГОСТ 427-75 ¦4.2, 4.3, 4.5, 4.6, 4.10.1, 4.12.2¦
¦ГОСТ 1908-88 ¦2.4.1 ¦
¦ГОСТ 2991-85 ¦2.4.3 ¦
¦ГОСТ 3282-74 ¦2.4.3, 5.2 ¦
¦ГОСТ 3560-73 ¦2.4.3, 5.2 ¦
¦ГОСТ 4295-80 ¦2.4.3 ¦
¦ГОСТ 5244-79 ¦2.4.3 ¦
¦ГОСТ 7338-90 ¦4.9.1 ¦
¦ГОСТ 7502-98 ¦4.2, 4.6 ¦
¦ГОСТ 8273-75 ¦2.4.1 ¦
¦ГОСТ 9078-84 ¦5.2 ¦
¦ГОСТ 13521-68 ¦1.1 ¦
¦ГОСТ 14192-96 ¦2.3.3 ¦
¦ГОСТ 15102-75 ¦2.4.3 ¦
¦ГОСТ 15150-69 ¦Вводная часть, 5.3 ¦
¦ГОСТ 15846-2002 ¦2.4.4 ¦
¦ГОСТ 16711-84 ¦2.4.1 ¦
¦ГОСТ 20435-75 ¦2.4.3 ¦
¦ГОСТ 20477-86 ¦2.4.1 ¦
¦ГОСТ 21650-76 ¦5.2 ¦
¦ГОСТ 22225-76 ¦2.4.3 ¦
¦ГОСТ 24597-81 ¦5.2 ¦
¦ГОСТ 26663-85 ¦5.2 ¦
¦ГОСТ 27902-88 ¦4.7, 4.11.1, 4.13.1 ¦
¦ГОСТ 27903-88 ¦4.8.1, 4.9.1, 4.10.1 ¦
¦ГОСТ 27904-88 ¦4.11.2, 4.11.3 ¦
L-----------------------------+-----------------------------------
6. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 19.11.91 N 1762.
7. Издание (сентябрь 2001 г.) с Изменениями N 1, 2 <*>, 3 <*>, утвержденными в ноябре 1991 г., октябре 1998 г., августе 2001 г. (ИУС 2-92, 1-99, 11-2001), с поправкой (ИУС 3-2002).
--------------------------------
<*> Изменения N 2, 3 действуют на территории Российской Федерации.
Настоящий стандарт распространяется на безопасные многослойные и закаленные стекла (далее - изделия) для средств наземного транспорта (кроме мотоциклов и автосаней), тракторов, сельскохозяйственных и грузоподъемных машин, эксплуатируемых во всех макроклиматических районах на суше по ГОСТ 15150.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
Требования, действующие на территории Российской Федерации, выделены слева вертикальной чертой.
¦ Требования по безопасности, изложенные в п. п. 2.2.1; 2.2.3 -
¦2.2.6; 2.2.7.3 - 2.2.7.10; 2.2.8.1; 2.2.8.2 и разд. 3 настоящего
¦стандарта, являются обязательными для группы однородной продукции
¦"стекло безопасное для наземного транспорта" и подлежат включению
¦во все виды документации, по которой она изготавливается.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3)
1. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ
1.1. Размеры, предельные отклонения размеров должны соответствовать требованиям чертежей на конкретные изделия и не превышать значений, указанных в табл. 1 и п. п. 1.2, 1.3.
Размеры и предельные отклонения изделий для остекления пассажирских вагонов электропоездов и дизель-поездов должны соответствовать требованиям ГОСТ 13521.
Требования к содержанию чертежей приведены в Приложении 1.
1.2. Предельные отклонения размеров плоских изделий высшего сорта не должны быть более +/- 2,0 мм.
1.3. Предельные отклонения толщины не должны превышать, мм:
для многослойных изделий +/- 0,4;
для закаленных изделий +/- 0,3.
