Постановление фас северо-западного округа от 29.09.2003 n а13-2732/03-23 поскольку после вступления в силу определения конституционного суда рф от 10.04.2002 n 104-о нормативные акты субъектов рф, устанавливающие ставки налога с владельцев транспортных средств, которые превышают предусмотренные федеральным законом пределы, не применяются, решение имнс о доначислении налогоплательщику указанного налога, вынесенное на основании такого нормативного акта, не подлежит исполнению.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2003 года Дело N
А13-2732/03-23
Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В.,
рассмотрев 29.09.2003 в открытом судебном
заседании кассационную жалобу Сбербанка
России в лице Вологодского отделения N 8638 на
решение от 07.05.2003 (судья Логинова О.П.) и
постановление апелляционной инстанции от
02.07.2003 (судьи Богатырева В.А., Потеева А.В.,
Ковшикова О.С.) Арбитражного суда
Вологодской области по делу N
А13-2732/03-23,
УСТАНОВИЛ:
Сбербанк России в
лице Вологодского отделения N 8638 (далее -
банк) обратился в Арбитражный суд
Новгородской области с заявлением о
признании недействительным решения
Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по городу
Вологде (далее - налоговая инспекция) от
28.02.2003 N 45 о доначислении 42337,30 руб. налога с
владельцев транспортных средств.
Решением суда первой инстанции от 07.05.2003
требования удовлетворены частично в сумме
29479,80 руб.
Постановлением апелляционной
инстанции от 02.07.2003 решение суда оставлено
без изменений.
В кассационной жалобе
банк просит отменить судебные акты,
ссылаясь на неправильное применение судом
норм материального права - определений
Конституционного Суда Российской
Федерации от 10.04.2002 N 104-О и от 04.12.2000.
Кассационная жалоба рассмотрена в
отсутствие представителей сторон,
надлежащим образом извещенных о времени и
месте судебного разбирательства.
Проверив законность обжалуемых судебных
актов, суд кассационной инстанции
установил следующее.
Банк в 2000 - 2002 годах
исчислил и уплатил налог с владельцев
транспортных средств на основании законов
Вологодской области "О территориальном
дорожном фонде" от 30.11.99 N 436-ОЗ и от 21.11.2000 N
585-ОЗ в сумме 50801,05 руб.
В декабре 2002 года
банк обратился в налоговую инспекцию с
заявлением о возврате на его расчетный счет
излишне уплаченного налога с владельцев
транспортных средств. Вместе с заявлением
налогоплательщик представил также
уточненные декларации по этому налогу за 2000
- 2002 годы.
Налоговый орган вынес решение
от 28.02.2003 N 45 об отказе в привлечении банка к
налоговой ответственности и доначислении
42337,30 руб. налога с владельцев транспортных
средств. Банк обратился в арбитражный суд с
заявлением о признании недействительным
указанного решения налоговой инспекции.
В обоснование заявленных требований банк
сослался на определение Конституционного
Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О, в
соответствии с которым признано
неконституционным положение пункта 5
статьи 6 Закона Российской Федерации "О
дорожных фондах в Российской Федерации",
предусматривающее возможность
установления законами субъектов
Российской Федерации ставок налога с
владельцев транспортных средств,
превышающих установленные Законом
Российской Федерации "О дорожных фондах в
Российской Федерации", а также на
необходимость деноминации исчисленных
сумм налога.
Судебные инстанции,
рассмотрев материалы дела, согласились с
доводами заявителя о необоснованности
доначисления налога за 2002 год с учетом
положений определения Конституционного
Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О.
Доначисление налога за 2000 - 2001 годы без
учета деноминации признали правомерным.
Кассационная инстанция считает, что вывод
судебных инстанций о правильном
доначислении налога за 2000 и 2001 годы
является ошибочным.
