Постановление фас северо-западного округа от 21.10.2003 n а05-15644/02-350/21 суд удовлетворил требования энергоснабжающей организации о взыскании убытков, образовавшихся при предоставлении инвалидам льгот по оплате электроэнергии, с минфина рф, поскольку выделенная из федерального бюджета сумма не покрывала реальных расходов организаций, предоставляющих льготы и, следовательно, минфин рф не исполнил обязанности по планированию в бюджете достаточных денежных средств на компенсацию указанных льгот.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2003 года Дело N А05-15644/02-350/21

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирилловой И.И., Сосниной О.Г., при участии от Департамента финансов администрации Архангельской области Косцова О.В. (доверенность от 17.12.2002 N 08/02-11/2), рассмотрев 21.10.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 27.03.2003 (судья Терентьев А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 31.07.2003 (судьи Волков Н.А., Шашков А.Х., Бекарова Е.И.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-15644/02-350/21,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Архэнерго" в лице Архангельского межрайонного отделения - филиала "Энергосбыт" (далее - ОАО "Архэнерго") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию "Город Архангельск" (далее - МО "Город Архангельск"), Архангельской области в лице Департамента финансов Архангельской области (далее - Департамент финансов), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 652095 руб. 80 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления инвалидам льгот по оплате электроэнергии за период с января по октябрь 2002 года во исполнение Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации ".
Решением от 27.03.2003 исковые требования ОАО "Архэнерго" удовлетворены путем взыскания суммы убытков с Минфина РФ. В иске к остальным ответчикам истцом заявлен отказ, принятый судом, и производство по делу в этой части прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.07.2003 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит обжалуемые судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального права. Свою позицию податель жалобы мотивирует следующим:
- судом не установлены уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации, причинивший убытки истцу, и его виновные действия;
- вывод суда о неисполнении Минфином РФ в достаточном объеме обязательств по финансированию льгот не подкреплен никакими доказательствами;
- суд не дал правовой оценки бюджетной заявке истца с указанием суммы средств на соответствующие целевые выплаты, не исследовал вопросы о том, в каком размере были включены в расходную часть бюджета Архангельской области на 2002 год предъявленные к возмещению затраты, и о том, какая сумма запрашивалась Департаментом финансов на эти цели из федерального бюджета;
- суд неправомерно взыскал сумму налога на добавленную стоимость в составе убытков истца.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Архэнерго" с доводами подателя жалобы не согласилось и просило оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Архэнерго" с января по октябрь 2002 года в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" при взимании платы за электроэнергию учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для соответствующих категорий граждан, проживающих на территории МО "Город Архангельск". Возникновение в связи с этим у истца убытков в заявленном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела счетами-фактурами, списками инвалидов, актами сверки и другими доказательствами и сторонами не оспариваются.
Согласно подпунктам 14 и 15 статьи 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Названным законом предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901, финансирование расходов, связанных с их реализацией, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено выделение Архангельской области из федерального фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 165939,0 тыс. руб. Указанная денежная сумма была получена Департаментом финансов и перечислена муниципальным образованиям, в том числе МО "Город Архангельск" было перечислено 16766605 руб.
Однако этой денежной суммы оказалось недостаточно для компенсации убытков, причиненных организациям, предоставляющим льготы.
Как следует из письма Минфина РФ от 27.08.2003 N 10-5-11/3-12, механизм возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 не был определен.
Согласно пункту 4 Методики распределения средств Фонда компенсаций на 2002 год при расчете суммы выделенных средств (субсидий) Фонда субъектам на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" учитывался минимально гарантированный объем расходов на реализацию указанного закона в расчете на одного инвалида - 996 руб. 20 коп. в год.
В связи с тем, что указанная сумма не покрывала реальных расходов организаций, предоставляющих льготы, у ОАО "Архэнерго" возникли убытки.
Данное обстоятельство нашло свое подтверждение при проведении Счетной палатой Российской Федерации проверки использования средств Фонда компенсаций, выделенных Архангельской области из федерального бюджета в 2002 году, что отражено в акте от 27.03.2003.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция находит правомерным вывод суда о наличии вины Минфина РФ в возникновении у истца убытков.
Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда о том, что Минфин РФ не исполнил обязанности по планированию в бюджете достаточных денежных средств на компенсацию льгот инвалидам в части оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Вместе с тем кассационная инстанция соглашается с доводом подателя жалобы о неправомерности включения в размер взыскиваемых убытков суммы налога на добавленную стоимость, в связи с чем обжалуемые судебные акты в этой части подлежат отмене.
Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.03.2003 и постановление апелляционной инстанции от 31.07.2003 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-15644/02-350/21 отменить в части взыскания 108704 руб. 36 коп.
В иске в этой части отказать.
В остальной части решение и постановление апелляционной инстанции оставить в силе.
Председательствующий
КУСТОВ А.А.
Судьи
КИРИЛЛОВА И.И.
СОСНИНА О.Г.

Постановление фас северо-западного округа от 20.10.2003 n а66-3321-03 в нк рф отсутствуют положения, в соответствии с которыми у налогоплательщика, являющегося плательщиком ндс, возникает обязанность восстановить для бюджета сумму налога, возмещенную при приобретении и постановке на учет имущества - основного средства, в части его остаточной стоимости при списании этого имущества из-за его непригодности для дальнейшего использования.  »
Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также