Постановление фас северо-западного округа от 03.09.2003 n а42-8788/02-с4 неправомерен вывод суда о том, что предприниматель не может быть привлечен к налоговой ответственности за неуплату в 1999 году страховых взносов во внебюджетные фонды по мотивам того, что страховые взносы не являются налогами. взносы подпадают под определение налога, предусмотренное нк рф, следовательно, к плательщику, нарушающему порядок их уплаты, с 18.09.1999 могут быть применены меры ответственности по нк рф.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2003 года Дело N А42-8788/02-С4

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кирейковой Г.Г., Ломакина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.04.03 по делу N А42-8788/02-С4 (судья Востряков К.А.),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Асатиани Гела Карлович обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция) от 24.05.02 N 08.1-28/42/380.
Решением суда от 29.04.03 заявленные требования удовлетворены частично: решение налоговой инспекции признано недействительным в части начисления 40735 рублей налога с продаж, соответствующих пеней, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога с продаж в размере 8147 рублей, предложения уплатить подоходный налог в размере 3149 рублей 28 копеек, пени в размере 3791 рубля 71 копейки, страховых взносов в ФФОМС 52 рубля 50 копеек, страховых взносов в ТФОМС 892 рубля 30 копеек, страховых взносов в ПФ РФ - 7610 рублей 76 копеек, привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 629 рублей 86 копеек, привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 945 рублей 05 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в удовлетворенной части, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Налоговая инспекция и Асатиани Г.К. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства Асатиани Г.К. за период с 01.01.99 по 31.12.99, о чем составлен акт от 15.04.02 N 08.1-28/42-257. По результатам проверки вынесено решение от 24.05.02 N 08.1-28/42/380 о привлечении Асатиани Г.К. к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 12 статьи 122, статьей 123 и статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налогов и страховых взносов с соответствующими пенями.
В ходе проверки установлено, что в 1999 году Асатиани Г.К. реализовывал товары, облагаемые налогом с продаж, по ставкам 4 процента и 5 процентов. В налоговый орган им представлялись налоговые декларации по налогу с продаж, в которых раздельно указана реализация товаров, облагаемых по ставке 4 процента и по ставке 5 процентов.
Поскольку Асатиани Г.К. не вел раздельный учет реализации товаров, облагаемых по разным ставкам, налоговая инспекция доначислила ему налог с продаж, исходя из применения ставки 5 процентов ко всем реализуемым товарам.
Пунктом 3 статьи 2 Закона Мурманской области "О налоге с продаж" предусмотрено, что налогоплательщики обязаны вести раздельный учет реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом с продаж; в случае отсутствия раздельного учета реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщики уплачивают налог с продаж с общей суммы реализации товаров (работ, услуг).
Таким образом, раздельный учет является условием для применения льготы, связанной с полным освобождением ряда операций от уплаты налога. Вместе с тем налоговым законодательством Российской Федерации и Мурманской области не предусмотрено применение 5-процентной ставки в случае отсутствия раздельного учета операций, облагаемых налогом с продаж по разным ставкам.
Таким образом, отсутствие раздельного учета товаров, облагаемых по ставкам 4 процента и 5 процентов, не может являться основанием для доначисления ему налога с продаж, исходя из применения ставки 5 процентов ко всей реализации товаров за наличный расчет.
Ссылка налогового органа на Инструкцию Государственной налоговой инспекции по Мурманской области "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж на территории Мурманской области" отклоняется кассационной инстанцией, поскольку данный правовой акт в силу пункта 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации не относится к актам законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, решение суда первой инстанции в этой части соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
В ходе проверки также установлено, что Асатиани Г.К. не удержал подоходный налог и не начислил страховые взносы с сумм, выплаченных гражданину Кочневу О.В.
Налоговая инспекция указывает, что Кочнев О.В. не являлся индивидуальным предпринимателем, а следовательно, у его работодателя - Асатиани Г.К. - имелась обязанность по удержанию подоходного налога из выплаченных ему доходов и начислению страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
В соответствии со статьями 1, 2 и 4 Закона Российской Федерации "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" страховые взносы в Пенсионный фонд и в фонды обязательного медицинского страхования уплачивают индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору или выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским договорам; тариф страховых взносов устанавливается для работодателей-организаций и граждан.
Из смысла положений статей 7, 10 и 11 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" следует, что обязанность по удержанию подоходного налога и сумм выплаченных доходов и перечисление его в бюджет в 1999 году установлена только в отношении тех доходов, которые выплачивались лицам, состоящим с источником выплат в трудовых или приравненных к ним отношениях.
