Расширенный поиск

Постановление Правительства Ростовской области от 23.10.2014 № 715

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 23.10.2014 715

 

г. Ростов-на-Дону

 

 

О внесении изменений

в постановление Правительства

Ростовской области от 31.07.2013 № 474

 

 

В целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Ростовской области Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т:

 

1. Внести изменения в постановление Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 474 «О Стратегии развития инвестиционной сферы Ростовской области на период до 2020 года» согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на министра экономического развития Ростовской области Левченко А.А.

 

 

Вице-губернатор

Ростовской области                                                                          С.И. Горбань

 

 

Постановление вносит

департамент инвестиций

и предпринимательства

Ростовской области

 

 

 

Приложение

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 23.10.2014 № 715

 

 

ИЗМЕНЕНИЯ,

вносимые в постановление

Правительства Ростовской области от 31.07.2013

№ 474 «О Стратегии развития инвестиционной

сферы Ростовской области на период до 2020 года»

 

1. В наименовании слова «О Стратегии развития инвестиционной сферы Ростовской области на период до 2020 года» заменить словами «Стратегия инвестиционного развития Ростовской области до 2020 года».

2. Пункт 1 изложить в редакции:

«1. Утвердить Стратегию инвестиционного развития Ростовской области до 2020 года согласно приложению к настоящему постановлению.».

3. Приложение изложить в следующей редакции:

 

«Приложение

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 31.07.2013 № 474

 

СТРАТЕГИЯ

инвестиционного развития Ростовской области до 2020 года

 

1. Введение

 

В Ростовской области разработана и утверждена Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, в которой определены основные проблемы, цели, ключевые направления и задачи развития Ростовской области на период до 2020 года во всех основных сферах и отраслях экономики.

Определяющим фактором реализации поставленных стратегических целей является активная позиция Правительства Ростовской области по привлечению инвестиций в необходимом объеме и требуемом качестве, что должно обеспечить устойчивый, динамичный, расширенный рост экономики, основанный на внедрении передовых технологий для модернизации существующих и создании новых производств, максимальном привлечении регионального научного и кадрового потенциала, рациональном использовании природных ресурсов и реализации конкурентных преимуществ региона, и, как следствие, рост благосостояния и качества жизни населения Ростовской области.

Комплексность и объективная потребность решения задачи выработки эффективной долгосрочной политики по привлечению инвестиций в экономику и социальную сферу Ростовской области с определением целей и механизма их достижения объясняют необходимость разработки и постоянного обновления Стратегии инвестиционного развития Ростовской области на период до 2020 года (далее – Стратегия).

Реализация Стратегии заключается в необходимости придания дополнительных импульсов для ускорения социально-экономического развития Ростовской области через преодоление инфраструктурных ограничений, в том числе за счет внебюджетных источников финансирования, дальнейшего роста инвестиционной активности бизнеса, продолжения совершенствования государственного регулирования инвестиционной сферы.

Стратегия определяет цели, задачи, приоритеты и основные мероприятия по реализации инвестиционной политики Ростовской области.

Документ формирует основы для эффективного взаимодействия бизнеса с органами власти и нацелен на повышение инвестиционной привлекательности Ростовской области, внедрение механизмов государственно-частного партнерства, развитие предпринимательства.

Стратегия выполнена с учетом основных положений программных документов развития Российской Федерации: Сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года; Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года; Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации; Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», а также Энергетической стратегии России на период до 2020 года, Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации и других.

 

2. Уровень экономического развития Ростовской области

 

2.1. Валовой региональный продукт

 

В сравнении со структурой валового внутреннего продукта (далее – ВВП) Российской Федерации, в разрезе видов деятельности в валовом региональном продукте (далее – ВРП) Ростовской области доминируют сельское хозяйство, обрабатывающие производства, транспорт и связь, строительство. Так, по итогам 2013 года, доля ВРП Ростовской области, приходящаяся на сельское хозяйство, в 2,67 раза превышает аналогичную по России, на 0,6 процента – в обрабатывающих производствах, на 1,2 процента – в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды и на 3,8 процентных пунктов – в строительстве. Соотношение объема инвестиций и ВРП по итогам 2013 года составляет 27,5 процента.

 

Таблица № 1

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ВРП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

№ п/п

Наименование показателя

Величина показателя по годам

2010

2011

2012

2013

1

2

3

4

5

6

1.

Объем ВРП Ростовской области (млн. рублей)

659 667,4

761 829,6

840 280,5

911 708,1

2.

Место Ростовской области по объему ВРП среди субъектов РФ

13

16

15

– *

3.

Доля ВРП Ростовской области в ВВП РФ

1,7

1,7

1,7

– *

4.

Место Ростовской области по объему ВРП среди субъектов Южного федерального округа

2

2

2

– *

5.

Соотношение объема инвестиций и ВРП (процентов)

24,0

21,8

24,7

27,5

 

* Данные по ВРП за 2013 год в разрезе субъектов Российской Федерации будут опубликованы Росстатом в марте 2015 года.

 

2.2. Промышленность

 

Ростовская область, как промышленный регион, не имеет односторонней промышленной специализации. Наиболее значимыми в структуре промышленности Ростовской области являются: сельскохозяйственное машиностроение, электровозостроение, котлостроение, оборонно-промышленный комплекс, металлургия и легкая промышленность.

Промышленный комплекс Ростовской области формирует около 24,0 процента от величины ВРП.

По объему отгруженной промышленной продукции (работ и услуг) по итогам 2013 года Ростовская область занимает 2-е место по Южному федеральному округу (далее – ЮФО), а в сравнении с остальными субъектами Российской Федерации – 20-е место, обеспечивая 1,6 процента значения показателя по стране. В частности, по объему отгруженной промышленной продукции (работ и услуг) в обрабатывающих производствах Ростовская область занимает 15-е место, формируя практически 2,0 процента в значении показателя в целом по Российской Федерации, в производстве электроэнергии, газа и воды – 15-е место и 2,2 процента по стране.

