Расширенный поиск

Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18.10.1995 № 22-РЗ

 


                   Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэм и
                             З А К О Н
                             ---------
                   Къэбарты-Малкъар Республиканы
                            З А К О Н У
                            -----------
                             З А К О Н
                  Кабардино-Балкарской Республики
                            ----------

                                      Утратил силу - Постановление
                                      Совета Республики Парламента
                                     Кабардино-Балкарской Республики
                                        от 15.07.99 г. N 295-П-СР

О выборах депутатов Советов местного самоуправления

         (В редакции Законов Кабардино-Балкарской Республики
           от 15.11.95 г. N 23-РЗ; от 26.07.97 г. N 25-РЗ)

Принят Советом Республики Парламента
Кабардино-Балкарской Республики             17 октября 1995 года

                               ГЛАВА I
                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Основные принципы выборов

     Выборы  депутатов  в  Совет местного самоуправления (далее Совет)
осуществляются    гражданами    Кабардино-Балкарской   Республики   по
одномандатным   и   многомандатным  избирательным  округам  на  основе
всеобщего   равного   и   прямого   избирательного  права  при  тайном
голосовании сроком на 4 года.
     Участие граждан в выборах является добровольным.

     Статья 2. Избирательное право

     Право  избирать  депутатов  Совета принадлежит каждому гражданину
Кабардино-Балкарской Республики, достигшему 18-летнего возраста.
     Право   быть   избранным  депутатом  Совета  принадлежит  каждому
гражданину   Кабардино-Балкарской  Республики,  достигшему  18-летнего
возраста и постоянно проживающему на данной территории.
     Не  допускаются  прямые  или  косвенные ограничения избирательных
прав   граждан   Кабардино-Балкарской   Республики  в  зависимости  от
социального   происхождения,   имущественного   положения,  расовой  и
национальной  принадлежности,  пола,  языка,  образования, отношения к
религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий.
     Не  могут  избирать  и быть избранными граждане, признанные судом
недееспособными   или   содержащиеся   в  местах  лишения  свободы  по
приговору суда.

     Статья 3. Равное избирательное право

     Избиратели  участвуют  в  выборах  депутатов  Советов  на  равных
основаниях.

     Статья 4. Прямое избирательное право

     Избиратели   голосуют  на  выборах  депутатов  Советов  "за"  или
"против" кандидата непосредственно.

     Статья 5. Тайное голосование

     Голосование  на выборах депутатов Совета является тайным, то есть
исключающим   возможность   какого-либо  контроля  за  волеизъявлением
избирателя.

     СтСтатья 6. Назначение выборов

     Выборы   депутатов   в   районные,   городские  (республиканского
подчинения)   Советы   назначаются   Парламентом  Кабардино-Балкарской
Республики  и проводятся, как правило, одновременно на всей территории
Кабардино-Балкарской   Республики.  Срок  со  дня  назначения  выборов
должен быть не менее 60 дней.
     Постановление   Парламента   Кабардино-Балкарской   Республики  о
назначении     дня     выборов     депутатов    районных,    городских
(республиканского    подчинения)   Советов   местного   самоуправления
публикуется    в    официальных    средствах    массовой    информации
Кабардино-Балкарской Республики.
     Выборы  депутатов в городские (районного подчинения), поселковые,
сельские,   станичные   Советы   назначаются   районными,   городскими
(республиканского   подчинения)   Советами   и   проводятся   на  всей
территории  районов, городов республкианского подчинения, как правило,
одновременно   с  выборами  в  районные,  городские  (рсепубликанского
подчинения)  Советы.  Срок  со  дня  назначения выборов до дня выборов
должен быть не менее 60 дней.
     Решение   районных,   городских   (рсепубликанского   подчинения)
Советов  о  назначении  дня  выборов  депутатов  городских  (районного
подчинения),  поселковых,  сельских,  станичных  Советов публикуется в
официальных    средствах    массовой   информации   районов,   городов
(рсепубликанского подчинения). (В            редакции           Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 26.07.97 г. N 25-РЗ)

      Статья 6(1). Выборы в Советы местного самоуправления во
                   вновь образованных муниципальных образованиях

     Выборы  депутатов в Советы во вновь образованных районах, городах
(республиканского       подчинения)       назначаются      Парламентом
Кабардино-Балкарской    Республики,    а    в   городские   (районного
подчинения),     поселковые,     сельские,    станичные    Советы    -
соответствующими  районными,  городскими (рсепубликанского подчинения)
Советами   не   позднее   чем  в  месячный  срок  со  дня  образования
муниципального образования.
     Образование   избирательных  комиссий,  избирательных  округов  и
другие  мероприятия,  связанные  с  подготовкой  и проведением выборов
депутатов в Советы проводятся в соответствии с настоящим Законом.
(Дополнен       -      Закон      Кабардино-Балкарской      Республики
от 26.07.97 г. N 25-РЗ)
     Статья 7. Выборы в Совет местного самоуправления

     Районный,  городской Совет состоит из 15-35 депутатов, избираемых
по одномандатным округам.
     Городской    (районного    подчинения),   поселковый,   сельский,
станичный   Совет   состоит   из   7-15   депутатов,   избираемых   по
многомандатным округам.

     Количественный  состав  Советов  определяется районным, городским
(республиканского  подчинения)  Советом  в  соответствии  с  настоящим
Законом. (Дополнен    -    Закон    Кабардино-Балкарской    Республики
от 26.07.97 г. N 25-РЗ)
     Статья 8. Право выдвижения кандидатов в депутаты
               Советов  местного самоуправления

     1.  Право  выдвижения  кандидатов  в  депутаты  Советов  районов,
городов  и  других  населенных пунктов Кабардино-Балкарской Республики
принадлежит     гражданам,    политическим    партиям,    общественным
организациям  и  их  избирательным объединениям, трудовым коллективам,
коллективам   высших   и   средних   учебных   заведений  и  собраниям
избирателей по месту жительства.
     2. Избирательными объединениями,  имеющими  право  на  выдвижение
кандидатов, являются:
     а)     районные,     городские     отделения     республиканских,
общефедеральных   партий,  движений,  иных  общественных  объединений,
уставы      которых     зарегистрированы     Министерством     юстиции
Кабардино-Балкарской Республики и предусматривают участие в выборах;
     б)  блоки  указанных  общественных  объединений,  создаваемые  на
период проведения выборов.
     Партии, движения и общественные организации не  могут  входить  в
состав более чем одного избирательного объединения.
     Партии,  движения  в  случае  вхождения  в  состав блока не могут
выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.

     Статья 9. Право на предвыборную агитацию

     Граждане Кабардино-Балкарской Республики имеют право на свободное
проведение предвыборной агитации в соответствии с настоящим Законом.
     Право на предвыборную агитацию обеспечивается государством.
     Граждане и общественные объединения вправе в допускаемых  законом
формах  и  законными  методами вести агитацию "за" или "против" любого
кандидата.
     Кандидатам в  депутаты  гарантируются  равные  условия  доступа к
средствам массовой информации.

     Статья 10. Финансирование выборов депутатов в
                Совет местного самоуправления

     Финансирование    мероприятий,    связанных   с   подготовкой   и
проведением  выборов депутатов в Совет, осуществляется за счет средств
республиканского бюджета.

     Статья 11. Гласность при подготовке и проведении выборов

     Подготовка  и  проведение выборов в Советы осуществляется открыто
и  гласно  на  основе  участия  в  подготовке  и  проведении  граждан,
трудовых    коллективов    предприятий,    учреждений,    организаций,
общественных   объединений   и   политических  партий  соответствующих
территорий местного самоуправления.

     Статья 12. Подготовка и проведение выборов
                избирательными комиссиями

     Подготовка и проведение выборов депутатов в Совет и  контроль  за
соблюдением  избирательных  прав  граждан возлагаются на избирательные
комиссии.
     При  подготовке  и  проведении  выборов  избирательные комиссии в
пределах    своих   полномочий,   установленных   настоящим   Законом,
независимы  от  органов  государственной  власти  Кабардино-Балкарской
Республики и органов местного самоуправления.
     Решения   избирательных   комиссий,   принятые   в   пределах  их
полномочий,  обязательны для государственных органов, органов местного
самоуправления,  предприятий,  учреждений  и  организаций,  а также их
должностных лиц, независимо от их форм собственности.

     Статья 13. Законодательство о выборах депутатов
                в Советы местного самоуправления
                Кабардино-Балкарской Республики

     Законодательство   о   выборах   депутатов  в  Советы  составляют
Конституция  (Основной  Закон)  Кабардино-Балкарской Республики, Закон
"О   местном   самоуправлении   в   Кабардино-Балкарской  Республике",
настоящий Закон, другие законы Кабардино-Балкарской Республики.

