Расширенный поиск

Постановление Правительства Мурманской области от 25.12.2013 № 768-ПП/20

 

 

 

 

                             ПРАВИТЕЛЬСТВО
                          МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

     от 25.12.2013                                         N 768-ПП/20
                               Мурманск

 

  О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до
                  2020 года и на период до 2025 года
      (В редакции Постановления Правительства Мурманской области      

                        от 10.07.2017 № 351-ПП)                       

 

     В  целях  определения  целей  и  задач   социально-экономического
развития, а  также  приоритетов  государственной  политики  Мурманской
области до 2020 года  и  на  период  до  2025  года,  согласованных  с
приоритетами и  целями  социально-экономического  развития  Российской
Федерации, Правительство Мурманской области п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить   прилагаемую   Стратегию   социально-экономического
развития Мурманской области до 2020 года и  на  период  до  2025  года
(далее - Стратегия).
     2. Исполнительным  органам  государственной   власти   Мурманской
области   при   разработке   стратегий,    государственных    программ
руководствоваться основными положениями Стратегии.
     3. Рекомендовать  главам  муниципальных  образований   Мурманской
области при  разработке  стратегий  социально-экономического  развития
муниципальных образований,  муниципальных  программ  руководствоваться
основными положениями Стратегии.
     4. Руководителям исполнительных  органов  государственной  власти
Мурманской области направить в  Министерство  экономического  развития
Мурманской   области   согласованные   с   курирующими   заместителями
Губернатора Мурманской  области  предложения  в  план  мероприятий  по
реализации  Стратегии   в   соответствии   с   формой,   разработанной
Министерством экономического развития Мурманской области,  в  срок  до
20.01.2014.
     5. Министерству  экономического   развития   Мурманской   области
(Тихонова Е.М.)  совместно с исполнительными органами  государственной
власти Мурманской области сформировать и представить  на  рассмотрение
Правительства  Мурманской  области  план  мероприятий  по   реализации
Стратегии в срок до 15.02.2014.
     6. Признать   утратившими   силу   постановления    Правительства
Мурманской области:
     - от 26.08.2010  N 383-ПП  "О Стратегии  социально-экономического
развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года";
     - от 23.12.2011 N 693-ПП/15 "О внесении изменений в постановление
Правительства Мурманской области от 26.08.2010 N 383-ПП".
     7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
первого заместителя Губернатора Мурманской области Тюкавина А.М.

 

 

     Губернатор
     Мурманской области          М. Ковтун

 

 

                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                    Мурманской области
                                             от 25.12.2013 N 768-ПП/20

 

                             СТРАТЕГИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА И
                      НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

 

      (В редакции Постановления Правительства Мурманской области      

                        от 10.07.2017 № 351-ПП)                       

 

                                 2013

 

                            Оглавление

 

Общие положения .....................................................3
Профиль Мурманской области ..........................................3
Историческая ретроспектива ..........................................6
SWOT-анализ конкурентоспособности Мурманской области ................8
Основные проблемы развития. Слабые стороны, вызовы и риски ..........8
Сильные стороны ....................................................22
Внешние факторы ....................................................23
1. Следствия вступления России во Всемирную торговую организацию....23
2. Усиление геополитического и ресурсно-экономического значения
Арктики в системе мировой экономики и международных экономических
отношений: роль Мурманской области .................................25
3. Региональная интеграция .........................................28
4. Динамика основных сырьевых рынков продукции .....................28
Открывающиеся возможности ..........................................31
Мурманская область - центр развития Арктической зоны Российской
Федерации ..........................................................31
Формирование и развитие кластеров ..................................33
Сценарии социально-экономического развития Мурманской области ......44
Этапы развития региона в рамках выбранного целевого сценария .......49
Цели и задачи социально-экономического развития Мурманской области,
приоритеты государственной политики ................................49
Механизмы реализации и контроля реализации Стратегии ...............90
Ожидаемые результаты реализации Стратегии (видение Мурманской области
к 2025 году) .......................................................92

 

 

                          Общие положения

 

     Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до
2020 года и на период  до  2025  года  (далее  -  Стратегия)  является
основополагающим документом системы управления развитием региона,  его
экономики, социальной сферы, человеческого потенциала.  Она  фиксирует
согласованные   позиции   по   поводу   перспектив   развития    таких
разноплановых игроков, как государственная власть (в т.  ч.  учитывает
приоритеты, планы  и  позиции  федеральных  органов  власти),  местное
самоуправление,  общество,  бизнес  и  наука,  и  является  для   всех
руководством к действию.
     В Стратегии учтены  основные  положения  документов  федерального
уровня,  отражающих  государственную  политику  в   сфере   социально-
экономического развития Российской Федерации, отдельных  макрорегионов
и  отраслей  экономики.  В  их  числе:  указы  Президента   Российской
Федерации от 07.05.2012 N 596-606, от 01.06.2012 N 761, от  28.12.2012
N 1688   (далее   -   Указы),   Концепция   долгосрочного   социально-
экономического развития Российской Федерации на период до  2020  года,
Стратегия    социально-экономического    развития     Северо-Западного
федерального  округа  на  период  до  2020  года,  Стратегия  развития
Арктической  зоны  Российской  Федерации  и  обеспечения  национальной
безопасности на период до 2020 года, Основные направления деятельности
Правительства   Российской   Федерации   до   2018 года,   федеральные
отраслевые стратегии и государственные программы Российской  Федерации
и др.