Доминирующими отраслями являются пищевая промышленность (23,6 процента), машиностроение (17,5 процента) и нефтепереработка (10,8 процента), которые в совокупности обеспечивают около 80,0 процентов от объема отгруженной промышленной продукции Ростовской области.

Отраслями специализации как на локальном уровне субъектов ЮФО, так и на уровне Российской Федерации в целом являются машиностроение, производство электроэнергии и легкая промышленность, при этом легкая промышленность обладает наибольшим коэффициентом концентрации среди указанных отраслей. Относительно экономики страны, в целом промышленность Ростовской области специализируется на пищевой промышленности и производстве строительных материалов.

Промышленный сектор Ростовской области, несмотря на некоторое замедление динамики, в целом по итогам 2013 года продемонстрировал рост производства, который составил 106,2 процента по сравнению с 2012 годом, что превышает среднероссийский показатель на 5,2 процента (100,4 процента).

При этом объемы производства в 2013 году увеличились во всех трех основных секторах промышленности области:

в обрабатывающих производствах на 6,8 процента;

в добыче полезных ископаемых на 2,3 процента;

в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды на 3,2 процента.

Отмечаемый рост промышленного производства в немалой степени обусловлен объемами инвестиций в основной капитал, что позволяет сохранить фонд действующего оборудования и обеспечить внедрение новых технологий на производствах.

Анализ структуры инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства и объемов инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) по промышленным видам экономической деятельности по итогам 2013 года показал следующее.

Наибольшую долю в структуре общего объема инвестиций по промышленным видам экономической деятельности составляет «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» (22,3 процента). Объем инвестиций по данному виду составил 41 269,1 млн. рублей, что на 1,7 процента больше 2012 года.

Вторым по объемам инвестиций в промышленной сфере является «обрабатывающее производство» с объемом инвестиций 23 448,0 млн. рублей, что на 5,4 процента меньше 2012 года. Снижение обусловлено высокой базой сравнения (индекс физического объема по итогам 2012 года составил 128 процентов). Доля вида деятельности «обрабатывающее производство», в общем объеме инвестиций промышленных видов экономической деятельности составляет 12,7 процента. Первое место по значимости в структуре инвестиций обрабатывающих производств занимает такой вид деятельности, как «металлургическое производство», с объемом инвестиций 8 288,3 млн. рублей. Значительный вклад также вносят «производство транспортных средств и оборудования» – 3 547,1 млн. рублей, «производство прочих неметаллических минеральных продуктов» – 3 800,5 млн. рублей.

Объем инвестиций по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» составил 2 971,1 млн. рублей, что на 57,6 процента больше 2012 года. Доля в общем объеме инвестиций промышленных видов деятельности составляет 1,6 процента.

 

2.3. Строительство

 

По итогам 2013 года объем работ, выполненный по виду деятельности «строительство», увеличился в сопоставимой оценке на 28,4 процента по сравнению с 2012 годом. Объем строительных работ в Ростовской области в 2013 году составил 126,5 млрд. рублей. Ростовская область входит в двадцатку регионов – лидеров по объемам работ, выполненных по виду деятельности «строительство», формируя 1,5 процента в суммарном объеме показателя в Российской Федерации.

Жилищное строительство остается одним из приоритетных направлений инвестиционной политики. По объемам вводимого жилья Ростовская область входит в десятку регионов – лидеров в Российской Федерации и по итогам
2013 года занимает 8-е место в Российской Федерации и 2-е место в ЮФО.
В 2013 году в Ростовской области введено 2 133,6 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, темп роста составил 107,5 процента. Ростовская область обеспечивает более 3,0 процентов общей площади введенного жилья в Российской Федерации.

В видовой структуре инвестиций в основной капитал (по видам основных фондов) по итогам 2013 года основная доля инвестиций приходится на строительство зданий (кроме жилых). Доля в общем объеме инвестиций по данному виду составляет 40,9 процента.

Инвестиции в жилищное строительство в 2013 году составили
23,6 процента освоенных инвестиций в Ростовской области, что на 0,8 процента меньше, чем в 2012 году.

Основной задачей на 2014 год является необходимость обеспечения строительства и ввода в эксплуатацию жилья в размере 2310 тыс. кв. метров.

 

2.4. Агропромышленный комплекс

 

Ростовская область относится к группе субъектов Российской Федерации с развитыми индустриальным и агропромышленным комплексами.

Доля агропромышленного комплекса (далее – АПК) Ростовской области – 4,3 процента в валовой продукции сельского хозяйства страны.

Результат работы донского сельского хозяйства в 2013 году – это практически 16,6 процента в общем объеме ВРП.

Доля в общем объеме инвестиций, направленных на развитие вида экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (по министерству сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области) занимает по итогам 2013 года 7,1 процента, объем инвестиций составляет 17,1 млрд. рублей (индекс физического объема – 108,7 процента).

В общероссийском объеме производства зерна удельный вес Ростовской области в 2013 году составил 7,0 процента (3-е место в России), подсолнечника – 8,0 процента (5-е место), овощей – 4,0 процента (5-е место).

В сфере животноводства область в десятке ведущих регионов страны.

Ростовская область занимает по производству:

яиц 2-е место в Российской Федерации и 1-е место в ЮФО;

молока 5-е место в Российской Федерации и 2-е место в ЮФО;

мяса 10-е в Российской Федерации и 2-е место в ЮФО.

Среднемесячная заработная плата в крупных и средних сельскохозяйственных организациях в 2013 году выросла на 11,5 процента по сравнению с 2012 годом и составила 16 778,9 рубля.

