Расширенный поиск

Закон Республики Калмыкии от 26.11.1996 № 51-I-З

 



                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ                         

                         РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ                          

                                ЗАКОН                                 
                                     Утратил силу - Закон Республики
                                   Калмыкии от 18.01.2001 г. N 95-II-З

                       "О местном референдуме"                        


                Принят Народным Хуралом (Парламентом)                 
                Республики Калмыкия 5 ноября 1996 года                


      Глава I. Общие положения

      Статья 1. Местный референдум в Республике Калмыкия

      Местный референдум в Республике Калмыкия -  голосование  граждан
Российской   Федерации,   проживающих   на  территории  муниципального
образования Республики Калмыкия, обладающих  избирательным  правом,  с
целью выявления их воли по вопросам местного значения.
      Местный референдум проводится  на  основе  всеобщего  равного  и
прямого   волеизъявления   при  тайном  голосовании.  Каждый  участник
местного референдума обладает одним голосом.
      Гражданин голосует  на  местном  референдуме  лично.  Участие  в
местном  референдуме  является  свободным, контроль за волеизъявлением
гражданина не допускается. В ходе местного референдума никто не  может
быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
      Вопросы,  связанные  с  подготовкой   и   проведением   местного
референдума,   рассматриваются   главой   муниципального  образования,
муниципальным  комиссиями  и  участковыми  комиссиями  по   проведению
местного референдума открыто и гласно.

      Статья 2. Право на участие в местном референдуме

      В местном референдуме имеет право участвовать каждый  гражданин,
проживающий   на  территории  муниципального  образования,  обладающий
избирательным  правом  и  достигший  на   день   проведения   местного
референдума 18 лет.
      Не имеет права  участвовать  в  местном  референдуме  гражданин,
призванный  судом  недееспособным  или  содержащийся  в местах лишения
свободы по приговору суда.

      Статья 3. Вопросы, выносимые на местный референдум

      На  местный  референдум  выносятся  вопросы  местного  значения.
Вопросами   местного   значения   являются  вопросы  непосредственного
обеспечения жизнедеятельности  населения  муниципального  образования,
отнесенные к таковым уставом муниципального образования.
      На местный референдум не могут выносится вопросы:
      1) принятия и изменения местного бюджета;
      2)  изменения  и  отмены  местных  налогов  и  сборов,  а  также
освобождения от их уплаты.
      Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать
или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина.

      Статья  4.  Обстоятельства,  исключающие   проведение   местного
референдума

      Повторный местный референдум не проводится в течение года  после
дня  официального  опубликования  (обнародования) результатов местного
референдума с такой же  по  содержанию  или  по  смыслу  формулировкой
вопроса.

      Статья 5. Язык проведения местного референдума

      При подготовке и проведении местного референдума используются  в
равной  степени  калмыцкий  и  русский языки как государственные языки
Республики Калмыкия.
      Документы референдума составляются (публикуются)  на  русском  и
калмыцком языках.

      Статья 6. Финансирование местного референдума

      Финансирование   мероприятий,   связанных   с   подготовкой    и
проведением  местного  референдума,  осуществляется  за  счет  средств
местного бюджета соответствующего муниципального образования.

      Статья 7. Законодательство о местном референдуме

      Законодательство о местном  референдуме  составляют  Конституция
Российской  Федерации,  Степное  Уложение  (Основной Закон) Республики
Калмыкия, настоящий закон и иное законодательство Российской Федерации
и Республики Калмыкия, а также уставы муниципальных образований.

      Глава II. Назначение местного референдума

      Статья 8. Инициатива проведения местного референдума

      Инициатива проведения местного референдума принадлежит:
      1) не менее чем 10 процентам граждан, имеющим право на участие в
местном референдуме;
      2) представительному органу местного самоуправления.
      Представитель   орган    местного    самоуправления    (собрание
депутатов),  либо  сход  (собрание)  граждан,  обладающий полномочиями
представительного органа местного самоуправления, принявшие решение  о
проведении местного референдума, обращаются в письменной форме к главе
муниципального образования о назначении местного референдума.