Судом первой инстанции установлено, что гражданин Кочнев О.В., являющийся индивидуальным предпринимателем, не состоял с Асатиани Г.К. в трудовых отношениях, а следовательно, у Асатиани Г.К. не было обязанности по удержанию из выплачиваемых ему сумм подоходного налога и начисления на эти суммы страховых взносов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств, что в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции в этой части также соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Налоговая инспекция не согласна с решением суда о признании недействительным ее решения в части привлечения Асатиани Г.К. к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату страховых взносов, уплачиваемых им как индивидуальным предпринимателем.
Суд первой инстанции указал на неправомерность привлечения налогоплательщика по итогам 1999 года к ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату страховых взносов, так как страховые взносы не являются налогами.
До вступления в действие первой части Налогового кодекса Российской Федерации ответственность за неуплату взносов во внебюджетные фонды регулировалась следующим законодательством.
Статьей 27 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что за отказ предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности от регистрации в качестве плательщиков страховых взносов, за сокрытие или занижение сумм, с которых должны начисляться страховые взносы, за нарушение установленных сроков их уплаты к плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции. Уплата штрафа и (или) пени не освобождает страхователя от обязательств по медицинскому страхованию. При взыскании в бесспорном порядке штрафа и (или) пеней Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами, предоставленными налоговым органам Российской Федерации по взысканию не внесенных в срок налогов.
Пунктом 27 постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" предусмотрено, что к плательщикам, нарушающим порядок регистрации и уплаты страховых взносов (платежей), применяются следующие финансовые санкции: в случае сокрытия или занижения сумм, на которые должны начисляться страховые взносы (платежи), - штраф в размере страхового взноса (платежа) с сокрытой или заниженной суммы, взимаемый сверх причитающегося платежа с учетом пеней; при повторном в течение года нарушении - указанный штраф в двойном размере.
В соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 212, к плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяются финансовые санкции в виде взыскания всех сокрытых или заниженных при начислении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации сумм выплат в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере.
------------------------------------------------------------------
В оригинале документа, видимо, допущена опечатка: вместо "N 212" имеется в виду "N 2122-1".
------------------------------------------------------------------
Согласно пункту 18 Инструкции "О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование", утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018, на налоговые органы возложена обязанность контролировать полноту, правильность и своевременность внесения страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования. Пункт 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, устанавливает, что на плательщиков страховых взносов распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ, вступившим в действие с 18.08.99, в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения и дополнения, согласно которым органы внебюджетных фондов включены в состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и, соответственно, наделены полномочиями налоговых органов (пункт 7 статьи 9 и статья 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
С момента введения в действие указанного закона к отношениям с участием органов государственных внебюджетных фондов подлежат применению нормы кодекса, регулирующие полномочия налоговых органов как участников отношений, определенных статьей 2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе привлечение к ответственности за совершение правонарушений.
Статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность налогоплательщиков за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Пунктом 6 статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации взносы в государственные социальные внебюджетные фонды отнесены к федеральным налогам.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.98 N 7-П платежи во внебюджетные социальные фонды сходны по своей природе с налоговыми платежами.
Таким образом, взносы во внебюджетные фонды подпадают под понятие налога, которое дано в пункте 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, а следовательно, к плательщикам страховых взносов в фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты, с 18.08.99 применяются меры ответственности, предусмотренные главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку в данном случае сумма недоимки была определена по итогам 1999 года, то налоговая инспекция имела возможность привлечь налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако неправильный вывод суда в данном случае не повлек неправильного решения, так как судом первой инстанции установлено отсутствие вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения в связи с тем, что недоплата взносов произошла из-за изменения ставки подоходного налога и неверного расчета суммы страховых взносов органами ПФ РФ и ФОМС Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
Налоговая инспекция в кассационной жалобе эти выводы не оспаривает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
Поскольку в данном случае иного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, то суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу только в пределах приведенных в ней доводов.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части признания недействительным решения налоговой инспекции о привлечении Асатиани Г.К. к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату страховых взносов, уплачиваемых им как индивидуальным предпринимателем, соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.04.03 по делу N А42-8788/02-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий
КЛИРИКОВА Т.В.
Судьи
КИРЕЙКОВА Г.Г.
ЛОМАКИН С.А.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также