 

                      Профиль Мурманской области

 

     Мурманская область - субъект Российской  Федерации,  образованный
28 мая 1938 года и расположенный на  Северо-Западе  Европейской  части
России. Входит в состав Северо-Западного федерального округа.  Площадь
Мурманской  области  составляет  144,9  тыс.  кв.  км  (0,86%  площади
России), численность населения на 1 января  2013  года  -  780,4  тыс.
чел., плотность населения - 5,4 чел. на  кв.  км.  Мурманская  область
относится к высокоурбанизированным регионам  России  (доля  городского
населения - 92,7 %). Здесь  проживают  коренные  малочисленные  народы
Севера,  среди  которых  самые  многочисленные  -  саамы  (по   данным
Всероссийской переписи населения 2010 года - 1,6 тыс. чел.).
     Мурманская  область  располагается   на   Кольском   полуострове,
омывается водами Баренцева и  Белого  морей  (протяженность  береговой
линии - около 2 тыс. км). Она отличается исключительным  богатством  и
разнообразием природно-ресурсной базы: от рудных полезных ископаемых и
водных биологических ресурсов,  имеющих  стратегическое  значение  для
развития  Российской  Федерации,  до  водных  ресурсов,  роль  которых
неуклонно повышается в условиях прогнозируемого  глобального  дефицита
пресной воды. В недрах Кольского полуострова открыто более 60  крупных
месторождений различных видов минерального сырья, наибольшее  значение
для развития национальной экономики и экспортную привлекательность  из
которых имеют медно-никелевые, железные, апатит-нефелиновые руды, руды
редких и редкоземельных металлов. Существенны запасы слюды, сырья  для
строительных материалов и керамических изделий,  облицовочного  камня,
полудрагоценных и поделочных камней.
     Значителен вклад Мурманской области в экономику России  -  регион
производит   100%   апатитового,   нефелинового    и    бадделеитового
концентратов,  45%   никеля,   11%   железорудного   концентрата,   7%
рафинированной  меди.  На  континентальном   шельфе   прилегающего   к
Мурманской области  Баренцева  моря  разведаны  нефтегазовые  ресурсы,
среди которых уникальное Штокмановское газоконденсатное месторождение,
имеющее стратегическое значение не  только  в  региональном,  но  и  в
национальном масштабах. Акватории морей, омывающих Мурманскую область,
богаты   водными   биоресурсами,   регион   производит   около    15 %
рыбопродукции, обеспечивает 16% общероссийского  вылова  гидробионтов,
промысловые и рыбоводческие предприятия области лидируют в  Российской
Федерации по отгрузке товаров  собственного  производства,  выполнению
работ и услуг собственными силами (доля Мурманской области в стране по
этому показателю составляет почти 22%), здесь созданы все условия  для
активного развития аква- и марикультуры. В реках Кольского полуострова
и прилегающих к ним акваториях Баренцева и Белого морей находятся зоны
прохода и нерестовой миграции ценных видов водных биоресурсов.
     Кольский  полуостров  отличается  уникальными  ландшафтами,   что
предопределяет   возможность   развития    регионального    туристско-
рекреационного комплекса.
     Мурманская область относится к числу  наиболее  энерговооруженных
территорий  России.  Производимая  электроэнергия  в   полном   объеме
обеспечивает  спрос  внутри  области,  более   четверти   выработанной
электроэнергии поступает в объединенную энергосистему России, а  также
на экспорт в Финляндию и Норвегию.
     Мурманский   морской   порт    -    единственная    незамерзающая
глубоководная  и  имеющая  прямой  и  удобный   доступ   к   океанским
магистралям обустроенная гавань  в  Европейской  части  России.  Здесь
берет начало стратегическая морская транспортная  артерия  -  Северный
морской путь, обеспечивающий  доступ  к  природным  ресурсам  Крайнего
Севера, Сибири и  Дальнего  Востока,  а  также  развитие  транзита  из
Атлантики в Тихий океан. В порту базируется атомный ледокольный  флот,
обеспечивающий  функционирование  маршрута.  На   территории   области
размещаются важнейшие стратегические  объекты:  база  Северного  флота
(ЗАТО г. Североморск) и Кольская АЭС (г. Полярные Зори) (рис. 1).

 

                    Рисунок 1 - Мурманская область
                      (Рисунок не приводится)

 

     На  территории  Мурманской  области   развернута   широкая   сеть
образовательных    организаций,    здесь    расположены   институты  и  
учреждения<1>   Кольского   научного   центра Российской академии наук 
(КНЦ РАН),  которые  обеспечивают высокий  уровень  фундаментальных  и
прикладных  научных   исследований  по   накоплению знаний и  созданию
современных      научных  и   геоинформационных   основ     управления
арктическими территориями.
     Регион глубоко интегрирован в международные  и  трансрегиональные
взаимодействия,    регламентируемые    международными     соглашениями
Российской  Федерации  с  зарубежными  странами.  Мурманская   область
граничит  на  западе  с  Республикой  Финляндия  и,  следовательно,  с
Европейским союзом, на северо-западе - с Королевством Норвегия, входит
в состав Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР), активно вовлечена
в программы международного приграничного сотрудничества. На территории
региона реализуются международные проекты,  способствующие  сохранению
окружающей природной среды в Арктике, повышению ядерной и радиационной
безопасности,  активизации   экономического,   научно-технического   и
культурного  взаимодействия,   а   также   укреплению   добрососедских
отношений России с приарктическими государствами.
     Мурманская  область  состоит  из  12  городских   округов   и   5
муниципальных районов. Статус закрытых административно-территориальных
образований (ЗАТО) имеют 5 городских округов.

 

---------------------------
     <1>    Геологический  институт, Горный институт, Институт химии и 
технологии   редких   элементов      и  минерального  сырья  им.  И.В.  
Тананаева,  Полярный  геофизический  институт,     Мурманский  морской  
биологический     институт,        Полярно-альпийский     ботанический     
сад-институт,   Институт   проблем     промышленной  экологии  Севера,  
Институт   экономических   проблем      им.  Г.П.    Лузина,  Институт  
информатики   и   математического   моделирования      технологических   
процессов, а также учреждения при КНЦ РАН:    Центр физико-технических 
проблем    энергетики    Севера,       Центр    гуманитарных   проблем   
Баренц-региона,     отдел исследований природных и синтетических нано- 
и  микропористых  веществ     (Центр  наноматериаловедения  ), Научный 
отдел  медико-биологических  проблем  адаптации человека в Арктике. 

