Расширенный поиск

Закон Законодательное Собрание Краснодарский край от 10.07.2001 № 377-КЗ

                                 ЗАКОН
                         КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

                                   Утратил силу - Закон Краснодарский
                                     край от 28.12.2004 г. N 818-КЗ
                                          Утратил силу - Закон
                                        Законодательно
е Собрание
                                           Краснодарский край
                                        от 28.12.2004 г. N 818-КЗ

            Об организации и деятельности органов опеки и
                 попечительства в Краснодарском крае


    (В редакции Закон Законодательное Собрание Краснодарский край
                      от 16.12.2003 г. N 649-КЗ)

     Принят Законодательным Собранием Краснодарского края
     29 июня 2001 года

     Настоящий Закон  регулирует  вопросы  организации  и деятельности
органов опеки и попечительства на территории Краснодарского края.

     ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Законодательство об органах опеки и попечительства
     Органы опеки    и    попечительства   руководствуются   в   своей
деятельности Конституцией Российской Федерации,  Гражданским  кодексом
Российской   Федерации,   Семейным   кодексом   Российской  Федерации,
нормативными правовыми актами Российской Федерации,  настоящим Законом
и уставами муниципальных образований.

     Статья 2. Понятия, применяемые в настоящем Законе
     В настоящем Законе используются следующие понятия:
     опека -  форма  защиты  личных  и  имущественных прав и интересов
несовершеннолетних,  не достигших возраста 14 лет,  а  также  граждан,
признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства;
     попечительство - форма  защиты  личных  и  имущественных  прав  и
интересов  несовершеннолетних  в  возрасте  от  14 до 18 лет,  а также
граждан,    ограниченных    судом    в    дееспособности    вследствие
злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
     патронаж -   особая   форма    попечительства    совершеннолетних
дееспособных   граждан,   которые   по  состоянию  здоровья  не  могут
самостоятельно  осуществлять,  защищать   свои   права   и   исполнять
обязанности, устанавливаемая по их просьбе;
     несовершеннолетние - дети, не достигшие возраста 18 лет;
     дети, оставшиеся  без попечения родителей,  - несовершеннолетние,
родители  (единственный  родитель)  которых:  умерли;   лишены   судом
родительских  прав,  ограничены в родительских правах;  признаны судом
недееспособными,    ограниченными    в    дееспособности,    длительно
отсутствующими;   находятся  в  лечебных  учреждениях;  заключены  под
стражу,  отбывают наказание в  виде  лишения  свободы;  уклоняются  от
воспитания  детей  или  защиты  их  прав  и  интересов,  в  том  числе
отказываются брать своих детей из лечебных, воспитательных учреждений,
учреждений   социальной   защиты   населения   и   других  аналогичных
учреждений;
     дети-сироты -  лица  в  возрасте до 18 лет,  у которых умерли оба
родителя или единственный родитель;
     приемная семья  -  форма устройства ребенка (детей),  оставшегося
без попечения родителей,  на воспитание в семью на основании  договора
между  органами  опеки  и  попечительства  и  приемными  родителями  о
передаче ребенка (детей) на воспитание в семью;
     усыновление (удочерение)  -  форма  устройства  ребенка  (детей),
оставшегося  без  попечения  родителей,   на   воспитание   в   семью,
устанавливаемая в судебном порядке.

     Статья 3. Органы опеки и попечительства
     В соответствии с законодательством Российской Федерации  органами
опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
     Организация деятельности  органов  местного   самоуправления   по
осуществлению   полномочий  по  опеке  и  попечительству  определяется
уставами муниципальных образований в соответствии с  законодательством
Российской Федерации и Краснодарского края.
     Для   осуществления   полномочий   по   опеке   и  попечительству
образуется   орган  местного  самоуправления,  являющийся  юридическим
лицом,  или  соответствующие  функции  в  целях  реализации  указанных
полномочий  могут  возлагаться  исполнительно-распорядительным органом
муниципального образования: (В    редакции    Закон    Законодательное
Собрание Краснодарский край от 16.12.2003 г. N 649-КЗ)
     в отношении детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  -  на
муниципальные органы управления образованием;
     в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно
дееспособными, - на муниципальные органы управления здравоохранением;
     в отношении  совершеннолетних  дееспособных  лиц,  нуждающихся  в
попечительстве  (патронаже) по состоянию здоровья,  - на муниципальные
органы социальной защиты населения.
     Абзац.(Исключен  -  Закон  Законодательное собрание Краснодарский
край от 16.12.2003 г. N 649-КЗ)
     ГЛАВА II.  ОСНОВНЫЕ  ЗАДАЧИ  И  ПОЛНОМОЧИЯ  ОРГАНОВ  ОПЕКИ  И
                ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

