Постановление фас волго-вятского округа от 13.08.2002 n а29-629/02а обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговый орган.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке
законности и
обоснованности решений
(определений,
постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 13 августа
2002 года Дело N А29-629/02А
Федеральный
арбитражный суд Волго - Вятского округа в
составе: председательствующего Шутиковой
Т.В., судей: Бердникова О.Е., Чигракова А.И.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в заседании кассационную жалобу
Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по городу
Сыктывкару на решение от 04.04.02 и
постановление апелляционной инстанции от
03.06.02 по делу N А29-629/02А Арбитражного суда
Республики Коми (судьи: Макарова Л.Ф.,
Протащук В.Г., Леушина И.Б., Борлакова
Р.А.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по
городу Сыктывкару (далее - Инспекция)
обратилась в Арбитражный суд Республики
Коми с иском к индивидуальному
предпринимателю Максимову Андрею
Анатольевичу о взыскании 10000 рублей штрафа
на основании пункта 2 статьи 116 Налогового
кодекса Российской Федерации.
Определением от 14.03.02 к участию в деле на
стороне истца в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований на
предмет спора, привлечена администрация
муниципального образования "Город
Сыктывкар".
Решением от 04.04.02 в
удовлетворении исковых требований
отказано.
Постановлением апелляционной
инстанции от 03.06.02 решение оставлено без
изменения.
Не согласившись с принятыми
судебными актами, Инспекция обратилась в
Федеральный арбитражный суд Волго -
Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что судом неправильно
применены пункт 2 статьи 23, пункты 1, 3 статьи
83, пункт 2 статьи 116 Налогового кодекса
Российской Федерации, не учтен пункт 39
постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от
28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения
части первой Налогового кодекса Российской
Федерации".
По мнению заявителя,
поскольку индивидуальный предприниматель
Максимов А.А. не встал на налоговый учет в
течение десяти дней после его
государственной регистрации 25.07.01, то
обоснованно привлечен к ответственности за
нарушение установленного срока подачи
заявления о постановке на учет в налоговый
орган. В связи с этим заявитель просит
судебные акты отменить, исковые требования
удовлетворить.
Отзыв на кассационную
жалобу в суд не поступил.
Стороны,
надлежащим образом извещенные о времени и
месте рассмотрения кассационной жалобы, в
судебное заседание представителей не
направили, поэтому дело рассмотрено без их
участия.
Правильность применения
Арбитражным судом Республики Коми норм
материального и процессуального права
проверена Федеральным арбитражным судом
Волго - Вятского округа в порядке,
установленном статьями 171 и 174 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации.
Как следует из материалов
дела, Максимов Андрей Анатольевич
зарегистрирован в качестве
индивидуального предпринимателя
администрацией города Сыктывкара 20.10.97
(свидетельство о государственной
регистрации N 1425/97) для осуществления
торгово - закупочной деятельности и
деятельности по изготовлению корпусной и
мягкой мебели.
25.07.01 Максимов А.А.
повторно был зарегистрирован
администрацией города Сыктывкара в
качестве индивидуального предпринимателя
для осуществления торгово - закупочной
деятельности и организации концертно -
развлекательных программ (свидетельство о
государственной регистрации N 631/2001), о чем
регистрирующий орган сообщил Инспекции.
Инспекцией Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по городу
Сыктывкару проведена камеральная
налоговая проверка индивидуального
предпринимателя Максимова А.А. В ходе
проверки установлено, что заявление о
постановке на учет в налоговом органе по
месту жительства в налоговый орган от
Максимова А.А. не поступало.
Данное
нарушение зафиксировано в акте проверки от
30.11.01 N 415, на основании которого
заместителем руководителя Инспекции
принято решение от 14.12.01 N 415 о привлечении
предпринимателя Максимова А.А. к налоговой
ответственности на основании пункта 2
статьи 116 Налогового кодекса Российской
Федерации за нарушение установленного
срока постановки на учет в налоговом органе
в виде взыскания штрафа в размере 10000
рублей. Предпринимателю предложено
уплатить налоговую санкцию в срок,
установленный в требовании от 14.12.01 N 415.
Поскольку в добровольном порядке штраф не
уплачен, Инспекция обратилась с иском в
арбитражный суд за его принудительным
взысканием.
Арбитражный суд Республики
Коми, отказывая налоговому органу в
удовлетворении иска, руководствовался
пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 83,
пунктом 2 статьи 85, пунктом 2 статьи 116
Налогового кодекса Российской Федерации,
статьей 4 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской
Федерации", статьей 8 Федерального закона "О
введении в действие части первой
Налогового кодекса Российской Федерации",
статьей 53 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации. При этом суд
исходил из того, что поскольку на момент
государственной регистрации Максимова А.А.