 

                      Историческая ретроспектива

 

     За время своего исторического  существования,  начиная  с  первых
поселений новгородцев  на  Кольском  полуострове,  Мурманская  область
прошла сложный путь развития от практически  необжитой  территории  до
развитого   индустриального   центра   Севера   России.    В    рамках
ретроспективного анализа истории освоения земель  и  ресурсов  региона
выделяется несколько основных периодов.
     До  начала  XX  века  территория  Мурманской  области  оставалась
слабонаселенной  и  малоизученной  окраиной  Российской   империи.   С
побережья  Кольского  полуострова,  заселенного  поморами  и  коренным
населением, велся рыболовный  и  зверобойный  промысел,  морские  пути
использовались для торговли с  Европой.  Судоходство  стало  важнейшим
фактором развития территории, во многом  предопределяя  и  сегодняшнюю
ориентацию региональной экономики на изучение, освоение и эксплуатацию
морских пространств и ресурсов. В конце  ХIХ  века  началось  развитие
промышленности, связанной с рыбодобычей и  переработкой,  интенсивными
темпами начала расти лесопильная промышленность. С начала  XX  века  и
вплоть  до  Первой  мировой  войны  здесь  проводились  географические
экспедиции, результатом которых в период первичной индустриализации  в
России стали развитие лесозаготовок на  юге  региона,  создание  порта
Екатерининская  гавань  (сегодняшний   г.   Полярный),   строительство
железной дороги,  соединившей  Центральную  Россию  и  северный  берег
Кольского полуострова, а также порта Романов-на-Мурмане.
     С началом Первой  мировой  войны  возникла  необходимость  поиска
новых путей доставки грузов и оружия.  В  Кольском  заливе  начинается
строительство торгового  порта,  а  также  создание  Кольской  военно-
морской базы.  Таким  образом,  именно  военно-стратегические  задачи,
выгодное  географическое   положение   и   значительный   транспортно-
транзитный потенциал обусловили переход к активному освоению Кольского
полуострова. В 20-е годы XX века в условиях  дипломатической  изоляции
начинает вырабатываться новый взгляд на  Кольский  полуостров  как  на
важный источник ресурсов для развития экономики  Советской  России.  В
плане  ГОЭЛРО  1920  года  Европейский  Север  России   предполагалось
превратить в мощный индустриальный район, а  на  Мурманск  возлагалась
также  функция  товарообмена   с   зарубежными   странами   наряду   с
Петроградом.  Это  означало  рост  статуса  территории  и  привело   к
образованию в 1921 году самостоятельной Мурманской губернии.
     В  довоенный  период   советской   индустриализации   практически
сложился  промышленный  и   культурный   облик   Мурманской   области,
определились ее миссия, роль и  значение  для  страны.  Сформировались
основные направления специализации  региональной  экономики:  освоение
минеральных  и  биологических  ресурсов;  использование   транспортно-
транзитного  потенциала;  обеспечение  национальной   безопасности   и
обороноспособности страны.
     После Великой Отечественной  войны  началось  возрождение  горно-
химической, металлургической и лесной промышленности. Апатит,  никель,
кобальт,  медь  занимают  постоянное  место  в   структуре   экспорта.
Возникают новые отрасли промышленности - железорудная  и  алюминиевая.
Начинается  океанический  промысел  водных   биоресурсов   у   берегов
Шпицбергена и Исландии. Возводятся новые производственные мощности  на
Мурманской судоверфи, активно развивается судоремонт. В  50-60-е  годы
XX столетия опережающими темпами  идет  энергетическое  строительство.
Таким образом, Мурманская область превращается в мощный индустриальный
и стратегически важный регион - место базирования  Северного  флота  и
форпост  освоения  Арктики.   Промышленные   технологии   предполагали
массовое использование рабочей силы, что  запустило  процесс  быстрого
роста численности населения. Рабочие поселки разрастаются и постепенно
приобретают статус городов. К концу 1980-х годов численность населения
региона составляла уже более 1200 тыс. чел.
     В 1990-е годы Мурманская область столкнулась  с  шаткостью  своей
позиции   ресурсно-стратегического   региона,   что    выразилось    в
неспособности  центральной  власти   поддерживать   инвестиционную   и
мотивационную составляющие развития на прежнем уровне (рис. 2).

 

  Рисунок 2 - Историческая ретроспектива развития Мурманской области
                      (Рисунок не приводится)

 

     Таким образом, выгодное  географическое  положение,  богатство  и
разнообразие природно-ресурсной  базы  всегда  выступали  основой  для
развития региональной экономики и социальной сферы, они же  во  многом
продолжают  определять  и  современное  положение  региона.  При  этом
история освоения Кольского  полуострова  практически  всегда  напрямую
зависела от государственной поддержки развития северных территорий.

 

         SWOT-анализ конкурентоспособности Мурманской области

 

     Любые  внутренние  и  внешние  факторы,   а   также   характерные
особенности региона всегда носят двойственный характер: одни и  те  же
процессы могут нести в себе как новые возможности, так и риски для его
долгосрочного развития.  Стратегия  социально-экономического  развития
Мурманской области до 2020 года и на  период  до  2025  года  призвана
наметить пути и механизмы работы со складывающейся  системой  вызовов,
использовать  и  позитивные,  и   негативные   стороны   существующего
положения с тем,  чтобы  максимально  эффективно  учесть  их  в  целях
успешного социально-экономического развития.

 

    Основные проблемы развития. Слабые стороны, вызовы и риски

 

     Анализ динамики статистических  показателей  развития  Мурманской
области в период с 1990 года по 2012 год позволяет определить основные
проблемы  в  развитии  региона.  С  начала  1990-х   годов   положение
Мурманской области существенно изменилось  по  основным  социальным  и
экономическим  показателям.  В  экономической   сфере   противостояние
последствиям экономических кризисов в  этот  период  показало  меньшую
гибкость  экономики  региона  на  фоне  Северо-Западного  федерального
округа и России в целом. Несмотря на превышение до 2011 года  значения
ВРП на душу населения Мурманской области над  аналогичным  показателем
федерального округа и России в  целом,  динамика  индекса  физического
объема ВРП заметно отстает от среднероссийской (рис. 3).

 

 

 Рисунок 3 - Динамика показателей ВРП Мурманской области в сравнении с
             Северо-Западным федеральным округом и Россией
                      (Рисунок не приводится)

 

     В первую очередь это объясняется преобладанием  в  структуре  ВРП
Мурманской области промышленного производства,  а  в  нем  -  отраслей
тяжелой промышленности, основанных на добыче  природного  сырья  (рис.
4).

