Постановление фас северо-западного округа от 21.10.2003 n а05-15644/02-350/21 суд удовлетворил требования энергоснабжающей организации о взыскании убытков, образовавшихся при предоставлении инвалидам льгот по оплате электроэнергии, с минфина рф, поскольку выделенная из федерального бюджета сумма не покрывала реальных расходов организаций, предоставляющих льготы и, следовательно, минфин рф не исполнил обязанности по планированию в бюджете достаточных денежных средств на компенсацию указанных льгот.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2003 года Дело N
А05-15644/02-350/21
Федеральный арбитражный
суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А., судей
Кирилловой И.И., Сосниной О.Г., при участии от
Департамента финансов администрации
Архангельской области Косцова О.В.
(доверенность от 17.12.2002 N 08/02-11/2), рассмотрев
21.10.2003 в открытом судебном заседании
кассационную жалобу Министерства финансов
Российской Федерации на решение от 27.03.2003
(судья Терентьев А.В.) и постановление
апелляционной инстанции от 31.07.2003 (судьи
Волков Н.А., Шашков А.Х., Бекарова Е.И.)
Арбитражного суда Архангельской области по
делу N А05-15644/02-350/21,
УСТАНОВИЛ:
Открытое
акционерное общество "Архэнерго" в лице
Архангельского межрайонного отделения -
филиала "Энергосбыт" (далее - ОАО "Архэнерго")
обратилось в Арбитражный суд Архангельской
области с иском к муниципальному
образованию "Город Архангельск" (далее - МО
"Город Архангельск"), Архангельской области
в лице Департамента финансов Архангельской
области (далее - Департамент финансов),
Российской Федерации в лице Министерства
финансов Российской Федерации (далее -
Минфин РФ) о взыскании 652095 руб. 80 коп.
убытков, образовавшихся в результате
предоставления инвалидам льгот по оплате
электроэнергии за период с января по
октябрь 2002 года во исполнение Федерального
закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации ".
Решением от 27.03.2003 исковые требования ОАО
"Архэнерго" удовлетворены путем взыскания
суммы убытков с Минфина РФ. В иске к
остальным ответчикам истцом заявлен отказ,
принятый судом, и производство по делу в
этой части прекращено.
Постановлением
апелляционной инстанции от 31.07.2003 решение
оставлено без изменения.
В кассационной
жалобе Минфин РФ просит обжалуемые
судебные акты отменить как вынесенные с
нарушением норм материального права. Свою
позицию податель жалобы мотивирует
следующим:
- судом не установлены
уполномоченный орган государственной
власти Российской Федерации, причинивший
убытки истцу, и его виновные действия;
-
вывод суда о неисполнении Минфином РФ в
достаточном объеме обязательств по
финансированию льгот не подкреплен
никакими доказательствами;
- суд не дал
правовой оценки бюджетной заявке истца с
указанием суммы средств на соответствующие
целевые выплаты, не исследовал вопросы о
том, в каком размере были включены в
расходную часть бюджета Архангельской
области на 2002 год предъявленные к
возмещению затраты, и о том, какая сумма
запрашивалась Департаментом финансов на
эти цели из федерального бюджета;
- суд
неправомерно взыскал сумму налога на
добавленную стоимость в составе убытков
истца.
В отзыве на кассационную жалобу
ОАО "Архэнерго" с доводами подателя жалобы
не согласилось и просило оставить
кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта
проверена в кассационном порядке.
Как
следует из материалов дела, ОАО "Архэнерго"
с января по октябрь 2002 года в соответствии с
Федеральным законом "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" при
взимании платы за электроэнергию учитывало
льготу в размере 50%, предусмотренную для
соответствующих категорий граждан,
проживающих на территории МО "Город
Архангельск". Возникновение в связи с этим у
истца убытков в заявленном размере
послужило основанием для его обращения в
арбитражный суд.
Факт предоставления
льгот и их размер подтверждаются
имеющимися в материалах дела
счетами-фактурами, списками инвалидов,
актами сверки и другими доказательствами и
сторонами не оспариваются.