Определением
Конституционного Суда Российской
Федерации от 10.04.2002 N 104-О положение пункта 5
статьи 6 Закона Российской Федерации "О
дорожных фондах в Российской Федерации" о
возможности установления законами
субъектов Российской Федерации ставок
налога с владельцев транспортных средств,
превышающих установленные Законом
Российской Федерации "О дорожных фондах в
Российской Федерации", а также часть первая
статьи 1 Закона Псковской области "О ставках
налога с владельцев транспортных средств
на 2001 год" относительно размера ставок
налога как аналогичные положениям,
признанным неконституционными в
сохраняющих свою силу постановлениях
Конституционного Суда Российской
Федерации от 8 октября 1997 года, от 11 ноября
1997 года и от 30 января 2001 года, утрачивают
силу и не подлежат применению, как не
соответствующие Конституции Российской
Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3).
В
соответствии со статьей 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации" решение
Конституционного Суда Российской
Федерации окончательно, не подлежит
обжалованию и вступает в силу немедленно
после его провозглашения. Акты или их
отдельные положения, признанные
неконституционными, утрачивают силу;
признанные не соответствующими
Конституции Российской Федерации не
вступившие в силу международные договоры
Российской Федерации не подлежат введению
в действие и применению. Решения судов и
иных органов, основанные на актах,
признанных неконституционными, не подлежат
исполнению и должны быть пересмотрены в
установленных федеральным законом
случаях.
Таким образом, после
вступления в силу определения
Конституционного Суда Российской
Федерации от 10.04.2002 N 104-О нормативные акты
субъектов Российской Федерации,
устанавливающие повышенные ставки налога с
владельцев транспортных средств,
применяться не могут. Кроме того, не
подлежат исполнению решения судов и иных
органов, вынесенные на основании этих
нормативных актов.
Из материалов дела
видно, что банк в 2000 - 2002 годах
самостоятельно исчислил налог с владельцев
транспортных средств на основании ставок,
установленных областными законами
Вологодской области. Принимая во внимание
определение Конституционного Суда
Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О, сумма
переплаты в бюджет налога за 2000 - 2002 годы
составила 42337,30 руб.
Таким образом,
решение налоговой инспекции по
доначислению сумм налога с владельцев
транспортных средств является
недействительным.
Довод кассационной
жалобы о необходимости исчисления ставок
налога с учетом деноминации является
несостоятельным.
В соответствии с
пунктом 7 постановления Правительства
Российской Федерации от 18.09.97 N 1182 "О
проведении мероприятий в связи с
изменением нарицательной стоимости
российских денежных знаков и масштаба цен"
пересчету подлежала сумма платежей по
налогам и сборам на 01.01.98, что не относится к
пересмотру ставок налогов.
Принимая во
внимание приведенные выше нормы права, суд
кассационной инстанции считает судебные
акты подлежащими отмене с вынесением
нового решения о признании
недействительным оспариваемого решения
налогового органа о доначислении налога с
владельцев транспортных средств по
ставкам, установленным законодательством
Вологодской области.
Руководствуясь
статьями 286, 287 (подпункт 2 пункта 1)
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного
округа
УСТАНОВИЛ:
решение от 07.05.2003 и
постановление апелляционной инстанции от
02.07.2003 Арбитражного суда Вологодской
области по делу N А13-2732/03-23 отменить.
Признать недействительным решение
Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по городу
Вологде от 28.02.2003 N 45 о доначислении налога с
владельцев транспортных средств за 2000 - 2002
годы по ставкам, установленным законами
Вологодской области "О территориальном
дорожном фонде" от 30.11.99 N 3436-ОЗ, от 21.11.2000 N
585-ОЗ.
Возвратить Сбербанку России в
лице Вологодского отделения N 8638 из бюджета
1300 руб. государственной пошлины за
рассмотрение дела в суде первой,
апелляционной и кассационной
инстанций.
Председательствующий
АБАКУМОВА И.Д.
Судьи
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
ШЕВЧЕНКО А.В.