Расширенный поиск

Постановление Правительства Ростовской области от 12.03.2015 № 164

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 12.03.2015 № 164

 

г. Ростов-на-Дону

 

 

Об утверждении
Концепции кластерного развития

Ростовской области на 2015 – 2020 годы

 

(В редакции Постановления Правительства Ростовской области от 13.10.2016 № 696)

 

В целях реализации государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 599, Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т:

 

1.  Утвердить Концепцию кластерного развития Ростовской области на 2015 – 2020 годы согласно приложению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Молодченко Ю.С. (В редакции Постановления Правительства Ростовской области от 13.10.2016 № 696)

 

 

Губернатор

Ростовской области                                                                         В.Ю. Голубев

 

 

Постановление вносит

департамент инвестиций

и предпринимательства

Ростовской области

 

 

 

Приложение

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 12.03.2015 № 164

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

кластерного развития Ростовской области на 2015 – 2020 годы

 

(В редакции Постановления Правительства Ростовской области

 от 13.10.2016 № 696)

 

1. Введение

 

Концепция кластерного развития Ростовской области на 2015 – 2020 годы (далее – Концепция) определяет принципы, цели и содержание кластерной политики Ростовской области, а также основные направления и механизм реализации мер государственной поддержки, предоставляемой кластерам, объединяющим производственный, научно-образовательный и инновационный потенциал хозяйствующих субъектов, малого и среднего бизнеса, учебных заведений и научных организаций, объектов инновационной инфраструктуры, сервисных компаний.

Российский и мировой опыт показывает, что в условиях обострения конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиций, трудовых и иных ресурсов необходимо применять новые инструменты поддержания и повышения конкурентоспособности территорий, в том числе на основе использования кластерного подхода – поддержки кластеров в приоритетных сферах региональной экономики как групп территориально близких и взаимосвязанных предприятий и организаций, которые характеризуются общностью деятельности и взаимодополняют друг друга. Результатом применения кластерного подхода станет максимальное использование конкурентных преимуществ региона и, как следствие, общий экономический рост.

Включение кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно повысить уровень технологической базы, скорость и качество экономического роста за счет усиления международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, путем:

внедрения наилучших доступных технологий, использования новейшего оборудования;

получения доступа к современным методам управления и специальным знаниям;

получения возможностей выхода на высококонкурентные международные рынки.

Формирование и развитие региональных кластеров является эффективным механизмом активизации внешнеэкономической интеграции, в том числе за счет ускоренного наращивания инфраструктурного и кадрового потенциала, развития сети конкурентоспособных поставщиков и сервисных организаций, включая малые и средние предприятия, обеспечения необходимого учета потребностей бизнеса в рамках механизмов территориального планирования. Развитие кластеров стимулирует повышение производительности труда, формирование новых компаний и создание новых рабочих мест, содействует росту инновационного потенциала региона, формированию конкурентных преимуществ Ростовской области, способствующих привлечению отечественных и иностранных инвестиций.

Концепция разработана с учетом:

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р), Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р);

Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 № 1538-р) и Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года (утверждена постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067), приоритетов, обозначенных в рамках государственных программ Ростовской области, муниципальных программ муниципальных образований Ростовской области;

направлений государственной инновационной политики Российской Федерации, научно-технических приоритетов (критических технологий);

Областного закона от 28.11.2006 № 591-ЗС «Об инновационной деятельности в Ростовской области».

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет одним из основных направлений развития экономики формирование новых центров социально-экономического развития за счет создания сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. В соответствии с основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года формирование инновационных территориальных кластеров в увязке с технологическими платформами и программами инновационного развития компаний с государственным участием является приоритетным направлением поддержки технологического развития.

Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия и определения:

кластерная политика Ростовской области (далее – кластерная политика) – совокупность государственных мер и механизмов поддержки кластеров, направленных на повышение конкурентоспособности экономики Ростовской области и участников кластеров;

кластерная инициатива – совместные организованные усилия компаний, государственных, образовательных и исследовательских организаций, направленные на увеличение конкурентоспособности конкретного кластера;

кластерный проект – проект, направленный на развитие кластера и его участников, который может включать в себя программы модернизации действующих и создания новых производств, реализацию инвестиционных, инновационных, образовательных проектов;

реестр кластеров, кластерных проектов и кластерных инициатив (далее – Реестр) – перечень кластеров, кластерных проектов и кластерных инициатив, реализация которых направлена на обеспечение социально-экономического развития Ростовской области и повышение конкурентоспособности участников кластеров;

специализированная организация – юридическое лицо, обеспечивающее создание условий для эффективного взаимодействия организаций-участников кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в интересах развития кластера, обеспечение реализации кластерных проектов;

 территориальный кластер (далее – кластер) – совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием:

объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности);

механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;

синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации;

участники кластера – юридические лица или индивидуальные предприниматели, подписавшие в установленном порядке соглашение (меморандум) о вхождении в кластер, участвующие в реализации кластерных проектов;

центр кластерного развития (далее – ЦКР) – организация, обеспечивающая содействие координации проектов и принятию решений, направленных на развитие кластеров, кооперационное взаимодействие участников кластеров между собой, а также создание условий для эффективного взаимодействия организаций-участников кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти Российской Федерации, Ростовской области и органов местного самоуправления, инвесторов в интересах развития кластера, обеспечение реализации совместных кластерных проектов.