                               ГЛАВА II
            ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ,
                          СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

     Статья 14. Образование избирательных округов

     Для  проведения  выборов  депутатов  в  Совет  на соответствующих
территориях  местного  самоуправления  образуются избирательные округа
не позднее чем за 50 дней до выборов.
     Избирательные       округа       образуются      соответствующими
территориальными  избирательными  комиссиями  на  основании  данных  о
численности избирателей, проживающих на соответствующих территориях.
     Списки избирательных округов с указанием их границ, численности и
места нахождения территориальных комиссий публикуются не  позднее  чем
за 45 дней до выборов.
     Избирательные   округа   должны   образовываться  при  соблюдении
следующих требований:
     в городах районного  подчинения,  поселках,  сельских  населенных
пунктах образуется единый многомандатный избирательный округ;
     в   районах,   городах   республиканского  подчинения  образуются
одномандатные  избирательные  округа  с примерным численным равенством
избирателей,    с    допустимым    отклонением    от   средней   нормы
представительства  избирателей  не  более  25  процентов. В населенных
пунктах,   насчитывающих   менее   средней   нормы   представительства
избирателей, образуется один избирательный округ.
     Избирательный  округ составляет единую территорию: не допускается
создание   избирательного   округа   из   неграничащих   между   собой
территорий,  объединяющих  административно-  территориальные  единицы,
деление избирательных участков между округами.

     Статья 15. Образование избирательных участков

     Для  проведения  голосования  и  подсчета голосов избирателей при
выборах депутатов в Совет образуются избирательные участки.
     Избирательные   участки   образуются   исполнительными   органами
местного  самоуправления территорий по согласованию с соответствующими
территориальными  комиссиями  с  числом  не  более 3000 избирателей не
позднее  чем  за  45  дней до выборов с учетом местных условий в целях
создания максимальных удобств для избирателей.
     В   порядке   исключения  допускается  образование  избирательных
участков  в воинских частях, расположенных в обособленных удаленных от
населенных  пунктов  районах.  В  этих  случаях  избирательные участки
образуют   командиры   воинских   частей  по  решению  соответствующей
территориальной   избирательной   комиссии.   При   этом  должен  быть
обеспечен   доступ   в   помещение   для   голосования   всем   членам
избирательной  комиссии,  наблюдателям,  кандидатам  и  их  доверенным
лицам по предъявлении соответствующего удостоверения.
     Границы   избирательных  участков  не  должны  пересекать  границ
избирательных   округов   и   административно-территориальных   единиц
Кабардино-Балкарской Республики.
     В   больницах,  иных  стационарных  и  лечебно-  профилактических
учреждениях   и   других   местах  временного  пребывания  избирателей
избирательные  участки  могут  образовываться  в  срок,  установленный
частью  первой  настоящей  статьи,  а  в  исключительных  случаях - не
позднее  чем  за  пять  дней  до  дня  выборов. Такие участки входят в
избирательные  округа  по месту их расположения. При этом в списки для
голосования  по  выборам  депутатов  в  Совет населенного пункта могут
быть  включены  только  избиратели,  проживающие  в  данном населенном
пункте,  а  при  выборах  в  районные,  городские  Советы  - граждане,
проживающие в данном районе, городе.
     Списки  избирательных  участков  с указанием их границ, адресов и
номеров  телефонов  участковых  избирательных  комиссий  публикуются в
местной печати не позднее чем за 35 дней до дня выборов.

     Статья 16. Списки избирателей и порядок их составления

     1.  Местная  администрация  в  районе,  городе, поселке, сельском
населенном  пункте обеспечивает учет избирателей и передает участковым
избирательным  комиссиям  сведения  об избирателях, имеющих постоянное
место  жительства на соответствующей территории. Данные об избирателях
направляются  в  избирательную  комиссию  не позднее чем за 40 дней до
дня выборов.
     2.    В    список   избирателей   включается   каждый   гражданин
Кабардино-Балкарской  Республики,  достигший  18-летнего  возраста (на
день  выборов)  и  имеющий  постоянное  место жительства на территории
соответствующего избирательного участка.
     3.  Избиратель  не  может  быть  включен  в списки избирателей на
других избирательных участках.
     4.  Список избирателей составляется в двух экземплярах по каждому
избирательному  участку  в  алфавитном или ином порядке (по населенным
пунктам,  улицам,  домам,  на  основе  адресов  избирателей). В списке
указываются  фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя.
Список    избирателей   подписывается   председателем   и   секретарем
участковой избирательной комиссии.
     Один   экземпляр   списка  остается  в  участковой  избирательной
комиссии,    второй    экземпляр    передается    в    соответствующую
территориальную  избирательную  комиссию  не позднее чем за 15 дней до
выборов.
     5.  Список  избирателей представляется для всеобщего ознакомления
за  15  дней  до  дня  выборов. Избиратели, поселившиеся на территории
избирательного   участка   после   этого   срока  и  по  день  выборов
включительно,  а  также  не  включенные в основной список в результате
ошибки    участковой    избирательной    комиссией,    включаются    в
дополнительный список избирателей.
     6.  Любой гражданин Кабардино-Балкарской Республики может заявить
в  участковую избирательную комиссию об ошибке или неточности в списке
избирателей.  В  течение  24  часов  участковая избирательная комиссия
обязана  проверить заявление и устранить ошибку, либо выдать заявителю
письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.
     7.  Список  избирателей  - военнослужащих, находящихся в воинской
части,  членов  их  семей  и  других избирателей, проживающих в районе
расположения   воинской   части,  составляется  на  основании  данных,
представляемых  командиром воинской части в срок, установленный частью
1 настоящей статьи.
     8.  Военнослужащие, проживающие вне расположения воинских частей,
включаются   в   списки  избирателей  по  месту  жительства  на  общих
основаниях.
     9.  Списки избирателей, которые в день выборов будут находиться в
больницах,  иных  стационарных и лечебно- профилактических учреждениях
и  других  местах  временного  пребывания избирателей, составляются на
основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
     10.  Студенты  и  аспиранты дневной формы обучения, проживающие в
общежитиях,  включаются  в  список  избирателей  по  месту  нахождения
общежитий.

                              ГЛАВА III
                        ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

     Статья 17. Виды избирательных комиссий

     Для   организации   и   проведения   выборов   депутатов   Совета
образуются:
     - территориальные  (районные,  городские,  поселковые,  сельские,
станичные) избирательные комиссии;
     - участковые избирательные  комиссии.
     Окружные  избирательные  комиссии  не  образуются.  Их полномочия
передаются   территориальным   избирательным   комиссиям   в  порядке,
определяемом настоящим Законом.

     Статья 18. Образование территориальной (районной,
                городской, поселковой, сельской, станичной)
                избирательной комиссии

     1. Территориальная (районная,  городская,  поселковая,  сельская,
станичная) избирательная комиссия образуется Советами  соответствующих
муниципальных образований в количестве 5-9 человек,  не позднее чем за
55 дней до дня выборов.
     2.    Председатель,    заместитель   председателя   и   секретарь
территориальной  избирательной комиссии избираются тайным голосованием
на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
     При    определении    кандидатур    в    состав   территориальной
избирательной   комиссии   Совет  учитывает  предложения  общественных
объединений,  собраний  избирателей  по  месту работы, службы, учебы и
жительства.
     В  случае, если Совет не назначил состав избирательной комиссии в
срок,  установленный  частью  первой  настоящей  статьи,  либо если на
данной  территории  Совет  отсутствует,  формирование  территориальной
избирательной    комиссии    производится    Избирательной   комиссией
Кабардино-Балкарской Республики.

