Постановление фас северо-западного округа от 09.08.2004 n а05-10047/03-19 суд сделал правомерный вывод о том, что проживание физического лица - покупателя в приобретенной им по договору купли-продажи квартире в период рассрочки платежа нельзя расценивать как безвозмездное пользование, следовательно, в данном случае объекта обложения ндс у общества-продавца не возникает.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2004 года Дело N А05-10047/03-19

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску Орловой Т.В. (доверенность от 05.01.04 N 01/Л.07-07/15), от общества с ограниченной ответственностью "ТОП "Табак и К" Ледяева Д.Г. (доверенность от 08.08.03), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.03.04 по делу N А05-10047/03-19 (судья Полуянова Н.М.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-оптовое предприятие "Табак и К" (далее - Общество, ООО "ТОП "Табак и К") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) от 30.06.03 N 01/1-22-19/2689.
Решением суда от 26.03.04 заявленные требования удовлетворены: решение налоговой инспекции признано недействительным в части доначисления 35701 рубля налога на прибыль, 20387 рублей 24 копеек пеней и 89253 рублей штрафа; 65092 рублей 49 копеек налога на добавленную стоимость, 43276 рублей 77 копеек пеней и 46517 рублей 80 копеек штрафа; 3684 рублей налога на пользователей автомобильных дорог, 3495 рублей 91 копейки пеней и 9210 рублей 50 копеек штрафа; 1980 рублей налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, 1207 рублей 76 копеек пеней и 4950 рублей штрафа; 3896 рублей налога на имущество, 2376 рублей пеней и 9739 рублей 50 копеек штрафа.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда по эпизодам невключения в налоговую базу выручки, себестоимости и коммерческих расходов от оптовой продажи товаров, реализованных ОАО "Архангельский комбинат хлебопродуктов", ОАО "Премьер" и ЧП Никитинской в сентябре 2000 года; корректировки выручки и себестоимости за товар, который был отгружен в 1999 году, а оплата поступила в 2000 году.
В дополнениях к кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда также по эпизодам начисления 7800 рублей налога на добавленную стоимость за 2000 год и начисления 3896 рублей налога на имущество, 2376 рублей пени и 9739 рублей 50 копеек штрафа.
В отзыве на кассационную жалобу и отзыве на дополнения к кассационной жалобе Общество просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку в данном случае иного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, то суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу только в пределах приведенных в ней доводов.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2000 по 01.01.02, о чем составлен акт от 30.05.03. По результатам проверки вынесено решение от 30.06.03 N 01/1-22-19/2689 о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 2 статьи 120, пунктом 1 статьи 122, статьей 123, пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налогов и пеней.
В ходе проверки налоговая инспекция установила факт невключения Обществом в налоговую базу выручки, себестоимости и коммерческих расходов от оптовой продажи товаров, реализованных ОАО "Архангельский комбинат хлебопродуктов", ОАО "Премьер" и ЧП Никитинской в сентябре 2000 года.
В связи с этим налоговая инспекция доначислила Обществу налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с соответствующими пенями и штрафными санкциями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что товар по представленным налоговой инспекцией накладным фактически отгружен не ООО "ТОП "Табак и К", а обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Табак и К" (далее - ООО "ТД "Табак и К"). Денежные средства, ошибочно перечисленные в адрес ООО "ТОП "Табак и К", были перечислены Обществом в адрес ООО "ТД "Табак и К".
Однако в нарушение подпункта 2 пункта 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения не указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Имеющиеся в материалах дела доказательства по этому эпизоду носят противоречивый характер. Так, в акте встречной проверки общества с ограниченной ответственностью "Архангельский комбинат хлебопродуктов" от 06.02.03 (лист 103 тома 2) указано, что продукция поступила от ООО "ТОП "Табак и К", а денежные средства перечислены на расчетный счет ООО "ТД "Табак и К", что противоречит выводам суда. Суд не дал оценку указанному доказательству.
Кроме того, в материалах дела отсутствует подтверждение перечисления Обществом денежных средств в адрес ООО "ТД "Табак и К". Учитывая, что представитель налоговой инспекции отрицает факт такого перечисления, данный вывод суда следует признать незаконным.