      Статья 9. Порядок реализации  инициативы  граждан  о  проведении
местного референдума

      Группа граждан не менее 15 человек, имеющая право на  участие  в
местном референдуме, может образовать инициативную группу в количестве
не менее 5  человек  для  сбора  подписей  в  поддержку  инициативы  о
проведении местного референдума.
      Число собранных подписей  для  проведения  местного  референдума
должно быть не менее 10 процентов от общего числа избирателей, имеющих
право на участие в местном референдуме.
      Инициативная   группа   обращается   к   главе    муниципального
образования с ходатайством о регистрации группы.
      В ходатайстве инициативной группы указываются:
      1)  формулировка   вопроса   (вопросов),   предполагаемого   для
вынесения на местный референдум;
      2)  фамилии,  имена,  отчества,  даты  рождения,  адреса   места
жительства,  серии  и  номера  паспортов  или заменяющих их документов
членов инициативной группы.
      К  ходатайству  должен  быть  приложен  протокол   собрания   об
образовании инициативной группы.
      Глава муниципального  образования  в  течение  15  дней  со  дня
поступления  ходатайства  принимает решение о регистрации инициативной
группы и выдает ей регистрационное свидетельство.
      Основанием для отказа в регистрации  инициативной  группы  может
быть  нарушение  инициативной  группой положений устава муниципального
образования.
      С момента получения регистрационного свидетельства  инициативная
группа  вправе  добровольно  и самостоятельно собирать подписи с целью
проведения местного референдума.
      Регистрационное  свидетельство,  выданное  инициативной  группе,
действительно  в  течение  15  дней.  Расходы  по сбору подписей несет
инициативная группа.
      Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы.
      По окончании сбора  подписей,  но  не  позднее  окончания  срока
действия    регистрационного    свидетельства,   инициативная   группа
подсчитывает число собранных  подписей  граждан,  о  чем  составляется
итоговый протокол инициативной группы.
      Пронумерованные и сброшюрованные  подписные  листы  и  экземпляр
итогового    протокола    инициативной    группы    передаются   главе
муниципального образования.

      Статья 10. Подписной лист местного референдума

      В  подписном  листе  для  сбора  подписей  граждан  в  поддержку
инициативы о проведении местного референдума указываются:
      1)  номер  регистрационного  свидетельства  и  дата  регистрации
инициативной группы;
      2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого для  вынесения
на местный референдум;
      3)  фамилия,  имя,  отчество,   дата   рождения,   адрес   места
жительства,  серия  и  номер  паспорта  или  заменяющего его документа
гражданина, имеющего право  на  участие  в  местном  референдуме,  его
подпись и дата подписи.
      Каждый  подписной  лист  должен  быть  заверен  подписью   члена
инициативной группы, осуществлявшего сбор подписей граждан.

      Статья 11. Назначение местного референдума

      Местный референдум назначает глава  муниципального  образования.
Глава муниципального образования издает распоряжение или постановление
о назначении местного  референдума,  в  котором  определяет  дату  его
проведения.  При  этом  голосование  может  быть  назначено  на  любой
выходной день в период от 15 дней до 1  месяца  со  дня  опубликования
(обнародования) распоряжения или постановления.

      Глава III. Порядок подготовки к проведению
      местного референдума

      Статья 12. Комиссии по проведению местного референдума

      Подготовку и проведение местного референдума осуществляют:
      1) муниципальная комиссия по проведению местного референдума;
      2) участковые комиссии по проведению местного референдума.

      Статья  13.  Порядок  формирования  и  организация  деятельности
муниципальной комиссии по проведению местного референдума