 

2.  Цели, задачи и принципы кластерной политики

 

Основной целью реализации кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации региональной экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориальные кластеры.

Основными задачами кластерной политики являются:

формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление участников кластера, разработку стратегии развития кластера, обеспечивающей устранение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающей наращивание конкурентных преимуществ участников кластера;

формирование механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера, за счет фокусирования и координации, с учетом приоритетов развития кластеров, мероприятий экономического характера, способствующих:

поддержке развития малого и среднего предпринимательства;

инновационному и технологическому развитию;

развитию образовательной деятельности;

привлечению инвестиций;

развитию экспорта;

развитию транспортной и энергетической инфраструктуры;

развитию отраслей экономики;

формированию системы обеспечения методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерных проектов и инициатив;

Кластерная политика основывается на принципах:

согласованности – формирование и реализация кластерной политики осуществляется во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, субъектами инновационной деятельности, специализированными организациями, участниками кластеров;

открытости – документы по вопросам кластерного развития,
за исключением документов или их отдельных положений, в которых содержится информация, относящаяся к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подлежат официальному опубликованию и/или размещению на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

системности – при разработке и реализации кластерной политики учитываются все социально-экономические, институциональные и организационные факторы;

эффективности – органы государственной власти Ростовской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области осуществляют мониторинг реализации мероприятий в сфере кластерной политики, оценивают полноту и эффективность планируемых мероприятий, при необходимости принимая решение по их корректировке и дополнению;

доступности – органы государственной власти, и местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области реализуют мероприятия в сфере кластерной политики с обеспечением равного доступа к мероприятиям и получению государственной поддержки участников кластеров;

адресности – разработка и реализация мероприятий кластерной политики, предоставление органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области возможности получения мер государственной поддержки в отношении участников кластеров и уполномоченных организаций по реализации кластерных проектов;

добровольности – органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области поддерживают предложения об объединении в кластер, исходящие исключительно от потенциальных участников кластера.

Основными задачами реализации кластерных проектов являются:

повышение качества управления на предприятиях и организаций кластера;

повышение конкурентоспособности и качества продукции у предприятий-поставщиков и развитие механизмов субконтрактации;

стимулирование инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий, поддержка сотрудничества между научно-исследовательскими организациями и предприятиями;

содействие маркетингу продукции, выпускаемой участниками кластера и привлечению прямых инвестиций.

 

3. Механизм реализации кластерной политики

 

Эффективная реализация кластерной политики предполагает согласованные и скоординированные действия всех участников кластерного развития Ростовской области – хозяйствующих субъектов, образовательных, научных и конструкторских организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, институтов развития, участников инновационной деятельности, специализированных организаций, объектов инновационной инфраструктуры.

На первом этапе реализации кластерной политики (2015 – 2017 годы) осуществляются следующие мероприятия:

совершенствование нормативной правовой базы Ростовской области в сфере кластерного и инновационного развития, инвестиционной и социально-экономической политики;

содействие специализированным организациям в разработке программ (стратегий) развития кластеров в соответствии с требованиями Министерством экономического развития Российской Федерации;

содействие развитию Центра кластерного развития Ростовской области, в том числе в части привлечения средств федерального бюджета на обеспечение его развития;

содействие интеграции кластеров в региональную инвестиционно-инновационную систему;

содействие продвижению и реализации инновационной продукции участников кластеров на отечественном и мировом рынках;

реализация проектов участников кластеров с привлечением федеральных и региональных институтов развития, Центра кластерного развития Ростовской области;

установление информационного взаимодействия и сотрудничества между участниками кластера, а также кластеров между собой;

создание новых инновационных компаний в рамках кластеров, включая предоставление консультационной поддержки на этапе их создания;

привлечение бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе путем содействия участию участников кластеров в проводимых федеральными и региональными институтами развития, органами государственной власти Российской Федерации и Ростовской области конкурсов и мероприятий.