Налоговые отчисления организаций АПК в консолидированный бюджет области в 2013 году выросли на 2,0 процента и составили практически 5,2 млрд. рублей. Во все уровни бюджета от сельхозтоваропроизводителей региона поступило 9,6 млрд. рублей.

Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций по итогам 2013 года составил 3,69 процента.

Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки составил в 2013 году 6,6 млн. тонн, что превышает уровень 2012 года на 457,5 тыс. тонн. Намолочено семян подсолнечника 814,2 тыс. тонн (100,8 процента к уровню 2012 года). По сравнению с 2012 годом в 2013 году собрано на 10,7 процента меньше овощей открытого грунта (605,1тыс. тонн) и на 10,1 процента картофеля (360,6 тыс. тонн).

По итогам работы в 2013 году в Ростовской области производство:

молока составило 1 079,1 тыс. тонн – на уровне 2012 года;

яиц – 1 890,4 млн. штук, что на 6,0 процента больше показателя 2012 года;

мяса – 300,7 тыс. тонн, или 84,9 процента к уровню 2012 года.

Кроме того, увеличено производство муки на 12,4 процента, крупы на 32,9 процента, масла сливочного на 83,0 процента, кондитерских изделий на 8,3 процента, макаронных изделий на 19,7 процента, рафинированных растительных масел на 5,4 процента, кисломолочной продукции на 12,8 процента.

В пищевой и перерабатывающей промышленности, по отношению к 2012 году, снижено производство мяса птицы (на 43,5 процента), плодоовощных консервов (на 26,7 процента), цельномолочной продукции (на 1,4 процента), колбасных изделий на 4,2 процента.

В 2013 году на развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия получателям поддержки направлено 8,7 млрд. рублей (в том числе из федерального бюджета – 6,5 млрд. рублей, из областного – 2,2 млрд. рублей). Из них:

на развитие животноводства – 0,9 млрд. рублей;

растениеводства – 2,5 млрд. рублей;

на возмещение процентных ставок по кредитам – 3,6 млрд. рублей;

на социальное развитие села – 1 млрд. рублей.

Государственная поддержка предоставлена 9 354 сельскохозяйственным товаропроизводителям по 61 направлению.

Рост инвестиций в АПК Ростовской области в 2013 году составил 108,7 процента по отношению к 2012 году в сопоставимых ценах. В результате реализации инвестиционных проектов создано 1 300 новых рабочих мест. Субсидируемая часть кредитов, предоставленных на инвестиционные цели, составила 3,1 млрд. рублей.

 

2.5. Внешнеэкономическая деятельность

 

Ростовская область является активным участником внешнеэкономической деятельности: на нее приходится 33,0 процента от общего объема внешнеторгового оборота субъектов ЮФО (2-е место).

По итогам 2013 года внешнеторговый оборот Ростовской области составил 10 млрд. 388 млн. долларов США, в том числе экспорт – 5 млрд. 796 млн. долларов США (55,8 процента) и импорт – 4 млрд. 592 долларов США (44,2 процента). Положительное сальдо внешнеторгового оборота составило 1 млрд. 204 млн. долларов США.

Основу экспорта Ростовской области, по данным за 2013 год, составляют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 45,8 процента; топливно-энергетические продукты – 27,8 процента; металлы и изделия из них – 11,4 процента; машины, оборудование и транспортные средства – 10,7 процента. В товарной структуре импорта превалируют: машины, оборудование и транспортные средства – 37,3 процента от общего объема импорта; металлы и изделия из них – 20,4 процента; продукция химической промышленности – 10,9 процента.

В деятельности зарубежных инвесторов отмечается некоторое замедление инвестиционной активности. Объем иностранных инвестиций по итогам 2013 года составил 2 020,7 млн. долларов США, темп роста в сравнении с 2012 годом – 91,9 процента. Сокращение поступлений иностранных инвестиций сложилось в оптовой торговле и в обрабатывающих производствах.

В целях активизации развития внешнеэкономической деятельности 28 января 2013 г. подписано Соглашение между Минэкономразвития России и Правительством Ростовской области о взаимодействии во внешнеэкономической сфере, цель которого – объединение усилий по реализации конкретных экспортных проектов компаний, привлечению иностранных инвесторов к реализации проектов на территории региона путем активного взаимодействия с торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом. Механизм реализации Соглашения предусматривает подготовку «паспортов» экспортных проектов компаний Ростовской области и заявок на привлечение иностранных инвестиций в конкретные проекты регионов. Оформленные «паспорта» будут направляться в Минэкономразвития России для проведения их экспертной оценки и принятия решения об утверждении и реализации инвестиционного или экспортного проекта. На Торговые представительства Российской Федерации за рубежом предполагается возложить задачу по поиску потенциальных партнеров и инвесторов и распространению информации об инвестиционном потенциале региона. Кроме того, в рамках Соглашения предусмотрена возможность проведения за рубежом презентаций потенциала региона.

 

2.6. Розничная торговля и сфера услуг

 

Потребительский рынок – динамично развивающийся сектор экономики Ростовской области, объединяет три сегмента: розничную торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание населения.

Ведущая роль принадлежит розничной торговле. Отмечается положительная динамика основного показателя, характеризующего развитие отрасли в Ростовской области. Оборот розничной торговли за последние годы увеличился в 1,7 раза (к уровню 2009 года) и составил в 2013 году 682,9 млрд. рублей, в расчете на душу населения – 160,7 тыс. рублей в год. Темпы роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года по Ростовской области превышали среднероссийские (в 2010 году – 109,6 процента, в 2011 году – 108,6 процента, в 2012 году – 108,5 процента). Однако в 2013 году в Ростовской области, как и в среднем по России, наметились тенденции замедления темпов прироста оборотов розничной торговли, обусловленные снижением темпов роста потребительского кредитования населения и изменением его потребительского поведения в условиях высокой долговой нагрузки. Так, оборот розничной торговли в сопоставимых ценах превысил уровень 2012 года в Ростовской области на 3,8 процентного пункта, в среднем по России – на 3,9 процентного пункта.