     Статья 4. Задачи органов опеки и попечительства
     Основными задачами   органов  опеки  и  попечительства  являются:
     обеспечение необходимых условий для  жизни  и  воспитания  детей,
оставшихся  без попечения родителей или не имеющих необходимых условий
для проживания в семье и нуждающихся в  защите  и  помощи  со  стороны
государства;
     осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием
подопечных;
     защита личных и имущественных прав и интересов детей,  оставшихся
без  попечения  родителей  или  не  имеющих  необходимых  условий  для
проживания в  семье  и  нуждающихся  в  защите  и  помощи  со  стороны
государства,  а  также  граждан,  признанных судом недееспособными или
ограниченными  в  дееспособности,  и   совершеннолетних   дееспособных
граждан,   которые  по  состоянию  здоровья  не  могут  самостоятельно
осуществлять, защищать свои права и исполнять обязанности.

     Статья 5. Полномочия органов опеки и попечительства
     В соответствии  с  возложенными  на  них  задачами органы опеки и
попечительства:
     организуют выявление  детей,  оставшихся  без попечения родителей
или  не  имеющих  необходимых  условий  для  проживания  в   семье   и
нуждающихся  в  защите  и  помощи  со  стороны  государства,  а  также
совершеннолетних дееспособных граждан,  которые по состоянию  здоровья
не могут самостоятельно осуществлять,  защищать свои права и исполнять
обязанности;
     устанавливают опеку и попечительство над детьми,  оставшимися без
попечения родителей,  и гражданами,  признанными судом недееспособными
или ограниченными в дееспособности;
     устанавливают патронаж;
     назначают опекунов и попечителей;
     освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от исполнения ими
своих обязанностей;
     заключают с приемными  родителями  договоры  о  передаче  ребенка
(детей) на воспитание в приемную семью;
     принимают решения о помещении  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей,  в  воспитательные,  образовательные,  лечебные учреждения,
учреждения  социальной   защиты   населения   и   другие   аналогичные
учреждения;
     принимают меры по защите жилищных прав подопечных, по обеспечению
их  жилой  площадью  в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации;
     дают предварительное   разрешение   на   совершение   сделок   по
отчуждению,  в том числе обмену или дарению,  имущества  подопечных  и
несовершеннолетних,   сдаче  его  в  наем  (аренду),  в  безвозмездное
пользование или в  залог;  сделок,  влекущих  отказ  от  принадлежащих
подопечным  и  несовершеннолетним  прав  на  раздел  их  имущества или
выделение из него долей; сделок, в которых затрагиваются имущественные
интересы подопечных и несовершеннолетних;
     назначают управляющего имуществом подопечного  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации;
     принимают решения  об  объявлении  несовершеннолетних   полностью
дееспособными  в  порядке  эмансипации  с согласия обоих родителей или
лиц, их замещающих;
     предъявляют в   судах   иски,   связанные   с  защитой  личных  и
имущественных прав и интересов подопечных, а также о признании граждан
недееспособными или ограниченными в дееспособности;
     осуществляют надзор  за  деятельностью  опекунов,  попечителей  и
оказывают им необходимую помощь и содействие;
     рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам
усыновления  (удочерения),  опеки  и попечительства и принимают по ним
необходимые меры;
     реализуют  иные  полномочия и функции по опеке и попечительству в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  и настоящим
Законом. (В  редакции  Закон  Законодательное  Собрание  Краснодарский
край от 16.12.2003 г. N 649-КЗ)