Второй этап реализации кластерной политики (2018 – 2020 годы) будет включать мероприятия, направленные на формирование органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области благоприятных экономических и правовых условий для дальнейшего развития кластеров:

мониторинг и прогнозирование потребностей участников кластеров в трудовых ресурсах и содействие в подготовке и переподготовке кадров на базе образовательных организаций, расположенных на территории Ростовской области;

развитие социальной, транспортной, энергетической инфраструктуры, а также объектов инвестиционной и инновационной системы (индустриальные и технопарки, инвестиционные площадки, инновационные, инжиниринговые и иные центры);

формирование системы налогового стимулирования участников кластеров при реализации инвестиционных и инновационных проектов;

снижение административных барьеров для реализации инвестиционных и инновационных проектов;

содействие привлечению инвестиций для реализации инвестиционных, инновационных и инфраструктурных проектов;

поддержка развития внешнеэкономической деятельности участников кластеров;

учет интересов участников кластеров при реализации научной, инновационной и образовательной политики.

Ответственным органом исполнительной власти Ростовской области за реализацию кластерной политики является министерство экономического развития Ростовской области (далее – ответственный орган). Ответственный орган осуществляет управление реализацией Концепции, разработку направлений реализации кластерной политики, координацию действий органов исполнительной власти Ростовской области по реализации Концепции. Координацию деятельности по созданию и развитию кластеров по курируемым направлениям обеспечивают органы исполнительной власти Ростовской области. Организационно-методическую, информационно-аналитическую и консультационную поддержку работы кластеров и реализации совместных кластерных проектов обеспечивает Центр кластерного развития Ростовской области – структурное подразделение некоммерческого партнерства «Единый региональный центр инновационного развития Ростовской области» (НП «ЕРЦИР РО»). (В редакции Постановления Правительства Ростовской области от 13.10.2016 № 696)

Ответственный орган:

формирует Реестр совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области с привлечением специализированных организаций кластеров (порядок формирования Реестра определяется нормативным правовым актом Правительства Ростовской области);

принимает участие в разработке и представлении на федеральном уровне программ (стратегий) развития кластеров с целью привлечения средств государственной финансовой поддержки, средств институтов развития, в том числе направляемых на модернизацию и переоборудование производственных мощностей участников кластеров, на развитие соответствующей инфраструктуры.

Формирование условий для эффективного институционального развития кластеров заключается в развитии инфраструктуры поддержки предпринимательства, в том числе индустриальных и технопарков, бизнес-инкубаторов, реализации кластерных проектов и инициатив, развитии предпринимательства, в том числе инновационного.

С 2013 года ключевым элементом инновационной инфраструктуры, реализующим политику кластерного развития, НП «ЕРЦИР РО», учредителями которого выступили Ростовская область и ведущие образовательные организации региона: ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (далее – ЮФУ), ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова» (далее – ЮРГПУ (НПИ)), ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» (далее – ДГТУ).

Основной задачей НП «ЕРЦИР РО» является обеспечение эффективного взаимодействия всех участников инновационных процессов, в том числе субъектов инновационной деятельности, участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов, инноваторов, изобретателей.

Непосредственное взаимодействие с участниками кластеров осуществляет Центр кластерного развития Ростовской области как интегрированное структурное подразделение НП «ЕРЦИР РО».

Задачи Центра кластерного развития Ростовской области по развитию кластеров:

предоставление консультационных и маркетинговых услуг участникам кластеров;

организация и проведение обучающих семинаров, конференций в сфере кластерного развития;

методическая и информационная поддержка разработки программ (стратегий) развития кластеров;

разработка и реализация совместных кластерных проектов с привлечением участников кластеров, учреждений образования и науки, органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, финансовых организаций и институтов развития;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

оказание содействия участникам кластеров в привлечении средств государственной поддержки;

оказание содействия участникам кластеров в продвижении на рынок новых продуктов (услуг);

определение потенциала развития кластеров, в том числе инновационного, научного, производственного, финансово-экономического.

Механизм создания кластеров предполагает:

формулирование кластерной инициативы;

разработку программы (стратегии) развития кластера и иных документов, необходимых для создания кластера;

подписание соглашения о создании кластеров всеми участниками кластера;

подготовку заявки для включения кластера в Реестр.

Поддержка органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области кластерных инициатив и проектов, включенных в Реестр, осуществляется по следующим направлениям:

проведение исследований с целью выявления потенциально привлекательных направлений развития экономики Ростовской области, обоснование эффективности создания и развития кластера;

рассмотрение кластерной инициативы заинтересованными лицами и организациями;

содействие заключению соглашений между участниками кластера, инвесторами, иными организациями;

информационно-консультационная, правовая, методическая поддержка кластерных проектов и инициатив;

мониторинг результатов развития кластера;

разработка программ (стратегий) развития кластера (в соответствии с требованиями Минэкономразвития России).