Таблица 1
------------------------T------------------------T---------------¬
¦ Тип изделия ¦Площадь, кв. м, не более¦ Толщина, мм ¦
+-----------------------+------------------------+---------------+
¦Многослойное плоское ¦2 ¦4 - 7,5 ¦
¦Многослойное гнутое ¦2,5 ¦5 - 7,5 ¦
¦Закаленное плоское ¦2,3 ¦3 - 6 ¦
¦Закаленное гнутое ¦1,5 ¦3 - 6 ¦
L-----------------------+------------------------+----------------
Для закаленных изделий высшего сорта отклонение по толщине не должно превышать +/- 0,2 мм.
1.4. Структура условного обозначения безопасного стекла:
Х Х Х Х Х ТУ
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Тип изделия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
(Т - многослойное, З - закаленное)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
----------------------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Вид исходного стекла (без обозначения - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
бесцветное, ТП - теплопоглощающее) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
----------------------------------------- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
Толщина стекла ¦ ¦ ¦ ¦
----------------------------------------------- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
Толщина пленки ¦ ¦ ¦
----------------------------------------------------- ¦ ¦
¦ ¦
Сорт изделия ¦ ¦
----------------------------------------------------------- ¦
¦
Обозначение технических условий на конкретные изделия ¦
-----------------------------------------------------------------
Пример условного обозначения должен быть указан в технических условиях на конкретные изделия.
(1.3, 1.4. Измененная редакция, Изм. N 1)
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Изделия следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на конкретные изделия, по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в Приложении 2.
2.2. Характеристики
2.2.1. Ветровые стекла наземного транспорта, техническое задание на который утверждено после 01.07.77, следует изготовлять из многослойного стекла на пленке толщиной 0,76 мм.
Допускается изготовлять ветровые стекла для тихоходного транспорта, развивающего скорость до 30 км/ч, из закаленного стекла.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
2.2.2. Отклонение от плоскостности плоских изделий и отклонение гнутых изделий от заданной формы должны быть указаны в технических условиях или чертежах на конкретные изделия.
2.2.3. Открытые и скользящие торцы изделий должны быть шлифованными, закрытые неподвижные - притупленными.
По согласованию потребителя с изготовителем допускается другой вид обработки торцов.
На открытых торцах сколы не допускаются. Размеры и количество допускаемых сколов на скользящих и неподвижных закрытых торцах должны соответствовать требованиям технических условий на конкретные изделия.
2.2.4. Светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75%, прочих стекол - не менее 70%.
Светопропускание затеняющих полос в области выше зоны В для легковых машин и зоны 1 для прочих транспортных средств не нормируется. Определение зон ветровых стекол указано в Приложении 3.
Ветровые теплопоглощающие стекла не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов.
¦ 2.2.4. Светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для
¦водителя, должно быть не менее:
¦ 75% - для ветровых стекол;
¦ 70% - для стекол, не являющихся ветровыми, входящих в
¦нормативное поле обзора П, определяющее переднюю обзорность (см.
¦черт. 1а - не приводится).
¦ Светопропускание прочих неветровых стекол не нормируется.
¦ Стекла со светопропусканием менее 70% дополнительно
¦маркируются знаком V.
¦ Ветровые стекла, окрашенные в массе и тонированные, не должны
¦искажать правильное восприятие белого, желтого, красного,
¦зеленого и голубого цветов.
¦ Светопропускание затеняющих полос в области выше зоны В для
¦легковых машин и зоны 1 для прочих транспортных средств не
¦нормируется. Определение зон ветровых стекол указано в Приложении
¦3.
(Измененная редакция, Изм. N 3, Поправка)
2.2.5. Оптические искажения ветровых стекол (изменение диаметра спроецированных на экран кружков) не должны превышать +/- 2,5 мм (2') в зонах А и 1 и +/- 7 мм (6') - в зоне В.
Для всех частей зон А и 1, расположенных на расстоянии менее 100 мм от края ветрового стекла, допускается оптическое искажение +/- 7 мм (6').
2.2.6. Смещение вторичного изображения ветровых стекол должно быть в пределах круга диаметром не более 79 мм (15') в зонах А и 1 и 123 мм (25') - в зоне В.
Для всех частей зон А и 1, расположенных на расстоянии менее 100 мм от края ветрового стекла, допускается смещение вторичного изображения 123 мм (25').