 

 Рисунок 4 - Структура ВРП и промышленного производства Мурманской
    области по видам экономической деятельности в 2011 году, %
                      (Рисунок не приводится)

 

     Однако  именно  промышленный  сектор,   его   горнодобывающая   и
металлургическая составляющие обеспечили относительную устойчивость  в
период системного  кризиса  1990-х  годов,  когда  оборонная  функция,
судоремонт, рыбная отрасль и научная деятельность переживали  глубокий
упадок.
     Одна из ключевых макроэкономических проблем  развития  Мурманской
области  заключается  в  моноструктурном  характере   производственных
отношений,  ориентированных  во  многом  на   эксплуатацию   природных
ресурсов. Наблюдается преобладание элементов  экстенсивного  развития,
превышение  потребления  ресурсной  базы   над   ее   воспроизводством
(истощительный характер природопользования). Как результат, происходит
усиление диспропорций в региональной экономике. Во-первых,  увеличение
пространственной   асимметрии   в   социально-экономическом   развитии
отдельных территорий. Во-вторых, усугубляющийся структурный  дисбаланс
по степени и приоритетам  развития  видов  хозяйственной  деятельности
внутри отдельных районов и между ними на фоне недостаточного  развития
сферы услуг. Прямым следствием этой  тенденции  становится  социальное
расслоение занятых различными видами экономической деятельности  и  по
уровню доходов. В-третьих, сегментная несбалансированность присутствия
в региональной экономике крупного бизнеса, с одной стороны, среднего и
малого - с другой. В целом в  обслуживающих,  сервисных  производствах
малый и средний бизнес, обеспечивающий рабочими  местами  определенную
часть активного населения, свой потенциал роста не исчерпал.
     Кроме того, ориентация на индустриальное развитие  региона  в  XX
веке, а также  стратегическое  военно-политическое  положение  области
предопределили моноспециализацию хозяйства в рамках отдельных  районов
Мурманской  области.  Значительная  часть  населения   "привязана"   к
ключевым промышленным, прежде всего  горнодобывающим,  предприятиям  и
объектам Вооруженных Сил Российской Федерации. По данным на 2012  год,
не менее 36% населения Мурманской области проживает  в  моногородах  и
закрытых административно-территориальных образованиях, при этом первая
группа  населения  целиком  зависит   от   благополучия   и   рыночной
конъюнктуры соответствующих отраслей, предприятий и контролирующих  их
корпораций,  а  вторая  -  от  государственной  политики  по  развитию
Вооруженных Сил.
     До сих пор нестабильны (с тенденцией падения в последние 2  года)
улов и добыча других морепродуктов, а также  связанный  с  ними  объем
производства основных видов  товарной  продукции  в  рыбохозяйственном
комплексе Мурманской области,  определяемые  неустойчивостью  сырьевой
базы рыболовства (рис. 5). В структуре экспорта преобладает  продукция
первичной переработки (более 60% в 2012 году), однако увеличивается  и
объем продукции более глубокой переработки (объем экспорта филе рыб за
последние 2 года возрос более чем  в  2  раза).  При  этом  в  области
активно развивается аквакультура -  объем  выращивания  товарной  рыбы
увеличился более чем в 30 раз (с 440 тонн в 2007  году  до  16,3  тыс.
тонн в 2012 году).

 

       Рисунок 5 - Рыбохозяйственный комплекс Мурманской области
                      (Рисунок не приводится)<2>

 

 

---------------------------
    <2> В связи   с изменениями в методологии статистического учета за 
1990-2008  гг.     представлен показатель "товарная пищевая продукция, 
включая  консервы рыбные, тыс. т",    2009-2012 гг. - "рыба и продукты 
рыбные переработанные и консервированные, тыс. т".
  
     Жилищное строительство в  Мурманской  области  в  последние  годы
фактически   ориентировано   на   социальный    заказ    муниципальных
образований, что обусловлено началом реализации с 2010  года  адресных
программ по расселению аварийного жилищного фонда,  в  рамках  которых
строятся многоквартирные жилые дома малой этажности.  Однако  в  общем
объеме жилищного строительства в  Северо-Западном  федеральном  округе
(СЗФО) доля Мурманской области остается по-прежнему низкой.  Вместе  с
тем общая площадь жилых помещений, приходящаяся в  среднем  на  одного
жителя региона, к концу 2012 года увеличилась до  24,7  кв.  метра  
России - 22,4 кв. метра на человека,  в  СЗФО  -  24,5  кв.  метра  на
человека). Жилищный фонд  области  отличается  более  высоким  уровнем
благоустройства, чем в среднем по России.
     Основная  проблема  в  области  обеспеченности  жилищным   фондом
заключается в том, что по объемам он достаточен, однако  к  настоящему
времени требует реконструкции. Кроме того, остается значимой  проблема
обеспечения жильем граждан, состоящих на учете в качестве  нуждающихся
в жилых помещениях. Также  у  муниципалитетов  отсутствуют  финансовые
возможности для строительства и приобретения жилья для  предоставления
его в социальный наем малоимущим гражданам.
     Наблюдается дисбаланс  обеспеченности  жильем  в  территориальном
разрезе - в некоторых населенных пунктах имеются пустующие  дома,  при
этом  в  других  населенных   пунктах   существует   и   увеличивается
потребность в жилье.
     Несмотря  на  благоприятные  тенденции  в   отдельных   секторах,
транспортный комплекс области не в полной мере  отвечает  существующим
потребностям  и  перспективам  развития  региона,  что  проявляется  в
следующем:
     состояние  транспортной  сети  не  соответствует  существующим  и
перспективным грузо- и пассажиропотокам (например,  дальнейшему  росту
грузооборота  порта  Мурманск  препятствует  недостаточная  пропускная
способность  Октябрьской  железной  дороги,  а  также   ограниченность
тыловой территории и физически устаревшее перегрузочное оборудование);
     развитие   дорожной   сети   не   соответствует   темпам    роста
автомобилизации;
     транспортные  технологии  не  отвечают  современным   требованиям
эффективного   функционирования   транспорта   в    условиях    рынка,
препятствуют   снижению    себестоимости    перевозок,    оптимальному
использованию существующей транспортной инфраструктуры;
     основные фонды всех видов транспорта  обновляются  недостаточными
темпами.
     Кольская   энергосистема   может   быть   охарактеризована    как
относительно      изолированная.      Состояние      сформировавшегося
энергетического сектора уже сейчас накладывает ограничение на развитие
экономики некоторых районов Мурманской области  (главным  образом,  г.
Мурманска  и  северной  части  Кольского   полуострова)   по   причине
морального и физического  износа  основного  оборудования,  исчерпания
пропускной  способности  линий  электропередач  и  недостаточности  их
резервирования, а также создает  угрозы  энергетической  безопасности,
требующие  принятия  неотложных   мер   по   существенному   повышению
надежности функционирования электрических сетей различных  напряжений.
Имеются значительные барьеры по технологическому присоединению к сетям
электроснабжения.
     Особую проблему представляет собой  мазутозависимость  Мурманской
области. Собственных источников топлива регион не  имеет,  более  80 %
отпускаемой тепловой энергии вырабатывается котельными, работающими на
привозном мазуте. Значительная удаленность основных мест  производства
мазута и угля от Мурманской области, рыночная система  ценообразования
на эти продукты, ее привязка главным образом к уровню  экспортных  цен
приводят к образованию  значительной  диспропорции  между  фактической
стоимостью  доставляемого  в  Мурманскую   область   топлива   и   его
стоимостью, включаемой в  тариф  поставки  тепла  для  населения.  Это
привело  к  убыточности   деятельности   большинства   теплоснабжающих
организаций области. В связи с тем,  что  теплоснабжающие  организации
осуществляют регулируемую деятельность в районах Крайнего Севера,  где
продолжительность отопительного  периода  составляет  250-280  дней  в
году,  Правительство  Мурманской   области   вынуждено   предоставлять
субсидии указанным организациям на компенсацию недополученных  доходов
(рис.6).