Оборот розничной торговли в целом по Ростовской области формируется в основном в организованном секторе, удельный вес которого в общем объеме оборота области постоянно увеличивается и в 2013 году достиг 90,8 процента. Более половины оборота розничной торговли области (50,8 процента) формируют субъекты малого предпринимательства. Крупные и средние организации торговли обеспечивают 40,0 процента областного оборота, из них 20,6 процента – сетевые ритейлеры.

Улучшению конъюнктуры потребительского рынка Ростовской области способствует расширение сети предприятий общественного питания. Крупными, средними, малыми предприятиями, индивидуальными предпринимателями в течение 2013 года введено в эксплуатацию новых объектов общественного питания на 1 069 посадочных мест, что на четверть больше, чем за 2012 год. Вместе с тем вследствие сокращения платежеспособности населения отмечалась тенденция замедления динамики оборота общественного питания в январе – декабре 2013 года по сравнению с соответствующим периодом 2012 года, темпы прироста сократились более чем вдвое (103,6 процента против 108,6 процента). Крупные и средние организации обеспечили прирост оборотов на 10,5 процента, сформировав 16,8 процента оборота общественного питания области, а субъекты малого предпринимательства при более низких темпах (102,3 процента) сформировали 83,2 процента.

На рынке бытовых услуг в 2013 году сохранялась положительная тенденция наращивания объемов их реализации населению в сопоставимых ценах – 108,5 процента против 102,3 процента в 2012 году. В результате увеличился удельный вес услуг бытового характера в общем объеме платных услуг, оказанных населению области, и составил 15,7 процента против 14,6 процента в 2012 году.

Объем бытовых услуг в целом по области в 2013 году был сформирован субъектами малого бизнеса на 89,6 процента (в 2012 году – 90,5 процента), в том числе гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, – на 73,4 процента (в 2012 году – 75,1 процента).

 

2.7. Транспортный комплекс

 

Транспортный комплекс – одна из ведущих отраслей в экономике Ростовской области, на долю которой приходится 7,3 процента ВРП. На транспортную сферу Ростовской области в 2013 году приходился 31,0 процента от общего числа работающих в транспортном комплексе ЮФО (среднегодовая численность составила 82,9 тыс. человек).

Транспорт Ростовской области играет ведущую роль в обеспечении внутрироссийских и международных транспортно-экономических связей на Юге России. Стоимость производственных фондов транспортной сферы Ростовской области превышает 104,0 млрд. рублей.

Одними из наиболее важных показателей, характеризующих развитие транспортной отрасли, являются рост объемов перевозки пассажиров и грузов, а также качество предоставляемых услуг населению. Если сравнивать грузооборот автомобильного транспорта регионов округа за период с 2005 по 2013 год, то Ростовская область находится на втором месте после Краснодарского края, а по пассажирообороту Ростовская область занимает первое место.

Грузооборот организаций транспорта Ростовской области, по данным за 2013 год, составил 49,5 млрд. тонно-километров. В разрезе видов транспорта основная доля в грузообороте принадлежит железнодорожному транспорту – 74,9 процента, морской и внутренний водный транспорт формируют 21,1 процента.

По итогам 2013 года количество перевезенных пассажиров автомобильным городским (в том числе электрическим) транспортом превысило 387 млн. человек, это 95 процентов от общего объема перевозок. Объем перевезенных грузов в 2013 году предприятиями автомобильного транспорта всех видов экономической деятельности (на коммерческой основе) по сравнению с 2012 годом увеличился на 1,8 процента и составил 8 153,4 тыс. тонн.

Транспортными предприятиями региона в 2013 году за счет собственных средств было приобретено 105 автобусов (в том числе 26 – большой вместимости, 79 – малой и особо малой вместимости), 5 троллейбусов.

За 2013 год на содержание и ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения направлено 5 339 млн. рублей, что на 63,7 процента превышает уровень 2012 года.

По виду экономической деятельности «транспорт и связь» в 2013 году объем инвестиций составил 55 094,9 млн. рублей, доля в общем объеме инвестиций составила 32,2 процента. Данный вид деятельности является основным направлением инвестирования с наибольшей долей инвестиций в основной капитал.

Совершенствование и развитие транспортного комплекса Ростовской области – один из базовых элементов, активно влияющих на динамику регионального инвестиционного развития, важный драйвер для экономического роста и повышения качества жизни населения.

 

2.8. Малое и среднее предпринимательство

 

Содействие малому и среднему бизнесу – один из основных стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.

Работа по развитию и поддержке предпринимательства ведется органами государственной власти Ростовской области системно и целенаправленно с применением программно-целевого комплексного подхода.

Реализованы областные долгосрочные целевые программы развития малого и среднего предпринимательства в Ростовской области. Начиная с 2014 года, реализуется государственная программа Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее – Программа).

Малый и средний бизнес – сегмент экономики, доказавший свою жизнеспособность в условиях рыночных отношений, оказывающий позитивное влияние на занятость населения, насыщение рынка товарами и услугами, развитие конкуренции, формирование налоговой базы и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Именно он, являясь одним из ключевых секторов региональной экономики, объединяет наиболее мобильную, адаптивную и восприимчивую к изменениям часть экономического сообщества, активно способствует росту экономики, повышению уровня ее инвестиционной привлекательности, улучшению качества бизнес-среды.

2.8.1. Развитие микрофинансовой деятельности

Развитие микрофинансовой деятельности, а также институтов микрофинансирования, не только способствует общему улучшению социально-экономической обстановки в предпринимательской сфере, но и облегчает доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к привлечению заемных ресурсов.