Оптические искажения и смещение вторичного изображения не нормируются в периферийной зоне на расстоянии 25 мм от края для ветровых стекол наземного транспорта и 100 мм - для ветровых стекол тракторов и сельскохозяйственных машин. Для ветровых стекол, состоящих из двух половин, оптические показатели не нормируются в полосе шириной 35 мм, прилегающей к разделяющей стойке.
2.2.7. Требования к изделиям из многослойного стекла
2.2.7.1. Исключен, Изм. N 1.
2.2.7.2. Допускаемые смещения листов стекла относительно друг друга и выход склеивающей пленки должны быть указаны в технических условиях на конкретные изделия.
2.2.7.3. Ветровые стекла должны выдерживать удар шаром массой (227 +/- 2) г при температуре плюс (40 +/-2) °C и минус (20 +/- 2) °C.
Высота падения шара и масса осколков, отделившихся со стороны, противоположной удару, должны соответствовать табл. 2.
Таблица 2
-----------------------T--------------------------T---------------¬
¦ Толщина стекла, мм ¦Высота падения, м, +0,025,¦Масса осколков,¦
¦ ¦ -0 ¦ г, не более ¦
¦ ¦ при температуре ¦ ¦
¦ +-------------T------------+ ¦
¦ ¦ -20 °C ¦ +40 °C ¦ ¦
+----------------------+-------------+------------+---------------+
¦ До 4,5 включ.¦8,5 ¦9,0 ¦12 ¦
¦Св. 4,5 -"- 5,5 -"- ¦9,0 ¦10 ¦15 ¦
¦-"- 5,5 -"- 6,5 -"- ¦9,5 ¦11 ¦20 ¦
¦-"- 6,5 ¦10 ¦12 ¦25 ¦
L----------------------+-------------+------------+----------------
Из десяти испытуемых при каждой температуре образцов не менее восьми не должны разбиваться на отдельные части и не менее чем на восьми шар не должен проходить через образец.
(Измененная редакция, Изм. N 2)
2.2.7.4. Ветровые стекла должны быть стойкими к пробиванию
шаром массой (2260 +/- 20) г, диаметром около 82 мм с высоты
+0,025
4 м. Шар не должен проходить сквозь стекло в течение 5 с
-0
после удара.
2.2.7.5. Ветровые стекла должны выдерживать удар манекеном,
+0
падающим с высоты 1,5 м. При ударе должны образовываться
-0,005
многочисленные радиальные и круговые трещины. Расстояние от точки
удара до ближайшей круговой трещины должно быть не более 80 мм.
Осколки стекла не должны отделяться от склеивающей пленки. В круге
диаметром 60 мм с центром в точке удара допускается отделение с
обеих сторон трещин одного или нескольких осколков шириной не
более 4 мм.
На стороне удара промежуточный слой не должен обнажаться на участке площадью более 20 кв. см. Допускается появление разрыва на промежуточном слое длиной 35 мм.
2.2.7.6. Изделия, кроме ветровых, должны выдерживать удар шаром массой (227 +/- 2) г. Шар не должен проходить через образец. Высота падения и масса осколков, отделившихся со стороны, противоположной удару, должны соответствовать табл. 3. Изделия площадью до 0,1 кв. м включительно и шириной менее 300 мм не испытываются.
(Измененная редакция, Изм. N 2)
Таблица 3
-----------------------T-----------------------T------------------¬
¦ Толщина стекла, мм ¦Высота падения шара, м,¦Масса осколков, г,¦
¦ ¦ +0,025 ¦ не более ¦
¦ ¦ 0 ¦ ¦
+----------------------+-----------------------+------------------+
¦ До 5,5 включ.¦5,0 ¦15 ¦
¦Св. 5,5 -"- 6,5
Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 14.08.1990 n 325/15-27 (ред. от 14.11.2000) "О внесении дополнений и изменений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуски 6 и 36, утвержденные Постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16 января 1986 г. n 13/2-36 и от 7 июня 1984 г. n 171/10-109"  »
Читайте также