в качестве индивидуального
предпринимателя 20.10.97 законодательством не
была предусмотрена ответственность
индивидуальных предпринимателей за
несвоевременную постановку на налоговый
учет, то нормы статьи 116 Налогового кодекса
Российской Федерации в настоящее время к
предпринимателю применимы быть не могут.
Рассмотрев кассационную жалобу,
Федеральный арбитражный суд Волго -
Вятского округа не нашел правовых
оснований для отмены принятых судебных
актов.
Пунктом 3 статьи 83 Налогового
кодекса Российской Федерации установлено,
что заявление о постановке на учет
организации или физического лица,
осуществляющего деятельность без
образования юридического лица, подается в
налоговый орган соответственно по месту
нахождения или по месту жительства в
течение десяти дней после их
государственной регистрации.
Нарушение
налогоплательщиком указанного срока на
срок более девяноста дней в силу пункта 2
статьи 116 Налогового кодекса Российской
Федерации влечет взыскание штрафа в
размере 10000 рублей.
Таким образом, при
привлечении предпринимателя к налоговой
ответственности за нарушение
установленного срока подачи заявления о
постановке на учет в налоговом органе
существенное значение имеет дата его
государственной регистрации. При этом
согласно пункту 2 статьи 85 Налогового
кодекса Российской Федерации органы,
регистрирующие физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, обязаны сообщать в налоговый орган по
месту своего нахождения о физических лицах,
которые зарегистрировались или прекратили
свою деятельность в качестве
индивидуальных предпринимателей, в течение
десяти дней после выдачи свидетельства о
регистрации, его изъятия либо истечения
срока действия.
Материалами дела
установлено, что сообщение о прекращении
Максимовым А.А. деятельности в качестве
индивидуального предпринимателя в
налоговый орган не поступало.
На
основании статьи 53 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации каждое лицо, участвующее в деле,
должно доказать те обстоятельства, на
которые оно ссылается как на основание
своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств,
свидетельствующих о факте налогового
правонарушения и виновности лица в его
совершении в соответствии с пунктом 6
статьи 108 Налогового кодекса Российской
Федерации, возлагается на налоговый
орган.
В материалах дела имеются два
свидетельства о государственной
регистрации Максимова А.А. в качестве
индивидуального предпринимателя: от 20.10.97 N
1425/97 и от 25.07.01 N 631/2001. При этом Инспекция не
представила доказательств, подтверждающих
факт прекращения налогоплательщиком своей
деятельности по свидетельству от 20.10.97 N
1425/97. Следовательно, датой регистрации
Максимова А.А. в качестве индивидуального
предпринимателя суд обоснованно признал
20.10.97.
Поскольку до вступления в силу
части первой Налогового кодекса Российской
Федерации ответственность за невыполнение
обязанности встать на учет в налоговом
органе отсутствовала, то у Инспекции в силу
пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса
Российской Федерации не было оснований для
привлечения налогоплательщика к
ответственности за невыполнение
обязанности, предусмотренной пунктом 3
статьи 83 Налогового кодекса Российской
Федерации.
На основании изложенного и с
учетом обстоятельств дела Арбитражный суд
Республики Коми правомерно отказал
Инспекции во взыскании с индивидуального
предпринимателя Максимова А.А. штрафа по
пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса
Российской Федерации.
В силу статьи 174
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, устанавливающей
пределы рассмотрения дела в кассационной
инстанции, последняя не вправе производить
переоценку обстоятельств, установленных
судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы заявителя кассационной жалобы
отклоняются как необоснованные.
Нормы
материального права применены Арбитражным
судом Республики Коми правильно. Нарушений
норм процессуального права, являющихся в
силу части 3 статьи 176 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации безусловным основанием для
отмены судебных актов, кассационной
инстанцией не установлено.
Вопрос о
распределении судебных расходов не
рассматривался, так как заявитель в силу
пункта 3 статьи 5 Закона Российской
Федерации "О государственной пошлине" от
уплаты государственной пошлины
освобожден.
Руководствуясь статьями 174,
175 (пунктом 1) и 177 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд
Волго - Вятского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.04.02 и
постановление апелляционной инстанции от
03.06.02 Арбитражного суда Республики Коми по
делу N А29-629/02А оставить без изменения, а
кассационную жалобу Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по городу Сыктывкару - без
удовлетворения.
Постановление вступает
в законную силу с момента его принятия и
обжалованию не
подлежит.
Председательствующий
ШУТИКОВА Т.В.
Судьи
БЕРДНИКОВ О.Е.
ЧИГРАКОВ А.И.