Постановление фас северо-западного округа от 19.05.2003 n а56-17867/02 поскольку налогоплательщик имел в платежеспособных банках счета, на которых имелись реальные денежные средства и через которые осуществлялись расчеты с поставщиками, однако платежные поручения на уплату налогов налогоплательщик направлял в банк, на корреспондентском счете которого отсутствовали денежные средства, суд сделал правильный вывод о том, что налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате налогов в бюджет.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2003 года Дело N А56-17867/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества "Лужский мясокомбинат" Журавлевой Т.Ю. (доверенность от 07.04.2003), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области Потанькина М.Г. (доверенность от 11.04.2003 N 61/3487), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Лужский мясокомбинат" на решение от 25.11.2002 (судья Рыбаков С.П.) и постановление апелляционной инстанции от 20.02.2003 (судьи Звонарева Ю.Н., Петренко Т.И., Шульга Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17867/02,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Лужский мясокомбинат" (далее - ОАО "Лужский мясокомбинат", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании частично недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 13.11.2001 N 23/1637Т об уплате налоговых платежей в сумме 1950324 руб. 81 коп.
Решением суда от 25.11.2002 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.02.2003 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Лужский мясокомбинат" просит отменить решение и постановление и иск удовлетворить, ссылаясь на исполнение обязанности по уплате оспариваемой суммы налоговых платежей.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель налоговой инспекции просил оставить оспариваемые судебные акты в силе.
Проверив законность решения и постановления суда, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения ОАО "Лужский мясокомбинат" законодательства о налогах и сборах, в ходе которой выявлен ряд нарушений, в том числе непоступление в бюджет 1950324 руб. 81 коп. налоговых платежей по платежным документам, сданных Обществом в неплатежеспособный банк АКБ "СБС-АГРО", г. Москва, и ФАКБ "СБС-АГРО-Выборгский", г. Выборг.
По результатам проверки вынесено решение от 13.11.2001 N 23/2860 Р, в котором признана неисполненной обязанность Общества по уплате 1950324 руб. 81 коп. налоговых платежей, и направлено требование от 13.11.2001 N 23/1637Т об уплате Обществом вышеуказанной суммы.
Считая обязанность по уплате спорной суммы налоговых платежей исполненной, Общество оспорило требование налогового органа в арбитражном суде.
Суды подтвердили законность требования налогового органа, и кассационная инстанция считает такое решение законным и обоснованным.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2002 N 108-О указано, что конституционная обязанность налогоплательщика по уплате налога должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты налога в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. Повторное списание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения - публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет. При этом истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов.
Вопрос о том, может ли налог считаться уплаченным при формальном списании денежных средств со счета налогоплательщика в банке, если эти суммы реально не перечисляются в бюджет из-за фактического отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, рассмотрен Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 25.07.2001 N 138-О по ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.98.
В названном определении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что закрепленный в постановлении от 12.10.98 подход, допускающий распространение его правовой позиции только на добросовестных налогоплательщиков, предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаружившуюся недобросовестность налогоплательщиков и банков в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Судами установлено, что ОАО "Лужский мясокомбинат" 30.09.99 заключило с АКБ "СБС-АГРО" договор банковского счета и в период с октября 1999 по апрель 2000 года направляло в банк платежные поручения на уплату налоговых платежей в общей сумме 1950324 руб. 81 коп. Платежные поручения на уплату налоговых платежей направлялись Обществом только в коммерческий банк "СБС-АГРО". На основе анализа документов суды пришли к выводу об отсутствии реальных денежных средств как на счете Общества в этом банке, так и у банка (в том числе на корреспондентском счете), поэтому формальное списание денежных средств со счета налогоплательщика не могло повлечь их фактического изъятия у налогоплательщика и поступления в бюджет. В то же время ОАО "Лужский мясокомбинат" имело расчетные счета в других платежеспособных банках, на которых имелись реальные денежные средства (л.д. 14, 18, т. 2), но через эти счета осуществлялись расчеты с поставщиками товаров (работ, услуг).
Оценив представленные сторонами документы, суды признали Общество недобросовестным налогоплательщиком, а спорную сумму налоговых платежей - не уплаченной Обществом.
Этот вывод судов в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит переоценке судом кассационной инстанции.
Учитывая отсутствие у ОАО "Лужский мясокомбинат" одного из предусмотренных пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации условий для того, чтобы налог мог считаться уплаченным, кассационная инстанция не усматривает правовых оснований для отмены решения и постановления судов.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.11.2002 и постановление апелляционной инстанции от 20.02.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17867/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Лужский мясокомбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
НИКИТУШКИНА Л.Л.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также