Расширенный поиск

Постановление Главы Администрации Астраханской области от 05.07.1999 № 233

 
                                      Утратилo силу - Постановление
                                    Губернатора Астраханской области
                                         от 23.03.2007 г. N 120

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
               ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

               05..07.99                          N 233


Об утверждении Программы
содействия развитию
персонала на производстве
на 1999-2000 годы


     В целях  рационального использования профессионального потенциала
экономики области,  его качественного развития  формирования  подходов
для создания системы развития персонала на производстве
ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Утвердить  прилагаемую Программу содействия развитию персонала
на производстве на 1999-2000 годы.
     2. Управлению труда Администрации области (Абдуллаев) совместно с
комитетом экономики и инвестиционной  политики  Администрации  области
(Максимова),  отраслевыми комитетами,  департаментами,  управлениями и
отделами  Администрации  области  организовать  работу  по  реализации
Программы по курируемым направлениям.
     3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
первого   заместителя  Главы  Администрации  области  Жилкина  А.А.  и
заместителя Главы Администрации области Родненко И.В.


Глава Администрации области          А.П. Гужвин





                                                 УТВЕРЖДЕНО
                                                 Постановление Главы
                                                 Администрации области
                                                 05.07.99  N 233

                         ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
            СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДСТВЕ
                           НА 1999-2000 гг.


                          ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы          Областная   Программа  содействия
                                развитию персонала на производстве

Основания для принятия          Постановление Правительства Российской
решения о разработке            Федерации от 06.06.94 N 796 "О мерах
Программы                       по содействию предприятиям в
                                подготовке персонала на производстве",
                                поручение Российской Федерации
                                Правительства от 24.04.97
                                N СО-П12-12685, поручение
                                Правительства Российской Федерации от
                                13.01.98 N БН-П12-00792

Заказчик Программы              Министерство труда и социального
                                развития Российской Федерации,
                                Администрация Астраханской области

Основной разработчик            Управление труда Администрации области
Программы

Исполнители и соисполнители     Управление труда Администрации
Программы                       области, комитет экономики и
                                инвестиционной политики Администрации
                                области, департамент федеральной
                                государственной службы занятости
                                населения по Астраханской области,
                                департамент общего и профессионального
                                образования Администрации области,
                                совет федерации профсоюзов
                                Астраханской области,
                                торгово-промышленная палата
                                Астраханской области, союз
                                промышленников и предпринимателей
                                Астраханской области, филиал
                                Волгоградской академии государственной
                                службы

Направления основных           - приоритетная поддержка организаций и
мероприятий                    предприятий, осуществляющих обучение
                               работников под будущее развитие
                               производства,
                               - развитие системы консультационных и
                               образовательных услуг по вопросам
                               развития кадрового потенциала,
                               - регулирование вопросов
                               профессионального обучения на
                               производстве через систему трудовых
                               соглашении и коллективных договоров,
                               - создание механизма регулирования
                               рынка профессий на региональном уровне


Ожидаемые конечные результаты  Сохранение и обеспечение
реализации Программы           воспроизводства профессионального
                               потенциала организаций и предприятий,
                               улучшение кадрового обеспечения
                               инновационных процессов на
                               производстве, повышение
                               конкурентоспособности работников на
                               рынке труда, создание и сохранение
                               новых рабочих мест, снижение социальной
                               напряженности на предприятиях и в
                               организациях

Контроль за реализацией        Администрация Астраханской области
Программы

Сроки реализации Программы     1999-2000 годы


                             1. ВВЕДЕНИЕ

     Региональная Программа    содействия    развитию   персонала   на
производстве  на  1999-2000  гг.   (далее   именуемая   -   Программа)
подготовлена   управлением  труда  Администрации  области  с  участием
заинтересованных органов исполнительной власти региона в  соответствии
с Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 1993 г. N 471 "О
дополнительных  мерах   по   защите   трудовых   прав   граждан   РФ",
постановлением Правительства  Российской  Федерации  от 6 июня 1999 г.
N 796 "О мерах по содействию предприятиям  в  подготовке  персонала на
производстве",  поручением  Правительства  Российской  Федерации от 24
апреля 1997 г.  N СО-П12-12685,  поручением  Правительства  Российской
Федерации от 13 января 1998г. N БН-П12-00792.
     Настоящая Программа предусматривает систему мер,  направленных на
реализацию  государственной политики в области содействия организациям
в  развитии  персонала,  создании   внутрифирменных   служб   развития
персонала,   отвечающих   по   своим   функциям  требованиям  рыночной
экономики.