Согласно
подпунктам 14 и 15 статьи 5 Федерального
закона "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" к ведению органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации в области социальной
защиты инвалидов относится установление
льгот инвалидам или отдельным категориям
инвалидов на территории субъектов
Российской Федерации за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации,
формирование бюджетов субъектов
Российской Федерации в части расходов на
социальную защиту инвалидов.
Названным
законом предусмотрено, что порядок
предоставления указанных льгот
определяется Правительством Российской
Федерации.
В соответствии с пунктом 16
Правил предоставления льгот инвалидам и
семьям, имеющим детей-инвалидов, по
обеспечению их жилыми помещениями, оплате
жилья и коммунальных услуг, утвержденных
постановлением Правительства Российской
Федерации от 27.07.96 N 901, финансирование
расходов, связанных с их реализацией, по
государственному жилищному фонду,
находящемуся в собственности субъектов
Российской Федерации, муниципальных
образований, осуществляется в порядке,
установленном субъектами Российской
Федерации и органами местного
самоуправления, а по жилищному фонду,
находящемуся в федеральной собственности, -
за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом "О федеральном бюджете
на 2002 год" предусмотрено выделение
Архангельской области из федерального
фонда компенсаций на реализацию
Федерального закона "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" 165939,0 тыс.
руб. Указанная денежная сумма была получена
Департаментом финансов и перечислена
муниципальным образованиям, в том числе МО
"Город Архангельск" было перечислено 16766605
руб.
Однако этой денежной суммы
оказалось недостаточно для компенсации
убытков, причиненных организациям,
предоставляющим льготы.
Как следует из
письма Минфина РФ от 27.08.2003 N 10-5-11/3-12,
механизм возмещения организациям расходов,
связанных с предоставлением льгот по
оплате жилищно-коммунальных услуг
инвалидам и семьям, имеющим детей -
инвалидов, постановлением Правительства
Российской Федерации от 27.07.96 N 901 не был
определен.
Согласно пункту 4 Методики
распределения средств Фонда компенсаций на
2002 год при расчете суммы выделенных средств
(субсидий) Фонда субъектам на реализацию
Федерального закона "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации"
учитывался минимально гарантированный
объем расходов на реализацию указанного
закона в расчете на одного инвалида - 996 руб.
20 коп. в год.
В связи с тем, что указанная
сумма не покрывала реальных расходов
организаций, предоставляющих льготы, у ОАО
"Архэнерго" возникли убытки.
Данное
обстоятельство нашло свое подтверждение
при проведении Счетной палатой Российской
Федерации проверки использования средств
Фонда компенсаций, выделенных
Архангельской области из федерального
бюджета в 2002 году, что отражено в акте от
27.03.2003.
При таких обстоятельствах
кассационная инстанция находит
правомерным вывод суда о наличии вины
Минфина РФ в возникновении у истца
убытков.
Суд кассационной инстанции
считает обоснованным вывод суда о том, что
Минфин РФ не исполнил обязанности по
планированию в бюджете достаточных
денежных средств на компенсацию льгот
инвалидам в части оплаты
жилищно-коммунальных услуг.
Вместе с
тем кассационная инстанция соглашается с
доводом подателя жалобы о неправомерности
включения в размер взыскиваемых убытков
суммы налога на добавленную стоимость, в
связи с чем обжалуемые судебные акты в этой
части подлежат отмене.
Ввиду
вышеизложенного оснований для отмены
обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.03.2003 и
постановление апелляционной инстанции от
31.07.2003 Арбитражного суда Архангельской
области по делу N А05-15644/02-350/21 отменить в
части взыскания 108704 руб. 36 коп.
В иске в
этой части отказать.
В остальной части
решение и постановление апелляционной
инстанции оставить в
силе.
Председательствующий
КУСТОВ
А.А.
Судьи
КИРИЛЛОВА И.И.
СОСНИНА
О.Г.