Постановление фас северо-западного округа от 15.06.2004 n а56-46073/03 довод имнс о том, что в соответствии с договором, заключенным налогоплательщиком с поставщиком, поставка товара осуществляется на склад, однако согласно представленной налогоплательщиком бухгалтерской отчетности у него отсутствуют основные средства, а договор аренды складских помещений не представлен, суд признал несостоятельным, указав, что данные обстоятельства сами по себе не влияют на возникновение у налогоплательщика права на возмещение ндс.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2004 года Дело N
А56-46073/03
Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в составе
председательствующего Корабухиной Л.И.,
судей Кирейковой Г.Г., Пастуховой М.В., при
участии от общества с ограниченной
ответственностью "АНДАН" адвоката Мухина
А.А. (доверенность от 17.12.2003), рассмотрев
09.06.2004 в открытом судебном заседании
кассационную жалобу Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Выборгскому району
Ленинградской области на решение
Арбитражного суда города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области от 16.02.2004 по делу N
А56-46073/03 (судья Бурматова
Г.Е.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с
ограниченной ответственностью "АНДАН"
(далее - общество) обратилось в Арбитражный
суд города Санкт-Петербурга и
Ленинградской области с заявлением о
признании недействительным решения
(заключения) Инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по
Выборгскому району Ленинградской области
(далее - ИМНС, инспекция) от 20.08.2004 N 13-24/21754 о
полном отказе в возмещении из бюджета 2432371
руб. налога на добавленную стоимость (далее
- НДС) за апрель 2003 года и обязании
налогового органа устранить нарушение прав
налогоплательщика по возмещению НДС путем
осуществления зачета названной суммы
налога в счет имеющейся задолженности по
платежам в бюджет (с учетом уточнения
заявленных требований).
Решением суда
от 16.02.2004 заявленные обществом требования
удовлетворены полностью.
В
апелляционной инстанции дело не
рассматривалось.
В кассационной жалобе
инспекция просит отменить решение суда
первой инстанции и принять по делу новый
судебный акт, ссылаясь на нарушение судом
норм материального права. По мнению
подателя жалобы, обществу обоснованно
отказано в возмещении из бюджета 2432371 руб.
НДС за апрель 2003 года, поскольку в ходе
камеральной проверки установлено, что в
соответствии с договором поставки,
заключенным с обществом с ограниченной
ответственностью "Норта" (далее - ООО "Норта")
- основным поставщиком экспортируемого
обществом товара, поставка товара
осуществляется на склад, однако согласно
представленной обществом бухгалтерской
отчетности у него отсутствуют основные
средства, а договор аренды складских
помещений на период проверки
налогоплательщиком не представлен. Кроме
того, ИМНС указывает на то, что ООО "Норта" не
является производителем экспортируемого
обществом товара, а встречные проверки его
поставщиков на предмет выявления
производителя товара провести невозможно
ввиду непредставления ими в налоговые
органы бухгалтерской отчетности и
запрашиваемых для проверки документов.
Также инспекция ссылается на то, что в ходе
проведения проверок многочисленных
участников сделок по перепродаже
экспортируемого обществом товара
налоговыми органами не установлено
местонахождение некоторых из них.
Следовательно, по мнению налогового органа,
в бюджете отсутствует источник возмещения
обществу НДС.
В судебном заседании
представитель общества возражал против
удовлетворения кассационной жалобы
инспекции, считая принятый по делу судебный
акт законным и обоснованным.
ИМНС
надлежащим образом извещена о месте и
времени слушания дела, однако
представители в судебное заседание не
явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в
их отсутствие.
Законность обжалуемого
судебного акта проверена в кассационном
порядке.
Как следует из материалов дела,
общество 20.05.2003 представило в ИМНС
декларацию по налоговой ставке 0% за апрель
2003 года и документы, предусмотренные
статьей 165 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ), которые
подтверждают его право на возмещение из
бюджета 2432371 руб. НДС, уплаченного при
осуществлении экспортных операций.
Инспекция провела камеральную налоговую
проверку данной декларации и документов, по
результатам которой вынесла решение
(заключение) от 20.08.2003 N 13-24/21754 о полном
отказе в возмещении обществу НДС за апрель
2003 года в связи с отсутствием источника
средств для возмещения обществу из бюджета
сумм налога, заявленных в этой
декларации.
Основанием для отказа
обществу в возмещении из бюджета 2432371 руб.