     Статья 19. Полномочия территориальной (районной,
                городской, поселковой, сельской, станичной)
                избирательной комиссии

     Территориальная   (районная,   городская,  поселковая,  сельская,
станичная) избирательная комиссия:
     1.  Осуществляет  контроль  за  исполнением  настоящего  Закона и
обеспечивает   его   единообразное   применение   на   соответствующей
территории,   входит   в   случае  необходимости  в  Совет  Республики
Парламента   Кабардино-Балкарской   Республики   с   представлением  о
толковании настоящего Закона.
     2. Образует избирательные округа.
     3.    Распоряжается   денежными   и   материальными   средствами,
выделенными на проведение выборов.
     4. Руководит работой участковых избирательных комиссий.
     5.   Заслушивает  сообщения  участковых  избирательных  комиссий,
представителей   местной   администрации,  руководителей  предприятий,
учреждений,   организаций  по  вопросам,  связанным  с  подготовкой  и
проведением выборов.
     6.   Контролирует   своевременность  и  правильность  составления
списков избирателей и представления их для всеобщего ознакомления.
     7.  Регистрирует  кандидатов  в  депутаты  районного, городского,
поселкового,  сельского  и станичного Советов местного самоуправления,
их доверенных лиц, выдает им соответствующие удостоверения.
     8. Публикует  сообщения о составе зарегистрированных кандидатов в
депутаты.
     9.   Организует   встречи   кандидатов  и  их  доверенных  лиц  с
избирателями.
     10. Устанавливает образцы бюллетеней, списков избирателей, других
документов по выборам.
     11.  Утверждает  тексты бюллетеней для голосования, изготавливает
бюллетени,   бланки   избирательных   документов  и  обеспечивает  ими
участковые избирательные комиссии.
     12.  Получает  от  участковых  избирательных комиссий протоколы о
результатах  голосования,  устанавливает  итоги  выборов, обеспечивает
опубликование в печати информации о результатах выборов.
     13. Регистрирует  избранных депутатов,  выдает им соответствующие
удостоверения об избрании.
     14.   Передает   мандатной   комиссии   соответствующего   Совета
документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов.
     15. Назначает повторные выборы,  а также выборы депутатов Советов
вместо выбывших и обеспечивает их проведение.
     16.    Обеспечивает    хранение    избирательных   документов   в
установленном порядке.
     17.  Рассматривает  заявления  и  жалобы  на  решения  и действия
участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения.
     18.  Осуществляет  другие  полномочия  в соответствии с настоящим
Законом.

     Статья 20. Образование участковой избирательной комиссии

     Участковая избирательная комиссия образуется Советом  не  позднее
чем за 40 дней до дня выборов в количестве 5-10 членов.
     При  определении  кандидатур  в  состав  участковой избирательной
комиссии   Совет   учитывает   предложения  общественных  объединений,
собраний  избирателей  по  месту  работы,  службы, учебы и жительства.
Председатель,   заместитель   председателя   и   секретарь  участковой
избирательной  комиссии  избираются  тайным  голосованием на ее первом
заседании из числа членов участковой избирательной комиссии.
     В  случае, если Совет не назначил состав участковой избирательной
комиссии  в  срок,  установленный частью первой настоящей статьи, либо
если  на  данной территории Совет отсутствует, формирование участковой
избирательной    комиссии    производится    Избирательной   комиссией
Кабардино-Балкарской Республики.

     Статья 21. Полномочия участковой избирательной комиссии

     Участковая избирательная комиссия:
     1. Составляет список избирателей по участку.
     2.  Проводит  ознакомление  избирателей  со  списком избирателей,
принимает  и  рассматривает  заявления об ошибках и неточностях в этом
списке,  решает  вопросы  о внесении в него соответствующих изменений,
организует   составление   дополнительного   списка   избирателей   по
избирательному участку.
     3.    Оповещает   население   о   месте   нахождения   участковой
избирательной  комиссии  и  времени  ее  работы, а также дне выборов и
месте голосования.
     4. Контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в
порядке и объемах, установленных настоящим Законом.
     5.   Обеспечивает   подготовку   помещения   и  оборудования  для
голосования.
     6.   Организует  голосование  на  избирательном  участке  в  день
выборов, а также досрочное голосование.
     7.  Производит подсчет голосов, определяет результаты голосования
на  участке  и  обеспечивает  передачу  документации в соответствующую
территориальную избирательную комиссию.
     8.  Рассматривает  заявления  и  жалобы  по  вопросам  подготовки
выборов и организации голосования и принимает по ним решения.
     9.  Осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии  с  настоящим
Законом.
     Срок  полномочий  участковой избирательной комиссии заканчивается
после   признания   соответствующим   Советом   полномочий   избранных
депутатов.

     Статья 22. Организация работы избирательных комиссий

     1. Информация  о  составе  избирательных  комиссий  публикуется в
средствах массовой информации.
     Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем
принимают участие не менее двух третей состава комиссии.
     Заседания   избирательной   комиссии   созываются   и  проводятся
председателем   или   по   его   поручению  заместителем  председателя
избирательной комиссии.
     Заседания проводятся также по требованию  не  менее  одной  трети
состава избирательной комиссии.
     Решения избирательной комиссии принимаются  большинством  голосов
от числа присутствующих на заседании членов комиссии.
     Члены  избирательной комиссии, не согласные с ее решением, вправе
высказать  особое  мнение,  которое  в  письменной форме прилагается к
протоколу  заседания избирательной комиссии и не позднее чем на второй
день  вместе  с  протоколами  направляются в вышестоящую избирательную
комиссию.
     Решения  и  действия избирательной комиссии могут быть обжалованы
в  вышестоящую  избирательную комиссию или по выбору заинтересованного
лица  -  в  суд  по месту нахождения соответствующей комиссии. Решение
суда окончательно.
     2.   На   заседаниях  избирательной  комиссии,  на  избирательных
участках  при  проведении  голосования,  пломбировании  и опечатывании
ящиков  для  голосования,  подсчете  голосов,  определении результатов
выборов  вправе  присутствовать  кандидаты  в  депутаты, их доверенные
лица,   представители  избирательных  объединений,  органов  власти  и
местного   самоуправления,  средств  массовой  информации.  Полномочия
указанных  лиц  должны быть удостоверены соответствующими документами,
и   их   вмешательство   в   деятельность  избирательных  комиссий  не
допускается.
     3.   Протоколы  заседаний  избирательной  комиссии  подписываются
председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.
     4. Изменение состава избирательной комиссии производится органом,
ее образовавшим.
     5.  Членами избирательной комиссии не могут быть лица, выдвинутые
кандидатами   в  депутаты,  их  доверенные  лица,  супруги  и  близкие
родственники кандидатов.
     6.  Государственные  органы,  органы  местного  самоуправления, а
также  их  должностные  лица обязаны оказывать избирательным комиссиям
содействие,  необходимое для выполнения ими своих задач, давать ответы
на  обращения  избирательных комиссий в 5-дневный срок, а за 5 дней до
выборов и в день выборов - немедленно.
     7. Материально-техническое  обеспечение  подготовки  и проведения
выборов,  в том числе обеспечение избирательных комиссий  помещениями,
транспортом, связью возлагается на соответствующие администрации.
     8.   Решения  избирательных  комиссий,  принятые  в  пределах  их
полномочий,  обязательны  для  исполнения  государственными органами и
органами   местного   самоуправления,   общественными   объединениями,
предприятиями,   учреждениями,   расположенными   на   соответствующей
территории.

     Статья 23. Статус члена избирательной комиссии

     Член   избирательной   комиссии  обязан  присутствовать  на  всех
заседаниях комиссии.
     Член избирательной комиссии:
     заблаговременно    извещается    о   заседаниях   соответствующей
избирательной комиссии;
     вправе  выступать  на  заседании  избирательной комиссии, вносить
предложения   по  вопросам,  входящим  в  компетенцию  соответствующей
избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
     вправе   задавать   другим   участникам   заседания   вопросы   в
соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
     вправе   знакомиться   с   любыми   документами   и   материалами
соответствующей  и  нижестоящих  комиссий  и получать заверенные копии
этих документов.
     Член избирательной комиссии может быть освобожден от обязанностей
члена  избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению
органа, его назначившего, в случаях:
     подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме
о сложении своих полномочий;
     утраты членом избирательной комиссии гражданства КБР;
     вступления  в  законную  силу  обвинительного  приговора  суда  в
отношении члена избирательной комиссии;
     признания члена избирательной комиссии решением суда,  вступившим
в законную силу,  недееспособным,  ограничено дееспособным,  безвестно
отсутствующим или умершим.
     Членам  избирательной комиссии, освобожденным в период подготовки
и  проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за
счет  средств, выделенных на проведение выборов. В течение срока своих
полномочий   они   не   могут   быть   по   инициативе   администрации
(работодателя)  уволены  с  работы  или  без их согласия переведены на
другую работу.
     Члены  избирательной  комиссии  в  период  проведения  выборов не
могут  быть  привлечены  без  согласия  соответствующего  прокурора  к
уголовной    ответственности    или    подвергнуты   административному
взысканию, налагаемому в судебном порядке.
     Срок   полномочий  членов  избирательных  комиссий  заканчивается
одновременно   с   окончанием   срока  полномочий  этих  избирательных
комиссий.

     Статья 24. Гласность в деятельности избирательных комиссий

     Деятельность   избирательных  комиссий  осуществляется  гласно  и
открыто.  На  заседаниях  избирательных комиссий вправе присутствовать
кандидаты  в  депутаты  и  их  доверенные  лица, представители средств
массовой информации.
     Избирательные   комиссии   доводят   до  сведения  граждан  итоги
регистрации  кандидатов,  их биографические данные и итоги голосования
по каждому кандидату.
     Решения избирательных комиссий публикуются в печати и  передаются
в другие средства массовой информации.