Необходимые управленческие механизмы успешной реализации Концепции:

формирование и содействие деятельности организационных структур, отвечающих за внедрение инноваций на отраслевом уровне;

совершенствование механизмов планирования НИОКР, освоения новых технологий, повышение качественных характеристик предоставляемых услуг с учетом лучшего российского и мирового опыта, учета предложений отраслевых объединений и союзов;

формирование баз данных технологических инноваций, создание и поддержка необходимых ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью их публичного обсуждения;

формирование «дорожных карт» для планирования разработки конкретной продукции кластеров, реализации кластерных проектов;

формирование и развитие перспективных технологических платформ.

 

4. Инновационно-технологический и кластерный
потенциал Ростовской области и направления его развития

 

Ростовская область входит в число наиболее экономически устойчивых регионов России. В регионе производится 80 процентов инновационной продукции Южного федерального округа. Развитый производственный, научно-технический, инновационный, кадровый, инфраструктурный потенциал обусловливает широкие возможности для формирования эффективных территориальных кластеров на территории Ростовской области.

К внутренним возможностям кластерного развития Ростовской области относится выгодное экономико-географическое положение (связь центральной территории Российской Федерации с территориями Северного Кавказа и Закавказья), наличие природных ресурсов, исторически благоприятные условия развития, высокая обеспеченность трудовыми ресурсами, развитая транспортная инфраструктура. По темпам экономических преобразований и объемам выпуска товаров и услуг Ростовская область занимает одну из ведущих позиций как в Южном федеральном округе, так и в Российской Федерации в целом. В Ростовской области действует ряд крупных предприятий, продукция которых конкурентоспособна на внутреннем и внешнем рынках, на базе которых могут создаваться кластеры, в том числе: ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева», ОАО «Роствертол», ФГУП «РНИИРС», ОАО «КЗ «Ростсельмаш», ООО «ПК «НЭВЗ», ОАО «ЭНЕРГОПРОМ-НЭЗ», ООО «ПКФ «Атлантис-Пак», ОАО «Атоммашэкспорт», ОАО «Азовский оптико-механический завод», ООО «РЭМЗ», ОАО «ВНИИАМ», ОАО «ВНИИ «Градиент», ОАО «Горизонт», ОАО «НПП КП «Квант», ОАО «Каменскволокно», ООО «Гардиан Стекло Ростов», ОАО «Фирма «Актис», ОАО «Гранит», ООО «Евродон», ОАО «Астон», ООО «Юг Руси», ЗАО «Корпорация «Глория Джинс», ООО «БТК групп».

Научно-исследовательский потенциал Ростовской области представлен рядом НИИ и конструкторских организаций. В Ростовской области более 100 организаций выполняют научные исследования и разработки. На территории Ростовской области расположены ведущая образовательная организация высшего образования Юга России – Южный федеральный университет, Южный научный центр Российской академии наук, ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения», ЮРГПУ (НПИ), ДГТУ, ГОУ ВПО «Ростовский государственный строительный университет» (далее – РГСУ), ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет» (далее – ДонГАУ), ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – РостГМУ). Донские образовательные организации обладают значительным научно-образовательным и инновационным потенциалом, необходимым для разработки технической составляющей кластерных проектов (инженеры, конструкторы, программисты) и для их сопровождения (экономисты, юристы). Контингент исследователей включает высококвалифицированные кадры, конкурентоспособные на диверсифицированных рынках образования, научных исследований и консалтинга за счет развитых компетенций на уровне мировых стандартов. Вузами и научными организациями проводятся фундаментальные и прикладные исследования в рамках приоритетных направлений научно-образовательной деятельности: наноматериалы, нанотехнологии, устройства и системы на их основе; биотехнологии, технологии живых систем; экологическая безопасность; информационные и телекоммуникационные технологии, устройства и системы; морская, авиационная и ракетно-космическая техника, радиотехника, автоматика, управление. Связанная с вузами действует сеть малых и средних инновационных компаний, обеспечивающих коммерциализацию результатов научно-технической деятельности. Только предприятиями «инновационного пояса» ЮФУ ежегодно производится наукоёмкая продукция на сумму более 2,5 млрд. рублей.

Ростовская область позиционируется как инновационно-ориентированный, перспективный регион с высоким научно-образовательным, кадровым и техническим потенциалом, что определяет условия для формирования инновационных и территориально-производственных кластеров.

На основе анализа социально-экономического развития Ростовской области определен ряд направлений, на базе которых могут развиться кластеры. Предприятия потенциальных и действующих кластеров уже оказывают влияние на развитие экономики Ростовской области, обеспечивая значительный вклад в формирование ее конкурентоспособности. Однако стадии практической реализации достигла лишь небольшая часть проектов развития кластеров.