НДС послужил вывод налогового органа о
недобросовестности общества как
налогоплательщика, основанный на том, что в
ходе проведения камеральной проверки не
выявлен производитель экспортируемого
обществом товара, документально не
подтверждена реализация данного товара
производителем, а следовательно,
правильность и своевременность отражения
им хозяйственных операций в учете и
налоговой отчетности, факт уплаты НДС в
бюджет. При этом инспекция указала на то,
что в ходе проведения встречных налоговых
проверок поставщиков ООО "Норта",
являющегося основным поставщиком общества
в проверяемом периоде, установлено, что
некоторые из них находятся в розыске, в
налоговые органы по месту регистрации
бухгалтерскую отчетность не представляют,
запрашиваемые для проверки документы в
установленные сроки не представили. Также
ИМНС сослалась на то, что согласно данным
бухгалтерского отчета у общества
отсутствуют основные средства, то есть
собственных складских помещений и площадок
налогоплательщик не имеет, договор аренды
складских помещений у общества
отсутствует, однако в соответствии с
договором поставки, заключенным с ООО
"Норта", товар поставлялся на склад общества
и согласно отчету за 1 квартал 2003 года на
балансе общества числятся остатки готовой
продукции. Кроме того, налоговый орган
указал на то, что документы, подтверждающие
экспортный оборот, представлены обществом
с нарушением подпункта 1 пункта 1 статьи 165
НК РФ ввиду отсутствия в пакете документов
приложений N 4 и N 5 к контракту от 25.12.2001 N 1.
Общество не согласилось с решением
(заключением) ИМНС от 20.08.2003 N 13-24/21754 и
обратилось в арбитражный суд с настоящим
заявлением.
Кассационная инстанция,
изучив материалы дела, доводы жалобы ИМНС и
возражения на них, заслушав пояснения
представителя общества, считает, что суд
первой инстанции законно и обоснованно
удовлетворил заявленные обществом
требования, в связи с чем не находит
оснований для отмены принятого по делу
судебного акта.
Право
налогоплательщика на возмещение НДС из
бюджета при экспорте товаров (работ, услуг),
а также порядок реализации этого права
установлены статьей 176 НК РФ.
Согласно
пункту 4 данной статьи Кодекса суммы,
предусмотренные статьей 171 НК РФ, в
отношении операций по реализации товаров
(работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1 -
6 пункта 1 статьи 164 кодекса, а также суммы
налога, исчисленные и уплаченные в
соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ,
подлежат возмещению путем зачета (возврата)
на основании отдельной налоговой
декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК
РФ, и документов, предусмотренных статьей 165
названного Кодекса.
Возмещение НДС
производится не позднее трех месяцев,
считая со дня представления
налогоплательщиком названной налоговой
декларации и документов, предусмотренных
статьей 165 НК РФ, которые в силу пункта 1 этой
статьи Кодекса подтверждают его право на
применение налоговой ставки 0% и налоговых
вычетов.
В течение этого срока
налоговый орган в соответствии с пунктом 4
статьи 176 НК РФ должен проверить
обоснованность применения
налогоплательщиком налоговой ставки 0% и
налоговых вычетов, после чего принять
решение о возмещении сумм НДС путем зачета
или возврата соответствующих сумм либо об
отказе (полностью или частично) в
возмещении. При этом согласно пункту 2
статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы
налога, предъявленные налогоплательщику и
уплаченные им при приобретении товаров
(работ, услуг) на территории Российской
Федерации либо уплаченные им при ввозе
товаров на таможенную территорию
Российской Федерации.
Таким образом,
право налогоплательщика на возмещение НДС
в связи с экспортом товаров (работ, услуг)
при представлении в налоговый орган
отдельной налоговой декларации по ставке 0%
обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм
НДС при оплате товаров (работ, услуг) и
фактом реального экспорта этих товаров,
которые подтверждаются документами,
предусмотренными статьей 165 НК РФ.
В
данном случае инспекция не оспаривает
факты экспорта товаров и уплаты обществом
НДС поставщикам материальных ресурсов.
Довод жалобы инспекции о том, что в
соответствии с договором поставки,
заключенным ООО "Норта", поставка товара
осуществляется на склад, однако согласно
представленной обществом бухгалтерской
отчетности у него отсутствуют основные
средства, а договор аренды складских
помещений в ИМНС не представлен, следует
признать несостоятельным, поскольку данные
обстоятельства сами по себе не влияют на
возникновение у налогоплательщика права на
возмещение НДС при реализации товаров на
экспорт, так как не предусмотрены
действующим налоговым законодательством
Российской Федерации в качестве оснований
для отказа налогоплательщику в возмещении
НДС.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ
налоговые вычеты, предусмотренные статьей
171 настоящего Кодекса, производятся на
основании счетов-фактур, выставленных
продавцами при приобретении
налогоплательщиком товаров (работ, услуг),
документов, подтверждающих фактическую
уплату сумм налога, документов,
подтверждающих уплату сумм налога,
удержанного налоговыми агентами, либо на
основании иных документов в случаях,
предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171
настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат,
если иное не установлено настоящей статьей,
только суммы налога, предъявленные
налогоплательщику и уплаченные им при
приобретении товаров (работ, услуг), либо
фактически уплаченные ими при ввозе
товаров на таможенную территорию
Российской Федерации, после принятия на
учет указанных товаров (работ, услуг) с
учетом особенностей, предусмотренных
настоящей статьей и при наличии
соответствующих первичных документов.
