Постановление фас северо-западного округа от 16.09.2003 n а56-10393/03 организации федеральной почтовой связи, расположенные на территории санкт-петербурга, освобождаются от арендной платы за пользование находящимися в собственности санкт-петербурга объектами нежилого фонда по договорам аренды, при заключении которых одной из сторон выступает куги.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2003 года Дело N
А56-10393/03
Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в составе
председательствующего Сергеевой И.В., судей
Власовой М.Г., Рудницкого Г.М., при участии от
ФГУП "Управление федеральной почтовой
связи Санкт-Петербурга и Ленинградской
области" Афанасенко Н.И. (доверенность от
06.03.2003 N 30), рассмотрев в открытом судебном
заседании кассационную жалобу Комитета по
управлению городским имуществом
Санкт-Петербурга на решение Арбитражного
суда города Санкт-Петербурга и
Ленинградской области от 13.05.2003 по делу N
А56-10393/03 (судья Кашина
Т.А.),
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению
городским имуществом Санкт-Петербурга
(далее - КУГИ) обратился в Арбитражный суд
города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области с иском к федеральному
государственному унитарному предприятию
"Управление федеральной почтовой связи
Санкт-Петербурга и Ленинградской области"
(далее - Управление) о взыскании 1494936 руб. 95
коп., в том числе 1117443 руб. 82 коп.
задолженности по арендной плате за период с
01.01.2002 по 31.12.2002 и 377493 руб. 13 коп. пеней на
основании договора от 17.05.95 N 07-А-000234 аренды
нежилых помещений общей площадью 1519,5 кв.м,
расположенных по адресу: Санкт-Петербург,
пр. Энергетиков, д. 42.
Решением суда от
13.05.2003 с Управления в пользу КУГИ взыскано
798536 руб. 44 коп. долга за период с 01.01.2002 по
04.11.2002 и 30000 руб. пеней, уменьшенных судом в
соответствии со статьей 333 Гражданского
кодекса Российской Федерации; в остальной
части иска отказано.
В апелляционной
инстанции решение суда не
пересматривалось.
В кассационной
жалобе КУГИ просит изменить решение от
13.05.2003 и удовлетворить исковые требования в
полном объеме, ссылаясь на неправильное
применение судом норм материального права.
По мнению подателя жалобы, спорные
правоотношения регулируются федеральным
законодательством, а Закон
Санкт-Петербурга от 26.09.2002 N 406-42 "О
государственной поддержке органами
государственной власти Санкт-Петербурга
организаций федеральной почтовой связи,
расположенных на территории
Санкт-Петербурга" (далее - Закон
Санкт-Петербурга от 26.09.2002 N 406-42) не содержит
нормы гражданского права: названный закон
не может рассматриваться как выражающий
волю собственника, поскольку полномочия
такового осуществляет КУГИ; закон не
является основанием для изменения
конкретного договора аренды.
В судебном
заседании представитель Управления против
удовлетворения жалобы возражал, считая, что
в соответствии с Законом Санкт-Петербурга
от 26.09.2002 N 406-42 после 04.11.2002 с организаций
почтовой связи арендная плата не должна
взыскиваться.
КУГИ о времени и месте
рассмотрения жалобы извещен надлежащим
образом, своего представителя в заседание
суда не направил, что в силу статьи 284
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации не может служить
препятствием для рассмотрения дела в его
отсутствие.
Законность обжалуемого
судебного акта проверена в кассационном
порядке.
Как следует из материалов дела,
между КУГИ и Управлением заключен договор
от 17.05.95 N 07-А-000234 аренды нежилых помещений,
расположенных по указанному выше адресу.
Размер и порядок внесения арендных
платежей установлены в разделе 3 договора. В
дальнейшем в части размера арендной платы в
договор вносились изменения.
В связи с
ненадлежащим исполнением арендатором
обязательств по перечислению арендной
платы КУГИ обратился в арбитражный суд с
данным иском.
Удовлетворяя иск
частично, суд сослался на статью 2 Закона
Санкт-Петербурга от 26.09.2002 N 406-42, вступившего
в действие 04.11.2002. Согласно данной статье
организации федеральной почтовой связи,
расположенные на территории
Санкт-Петербурга, освобождаются от
арендной платы за пользование находящимися
в собственности Санкт-Петербурга объектами
нежилого фонда, расположенными на
территории Санкт-Петербурга, в отношении
которых осуществляются полномочия
территориальных исполнительных органов
государственной власти Санкт-Петербурга по
договорам, при заключении которых одной из
сторон выступает Санкт-Петербург.
Сдача
имущества в аренду является одним из
способов распоряжения собственником своим
имуществом. В силу статей 125, 214 Гражданского
кодекса Российской Федерации от имени
субъектов Российской Федерации права
собственника осуществляют органы в рамках
их компетенции, установленной актами,
определяющими статус этих органов.
Как
следует из статей 71, 72 Конституции
Российской Федерации, вопросы
собственности субъекта Российской
Федерации не входят в ведение Российской
Федерации, а также в совместное ведение
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации. Согласно статье 73
Конституции Российской Федерации вне
пределов ведения Российской Федерации и
полномочий Российской Федерации по
предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации
последние обладают всей полнотой
государственной власти.
В соответствии
со статьей 76 Конституции Российской
Федерации субъекты Российской Федерации
осуществляют собственное правовое
регулирование, включая принятие законов.
Подпунктом "ж" пункта 2 статьи 5
Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" к полномочиям
законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации отнесено
установление порядка управления и
распоряжения собственностью субъекта
Российской Федерации.
Размер арендной
платы за имущество, находящееся в
собственности Санкт-Петербурга,
определяется в соответствии с Законом
Санкт-Петербурга от 18.09.97 N 149-51 (с
последующими изменениями), которым
руководствуется КУГИ при заключении
договоров аренды. Следовательно, и закон
Санкт-Петербурга, которым отдельные
категории пользователей имущества,
находящегося в собственности
Санкт-Петербурга, освобождаются от
арендной платы, не может не учитываться
КУГИ как органом, уполномоченным
собственником распоряжаться имуществом.
Довод подателя жалобы о том, что арендные
отношения между истцом и ответчиком
регулируются исключительно договором
аренды, изменения в который сторонами не
вносились, не может быть принят во внимание,
поскольку из содержания договора (с учетом
дополнительного соглашения от 19.12.98 к нему)
следует, что обязательства арендатора по
внесению арендной платы определяются в
соответствии с нормативными правовыми
актами Санкт-Петербурга по вопросам
установления арендной платы.
При таких
обстоятельствах, поскольку расчет
задолженности по арендным платежам был
произведен КУГИ с нарушением Закона
Санкт-Петербурга от 26.09.2002 N 406-42, суд
правомерно уменьшил размер взыскиваемой
суммы, ограничив период взыскания датой
вступления в действие указанного закона.
С учетом изложенного оснований для
изменения обжалуемого судебного акта не
имеется.
Руководствуясь статьями 287, 289
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области от 13.05.2003 по делу N
А56-10393/03 оставить без изменения, а
кассационную жалобу Комитета по управлению
городским имуществом Санкт-Петербурга - без
удовлетворения.
Председательствующий
СЕРГЕЕВА И.В.
Судьи
ВЛАСОВА М.Г.
РУДНИЦКИЙ Г.М.