     Статья 6.  Функции по опеке  и  попечительству  муниципальных
                органов  управления   образованием,
                здравоохранением  и  муниципальных   органов
                социальной защиты населения
     Муниципальные органы управления образованием,  здравоохранением и
муниципальные органы социальной защиты населения при возложении на них
органами местного самоуправления функций по опеке и попечительству:
     осуществляют подбор граждан,  способных к выполнению обязанностей
опекуна или попечителя, и ведут их учет;
     подготавливают документы по назначению опекуна или попечителя,  а
также по  освобождению  или  отстранению  опекуна  или  попечителя  от
исполнения ими своих обязанностей;
     обеспечивают временное устройство в специализированные учреждения
граждан,  нуждающихся в опеке или попечительстве,  а также сохранность
их имущества;
     ведут учет   граждан,   над   которыми   установлена   опека  или
попечительство;
     осуществляют контроль   за  условиями  содержания,  воспитания  и
образования подопечных;
     осуществляют защиту  личных  и  имущественных  прав  и  интересов
подопечных в случае ненадлежащего исполнения опекуном или  попечителем
своих обязанностей;
     подготавливают документы о назначении и выплате денежных  средств
на содержание подопечного;
     участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных;
     привлекают общественность    к    работе    органов    опеки    и
попечительства;
     рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам
опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;
     осуществляют иные   функции   по   опеке   и   попечительству   в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 7. Специальные функции по опеке и попечительству
               муниципальных органов управления образованием
     Кроме функций,  перечисленных  в  статье  6  настоящего   Закона,
муниципальные  органы  управления  образованием  при возложении на них
органами местного самоуправления функций по опеке и попечительству:
     выявляют детей,  оставшихся  без попечения родителей,  и ведут их
учет;
     осуществляют подбор   и   учет   лиц,   способных   к  выполнению
обязанностей  усыновителя,  ведут  учет  лиц,  в   отношении   которых
произведено усыновление (удочерение);
     осуществляют подбор  лиц,  способных  к  выполнению  обязанностей
приемных  родителей,  дают  заключение  о  возможности  быть приемными
родителями;
     подготавливают необходимые      документы     для     усыновления
(удочерения),  установления  опеки  или  попечительства  над   детьми,
оставшимися без попечения родителей, передачи их в приемную семью;
     обеспечивают устройство   детей,   оставшихся    без    попечения
родителей,  и  несовершеннолетних,  нуждающихся  в  защите и помощи со
стороны  государства,  в  случае  необходимости   в   образовательные,
лечебные  учреждения  или  учреждения  социальной  защиты  населения и
другие аналогичные учреждения;
     при наличии   правовых  оснований  для  усыновления  (удочерения)
ребенка и невозможности передачи  ребенка  на  воспитание  в  семью  в
течение   месяца   направляют   сведения   о  таком  ребенке  в  орган
исполнительной  власти   Краснодарского   края   для   постановки   на
централизованный учет в региональном банке данных о детях,  оставшихся
без попечения родителей;
     дают заключение  о возможности раздельного проживания опекуна или
попечителя с подопечными;
     дают заключение   о  возможности  объявления  несовершеннолетнего
полностью дееспособным в порядке эмансипации;
     оказывают помощь  опекунам  и  попечителям,  приемным родителям в
воспитании, обучении и организации отдыха подопечных;
     участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с
содержанием,  воспитанием и образованием детей, нуждающихся в защите и
помощи со стороны государства;
     проводят обследование условий жизни ребенка и лица, обратившегося
в   соответствующий   орган   и   изъявившего  желание  его  усыновить
(удочерить)  либо  выполнять  обязанности  опекуна,   попечителя   или
приемного родителя;
     представляют в суд заключения по спорам, связанным с содержанием,
воспитанием и образованием несовершеннолетних;
     участвуют в исполнении решений судов  о  передаче  или  отобрании
детей;
     осуществляют иные  полномочия  по  опеке   и   попечительству   в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 8. Специальные функции по опеке и попечительству
               муниципальных органов управления здравоохранением
     Кроме функций,   перечисленных  в  статье  6  настоящего  Закона,
муниципальные органы управления здравоохранением при возложении на них
органами местного самоуправления функций по опеке и попечительству:
     выявляют граждан,  которые вследствие  психического  расстройства
нуждаются  в  установлении  над  ними  опеки,  и  новорожденных детей,
оставшихся без попечения родителей;
     оказывают необходимую  помощь  до  установления  опеки гражданам,
признанным судом недееспособными;
     осуществляют устройство   новорожденных   детей,  оставшихся  без
попечения родителей, в учреждения здравоохранения;
     обеспечивают медицинское       освидетельствование       граждан,
