Расширенный поиск

Закон СССР от 03.04.1990 № 1407-I

                                     Признан не действующим и не
                                      подлежащим применению на
                                 территории Российской Федерации -
                                 Федеральный конституционный закон
                                      от 30.05.2001 г. N 3-ФКЗ



                           ПРЕЗИДЕНТ СССР

                             З А К О Н
            СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК


                   от 3 апреля 1990 г. N 1407-I
                          МОСКВА, КРЕМЛЬ

             О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Чрезвычайное  положение  является  временной  мерой,
объявляемой в соответствии с Конституцией СССР и настоящим  Законом
в  интересах  обеспечения  безопасности  граждан СССР при стихийных
бедствиях,  крупных авариях или катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях,
а также при массовых беспорядках.
     Целью объявления чрезвычайного  положения  является  скорейшая
нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка.
     Статья 2. Чрезвычайное   положение  на   территории   союзной,
автономной республики или в отдельных местностях, входящих в состав
одной республики,  объявляется  Верховным  Советом  соответствующей
союзной,  автономной  республики  с уведомлением об этом Верховного
Совета  СССР,  Президента   СССР,   а   также   Верховного   Совета
соответствующей союзной республики.
     В интересах обеспечения безопасности  граждан  СССР  Президент
СССР   предупреждает   об   объявлении  чрезвычайного  положения  в
отдельных местностях,  а при необходимости и вводит его по  просьбе
или  с  согласия  Президиума  Верховного  Совета или высшего органа
государственной  власти  соответствующей  союзной  республики.  При
отсутствии   такого   согласия   вводит  чрезвычайное  положение  с
незамедлительным  внесением  принятого   решения   на   утверждение
Верховного  Совета  СССР.  Постановление  Верховного Совета СССР по
данному вопросу принимается большинством не менее  двух  третей  от
общего числа его членов.
     Верховный Совет СССР вводит  чрезвычайное  положение  по  всей
стране.
     Статья 3. При  введении  чрезвычайного  положения  указываются
мотивы принятия такого решения,  срок и территориальные границы его
действия.
     Верховный Совет СССР, Президент СССР, Верховный Совет союзной,
автономной республики,  объявившие чрезвычайное  положение,  вправе
отменить его до истечения установленного срока.
     Верховный Совет  СССР,  Президент  СССР  или  Верховный  Совет
союзной,   автономной   республики   могут   продлить  чрезвычайное
положение, если не устранены обстоятельства, послужившие основанием
для  его  объявления,  и  если иной порядок продления не установлен
законом.
     Решение о   введении,   продлении   или  отмене  чрезвычайного
положения вступает в силу с момента  его  принятия,  если  иное  не
оговорено особо, и незамедлительно обнародуется.
     Статья 4. В условиях чрезвычайного положения, в зависимости от
конкретных   обстоятельств,   органы   государственной   власти   и
управления могут применять следующие меры:
     1) усиливать   охрану   общественного   порядка   и  объектов,
обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства;
     2) временно   выселять   граждан   из   районов,  опасных  для
проживания,  с обязательным  предоставлением  им  стационарных  или
временных других жилых помещений;
     3) вводить особый режим въезда и выезда граждан;
     4) запрещать  отдельным  гражданам  покидать  на установленный
срок  определенную  местность,  свою  квартиру   (дом);   выдворять
нарушителей  общественного  порядка,  не являющихся жителями данной
местности,  за их счет к месту своего постоянного пребывания или за
пределы местности, где объявлено чрезвычайное положение;
     5) временно изымать у граждан огнестрельное и холодное  оружие
и боеприпасы,  а у предприятий,  учреждений и организаций - также и
учебную  военную  технику,  взрывчатые,  радиоактивные  вещества  и
материалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества;
     6) запрещать проведение собраний,  митингов, уличных шествий и
демонстраций,  а  также  зрелищных,  спортивных  и  других массовых
мероприятий;
     7) вносить  изменения  в  планы  предприятий  и организаций по
производству и  поставкам  продукции,  устанавливать  особый  режим
работы предприятий, учреждений и организаций, а также решать другие
вопросы их хозяйственной деятельности;
     8) назначать   и   освобождать   от   должности  руководителей
предприятий, учреждений и организаций; запрещать увольнения рабочих