      Муниципальная  комиссия  по  проведению   местного   референдума
формируется  в  составе  не менее 5 членов в срок не позднее 5 дней со
дня опубликования (обнародования) распоряжения или постановления главы
муниципального образования о назначении местного референдума.
      Состав  муниципальной   комиссии   по   проведению   референдума
назначается главой муниципального образования.
      При проведении кандидатур в  состав  муниципальной  комиссии  по
проведению   местного  референдума  глава  муниципального  образования
учитывает  предложения  общественных   организаций,   действующих   на
территории муниципального образования, собраний граждан, имеющих право
на участие в местном референдуме, по месту  работы,  службы,  учебы  и
жительства.
      Председатель, заместитель председателя и секретарь муниципальной
комиссии  про  проведению  местного  референдума  избираются  открытым
голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии.
      Заседание   комиссии   является   правомочным,   если   на   нем
присутствует  большинство  членов  комиссии с правом решающего голоса.
При принятии решения муниципальной комиссией  по  проведению  местного
референдума  в  случае  равного  числа  голосов  "за" и "против" голос
председателя комиссии является решающим. Решением комиссии принимается
простым большинством голосов членов комиссии.
      Решения   муниципальной   комиссии   по   проведению    местного
референдума, противоречащее настоящему закону и иному законодательству
Российской  Федерации  и  Республики   Калмыкия,   либо   принятые   с
превышением ее полномочий, подлежат отмене в судебном порядке.

      Статья  14.  Полномочия  муниципальной  комиссии  по  проведению
местного референдума

      Муниципальная комиссия по проведению местного референдума:
      1)  осуществляет  контроль   за   соблюдением   законности   при
подготовке    и    проведении   местного   референдума,   обеспечивает
единообразное применение настоящего закона;
      2) создает и  руководит  деятельностью  участковых  комиссий  по
проведению местного референдума;
      3) устанавливает формы  бюллетеня  для  голосования  на  местном
референдуме,  списков  граждан,  имеющих  право  на  участие в местном
референдуме, других документов местного референдума;
      4)  утверждает  текст  бюллетеня  для  голосования  на   местном
референдуме  и  обеспечивает  их  изготовление  и  доставку участковым
комиссиям по проведению местного референдума;
      5) утверждает порядок пересылки и хранения  документов  местного
референдума;
      6) устанавливает единую нумерацию участков местного референдума;
      7)  распределяет  денежные  средства,  выделенные  из   местного
бюджета  на  финансовое  обеспечение  подготовки и проведения местного
референдума, контролирует  целевое  использование  указанных  денежных
средств;
      8)  оказывает   организационно-техническую   помощь   участковым
комиссиям по проведению местного референдума в организации голосования
на участках местного референдума;
      9)  рассматривает  жалобы  (заявления)  на  решения  и  действия
(бездействие) участковых комиссий по проведению местного референдума и
принимает по ним мотивированные решения;
      10) определяет результаты местного референдума и  опубликовывает
(обнародует) их в средствах массовой информации, обеспечивает передачу
в  соответствующие  архивные  учреждения  документации,  связанные   с
подготовкой и проведением местного референдума;
      11) осуществляет иные полномочия.
      Полномочия  муниципальной  комиссии   по   проведению   местного
референдума  прекращаются  по  истечении  30  дней  после официального
опубликования (обнародования) результатов местного референдума.

      Статья  15.  Порядок  формирования  и  организации  деятельности
участковой комиссии по проведению местного референдума

      Участковая   комиссия   по   проведению   местного   референдума
формируется  в  составе  не  менее 5 членов муниципальной комиссией по
проведению местного референдума не позднее  чем  за  10  дней  до  дня
проведения местного референдума.
      При определении  кандидатур  в  состав  участковой  комиссии  по
проведению  местного  референдума муниципальная комиссия по проведению
местного референдума учитывает предложения  общественных  организаций,
действующих   на   территории   муниципального  образования,  собраний
граждан, имеющих право на участие  в  местном  референдуме,  по  месту
работы,   службы,   учебы   и  жительства.  Председатель,  заместитель
председателя  и  секретарь  участковой  комиссии  избираются  открытым
голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии.
      Заседание участковой комиссии по проведению местного референдума
является  правомочным,  если  на  нем  присутствует большинство членов
комиссии с правом решающего голоса.
      При принятии решения участковой комиссией по проведению местного
референдума  в  случае  равного  числа  голосов  "за" и "против" голос
председателя является решающим. Решение комиссии  принимается  простым
большинством  голосов  членов комиссии. Решения комиссии подписываются
председателем и секретарем комиссии.
      Члены участковой комиссии по проведению местного референдума, не
согласные   с   решением,  принятым  участковой  комиссией,  вправе  в
письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено
председателем  участковой  комиссии до сведения муниципальной комиссии
по проведению местного референдума не позднее трех дней, а за 3 дня до
дня  проведения  местного  референдума  и  в  день  его  проведения  -
немедленно.
      Решения участковой комиссии по проведению местного  референдума,
противоречащие  настоящему  закону и иному законодательству Российской
Федерации и  Республики  Калмыкия,  либо  принятые  с  превышением  ее
полномочий,  подлежат  отмене  муниципальной  комиссией  по проведению
местного референдума или судом. При  этом  муниципальная  комиссия  по
проведению местного референдума вправе принять самостоятельное решение
по существу вопроса.