обратившихся в соответствующий орган и  изъявивших  желание  усыновить
(удочерить)   ребенка   (детей),  выполнять  обязанности  опекуна  или
попечителя;
     участвуют в   судебных   заседаниях   по   делам   подопечных   и
несовершеннолетних,  нуждающихся  в  защите  и   помощи   со   стороны
государства,  в случаях,  предусмотренных законодательством Российской
Федерации;
     выполняют иные   полномочия   по   опеке   и   попечительству   в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 9. Специальные функции по опеке и попечительству
               муниципальных органов социальной защиты населения
     Кроме функций,  перечисленных  в  статье  6  настоящего   Закона,
муниципальные органы социальной защиты населения при возложении на них
органами местного самоуправления функций по опеке и попечительству:
     выявляют несовершеннолетних,  нуждающихся  в  защите  и помощи со
стороны государства;
     оказывают правовую,     социальную    и    материальную    помощь
несовершеннолетним,  нуждающимся  в  защите  и   помощи   со   стороны
государства;
     оказывают помощь дееспособным совершеннолетним лицам,  которые по
состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять, защищать свои
права и исполнять свои обязанности, до установления попечительства;
     осуществляют устройство  дееспособных  совершеннолетних граждан в
дома-интернаты  для  престарелых  и   инвалидов   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации;
     осуществляют патронаж;
     осуществляют устройство несовершеннолетних,  нуждающихся в защите
и помощи со стороны государства, в специализированные учреждения;
     участвуют в  судебных  заседаниях  по делам подопечных в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации;
     выполняют иные   полномочия   по   опеке   и   попечительству   в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 10.  Полномочия  по  опеке  и  попечительству  органов
                 исполнительной власти Краснодарского края
     Департамент образования и науки Краснодарского края:
     контролирует осуществление  функций  по  опеке  и  попечительству
муниципальными органами  управления  образованием  и  образовательными
учреждениями;
     контролирует обеспечение    необходимых    условий    содержания,
воспитания и образования детей,  оставшихся без попечения родителей, в
случае  их  усыновления  (удочерения),  передачи  в  приемные   семьи,
образовательные учреждения, под опеку или попечительство;
     формирует региональный  банк  данных  о  детях,  оставшихся   без
попечения родителей и проживающих на территории Краснодарского края;
     ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства,  изъявивших
желание   усыновить   (удочерить)   ребенка,  являющегося  гражданином
Российской  Федерации,  и  предоставляют  им  информацию  о  детях,  в
отношении  которых  возникли  установленные  законом  основания для их
усыновления  (удочерения)  иностранными  гражданами  или  лицами   без
гражданства,  выдает  им  направления для посещения ребенка (детей) по
фактическому  месту  жительства  (нахождения)  и  решения  вопроса   о
передаче    на   воспитание   в   семью   в   порядке,   установленном
законодательством Российской Федерации;
     комплектует учреждения  для  детей-сирот и детей,  оставшихся без
попечения родителей, специальные (коррекционные) школы-интернаты.
     Департамент здравоохранения Краснодарского края:
     контролирует осуществление  функций  по  опеке  и  попечительству
муниципальными   органами  управления  здравоохранением,  учреждениями
здравоохранения;
     комплектует дома ребенка;
     организует работу  экспертной  медицинской  комиссии  для  выдачи
медицинского заключения о состоянии здоровья,  физическом и умственном
развитии ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью.
     Департамент социальной защиты населения Краснодарского края:
     контролирует осуществление  функций  по  опеке  и  попечительству
муниципальными  органами  социальной  защиты  населения,  учреждениями
социальной защиты населения;
     разрабатывает и   осуществляет  мероприятия  по  расширению  сети
учреждений социального обслуживания населения, контролирует их работу,
оказывает им правовую, организационную и методическую помощь.

     Статья 11. Кадровое обеспечение
     Осуществление функций по опеке и попечительству  в  муниципальных
органах   управления   образованием   в  отношении  несовершеннолетних
возлагается на инспекторов (специалистов) школ по охране прав детства.
Количественный  состав инспекторов (специалистов) школ  по охране прав
детства    в    муниципальных    органах    управления    образованием
устанавливается  из  расчета один специалист по охране прав детства на
5  тысяч  детей, если иное не установлено законодательством Российской
Федерации. (В  редакции  Закон  Законодательное Собрание Краснодарский
край от 16.12.2003 г. N 649-КЗ)

     ГЛАВА III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона
     Настоящий Закон   вступает   в   силу  со  дня  его  официального
опубликования.

     Глава администрации
     Краснодарского края          А.Н. Ткачев

     г. Краснодар
     10 июля 2001 года
     N 377-КЗ


Информация по документу
Читайте также