Постановление фас северо-западного округа от 28.06.2005 n а56-1787/2005 поскольку несоблюдение отделением фсс рф требований статьи 101 нк рф при привлечении общества к ответственности за непредставление расчетной ведомости по средствам фсс рф не привело к нарушению законных прав и интересов общества, которое могло воспользоваться своим правом на судебную защиту, у суда отсутствовали основания для отказа отделению фонда во взыскании с общества штрафа за данное правонарушение.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2005 года Дело N
А56-1787/2005
Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в составе
председательствующего Малышевой Н.Н., судей
Кочеровой Л.И., Кузнецовой Н.Г., при участии
от государственного учреждения -
Ленинградского регионального отделения
Фонда социального страхования Российской
Федерации Введенского А.Е. (доверенность от
02.04.04 N 00-13/01-2816), рассмотрев 28.06.05 в открытом
судебном заседании кассационную жалобу
государственного учреждения -
Ленинградского регионального отделения
Фонда социального страхования Российской
Федерации на решение Арбитражного суда
города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области от 28.02.05 по делу N А56-1787/2005 (судья
Масенкова
И.В.),
УСТАНОВИЛ:
Государственное
учреждение - Ленинградское региональное
отделение Фонда социального страхования
Российской Федерации (далее - фонд)
обратилось в Арбитражный суд города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области с
заявлением о взыскании с общества с
ограниченной ответственностью "БРИЗ" (далее
- общество) 1000 руб. штрафа за
непредставление расчетной ведомости по
средствам Фонда социального страхования
Российской Федерации за II квартал 2004
года.
Решением суда от 28.02.05 фонду
отказано в удовлетворении заявления.
В
апелляционной инстанции дело не
рассматривалось.
В кассационной жалобе
фонд просит отменить решение суда как
принятое с нарушением норм материального
права. По мнению подателя жалобы, отношения
в сфере обязательного социального
страхования не регулируются
законодательством о налогах и сборах,
поэтому суд ошибочно сослался на положения
статьи 101 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ).
Кассационная
жалоба рассмотрена в отсутствие
представителей общества, надлежащим
образом извещенного о времени и месте
судебного заседания.
В судебном
заседании представитель фонда поддержал
доводы кассационной жалобы.
Законность
обжалуемого судебного акта проверена в
кассационном порядке.
Как видно из
материалов дела, общество не представило в
фонд расчетную ведомость по форме 4-ФСС РФ
за II квартал 2004 года, что послужило
основанием для принятия заявителем решения
от 05.11.04 N 641 о привлечении страхователя к
ответственности в виде взыскания 1000 руб.
штрафа. Общество не уплатило штраф в
добровольном порядке, поэтому фонд
обратился с заявлением в суд.
Решением
от 28.02.05 суд отказал в удовлетворении
заявления, указав на нарушение заявителем
порядка привлечения общества к
ответственности, предусмотренного статьей
101 НК РФ.
Кассационная инстанция считает
выводы суда ошибочными, а решение -
подлежащим отмене.
В соответствии с
подпунктом 17 пункта 2 статьи 17 Федерального
закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном
социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ)
страхователь обязан представлять
страховщику отчетность по установленной
страховщиком форме.
В силу абзаца
второго пункта 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ
страхователи ежеквартально не позднее 15-го
числа месяца, следующего за истекшим
кварталом, представляют в установленном
порядке страховщику по месту их
регистрации отчетность по форме,
установленной страховщиком.
Форма
расчетной ведомости по средствам Фонда
социального страхования Российской
Федерации (форма 4-ФСС РФ) утверждена
постановлением Фонда социального
страхования Российской Федерации от 01.12.03 N
130.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N
125-ФЗ нарушение срока представления
страховщику отчетности по установленной
форме или ее непредставление влечет
взыскание штрафа в размере 1000 руб. (абзац
шестой). Привлечение страхователя к
ответственности осуществляется
страховщиком в порядке, аналогичном
порядку, установленному Налоговым кодексом
Российской Федерации для привлечения к
ответственности за налоговые
правонарушения (абзац седьмой).
Аналогия в данном случае означает, что
страховщик пользуется правами и несет
обязанности налоговых органов,
предусмотренные Налоговым кодексом
Российской Федерации (пункт 1 статьи 34.1 НК
РФ), а страхователи наделяются правами
налогоплательщиков (плательщиков сборов),
установленными статьей 21 НК РФ.
Статьей
101 НК РФ предусмотрен общий порядок
привлечения налогоплательщика
(плательщика сбора или налогового агента) к
налоговой ответственности, который
отделение фонда обязано соблюдать при
выявлении им правонарушения в ходе
осуществления налогового контроля в любой
предусмотренной статьей 82 НК РФ форме.
Общество имело возможность представить
свои возражения по заявлению фонда и
доказательства, их подтверждающие,
непосредственно в судебное заседание,
однако не воспользовалось этим правом.
Таким образом, нарушение фондом требований
статьи 101 НК РФ не могло привести к
нарушению законных интересов общества,
поскольку оно могло воспользоваться своим
правом на судебную защиту. Поэтому решение
суда, основанное на нарушении фондом статьи
101 НК РФ, является ошибочным.
При таких
обстоятельствах у суда отсутствовали
основания для отказа в удовлетворении
заявления о взыскании с общества 1000 руб.
штрафа за непредставление расчетной
ведомости за II квартал 2004 года.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1
статьи 287 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области от 28.02.05 по делу N
А56-1787/2005 отменить.
Взыскать с общества с
ограниченной ответственностью "БРИЗ" в
доход государственного учреждения -
Ленинградского регионального отделения
Фонда социального страхования Российской
Федерации 1000 руб. штрафа.
Взыскать с
общества с ограниченной ответственностью
"БРИЗ" в доход федерального бюджета 1100 руб.
государственной пошлины за рассмотрение
дела в судах первой и кассационной
инстанций.
Председательствующий
МАЛЫШЕВА Н.Н.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.