      Статья 16. Полномочия участковой комиссии по проведению местного
референдума

      Участковая комиссия по проведению местного референдума:
      1)  оповещает  население  об  адресе  участковой   комиссии   по
проведению  местного  референдума,  времени ее работы, а также о дне и
месте проведения голосования;
      2) составляет  и  уточняет  список  граждан,  имеющих  право  на
участие в местном референдуме, по участку местного референдума;
      3) проводит ознакомление граждан  со  списком  граждан,  имеющих
право  на  участие  в  местном референдуме, рассматривает заявления об
ошибках и о неточностях в указанном списке и решает вопрос о  внесении
в него соответствующих изменений и дополнений;
      4) обеспечивает подготовку и надлежащее  оборудование  помещения
для проведения голосования;
      5)  контролирует  соблюдение  на  территории  участка   местного
референдума правил размещения агитационных материалов;
      6) организует голосование на участке местного референдума;
      7) производит подсчет голосов, устанавливает  итоги  голосования
по   участку  местного  референдума,  составляет  протокол  об  итогах
голосования и передает его  в  муниципальную  комиссию  по  проведению
местного референдума;
      8) рассматривает  жалобы  (заявления)  на  нарушения  настоящего
закона и принимает по ним мотивированные решения;
      9) осуществляет иные полномочия.
      Полномочия   участковой   комиссии   по   проведению    местного
референдума  прекращаются  по  истечении  10  дней со дня официального
опубликования (обнародования) результатов местного референдума.

      Статья  17.  Статус  членов  комиссии  по  проведению   местного
референдума

      Члены муниципальной комиссии по проведению местного  референдума
и  участковой комиссии по проведению местного референдума, назначенные
в соответствии со статьями 13 и  15  настоящего  закона,  имеют  право
решающего   голоса   и   обязаны  присутствовать  на  всех  заседаниях
соответствующей комиссии по проведению местного референдума.
      Члены комиссии по проведению местного референдума как  с  правом
решающего, так и с правом совещательного голоса:
      1) заблаговременно извещают о заседаниях комиссии;
      2) вправе выступать на заседании комиссии,  вносить  предложения
по  вопросам,  входящим  в  компетенцию  соответствующей  комиссии,  и
требовать проведения по ним голосования;
      3) вправе задавать другим участникам заседания комиссии  вопросы
в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
      4)  вправе  знакомиться  с  любыми  документами  и   материалами
соответствующей  и  нижестоящих  комиссий  и получать заверенные копии
этих документов.
      Члены   комиссии   с   правом   совещательного   голоса   вправе
присутствовать при подсчетах голосов и составления протокола об итогах
голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией.
      При принятии решения комиссией члены комиссии с правом решающего
голоса в голосовании не участвуют.
      Член комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от
обязанностей  члена  комиссии до истечения срока полномочий по решению
органа, его назначившего, в случаях:
      1)  подачи  членом  комиссии  заявления  в  письменной  форме  о
сложении своих полномочий;
      2) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;
      3) вступления в законную силу обвинительного  приговора  суда  в
отношении члена комиссии;
      4) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную
силу, недееспособным или ограничено дееспособным.
      Члену комиссии  по  проведению  местного  референдума  с  правом
решающего  голоса,  освобожденному  во  время  подготовки и проведения
местного референдума от основной работы, оплата труда производится  за
счет средств, выделенных на проведение местного референдума. В течение
срока своих полномочий он не может быть  по  инициативе  администрации
(работодателя)  уволен  с  работы  или  без  его согласия переведен на
другую работу.
      Группа граждан, инициировавшая  принятие  решения  о  проведении
местного    референдума,    после   опубликования   распоряжения   или
постановления главы муниципального образования о  назначении  местного
референдума  вправе  назначить  по  одному  члену  комиссии  с  правом
совещательного голоса в муниципальную комиссию по проведению  местного
референдума   и   в   участковые   комиссии   по  проведению  местного
референдума.
      Полномочия  члена  комиссии  с  правом   совещательного   голоса
прекращается   через   10   дней   после   официального  опубликования
(обнародования) результатов местного референдума.