Таким образом, выводы, содержащиеся в решении суда по этому эпизоду, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены в этой части и направления дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
При новом рассмотрении суду следует надлежащим образом оценить все представленные сторонами доказательства и сделать обоснованный вывод о том, имела ли место в данном случае ошибка покупателей по перечислению денежных средств в адрес Общества либо эти средства должны включаться в выручку Общества.
В ходе проверки установлено, что Общество, в соответствии с учетной политикой определявшее выручку по оплате, не произвело корректировку выручки и себестоимости за товар, который был отгружен в 1999 году, а оплата поступила в 2000 году на сумму 2211650 рублей.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что по спорному товару Общество являлось комиссионером, а следовательно, поступившая в 2000 году выручка являлась выручкой комитентов.
Однако, делая такой вывод, суд не сослался ни на один документ, ничем не обосновал свой вывод.
Суд ограничился только цитатой из решения налоговой инспекции о том, что в 1999 году Общество реализовывало оптом только товар комитентов.
Однако в данном случае рассматривается вопрос определения выручки за 2000 год. Налоговой проверкой 1999 год не охватывался.
Судом не исследованы такие существенные вопросы: когда и как учитывалось Обществом комиссионное вознаграждение, как учитывался товар, переданный на комиссию, как перечислялись вырученные от продажи имущества суммы комитентам.
Без исследования указанных вопросов невозможно сделать вывод о том, действительно ли имел место договор комиссии.
Суд признал недействительным решение налоговой инспекции в части начисления 3896 рублей налога на имущество с соответствующими пенями и штрафом, указав, что налоговая инспекция неправомерно включила в состав имущества остатки товара по состоянию на 01.07.2000, на 01.10.2000 и на 01.01.01, поскольку Общество прекратило деятельность по оптовой реализации имущества с апреля 2000 года, а остатки имущества по состоянию на 01.01.2000 принадлежали не Обществу, а комитенту.
Однако, как указано выше, суд не обосновал свои выводы относительно того, что товар получен Обществом по договорам комиссии.
Таким образом, выводы, содержащиеся в решении суда, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены в этой части и направления дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
При новом рассмотрении суду следует надлежащим образом оценить все представленные сторонами доказательства и сделать обоснованный вывод о том, имело ли место занижение налоговой базы по налогу на прибыль и по налогу на имущество.
В ходе проверки налоговой инспекцией доначислено Обществу 7800 рублей налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2000 по 31.12.2000 в связи с предоставлением Обществом квартиры гражданке Абрамовой О.В.
Судом установлено, что между Обществом и Абрамовой О.В. заключен договор купли-продажи от 19.06.98, согласно которому Абрамова О.В. купила у Общества квартиру стоимостью 150000 рублей. Согласно пунктам 5.0 и 6.0 договора покупателю предоставляется рассрочка по оплате квартиры.
Налоговая инспекция расценила указанный договор как договор безвозмездного пользования имуществом, в связи с чем начислила налог на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
Суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что проживание в приобретенной квартире в период рассрочки платежа по договору купли-продажи нельзя расценивать как безвозмездное пользование, следовательно, в данном случае объекта обложения налогом на добавленную стоимость не возникает.
Таким образом, решение суда первой инстанции в этой части соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.03.04 по делу N А05-10047/03-19 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску от 30.06.03 N 01/1-22-19/2689ДСП по эпизоду корректировки выручки и себестоимости за товар, который был отгружен в 1999 году, а оплата поступила в 2000 году; по эпизоду доначисления налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в результате невключения в налоговую базу выручки от оптовой продажи товаров, реализованных ОАО "Архангельский комбинат хлебопродуктов", ОАО "Премьер" и ЧП Никитинской; а также по эпизоду доначисления 3896 рублей налога на имущество с соответствующими пенями и штрафом.
В этой части дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
КЛИРИКОВА Т.В.
Судьи
МОРОЗОВА Н.А.
ПАСТУХОВА М.В.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также