Для решения задач кластерной политики необходимо решить имеющиеся у кластеров следующие проблемы:

недостаток квалифицированных кадров;

низкую восприимчивость предприятий к инновациям, медленные темпы обновления модельного ряда выпускаемой продукции, недостаточный уровень ее конкурентоспособности;

недостаточное качество отдельных элементов транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры;

недостаточный уровень организационного развития кластеров;

недостаточный уровень развития кооперационных связей и механизмов субконтрактации, характеризующийся относительно низкой долей комплектующих, производимых внешними поставщиками;

финансовые и иные барьеры (санкции, ограничения, связанные с законодательством в сфере экспортного контроля, нестабильность на валютно-финансовом рынке) для приобретения дорогостоящего производственного оборудования, материалов и технологий;

низкую интенсивность научно-исследовательской деятельности по отдельным направлениям развития кластеров;

низкую эффективность процесса коммерциализации технологий.

 

5. Приоритетные направления для формирования территориальных кластеров

 

5.1. Машиностроительный комплекс

 

Машиностроение – это один из системообразующих элементов экономики Ростовской области, который определяет состояние производственного потенциала региона, обеспечивает устойчивое функционирование ведущих отраслей экономики (топливно-энергетический комплекс, транспорт и связь, агропромышленный комплекс, оборонно-промышленный комплекс, строительство). От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового регионального продукта (материалоемкость, энергоемкость и иные показатели), производительность труда в отраслях региональной экономики, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства. Наиболее развитыми отраслями машиностроительного комплекса являются вертолето- и авиастроение, транспортное машиностроение, сельхозмашиностроение, станкостроение, энергетическое машиностроение. В каждой из указанных отраслей имеется одно или несколько крупных предприятий, играющих определяющую роль в соответствующей отрасли. От их портфеля заказов и финансово-экономического состояния зависит значительное количество малых и средних компаний, производство которых в значительной степени ориентировано на удовлетворение спроса в промежуточной продукции ключевых предприятий.

В 2014 году подписан меморандум между Правительством Ростовской области, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Госкорпорацией «Ростех» о создании вертолетостроительного кластера в Ростовской области, в состав которого вошли: ОАО «Роствертол», ОАО «Авиаприборный ремонтный завод», Госкорпорация «Ростех», ОАО «Вертолеты России». Кластер будет включать летно-испытательный комплекс, сборочное производство вертолетов Ми-28, Ми-35, Ми-26 и перспективного среднего вертолета, центр компетенции по производству деталей из композитных материалов, центр поддержки эксплуатации вертолетной техники, филиала вертолетной академии. Планируемый объем инвестиций составит 20 млрд. рублей, число новых рабочих мест – 10 тыс. человек. Территориальное расположение кластера – г. Ростов-на-Дону, г. Батайск.

Ядром кластера станкостроения в г. Азове является совместное предприятие ООО «МТЕ КОВОСВИТ МАС», созданное Группой МТЕ и KOVOSVIT MAS (Чехия) на паритетной основе. Предусмотрено создание конструкторского бюро. Потенциальные участники кластера – ДГТУ, другие научные и образовательные организации. Выпускаемое современное высокотехнологическое оборудование будет востребовано предприятиями машиностроения, и, в первую очередь, оборонно-промышленным комплексом, реализующим программы технического перевооружения. В результате реализации программы (стратегии) развития кластера будет обеспечено импортозамещение компонентов и комплектующих: систем числового программного управления, систем обработки, инструментального производства и станочной оснастки, программно-математического обеспечения систем резания.

 

5.2. Радиоэлектроника, системы управления
и информационные технологии, интеллектуальные материалы

 

В Ростовской области действует ряд предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, такие как ОАО «Гранит», ОАО «Горизонт»,
ОАО «Азовский оптико-механический завод», ФГУП «РНИИРС», ОАО «НПП КП «Квант», а также вузы, выпускающие специалистов и занимающиеся исследованиями в данной сфере, такие как ЮФУ, ЮРГПУ (НПИ), ДГТУ.

На базе ведущих предприятий и организаций региона ОАО «Региональная корпорация развития» по инициативе и с участием ЮФУ в 2015 году создан инновационно-технологический кластер «Южное созвездие» (якорное предприятие – ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева). Направления деятельности кластера: авиационные и космические технологии, радиоэлектроника и приборостроение, робототехника, системы управления, навигации и связи, военные и двойные технологии, инфокоммуникационные и энергосберегающие технологии, новые (интеллектуальные) материалы. Оборот предприятий и организаций, участвующих в кластере, превышает 15 млрд. рублей.

В рамках реализации Плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка предприятий Ростовской области, производящих импортозамещающую продукцию» возможно создание кластера морского приборостроения, якорным предприятием которого выступит ОАО «Таганрогский завод «Прибой». В состав кластера войдут ООО «Конструкторское бюро морской электроники «Вектор», Научно-технологический парк «Таганрог», ЗАО «НПП «Нелакс», ООО «Аквазонд», ЗАО НКБ «Цифровая обработка сигналов», ЮФУ. В рамках кластера планируется создание Центра импортозамещения.