     Статья 25. Обжалование решений и действий
                избирательных комиссий

     Решения  и  действия  (бездействие)  избирательных  комиссий и их
должностных  лиц  могут  быть  обжалованы  в вышестоящую избирательную
комиссию   или   в   суд.   Предварительное  обращение  в  вышестоящие
избирательные   комиссии   не   является   обязательным  условием  для
обращения в суд.
     Жалобы (заявления),  поступившие в суд,  рассматриваются судом  в
сроки, установленные законом.
     Решения   по  жалобам  (заявлениям),  поступившим  в  вышестоящую
избирательную  комиссию в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок
с  момента  поступления  жалобы (заявления) в комиссию, а за пять дней
до  дня  выборов  и в день выборов - немедленно. В случае, если факты,
содержащиеся  в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки,
решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
     Вышестоящая     избирательная     комиссия     вправе     принять
самостоятельное  решение  по  существу жалобы (заявления), отменив при
этом решение нижестоящей комиссии.

                               ГЛАВА IV
                ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ В
                   ДЕПУТАТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

     Статья 26. Выдвижение кандидата в депутаты

     Право  выдвинуть  свою  кандидатуру на выборах депутатов местного
самоуправления  принадлежит  каждому жителю соответствующей территории
местного    самоуправления,   обладающему   избирательным   правом   и
достигшему  на день выборов 18 лет и проживающему на данной территории
не менее 1 года.
     Право  выдвинуть кандидата принадлежит также избирателям по месту
работы,   службы,   учебы   и   жительства   на   территории   данного
избирательного округа.
     Инициаторы  сбора  подписей  в  поддержку выдвижения кандидата по
избирательному  округу  уведомляют  в  письменной  форме избирательную
комиссию  о  своей  инициативе.  В  уведомлении  должны  быть  указаны
фамилия,  имя,  отчество,  дата  рождения,  место  работы,  занимаемая
должность (род занятий) и место жительства кандидата.
     Выдвижение    кандидатов   в   депутаты   районными,   городскими
отделениями   политических   партий,   движений  и  иных  общественных
объединений  производится  на  конференциях  и  пленумах  с  указанием
избирательного   округа,   в   котором  будет  баллотироваться  каждый
кандидат.
     Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием.
     Избирательное объединение вправе выдвигать кандидатами в депутаты
лиц, не являющихся членами входящих в них общественных объединений.

     Статья 27. Регистрация кандидатов в депутаты

     Для    регистрации    кандидата,    выдвинутого   непосредственно
избирателями,    а    равно   кандидата,   выдвинутого   избирательным
объединением,  трудовым  коллективом,  коллективами  высших  и средних
учебных  заведений  и  собраниями  избирателей  по  месту  жительства,
уполномоченный    представитель    либо    кандидат   представляют   в
территориальную  избирательную  комиссию  не позднее чем за 30 дней до
дня  выборов  протокол собрания (заседания), на котором решался вопрос
о  выдвижении  кандидата,  подписные  листы  с подписями избирателей в
количестве  не менее 1% от общего числа избирателей округа в поддержку
выдвинутого  кандидата.  Одновременно  в территориальную избирательную
комиссию  представляются  данные  о кандидате, включающие его фамилию,
имя,  отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род
занятий),   место  жительства,  а  также  заявление  кандидата  о  его
согласии баллотироваться по данному избирательному округу.
     Подписные    листы    изготавливаются    членами   избирательного
объединения,  избирателями, поддерживающими кандидатов, или кандидатом
самостоятельно   по   форме,   утвержденной   Избирательной  комиссией
Кабардино-Балкарской Республики.
     Избиратель  ставит  подпись  на подписном листе, в котором должны
быть  указаны его фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес, серия и
номер   паспорта   или   заменяющего   его   документа,   наименование
избирательного  объединения,  выдвигающего кандидата, и принадлежность
кандидата  к  соответствующему  избирательному  объединению. Подписной
лист  удостоверяется  лицом, собравшим подписи, с личным указанием его
данных  (согласно  форме  подписного листа, утвержденной Избирательной
комиссией  Кабардино-Балкарской  Республики)  и  лицом,  за выдвижение
кандидатуры которого собраны подписи.
     Избиратели   вправе   ставить   подпись   в  поддержку  различных
кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.
     Подписные  листы  представляются  в территориальные избирательные
комиссии   в   прошнурованном   и  пронумерованном  виде.  При  приеме
подписных   листов   избирательные   комиссии  выдают  уполномоченному
представителю  или кандидату подтверждение в письменной форме о приеме
подписных листов с указанием даты и времени их приема.
     Избирательная  комиссия  в  3-дневный  срок  принимает  решение о
регистрации кандидата в депутаты либо об отказе в регистрации.
     Решение  территориальной  избирательной  комиссии  о  регистрации
кандидата  либо  об  отказе  в  регистрации  может  быть  обжаловано в
вышестоящую   избирательную  комиссию  или  районный,  городской  суд.
Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней.
     Каждому  зарегистрированному  кандидату  выдается удостоверение о
регистрации  с  указанием ее даты и времени. Зарегистрированные списки
кандидатов  и данные о зарегистрированных кандидатах после регистрации
передаются  средствам  массовой информации, а также они размещаются на
стендах в помещении избирательной комиссии.
     В  случае,  если  в установленные сроки в избирательном округе не
будет  зарегистрирован ни один кандидат, либо число зарегистрированных
кандидатов  окажется  меньше  установленного числа мандатов или равным
ему,  выборы  в данном избирательном округе по решению соответствующей
территориальной     избирательной     комиссии    откладываются    для
дополнительного  выдвижения  кандидатов  и  осуществления  последующих
избирательных действий на срок не более двух месяцев.
     Новую  дату  выборов  устанавливает территориальная избирательная
комиссия   по   согласованию   с   представительным  органом  местного
самоуправления.

     Статья 28. Обжалование решения об  отказе в
                регистрации кандидата в депутаты

     В   случае   отказа   зарегистрировать   кандидата   в   депутаты
избирательная  комиссия  обязана  выдать  ему  или  его  представителю
справку  с  изложением  мотивов  отказа.  Мотивом может служить только
невыполнение требований настоящего Закона.
     Отказ  в  регистрации  кандидата  в депутаты, мотивация отказа, а
также  невыдача  справки  могут  быть  обжалованы  кандидатом  в суд в
установленном порядке.

                               ГЛАВА V
                     СТАТУС КАНДИДАТА В ДЕПУТАТЫ

     Статья 29. Равенство кандидатов в депутаты

     Все  зарегистрированные  кандидаты  в  депутаты  обладают равными
правами и несут равные обязанности.

     Статья 30. Права и обязанности кандидатов в депутаты

     После  регистрации  кандидат  в  депутаты  не вправе использовать
преимущества своего должностного положения в интересах избрания.
     Кандидаты в депутаты Советов с момента их выдвижения участвуют  в
предвыборной кампании на равных основаниях.
     Кандидаты в депутаты имеют право выступать на предвыборных и иных
собраниях, совещаниях, заседаниях, в печати, по телевидению, радио.
     Государственные  и общественные органы, руководители предприятий,
учреждений   и   организаций,   органы  общественной  самодеятельности
населения   обязаны   оказывать  кандидату  в  депутаты  содействие  в
организации  встреч  с избирателями, проведении предвыборных собраний,
в получении необходимых справочных и информационных материалов.
     Кандидат  в  депутаты  со  дня  регистрации  до  дня официального
опубликования   общих   итогов   выборов  имеет  право  на  территории
соответствующего  избирательного  округа бесплатно пользоваться любыми
видами  транспорта  общего пользования за исключением такси и заказных
рейсов.  В  городах,  где  имеется  несколько  избирательных  округов,
кандидат  может  бесплатно  пользоваться  городским транспортом общего
пользования,  за  исключением  такси  и заказных рейсов, на территории
всего города.
     Кандидат вправе не позднее чем за три дня до  дня  выборов  снять
свою кандидатуру.
     Кандидат  в  депутаты  может  иметь  до 5 доверенных лиц, которые
регистрируются той же избирательной комиссией.
     Доверенные   лица   получают   от  соответствующей  избирательной
комиссии    удостоверения,    осуществляют    агитационную    и   иную
деятельность,    способствующую    избранию   кандидатов.   Кандидаты,
назначившие   доверенных  лиц,  вправе  в  любое  время  отозвать  их,
уведомив  об  этом  соответствующую  избирательную  комиссию,  которая
аннулирует выданный этим доверенным лицам удостоверения.
     Кандидат  в  депутаты после регистрации не может быть привлечен к
уголовной    ответственности,    арестован    или   подвергнут   мерам
административного   взыскания,  налагаемым  в  судебном  порядке,  без
согласия  соответствующего  прокурора.  Давая такое согласие, прокурор
немедленно     извещает     об     этом     избирательную    комиссию,
зарегистрировавшую кандидата.

