Постановление фас северо-западного округа от 20.11.2003 n а66-5000-03 только с 1 января 2003 года допускается применение организацией-налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания такой организации при условии подачи заявления о переходе на указанный специальный налоговый режим одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2003 года Дело N
А66-5000-03
Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в составе
председательствующего Асмыковича А.В.,
судей Кирейковой Г.Г., Троицкой Н.В., при
участии от общества с ограниченной
ответственностью "Частное охранное
предприятие "АНТЭК" юрисконсульта
Каминского Д.Л. (доверенность от 19.11.2003),
рассмотрев 20.11.2003 в открытом судебном
заседании кассационную жалобу Межрайонной
инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской
области на решение Арбитражного суда
Тверской области от 01.09.2003 по делу N А66-5000-03
(судья Владимирова
Г.А.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с
ограниченной ответственностью "Частное
охранное предприятие "АНТЭК" (далее -
Общество) обратилось в Арбитражный суд
Тверской области с заявлением о признании
незаконным действий Межрайонной инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам N 1 по Тверской области
(далее - Инспекция) - отказе в регистрации
книги учета доходов и расходов Общества,
заявившего о переходе с 01.01.2003 на упрощенную
систему налогообложения.
Решением суда
от 01.09.2003 заявление Общества
удовлетворено.
В апелляционной
инстанции дело не рассматривалось.
В
кассационной жалобе Инспекция просит
отменить решение суда и принять новое,
указывая на неправильное применение судом
положений статьи 346.13 главы 26.2 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
По мнению подателя жалобы, Общество не
вправе перейти на упрощенную систему
налогообложения с 01.01.2003, поскольку подало
заявление об этом по истечении срока,
указанного в пункте 1 статьи 346.13 НК РФ,
которая не содержит исключений для вновь
созданных юридических лиц.
В судебном
заседании представитель Общества просил
оставить обжалуемый судебный акт без
изменения.
Инспекция о времени и месте
слушания дела извещена надлежащим образом,
однако представители в суд не явились, в
связи с чем жалоба рассмотрена в их
отсутствие.
Законность обжалуемого
решения проверена в кассационном порядке, и
суд кассационной инстанции не находит
оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела,
государственная регистрация Общества
произведена 06.12.2002, на налоговый учет в
Инспекции заявитель поставлен 09.12.2002.
11.12.2002 налогоплательщик обратился в
налоговый орган с заявлением о переходе с
01.01.2003 на упрощенную систему
налогообложения. Письмом от 20.01.2003 N 22-18/450
Инспекция отказала Обществу в праве на
применение упрощенной системы
налогообложения на том основании, что
заявление о переходе на названную систему
налогообложения подано после 30 ноября 2002
года, то есть за пределами срока,
установленного пунктом 1 статьи 346.13 НК РФ.
Инспекция письмом от 17.04.2003 N 22-18/3185 по тем же
основаниям отказала Обществу и в
регистрации его книги учета доходов и
расходов.
Общество не согласилось с
указанными действиями Инспекции и
обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление Общества, суд
исходил из того, что юридические лица,
созданные в декабре текущего года и
подавшие заявления о постановке на
налоговый учет и о переходе на упрощенную
систему налогообложения в этот же период,
вправе применять указанный специальный
налоговый режим, предусмотренный главой 26.2
Налогового кодекса Российской Федерации, с
начала января.
Кассационная инстанция
считает, что вывод суда соответствует
требованиям действующего
законодательства.
Федеральный закон от
24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые
другие акты законодательства РФ, а также о
признании утратившими силу отдельных актов
законодательства о налогах и сборах"
дополнил Налоговый кодекс Российской
Федерации главой 26.2 "Упрощенная система
налогообложения", которая введена в
действие с 01 января 2003 года.
В
соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 главы 26.2
Налогового кодекса Российской Федерации
организации и индивидуальные
предприниматели, изъявившие желание
перейти на упрощенную систему
налогообложения, подают в период с 1 октября
по 30 ноября года, предшествующего году,
начиная с которого налогоплательщики
переходят на упрощенную систему
налогообложения, в налоговый орган по месту
своего нахождения (месту жительства)
заявление. При этом организации в заявлении
о переходе на упрощенную систему
налогообложения сообщают о размере доходов
за девять месяцев текущего года.
В
пункте 2 статьи 346.13 предусмотрено, что вновь
созданные организации и вновь
зарегистрированные индивидуальные
предприниматели, изъявившие желание
перейти на упрощенную систему
налогообложения, вправе подать заявление о
переходе на упрощенную систему
налогообложения одновременно с подачей
заявления о постановке на учет в налоговых
органах. В этом случае организации и
индивидуальные предприниматели вправе
применять упрощенную систему
налогообложения в текущем календарном году
с момента создания организации или с
момента регистрации физического лица в
качестве индивидуального
предпринимателя.
Из приведенных норм
следует, что только с 01.01.2003 допускается
применение налогоплательщиками упрощенной
системы налогообложения в текущем
календарном году с момента создания
организации при условии подачи заявления о
переходе на эту систему налогообложения
одновременно с подачей заявления о
постановке на налоговый учет.
Следовательно, юридические лица, созданные
в декабре 2002 года и ставшие в этом же
периоде на налоговый учет, вправе подать в
налоговый орган заявление о переходе с
01.01.2003 на упрощенную систему
налогообложения и применять специальный
налоговый режим, предусмотренный главой 26.2
Кодекса, с начала текущего календарного
года. Иное толкование закона, данное
подателем жалобы, направлено на придание
Федеральному закону от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в часть
вторую НК РФ и некоторые другие акты
законодательства РФ, а также о признании
утратившими силу отдельных актов
законодательства о налогах и сборах"
обратной силы и распространение его
действия на правоотношения, возникшие до
01.01.2003, что недопустимо.
Учитывая
изложенное, кассационная инстанция
считает, что решение суда от 01.09.2003 является
законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1
пункта 1 статьи 287 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда Тверской области от
01.09.2003 по делу N А66-5000-03 оставить без
изменения, а кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 1
по Тверской области - без
удовлетворения.
Председательствующий
АСМЫКОВИЧ А.В.
Судьи
КИРЕЙКОВА Г.Г.
ТРОИЦКАЯ Н.В.