      Статья 18. Обжалование решений и действий комиссии по проведению
местного референдума

      Решения  и  действия  (бездействие)  муниципальной  комиссии  по
проведению местного референдума могут быть обжалованы в суд. Решения и
действия (бездействие)  участковых  комиссий  по  проведению  местного
референдума   могут   быть  обжалованы  в  муниципальную  комиссию  по
проведению местного референдума или в суд.
      Решения по  жалобам  (заявлениям),  поступившим  в  комиссии  по
проведению   местного   референдума  в  ходе  подготовки  референдума,
принимаются в течение 5 дней со дня поступления в  комиссию,  а  за  5
дней  до дня проведения местного референдума и в день его проведения -
немедленно.
      Суды и органы прокуратуры обязаны организовать  свою  работу  (в
том   числе   и  в  выходные  дни)  таким  образом,  чтобы  обеспечить
своевременное рассмотрение жалоб (заявлений) по вопросам, связанным  с
проведением местного референдума.

      Статья 19. Образование участков местного референдума

      Для проведения голосования и подсчета голосов  граждан,  имеющих
право  на  участие  в местном референдуме, образуются участки местного
референдума.
      Участки  местного  референдума  образует  глава   муниципального
образования  по согласованию с соответствующей муниципальной комиссией
по проведению местного референдума не позднее чем за 10-15 дней со дня
проведения         местного         референдума        с        учетом
административно-территориального деления и  местных  условий  в  целях
создания  максимальных удобств для граждан, имеющих право на участия в
референдуме, из расчета  не  более  2000  граждан  на  каждый  участок
местного референдума.
      Списки участков местного  референдума  с  указанием  их  границ,
адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению местного
референдума подлежат обязательному  опубликованию  (обнародованию)  не
позднее чем за 5-10 дней до дня проведения местного референдума.

      Статья 20. Списки граждан, имеющих право на  участие  в  местном
референдуме

      Список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме и
проживающих  по  этому  участку,  составляется участковой комиссией по
проведению местного референдума на основании данных, представляемых по
установленной  форме  главой муниципального образования через 3-5 дней
со дня официального опубликования (обнародования) его распоряжения или
постановление о назначении местного референдума.
      Список составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным
пунктам,  улицам,  домам, а также на основе адресов граждан). В списке
указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет  -
дополнительно день и месяц) и адрес места жительства гражданина.
      Список военнослужащих и членов их семей, если  они  проживают  в
пределах   расположения  воинской  части,  составляется  на  основании
данных, представляемых командиром воинской части.
      Списки граждан, которые в день проведения  местного  референдума
будут  находиться  в  санаториях, больницах и других местах временного
пребывания,   составляются   на   основании   данных    представляемых
руководителями указанных учреждений.
      Гражданин может быть включен в список только  на  одном  участке
местного референдума.
      Список граждан, имеющих право на участие в местном  референдуме,
составляется   в   3-х   экземплярах,  подписывается  председателем  и
секретарем участковой комиссии  по  проведению  местного  референдума.
Один  экземпляр  списка  остается  в  участковой  комиссии, а второй -
передается в муниципальную комиссию по проведению местного референдума
не  позднее  чем  за 5-10 дней до дня проведения местного референдума,
третий  -  вывешивается  для  обнародования  в  помещении   участковой
комиссии.