                               ГЛАВА VI
                        ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

     Статья 31. Предвыборная агитация и сроки ее проведения

     Граждане   соответствующих  территорий  местного  самоуправления,
кандидаты     в    депутаты,    избирательные    объединения    вправе
беспрепятственно проводить предвыборную агитацию.
     Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые
агитационные предвыборные материалы:
     органам  государственной  власти Кабардино-Балкарской Республики,
органам  местного  самоуправления,  а  также  их должностным лицам при
исполнении служебных обязанностей;
     благотворительным организациям и религиозным объединениям;
     членам избирательных комиссий;
     воинским частям, их учреждениям и организациям.
     Предвыборная  агитация начинается со дня регистрации кандидатов и
заканчивается  в ноль часов накануне дня, предшествующего дню выборов.
В  день  выборов  и  в  предшествующий  ему  день  любая  предвыборная
агитация   запрещается.   Агитационные   печатные   материалы,   ранее
вывешенные   вне  помещений  избирательных  комиссий,  сохраняются  на
прежних местах.
     Предвыборная агитация может проводиться:
     через средства массовой информации;
     путем     проведения     публичных    предвыборных    мероприятий
(предвыборных    собраний   и   встреч   с   избирателями,   публичных
предвыборных дебатов и дискуссий);
     путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и
иных агитационных материалов.
     Запрещается   проведение  предвыборной  агитации,  сопровождаемой
предоставлением   избирателям   бесплатно  или  на  льготных  условиях
товаров,  услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а
также выплатой денежных средств.

     Статья 32. Предвыборная агитация в периодических
                печатных изданиях

     Периодическое    печатное    издание,    одним   из   учредителей
(соучредителей)  которого  являются  государственные или муниципальные
органы,  государственные  предприятия,  учреждения и организации, либо
которое   финансируется   полностью   или  частично  за  счет  средств
соответствующего  бюджета и которое предоставило кандидату в депутаты,
избирательному   объединению  место  на  полосе,  не  вправе  отказать
другому  кандидату  в  депутаты, избирательному объединению в месте на
полосе на тех же условиях и обязано сделать это в ближайших номерах.

     Статья 33. Проведение предвыборных собраний,
                встреч с избирателями

     Государственные органы и органы местного  самоуправления  обязаны
оказывать содействие кандидатам в депутаты, избирательным объединениям
в организации и проведении предвыборных собраний,  встреч кандидатов в
депутаты и их доверенных лиц с избирателями.
     Заявления  о  выделении помещений для проведения таких собраний и
встреч  рассматриваются  соответствующими  государственными органами и
органами  местного  самоуправления в пятидневный срок со дня их подачи
и   удовлетворяются   в   порядке,   устанавливаемом   соответствующей
избирательной комиссией.
     По  требованию  избирательных  комиссий  помещения, пригодные для
проведения  массовых  мероприятий  и находящиеся в государственной или
муниципальной    собственности,    в   собственности   государственных
предприятий,  учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в
пользование  на установленное избирательной комиссией время для встреч
кандидатов  в  депутаты  и  доверенных  лиц  с  избирателями. При этом
избирательные  комиссии  обязаны  обеспечивать  равные возможности для
всех кандидатов и избирательных объединений.

     Статья 34. Распространение агитационных 
                печатных материалов

     Кандидаты  в  депутаты,  избирательные  объединения,  выдвинувшие
кандидатов,  вправе  выпускать  плакаты,  листовки и иные агитационные
печатные материалы.
     Агитационные печатные материалы должны  содержать  информацию  об
организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
     Запрещается   распространение   анонимных  агитационных  печатных
материалов.
     Агитационные  печатные  материалы  могут  быть  вывешены  в любом
помещении,  на любом здании, сооружении и ином объекте исключительно с
согласия собственника или владельца указанных объектов.
     Запрещается   вывешивание  агитационных  печатных  материалов  на
памятниках,  обелисках,  зданиях,  сооружениях,  имеющих историческую,
культурную   или   архитектурную   ценность,   а   также  в  помещении
избирательной комиссии и в помещении для голосования.
     Не  позднее  чем  за 20 дней до дня выборов местная администрация
обязана  выделить  специальные  места  для  вывешивания  или расклейки
агитационных  печатных  материалов. Такие места должны быть удобны для
посещения  избирателями  и  их  должно быть не менее одного в пределах
территории     каждого     избирательного     участка.     Кандидатам,
зарегистрированным    по   соответствующему   избирательному   округу,
избирательным   объединениям,   зарегистрировавшим   в   избирательной
комиссии   кандидатов,   должна   быть  выделена  равная  площадь  для
вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов.
     Избирательная    комиссия,    поставленная    в   известность   о
распространении   анонимных   либо   подложных  агитационных  печатных
материалов,  обязана  принимать меры по пресечению этой деятельности и
вправе   обратиться   в  соответствующие  органы  с  представлением  о
пресечении противоправной предвыборной агитации.

     Статья 35. Недопустимость злоупотребления правом
                на проведение предвыборной агитации

     При    проведении    предвыборной    агитации    не   допускается
злоупотребление  свободой массовой информации. Предвыборные программы,
агитационные  предвыборные  материалы  и  выступления  на собраниях, в
средствах   массовой   информации   не   должны  содержать  призывы  к
насильственному  изменению  основ  конституционного  строя и нарушению
целостности  Кабардино-Балкарской  Республики  и Российской Федерации.
Запрещаются    агитация    или   пропаганда   социального,   расового,
национального,  религиозного  или  языкового  превосходства,  выпуск и
распространение   сообщений  и  материалов,  возбуждающих  социальную,
расовую, национальную или религиозную вражду.
     Кандидатам  в  депутаты,  избирательным объединениям, выдвинувшим
кандидата,  и  их  уполномоченным  представителям  запрещается вручать
избирателям  денежные  средства, подарки и иные материальные ценности,
проводить  льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые
товары,   за   исключением   печатных,  в  том  числе  иллюстративных,
материалов,    а   также   значков,   специально   изготовленных   для
избирательной   кампании.   Кандидаты,   избирательные  объединения  и
уполномоченные  представители  не  вправе  при проведении предвыборной
агитации   воздействовать   на   избирателей  обещаниями  передачи  им
денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ.
     Избирательные  комиссии  контролируют  соблюдение  установленного
порядка  проведения  предвыборной агитации. Поставленные в известность
о  противоправных  выступлениях  или  о распространении противоправных
агитационных   материалов,  они  принимают  меры  по  пресечению  этой
деятельности   и   вправе   обратиться   в  соответствующие  органы  с
представлением  о пресечении противоправной агитационной деятельности,
а  также в суд с заявлением об отмене решения о регистрации кандидата.
Указанные  заявления  рассматриваются  судом  в трехдневный срок, а за
три дня до выборов - немедленно.

                              ГЛАВА VII
                        ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

     Статья 36. Финансовое обеспечение подготовки
                и проведения выборов

     Расходы   избирательных   комиссий  по  подготовке  и  проведению
выборов  в  Советы,  а также по обеспечению деятельности избирательных
комиссий  в  течение  срока их полномочий производятся за счет средств
республиканского  бюджета.  Средства на проведение выборов депутатов в
Совет  поступают  в  распоряжение  избирательных комиссий в 10-дневный
срок со дня назначения выборов.
     Порядок  перечисления  денежных  средств  избирательным комиссиям
устанавливается     Избирательной    комиссией    Кабардино-Балкарской
Республики.
     Председатели   избирательных   комиссий  распоряжаются  денежными
средствами   и   несут   ответственность  за  соответствие  финансовых
документов  решениям  избирательных  комиссий  по финансовым вопросам.
Неизрасходованные  бюджетные средства после окончания выборов остаются
на  специальных  счетах  избирательных  комиссий  для использования на
цели, предусмотренные частью первой настоящей статьи.

     Статья 37. Порядок учета денежных средств
                и финансовая отчетность

     Порядок  учета  поступления  и  расходования  бюджетных  средств,
выделенных   на   подготовку   и   проведение   выборов,  определяется
Избирательной     комиссией    Кабардино-Балкарской    Республики    в
соответствии с законодательством Кабардино-Балкарской Республики.
     Формы   и  сроки  финансового  отчета  избирательных  комиссий  о
поступлении   и  расходовании  средств,  выделенных  на  подготовку  и
проведение    выборов,    устанавливаются    Избирательной   комиссией
Кабардино-Балкарской  Республики  в  соответствии  с законодательством
Кабардино-Балкарской Республики.