и  служащих  по  собственному желанию,  кроме случаев увольнения по
уважительным причинам;
     9) использовать ресурсы предприятий,  учреждений и организаций
для   предотвращения   и   ликвидации   последствий    чрезвычайных
обстоятельств;
     10) запрещать проведение забастовок;
     11) привлекать    трудоспособных   граждан   для   работы   на
предприятиях,  в учреждениях и организациях, а также для ликвидации
последствий  чрезвычайных  обстоятельств,  обеспечивая безопасность
труда;
     12) ограничивать     или     запрещать    торговлю    оружием,
сильнодействующими химическими  и  ядовитыми  веществами,  а  также
спиртными напитками и спиртосодержащими веществами;
     13) вводить   карантин   и   проводить   другие   обязательные
санитарно-противоэпидемические мероприятия;
     14) ограничивать  или  запрещать  использование   множительной
техники,  а  также  радио-  и  телепередающей аппаратуры,  аудио- и
видеозаписывающей  техники;  изымать  звукоусиливающие  технические
средства; устанавливать контроль за средствами массовой информации;
     15) вводить особые правила пользования связью;
     16) ограничивать движение транспортных средств и проводить  их
досмотр;
     17) вводить комендантский час;
     18) приостанавливать    деятельность    политических   партий,
общественных   организаций,   массовых   движений,   самодеятельных
объединений граждан, препятствующих нормализации обстановки;
     19) запрещать создание и деятельность вооруженных формирований
граждан, не предусмотренных законодательством Союза ССР;
     20) проверять документы в местах массового скопления  граждан,
а  в необходимых случаях,  при имеющихся данных о наличии у граждан
оружия,  проводить личный досмотр,  досмотр  вещей  и  транспортных
средств.
     Статья 5. Высшие  органы  государственной  власти и управления
Союза ССР или соответствующей союзной, автономной республики вправе
отменить   любое   решение   нижестоящих   органов,  действующих  в
местностях, где объявлено чрезвычайное положение.
     Для координации   работ   по   предупреждению   и   ликвидации
последствий чрезвычайных обстоятельств  Советом  Министров  СССР  и
Советами  Министров  союзных  и  автономных  республик,  краевыми и
областными  Советами  народных  депутатов  или  их  исполнительными
комитетами могут образовываться специальные временные органы.
     Статья 6. На   период   чрезвычайного  положения  руководители
предприятий,  учреждений и организаций вправе в необходимых случаях
переводить  рабочих  и  служащих  без  их  согласия  на работу,  не
обусловленную трудовым договором.
     Принцип выборности  руководителей  предприятий,  учреждений  и
организаций в указанный период не применяется.
     Статья 7. Гражданам  во время комендантского часа  запрещается
без  специально выданных пропусков и документов,  удостоверяющих их
личность,  находиться на улицах или в иных общественных местах либо
пребывать   вне   своего   жилища  без  документов,  удостоверяющих
личность.
     Лица, допустившие  нарушения порядка,  предусмотренного частью
первой  настоящей  статьи,  задерживаются  милицией  или   военными
патрулями до окончания комендантского часа, а те из них, которые не
имеют при себе документов,  - до установления их  личности,  но  не
более чем на трое суток; задержанные могут быть подвергнуты личному
досмотру, а также могут быть досмотрены находящиеся при них вещи.
     Статья 8. Нарушение требований, установленных в соответствии с
пунктами  3,  4,  6,  10,  12-16  статьи  4,  а  также  требований,
предусмотренных частью первой статьи 7  настоящего  Закона,  влечет
административное  взыскание в виде штрафа в размере до одной тысячи
рублей либо ареста на срок до пятнадцати суток,  если эти нарушения
не  влекут  за  собой  уголовной  ответственности  в соответствии с
действующим законодательством.
     Статья 9. Распространение   провокационных  слухов,  действия,
провоцирующие  нарушение  правопорядка или разжигающие национальную
рознь,  активное  воспрепятствование  осуществлению  гражданами   и
должностными  лицами  их  законных  прав  и  обязанностей,  а равно
злостное  неповиновение  законному  распоряжению   или   требованию
сотрудника   органов  внутренних  дел,  военнослужащего,  народного
дружинника или иных  лиц,  выполняющих  служебные  обязанности  или
общественный  долг  по  охране  общественного порядка,  либо другие
подобные действия,  нарушающие общественный порядок  и  спокойствие
граждан,   либо   нарушение   правил   административного   надзора,
совершенные в местностях,  где объявлено чрезвычайное положение,  -
влекут  наложение  штрафа  в  размере  до  одной  тысячи рублей или