В Ростовской области действуют 15 микрофинансовых организаций, учредителями которых являются органы исполнительные власти Ростовской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, а именно: некоммерческое партнерство «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» (далее – НП «РРАПП»), 2 агентства поддержки предпринимательства, 5 фондов местного развития и 8 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.

По состоянию на 1 января 2014 г., зарегистрировано 726 действующих договоров займа на общую сумму 470,6 млн. рублей, из них 580 договоров заключено в 2013 году на общую сумму 355,6 млн. рублей.

НП «РРАПП» осуществляет деятельность с 2002 года и является одной из наиболее крупных микрофинансовых организаций на территории Ростовской области, объем капитализации которой составляет 748,9 млн. рублей. В 2013 году на развитие программы микрофинансирования НП «РРАПП» предоставлен имущественный взнос в размере 409,8 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 327,9 млн. рублей. В 2013 году НП «РРАПП» выдано 740 займов субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) на сумму 488,1 млн. рублей.

2.8.2. Предоставление прямой финансовой поддержки

На оказание финансовой поддержки СМСП Ростовской области в 2013 году было предусмотрено 173,9 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 92,0 млн. рублей. В 2013 году финансовая поддержка оказана 415 СМСП в размере 121,4 млн. рублей.

Для содействия развитию начинающего бизнеса в 2013 году предусмотрена финансовая поддержка на организацию собственного дела на общую сумму 50,0 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета – 40,0 млн. рублей. Поддержкой воспользовался 191 начинающий предприниматель, в том числе 12 – из числа бывших безработных граждан (6,3 процента), получателями поддержки планируется создать 697 рабочих мест.

На механизм предоставления финансовой поддержки СМСП, оказывающим услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, в 2013 году выделено 12,5 млн. рублей, в том числе 10,0 млн. рублей – из федерального бюджета. Поддержкой воспользовались 13 СМСП. Данная форма поддержки сохраняется и в 2014 году, что способствует дальнейшему развитию частных дошкольных учреждений, сокращению очередей в муниципальных детских садах.

2.8.3. Развитие объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства

В Ростовской области создана сеть объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, в которую входят: 13 фондов поддержки малого предпринимательства и фондов местного развития; 19 муниципальных агентств поддержки и развития малого и среднего предпринимательства; 17 информационно-консалтинговых центров по обслуживанию предприятий малого агробизнеса, крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств; 7 бизнес-инкубаторов; 2 технопарка; 3 инновационно-технологических центра.

Также в области осуществляют деятельность региональные объекты инфраструктуры: Гарантийный фонд Ростовской области и НП «РРАПП».

Гарантийный фонд Ростовской области создан в 2009 году в целях расширения доступа к финансовым ресурсам СМСП, которые не обладают достаточным залоговым обеспечением для получения кредита. Гарантийный фонд сотрудничает с 24 банками. По итогам 2013 года капитализация фонда составила 1 144,3 млн. рублей, а лимит предоставленных поручительств – 2 403,0 млн. рублей. Гарантийным фондом предоставлено 194 поручительства на общую сумму 1 125,7 млн. рублей, что позволило СМСП привлечь кредитных ресурсов в банковских учреждениях на общую сумму 2 064,6 млн. рублей.

В 2013 году оказано 23 376 консультационных услуг, в том числе посредством создания «общественных приемных».

На базе НП «РРАПП» действуют:

Ростовский бизнес-инкубатор, в нежилых помещениях которого размещаются 18 субъектов малого предпринимательства. В 2013 году субъектам предпринимательства оказано 6 190 консультационных услуг по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;

Ростовский региональный Евро Инфо Корреспондентский Центр (далее – Ростовский региональный ЕИКЦ), создан для оказания услуг экспортно-ориентированным СМСП на безвозмездной основе. За 2013 год Ростовским региональным ЕИКЦ:

создано для экспортно-ориентированных СМСП 88 профилей (анкет) компаний с последующим размещением в информационной системе – Gate2RuBIN, с последующей обработкой запросов;

 оказано 2 016 консультационных услуг экспортно-ориентированным СМСП;

подготовлено 28 ответов на вопросы о Ростовской области, задаваемые предприятиями из стран – членов ЕС и 56 ответов о странах – членах ЕС, задаваемые предприятиями Ростовской области в Ростовский региональный ЕИКЦ/ЕИКЦ-Россия.

проведена 1 межрегиональная миссия в Республику Татарстан;

проведены 3 международные миссии, способствующие развитию делового/технологического/научного сотрудничества;

разработано и издано 2 методических пособия.

2.8.4. Оказание информационно-консультационной поддержки СМСП и гражданам, желающим организовать собственное дело

С 2009 года в рамках Областной долгосрочной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009 – 2014 годы реализуется проект по оказанию информационно-консультационной поддержки СМСП и гражданам, желающим организовать собственное дело, – один из уникальных, не имеющих аналогов в Российской Федерации, и поддерживаемый за счет средств федерального бюджета. Ставка сделана на созданную сеть инфраструктуры поддержки предпринимательства во всех 55 муниципальных образованиях области. Данный проект стал ключевым по обеспечению занятости и самозанятости, так как дает возможность получить всю исчерпывающую информацию по вопросам ведения бизнеса и, в том числе, по формам государственной поддержки. Учитывая положительную динамику его реализации, проект действует и по настоящее время.

В рамках реализации проекта по консультированию в Ростовской области оказано свыше 48,0 тыс. консультаций в порядке очного консультирования, приема заявителей и работы телефона «горячей линии».

2.8.5. Оказание образовательной поддержки руководителям и специалистам СМСП

В 2013 году на софинансирование обучения руководителей и специалистов СМСП выделено 2 370,0 тыс. рублей. В результате на условиях долевого финансирования было обучено 230 человек.