                              ГЛАВА VIII
            ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

     Статья 38. Помещение для голосования

     Помещение   для   голосования   безвозмездно   предоставляется  в
распоряжение  участковой избирательной комиссии главой соответствующей
местной администрации.
     В   помещении   для   голосования  должен  быть  зал,  в  котором
размещаются  кабины  или  специально  оборудованные  места для тайного
голосования   либо  должны  быть  пригодные  для  тайного  голосования
комнаты.  Кабины,  специально  оборудованные  места  либо  комнаты для
тайного     голосования    оснащаются    столиками    и    письменными
принадлежностями. Применение для этих целей карандашей не допускается.
     В  помещении  для  голосования  либо  непосредственно  перед  ним
участковая   избирательная   комиссия   оборудует  стенд,  на  котором
помещаются    образцы    заполненных    избирательных   бюллетеней   и
информационные  материалы обо всех избирательных объединениях, а также
обо  всех  баллотирующихся. В информационных материалах о кандидатах и
об  избирательных  объединениях, а также об их предвыборных платформах
не должно содержаться агитационных призывов.

     Статья 39. Избирательные бюллетени

     Для   выборов   депутатов   Совета   каждый  избиратель  получает
избирательный бюллетень установленной формы.
     Избирательный   бюллетень   для   голосования  по  одномандатному
(многомандатному)  избирательному  округу  по выборам депутатов Совета
содержит   в   алфавитном   порядке  фамилии,  имена,  отчества,  дату
рождения,   род   занятий   и   постоянное   место   жительства   всех
зарегистрированных по округу кандидатов.
     Справа   против  данных  о  каждом  кандидате  помещается  пустой
квадрат.  В  конце  списка  кандидатов  помещается строка "Против всех
кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
     В  каждом  избирательном  бюллетене  должно  помещаться  указание
избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
     Избирательные  бюллетени  печатаются  на  государственных  языках
(кабардинском, балкарском, русском).
     Избирательные  бюллетени  для выборов депутатов Совета печатаются
по    распоряжению    Избирательной    комиссии   Кабардино-Балкарской
Республики   районными,   городскими  территориальными  избирательными
комиссиями.    Участковые    избирательные    комиссии   получают   от
территориальных  избирательных  комиссий  по  выборам депутатов Совета
избирательные  бюллетени  не позднее чем за три дня до дня выборов. По
избирательному   округу  число  комплектов  избирательных  бюллетеней,
передаваемых  участковой  избирательной  комиссии,  не может превышать
число  зарегистрированных  по избирательному участку избирателей более
чем  на  1  процент.  На обороте получаемых бюллетеней ставятся печати
территориальной и участковой избирательных комиссий.
     В  случае  выбытия  отдельных  кандидатов  до  дня  выборов после
изготовления  бюллетеней  территориальные или участковые избирательные
комиссии  вычеркивают  в  избирательных  бюллетенях  данные о выбывшем
кандидате либо изготавливают новые бюллетени.

     Статья 40. Порядок открытия избирательного участка

     1. Председатель  участковой избирательной комиссии в восемь часов
в день выборов объявляет избирательный участок открытым, после чего:
     а)  предъявляет  членам  избирательной  комиссии,  присутствующим
избирателям  и наблюдателям избирательные ящики. Убедившись, что в них
ничего нет, они ими опечатываются;
     б)  предъявляет  конверты,  оставленные досрочно проголосовавшими
избирателями.  При  этом  проверяются  целостность  конверта,  печати,
наличие   на   нем   заверительных   подписей,  а  также  соответствие
количества   конвертов   числу   соответствующих   отметок   в  списке
избирателей;
     в)  конверты  вскрываются,  и  извлеченные  из  них избирательные
бюллетени опускаются в избирательный ящик;
     г)  в  случае,  если  из конверта извлечено больше установленного
количества  избирательных  бюллетеней,  все  извлеченные  из  конверта
избирательные  бюллетени  погашаются,  о  чем составляется специальный
акт.
     2.  Председатель  участковой  избирательной  комиссии  приглашает
избирателей приступить к голосованию.

     Статья 41. Порядок голосования

     1. В день выборов голосование проводится  с  восьми  до  двадцати
двух часов.
     2.   О  времени  и  месте  голосования  участковые  избирательные
комиссии  обязаны  оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до
дня  его  проведения  через  средства  массовой  информации  или  иным
способом.
     3.  Избиратель,  который  в день выборов по тем или иным причинам
будет  отсутствовать  по  месту своего жительства, может проголосовать
досрочно,  заполнив  избирательные  бюллетени  в  помещении участковой
избирательной  комиссии  (не ранее чем за 3 дня до выборов), чтобы при
этом не была нарушена тайна голосования.
     4.  При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет
в  списке  избирателей  серию  и номер своего паспорта или заменяющего
его  удостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе
серия   и   номер  предъявляемого  им  паспорта  или  заменяющего  его
удостоверения  личности могут быть внесены в список избирателей членом
участковой  избирательной  комиссии. Избиратель проверяет правильность
произведенной записи и расписывается.
     5.  В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно
расписаться   в   получении   избирательных   бюллетеней,   он  вправе
воспользоваться  помощью другого лица за исключением членов участковой
избирательной   комиссии,  наблюдателей,  доверенных  лиц  кандидатов,
избирательных   объединений,  избирательных  блоков.  Лицо,  оказавшее
избирателю   помощь,   расписывается  в  списке  избирателей  в  графе
"Подпись  избирателя о получении избирательных бюллетеней" с указанием
своей фамилии.
     6. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не
допускается.
     7.  Заполнение  избирательных  бюллетеней  производится в кабине,
специально  оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в
которых не допускается присутствие кого бы то ни было.
     8.  Избиратель,  не  имеющий возможности самостоятельно заполнить
избирательные   бюллетени,  вправе  пригласить  в  кабину,  специально
оборудованное  место или комнату для тайного голосования любое лицо за
исключением  члена  избирательной  комиссии,  наблюдателей, доверенных
лиц   кандидатов,   избирательных   объединений.  Фамилия  этого  лица
указывается  в  списке  избирателей  рядом  с  подписью  избирателя  о
получении избирательных бюллетеней.
     9.  В  избирательном  бюллетене  по одномандатному избирательному
округу  избиратель  ставит  любой  знак  в  пустом  квадрате справа от
фамилии  того  кандидата,  за  которого  он голосует, либо в квадрате,
расположенном  справа  от  строки "Против всех кандидатов". Избиратель
голосует только за одного кандидата.
     10.  В  избирательном бюллетене по многомандатному избирательному
округу  избиратель  ставит любой знак в пустом квадрате против фамилий
тех   кандидатов,   за   которых   он   голосует,   либо  в  квадрате,
расположенном  против графы "Против всех кандидатов". Избиратель может
проголосовать  только  за  то  количество  кандидатов, число депутатов
которых установлено для данного избирательного округа.
     11.  Заполненные  избирательные  бюллетени  избиратель опускает в
избирательный  ящик.  Избирательные  ящики  должны  находиться  в поле
зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
     12.   Участковая   избирательная   комиссия   обязана  обеспечить
возможность  всем  избирателям  участвовать в голосовании, в том числе
избирателям,   которые   по   состоянию   здоровья   либо   по  другим
уважительным  причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В
этих   целях   в   участковой   избирательной   комиссии  должно  быть
необходимое   количество   переносных  избирательных  ящиков,  которое
определяется решением территориальной избирательной комиссии.
     13.  Заявление  о  предоставлении  возможности  проголосовать вне
помещения  для  голосования  должно  быть  подтверждено  избирателем в
письменной  форме  по  прибытии к нему членов участковой избирательной
комиссии.  В  заявлении должны содержаться те же данные об избирателе,
что  и  в списке избирателей. После получения избирательных бюллетеней
избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись.
     14.   Члены  участковой  избирательной  комиссии,  выезжающие  по
заявлениям,   получают   под   роспись   избирательные   бюллетени   в
количестве,   соответствующем   числу   заявлений.   Число   заявлений
избирателей,    а    также   число   использованных   и   возвращенных
избирательных  бюллетеней  отмечается в отдельном акте. Одновременно в
списке   избирателей   делается   отметка   о   том,   что  избиратель
проголосовал   вне   помещения   для   голосования.   При   проведении
голосования   вне   помещения   для   голосования  вправе  участвовать
наблюдатели.
     15.  По  возвращении  членов  участковой избирательной комиссии в
помещение   для   голосования   переносной   избирательный   ящик   не
вскрывается  до  начала  подсчета  голосов  избирателей. Организация и
проведение  голосования вне помещения для голосования должны исключать
возможность   нарушения  избирательных  прав  гражданина,  а  равно  и
возможность  нарушения  тайны голосования при искажении волеизъявления
избирателя.
     16.  Председатель  участковой  избирательной  комиссии  следит за
порядком  в  помещении  для  голосования. Его распоряжения обязательны
для всех присутствующих в помещении для голосования.
     В   случае   отсутствия   председателя  участковой  избирательной
комиссии  его  заменяет заместитель председателя, а при его отсутствии
-   секретарь   или   иной  член  участковой  избирательной  комиссии,
уполномоченные ею.
     17.  В  случае,  если  избиратель  считает,  что  при  заполнении
избирательного  бюллетеня  совершил  ошибку,  он  вправе  обратиться к
члену  избирательной  комиссии,  выдавшему  избирательный бюллетень, с
просьбой    выдать    ему   новый   избирательный   бюллетень   взамен
испорченного.  Член  избирательной  комиссии  выдает  избирателю новый
избирательный  бюллетень,  делая  при  этом  соответствующую отметку в
списке   избирателей   против   фамилии  соответствующего  избирателя.
Испорченный  избирательный  бюллетень  погашается,  о чем составляется
акт.
     18.  При  проведении  голосования, подсчете голосов избирателей и
составлении    протоколов    об    итогах    голосования   участковыми
избирательными  комиссиями на избирательных участках вправе находиться
наблюдатели  и доверенные лица кандидатов, представители избирательных
объединений и средств массовой информации.