административный арест на срок до тридцати суток.
     Протоколы по  делам  об указанных правонарушениях составляются
уполномоченными  на  то  работниками  органов  внутренних  дел  или
комендатуры отдельной местности.
     Дела о нарушениях,  предусмотренных Статьями 8 и 9  настоящего
Закона,  рассматриваются  в  течение трех суток единолично народным
судьей,  либо  начальником   органа   внутренних   дел,   или   его
заместителями, либо комендантом отдельной местности.
     Статья 10. Руководство   запрещенной  забастовкой  в  условиях
чрезвычайного   положения,   а   равно   воспрепятствование  работе
предприятия,    учреждения,    организации     влекут     уголовную
ответственность  и  наказываются штрафом до десяти тысяч рублей или
исправительными работами на срок до двух лет,  или лишением свободы
на срок до трех лет.
     Статья 11. В  исключительных  случаях  по  решению  Верховного
Совета   СССР   или  Президента  СССР  для  ликвидации  последствий
чрезвычайных  обстоятельств,   охраны   общественного   порядка   и
обеспечения  безопасности  граждан  наряду  с  внутренними войсками
Министерства внутренних дел СССР могут привлекаться воинские  части
Вооруженных  Сил СССР и Комитета государственной безопасности СССР.
Эти  части  действуют  в  соответствии  с  воинскими   уставами   и
законодательством  Союза  ССР  об  обязанностях и правах внутренних
войск Министерства внутренних дел СССР.
     (См. также. - Закон Верховного Совета СССР от 12 мая 1991 года
N 2146-I).
     Статья 12. Для   координации  действий и руководства воинскими
частями,  привлекаемыми  для  ликвидации  последствий  чрезвычайных
обстоятельств,  а  также  для организации взаимодействия с органами
внутренних  дел  и  государственной   безопасности   по   поручению
Верховного Совета СССР или Президента СССР Министром внутренних дел
СССР,    Министром    обороны    СССР,    Председателем    Комитета
государственной  безопасности  СССР  может  создаваться  совместный
оперативный штаб и назначаться комендант соответствующей  местности
(района).
     Комендант издает приказы, регламентирующие вопросы поддержания
режима чрезвычайного положения в рамках настоящего Закона.
     Статья 13. При  объявлении чрезвычайного  положения  Министром
обороны  СССР в соответствии с решением Совета Министров СССР могут
призываться на срок до двух месяцев военнообязанные -  специалисты,
необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий,  крупных
аварий или катастроф, эпидемий, эпизоотий.
     Статья 14. Верховному   Суду   СССР  предоставляется  право  в
условиях чрезвычайного  положения  изменять  установленную  законом
территориальную подсудность гражданских и уголовных дел.
     Статья 15. Гражданам,     пострадавшим     при    чрезвычайных
обстоятельствах   либо   в   связи  с  производством  работ  по  их
предотвращению или  ликвидации,  соответствующими  государственными
органами,   а   также  предприятиями,  учреждениями,  организациями
предоставляется   жилое    помещение,    возмещается    причиненный
материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и иная
необходимая помощь.
     Условия и  порядок предоставления жилища,  возмещения ущерба и
оказания иной необходимой  помощи  определяются  Советом  Министров
СССР и Советами Министров союзных республик.
     Статья 16. В   случаях,  когда  в  местностях,  где  объявлено
чрезвычайное положение,  органы государственной власти и управления
не обеспечивают надлежащего осуществления своих функций,  Президент
СССР может вводить временное президентское правление при соблюдении
суверенитета и территориальной целостности союзной республики.
     При этом  полномочия  соответствующих  органов государственной
власти и управления приостанавливаются,  а осуществление их функций
возлагается  на  создаваемый Президентом СССР орган или назначаемое
им должностное лицо, которые вправе:
     применять меры, предусмотренные статьей 4 настоящего Закона;
     приостанавливать полномочия местных Советов народных депутатов
и временно исполнять их функции;
     входить с   предложениями   по   вопросам    государственного,
хозяйственного   и  социально-культурного  строительства  в  высшие
органы   государственной   власти   и   управления    Союза    ССР,
соответствующей союзной, автономной республики;
     подчинять любые  расположенные  в  соответствующей   местности
предприятия,  учреждения  и  организации  в  порядке,  определяемом
Советом Министров СССР.
     Статья 17. Об    объявлении    чрезвычайного   положения,  его
продлении и отмене Министерство  иностранных  дел  СССР  немедленно
уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также