      Статья 21. Ознакомление со списками граждан,  имеющих  право  на
участие в местном референдуме

      Списки граждан, имеющих право на участие в местном  референдуме,
вывешиваются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 5-10 дней до
дня проведения местного референдума.
      Каждому гражданину предоставляется право  заявить  в  участковую
комиссию по проведению референдума о невключении его в список, а также
о любой ошибке или неточности в указанном списке.
      Граждане, имеющие право на участие  в  местном  референдуме,  но
поселившиеся   на   территории   участка  местного  референдума  после
представления списка для всеобщего ознакомления, а также граждане,  по
какой-либо   иной   причине  не  включенные  в  список,  дополнительно
включаются   участковой    комиссией    на    основании    документов,
удостоверяющих  их  личность  и  подтверждающих  место  жительства  на
территории данного участка референдума.
      Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на  участие  в
местном референдуме, после начала подсчетов голосов запрещается.

      Статья   22.   Финансовое   обеспечение   проведения    местного
референдума

      Глава муниципального образования в  течение  5-10  дней  со  дня
опубликования  (обнародования)  его  распоряжения  или постановления о
назначении местного референдума  выделяет  муниципальной  комиссии  по
проведению  местного  референдума  необходимые  денежные  средства  на
подготовку и проведение местного референдума.
      Порядок учета поступления, расходования и распределения  средств
местного  бюджета,  выделенных  на  подготовку  и  проведение местного
референдума, устанавливается  муниципальной  комиссией  по  проведению
местного референдума.
      Участковые   комиссии   по   проведению   местного   референдума
представляют муниципальной комиссии по проведению местного референдума
финансовые отчеты не  позднее  чем  за  5  дней  со  дня  официального
опубликования (обнародования) результатов местного референдума.
      Муниципальная  комиссия  по  проведению   местного   референдума
представляет исполнительному органу местного самоуправления финансовый
отчет не позднее чем через 15 дней со дня  официального  опубликования
(обнародования) результатов местного референдума. Указанный финансовый
отчет должен быть официально опубликован (обнародован) не позднее  чем
через  один  месяц  со  дня  его  представления в исполнительный орган
местного самоуправления.

      Статья 23. Агитация по вопросам, выносимым на местный референдум

      Граждане, проживающие на территории муниципального  образования,
общественные организации вправе беспрепятственно вести агитацию за или
против проведения  местного  референдума,  за  или  против  участия  в
местном  референдуме  и  за  или против вопросов, выносимых на местный
референдум.
      Агитация запрещается в  последний  день  перед  днем  проведения
местного референдума и в день местного референдума.
      Агитация   может   осуществляться   через   средства    массовой
информации,  путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч
с гражданами, публичных дебатов  и  дискуссий,  митингов),  выпуска  и
распространения агитационных печатных материалов.
      В агитации не могут участвовать государственные  органы,  органы
местного  самоуправления,  должностные  лица государственных органов и
органов  местного  самоуправления,  члены  муниципальной  комиссии   и
участковой комиссии по проведению местного референдума.

      Глава IV. Голосование на местном референдуме
      и определение его результатов

      Статья 24. Помещение для голосования

      Помещение  для  голосования   предоставляется   в   распоряжение
участковой   комиссии   по   проведению  местного  референдума  главой
муниципального образования.
      В  помещении  для  голосования  должен  быть  зал,   в   котором
размещаются  кабины  или  специально  оборудованные  места для тайного
голосования,  оснащенные  столиками  и  письменными  принадлежностями.
Применение карандашей при заполнении бюллетеней не допускается.
      В помещении для голосовании участковая  комиссия  по  проведению
местного  референдума  оборудует  стенд,  на котором помещаются списки
граждан, имеющих право  на  участие  в  местном  референдуме,  образцы
заполнения  бюллетеней  для  голосования как за, так и против вопроса,
вынесенного на местный референдум.

      Статья 25. Бюллетень для голосования

      Бюллетень   для   голосования   изготавливается    муниципальной
комиссией  по  проведению местного референдума и передается участковой
комиссии за 3-5 дней до проведения местного референдума.
      В  бюллетене  для  голосования  на  местном  референдуме   точно
воспроизводится  текст  вопроса,  вынесенного  на местный референдум и
указываются варианты волеизъявления голосующего "за" или "против", под
которыми помещаются пустые квадраты.
      Бюллетень для голосования должен содержать разъяснение о порядке
его  заполнения,  заверен  печатью  муниципальной комиссии и подписями
двух членов участковой комиссии по проведению местного референдума.

