Постановление фас северо-западного округа от 25.08.2003 n а26-1817/03-211 суд признал незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в оставлении без рассмотрения заявления управления федеральной почтовой связи о возврате излишне уплаченного налога на имущество, поскольку в соответствии с п. а ст. 4 закона рф о налоге на имущество предприятий данным налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2003 года Дело N А26-1817/03-211

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Клириковой Т.В., Ломакина С.А., рассмотрев 19.08.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.04.2003 по делу N А26-1817/03-211 (судья Подкопаев А.В.),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи Республики Карелия" (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Республике Карелия (далее - инспекция), - оставления без рассмотрения заявления управления от 23.12.2002 N 09-02/192 о возврате 15969 руб. излишне уплаченного налога на имущество. При этом управление просило суд обязать инспекцию возвратить названную сумму налога с процентами, начисленными с 24.01.2003 на основании пункта 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В суде первой инстанции управление изменило заявленные требования в связи с получением ответа инспекции на заявление управления о возврате налога - письма от 21.01.2003 N 09-10. Управление просило признать недействительным названное письмо инспекции как ненормативный правовой акт, а также возвратить 15969 руб. налога на имущество и взыскать 732 руб. процентов за каждый день нарушения срока возврата. Измененные требования приняты судом.
Решением суда от 24.04.2003 заявление удовлетворено. Письмо инспекции от 21.03.2003 N 09-10 признано недействительным. Суд обязал инспекцию возвратить управлению истребуемую сумму налога и процентов в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права и отказать в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что по смыслу статей 78 и 79 НК РФ возврат излишне уплаченного или взысканного налога производится только в случае наличия у налогоплательщика переплаты по налогам. Поскольку у управления не имеется переплаты по налогу на имущество, оно должно уплачивать налог. Кроме того, инспекция полагает, что основанием для отказа в удовлетворении заявления является факт неиспользования управлением соответствующей налоговой льготы. Инспекция не оспаривает размер налога и процентов, взысканных судом в пользу заявителя.
Инспекция и управление о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, управление 23.12.2003 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате 15969 руб. излишне уплаченного налога на имущество за 2000 - 2002 годы. Инспекция письмом от 21.01.2003 N 09-10 отказала в возврате налога (листы дела 9 - 10, 75).
Согласно пункту "а" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" данным налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О почтовой связи" управление деятельностью в области почтовой связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти - Министерством Российской Федерации по связи и информации.
В статье 2 названного федерального закона указано, что организациями почтовой связи являются юридические лица, созданные в форме государственных унитарных предприятий и государственных учреждений на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, которое передается этим организациям на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Как видно из материалов дела, управление находится в ведении Министерства Российской Федерации по связи и информации и является государственным учреждением. Его имущество находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления (листы дела 41 - 42, 70).
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса казенного предприятия, признаются бюджетными учреждениями.
Финансирование управления из федерального бюджета подтверждается материалами дела и не оспаривается инспекцией.
Согласно статье 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику. Возврат этой суммы производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении срока возврата налога на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Факт уплаты управлением налога на имущество за 2000 - 2002 годы установлен судом и не оспаривается инспекцией (листы дела 12 - 39).
Следовательно, решение суда соответствует нормам материального права. Оспариваемое управлением письмо носит характер ненормативного правового акта, нарушает права и законные интересы заявителя. Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.04.2003 по делу N А26-1817/03-211 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
ЛОМАКИН С.А.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также