Постановление фас северо-западного округа от 10.10.2003 n а66-3847-03 действия инспектора милиции по составлению протокола об административном правонарушении не затрагивают права и законные интересы лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку названный процессуальный документ не содержит обязательных для предпринимателя предписаний, не влечет для него неблагоприятных последствий и потому не может быть обжалован в арбитражном суде.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2003 года Дело N А66-3847-03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., рассмотрев 09.10.03 в открытом судебном заседании кассационные жалобы предпринимателя без образования юридического лица Баклановой Татьяны Владимировны и Управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.06.03 по делу N А66-3847-03 (судья Владимирова Г.А.),
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель без образования юридического лица Бакланова Татьяна Владимировна обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным постановления Управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Тверской области (далее - госторгинспекция) от 29.05.03 N 1161 по делу об административном правонарушении, а также признании незаконными протокола об административном правонарушении от 15.05.03 N 301642 и действий инспектора Государственного учреждения Межрайонного управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства при Управлении внутренних дел Тверской области (далее - милиция) по проведению проверки и составлению протокола.
Решением суда от 19.06.03 заявленные предпринимателем требования удовлетворены частично. Постановление госторгинспекции от 29.05.03 N 1161 признано незаконным и отменено. В остальной части производство по делу прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Бакланова Т.В. просит отменить решение от 19.06.03 в части прекращения производства по требованиям о признании незаконными действий инспектора милиции по проведению проверки и составлению протокола об административном правонарушении от 15.05.03 N 301642 и направить дело на новое рассмотрение. Предприниматель считает, что суд неправильно применил нормы процессуального права о подведомственности арбитражному суду дел об оспаривании действий должностных лиц.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, судом были нарушены нормы процессуального права о содержании судебного решения.
В кассационной жалобе госторгинспекция просит отменить принятый судебный акт в части удовлетворения требований предпринимателя и принять новое решение по делу. Податель жалобы считает, что в деле имеются достаточные доказательства, подтверждающие наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что инспектором милиции проверено торговое место предпринимателя Баклановой Т.В., расположенное на мини-рынке "Иза" города Твери, и составлен протокол об административном правонарушении от 15.05.03 N 301642.
Постановлением госторгинспекции от 29.05.03 N 1161 Бакланова Т.В. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде 500 руб. штрафа за нарушение пункта 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55, в соответствии с которым продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кассационная инстанция считает, что действия инспектора милиции по проведению проверки и составлению протокола об административном правонарушении не затрагивают права и законные интересы Баклановой Т.В. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Вероятность негативных правовых последствий, возникших в результате совершения должностным лицом таких сугубо процессуальных по своей сути действий, очевидна. Однако наступление таких последствий (процессуальных обязанностей) не зависит от материально-правового статуса лица, определяющего его участие в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемые действия инспектора милиции не влекут каких-либо материально-правовых последствий, затрагивающих права и интересы заявителя. Этими действиями на предпринимателя не возложены какие-либо обязанности, создающие препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к таким препятствиям не могут быть отнесены те или иные обязанности в рамках установленной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации процедуры привлечения к административной ответственности, одинаковой для всех субъектов административных правонарушений - физических и юридических лиц, вне зависимости от их участия в экономической деятельности.
Под ненормативным актом государственного органа или органа местного самоуправления, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы предпринимателя и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
В протоколе об административном правонарушении указаны лишь сведения о предпринимателе, зафиксированы отдельные элементы объективной стороны содеянного им, а также его объяснения. Названный процессуальный документ не содержит обязательных для предпринимателя предписаний, не влечет для него неблагоприятных последствий и потому не может быть обжалован.
При таких обстоятельствах суд правомерно прекратил производство по делу в части оспаривания протокола об административном правонарушении и действий инспектора милиции по проведению проверки и составлению протокола на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция отклоняет довод Баклановой Т.В. о нарушении судом обязательных требований к содержанию судебного решения.
В соответствии с частью 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба госторгинспекции не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 23.49 и части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.8 КоАП РФ, составляются должностными лицами органов госторгинспекции.
В силу пункта 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ таким правом не наделены должностные лица органов внутренних дел.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Как видно из протокола от 15.05.03 N 301642, дело об административном правонарушении возбуждено по статье 14.15 и части 2 статьи 14.4 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, должностным лицом госторгинспекции не составлялся.
Таким образом, госторгинспекцией нарушен порядок привлечения предпринимателя к административной ответственности, что в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием к отмене постановления от 29.05.03 N 1161.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.06.03 по делу N А66-3847-03 оставить без изменения, а кассационные жалобы предпринимателя без образования юридического лица Баклановой Татьяны Владимировны и Управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
КОРПУСОВА О.А.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также