Постановление фас северо-западного округа от 10.04.2003 n а66-8240-02 согласно нормам закона рф о несостоятельности (банкротстве) 1998 года заявление о признании отсутствующего должника банкротом могло быть подано налоговым или иным уполномоченным органом. однако в законе рф о несостоятельности (банкротстве) 2002 года налоговая инспекция в качестве уполномоченного органа не указана.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2003 года Дело N А66-8240-02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Изотовой С.В., судей Власовой М.Г. и Коняевой Е.В., рассмотрев 08.04.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 18.12.2002 по делу N А66-8240-02 (судьи Жукова В.В., Рощупкин В.А., Нофал Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Тверской области (далее - ИМНС) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании отсутствующего должника - товарищества с ограниченной ответственностью "Ния" (далее - ТОО "Ния") банкротом.
Решением от 18.12.2002 ТОО "Ния" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство сроком на один год, а территориальному органу Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Тверской области (далее - ТО ФСФО) предложено представить предложения по кандидатуре конкурсного управляющего.
В апелляционном порядке решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе ТО ФСФО просит решение отменить и передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, при принятии решения судом нарушены требования пункта 3 статьи 233 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", введенного в действие с 03.12.2002, согласно которому к процедуре конкурсного производства подлежат применению нормы Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
ТО ФСФО, ИМНС и ТОО "Ния" о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене в связи со следующим.
Производство по делу о банкротстве ТОО "Ния" возбуждено арбитражным судом 29.11.2002 на основании заявления налогового органа, уполномоченного в соответствии со статьей 177 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обращаться с таким заявлением; какие-либо процедуры банкротства не вводились. Конкурсное производство открыто на основании решения суда от 18.12.2002 о признании ТОО "Ния" несостоятельным как отсутствующего должника.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 233 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве 2002 года) по делам, производство по которым возбуждено до вступления в силу названного закона до момента завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу данного закона, применяются нормы Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". С момента завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу Закона о банкротстве 2002 года, положения названного закона применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения этой процедуры банкротства. Дальнейшее рассмотрение дела о банкротстве осуществляется в соответствии с Законом о банкротстве 2002 года, за исключением случая открытия конкурсного производства после завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу упомянутого закона. Только в этом случае к процедуре конкурсного производства применяются нормы Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Однако при принятии обжалуемого решения суд применил нормы Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", не подлежащего применению в силу пункта 3 статьи 233 Закона о банкротстве 2002 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 227 Закона о банкротстве 2002 года заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. Поскольку Правительством Российской Федерации не определены порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, то у арбитражного суда отсутствовали законные основания для рассмотрения заявления о признании ТОО "Ния" банкротом как отсутствующего должника.
В кассационной жалобе ТО ФСФО также указывает, что заявителем по настоящему делу не подтверждена готовность финансировать процедуру банкротства.
Кроме того, арбитражным судом неправильно применены также следующие нормы материального и процессуального права.
В Законе о банкротстве 2002 года налоговые органы в качестве органов, уполномоченных подавать заявления о признании отсутствующего должника банкротом, не указаны.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.11.2002 N 855 "Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства" и от 14.02.2003 N 100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих" предусмотрено, что уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого решения ИМНС не являлась уполномоченным органом. Доказательства того, что ТО ФСФО поддержал заявление налогового органа о признании отсутствующего должника банкротом, в материалах дела отсутствуют. Напротив, податель кассационной жалобы указывает на то, что он как уполномоченный орган не может поддержать заявление ИМНС.
При таких обстоятельствах, а также на основании пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве 2002 года и пункта 1 части первой статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу о признании ТОО "Ния" банкротом как отсутствующего должника, возбужденное по заявлению ИМНС, подлежит прекращению.
По делам о несостоятельности (банкротстве) арбитражный суд устанавливает факт неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (статья 2 Закона о банкротстве 2002 года). Следовательно, спор между лицами, участвующими в деле, отсутствует. Прекращение производства по делу не препятствует ТО ФСФО как уполномоченному органу самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом в порядке, установленном законом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18.12.2002 по делу N А66-8240-02 отменить.
Производство по делу прекратить.
Председательствующий
ИЗОТОВА С.В.
Судьи
ВЛАСОВА М.Г.
КОНЯЕВА Е.В.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также