Решение арбитражного суда свердловской области от 25.11.2010 по делу n а60-31357/2010-с1 требование о признании недействительным договора об управлении муниципальным жилищным фондом, применении последствий недействительности сделки удовлетворено, поскольку спорный договор заключен без проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, собственниками помещений самостоятельно вопрос управления жилым домом не решен, доказательств, подтверждающих выполнение требований закона при заключении указанного договора, не представлено.суд первой инстанции арбитражный суд свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 ноября 2010 г. по делу N А60-31357/2010-С1
Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2010 года
Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Н. Черемных, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Веретенниковой С.Н., рассмотрел в судебном заседании дело N А60-31357/2010-С1 по иску
Заместителя прокурора Свердловской области
к Комитету по управлению имуществом Шалинского городского округа,
обществу с ограниченной ответственностью "Платоновское жилищно-коммунальное хозяйство"
о признании сделки недействительной (ничтожной), применении последствий ее недействительности
при участии в судебном заседании:
от прокурора: Васильева М.А., представитель по доверенности N 8-18-10 от 19.10.2010 г.,
от ответчиков: не явились, извещены надлежащим образом.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в арбитражный суд с иском к Комитету по управлению имуществом Шалинского городского округа и обществу с ограниченной ответственностью "Платоновское жилищно-коммунальное хозяйство" о признании недействительным (ничтожным) заключенного между ними договора об управлении муниципальным жилищным фондом N 1 от 11.04.2008 г., а также о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Представитель прокурора в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме. Приобщил в материалы дела платежные поручения о перечислении бюджетных средств обществу "Платоновское жилищно-коммунальное хозяйство" в рамках оспариваемого договора N 1075 от 05.11.2009 г., N 1076 от 05.11.2009 г., N 1077 от 05.11.2009 г., N 970 от 08.10.2009 г., N 851 от 14.09.2009 г., 3 853 от 14.09.2009 г., N 854 от 14.09.2009 г., N 852 от 14.09.2009 г.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, что подтверждается уведомлениями органов связи, в суд не явились. Через канцелярию суда от ответчиков поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. В ранее представленном суду отзыве на иск, ответчик - Комитет по управлению имуществом Шалинского городского округа указал, что полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах на основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие представителей ответчиков по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Предметом заявленного иска является требование Заместителя прокурора Свердловской области о признании недействительным (ничтожным) заключенного между ответчиками договора об управлении муниципальным жилищным фондом N 1 от 11.04.2008 г.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" N 2202-I от 17.01.1992 г. прокурор вправе участвовать в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
Право прокурора на обращение в арбитражный суд с подобного рода исковыми заявлениями закреплено в п. 1 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11 апреля 2008 г. между Комитетом по управлению имуществом Шалинского городского округа и ООО "Платоновское жилищно-коммунальное хозяйство" заключен договор об управлении муниципальным жилищным фондом N 1.
В соответствии с п. 1.1 договора N 1 от 11.04.2008 г. Комитет по управлению имуществом Шалинского городского округа поручает, а ООО "Платоновское жилищно-коммунальное хозяйство" обязуется от своего имени и за счет Комитета совершать юридически значимые действия по управлению жилыми домами, входящими в состав муниципального жилищного фонда Шалинского городского округа, зданиями и сооружениями нежилого назначения (Объект), обеспечивающие: учет Объекта; оказание нанимателям находящихся в муниципальной собственности жилых помещений и собственникам жилых помещений в Объекте услуг по содержанию общего имущества жилых домов, техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилых домов, текущему ремонту общего имущества жилых домов; оказание коммунальных услуг нанимателям и собственникам жилых помещений в Объекте; оказание услуг по содержанию и ремонту, предоставление коммунальных услуг в нежилых помещениях (зданиях, сооружениях), жилых помещениях, не являющихся общим имуществом жилых домов, но включенных в состав Объекта и являющихся муниципальной собственностью, пользователям данных помещений; капитальный ремонт Объекта.
Жилым домом, входящим в состав муниципального жилищного фонда, в настоящем договоре признается жилой дом, все имущество которого находится в муниципальной собственности, либо многоквартирный жилой дом (кондоминиум), часть имущества которого находится в муниципальной собственности, а другая часть имущества которого находится в собственности физических и юридических лиц, которые не приняли в установленном действующем законодательством порядке решения о способе управления кондоминиумом.