Отдельным направлением развития может стать формирование ИТ-кластера на базе ряда предприятий сектора информационных технологий. Основная цель ИТ-кластера заключается в повышении эффективности и конкурентоспособности региональной экономики на основе коммерциализации инновационных ИТ-разработок. К основным направлениям работ по формированию ИТ-кластера области относятся: создание инфраструктуры кластера, содействие развитию инновационной деятельности, обеспечение ИТ-отрасли региона специалистами; разработка механизмов кооперации и формирование научно-производственных цепочек, объединяющих участников кластера.

 

5.3. Легкая промышленность

 

На производственной базе ООО «БТК групп» в г. Шахты создается швейный кластер, в который будут входить предприятия по производству суровья для тканей, знаков отличия и кокард, швейная фабрика, а также инновационное производство высокотехнологичного текстиля из синтетических волокон мощностью 12 млн. метров в год. Объем инвестиций – около 1 млрд. рублей.

 

5.4. Угольная переработка

 

Для достижения максимальной переработки энергетического угля с учетом требования рынка и выпуска продуктов глубокой переработки угля с высокой добавленной стоимостью (синтетическое жидкое топливо, этанол и др.) и сопутствующих ресурсов (метан, подземные воды, строительные материалы) планируется создание кластера с участием ООО «Новоростовская государственная районная электростанция», ООО «Углехимкомбинат «РИКОУЛ», шахт Ростовской области.

 

5.5. Агропромышленный комплекс и биотехнологии

 

Ростовская область является одним из ведущих агропромышленных регионов страны. На долю региона приходится около 20 процентов производимой в Южном федеральном округе продукции сельского хозяйства. Кластеры могут быть созданы на базе вертикально-интегрированных компаний – ООО «Евродон», ОАО «Астон», ООО «Юг Руси», ДонГАУ, научно-исследовательских организаций. Так, увеличение мощности ООО «Aмилко» (г. Миллерово) по глубокой переработке зерна кукурузы до 400 тыс. тонн в год с производством крахмалопродуктов и высокопротеиновых кормов обеспечит дальнейшее развитие смежных отраслей производства, а также создание инновационного кластера биотехнологий на базе действующего производства.

ОАО «Региональная корпорация развития» совместно с ФГБУ ВПО «Донской аграрный университет», ООО «ГК «Степь» и ГК «ДонАгро» создан инновационный кластер по производству и переработке молочной продукции «Донские молочные продукты».

Союз виноградарей и виноделов Дона инициировал создание винодельческого кластера «Долина Дона», который станет объединением ведущих научно-образовательных, производственных, инжиниринговых и инновационно-внедренческих организаций и предприятий Ростовской области, осуществляющих деятельность в отраслях по следующим направлениям: виноделие, производство комплектующих для винодельческих предприятий, научно-исследовательские и образовательные программы, развитие торговой инфраструктуры, развитие вино-гастрономического туризма, виноградарство.

В целом создание кластеров в аграрном секторе экономики Ростовской области позволит повысить культуру земледелия, животноводства и птицеводства, внедрять энергосберегающие и биотехнологии, создавать новые сорта и гибриды зерновых, масличных культур, повышать эффективность использования сельскохозяйственных земель.

 

5.6. Здравоохранение

 

В регионе действует ряд крупных медицинских лечебных, научных и образовательных организаций (РостГМУ, Ростовский научно-исследовательский онкологический институт, окружные медицинские центры и т.д.). Ростовская область располагает уникальными медицинскими технологиями в сфере кардиологии, травматологии, офтальмологии, урологии, педиатрии и других сферах, которые при должном подходе и увеличении инвестиций способны стать основой для мощного инновационного медицинского кластера. Так, ЮФУ активно ведет работу по созданию Центра ядерной медицины (прогнозируемый объем инвестиций более 1,5 млрд. рублей), реализует проекты в сфере наноонкологии и лечения социально значимых заболеваний, а также активно занимается разработкой медицинской диагностической и терапевтической аппаратуры и ее реализацией через предприятия «инновационного пояса» в Ростове-на-Дону и Таганроге. Развитие кластера высокотехнологичных медицинских услуг возможно на базе ЮФУ, РостГМУ, Ростовского научно-исследовательского онкологического института, кардиоцентра Ростовской областной клинической больницы, других лечебных и научно-образовательных учреждений региона.

 

5.7. Индустрия спорта и туризма

 

Создание кластера индустрии спорта и туризма позволит обеспечить координацию работы субъектов, направленных на улучшение здоровья человека, и объединить технологии развития спорта, традиционной медицины, биотехнологии, фармацевтику, медицинское приборостроение, информационные технологии в медицине и спорте. На территории Ростовской области
выделяется 5 туристско-рекреационных районов: Вешенский, Северо-Донецкий, Приазовский, Цимлянский и Маныческий. На территории Ростовской области развивается деловой и событийный туризм, культурно-исторический (познавательный), пляжный, водный (речные и морские прогулки) и спортивный туризм, экологический, сельский событийный и этнографический, экстремальный туризм и автотуризм.

