Постановление фас северо-западного округа от 19.03.2003 n а26-4764/02-15 поскольку суд, обязывая правительство субъекта рф заключить договор о предоставлении в пользование территорий, необходимых для осуществления пользования животным миром и объектами охоты на условиях предложенного общественной организацией проекта договора, не проверил, соответствуют ли условия договора закону, принятый по делу судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2003 года Дело N
А26-4764/02-15
Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в составе
председательствующего Казанцевой Р.В.,
судей Грачевой И.Л., Матлиной Е.О., при
участии от Правительства Республики
Карелия Чеус С.В. (доверенность от 18.03.2003),
рассмотрев в открытом судебном заседании
кассационную жалобу Правительства
Республики Карелия на постановление
апелляционной инстанции от 25.12.2002
Арбитражного суда Республики Карелия по
делу N А26-4764/02-15 (судьи Тойвонен И.Ю.,
Кудрявцева Н.И., Тимошенко
А.С.),
УСТАНОВИЛ:
Местная общественная
организация "Кондопожское районное
общество охотников и рыболовов" (далее -
Общество) обратилось в арбитражный суд с
иском о понуждении Правительства
Республики Карелия (далее - Правительство
РК) к заключению договора о предоставлении
в пользование территорий (охотничьих
угодий), необходимых для осуществления
пользования животным миром (объектами
охоты) и ведения охотничьего хозяйства.
Решением от 25.10.2002 (судья Панова Т.Е.) в иске
отказано. Постановлением апелляционной
инстанции от 25.12.2002 решение отменено,
исковые требования удовлетворены.
Правительство РК обязано заключить договор
о предоставлении в пользование территорий
(охотничьих угодий), необходимых для
осуществления пользования животным миром
(объектами охоты) и ведения охотничьего
хозяйства, с Обществом на условиях
предложенного истцом проекта договора со
сроком его действия до 08.04.2012, согласно
сроку действия долгосрочной лицензии.
В
кассационной жалобе ее податель просить
отменить судебный акт, принятый
апелляционной инстанцией, которая
неправильно применила нормы материального
и процессуального права, и принять решение
об отказе в иске или направить дело на новое
рассмотрение.
В судебном заседании
представитель Правительства РК поддержал
доводы жалобы.
Общество надлежаще
извещено о месте и времени рассмотрения
жалобы, однако для участия в судебном
заседании представителя не направило, в
связи с чем жалоба рассмотрена в его
отсутствие.
Кассационная инстанция
проверила законность обжалуемого
судебного акта.
Как усматривается из
материалов дела, исковые требования
обоснованы положениями статьи 445
Гражданского кодекса Российской Федерации
и статьи 37 Федерального закона "О животном
мире".
Судом установлено, и эти
обстоятельства не оспариваются, что
подготовленный обществом проект договора о
предоставлении в пользование территорий,
акваторий, необходимых для осуществления
пользования животным миром, был направлен
Правительству РК.
Получив фактически
отказ заключить договор, считая
обязательным заключение договора с органом
исполнительной власти, Общество обратилось
в арбитражный суд.
Из материалов дела
следует, что в соответствии с распоряжением
от 08.04.2002 N 80р-П, изданным Правительством РК,
Обществу предоставлено право пользования
объектами животного мира, отнесенными к
объектам охоты, сроком на 10 лет, в границах
территорий (акваторий) согласно приложению.
Карелохотуправлением выдана долгосрочная
лицензия на пользование объектами
животного мира, в которой отражены
результаты согласования предоставления
территории с Кондопожским и Спасогубским
лесхозами Комитета природных ресурсов по
РК, Южным комземом Комзема по Республике
Карелия (л.д. 14 - 19, 20).
Как указано в
статье 6 вышеупомянутого закона, к
полномочиям органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в
области охраны и использования объектов
животного мира относятся, в частности,
предоставление права пользования
объектами животного мира, относящимися к
собственности субъектов Российской
Федерации; согласование интересов
пользователей животным миром с интересами
пользователей другими природными
ресурсами.
Предоставление животного
мира в пользование и порядок выдачи
лицензий регулируются статьями 36 и 37 того
же закона. Так, животный мир
предоставляется в пользование
соответствующими специальными
уполномоченными государственными органами
на основании решения Правительства
Российской Федерации в отношении объектов
животного мира, находящихся в федеральной
собственности, а в отношении объектов
животного мира, не находящихся в
федеральной собственности, - на основании
решения органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации.
Орган
исполнительной власти на основании
заключения соответствующего специально
уполномоченного государственного органа
принимает решение о предоставлении
заявленной территории, акватории,
необходимой для осуществления пользования
животным миром, согласовав с
собственниками земель, землевладельцами,
владельцами лесного фонда на указанной
территории, со специально уполномоченным
государственным органом управления и
использования водного фонда условия
предоставления этой территории, акватории.
Результаты согласования вносятся в
долгосрочную лицензию на пользование
животным миром. На основании согласования
орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации и пользователь
животным миром заключают договор о
предоставлении в пользование территорий,
акваторий, необходимых для осуществления
пользования животным миром, в соответствии
с гражданским, земельным, водным и лесным
законодательством.
Согласно положениям
статьи 33 вышеназванного закона
пользователь осуществляет принадлежащие
ему права владения и пользования объектами
животного мира на условиях и в пределах,
установленных законом, лицензией и
договором, с органом государственной
власти, предоставляющим соответствующую
территорию, акваторию для осуществления
пользования животным миром.
При таких
обстоятельствах вывод суда, содержащийся в
обжалуемом постановлении, о том, что
Федеральным законом "О животном мире" не
только прямо предусмотрено заключение
договора, но и определен субъектный состав
договора, сторонами в котором должны
выступать орган исполнительной власти
субъекта РФ, которым является
Правительство РК, и пользователь животным
миром, является правильным.
Приведенные
в жалобе доводы о том, что положения
вышеупомянутого закона, принятого в 1995
году, не подлежат применению и суду
надлежало руководствоваться нормами
Лесного кодекса РФ, неубедительны, в связи с
чем не могут быть приняты во внимание.
Вместе с тем, обязывая Правительство
Республики Карелия заключить договор на
условиях предложенного истцом проекта
договора, суд не проверил, соответствуют ли
условия договора закону.
Отсутствие
такого вывода в обжалуемом судебном акте не
позволяет кассационной инстанции признать
его законным, в связи с чем постановление
подлежит отмене, а дело - направлению на
новое рассмотрение в апелляционную
инстанцию, при котором суду надлежит учесть
изложенное и в зависимости от
установленных обстоятельств принять
решение.
Руководствуясь статьями 287, 288,
289 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление
апелляционной инстанции Арбитражного суда
Республики Карелия от 25.12.2002 по делу N
А26-4764/02-15 отменить.
Дело направить на
новое рассмотрение в апелляционную
инстанцию арбитражного
суда.
Председательствующий
КАЗАНЦЕВА
Р.В.
Судьи
ГРАЧЕВА И.Л.
МАТЛИНА
Е.О.