Перечень домов, переданных ООО "Платоновское жилищно-коммунальное хозяйство" для управления и обслуживания указан в Приложение N 1 к данному договору.
В п. 3.1 договора N 1 от 11.04.2008 г. указано, что источниками покрытия расходов общества, производимых во исполнение договора, в размерах ежегодно определяемых финансовым планом содержания, ремонта и предоставления услуг в Объекте являются: плата нанимателей и собственников жилых помещений в Объекте за жилье и коммунальные услуги; плата пользователей нежилых помещений в Объекте по договорам содержания и технического обслуживания нежилых помещений в Объекте и договорам участия в содержании дома; средства бюджета Шалинского городского округа, предназначенные для финансирования расходов по содержанию и ремонту, оказанию коммунальных услуг и выполнению других услуг (работ) в Объекте, передаваемые обществу в порядке, установленном правилами казначейского исполнения местного бюджета.
На момент рассмотрения спора в суде оспариваемый договор сторонами не расторгнут и продолжает исполняться, что следует из справки Комитета по управлению имуществом Шалинского городского округа N 272 от 06.07.2010 г.
Из искового заявления следует, что договор N 1 от 11.04.2008 г. не соответствует требованиям закона и является недействительным (ничтожным) в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Согласно ст. 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 44, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение о выборе способа управления многоквартирным домом и заключение договора управления жилым домом с управляющей организацией может быть принято только общим собранием собственников помещений в таком доме.
Из содержания ч. ч. 2, 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Договор управления многоквартирным домом может быть заключен только на основании решения общего собрания собственников помещений в таком доме и на определенных им условиях (ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса РФ проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно ст. 163 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.
Порядок организации и правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 г. N 75 (далее - Правила).
Абзацем 1 п. 39 Правил предусмотрено, что в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Таким образом, открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом не проводится при условии, что в течение года до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме не только приняли, но и реализовали свое решение о выборе способа управления домом. При этом реализация решения о выборе способа управления многоквартирным домом подразумевает также и заключение договоров управления многоквартирным домом.
Следовательно, в случаях, когда в течение установленного срока жители дома самостоятельно не решили вопрос управления своим домом, орган местного самоуправления, выполняя исключительно организационные функции должен провести конкурс по отбору управляющей организации.
В данном случае оспариваемый договор об управлении муниципальным жилищным фондом N 1 от 11.04.2008 г. и передаче в управление ООО "Платоновское жилищно-коммунальное хозяйство" жилищного фонда Шалинского городского округа был заключен сторонами без проведения открытого конкурса, т.е. в нарушение вышеназванных положений ст. 161, 163 Жилищного кодекса РФ и ст. 18 Федерального закона от 24.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Тем самым орган местного самоуправления фактически устранил конкуренцию между организациями, осуществляющими деятельность по управлению жилищным фондом, поскольку последние лишены возможности участвовать в открытых конкурсах по отбору управляющих организации для управлений многоквартирными домами.
Доказательств, подтверждающих выполнение требований закона при заключении оспариваемого по иску договора, по делу ответчиками не представлено.
Помимо этого, в соответствии с ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. К вопросам местного значения городского округа относятся в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (подп. 4 п. 1 ст. 16 Закона).
Из указанных норм, с учетом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 24, следует, что размещение заказа на оказание комплекса коммунальных услуг населению в сфере энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод должно осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.
В силу ч. 2, 5 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом аукцион проводится лишь в отношении товаров (работ, услуг), поименованных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне. Нарушение предусмотренных Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания арбитражным судом недействительным размещения заказа.
Договор об управлении муниципальным жилищным фондом N 1 от 11.04.2008 г. фактически представляет собой размещение муниципального заказа. При этом, доказательств заключения данного договора в порядке, предусмотренном ч. 2, 5 ст.
Решение арбитражного суда свердловской области от 25.11.2010 по делу n а60-31316/2010-с5 требование о признании недействительным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении преимущественного права на приватизацию арендуемого нежилого помещения, обязании устранить допущенные нарушения удовлетворено, так как спорное помещение является встроенным, не относится к высвобождаемым и отдельно стоящим зданиям, включение его в перечень имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, необоснованно.суд первой инстанции арбитражный суд свердловской области  »
Читайте также