 

     Рисунок 6 - Структура топливно-энергетического баланса Мурманской
области
                      (рисунок не приводится)

 

     В  целом  произошедшая  в  1990-х  -  2000-х  годах  повсеместная
деградация    основных    фондов,    в    особенности    промышленной,
энергетической,  транспортной,  сервисной  инфраструктур,   объективно
снижает  и  качество  жизни  населения,   и   основные   экономические
показатели  региона.  Это  сказывается  и  на  инвестиционном  климате
области, и на ее привлекательности для внутренней и  внешней  миграции
трудовых  ресурсов,  препятствуя   развитию   целого   ряда   отраслей
регионального хозяйства. При этом инфраструктурные инвестиции  требуют
большого  объема  средств  и  не  дают  быстрого  возврата  вложенного
капитала. Нарастание темпов старения  обеспечивающих  и  обслуживающих
видов  хозяйственной  деятельности  (гидрометеорология,  навигационно-
гидрографическое  обеспечение  мореплавания),  шлейфовых   и   смежных
производств, разобщенность систем контроля и обеспечения обуславливают
неразвитость соответствующих элементов  сервисной  экономики  и  сферы
услуг в целом.
     Необходимость реализации  Указов  при  отсутствии  дополнительных
источников роста доходов бюджета ведет к росту внешних заимствований и
увеличению государственного внутреннего долга.
     При  этом  Мурманская  область  показывает  высокие  темпы  роста
доходов консолидированного бюджета, которые преимущественно  покрывают
расходные  обязательства.  Ежегодно  повышаются   объемы   поступлений
налогов, сборов и  иных  обязательных  платежей  в  бюджетную  систему
России, а с 2006 года сокращается задолженность по налогам  и  сборам.
Это происходит на фоне оживления инвестиционных процессов  в  области,
которые показывают существенный, но нестабильный рост.
     Изменения   объема   инвестиций   в   основной   капитал    носят
волнообразный характер в  связи  со  значительной  долей  в  структуре
показателя вложений  вертикально  интегрированных  компаний,  а  также
высокой степенью зависимости от  регулярности  инвестирования  средств
федерального бюджета в расположенные  на  территории  региона  объекты
федеральной собственности.
     В  социальной  сфере  последствия   экономических   трансформаций
сказались в первую очередь на основных демографических трендах. За  22
года область потеряла более  трети  постоянного  населения,  при  этом
наиболее тяжелыми стали 1990-е, характеризующиеся существенным оттоком
населения, ростом смертности населения и падением рождаемости.  Только
в последнее время наметились первые признаки стабилизации в  процессах
естественного движения населения - в 2011  году  сложились  одинаковые
коэффициенты рождаемости и смертности,  а  в  2012  году  зафиксирован
естественный прирост населения (рис. 7).

 

          Рисунок 7 - Основные демографические характеристики
                      (рисунок не приводится)

 

     Продолжается отток молодого трудоспособного  населения  в  другие
регионы Российской Федерации,  обусловленный  в  том  числе  снижением
разницы между размером средней заработной платы в северных регионах  и
остальной частью страны, что на  фоне  суровых  климатических  условий
существенно снизило мотивацию людей к работе  в  Заполярье.  При  этом
приток  квалифицированной  рабочей  силы  в  область  остается  крайне
незначительным. Начиная  с  2009  года,  динамика  миграционной  убыли
населения в области показывает  ухудшение  показателей  (10,1 чел.  на
1000 жителей в 2012 году против 6 чел. в 2009 году).
     К числу положительных демографических тенденций  следует  отнести
сокращение уровня младенческой смертности, который в  настоящее  время
ниже средних по России показателей.
     Начиная с 2000 года, численность  занятого  населения  Мурманской
области имеет незначительнее колебания, при этом  характерно  снижение
численности безработных (за исключением небольшого роста  в  2008-2010
годах). Для  уровня  общей  безработицы  (по  методологии  МОТ)  также
характерно сокращение, хотя до настоящего времени ее значения остаются
выше средних по Северо-Западному федеральному округу и России в  целом
(рис. 8).

 

        Рисунок 8 - Положение на рынке труда Мурманской области
                      (Рисунок не приводится)

 

     С 2003 года также наметилось снижение доли численности  населения
с денежными доходами ниже величины прожиточного  минимума,  однако  до
сих пор она остается выше среднероссийского уровня. При  этом  в  2012
году,  после  фиксируемой  в  течение  трех   лет   (2009-2011   годы)
понижательной динамики реальных денежных доходов населения, отмечен их
уверенный рост (рис. 9).