     Статья 42. Подсчет голосов избирателей 
                на избирательном участке

     По   истечении   времени   голосования   председатель  участковой
избирательной  комиссии  объявляет  о  том, что получить избирательные
бюллетени  и  проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в
помещении для голосования.
     Перед   вскрытием   избирательных   ящиков   члены  избирательной
комиссии   в   присутствии  наблюдателей,  представляющих  кандидатов,
избирательные   объединения,   если  они  находятся  в  помещении  для
голосования,  подсчитывают  и  погашают неиспользованные избирательные
бюллетени.  Число этих избирательных бюллетеней оглашается и заносится
в  протокол  об итогах голосования, после чего председатель участковой
избирательной  комиссии  проверяет  неповрежденность печатей или пломб
на    избирательных    ящиках,    предлагает   удостовериться   в   их
неповрежденности    членам    участковой    избирательной    комиссии,
наблюдателям  и доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений
и   вскрывает   их.   Вскрытие   избирательных  ящиков  осуществляется
поочередно   -   вначале   переносных   избирательных   ящиков,  затем
стационарных избирательных ящиков.
     Вначале    производится    подсчет    избирательных   бюллетеней,
находившихся  в  переносных  избирательных  ящиках. Их число не должно
превышать  число заявлений избирателей в письменной форме о проведении
голосования вне помещения для голосования.
     В  случае  обнаружения  в переносном избирательном ящике большего
числе  бюллетеней,  чем  число  указанных заявлений, все избирательные
бюллетени    признаются    недействительными    решением    участковой
избирательной комиссии.
     Этот  факт  с  указанием  фамилий  членов избирательной комиссии,
обеспечивавших  проведение  голосования вне помещения для голосования,
отражается   в   акте,  который  прилагается  к  протоколу  об  итогах
голосования.
     При  подсчете  голосов  избирателей,  поданных  по одномандатному
избирательному    округу,    прежде   всего   определяются   бюллетени
неустановленной  формы,  то  есть  не изготовленные официально либо не
заверенные  избирательной  комиссией, и недействительные избирательные
бюллетени.  Недействительными  считаются  избирательные  бюллетени, по
которым  невозможно установить волеизъявление избирателя. В частности,
такие,  в  которых  любой  знак  (знаки)  проставлен более чем в одном
квадрате  либо  не  проставлен  ни  в  одном из них. При возникновении
сомнения    участковая   избирательная   комиссия   разрешает   вопрос
голосованием.   При   подсчете   голосов   избирателей,   поданных  по
многомандатному  избирательному округу, недействительными считаются те
бюллетени,  в  которых  знак  (знаки)  расставлен  в  числе квадратов,
превышающем  установленное  для  данного  избирательного  округа число
депутатских  мандатов. При принятии решения о признании избирательного
бюллетеня  недействительным  избирательная  комиссия  указывает на его
оборотной  стороне  причины  недействительности. Эта запись заверяется
подписями  не  менее  трех  членов  участковой избирательной комиссии.
Недействительные  избирательные  бюллетени  упаковываются  отдельно от
других избирательных бюллетеней.
     Подсчет  голосов  избирателей  должен проводиться непосредственно
членами  участковой  избирательной  комиссии без перерыва до получения
итогов   голосования,   о  которых  должны  быть  извещены  все  члены
участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.
     Участковая  избирательная комиссия составляет протоколы об итогах
голосования по избирательному участку.
     В каждый из указанных протоколов вносятся следующие данные:
     число   избирателей,  внесенных  в  список  избирателей,  включая
избирателей, внесенных в список дополнительно;
     число    избирательных   бюллетеней,   полученных   избирательной
комиссией;
     число   избирательных   бюллетеней,   выданных   избирателям   на
избирательном участке в день выборов;
     число    избирательных    бюллетеней,    выданных    избирателям,
проголосовавшим досрочно;
     число    избирательных    бюллетеней,    выданных    избирателям,
проголосовавшим вне помещения для голосования;
     число погашенных избирательных бюллетеней;
     число   избирательных  бюллетеней,  содержащихся  в  стационарных
избирательных ящиках за исключением бюллетеней неустановленной формы;
     число   избирательных   бюллетеней,   содержащихся  в  переносных
избирательных ящиках за исключением бюллетеней неустановленной формы;
     число действительных избирательных бюллетеней;
     число  недействительных  избирательных  бюллетеней,  в  том числе
отдельной  строкой  -  число  избирательных  бюллетеней, не содержащих
отметок ни по одной из позиций.
     Дополнительно к  этим  сведениям в протокол об итогах голосования
вносятся:
     фамилии, имена  и  отчества,  а при их совпадении - иные данные о
внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
     число голосов, поданных за каждого кандидата;
     число голосов, поданных против всех кандидатов;
     Протокол  составляется  в  трех  экземплярах  в  присутствии всех
членов  участковой  избирательной  комиссии,  наблюдателей, доверенных
лиц   кандидатов,  избирательных  объединений  и  подписывается  всеми
членами    участковой    избирательной   комиссии.   Член   участковой
избирательной  комиссии,  не  согласный  с  протоколом  в  целом или с
отдельными  его  положениями, вправе приложить к протоколу свое особое
мнение, о чем в протоколе делаются соответствующие записи.
     К  первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на
нарушения  настоящего  Закона,  поступившие в участковую избирательную
комиссию,  а  также  принятые  по  ним решения избирательной комиссии.
Заверенные  копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной
комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
     Не   допускается  заполнение  протоколов  об  итогах  голосования
карандашом  и  внесение  в  них  каких  бы то ни было исправлений. При
выявлении    ошибок,    несоответствий    в    протоколах   участковой
избирательной   комиссии,   а   также   при  сомнении  в  правильности
составления   протоколов  вышестоящая  избирательная  комиссия  вправе
принять    решение    о   повторном   подсчете   голосов   избирателей
соответствующей  участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет
голосов  избирателей  проводится  участковой избирательной комиссией в
присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии.
     Первые экземпляры протоколов  участковой  избирательной  комиссии
после  их  подписания  незамедлительно  направляются в соответствующую
территориальную избирательную комиссию.
     Вторые    экземпляры    протоколов    вместе    с    опечатанными
избирательными    бюллетенями    со    списками    членов   участковой
избирательной  комиссии,  наблюдателей  от  кандидатов,  избирательных
объединений,     представителей     средств    массовой    информации,
присутствовавших   при   подсчете   голосов  избирателей,  хранятся  у
секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.
     Третьи  экземпляры  протоколов  предоставляются  для ознакомления
доверенным  лицам кандидатов, избирательных объединений, наблюдателям,
членам    участковой   комиссии,   представителям   средств   массовой
информации.
     Избирательные   документы,   включая   избирательные   бюллетени,
передаются  в  территориальную  избирательную  комиссию не позднее чем
через  5  дней  после  официального  объявления результатов выборов по
избирательному округу.