За счет средств областного бюджета реализовано 3 обучающих проекта:

Губернаторская программа подготовки управленческих кадров для сферы малого и среднего предпринимательства (объем бюджетных средств – 1 995,0 тыс. рублей);

бизнес-школа молодого предпринимателя (объем бюджетных средств – 175,0 тыс. рублей);

тематическое повышение квалификации (объем бюджетных средств – 200,0 тыс. рублей).

На реализацию мероприятия по предоставлению субсидий СМСП в целях возмещения части стоимости подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, включая дистанционный формат, в рамках постановления Правительства Ростовской области от 11.03.2012 № 158 в 2013 году за счет средств областного бюджета оказана поддержка 9 СМСП в объеме 302,5 тыс. рублей.

2.8.6. Межбюджетное софинансирование муниципальных программ развития предпринимательства

Важным механизмом стимулирования органов местного самоуправления является межбюджетное софинансирование муниципальных программ развития предпринимательства. Это действенный способ обеспечения доступности государственной поддержки на местах и наполнения муниципальных программ финансированием.

На указанные цели в 2013 году предусмотрено порядка 250,0 млн. рублей, из них 199,99 млн. рублей – средства федерального бюджета, в том числе на:

развитие системы микрофинансирования – 126,2 млн. рублей;

предоставление субсидий начинающим предпринимателям – 120 млн. рублей.

Всего на местном уровне поддержку получили 1 133 СМСП.

2.8.7. Приватизация недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого СМСП

За период реализации Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по состоянию на 1 января 2014 г., в Ростовской области принято 1 115 положительных решений об условиях приватизации с преимущественным правом выкупа, заключено 1 011 договоров купли-продажи арендуемого имущества СМСП, из них 858 объектов выкуплено в рассрочку. Общая площадь выкупленных помещений составила 128 367,44 кв. метров на сумму 1 421 745,1 тыс. рублей.

Лидирующие позиции по количеству выкупленных помещений занимают: г. Ростов-на-Дону – выкуплено 320 объектов, общей площадью 35 432,3 кв. метров на сумму 757 321,5 тыс. рублей; г. Таганрог – выкуплено 285 объектов, общей площадью 35 442,65 кв. метров на сумму 274 043,6 тыс. рублей.

Согласно статье 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в целях оказания имущественной поддержки СМСП, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение или пользование на долгосрочной основе СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП. По состоянию на 1 января 2014 г., такие перечни приняты в 52 муниципальных образованиях Ростовской области. Общая численность объектов, включенных в перечни, составляет 675. Наибольшее количество объектов недвижимого муниципального имущества включено в перечни городов: Ростов-на-Дону – 150; Таганрог – 57. Договоры аренды муниципального имущества, включенного в перечни, заключены с 582 СМСП, из которых микропредприятий – 392, малых – 179, средних – 11.

2.8.8. Расширение информационного поля для СМСП и позиционирование положительного имиджа предпринимательства Ростовской области

С целью расширения информационного поля для СМСП и позиционирования положительного имиджа предпринимательства Ростовской области функционируют следующие интернет-ресурсы: портал «Малый и средний бизнес Дона» (www.mbdon.ru) и приложение «Малое и среднее предпринимательство» на официальном сайте Правительства Ростовской области. На портале работает интерактивный раздел для предпринимателей «Задать вопрос». Также вопросы поступают на официальный сайт Правительства Ростовской области (www.donland.ru).

 

2.9. Инвестиции

 

В 2009 – 2011 годах на инвестиционное развитие Ростовской области, как и в целом в Российской Федерации, негативное влияние оказали последствия мирового финансово-экономического кризиса. Однако с 2012 года в Ростовской области начался значительный инвестиционный рост: индекс физического объема инвестиций в основной капитал к уровню соответствующего периода 2011 года составил 119,4 процента.

Основную часть занимают инвестиции в основной капитал (по итогам 2013 года – 98,6 процента), немногим более 1 процента приходится на инвестиции в объекты интеллектуальной собственности и инвестиции в другие нефинансовые активы.

Значительная роль в инвестиционном процессе области принадлежит крупным и средним организациям и с численностью работников до 15 человек (с учетом средств на долевое строительство), на долю которых в 2013 году приходилось 71,8 процента от общего объема инвестиций. Ими на территории Ростовской области освоено 180 406,0 млн. рублей инвестиций в основной капитал, индекс физического объема составил 119,5 процента к 2012 году в сопоставимой оценке.

В разрезе видов экономической деятельности в 2013 году наибольшими объемами привлеченных инвестиционных ресурсов характеризуются следующие виды деятельности:

производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 23,6 процента;

транспорт и связь – 32,5 процента;

обрабатывающие производства – 14,6 процента.

В 2013 году инвестиционная деятельность в Ростовской области характеризовалась позитивными тенденциями, определяемыми существенным ростом объемов инвестиций в основной капитал.

 

Рисунок № 1

 

 

В непростых экономических условиях, и, несмотря на высокую базу сравнения, последние два года регион добивался прогрессивного роста показателя объемов инвестиций:

в 2012 году привлечено 207,9 млрд. рублей, индекс физического объема – 119,4 процента;

в 2013 году, по оценке, привлечено 251,0 млрд. рублей, индекс физического объема – 118,0 процента.

Достигнутый объем инвестиций в основной капитал в 2013 году в натуральном выражении является для Ростовской области максимальным.

Показатели, характеризующие развитие инвестиционной деятельности в регионе, закреплены в майских указах Президента Российской Федерации (от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», от 10.09.2012 № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности»). Значения данных показателей за 2013 год (плановое и фактическое), 2014 год (плановое) представлены в таблице № 2.