 

 

            Рисунок 9 - Доходы населения Мурманской области
                      (Рисунок не приводится)

 

     Происходит  имущественное   расслоение   общества,   продолжается
дифференциация доходов населения в территориальном разрезе и по  видам
экономической деятельности. За последние  10  лет  коэффициент  фондов
(децильный коэффициент) увеличился с 11,0 в 2002 году до 13,6  в  2012
году, и, хотя  его  абсолютные  значения  продолжают  оставаться  ниже
среднероссийских (14,0 и  16,4  соответственно),  темп  его  роста  по
региону опережает общестрановой уровень, область  занимает  лидирующие
позиции в СЗФО по величине этого показателя.
     В социальной сфере Мурманской области в результате  миграционного
оттока   населения    образовался    избыток    объектов    социальной
инфраструктуры. В  результате  актуализируется  проблема  выстраивания
максимально эффективной сети объектов  социальной  сферы  в  увязке  с
параметрами   численности   населения,    миграционными    процессами,
доступностью услуг и их оказанием с  максимальным  учетом  ожиданий  и
потребностей населения. Она может быть решена  в  рамках  модернизации
социальной сферы и перехода к  созданию  сферы  социальных  услуг  как
нового сектора региональной экономики,  в  том  числе  с  привлечением
некоммерческих и коммерческих организаций. Вместе  с  тем  в  условиях
Арктики  социальная  инфраструктура  должна  исполнять  компенсаторную
функцию, удельные показатели обеспеченности услугами должны  превышать
среднестатистические по стране, а в отдаленных районах  -  быть  выше,
чем в пределах плотно заселенных территорий.
     Так, по охвату детей  дошкольными  образовательными  учреждениями
область существенно превосходит средние показатели по Северо-Западному
федеральному округу и России в целом (рис. 10). Однако регион  отстает
по  обеспеченности  домами-интернатами   и   нестационарными   формами
социального  обслуживания  для  престарелых  и  лиц  с   ограниченными
возможностями  (взрослых  и  детей),   существует   дефицит   мест   в
стационарных учреждениях психоневрологического профиля.

 

 Рисунок 10 - Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями
                      (Рисунок не приводится)

 

