Постановление фас северо-западного округа от 29.09.2003 n а13-2732/03-23 поскольку после вступления в силу определения конституционного суда рф от 10.04.2002 n 104-о нормативные акты субъектов рф, устанавливающие ставки налога с владельцев транспортных средств, которые превышают предусмотренные федеральным законом пределы, не применяются, решение имнс о доначислении налогоплательщику указанного налога, вынесенное на основании такого нормативного акта, не подлежит исполнению.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2003 года Дело N А13-2732/03-23

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В., рассмотрев 29.09.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сбербанка России в лице Вологодского отделения N 8638 на решение от 07.05.2003 (судья Логинова О.П.) и постановление апелляционной инстанции от 02.07.2003 (судьи Богатырева В.А., Потеева А.В., Ковшикова О.С.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-2732/03-23,
УСТАНОВИЛ:
Сбербанк России в лице Вологодского отделения N 8638 (далее - банк) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (далее - налоговая инспекция) от 28.02.2003 N 45 о доначислении 42337,30 руб. налога с владельцев транспортных средств.
Решением суда первой инстанции от 07.05.2003 требования удовлетворены частично в сумме 29479,80 руб.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.07.2003 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе банк просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - определений Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и от 04.12.2000.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции установил следующее.
Банк в 2000 - 2002 годах исчислил и уплатил налог с владельцев транспортных средств на основании законов Вологодской области "О территориальном дорожном фонде" от 30.11.99 N 436-ОЗ и от 21.11.2000 N 585-ОЗ в сумме 50801,05 руб.
В декабре 2002 года банк обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возврате на его расчетный счет излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств. Вместе с заявлением налогоплательщик представил также уточненные декларации по этому налогу за 2000 - 2002 годы.
Налоговый орган вынес решение от 28.02.2003 N 45 об отказе в привлечении банка к налоговой ответственности и доначислении 42337,30 руб. налога с владельцев транспортных средств. Банк обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного решения налоговой инспекции.
В обоснование заявленных требований банк сослался на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О, в соответствии с которым признано неконституционным положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", предусматривающее возможность установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", а также на необходимость деноминации исчисленных сумм налога.
Судебные инстанции, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами заявителя о необоснованности доначисления налога за 2002 год с учетом положений определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О. Доначисление налога за 2000 - 2001 годы без учета деноминации признали правомерным.
Кассационная инстанция считает, что вывод судебных инстанций о правильном доначислении налога за 2000 и 2001 годы является ошибочным.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", а также часть первая статьи 1 Закона Псковской области "О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год" относительно размера ставок налога как аналогичные положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 8 октября 1997 года, от 11 ноября 1997 года и от 30 января 2001 года, утрачивают силу и не подлежат применению, как не соответствующие Конституции Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3).
В соответствии со статьей 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Таким образом, после вступления в силу определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О нормативные акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие повышенные ставки налога с владельцев транспортных средств, применяться не могут. Кроме того, не подлежат исполнению решения судов и иных органов, вынесенные на основании этих нормативных актов.
Из материалов дела видно, что банк в 2000 - 2002 годах самостоятельно исчислил налог с владельцев транспортных средств на основании ставок, установленных областными законами Вологодской области. Принимая во внимание определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О, сумма переплаты в бюджет налога за 2000 - 2002 годы составила 42337,30 руб.
Таким образом, решение налоговой инспекции по доначислению сумм налога с владельцев транспортных средств является недействительным.
Довод кассационной жалобы о необходимости исчисления ставок налога с учетом деноминации является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.97 N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" пересчету подлежала сумма платежей по налогам и сборам на 01.01.98, что не относится к пересмотру ставок налогов.
Принимая во внимание приведенные выше нормы права, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене с вынесением нового решения о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа о доначислении налога с владельцев транспортных средств по ставкам, установленным законодательством Вологодской области.
Руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 2 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
УСТАНОВИЛ:
решение от 07.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 02.07.2003 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-2732/03-23 отменить.
Признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде от 28.02.2003 N 45 о доначислении налога с владельцев транспортных средств за 2000 - 2002 годы по ставкам, установленным законами Вологодской области "О территориальном дорожном фонде" от 30.11.99 N 3436-ОЗ, от 21.11.2000 N 585-ОЗ.
Возвратить Сбербанку России в лице Вологодского отделения N 8638 из бюджета 1300 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий
АБАКУМОВА И.Д.
Судьи
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
ШЕВЧЕНКО А.В.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также