Пунктом 3 статьи 172 НК установлены
особенности применения вычетов сумм
налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в
отношении операций по реализации товаров
(работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164
НК РФ, которые производятся только при
представлении в налоговые органы
соответствующих документов, перечень
которых приведен в статье 165 НК РФ, и на
основании отдельной налоговой декларации,
указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ.
Таким образом, в силу названных норм права
налогоплательщик должен представить в
налоговый орган в подтверждение своего
права на применение налоговых вычетов при
осуществлении экспортных операций
счета-фактуры, выставленные продавцами при
приобретении им товаров (работ, услуг),
документы, подтверждающие фактическую
уплату сумм налога, а также документы,
предусмотренные статьей 165 НК РФ.
При
этом положениями статьи 172 НК РФ, которые
регулируют особенности применения
экспортерами налоговых вычетов, не
предусмотрена обязанность
налогоплательщика представлять в
налоговый орган иные документы, в том числе
документы, подтверждающие факт наличия у
налогоплательщика складских помещений и
факт хранения в них экспортируемого
товара.
Кроме того, как видно из
материалов дела, ИМНС не обращалась в
арбитражный суд с заявлением в порядке
статьи 161 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации о
фальсификации обществом доказательств,
связанных с приобретением товаров,
реализуемых впоследствии на экспорт.
В
данном случае суд первой инстанции
установил и материалами дела
подтверждается, что общество представило
полный пакет документов, предусмотренных
статьей 165 НК РФ, в подтверждение факта
экспорта товаров, а также применения
налоговых вычетов. В оспариваемом решении
инспекции не указано на отсутствие у
налогоплательщика документов,
предусмотренных статьями 171 - 172 НК РФ, либо
на их несоответствие требованиям статьи 169
НК РФ, а также не опровергнуты факты
приобретения обществом у поставщиков
товарно-материальных ценностей,
используемых при экспорте товаров, и их
оплаты с учетом НДС.
Ссылка ИМНС на то,
что основной поставщик общества - ООО
"Норта" не является производителем товара,
реализуемого обществом на экспорт, а
встречные проверки поставщиков ООО "Норта"
на предмет выявления производителя товара
провести невозможно ввиду непредставления
ими в налоговые органы бухгалтерской
отчетности и запрашиваемых для проверки
документов, не может быть признана
обоснованной, поскольку нормами Налогового
кодекса Российской Федерации не
предусмотрена обязанность экспортера при
предъявлении НДС к возмещению из бюджета
документально подтверждать факты
реализации товара производителем,
правильности и своевременности отражения
хозяйственных операций в учете и налоговой
отчетности, как производителем, так и
поставщиками товара, а также перечисления
ими в бюджет полученных от покупателя сумм
налога.
Конституционный Суд Российской
Федерации в определении от 16.10.2003 N 329-О
разъяснил, что истолкование статьи 57
Конституции Российской Федерации в
системной связи с другими положениями
Конституции Российской Федерации не
позволяет сделать вывод, что
налогоплательщик несет ответственность за
действия всех организаций, участвующих в
многостадийном процессе уплаты и
перечисления налогов в бюджет. По смыслу
положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3
Налогового кодекса Российской Федерации, в
сфере налоговых отношений действует
презумпция добросовестности.
Правоприменительные органы не могут
истолковывать понятие "добросовестные
налогоплательщики" как возлагающее на
налогоплательщиков дополнительные
обязанности, не предусмотренные
законодательством.
В случае выявления
при проведении налоговых проверок, в том
числе и встречных, фактов неисполнения
поставщиками товаров (работ, услуг), которые
являются самостоятельными
налогоплательщиками, обязанностей,
установленных пунктами 1 и 5 статьи 173 НК РФ,
по уплате в бюджет сумм налога,
выставленных ими в счете-фактуре и
оплаченных покупателем, налоговые органы
вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить
вопрос о принудительном исполнении
налогоплательщиком этих обязанностей и тем
самым обеспечить формирование в бюджете
источника возмещения сумм НДС, уплаченных
при экспорте товаров (работ, услуг).
При
таких обстоятельствах суд первой инстанции
законно и обоснованно признал
недействительным оспариваемое решение
(заключение) налогового органа о полном
отказе в возмещении обществу из бюджета
2432371 руб. НДС по экспортным операциям за
апрель 2003 года, обязав ИМНС устранить
нарушение прав налогоплательщика по
возмещению названной суммы налога в
порядке, предусмотренном статьей 176 НК
РФ.
Поскольку дело рассмотрено судом
первой инстанции полно и всесторонне, нормы
материального и процессуального права не
нарушены, оснований для отмены принятого по
делу судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь
статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области от 16.02.2004 по делу N
А56-46073/03 оставить без изменения, а
кассационную жалобу Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Выборгскому району
Ленинградской области - без
удовлетворения.
Председательствующий
КОРАБУХИНА Л.И.
Судьи
КИРЕЙКОВА
Г.Г.
ПАСТУХОВА М.В.