 

Таблица № 2

 

ПОКАЗАТЕЛИ,

характеризующие развитие инвестиционной деятельности

в регионе, закрепленные в указах Президента Российской Федерации

от 07.05.2012 № 596, от 21.08.2012 № 1199, от 10.09.2012 № 1276

 

Наименование и реквизиты Указа Президента Российской Федерации

Наименование показателя

2013 год

(план)

2013 год

(факт)

2014 год

(план)

1

2

3

4

5

Указ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политики»

1. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования:

 

в фактически действовавших ценах соответствующих лет (млн. рублей)

225 162,6

251 046,2

256 387,36

сопоставимых ценах, в процентах к соответствующему периоду предыдущего года

100,3

118,0

102,0

2. Соотношение объема инвестиций в основной капитал и ВРП (процентов)

25,1

27,5

25,9

Указ от 21.14.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»

Объем инвестиций в основной капитал

(за исключением бюджетных средств) (млн. рублей)

 

180 130,0

 

204 593,5

 

218 309,2

Указ от 10.09.2012 № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности»

Прирост инвестиций в основной капитал, в процентах к соответствующему периоду предыдущего года

0,3

18

0,5

 

В целях достижения целевых показателей указов:

Правительством Ростовской области осуществляется ежеквартальный мониторинг их достижения;

функционирует Межведомственная экспертная комиссия по мониторингу реализации в Ростовской области указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596, № 597, № 598, № 599, № 600, № 601, № 602, № 606 в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития под председательством Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева;

приняты и реализуются постановления Правительства Ростовской области от 16.05.2013 № 272 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 10.09.2012 № 1276», от 29.12.2012 № 1157 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199».

По итогам 2013 года Ростовская область в федеральном рейтинге социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, проведенного «РИА Рейтинг», находится в лидирующей шестерке регионов, обеспечивших темпы роста инвестиций выше 14,0 процента.

По абсолютным показателям объема привлеченных инвестиционных ресурсов Ростовская область занимает 12-е место в Российской Федерации, находясь в группе со столичными центрами и сырьевыми регионами.

По итогам 2013 года объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя в фактических ценах составил 48,6 тыс. рублей (в 2010 году – 30,1 тыс. рублей; в 2011 году – 33,3 тыс. рублей; в 2012 году – 41,8 тыс. рублей). Объем прямых иностранных инвестиций в расчете на одного жителя Ростовской области – 47,5 доллара США.

Итоги инвестиционной деятельности Ростовской области за 2012 – 2013 годы позволяют сделать вывод о сохранении устойчивой положительной динамики, что обусловлено привлекательными условиями для инвестирования в регионе и характеризуется высокой инвестиционной активностью большого числа предприятий и организаций в различных секторах экономики и социальной сферы.

 

3. Анализ инвестиционного климата Ростовской области

 

3.1. Оценка инвестиционной привлекательности территории является основой принятия управленческих решений по реализации инвестиционных проектов.

Для дальнейшего развития преимуществ и снижения негативных факторов, оказывающих влияние на инвестиционную деятельность в регионе, проведен анализ ситуации в инвестиционной сфере, который позволит реализовать мероприятия, повышающие конкурентоспособность Ростовской области за привлекаемые инвестиционные ресурсы.

 

3.2. Конкурентные преимущества

3.2.1. Благоприятные природно-климатические условия

Благоприятные природно-климатические условия служат фундаментальной основой для развития АПК. Климат Ростовской области – умеренно-континентальный, со среднегодовым объемом осадков 400 – 650 мм в год. Средние температуры января от -9 до -5 °С, июля от +22 до +24 °С. Территория области относится к степной зоне и имеет разнообразные естественные ресурсы – пригодные для ведения сельского хозяйства плодородные земли, разнообразные минеральные и водные ресурсы.

На территории Ростовской области отмечается обилие солнечного света и тепла – продолжительность периода с температурой выше 10 єС составляет от 160 до 180 дней, что позволяет успешно выращивать следующие виды сельскохозяйственных культур: пшеница, ячмень, горох, подсолнечник, просо, картофель, огурцы, помидоры, свекла, бахчевые.

3.2.2. Уникальное географическое и геоэкономическое положение

Уникальное географическое и геоэкономическое положение обеспечивает области звание и функции «ворот Северного Кавказа». В областном центре – г. Ростове-на-Дону расположены: резиденция полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, Южное таможенное управление, региональные офисы крупных вертикально интегрированных российских и зарубежных корпораций. В Ростовской области осуществляют деятельность Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации, Генеральное консульство Республики Армения, Генеральное консульство Румынии, Почетный консул Словацкой Республики, Торговое представительство Венгрии, Генеральные консульства Украины, Белоруссии.

3.2.3. Развитая транспортная инфраструктура

Область расположена на пересечении важнейших транспортных магистралей. Транспортная инфраструктура области составляет часть одного из ведущих международных транспортных коридоров – Критского, проходящего по маршруту Скандинавия – Санкт-Петербург – Москва – Ростов – Новороссийск.

Через Ростовскую область проходят 6 железнодорожных линий (в том числе железнодорожная магистраль Москва – Ростов – Кавказ), 4 автомобильных дороги федерального значения, судоходный путь по рекам из северо-запада и центра России в Черное и Средиземное моря, а также воздушный коридор Санкт-Петербург – Москва – Кавказский регион.

3.2.4. Высокий уровень газификации региона

В 2013 году из всех источников финансирования на газификацию Ростовской области направлено более 2 250,0 млрд. рублей. Объем инвестиций в рамках Программы газификации Ростовской области, реализуемой акционерным обществом «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» (далее – Программа), составил 1 552,0 млрд. рублей.

По итогам выполнения мероприятий Программы, в 2013 году построено 753 км сетей газоснабжения. В 2013 году, в соответствии с планом-графиком синхронизации ОАО «Газпром», построены и введены в эксплуатацию три межпоселковых газопровода в Багаевском, Миллеровском и Милютинском районах общей протяженностью 76,4 километра.

