Постановление фас северо-западного округа от 09.10.2003 n а56-9935/03 поскольку куги как орган, уполномоченный распоряжаться государственным имуществом субъекта рф, обязан руководствоваться законами, принятыми представительным органом субъекта рф, по вопросам установления порядка управления и распоряжения государственной собственностью, суд обоснованно уменьшил размер взыскиваемой с предприятия арендной платы за пользование нежилыми помещениями, неправомерно рассчитанной куги без учета регионального закона, которым предприятие освобождено от внесения арендной платы.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2003 года Дело N
А56-9935/03
Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в составе
председательствующего Рудницкого Г.М.,
судей Коняевой Е.В., Сергеевой И.В., при
участии от КУГИ Степанкевич Е.В.
(доверенность от 23.08.2002), от УФПС Лаврентюка
С.Г. (доверенность от 06.03.2003), рассмотрев
07.10.2003 в открытом судебном заседании
кассационную жалобу Комитета по управлению
городским имуществом Санкт-Петербурга на
решение Арбитражного суда города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 10.06.2003 по делу N А56-9935/03 (судья Зайцева
Е.К.),
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению
городским имуществом Санкт-Петербурга
(далее - КУГИ) обратился в Арбитражный суд
города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области с иском к федеральному
государственному унитарному предприятию
"Управление федеральной почтовой связи
Санкт-Петербурга и Ленинградской области"
(далее - Управление) о взыскании 417007 руб. 84
коп. задолженности по арендной плате за
период с 01.01.2002 по 31.12.2002, а также 146502 руб. 44
коп. пеней за просрочку внесения арендной
платы за период с 11.01.2002 по 14.03.2003 по договору
от 14.02.2001 N 07-А000961 аренды нежилых помещений,
расположенных по адресу: Санкт-Петербург,
Пискаревский проспект, д. 35, литер А,
помещение 5Н площадью 514,9 кв.м.
Решением
от 10.06.2003 с Управления в пользу КУГИ
взыскано 297997 руб. 97 коп. основного долга и
50000 руб. пеней, уменьшенных судом в
соответствии со статьей 333 Гражданского
кодекса Российской Федерации.
В
апелляционной инстанции решение суда не
пересматривалось.
В кассационной
жалобе КУГИ просит изменить принятое
решение и удовлетворить заявленные исковые
требования в полном объеме, ссылаясь на
неправильное применение судом норм
материального права. По мнению подателя
жалобы, непосредственное применение судом
к имущественным отношением истца и
ответчика нормативного акта субъекта
Федерации грубо нарушает Конституцию
Российской Федерации и статью 3
Гражданского кодекса Российской Федерации;
спорные правоотношения регулируются
федеральным законодательством, а Закон
Санкт-Петербурга от 26.09.2002 N 406-42 "О
государственной поддержке органами
государственной власти Санкт-Петербурга
организаций федеральной почтовой связи,
расположенных на территории
Санкт-Петербурга" (далее - Закон
Санкт-Петербурга от 26.09.2002 N 406-42) не содержит
нормы гражданского права; названный закон
не может рассматриваться как выражающий
волю собственника, поскольку полномочия
такового осуществляет КУГИ; закон не
является основанием для изменения
конкретного договора аренды.
Законность обжалуемого судебного акта
проверена в кассационном порядке.
Как
следует из материалов дела, между КУГИ и
Управлением заключен договор от 14.02.2001 N
07-А000961 аренды нежилых помещений,
расположенных по указанному выше адресу,
сроком на пять лет. Размер и порядок
внесения арендных платежей установлены в
разделе 3 договора. В последующем размер
арендной платы изменялся в порядке,
предусмотренном пунктом 3.3 договора.
В
связи с ненадлежащим исполнением
арендатором обязательств по внесению
арендных платежей КУГИ обратился в
арбитражный суд с данным иском.
Удовлетворяя иск частично, суд сослался на
статью 2 Закона Санкт-Петербурга от 26.09.2002 N
406-42, вступившего в действие 04.11.2002. Согласно
данной статье организации федеральной
почтовой связи, расположенные на
территории Санкт-Петербурга, освобождаются
от арендной платы за пользование
находящимися в собственности
Санкт-Петербурга объектами нежилого фонда,
расположенными на территории
Санкт-Петербурга, в отношении которых
осуществляются полномочия территориальных
исполнительных органов государственной
власти Санкт-Петербурга по договорам, при
заключении которых одной из сторон
выступает Санкт-Петербург.
Сдача
имущества в аренду является одним из
способов распоряжения собственником своим
имуществом. В силу статей 125, 214 Гражданского
кодекса Российской Федерации от имени
субъектов Российской Федерации права
собственника осуществляют органы в рамках
их компетенции, установленной актами,
определяющими статус этих органов.
Как
следует из статей 71, 72 Конституции
Российской Федерации, вопросы
собственности субъекта Российской
Федерации не входят в ведение Российской
Федерации, а также в совместное ведение
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации. Согласно статье 73
Конституции Российской Федерации вне
пределов ведения Российской Федерации и
полномочий Российской Федерации по
предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации
последние обладают всей полнотой
государственной власти.
В соответствии
со статьей 76 Конституции Российской
Федерации субъекты Российской Федерации
осуществляют собственное правовое
регулирование, включая принятие законов.
Подпунктом "ж" пункта 2 статьи 5
Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" к полномочиям
законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации отнесено
установление порядка управления и
распоряжения собственностью субъекта
Российской Федерации.
Размер арендной
платы за имущество, находящееся в
собственности Санкт-Петербурга,
определяется в соответствии с Законом
Санкт-Петербурга от 18.09.97 N 149-51 (с
последующими изменениями), которым
руководствуется КУГИ при заключении
договоров аренды. Следовательно, и Закон
Санкт-Петербурга, которым отдельные
категории пользователей имущества,
находящегося в собственности
Санкт-Петербурга, освобождаются от
арендной платы, не может не учитываться
КУГИ как органом, уполномоченным
собственником распоряжаться имуществом.
Довод подателя жалобы о том, что Закон
Санкт-Петербурга от 26.09.2002 N 406-42 не может
быть рассмотрен как основание для
изменения договорных отношений истца и
ответчика, не принимается судом во
внимание, поскольку из содержания договора
следует, что обязательства арендатора по
внесению арендной платы определяются в
соответствии с нормативными правовыми
актами Санкт-Петербурга по вопросам
установления арендной платы.
При таких
обстоятельствах, поскольку расчет
задолженности по арендным платежам был
произведен КУГИ с нарушением Закона
Санкт-Петербурга от 26.09.2002 N 406-42, суд
правомерно уменьшил размер взыскиваемой
суммы, ограничив период взыскания датой
вступления в действие указанного закона.
С учетом изложенного оснований для отмены
или изменения обжалуемого судебного акта
не имеется.
Руководствуясь статьями 286,
287, 289 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области от 10.06.2003 по делу N
А56-9935/03 оставить без изменения, а
кассационную жалобу Комитета по управлению
городским имуществом Санкт-Петербурга - без
удовлетворения.
Председательствующий
РУДНИЦКИЙ Г.М.
Судьи
КОНЯЕВА Е.В.
СЕРГЕЕВА И.В.