Постановление фас северо-западного округа от 20.11.2003 n а56-13979/03 правомерен вывод суда о том, что дело по иску общества к имнс о взыскании процентов за несвоевременный возврат ндс подведомственно арбитражному суду, поскольку оно носит экономический характер и предъявляется к инспекции как к организации, обладающей статусом юридического лица, а не как к государственному органу.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2003 года Дело N А56-13979/03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Зубаревой Н.А., Кузнецовой Н.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Глобус-лизинг" начальника юридического отдела Громова С.А. (доверенность от 03.06.03), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу Крепак А.А. (доверенность от 15.07.03 N 189/03-05), рассмотрев 19.11.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.03 по делу N А56-13979/03 (судьи Маркин С.Ф., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Глобус-лизинг" (далее - общество) 17.04.03 обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу; далее - налоговая инспекция, инспекция) 149827,24 руб. процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость за ноябрь 2001 года согласно декларации по внутреннему рынку.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечено отделение Федерального казначейства Центрального района Санкт-Петербурга.
Определением суда от 23.06.03 производство по делу прекращено на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Постановлением от 02.10.03 суд апелляционной инстанции, ссылаясь на пункт 1 статьи 27 АПК РФ, отменил определение суда от 23.06.03 и направил исковое заявление общества для рассмотрения по существу в суд первой инстанции. При этом суд апелляционной инстанции указал на то, что требования заявителя о взыскании процентов носят экономический характер, поэтому у суда первой инстанции отсутствовали основания для прекращения дела из-за формулировки требования.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит оставить в силе определение суда от 23.06.03 и отменить постановление апелляционной инстанции от 02.10.03. По мнению налогового органа, арбитражные дела с участием государственных органов, в том числе и налоговых, возникают из публичных правоотношений и регулируются статьей 29 АПК РФ, а не статьей 27 названного кодекса. Поскольку формулировка заявленного обществом требования не соответствует пункту 2 статьи 29 и пункту 1 статьи 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по делу в связи с его неподведомственностью арбитражному суду. Кроме того, по мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции вышел за пределы полномочий, предоставленных ему статьей 269 АПК РФ.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель общества сослался на их необоснованность.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 27 АПК РФ является общей процессуальной нормой, определяющей подведомственность дел арбитражному суду. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. В данном случае апелляционная инстанция правильно указала, что формулировка заявленного обществом требования позволяет сделать вывод о том, что оно носит экономический характер и предъявляется к инспекции не как к государственному органу, обязанному выполнять определенные функции (действия), принять решение, а как к организации, обладающей статусом юридического лица. Следовательно, настоящее дело согласно пунктам 1 и 2 статьи 27 АПК РФ подведомственно арбитражному суду и подлежит рассмотрению в общеустановленном порядке с учетом сформулированного обществом в исковом заявлении требования и фактических взаимоотношений истца и ответчика.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что определение от 23.06.03 отменено апелляционной инстанцией правомерно.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 272 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции вправе отменить определение и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. В данном случае суд апелляционной инстанции на основании приведенной процессуальной нормы отменил определение суда первой инстанции от 23.06.03 и направил вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции, то есть действовал в пределах своей компетенции.
С учетом изложенного кассационная инстанция отклоняет доводы налогового органа о нарушении судом апелляционной инстанции при вынесении постановления от 02.10.03 норм процессуального права, а следовательно, основания для отмены названного постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.03 по делу N А56-13979/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
ЗУБАРЕВА Н.А.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также