Расширенный поиск

Закон Республики Северная Осетия-Алания от 19.02.2015 № 5-рз

 

 

 

ЗАКОН

 

РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

 

 

О референдуме Республики Северная Осетия–Алания

 

          (В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания         

от 11.11.2015 № 39-рз)

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Предмет регулирования  настоящего Закона

 

Настоящий Закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией Республики Северная Осетия – Алания, республиканскими законами порядок подготовки и проведения референдума Республики Северная Осетия–Алания.

 

Статья 2. Основные термины и понятия

 

Применяемые в целях настоящего Закона термины, понятия и формулировки используются в значениях, определенных Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

 

Статья 3. Принципы проведения референдума

 

1. Референдум Республики Северная Осетия – Алания (далее - референдум) проводится на всей территории Республики Северная Осетия – Алания.

2. Граждане Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме, участвуют в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

3. Гражданин Российской Федерации, имеющий право на участие в референдуме, голосует на нем за или против вынесенного (вынесенных) на референдум вопроса (вопросов) непосредственно.

4. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, а также воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

5. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению инициативы проведения и проведению референдума, достижению определенного результата на референдуме, а также в иных формах участвовать в кампании референдума. Участие в кампании референдума указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных (международных) наблюдателей регулируется в соответствии с федеральным законом.

6. Референдум организуют и проводят соответствующие комиссии референдума. Вмешательство в их деятельность со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Деятельность комиссий референдума при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.

 

Статья 4. Право на участие в референдуме

 

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено на территории Республики Северная Осетия – Алания, имеет право голосовать на референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого расположено на территории Республики Северная Осетия – Алания, вправе участвовать в предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению референдума.

2. Гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

 

 

Глава 2. Реализация инициативы проведения референдума. Назначение референдума

 

 

Статья 5. Вопросы референдума

 

1. На референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Республики Северная Осетия – Алания или в совместном ведении Российской Федерации и Республики Северная Осетия – Алания, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

2. Вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум, могут быть определены федеральным законом, Конституцией Республики Северная Осетия – Алания, настоящим Законом. Обязательному вынесению на референдум подлежит вопрос об изменении границ Республики Северная Осетия – Алания.

3. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод, а также противоречить законодательству Российской Федерации.

4. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

5. На референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Республики Северная Осетия – Алания, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти Республики Северная Осетия – Алания либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти Республики Северная Осетия – Алания;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении республиканского бюджета Республики Северная Осетия – Алания, исполнении и изменении финансовых обязательств Республики Северная Осетия – Алания;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

6. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в статье 12 Федерального закона, не допускается.

 

Статья 6. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума

 

1. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории Республики Северная Осетия – Алания или на части территории Республики Северная Осетия – Алания, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Парламент Республики Северная Осетия – Алания вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих его подготовку и проведение.

3. Референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования результатов состоявшегося референдума.

4. Принятие органом государственной власти Республики Северная
Осетия – Алания решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим проведение референдума по этому вопросу.

5. Указанный в настоящей статье перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Закон.

 

Статья 7. Инициатива проведения референдума

 

1. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, а также избирательным объединениям, иным общественным объединениям, устав которых предусматривает участие в референдумах, зарегистрированным в порядке, определенном федеральным законом на уровне Республики Северная Осетия – Алания или на федеральном уровне, не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.

2. В поддержку инициативы граждан, избирательного объединения или иного общественного объединения по проведению референдума собираются подписи участников референдума в количестве двух процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории Республики Северная Осетия – Алания в соответствии с Федеральным законом.

3. В случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (на уровне Республики Северная Осетия – Алания) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.

 

Статья 8. Порядок реализации инициативы проведения референдума

 

1. Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Численность инициативной группы по проведению референдума должна быть не менее 20 человек.

2. Инициативная группа по проведению референдума обращается в Центральную избирательную  комиссию Республики Северная Осетия – Алания, которая со дня обращения инициативной группы по проведению референдума действует в качестве Центральной комиссии референдума Республики Северная Осетия – Алания (далее - Центральная комиссия референдума), с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума.

3. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой по проведению референдума для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы по проведению референдума и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории Республики Северная Осетия – Алания. Ходатайство инициативной группы по проведению референдума должно быть подписано всеми членами указанной инициативной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума Республики Северная Осетия-Алания избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения, поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

5. Центральная комиссия референдума в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы (за исключением содержащихся в них вопросов, предлагаемых для вынесения на референдум) и принять решение:

а) в случае соответствия указанных ходатайства и документов (за исключением содержащихся в них вопросов, предлагаемых для вынесения на референдум) требованиям Федерального закона, Конституции Республики Северная Осетия – Алания, настоящего Закона - о направлении их в Парламент Республики Северная Осетия – Алания для принятия решения о назначении референдума;

б) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума.

6. Парламент Республики Северная Осетия – Алания обязан проверить соответствие вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона, статьи 5 настоящего Закона в течение 20 дней со дня поступления в Парламент Республики Северная Осетия – Алания ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

7. Парламент Республики Северная Осетия – Алания не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов обязан уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную  комиссию Российской Федерации.

8. Если Парламент Республики Северная Осетия – Алания признает, что вопрос (вопросы), выносимый (выносимые) на референдум, отвечает (отвечают) требованиям Федерального закона, настоящего Закона, Центральная комиссия референдума осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается Центральной комиссией референдума в течение 15 дней со дня признания Парламентом Республики Северная Осетия – Алания соответствия вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на референдум, требованиям Федерального закона,  настоящего Закона.

9. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается Центральной комиссией референдума и которое выдается инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума, действительно до окончания кампании референдума.

10. Если Парламент Республики Северная Осетия – Алания признает, что вопрос (вопросы), выносимый (выносимые) на референдум, не отвечает (не отвечают) требованиям Федерального закона, настоящего Закона, Центральная комиссия референдума в течение трех дней со дня признания Парламентом Республики Северная Осетия – Алания вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на референдум, не отвечающим (не отвечающими) требованиям Федерального закона, настоящего Закона, принимает решение об отказе инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

11. В случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение Центральной комиссии референдума, в котором указываются основания отказа.

12. Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой по проведению референдума Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Северная Осетия – Алания, настоящего Закона, иных законов Республики Северная Осетия – Алания. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона.

13. После регистрации инициативной группы по проведению референдума и не позднее чем за 45 дней до дня голосования могут быть созданы и зарегистрированы Центральной комиссией референдума иные группы участников референдума для осуществления деятельности, имеющей целью побудить или побуждающей участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть выносимый (выносимые) на референдум вопрос (вопросы), проект закона (иного нормативного акта). В качестве таких групп участников референдума независимо от своей численности могут выступать руководящие органы региональных отделений политических партий, созданные на уровне Республики Северная Осетия – Алания.

14. Порядок принятия решения руководящими органами региональных отделений политических партий об участии в кампании референдума в качестве иной группы участников референдума определяется федеральными законами и уставами указанных политических партий.

15. Для регистрации в качестве иной группы участников референдума региональное отделение политической партии должно представить в Центральную комиссию референдума соответствующее ходатайство о регистрации иной группы участников референдума, в котором должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования и кода органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также адрес места жительства каждого члена иной группы участников референдума и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории Республики Северная Осетия – Алания, нотариально заверенную копию устава соответствующей политической партии, а также нотариально заверенные копии иных документов, в которых определены полномочия руководящих органов указанного регионального отделения политической партии и порядок принятия решения об участии в кампании референдума, назначения уполномоченных представителей. Ходатайство иной группы участников референдума должно быть подписано всеми членами указанной группы. Центральная комиссия референдума производит регистрацию такой группы и выдает ей регистрационное свидетельство в течение трех дней с момента представления полного комплекта документов, необходимых для ее регистрации.

16. Положения Федерального закона, настоящего Закона, регулирующие деятельность инициативной группы по проведению референдума, ее членов и уполномоченных представителей, распространяются на иные группы участников референдума, на их членов и уполномоченных представителей, если иное не предусмотрено Федеральным законом, настоящим Законом.

17. Члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения, поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос (вопросы) референдума.