Развитие действующих кластеров и создание новых будет направлено на решение следующих задач:

обеспечение роста конкурентоспособности бизнеса за счет эффективного взаимодействия участников кластеров, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам;

снижение трансакционных издержек, обеспечивающих формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных (в том числе межкластерных) проектов и продуктивной конкуренции;

развитие технологической базы, повышение скорости и качества экономического роста за счет усиления международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластеров;

включение донских предприятий в производственные цепочки создания добавленной стоимости;

повышение степени переработки добываемого сырья, импортозамещения и роста локализации сборочных производств;

повышение уровня неценовой конкурентоспособности местной продукции;

содействие модернизации действующих и развитию новых конкурентоспособных производств, обеспечивающих рентабельность, надёжность и высокое качество производимой конечной продукции предприятий кластеров;

формирование и развитие инфраструктуры кластеров, в том числе путём технологической и бизнес-кооперации через трансфер новых технологий и материалов, создание бизнес-инкубаторов, технопарков, совместных научно-исследовательских лабораторий, центров технологической компетенции, развитие материально-технической базы;

эффективное использование потенциала научно-образовательных, проектных и инновационных организаций Ростовской области;

увеличение доли продукции организаций кластеров на мировом рынке высокотехнологичной продукции.

Достижение положительного эффекта от создания кластеров обусловлено «эффектом масштаба», когда несколько крупных хозяйствующих субъектов создают территориально сконцентрированный спрос на однообразные комплектующие, рабочую силу соответствующей квалификации, сервисы и услуги определенной направленности, которые также стремятся территориально локализоваться вокруг кластеров. В результате субподрядчики получают возможность удовлетворения спроса со стороны «якорных» предприятий кластеров, экономии на сбытовых и транспортных издержках. «Якорные» предприятия и организации кластеров выигрывают за счет конкурентной среды, которая складывается в обслуживающем секторе, и формировании инновационной экосистемы.

В результате разработки программ (стратегий) развития кластеров, осуществляемой на региональном и муниципальном уровнях, будет обеспечена возможность учета приоритетов развития кластеров в рамках реализации областных и муниципальных стратегий социально-экономического развития, включая проекты развития транспортной и инженерной инфраструктуры, жилищного строительства, а также реализации мер в области поддержки малого и среднего предпринимательства, инновационной и инвестиционной политики, развития отраслей экономики. При этом будут созданы предпосылки для эффективного использования механизмов финансовой поддержки реализации кластерной политики, предоставляемой из средств федерального бюджета
(в том числе мероприятий Министерства экономического развития Российской Федерации по поддержке малого и среднего предпринимательства).

Для финансирования инфраструктурных проектов развития кластеров целесообразно использовать средства государственных институтов развития. При разработке проектной документации развития инфраструктуры кластеров на принципах государственно-частного партнерства, а также частичное финансирование соответствующих проектов может быть обеспечено с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, предоставляемых на конкурсной основе на условиях софинансирования, а также в рамках мероприятий государственных программ Ростовской области и Российской Федерации.

Важным механизмом привлечения средств государственной поддержки из федерального бюджета является совместное участие вузов, научно-исследовательских организаций-участников кластеров в конкурсах Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, других органов государственной власти Российской Федерации и Ростовской области, в рамках которых участники кластеров выступают индустриальными партнерами вузов и НИИ, то есть заказчиками (потребителями) создаваемой научно-технической продукции. Реализация наукоемких проектов в рамках кластеров является важным фактором для их поддержки федеральными органами власти.

Поддержка малых и средних инновационных предприятий – участников кластеров может осуществляться в рамках программ, реализуемых Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, предусматривающих предоставление на конкурсной безвозмездной и безвозвратной основе субсидий по следующим направлениям:

создание новых инновационных предприятий на основе успешной коммерциализации технологий;

реализация инновационных проектов, выполняемых малыми инновационными предприятиями на основании разработок и при кадровой поддержке вузов;

осуществление НИОКР, в том числе проводимых предприятиями для освоения лицензий, приобретаемых ими на новые технологии и технические решения у российских вузов, академических и отраслевых институтов.

Объединение сил и средств участников кластера позволит реализовывать совместные проекты по созданию объектов инфраструктуры – центры коллективного пользования дорогостоящим оборудованием, инжиниринговые и инновационные центры, центры поддержки внешнеэкономической деятельности кластера.