     Обеспеченность населения Мурманской области мощностями и  кадрами
больничных и врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений в  целом
находятся в тренде  среднероссийских  показателей.  Однако  существует
проблема укомплектованности медицинских организаций врачами, что также
отчасти обусловлено и направлениями политики Российской  Федерации  по
организации  последипломного  образования  врачей.   Меры   социальной
поддержки  для   специалистов,   приезжающих   из   других   регионов,
недостаточны для решения кадровой проблемы системы здравоохранения.
     Отмечаются определенные ограничения в развитии культуры,  которая
обеспечивает  реализацию  творческого  потенциала   населения.   Среди
проблем особо выделяются:
     недостаточный  уровень  материально-технической  базы  учреждений
культуры и искусства,  ее  несоответствие  современным  требованиям  к
качеству и доступности предоставления услуг культуры;
     проблемы  кадрового  обеспечения  культурных  процессов,  включая
слабый приток молодых специалистов в отрасль, старение кадров.
     Накопленный  образовательный  потенциал  обеспечивает  сохранение
высокой  доли  студентов  в  общей  численности  населения.  При  этом
необходимо  отметить  поступательную  динамику  последних  4  лет   по
увеличению  доли  обучающихся  в  учреждениях  начального  и  среднего
профессионального  образования,  что  указывает  на  формирующийся   в
сознании молодого поколения интерес к рабочим профессиям.
     Сопоставление итогов Всероссийской переписи населения 2010 года с
аналогичными данными  за  2002  год  свидетельствует  о  росте  уровня
образования населения Мурманской области: доля специалистов  с  высшим
профессиональным  образованием  увеличилась  на   7,1%,   со   средним
профессиональным - на 4,6%. В ВУЗах и ССУЗах Мурманской области, в том
числе  при   содействии   зарубежных   партнеров,   внедряются   новые
образовательные программы, направления специализации и  специальности,
осуществляется подготовка специалистов  в  области  освоения  ресурсов
углеводородов на континентальном шельфе, отвечающих самым  современным
мировым образовательным стандартам.
     Однако  на  фоне  сохранения  высокого  образовательного   уровня
населения,  его  уникальных  качественных   характеристик   происходит
усугубление  кризиса  системы  подготовки  кадров   для   региональной
экономики, выражающееся в  дисбалансе  между  спросом  и  предложением
рабочей силы в территориальном и  профессиональном  разрезах  (дефицит
рабочих  и  инженерных  специальностей,  переизбыток  невостребованных
специалистов в банковском секторе, операциях с недвижимым имуществом и
т.д.). В качестве причин этого могут рассматриваться моноспециализация
региональной  экономики,  узость  локальных   рынков   труда,   низкая
мобильность  населения,  недостаточный  уровень  развития   малого   и
среднего бизнеса, а также сферы услуг, включая туристско-рекреационный
комплекс, и элементов сервисной экономики.
     В научной сфере в связи с  утратой  в  1990-е  годы  лидерства  в
вопросах  изучения  Арктики  (по  фундаментальным  разработкам  и   по
внедрению  современных  технологических  инноваций  в  производство  и
инфраструктурные проекты) и недофинансированием фундаментальной  науки
в последние два десятилетия возникла угроза  отставания  от  передовых
стран Европы и Америки в освоении  Арктики.  Несмотря  на  наличие  на
территории Мурманской  области  целого  ряда  научно-исследовательских
организаций, темпы и динамика исследовательских проектов по  сравнению
с соседними странами продолжают  снижаться.  Кроме  того,  в  связи  с
реформой  Российской  академии  наук  существует  угроза   потери   ее
регионального  подразделения   -   Кольского   научного   центра   как
комплексной  организационной  структуры,  ядра   научно-инновационного
потенциала региона.
     В  региональном   научно-инновационном   комплексе   не   развиты
институциональные    механизмы    использования    и    защиты    прав
интеллектуальной  собственности,  на   этапе   становления   находится
общерегиональная инновационная инфраструктура, практически отсутствует
поддержка спроса на инновационную продукцию (равно как и  практика  ее
продвижения  на  региональных  и  международных   рынках,   венчурного
инвестирования  и   финансирования   "стартапов")   со   стороны   как
государства, так и корпоративного сектора. Кроме  того,  не  в  полной
мере используются резервы международного сотрудничества в сфере  науки
и инноваций, а также открывающиеся возможности его диверсификации.
     В   международной    сфере    интенсификация    широкомасштабного
двустороннего и многостороннего сотрудничества в  Арктике  с  участием
Российской Федерации и Мурманской области должна реализовываться также
с  учетом  активной  политики   Королевства   Норвегия   в   отношении
установления рыбоохранной зоны вокруг архипелага Шпицберген.
     Во  внутриполитической  сфере   государственного   управления   и
регулирования     социально-экономического     развития     отмечается
доминирование  ведомственного   подхода   к   социально-экономическому
развитию  над  комплексным,  что  ведет  к  росту  межведомственной  и
межрегиональной  конфликтности  и  соперничества  за  пространства   и
ресурсы (понимаемые в самом широком смысле, начиная  от  финансовых  и
заканчивая  интеллектуальными).   Анализ   приоритетов   долгосрочного
развития  рыбопромышленного  и   топливно-энергетического   комплексов
позволяет  прогнозировать  назревающий  конфликт  между  двумя  видами
деятельности -  промышленным  рыболовством  и  освоением  нефтегазовых
месторождений на арктическом континентальном шельфе - за одни и те  же
акватории.  Практически  все  намеченные  недропользователями   в   их
стратегических   решениях   инвестиционные    площадки    и    проекты
акваториально почти полностью совпадают с районами нерестовой миграции
и  нагула  водных  биоресурсов,  особенно  ценных  промысловых   видов
гидробионтов. При этом опыт пространственного  развития  подтверждает,
что моноспециализация хозяйства с ориентацией только  на  нефтедобычу,
даже конъюнктурно выгодная, по своей эффективности на порядки уступает
дивидендам, получаемым при максимальной диверсификации  экономического
потенциала региона. Усугубляется  конфликт  между  развитием  морского
туристско-рекреационного    комплекса,    с    одной    стороны,     и
морепромышленного  производства  в  целом  -  с  другой.   Проявляется
конфликтность в использовании территорий и акваторий в хозяйственных и
военно-стратегических, оборонных целях.
     Таким  образом,  следствием   "арктической"   специфики   ведения
хозяйственной  деятельности,   дискомфортности   условий   проживания,
обусловленных    сочетанием    природно-климатических    факторов    и
недостаточной  развитостью  всех  видов   инфраструктуры,   становятся
высокие  издержки  и  специфические  факторы  "северного  удорожания".
Условия жизни в регионе диктуют особый подход и  к  кадровой  политике
(привлечение и удержание квалифицированных  трудовых  ресурсов),  и  к
экономической политике области.  Географическое  положение  Мурманской
области делает ее зависимой от ввоза большинства продуктов  питания  и
многих  товаров  народного  потребления  из   других   регионов,   что
удерживает потребительские цены на большую часть товаров и услуг  выше
среднероссийского уровня.
     Также существует целый ряд факторов, создающих определенные риски
для социально-экономического развития Мурманской области.
     1. Возникновение финансовых ограничений и более  жестких  условий
для  принятия  инвестиционных  решений  компаниями  сырьевого  сектора
вследствие нестабильности мировой экономики  и  волатильности  мировых
цен на минеральные ресурсы и промышленную продукцию. В  связи  с  этим
были  существенно  скорректированы   решения   о   сроках   реализации
инвестиционных проектов,  имеющих  ключевое  значение  для  Мурманской
области,   в    первую    очередь    это    освоение    Штокмановского
газоконденсатного  месторождения.  Коррекция   произошла   как   из-за
изменения финансового положения основных участников,  так  и  по  ряду
экологических причин.
     Растет роль добычи сланцевого газа, что  также  выступает  риском
для развития  экономики  как  Арктической  зоны  Российской  Федерации
(АЗРФ), так и Мурманской области.
     2. Планируемые переоснащение и  модернизация  производства  также
означают для региона определенные риски. Промышленный сектор перестает
быть основным фундаментом регионального рынка труда: модернизированные
предприятия    сокращают    потребности    в    персонале,     повышая
производительность  труда,  находящуюся  сегодня  на  довольно  низком
уровне, а также требования к персоналу. После перехода на  электронный
документооборот многие предприятия начинают осваивать мировую практику
перевода  ряда   работ   административно-технического   характера   на
аутсорсинг, привлекая рабочую силу из других  регионов,  не  требующую
особых расходов  в  виде  "северных  надбавок",  оплаты  транспорта  и
социальных выплат.  Исходя  из  динамики  этой  тенденции  в  западных
компаниях, а также в  российских  добывающих  корпорациях  Западной  и
Восточной Сибири, использование кадрового аутсорсинга на  промышленных
предприятиях и в управляющих компаниях Мурманской области уже  к  2020
году может составить 5-7%.
     Кроме того, встроенность предприятий горнопромышленного комплекса
в глобальные цепочки производства добавленной стоимости  обуславливает
их зависимость от деятельности материнских компаний, расположенных  за
пределами Мурманской области<3>.
     3. Особым   риском   для   развития   региона   следует   назвать
экологическую  ситуацию.  Возрастание  техногенной   и   антропогенной
нагрузки на окружающую среду со стороны отдельных видов  промышленного
производства,  интенсивное  несбалансированное  природопользование  на
протяжении   ряда   десятилетий   привело   к   накоплению   комплекса
экологических  проблем,  которые  вследствие   повышенной   уязвимости
экосистем Арктики, обусловленной  низким  потенциалом  самоочищения  и
малыми скоростями биохимических реакций в условиях низких  температур,
имеют устойчивую тенденцию к обострению.
     Совершенно особую проблему представляет наличие импактных районов
в устьях арктических морей и впадающих  в  них  рек  (Кольский  залив,
Мотовский залив, Кандалакшский залив).
     Еще одна  проблема  -  сброс  в  залив  неочищенных  сточных  вод
промышленных  предприятий  и  предприятий  ЖКХ  городов   Мурманск   и
Североморск.  В  отдельных  районах  залива  устойчиво  прослеживаются
повышенные концентрации биогенных элементов, взвешенных и органических
веществ.  Постоянным   явлением   на   акватории   остаются   нефтяные
загрязнения воды, продолжается несанкционированный  сброс  льяльных  и
нефтезагрязненных вод с кораблей и судов.
     Таким образом, высокий уровень  загрязнения  окружающей  среды  в
ряде районов  Мурманской  области,  в  том  числе  водоемов  питьевого
водоснабжения  сточными  водами,  в  совокупности  с  ростом  внимания
международного инвестиционного сообщества к проблемам экологии создает
риски для иностранных инвесторов и крупнейших  российских  корпораций,
требуя от них крупных  финансовых  вливаний  не  только  в  устранение
неблагоприятных экологических последствий индустриализации XX века, но
и   в   экологические    программы    предприятий    и    модернизацию
технологического  процесса  с  ориентацией  на   экологически   чистое
производство.
     4. Риски,   возникающие   для   Мурманской   области   в    свете
присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО).
     Необходима продуманная государственная  промышленная  и  аграрная
политика с учетом норм ВТО. В срок, выделенный при вступлении России в
эту международную организацию для  адаптации  региональной  экономики,
потребуется  принятие  специальных  адресных  мер  на  федеральном   и
региональном уровнях в интересах  государственной  поддержки  секторов
региональной экономики, относящихся к проблемным.
     5. Риски,  способные  проявиться  при   реализации   региональной
кластерной политики, связаны в основном  с  недостаточной  развитостью
нормативных правовых основ формирования кластеров, недостатком опыта в
вопросах реализации кластерных инициатив,  низким  уровнем  активности
бизнеса в кластерных проектах, а также нескоординированными действиями
федеральных и региональных органов исполнительной власти.

