Постановление фас северо-западного округа от 22.08.2003 n а52/501/2003/2 поскольку нормами законодательства о налогах и сборах право налогоплательщика на возмещение экспортного ндс не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг), неправомерен отказ имнс в возмещении налогоплательщику указанного налога в связи с неподтверждением уплаты ндс в бюджет поставщиком экспортированного товара.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2003 года Дело N А52/501/2003/2

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Клириковой Т.В., рассмотрев 19.08.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову на решение от 27.03.2003 (судья Орлов В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 21.05.2003 (судьи Аброськина Е.И., Васильева О.Г., Манясева Г.И.) Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/501/2003/2,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Промпереработка" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову (далее - Инспекция), выразившихся в отказе в возмещении 2473502 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за сентябрь 2002 года и об обязании налогового органа возместить указанную сумму НДС.
Решением от 27.03.2003 суд удовлетворил заявленные требования на основании статей 165, 171 и пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Апелляционная инстанция постановлением от 21.05.2003 оставила решение суда без изменения, отклонив доводы налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению налогового органа, заявителем не соблюдено требование подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ, поскольку согласно представленной выписка банка фактически денежные средства поступили от "BlackStone Traiding Ltd", а не от компании "BlackStone Traiding Limited". Инспекция также указывает на отсутствие на товаросопроводительных документах отметки станции назначения и пограничных таможенных органов при пересечении границы Российской Федерации и на отсутствие в бюджете источника для возмещения НДС в связи с неполучением ответа по встречной проверке поставщика Общества.
Представители сторон, в установленном порядке извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела Общество 21.10.2002 представило в налоговый орган декларацию по ставке 0% за сентябрь 2002 года и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ и подтверждающие его право на возмещение 2473502 рублей НДС по экспорту. Инспекция, проверив документы в камеральном порядке, решением от 20.01.2003 N 18-13/101 отказала Обществу в возмещении 2473502 рублей НДС за сентябрь 2002 года, указав на неподтверждение факта поступления валютной выручки от иностранного лица, являющегося покупателем экспортированного товара; отсутствие отметки станции назначения и пограничных таможенных органов на товаросопроводительных документах, а также на неподтверждение уплаты НДС в бюджет поставщиком экспортированного товара.
Кассационная инстанция считает, что данное решение налогового органа не соответствует фактическим обстоятельствам, не основано на нормах налогового законодательства и правомерно признано судом недействительным.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме для подтверждения права на возмещение сумм НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган должен проверить обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов подтверждается документами, приведенными в статье 165 и в пункте 1 статьи 172 НК РФ. Согласно же пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг), не устанавливается и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками и производителями товаров (работ, услуг). Поэтому несостоятелен довод Инспекции об отсутствии у нее сведений, подтверждающих уплату НДС поставщиком заявителя.
Кроме того, в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ именно на налоговые органы возложена обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства. В случае выявления при проведении встречных проверок фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой
обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Неправомерным кассационная инстанция считает довод Инспекции о нарушении Обществом положений подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ, поскольку аббревиатура "Ltd" является общепринятым сокращением слова "Limited", что указано и в имеющемся в материалах дела письме иностранного покупателя от 01.09.2002 N 211 (лист дела 26).
Довод налогового органа об отсутствии на товаросопроводительных документах отметки станции назначения и пограничных таможенных органов при пересечении границы Российской Федерации опровергается имеющимися в материалах дела копиями документов, подлинники которых обозревал суд первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд правомерно решением от 27.03.2003 признал незаконными действия Инспекции, выразившиеся в отказе налогоплательщику в возмещении 2473502 рублей НДС по экспорту за сентябрь 2002 года, и обязал ее возместить указанную сумму налога.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.03.2003 и постановление апелляционной инстанции от 21.05.2003 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/501/2003/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову - без удовлетворения.
Председательствующий
ПАСТУХОВА М.В.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
КЛИРИКОВА Т.В.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также