          2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
                   ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

     Кадровый потенциал   Астраханской   области   является  важнейшим
стратегическим фактором,  определяющим успех проводимых  экономических
реформ.  Качественные  и  количественные  характеристики  рабочей силы
определяют возможность реализации  программы  структурной  перестройки
экономики, диверсификации, расширения производства, повышения качества
продукции,  ее конкурентоспособности и роста производительности труда,
эффективной реализации инвестиционных проектов.
     Анализ положения дел показывает,  что недостаточная  квалификация
персонала  в  организациях  является  серьезным  сдерживающим фактором
экономических  реформ,  препятствует  оживлению  экономики,  повышению
конкурентоспособности  товаров  и  услуг,  их проникновению на мировой
рынок,  снижает уровень социальной защищенности населения и во  многом
не   соответствует   требованиям   рыночной   экономики.   Именно  эти
обстоятельства в значительной степени создают социальную напряженность
в обществе.
     Сложное положение сложилось в  настоящее  время  с  квалификацией
руководителей   и  специалистов  организаций  и  предприятий.  Не  все
руководители в полной мере владеют управленческой рыночной  культурой,
умением работать в ситуациях, формируемых рыночной конъюнктурой, что в
значительной  степени  влияет  на  устойчивость  работы   и   вызывает
банкротство предприятий и организаций.
     Качество персонала предприятий  и  организаций  не  соответствует
европейским  и международным стандартам и квалификационным требованиям
и делает региональные организации мало привлекательными для зарубежных
и отечественных инвесторов.
     В то же время система подготовки кадров на производстве находится
в  критическом состоянии.  Практически перестали действовать различные
формы   дополнительного   профессионального    образования,    включая
переподготовку  и  повышение  квалификации.  Средний уровень затрат на
подготовку и повышение квалификации кадров на производстве  по  данным
управления  труда Администрации области составляет только 0,5-0,7%  от
фонда оплаты труда (данные 1997 г.),  хотя  для  поддержания  простого
воспроизводства  профессионального  потенциала  необходимы  затраты на
уровне не менее 1,5%.  Программы обучения работников  на  предприятиях
ориентированы, в основном, на получение первичной квалификации.
     С другой стороны,  несмотря на  рост  подготовки  специалистов  и
квалифицированных  рабочих,  рынок  учебных  услуг  и  рынок профессий
региона находятся в состоянии разбалансировки.
     Отсутствие в  организациях опыта деятельности в условиях рыночной
экономики  требует  организационной,   методической,   информационной,
законодательной  государственной  поддержки  в  создании принципиально
новой системы управления  персоналом,  построенной  с  учетом  мировой
практики,  имеющей  целью  непосредственное  вовлечение  работников  в
осуществление  экономических  реформ.  Баланс  потребности   экономики
региона  в  квалифицированных  кадрах и рынка учебных услуг,  создание
системы внутрипроизводственного обучения кадров обеспечит  расширенное
воспроизводство  трудового  потенциала  предприятий  и  организаций  в
соответствии с текущей ситуацией на рынке труда, требованиями рыночной
экономики и перспективами научно-технического прогресса.
     Система развития персонала  на  производстве,  являясь  составной
частью   системы   развития   человеческих   ресурсов,   должна  стать
своеобразным корректором государственных образовательных стандартов  и
образовательных    программ   на   всех   ступенях   профессионального
образования.
     Опыт стран  с  развитой  рыночной экономикой (Германия,  Франция,
Япония,  США и др.) показывает целесообразность, высокую эффективность
мер  государственной  поддержки  внутрифирменной подготовки персонала,
реализуемых  в  нормативно-правовой,  финансовой,  организационной   и
материальной    сферах   деятельности   предприятий,   организаций   и
учреждений.  Комплексность  государственного  регулирования  процессов
воспроизводства  кадрового  потенциала  возможна  лишь при программном
подходе к решению проблемы.