Реализация кластерных проектов позволит максимально полно использовать имеющийся в Ростовской области ресурсный потенциал, разрабатывать и выпускать на рынок востребованную конкурентоспособную продукцию, оказывать стимулирующее воздействие на деловую и инновационную активность, улучшать имидж региона. Деятельность промышленных предприятий – участников кластеров способна оказать мощное влияние на экономику и качество жизни в регионе, придав импульс развитию предпринимательской инициативы в смежных отраслях промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг.

 

6. 6. 6.  Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

Ожидаемыми результатами реализации Концепции являются:

повышение конкурентоспособности экономики региона за счет роста объемов производства, доли инновационной продукции в валовом региональном продукте и производительности труда на предприятиях–участниках кластеров;

формирование кластеров в приоритетных отраслях региональной экономики;

рост неценовой конкурентоспособности предприятий Ростовской области;

повышение процента локализации производства конкурентоспособной продукции на территории области;

сокращение трансакционных издержек участников кластеров;

развитие производственной, инновационной и сервисной инфраструктуры кластеров;

рост несырьевого и высокотехнологического экспорта товаров и услуг;

увеличение количества малых и средних предприятий;

развитие инновационного сектора экономики региона;

формирование эффективной системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров для предприятий и организаций области;

рост прямых отечественных и иностранных инвестиций.

 

7. Комплекс мер, направленных на предупреждение рисков неэффективной реализации Концепции

 

К основным рискам реализации Концепции относятся:

недостаточные меры по продвижению кластерных проектов;

риски, связанные с выбором приоритетов программ (стратегий) развития кластеров;

возникновение недостаточно эффективных кластеров.

На предупреждение и минимизацию рисков неэффективности реализации Концепции будут направлены следующие действия:

использование проектного подхода и ориентация на результат при оказании мер государственной поддержки;

проведение исследований, направленных на выявление новых направлений кластерного развития;

использование конкурсных и конкурентных механизмов поддержки участников кластеров;

привлечение средств федерального бюджета, институтов развития, внебюджетного финансирования для реализации программ (стратегий) развития кластера и кластерных проектов;

использование механизмов государственно-частного партнерства в качестве необходимого условия оказания государственной поддержки кластерным проектам и инициативам;

организация и проведение специальных образовательных программ, обучающих тренингов, семинаров, сессий для участников кластеров по вопросам кластерной политики;

эффективное использование лучшего зарубежного и российского опыта;

проведение информационных кампаний для участников кластеров в средствах массовой информации;

гибкость используемых механизмов поддержки кластерных проектов и инициатив.

 

8.     Критерии оценки эффективности реализации Концепции

 

Критериями оценки эффективности реализации Концепции являются:

количество кластеров, кластерных проектов и кластерных инициатив, включенных в Реестр – не менее 25 единиц за 2015 – 2020 годы;

количество предприятий и организаций, подписавших соглашения об участии в кластерах – не менее 150 единиц за 2015 – 2020 годы;

совокупная выручка организаций-участников кластеров от продаж продукции на внешнем рынке – ежегодный прирост на 5 процентов;

совокупный объем отгруженных товаров, работ и услуг, выполненных собственными силами предприятий и организаций-участников кластеров, в действующих ценах – более 370 млрд. рублей по итогам 2020 года;

планируемый объем инвестиций, привлеченный организациями-участниками кластеров – 25,5 млрд. рублей за 2015 – 2020 годы;

число созданных новых рабочих мест в организациях-участниках кластеров – 12000 человек за 2015 – 2020 годы.

 

Примечание.

Список используемых сокращений:

ЗАО – закрытое акционерное общество;

НИИ – научно-исследовательский институт;

НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

ОАО – открытое акционерное общество;

ВНИИ – Всероссийский научно-исследовательский институт;

ВНИИАМ – Волгодонский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт атомного машиностроения;

НКБ – научно-конструкторское бюро;

НПП КП – Научно-производственное предприятие космического приборостроения;

ТАНТК – Таганрогский авиационный научно-технический комплекс;

ЭНЕРГОПРОМ-НЭЗ – ЭНЕРГОПРОМ-Новочеркасский электронный завод;

ООО – общество с ограниченной ответственностью;

ПК «НЭВЗ» – Производственная компания «Новочеркасский электровозостроительный завод»;

ПКФ – производственно-коммерческая фирма;

РЭМЗ – Ростовский электрометаллургический завод;

ФГБОУ ВПО – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования;

ГОУ ВПО – государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования;

ГБОУ ВПО – государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования;

ФГАОУ ВО – федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования;

ФГУП «РНИИРС» – федеральное государственное унитарное предприятие «Ростовский-на-Дону научно-исследовательский институт радиосвязи».

 

 

Начальник управления

документационного обеспечения

Правительства Ростовской области                                            Т.А. Родионченко

 


Информация по документу
Читайте также