 

 

----------------------------
     <3>    ОАО  "Кольская  ГМК"  входит в состав ОАО "ГМК "Норильский 
никель",     ОАО "Апатит" - в Группу "ФосАгро", ОАО "Ковдорский ГОК" - 
в  ОАО  "МХК ЕвроХим",    филиал ОАО "СУАЛ" "КАЗ-СУАЛ" - в ОК "РУСАЛ", 
ОАО "Олкон" - в дивизион "Северсталь-Ресурс".

 

Сильные стороны

 

     Среди   конкурентных   преимуществ,    открывающих    возможность
принципиального  улучшения  качества  жизни   населения   и   перевода
региональной экономики на  траекторию  устойчивого  роста,  выделяется
комплекс благоприятных факторов и сильных сторон Мурманской области.
     1. Транспортно-транзитный   потенциал   региона:    относительная
развитость транспортной сети,  наличие  крупного  многофункционального
транспортного узла, включающего незамерзающий, а значит  круглогодично
функционирующий, международный  морской  порт,  способный  обслуживать
крупнотоннажные суда. На  трассах  Северного  морского  пути  начинают
формироваться   постоянные   грузопотоки;   функционирует   крупнейшая
судоходная компания в АЗРФ,  выполняющая  до  80%  грузоперевозок  под
российским  флагом   по   Севморпути   -   ОАО   "Мурманское   морское
пароходство"; базируется атомный ледокольный флот.
     Железнодорожный  и  автомобильный  транспорт  соединяют  Кольский
полуостров с другими регионами Европейской части России.  Приграничное
положение региона создает условия  для  более  тесного  взаимодействия
непосредственно на субрегиональном уровне с европейским  экономическим
пространством.
     2. Природно-ресурсный   и    промышленный    потенциал    региона
характеризуется наличием на территории Мурманской области  крупнейших,
стратегически  важных  и   сравнительно   доступных   в   эксплуатации
месторождений    уникальных     полезных     ископаемых,     развитого
горнопромышленного  комплекса,  а  также  близостью  к   перспективным
месторождениям углеводородного сырья на арктическом шельфе.
     Кроме  того,  возможность  открытого  доступа  к  богатым  водным
биологическим    ресурсам     предопределяет     наличие     развитого
рыбопромышленного комплекса,  а  благоприятные  природно-климатические
условия способствуют развитию аква- и марикультуры.
     3. Энергоизбыточность региона,  обусловленная  наличием  резервов
мощности на Кольской АЭС. Уникальное сочетание генерирующих  мощностей
в Мурманской области  (около  40%  установленной  мощности  составляет
гидрогенерация, около 60% - атомная генерация) позволяет  обеспечивать
конкурентоспособную стоимость электроэнергии для потребителей. Высокая
энерговооруженность региона может способствовать реализации  шельфовых
и других энергоемких проектов. Однако с целью сохранения существующего
энергетического  потенциала  региона  необходимо  проработать   вопрос
продолжения эксплуатации энергоблоков 1 и 2 Кольской АЭС после 2018  и
2019 годов на период до ввода замещающих мощностей на  Кольской  АЭС-2
  связи  с  окончанием   продленных   сроков   эксплуатации   данных
энергоблоков).
     В  Мурманской  области  функционирует   первая   и   единственная
приливная электростанция России - Кислогубская ПЭС. Уникальный опыт ее
эксплуатации  с  1968  года  в   совокупности   с   общими   природно-
климатическими факторами, благоприятствующими развитию  возобновляемой
энергетики,  предопределяют  объективные  преимущества   региона   при
позиционировании  Кольского  полуострова  в  качестве   полигона   для
отработки технико-технологических решений в этой  сфере.  Кроме  того,
регион обладает одним из  самых  мощных  в  АЗРФ  и  СЗФО  потенциалов
развития перспективных направлений гидроэнергетики.
     4. Высокое  качество  научного  и  образовательного   потенциала.
Наиболее  развитая  во  всей  АЗРФ  сеть  образовательных  учреждений,
уровень  образования  населения   по   ряду   показателей   близок   к
общероссийскому или превосходит его.
     У  региональных  предприятий,  институтов  КНЦ  РАН,  научных   и
образовательных учреждений и  организаций  имеются  заделы  в  области
высоких технологий, которые относятся к ключевым драйверам становления
новейшего технологического уклада в глобальном  масштабе.  В  КНЦ  РАН
имеются   перспективные   наработки,   связанные   с    использованием
нанотехнологий  и  высокотехнологичных  материалов.  До  промышленного
использования доведены биотехнологии  безотходной  переработки  водных
биоресурсов и генетических ресурсов, растениеводства и  животноводства
в условиях Крайнего Севера,  использования  возобновляемых  источников
энергии.
     5. Уникальный    туристско-рекреационный    потенциал,    наличие
обладающих высокой степенью аттрактивности объектов показа (петроглифы


Информация по документу
Читайте также