         3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
                              ПРОГРАММЫ

     Программа предусматривает    разработку    и    реализацию    мер
государственной поддержки организаций и предприятий в области развития
персонала,  разработку  механизма государственного регулирования рынка
профессии и  рынка  учебных  услуг  региона.  Программа  ставит  своей
главной  целью создание и рациональное использование профессионального
потенциала экономики региона, обеспечение его эффективной деятельности
на  основе  распространения  знаний  и  опыта  применения  современных
технологий,  эффективных  методов  организации  труда   и   управления
производством.
     Основными целями Программы являются :
     - обеспечение  устойчивого  развития экономики региона в условиях
рыночной  экономики  на  основе  организации  системы  внутрифирменной
подготовки  персонала  в  соответствии с целями и задачами обеспечения
конкурентоспособности    продукции    региональных    предприятий    и
организаций,    их   реструктуризации,   решения   проблем   качества,
продуктивности, реализации программ инновационных мероприятий;
     - создание   условий   для   реализации   мер,   направленных  на
обеспечение   конкурентоспособности   работников   на   российском   и
международном  рынке  труда,  как  основы их высокого благосостояния и
социальной защищенности;
     - создание  условий для организации системы развития персонала на
производстве,  отвечающей  требованиям   организаций,   работающих   в
рыночных условиях, и соответствующей рекомендациям МОТ;
     - сохранение в  организациях  имеющихся  рабочих  мест,  создание
новых, уменьшение числа безработных на рынке труда.
     Для достижения этих целей необходимы:
     - совершенствование           нормативно-правовой           базы,
научно-методического    и    информационного    обеспечения    системы
внутрифирменного развития персонала;
     - интеграция интересов работников,  работодателей и государства в
обеспечении  конкурентоспособности организаций и предприятий на основе
высокой  квалификации  персонала,  его  мотивации  и  вовлеченности  в
решение проблем развития производства;
     - оказание приоритетной  поддержки  организациям,  осуществляющим
под  будущее развитие (модернизацию,  перепрофилирование) переобучение
работников без прекращения с ними трудовых отношений;
     - оздоровление  финансового  положения системы развития персонала
за счет установления соответствующих  финансово-экономических  норм  и
привлечения внебюджетных источников финансирования;
     - подготовка          и          повышение           квалификации
инструкторско-преподавательского персонала, осуществляющего развитие и
профессиональное обучение персонала непосредственно в организациях;
     - формирование    структур    управления   развитием   персонала,
соответствующих требованиям рыночной экономики,  в организациях  и  на
предприятиях   всех   организационно-правовых   форм,  обеспечение  их
координации и взаимодействия.

