Постановление фас восточно - сибирского округа от 24.05.2001 n а33-10629/00-с3а-ф02-1093/01-с1 в иске налогоплательщика отказано правомерно, так как суд сделал правильный вывод об отсутствии в деятельности истца признаков предпринимательской деятельности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 24 мая 2001 г. Дело N А33-10629/00-С3а-Ф02-1093/01-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:
председательствующего Першутова А.Г.,
судей: Борисова Г.Н., Брюхановой Т.А.,
при участии в судебном заседании представителя Отдела вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел администрации Ленинского района города Красноярска Ивановой Н.В. (доверенность от 14.11.2000),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Красноярска на решение от 19 января 2001 года и постановление апелляционной инстанции от 12 марта 2001 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-10629/00-С3а (суд первой инстанции: Колесникова Г.А., Порватов В.Ф., Фролов Н.Н; суд апелляционной инстанции: Плотников А.А., Демидова Н.М., Радзиховская В.В.),
УСТАНОВИЛ:
Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел администрации Ленинского района города Красноярска (вневедомственная охрана) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Красноярска (ИМНС) о признании недействительными:
- решения N 61 от 13.06.2000 года в части отнесения деятельности по обследованию объектов, монтажу и установке приборов охранно - пожарной сигнализации на объектах, в квартирах и обслуживанию пожарной сигнализации к предпринимательской, а также в части доначисления сбора за уборку территории в сумме 1 049 рублей, пени - 649,6 рублей, в части доначисления целевого сбора на содержание муниципальной милиции в сумме 98 рублей, пени 60 рублей, в части взыскания штрафа по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 30 000 рублей, по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса по сбору за уборку территории - 210 рублей, по целевому сбору на содержание муниципальной милиции 5 рублей;
- решения N 61А от 08.08.2000 года в части доначисления сбора на нужды образовательных учреждений в сумме 71314 рублей, пени - 54420 рублей, в части доначисления транспортного налога в сумме 17182 рубля, пени - 21135 рублей, в части взыскания штрафа по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации по сбору на нужды образовательных учреждений в сумме 15000 рублей, по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по сбору на нужды образовательных учреждений - 14342 рубля, по транспортному налогу - 3468 рублей.
Определением суда от 24.11.2000 года требование о признании недействительным решения N 61 от 13.06.2000 года выделено в отдельное производство (дело N А33-10629/00-С3а).
До вынесения решения истец, в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил об изменении предмета исковых требований и просил признать недействительным решение N 61 от 13.06.2000 года в редакции решения N 61Б от 06.12.2000 года в части доначисления:
- сбора за уборку территории в сумме 947 рублей, пени в сумме 638 рублей;
- сбора на содержание муниципальной милиции в сумме 89 рублей, пени в сумме 58 рублей;
- взыскания штрафов по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 30000 рублей, по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по сбору за уборку территории в сумме 189 рублей, по сбору на содержание муниципальной милиции в сумме 5 рублей.
Решением от 19 января 2001 года суд первой инстанции иск удовлетворил частично, признав недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Красноярска от 13.06.2000 года с учетом изменений, внесенных решением N 61Б от 16.12.2000 года, в части доначисления сбора за уборку территории в сумме 509 рублей, пени - 318 рублей; сбора на содержание муниципальной милиции в сумме 47 рублей, пени - 30 рублей; взыскания штрафа по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 30000 рублей, по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 103 рублей.
Постановлением апелляционной инстанции от 12 марта 2001 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Красноярска обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты по настоящему делу отменить.
По мнению заявителя жалобы, не основан на законе вывод Арбитражного суда Красноярского края о непризнании предпринимательской деятельности истца по продаже приборов охранно - пожарной сигнализации, их монтажу, обследованию объектов.
При этом Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Красноярска считает, что деятельность отдела вневедомственной охраны при УВД Ленинского района по продаже приборов охранно - пожарной сигнализации, их монтажу, обследованию объектов не связана с выполнением истцом основных задач, возложенных на него Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ИМНС, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы (уведомление N 985 от 03.05.2001) на судебное заседание своих представителей не направила, в связи с чем дело рассматривается без ее участия.
Отзыв на кассационную жалобу истец не представил.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, с 14.03.2000 по 04.05.2000 Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Красноярска провела выездную налоговую проверку, по результатам которой составлен акт от 15.05.2000.