      Статья 26. Порядок голосования на местном референдуме

      Голосования на местном референдуме проводится с 8 до 22 часов по
местному  времени.  О  времени и месте голосования участковая комиссия
по проведения местного референдума оповещает граждан не позднее чем за
за 5-10 дней до дня проведения местного референдума.
      В день проведения местного референдума  председатель  участковой
комиссии  за  полчаса  до  начала  голосования  в  присутствии  членов
участковой комиссии проверяет, свободны ли ящики  для  голосования  от
каких-либо вложений, а затем опечатывает их.
      Бюллетени для  голосования  выдаются  гражданам  по  спискам  по
предъявлению паспорта или другого документа, удостоверяющего личность.
Гражданин,  получивший  бюллетень  для  голосования,  расписывается  в
соответствующей графе списка.
      Голосование за других лиц не допускается.
      В тех случаях,  когда  граждане,  имеющие  право  на  участие  в
референдуме,  не могут по уважительным причинам прибыть на участок для
голосования, участковая комиссия при наличии заявления  поручает  двум
членам  комиссии  организовать  голосование  по  месту нахождения этих
граждан.  Члены  комиссии,  выезжающие  по  заявлениям,  получают  под
роспись  бюллетени  в  количестве,  соответствующем  числу  заявлений.
Количество  заявлений,  использованных   и   возвращенных   бюллетеней
отмечается  в  отдельном акте. Данные о гражданах, проголосовавших вне
помещения участка референдума, вносятся в дополнительный список.
      Бюллетени  заполняются  голосующим  в  специально  оборудованной
кабине  для  тайного голосования, в которой не допускается присутствие
иных лиц.
      Заполненные  бюллетени  опускаются  гражданином   в   ящик   для
голосования,  который  должен находиться в поле зрения членов комиссии
референдума.

      Статья 27. Подсчет голосов участковой  комиссией  по  проведению
местного референдума

      После заявления председателя участковой комиссии  по  проведению
местного референдума об окончании голосования комиссия вскрывает ящики
для голосования.  Перед  вскрытием  ящиков  для  голосования  комиссия
подсчитывает   и   погашает  все  неиспользованные  бюллетени,  о  чем
составляется протокол.
      На   основании   списков   для   голосования,   в   том    числе
дополнительных,  с  учетом поданных заявлений граждан о голосовании на
дому,  участковая  комиссия  подсчитывает   общее   число   получивших
бюллетени.  Подсчет  бюллетеней,  находящихся  в  переносном ящике для
голосования, производится отдельно.  При  этом  количество  бюллетеней
сверяется с количеством поданных заявлений с просьбой о голосовании на
дому. По списку для голосования  и  числу  находящихся  в  ящиках  для
голосования бюллетеней участковая комиссия устанавливает:
      - число граждан, имеющих  право  на  участие  в  голосовании  на
референдуме;
      - число граждан, получивших бюллетени;
      - число граждан, принявших участие в голосовании на референдуме;
      - число голосов, поданных за вынесенные на референдум вопросы;
      - число голосов, поданных против;
      - число бюллетеней, признанных недействительными.
      Недействительными   признаются   бюллетени,   не   изготовленные
официально,  не  заверенные печатью муниципальной комиссии и подписями
двух членов участковой комиссии по проведению местного референдума,  а
также   бюллетени,   по   которым   невозможно  однозначно  установить
волеизъявление голосующего, в том числе, в  которых  знак  "плюс"  или
любой иной знак поставлен в двух квадратах или не поставлен не в одном
из  них.  В  случае  сомнений  в  действительности  бюллетеня  решение
принимает  участковая  комиссия  по  проведению  местного референдума,
фиксируя количество таких случаев в протоколе.
      Если на голосование выносилось одновременно несколько  вопросов,
подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно.