     Статья 43. Определение результатов выборов
                и установление итогов голосования

     На  основании  протоколов  участковых  избирательных  комиссий об
итогах  голосования  путем  суммирования  содержащихся  в  них  данных
территориальная  избирательная  комиссия  не  позднее суток определяет
результаты  выборов  в  избирательном  округе  и  устанавливает  итоги
голосования  по  избирательному  округу на соответствующей территории.
Суммирование   содержащихся   в  протоколах  участковых  избирательных
комиссий  данных  осуществляют  непосредственно  члены территориальной
избирательной комиссии.
     Территориальная   избирательная   комиссия   признает  выборы  по
избирательному  округу несостоявшимися, если в выборах приняло участие
менее 50 процентов зарегистрированных избирателей.
     Число  избирателей,  принявших участие в выборах, определяется по
числу   подписей  избирателей  в  списках  избирателей  при  получении
избирательных бюллетеней.
     Территориальная  избирательная комиссия по каждому избирательному
округу    на    основании    протоколов   соответствующих   участковых
избирательных  комиссий  составляет  протокол  о результатах выборов в
избирательном округе, в который вносятся следующие данные:
     число участковых избирательных комиссий в округе;
     число  протоколов  участковых  избирательных  комиссий, на основе
которых составлен данный протокол;
     число избирателей по избирательному округу,  внесенных  в  списки
избирателей;
     число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным
комиссиям;
     число   избирательных   бюллетеней,   выданных   избирателям   на
избирательных участках в день выборов;
     число    избирательных    бюллетеней,    выданных    избирателям,
проголосовавшим досрочно;
     число    избирательных    бюллетеней,    выданных    избирателям,
проголосовавшим вне помещения для голосования;
     число погашенных избирательных бюллетеней;
     число   избирательных  бюллетеней,  содержащихся  в  стационарных
избирательных ящиках за исключением бюллетеней неустановленной формы;
     число   избирательных   бюллетеней,   содержащихся  в  переносных
избирательных ящиках за исключением бюллетеней неустановленной формы;
     общее число действительных избирательных бюллетеней;
     общее  число  недействительных  избирательных  бюллетеней  (в том
числе   отдельной   строкой   -  число  избирательных  бюллетеней,  не
содержащих отметок ни по одной позиции);
     фамилии, имена  и  отчества  внесенных  в избирательный бюллетень
кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них;
     число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
     В  заключительной  части  протокола  отражается одно из следующих
решений:
     1. По одномандатному избирательному округу:
     признание   избранным  кандидата,  получившего  наибольшее  число
действительных  голосов. При равном числе полученных голосов избранным
считается кандидат, зарегистрированный раньше;
     признание  выборов  по  избирательному  округу недействительными,
если  допущенные  при  их  проведении  нарушения  настоящего Закона не
позволяют   с   достоверностью  установить  результаты  волеизъявления
избирателей;
     признание  выборов по избирательному округу несостоявшимися, если
число  голосов,  поданных  против  всех  кандидатов,  превышает  число
голосов,  поданных  за кандидата, набравшего наибольшее число голосов,
либо    если    в    них   приняло   участие   меньше   50   процентов
зарегистрированных избирателей.
     2. По многомандатному избирательному округу:
     признание избранными стольких  депутатов,  получивших  наибольшее
число действительных голосов, сколько мандатов установлено для данного
избирательного округа,  при условии ,  что число голосов,  поданных за
каждого из этих кандидатов,  превышает число голосов, поданных в графе
"Против всех кандидатов";
     признание  избранными нескольких депутатов, получивших наибольшее
количество  действительных  голосов,  при  условии, что число голосов,
поданных  за  каждого  из них, превышает число голосов в графе "Против
всех кандидатов";
     признание  выборов  по  избирательному  округу недействительными,
если  допущенные  при  их  проведении  нарушения  настоящего Закона не
позволяют   с   достоверностью  установить  результаты  волеизъявления
избирателей;
     признание  выборов по избирательному округу несостоявшимися, если
число  голосов  в  графе  "Против  всех  кандидатов"  превышает  число
голосов,  поданных  за  кандидата,  набравшего  наибольшее  количество
голосов,  либо  если  в  выборах  приняло  участие меньше 50 процентов
зарегистрированных избирателей.
     Протоколы  территориальной  избирательной  комиссии  по выборам в
Совет   составляются   в   трех   экземплярах  и  подписываются  всеми
присутствующими   членами   избирательной   комиссии.   К   протоколам
приобщается  сводная  таблица  об итогах голосования по избирательному
округу,  включающая  в  себя  полные данные протоколов всех участковых
избирательных  комиссий.  Член территориальной избирательной комиссии,
не  согласный  с  протоколами в целом или с отдельными их положениями,
вправе  приложить  к протоколам свое особое мнение, о чем в протоколах
делаются  соответствующие  записи. Первые экземпляры каждого протокола
и  сводной  таблицы  вместе  с  другой  документацией, необходимой для
проверки  полномочий депутатов, территориальная избирательная комиссия
передает мандатной комиссии соответствующего Совета.
     К  первым  экземплярам  протоколов приобщаются жалобы (заявления)
на  нарушения настоящего Закона, поступившие в избирательную комиссию,
а  также  принятые  по  ним решения избирательной комиссии. Заверенные
копии  жалоб  (заявлений) и решений избирательной комиссии приобщаются
ко вторым экземплярам протоколов.
     Вторые   экземпляры  протоколов  вместе  со  сводной  таблицей  и
списками  членов  территориальной избирательной комиссии, наблюдателей
от   кандидатов,  избирательных  объединений,  представителей  средств
массовой    информации,   присутствующих   при   установлении   итогов
голосования   и   составлении   протоколов,   хранятся   у   секретаря
территориальной избирательной комиссии до окончания ее работы.
     Третьи  экземпляры  протоколов  и сводная таблица предоставляются
для    ознакомления   доверенным   лицам   кандидатов,   избирательных
объединений,   наблюдателям,   членам   территориальной  избирательной
комиссии, представителям средств массовой информации.
     Избирательные  бюллетени  хранятся  не  менее  года, протоколы об
итогах  голосования  и  о результатах выборов - до дня назначения даты
следующих  выборов,  иные  документы избирательных комиссий - не менее
шести месяцев.

     Статья 44. Повторные выборы депутатов Совета
                местного самоуправления

     Если  по  избирательному округу выборы признаны недействительными
или   несостоявшимися  соответствующая  территориальная  избирательная
комиссия   принимает  решение  о  проведении  в  избирательном  округе
повторных выборов.
     Голосование  проводится  на  тех  же  избирательных участках и по
спискам  избирателей,  составленным  для  проведения выборов депутатов
Совета.
     Повторные выборы проводятся не позднее чем  в  двухмесячный  срок
после предшествующих выборов.
     Образование   участковых  избирательных  комиссий,  выдвижение  и
регистрация   кандидатов   в   депутаты   Совета,  другие  мероприятия
проводятся в порядке, установленном настоящим Законом.
     Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в печати.

     Статья 45. Регистрация избранных депутатов 
                Совета местного самоуправления

     Соответствующая   территориальная  избирательная  комиссия  после
подписания  протоколов  об итогах выборов извещает об этом кандидатов,
производит   регистрацию   избранных   депутатов   Совета,  выдает  им
удостоверения об избрании.

                               ГЛАВА IX
                       ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 46. Замещение вакантных мандатов депутатов

     В  случае  вакантного мандата депутата Совета, досрочного выбытия
депутата  Совета,  соответствующая  избирательная  комиссия  назначает
дополнительные  выборы  в  избирательном  округе в двухмесячный срок с
момента  появления  соответствующей  вакансии с соблюдением требований
настоящего Закона.
     Если  до  окончания  срока  полномочий  депутатов Совета остается
менее шести месяцев, дополнительные выборы депутатов не проводятся.

     Статья 47. Ответственность за нарушение 
                избирательных прав граждан

     Лица,  путем  подкупа, обмана, применения физического насилия или
угрозы  его  применения,  подлога  избирательных  документов, заведомо
неправильного    подсчета   голосов   избирателей   или   иным   путем
препятствующие     свободному     осуществлению    гражданами    своих
избирательных  прав,  либо  работе  избирательных  комиссий или членов
избирательных  комиссий,  или  лица,  распространяющие заведомо ложные
сведения  о кандидатах либо совершающие иные действия, порочащие честь
и  достоинство  кандидатов,  а  равно  лица,  препятствующие  законной
деятельности  доверенных  лиц  кандидатов, наблюдателей или проведению
предвыборной    агитации,   несут   административную   или   уголовную
ответственность.

     Статья 48. О порядке введения в действие Закона
                Кабардино-Балкарской Республики "О выборах
                депутатов Советов местного самоуправления"

     Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.


     Президент
     Кабардино-Балкарской Республики          В.Коков


     г. Нальчик, Дом Правительства
     18 октября 1995 года
     N 22-РЗ

                         --------------------




Информация по документу
Читайте также