Постановление фас восточно-сибирского округа от 09.12.2010 по делу n а10-6182/2009 суд правомерно отказал в удовлетворении заявления о признании действий ооо по повышению заработной платы работнику добросовестными, по повышению заработной платы генеральному директору ооо законными, а также взыскании с регионального отделения фонда социального страхования недоплаты пособия по беременности и родам, поскольку установил, что обществом была создана искусственная ситуация с целью возмещения в завышенном размере денежных средств из фонда социального страхования.суд первой инстанции арбитражный суд республики бурятия

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2010 г. N А10-6182/2009
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Новогородского И.Б., Первушиной М.А.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2010 года по делу Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-6182/2009 (суд апелляционной инстанции: Капустина Л.В., Стасюк Т.В., Юдин С.И.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Апельсин" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее - учреждение) о признании действий общества добросовестными, повышения заработной платы генеральному директору общества до 30 000 рублей законным и взыскании 47 101 рублей 37 копеек недоплаты пособия по беременности и родам.
Определением суда первой инстанции от 18 февраля 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Игумнова В.М.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 апреля 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2010 года решение суда отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд не учел, что общество перечисляло взносы на другой совершенно самостоятельный вид страхования, в связи с чем не подтвердило факт оплаты взносов, за счет которых оплачивается пособие по беременности и родам. Судом апелляционной инстанции не дана оценка злоупотреблению общества правом, выраженным в создании искусственной ситуации с целью возмещения денежных средств из Фонда социального страхования РФ в завышенном размере.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Игумнова В.М. является участником ООО "Апельсин" и его генеральным директором. Согласно сводной ведомости заработная плата Игумновой В.М. в период с октября 2008 года по март 2009 года составляла 5 440 рублей, а с апреля 2009 года увеличена до 30 000 рублей. В соответствии с листком нетрудоспособности ВТ N 1804130 Игумнова В.М. с 21.09.2009 находилась в отпуске по беременности и родам. В связи с выплатой Игумновой В.М. пособия по беременности и родам в сумме 72 589 рублей 81 копейка общество обратилось в учреждение с заявлением о возмещении понесенных расходов.
Учреждением была проведена камеральная проверка представленных документов, по итогам которой составлен акт от 05.10.2009 N 4721. На основании данного акта 22.10.2009 учреждением было вынесено решение N 4721, в соответствии с которым возмещено 25 038 рублей 90 копеек, в возмещении остальной заявленной суммы отказано. Посчитав незаконным бездействие учреждение, выраженное в невозмещении 47 101 рублей 37 копеек заявленных расходов, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обществом была создана искусственная ситуация с целью возмещения денежных средств из Фонда социального страхования РФ в завышенном размере.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что общество вправе самостоятельно устанавливать размер оплаты труда своим работникам. За спорный период общество уплачивало страховые взносы исходя из действительного размера оплаты труда директора общества, следовательно, вправе рассчитывать на их возмещение.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 22 указанного Федерального закона, основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно нормам пунктов 1 и 4 статьи 13 указанного закона назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи). В случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 N 22, (далее - Инструкция) за счет средств обязательного социального страхования страхователи, выступающие в качестве работодателей, осуществляют расходы (далее - расходы по обязательному социальному страхованию), в том числе на выплату работникам пособия по беременности и родам.
Исходя из пункта 2.4 указанной Инструкции, расходы по обязательному социальному страхованию, предусмотренные пунктом 2.1 настоящей Инструкции, осуществляются страхователями-работодателями через их бухгалтерии.
Ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Страхователь-работодатель обеспечивает хранение документов, являющихся основанием для назначения пособий по обязательному социальному страхованию и подтверждающих произведенные им расходы на цели обязательного социального страхования.
Согласно положениям пункта 2.5 названной Инструкции страхователи-работодатели, являющиеся плательщиками единого социального налога, осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд.
В случае превышения суммы расходов по обязательному социальному страхованию над суммой начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, а также страхователям, имеющим налоговые льготы по уплате единого социального налога в соответствии с пунктом 1 статьи 239 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию выделяются отделением (филиалом отделения) Фонда в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящей Инструкции.
В соответствии с пунктом 3.2 Инструкции отделения (филиалы отделения) Фонда выделяют средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию страхователям-работодателям, являющимся плательщиками единого социального налога, - в сумме расходов по обязательному социальному страхованию, превышающих сумму начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд.
Исходя из пункта 3.3 Инструкции, выделение средств страхователям-работодателям, указанным в пункте 3.2 настоящей Инструкции, осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда на основании следующих документов:
письменного заявления страхователя;
расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) и (или) отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей (форма 4а-ФСС РФ), за отчетный период или промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда за соответствующий календарный месяц, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию;
копий платежных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий период единого социального налога (кроме страхователей, имеющих льготы по уплате единого социального налога), единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения;
заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию.
При выделении средств страхователям-работодателям, являющимся плательщиками единого социального налога, в случае необходимости, отделение (филиал отделения) Фонда проводит документальную камеральную или выездную проверку.
Выделение средств страхователям-работодателям осуществляется по решению руководителя или заместителя руководителя отделения (филиала отделения) Фонда в двухнедельный срок после представления страхователем всех необходимых документов.
Вместе с тем в соответствии с представленной обществом формой 4-ФСС за 9 месяцев 2009 года уплата единого социального налога не производилась, в форме нет данных.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не указанных в настоящем пункте, осуществляются налогоплательщиками в соответствии с иными режимами налогообложения.
Таким образом, общество не было освобождено от уплаты единого социального налога.
Платежные поручения, представленные обществом, в соответствии с указанной формой и реквизитами, указанными в платежных поручениях, оформлены по уплате средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ" Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховые взносы на цели, предусмотренные данным законом, уплачиваются отдельно от ЕСН.
Следовательно, обществом не были уплачены в составе ЕСН взносы в Фонд социального страхования, то есть не были выполнены все условия для возмещения заявленных расходов.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Исходя из статьи 1 указанного Закона, обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания,
Постановление фас восточно-сибирского округа от 09.12.2010 по делу n а10-517/2010 в удовлетворении иска о взыскании неосновательного обогащения за пользование без правовых оснований жилыми помещениями, процентов за пользование чужими денежными средствами отказано правомерно, поскольку истец не доказал факт занятия ответчиком помещений в спорном периоде.суд первой инстанции арбитражный суд республики бурятия  »
Читайте также