      Статья 28. Протокол участковой комиссии по итогам голосования на
местном референдуме

      Итоги  подсчета  голосов  проверяются  на  заседании  участковой
комиссии   по  проведению  местного  референдума  и  в  полном  объеме
заносятся в протокол, составляемый в двух экземплярах.
      В протоколе отражаются  также  поступившие  в  день  голосования
письменные  жалобы  и  заявления  на  нарушение  настоящего  закона  и
принятые по ним решения.
      Протоколы подписываются всеми членами участковой комиссии.
      Первый экземпляр протокола направляется  муниципальной  комиссии
по  проведению  местного  референдума,  а  второй  экземпляр  вместе с
опечатанными бюллетенями хранится у секретаря участковой  комиссии  по
проведению   местного   референдума   до  истечения  10  дней  со  дня
официального  опубликования   (обнародования)   результатов   местного
референдума, а затем передается в муниципальную комиссию по проведению
местного референдума.

      Статья 29. Определение результатов местного референдума

      Муниципальная комиссия по  проведению  местного  референдума  на
основании   протоколов  участковых  комиссий  по  проведению  местного
референдума  проверяет   полученные   данные,   затем   составляет   и
подписывает итоговый протокол, в котором определяет:
      - число граждан, имеющих  право  на  участие  в  голосовании  на
референдуме;
      - число граждан, получивших бюллетени;
      - число граждан, принявших участие в голосовании;
      - число голосов, поданных  за  вопросы,  вынесенные  на  местный
референдум;
      - число голосов, поданных против;
      - число бюллетеней, признанных недействительными.
      Местный  референдум   признается   не   состоявшимся,   если   в
голосовании  приняло  участие  менее  половины граждан, проживающих на
территории муниципального образования и имеющих  право  на  участие  в
референдуме.
      Решения по вынесенным на местный референдум  вопросам  считаются
принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших
участие в референдуме.
      Результаты местного референдума могут быть признаны  в  судебном
порядке  недействительными из-за допущенных в ходе референдума или при
подсчете голосов нарушений настоящего закона, повлиявших на результаты
голосования.

      Статья 30. Опубликование (обнародование)  и  вступление  в  силу
решения, принятого на местном референдуме

      Принятое на местном  референдуме  решение  и  итоги  голосования
подлежат  официальному  опубликованию  (обнародованию) не позднее семи
дней со дня окончания голосования.
      В случае признания  результатов  голосования  недействительными,
глава   муниципального   образования   вправе  поручить  муниципальной
комиссии по проведению местного  референдума  в  течение  двух  недель
провести  повторное  голосование в данном муниципальном образовании. В
этом случае принятые на местном  референдуме  решения  публикуются  не
позднее   семи   дней   с  даты  последнего  голосования  по  вопросу,
вынесенному на референдум, и вступают  в  силу  в  день  опубликования
(обнародования).
      Решение,  принятое  на  местном  референдуме,  не  нуждается   в
утверждении     какими-либо     органами    государственной    власти,
государственными  лицами   или   органами   местного   самоуправления.
Изменение   либо   отмена  решения,  принятого  местным  референдумом,
производится только местным референдумом.
      Если для реализации решения, принятого на  местном  референдуме,
требуется   издание   нормативного   правового  акта,  орган  местного
самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять
такой акт.

      Статья  31.  Ответственность  за  нарушение  законодательства  о
местном референдуме

      Лица, препятствующие путем  насилия,  обмана,  угроз  и  подкупа
свободному   осуществлению  гражданами  права  на  участие  в  местном
референдуме, в том числе на агитацию  и  голосование,  а  также  члены
инициативных  групп  и  комиссий  по  проведению местного референдума,
члены  общественных  организаций,   совершившие   подлог   документов,
фиктивные  записи  в  подлинных  листах, заведомо неправильный подсчет
голосов, а равно нарушившие тайну голосования, несут ответственность в
соответствии с действующим законодательством.

      Статья 32. Введение закона в действие

      Настоящий закон вступает в действие со дня опубликования.


Президент
Республики Калмыкия                                      К.Илюмжинов


г. Элиста,
26 ноября 1996 г.,
N 51-I-З

Информация по документу
Читайте также