Постановление фас волго-вятского округа от 03.10.2002 n а38-14/37-02 деятельность по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными) не освобождена от применения контрольно-кассовых машин при денежных расчетах с населением.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 3 октября 2002 года Дело N А38-14/37-02

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Забурдаевой И.Л., судей Масловой О.П., Базилевой Т.В., при участии представителей от истца: Глазковой Т.В. (доверенность от 01.10.02 N 04/16527), Чепурнова В.В. (доверенность от 03.01.02 N 06/03), от ответчика: Ширшова В.А. - предпринимателя (паспорт серии I-ЕС N 524673, выданный ОВД Ленинского района г. Йошкар - Ола); Никифорова В.А. (доверенность от 22.04.02 N Д-425) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ширшова Владимира Алексеевича на решение от 25.04.02 и на постановление апелляционной инстанции от 26.07.02 по делу N А38-14/37-02 Арбитражного суда Республики Марий Эл, принятые судьями Поповой Г.Г., Васютиным Е.З., Лабжания Л.Д., Ширковой Г.Ю. по иску Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Йошкар-Оле к индивидуальному предпринимателю Ширшову Владимиру Алексеевичу о взыскании штрафа в сумме 5000 рублей (с учетом изменения 4800 рублей) за осуществление денежных расчетов населением без применения контрольно-кассовой машины и
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Йошкар-Оле обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к индивидуальному предпринимателю Ширшову Владимиру Алексеевичу о взыскании штрафа в сумме 5000 рублей за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины (далее - ККМ).
Решением суда от 25.04.02 иск удовлетворен, с предпринимателя взыскан штраф в сумме 4800 рублей (200 рублей зачтено налоговым органом в счет уплаты штрафа).
Постановлением апелляционной инстанции от 26.07.02 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, индивидуальный предприниматель Ширшов В.А. обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение, поскольку судом неправильно применены статьи 426, 784, 786, 789 Гражданского кодекса Российской Федерации; статьи 10, 27, 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.84; статьи 1.7, 2.1, 2.2, 14.5, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.01; статьи 6, 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
По мнению заявителя, перевозка пассажиров осуществлялась автобусом в режиме транспорта общего пользования, а не маршрутного такси, поэтому применение контрольно-кассовой машины для ответчика необязательно.
Кроме того, заявитель считает, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действии Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и статьей 14.5 названного Кодекса сумма штрафа должна быть уменьшена, поскольку ответственность за неприменение контрольно-кассовых машин данными нормативно-правовыми актами смягчена.
Подробно доводы ответчика изложены в кассационной жалобе и подтверждены представителями в судебном заседании.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Йошкар-Оле (далее Инспекция) в отзыве на кассационную жалобу и ее представители в судебном заседании против доводов заявителя возразили, считают решение и постановление законными и обоснованными.
Правильность применения Арбитражным судом Республики Марий Эл норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Йошкар-Оле совместно с Управлением федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Марий Эл 20.11.01 была проведена проверка соблюдения правил применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением при перевозке пассажиров в маршрутном такси Ширшова В.А.
В ходе проверки было установлено, что предприниматель осуществляет перевозку пассажиров с использованием автотранспортного средства ГАЗ 322132, государственный номер В 733 ВМ без применения кассового аппарата.
Постановлением начальника Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Йошкар-Оле от 27.11.01 N 1069 на предпринимателя Ширшова В.А. наложен штраф в сумме 5000 руб., предусмотренный статьей 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Поскольку предпринимателем штраф добровольно уплачен не был, то Инспекция обратилась с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя иск, Арбитражный суд Республики Марий Эл, руководствуясь статьями 6, 7 Закона РСФСР "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", статьей 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, исходил из того, что услуги по перевозке пассажиров производятся предпринимателем в режиме маршрутного такси.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" осуществление торговых операций или оказание услуг на территории Российской Федерации производится всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Правительством Российской Федерации утвержден перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
Согласно пункту 1 Перечня, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 917), организации, предприятия, учреждения и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части оказания услуг населению могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Минфином Российской Федерации по согласованию с Государственной экспертной комиссией по ККМ, за исключением услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными).
Материалы дела свидетельствуют о том, что распоряжением мэра г. Йошкар-Олы N 393-р от 15.06.01 ответчику разрешено использовать линейные сооружения пассажирского транспорта для осуществления пассажирских перевозок маршрутными такси.
Стоимость билета, выдаваемого пассажирам, соответствует тарифам, установленным для маршрутного такси.
Кроме того в расчете единого налога на вмененный доход ответчиком указана базовая доходность, соответствующая виду деятельности, - оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Марий Эл на основании всестороннего, объективного и полного исследования доказательств пришел к правильному выводу, что перевозки пассажиров Ширшовым В.А. осуществляются в режиме маршрутного такси.
Документально выводы суда заявителем не опровергнуты.
Факт предоставления права бесплатного и льготного проезда для отдельных категорий граждан как признак перевозок автобусом в режиме общего пользования материалами дела не подтвержден.
Паспорт маршрута N 18 городского пассажирского транспорта, утвержденный главой администрации г. Йошкар-Олы Тарковым В.В. 12.07.02, определяющий вид маршрута как пригородный - автобусный, на момент проверки у ответчика отсутствовал, поэтому судом во
внимание не принимается.
На основании вышеизложенного суд сделал обоснованный вывод о совершении ответчиком правонарушения, выражающегося в неприменении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, ответственность за которое предусмотрена статьей 7 Закона Российской Федерации "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением" и статьей 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Довод ответчика, изложенный в кассационной жалобе, о степени вины и соответственно размере наложенного штрафа в контекстах статьи 6 Закона Российской Федерации "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые смягчают ответственность за неприменение ККМ, судом по заявлению ответчика не рассматривался, поскольку постановлением Инспекции от 01.10.02 N 01-П размер штрафа пересмотрен и установлен в минимальном размере - 3000 рублей.
При принятии решения Арбитражным судом Республики Марий Эл нормы материального права применены правильно. Нарушений процессуального законодательства, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся бесспорным основанием к отмене судебного акта, не установлено. Поэтому данный судебный акт является законным и не подлежит направлению на новое рассмотрение.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25 апреля 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 26 июля 2002 года Арбитражного суда Республики Марий Эл по делу N А38-14/37-02 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ширшова Владимира Алексеевича - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине отнести на индивидуального предпринимателя Ширшова Владимира Алексеевича.
Индивидуальному предпринимателю Ширшову Владимиру Алексеевичу выдать справку на возврат 80 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
ЗАБУРДАЕВА И.Л.
Судьи
МАСЛОВА О.П.
БАЗИЛЕВА Т.В.

Постановление фас волго-вятского округа от 03.10.2002 n а28-3512/02-87/4 исковые требования удовлетворены в части взыскания суммы основного долга по поставке, поскольку материалами подтверждается факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате товара, размер неустойки уменьшен в связи с ее явной несоразмерностью последствия нарушения обязательства.  »
Судебная практика (Волговятский регион) »
Читайте также