По мнению ИМНС, отдел вневедомственной охраны неправомерно не отнес к доходам от предпринимательской деятельности доходы от обследования объектов, монтаж и обслуживание охранно - пожарной сигнализации объектов, доходы от сдачи имущества в аренду, что привело к занижению налогооблагаемой базы.
Решением N 61 от 13.06.2000 с изменениями, внесенными решением N 61 Б от 06.12.2000, ответчик обязал истца уплатить доначисленные налоги и пени, в частности сбор за уборку территории в сумме 947 рублей, пени в сумме 638 рублей, а также сбор на содержание муниципальной милиции в сумме 89 рублей, пени в сумме 58 рублей. Кроме того, указанным решением истец был привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания штрафов по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 30000 рублей, по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по сбору за уборку территории в сумме 189 рублей, по сбору на содержание муниципальной милиции в сумме 5 рублей.
Истец, согласившись с требованиями Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Красноярска в части отнесения к доходам от предпринимательской деятельности доходов от сдачи имущества в аренду, остальные требования ответчика не признает, считает, что деятельность по обследованию объектов, монтажу охранно - пожарной сигнализации объектов, обслуживанию пожарной сигнализации связана с выполнением его основных задач и не относится к предпринимательской, следовательно, у истца отсутствует объект налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589, вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения основной задачей вневедомственной охраны является охрана имущества собственников на основе договоров. Для реализации данной задачи в соответствии с абзацами 2 и 7 пункта 3 указанного Положения вневедомственная охрана:
- обеспечивает охрану имущества, а также оказывает другие услуги, предусмотренные договорами с собственниками;
- осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Проводит эти работы на договорной основе на неохраняемых объектах.
В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации "О милиции" от 18 апреля 1991 года N 1026-1 подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров.
Согласно пункту 10 Положения о вневедомственной охране вневедомственная охрана осуществляет свою деятельность на принципах самоокупаемости, самофинансирования и содержится за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников. При этом оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами.
Анализ указанного пункта свидетельствует о том, что по смыслу закона деятельность органов вневедомственной охраны заключается не только в охране имущества собственников от посягательств, как это утверждает ответчик, но и в охране от повреждения (уничтожения) имущества в результате пожара, в том числе и путем поджога. Поэтому довод ответчика, что ввиду существования специальной службы - органов пожарной охраны деятельность истца по охране от пожаров (установка, обслуживание пожарной сигнализации) не относится к основной деятельности органов вневедомственной охраны и должна быть отнесена к предпринимательской деятельности, не может быть принят судом.
Не принимается кассационной инстанцией и довод заявителя кассационной жалобы о том, что деятельность по монтажу охранно - пожарной сигнализации не относится к задачам отделов вневедомственной охраны, предусмотренным Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589. При этом суд кассационной инстанции исходит из того, что в соответствии с пунктом 2 Положения основными задачами вневедомственной охраны являются, в том числе охрана имущества собственников на основе договоров, проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания.
Выполнение указанных задач предполагает также осуществление монтажа охранно - пожарной сигнализации, что нашло дальнейшую реализацию в Положении об Отделе вневедомственной охраны при Ленинском РОВД города Красноярска, утвержденном приказом Управления вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел Администрации Красноярского края от 01.11.1996 N 1375.
Кроме того, в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с пунктом 10 Положения о вневедомственной охране цены оплаты охраны объектов и других услуг складываются из:
- экономически обоснованных затрат;
- 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами.
Порядок расходования денежных средств определяется пунктом 11 указанного Положения, ведомственными нормативными правовыми актами. Все средства подлежат расходованию на содержание органов вневедомственной охраны и возмещение убытков собственников от краж и пожаров.
Остаток неиспользованных средств расходуется на:
- развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ;
- отчисления в централизованный резервный фонд, из которого возмещаются убытки от крупных краж и пожаров. При этом Положение о централизованном резервном фонде утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, Арбитражный суд Красноярского края сделал правильный вывод об отсутствии в деятельности истца признаков предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 162, 175 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19 января 2001 года и постановление апелляционной инстанции от 12 марта 2001 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-10629/00-С3а оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Г.ПЕРШУТОВ
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Т.А.БРЮХАНОВА

Постановление фас восточно - сибирского округа от 24.05.2001 n а19-999/01-43-ф02-1073/01-с1 в иске налогового органа отказано правомерно, так как суд правильно определил дату подачи налоговой декларации датой обнаружения налогового правонарушения и сделал вывод о пропуске истцом срока давности взыскания санкции.  »
Судебная практика (Восточная Сибирь) »
Читайте также