                  4. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

     Программой предусматривается  создание  на  региональном   уровне
системы   методической   и   организационной   помощи  организациям  и
предприятиям нацеленной на:
     - распространение отечественного и зарубежного передового опыта в
области  эффективного  использования  профессионального  потенциала  и
последовательного его развития;
     - организацию труда,  управления,  применение новых технологий  и
реорганизацию  производства через обучение руководителей и работников,
вооружение их знаниями по обеспечению успешной деятельности в условиях
рыночной  экономики  на  основе  полученной  базовой  профессиональной
подготовки   в   учреждениях   профессионального   и   дополнительного
образования.
     Система программных мероприятий состоит из четырех разделов.
     4.1. Приоритетная   поддержка   организаций,  осуществляющих  под
будущее развитие производства обучение работников  без  прекращения  с
ними трудовых отношений.
     В настоящий  раздел  включены  мероприятия,  реализация   которых
позволит  создать организационную основу комплексного решения вопросов
адаптации организаций,  предприятий и  работников  к  условиям  рынка.
Предусматривается    разработка    системы    приоритетной   поддержки
предприятий и организаций всех организационно-правовых форм в развитии
кадрового потенциала, в том числе формирование государственного заказа
на подготовку специалистов для ведущих отраслей экономики области.
     4.2. Развитие  системы  консультационных  и образовательных услуг
для предприятий всех организационно-правовых форм по вопросам развития
кадрового потенциала.
     Мероприятия данного раздела нацелены прежде всего на  мобилизацию
и  эффективное  использование  существующих  интеллектуальных ресурсов
региона для оказания услуг предприятиям и организациям в части:
     - управленческого консультирования;
     - информированности   о   наличии   типовых   учебных    программ
краткосрочной  подготовки  персонала,  их  адаптации  в соответствии с
запросами предприятий;
     - информированности   о  возможностях  организаций  в  подготовке
кадров в классической системе профессионального образования;
     - подготовки   инструкторов   и  преподавателей  для  организации
обучения и развития персонала непосредственно в организациях.
     Программой предусмотрено    изучение    вопроса   возможности   и
целесообразности создания  областной  Ассоциации  развития  персонала,
основные   функции   которой   предусматривают   организацию  обучения
руководителей  и  работников  кадровых  служб   предприятий   вопросам
кадрового   менеджмента   путем   проведения   постоянно   действующих
семинаров,  оказание посреднических,  организационных и информационных
услуг  по  вопросам  формирования на предприятиях и организациях служб
управления персоналом, отвечающих требованиям рыночной экономики.
     4.3. Регулирование   вопросов   профессионального   обучения   на
производстве  через  систему  трудовых   соглашений   и   коллективных
договоров.
     Мероприятия данного    раздела     предусматривают     реализацию
государственной  кадровой  политики через систему трудовых соглашений,
коллективных  договоров.   Предусматривается   введение   в   практику
консультаций  по вопросам трудовых отношений,  коллективных договоров,
вопросам,  связанным  с   подготовкой,   переподготовкой,   повышением
квалификации работников предприятий и организаций области.
     4.4. Создание  механизма   регулирования   рынка   профессий   на
региональном уровне.
     Мероприятия данного   раздела   предусматривают    создание    на
региональном  уровне  взаимоувязанной  по  целям,  задачам  и  методам
системы   определения    потребности    региональной    экономики    в
профессионально   подготовленном  персонале  по  профессиям,  объемам,
структуре и содержанию их обучения.  Разработка и реализация подобного
механизма включает в себя:
     - изучение  процессов  сформирования  спроса  и  предложения   по
различным профессиям и специальностям;
     - прогнозирование  спроса  организаций  на  рабочую  силу  в   ее
профессионально-квалификационном        разрезе        с        учетом
технико-технологического и организационного развития;
     - разработку  механизмов  сдерживания перепроизводства работников
по профессиям, не имеющим спроса на региональном рынке;
     - изучение  формирования  спроса  населения  на  учебные услуги в
профессиональном разрезе.
     В настоящее   время,  когда  инфраструктура  регионального  рынка
находится в стадии становления и по ряду объективных причин невозможно
прогнозировать  развитие  экономики  на  долгосрочную  перспективу,  а
следовательно,  не может быть долгосрочного прогноза  востребованности
экономикой  области кадров в профессионально-квалификационном разрезе,
регулирование рынка профессий и рынка учебных услуг может носить  лишь
опосредованный  и  рекомендательный характер.  Программой предусмотрен
выпуск  информационного  бюллетеня,  который  призван   сыграть   роль
основного  рычага  косвенного  регулирования  рынка  учебных  услуг  и
потребности населения в них.

                  5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

     При реализации    Программы    предусматривается     максимальное
использование    сети    существующих   учреждений   профессионального
образования  всех   уровней   и   профилей   подготовки,   действующей
управленческой, образовательной и информационной инфраструктуры.
     Финансирование мероприятий  Программы  (в  том   числе   создание
Ассоциации   развития   персонала)   предусматривается   из  следующих
источников:  собственные средства предприятий  и  организаций,  другие
внебюджетные источники финансирования.

                   6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     В рамках   Программы   в   течение  1999-2000  гг.  предусмотрено
подготовить информационно-правовую    базу     развития     персонала,
научно-методическое и информационное обеспечение, разработать механизм
государственного регулирования процессов формирования рынка  профессий
и рынка учебных услуг области.

                7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И
                   КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

     Управление реализацией Программы осуществляется управлением труда
Администрации области.
     Отчет о расходовании привлеченных денежных средств  организациями
осуществляется   в  соответствии  с  действующим  законодательством  и
нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

          8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
                   ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Разработанная Программа     соответствует     общей     стратегии
Правительства  РФ  по  оздоровлению  экономики,  основными   целям   и
приоритетам социальной политики государства.
     Реализация Программы позволит:
     - сохранить   и   обеспечить   воспроизводство  профессионального
потенциала организаций;
     - создать и улучшить кадровое обеспечение инновационных процессов
на производстве;
     - повысить  конкурентоспособность  работников  на  рынке труда за
счет повышения квалификационных требований и профессионального  уровня
работников;
     - повысить конкурентоспособность товаров и услуг как на  внешнем,
так  и  на  внутреннем  рынке  и на этой основе увеличить отчисления в
бюджеты всех уровней для решения социальных проблем,
     - сохранить  рабочие  места  в  организациях  и  создавать новые,
снизить социальное напряжение  на  предприятиях  и  в  организациях  и
нагрузку на свободный рынок труда.




     Примечание: перечень мероприятий областной  Программы  содействия
развитию персонала на производстве на 1999-2000 годы не приводится.


Информация по документу
Читайте также