По итогам 2013 года достигнут запланированный показатель уровня газификации Ростовской области – 86,5 процента, что на 1,5 процента выше уровня 2012 года.

3.2.5. Высокий потребительский потенциал региона

По величине оборота розничной торговли Ростовская область среди субъектов Российской Федерации в 2013 году занимала 9-е ранговое место. Удельный вес оборота розничной торговли Ростовской области в общем объеме оборота розничной торговли в целом по России составляет около 3,0 процента, в обороте Южного федерального округа – 32,0 процента.

Более половины оборота розничной торговли области (50,8 процента) формируют субъекты малого предпринимательства. Крупные и средние организации торговли обеспечивают 40 процентов областного оборота, из них 20,3 процента – сетевые ритейлеры.

Улучшению конъюнктуры потребительского рынка Ростовской области способствует расширение сети предприятий общественного питания. Крупными, средними, малыми предприятиями, индивидуальными предпринимателями в течение 2013 года введено в эксплуатацию новых объектов общественного питания на 1 069 посадочных мест, что на четверть больше, чем за 2012 год.

Рост в 2013 году реальных располагаемых денежных доходов населения на 8,7 процента способствует увеличению потребительского спроса на товары и услуги.

Позитивное влияние на потребительский спрос оказывает численность постоянного населения Ростовской области, которая по состоянию на 1 января 2013 г., составляет 4 254 613 человек, или 3,0 процента от общей численности населения Российской Федерации. По данному показателю среди субъектов Российской Федерации регион занимает 6-е место в России после г. Москва, Московской области, Краснодарского края, г. Санкт-Петербурга и Свердловской области. Среди субъектов, входящих в ЮФО, Ростовская область находится на 2-м месте после Краснодарского края.

3.2.6. Крупнейший в России образовательный комплекс

Образовательный комплекс Ростовской области – один из крупнейших в Российской Федерации, включающий в себя более трех тысяч образовательных организаций практически всех организационно-правовых форм, типов и видов.

По количеству школ Ростовская область входит в первую десятку регионов России, по числу профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования – 3-е после городов Москва и Санкт-Петербург. Каждый пятый житель Ростовской области обучается или преподает и обслуживает систему образования.

В структуре работающего населения Ростовской области сектор образования занимает второе место после обрабатывающих производств.

В Ростовской области функционирует 104 профессиональных образовательных организации, подведомственных министерству общего и профессионального образования Ростовской области.

Опорными базами подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров, востребованных в регионе и соответствующих требованиям ФГОС и работодателей, являются Региональные отраслевые ресурсные центры подготовки рабочих и специалистов высокой квалификации. На базе образовательных организаций создано 20 Региональных отраслевых ресурсных центров. Совершенствуется материально-техническая база ресурсных центров, расширяется спектр и объемы предоставляемых услуг, проводится стажировка педагогических работников одноотраслевых профессиональных образовательных организаций. В ресурсных центрах созданы условия для получения обучающимися смежных профессий, для получения студентами образовательных организаций высшего образования рабочих профессий, для краткосрочной подготовки, переподготовки, повышения квалификации граждан по заявкам предприятий, служб занятости населения. Развитие ресурсных центров позволит более эффективно использовать их базу для подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрено создание учебно-производственных участков профессиональных образовательных организаций на базе предприятий.

В 2013 году на базе ОАО «Роствертол» создано два учебно-производственных участка ГБОУ НПО РО ПУ № 8. ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» выделены помещения под учебно-производственный участок ГБОУ СПО РО «Таганрогский авиационный колледж им. В.М. Петлякова». Это новое направление в модернизации профессионального образования.

Создано три образовательных кластера:

научно образовательный кластер ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет + ГБОУ СПО РО Волгодонский техникум металлообработки и машиностроения;

учебно-производственный кластер ГАОУ НПО РО профессиональный лицей № 3 + ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» + предприятия;

образовательный кластер авиационного профиля ГБОУ СПО «Таганрогский авиационный колледж им. В.М. Петлякова» + ГБОУ НПО РО профессиональное училище № 8 + ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» + ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» + ОАО «Роствертол» + ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева».

В 2013 году в системе краткосрочной подготовки и переподготовки кадров на базе учреждений профессионального образования обучено более 26,5 тыс. человек.

В рамках реализации Областного закона от 29.09.2009 № 290-ЗС «О взаимодействии областных государственных профессиональных образовательных организаций и работодателей в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов» профессиональными образовательными организациями заключено и действует более 3,1 тыс. долгосрочных договоров с предприятиями – заказчиками кадров (в 2012 году – 2,5 тыс.) и более 16,0 тыс. договоров об организации производственного обучения и производственной практики на базе предприятий. Процент оплачиваемых мест практики составляет 48,3.

В 2013 году Ростовская область стала победителем конкурсного отбора по проекту «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации», который реализуется в 2014 – 2015 годах.

Наряду с Правительством Ростовской области в реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2014 – 2015 годы по направлению «совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования», в том числе в ее софинансировании, принимают участие предприятия – социальные партнеры профессиональных образовательных организаций: ОАО «Роствертол», ОАО «КЗ «Ростсельмаш», ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева».

На реализацию проекта «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации» в 2014 году направлено 86,8 млн. рублей, в том числе: из средств областного бюджета – 23,5 млн. рублей; из средств предприятий-социальных партнеров – 12,3 млн. рублей; из собственных средств образовательных организаций – 4,2 млн. рублей; из средств федерального бюджета, предоставляемых в качестве субсидии по результатам конкурса – 46,7 млн. рублей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.2014 № 109-р).


Информация по документу
Читайте также