18. Инициативная группа по проведению референдума до официального опубликования решения о назначении референдума вправе отозвать свою инициативу путем представления в Центральную комиссию референдума протокола собрания более чем половины членов инициативной группы по проведению референдума об отзыве инициативы проведения референдума, принятого большинством голосов от общего числа членов инициативной группы по проведению референдума. По результатам рассмотрения представленного документа Центральная комиссия референдума принимает решение о прекращении процедур по реализации инициативы проведения референдума.

 

Статья 9. Сбор подписей в поддержку выдвижения инициативы проведения референдума

 

1. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств фонда референдума. При выдвижении инициативы проведения референдума подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума составляет 30 дней со дня оплаты изготовления подписных листов.

2. Подписи могут собираться только среди участников референдума, обладающих правом на участие в референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов комиссий референдума с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящей части, являются недействительными.

3. Право сбора подписей участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума может заключить с лицом, осуществляющим сбор подписей участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только из средств фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума. Инициативная группа по проведению референдума обязана составить и представить в Центральную комиссию референдума в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной комиссией референдума, список лиц, осуществлявших сбор подписей участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц.

4. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на референдум. В случае вынесения на референдум проекта закона Республики Северная Осетия – Алания или иного нормативного правового акта Республики Северная Осетия – Алания лицо, собирающее подписи, должно представить для ознакомления текст этого проекта гражданину, ставящему свою подпись. Подписные листы изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону. Участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об участнике референдума, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз. В подписном листе указывается номер специального счета фонда референдума, с которого произведена оплата изготовления подписных листов.

5. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Каждый подписной лист с подписями участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен быть заверен уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. При заверении подписного листа уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

 

Статья 10. Порядок проверки подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума

 

1. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, является основанием для назначения референдума Парламентом Республики Северная Осетия – Алания.

2. Количество представляемых для назначения референдума подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы его проведения, может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума, но не более чем на 10 процентов.

3. Центральная комиссия референдума в срок, не превышающий 10 дней, проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума и их подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума.

По решению Центральной комиссии референдума для проведения указанной проверки создается рабочая группа из числа членов комиссий референдума, работников аппаратов комиссий референдума.

4. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, Центральная комиссия референдума вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.

К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий референдума, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и(или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняется место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.

5. Проверке подлежит не менее 20 процентов от установленного частью 2 статьи 7 настоящего Закона необходимого для назначения референдума количества подписей участников референдума, отобранных для проверки  посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки (жребия) определяется Центральной комиссией референдума. По результатам проверки подписей участников референдума и соответствующих им сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и(или) недействительной.

6. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей участников референдума в соответствии с частью 4 настоящей статьи. По требованию уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума Центральная комиссия референдума обязана ознакомить его с заключением эксперта о признании недостоверными подписей участников референдума.

7. Если при проверке подписей участников референдума обнаруживается несколько подписей одного и того же участника референдума в поддержку выдвижения одной и той же инициативы проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными.

8. Недействительными признаются:

1) подписи участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов;

2) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме;

3) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 4 настоящей статьи;

4) подписи участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим   Законом, и(или) без указания даты собственноручного внесения участником референдума своей подписи в подписной лист;

5) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

6) подписи участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума, а также подписи участников референдума, даты внесения которых проставлены участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей участников референдума в соответствии с частью 4 настоящей статьи;

7) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей участников референдума;

8) все подписи участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, и(или) уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и(или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, и(или) в дате внесения подписи указанным лицом и(или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, и(или) об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, не внесены им собственноручно, либо внесены нерукописным способом или карандашом;

9) все подписи участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения 1 к настоящему Закону, и(или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9  настоящего Закона, и(или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 1 статьи 9  настоящего Закона;

10) подписи участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 2 статьи 9  настоящего Закона;

11) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей участников референдума в соответствии с частью 4 настоящей статьи;

12) все подписи участников референдума в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей участников референдума лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с частью 3 статьи 9  настоящего Закона;

13) подписи участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, и(или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума;

14) все подписи участников референдума в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, внесена позднее внесения заверительной записи уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума.

9. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в Центральную комиссию референдума.

10. Специально оговоренные участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами «8», «9», «10» и «14» части 8 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

11. При проведении проверки подписей участников референдума вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должен (должны) извещаться уполномоченный (уполномоченные) представитель (представители) инициативной группы по проведению референдума, представившей установленное количество подписей участников референдума.

12. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и(или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания Центральной комиссии референдума, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении референдума.

13. В случае выявления 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, представленных для проверки, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в Центральной комиссии референдума одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и(или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и(или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению Центральной комиссии референдума о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия Центральной комиссией референдума указанного решения может быть осуществлена только судом или Центральной комиссией референдума в соответствии с Федеральным законом и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

 

Статья 11. Назначение референдума

 

1. В случае наличия необходимого количества действительных и достоверных подписей участников референдума Центральная комиссия референдума в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию своего постановления в Парламент Республики Северная Осетия – Алания для принятия решения о назначении референдума. Копия постановления Центральной комиссии референдума направляется также инициативной группе по проведению референдума.

2. В случае отказа в проведении референдума Центральная комиссия референдума обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию решения Центральной комиссии референдума с изложением оснований отказа. Основания отказа в проведении референдума установлены пунктом 25 статьи 38 Федерального закона.

3. В случае принятия Центральной комиссией референдума решения об отказе в проведении референдума по предложенному для вынесения на референдум вопросу члены инициативной группы по проведению референдума не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума по вопросу, имеющему такую же по смыслу или содержанию формулировку.

4. В случае соответствия порядка и сроков выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации требованиям Федерального закона, Конституции Республики Северная Осетия – Алания, настоящего Закона решение о проведении референдума должно быть принято Парламентом Республики Северная Осетия – Алания в соответствии с федеральным законодательством, ей Республики Северная Осетия – Алания и настоящим Законом в течение 30 дней со дня поступления в Парламент Республики Северная Осетия – Алания документов, на основании которых назначается референдум.

5. Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 60 дней до дня голосования.

6. Голосование на референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено Парламентом Республики Северная Осетия – Алания на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

7. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме в соответствии с частью 6 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

 

 

Глава 3. Регистрация (учет) участников референдума, составление списков участников референдума, образование участков референдума

 

Статья 12. Регистрация (учет) участников референдума

 

Регистрации (учету) в качестве участников референдума подлежат граждане Российской Федерации, обладающие правом на участие в референдуме, в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона.

 

Статья 13. Составление списков участников референдума

 

1. В целях реализации прав участников референдума территориальные комиссии референдума составляют списки участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с Федеральным законом. Список участников референдума составляется территориальными комиссиями референдума, в том числе с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации (далее - ГАС) «Выборы», отдельно по каждому участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом.

2. В списки участников референдума на участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования правом на участие в референдуме.

3. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список участников референдума на конкретном участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом, факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим   Законом, другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

4. Сведения об участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа. Сведения об участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части.

5. Лица, представляющие сведения об участниках референдума, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления.

6. Гражданин Российской Федерации включается в список участников референдума только на одном участке референдума. При выявлении территориальной комиссией референдума факта включения гражданина Российской Федерации в списки участников референдума на разных участках референдума на одном и том же референдуме территориальная комиссия референдума до передачи списков участников референдума в участковые комиссии референдума проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.

7. Список участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об участниках референдума, включаемые в список участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства участника референдума. В списке участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления участником референдума подписи за каждый полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных данных и для проставления подписи члена участковой комиссии референдума, выдавшего бюллетень (бюллетени) участнику референдума.

8. Первый экземпляр списка участников референдума подписывают председатель и секретарь территориальной комиссии референдума, составившей список. На участках референдума, образованных на территории воинской части, в отдаленной или труднодоступной местности, список участников референдума подписывают председатель и секретарь участковой комиссии референдума. Список участников референдума заверяется печатями соответственно территориальной комиссии референдума и(или) участковой комиссии референдума. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка участников референдума, его передачи соответствующей участковой комиссии референдума, заверения и уточнения определяются Центральной комиссией референдума.

9. Территориальная комиссия референдума, составившая список участников референдума, передает по акту участковым комиссиям референдума первый экземпляр списка участников референдума конкретного участка референдума не позднее чем за 10 дней до дня голосования. Участковая комиссия референдума вправе разделить первый экземпляр списка участников референдума на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии референдума и подписью ее председателя.

10. Участковая комиссия референдума уточняет список участников референдума в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий референдума с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) участников референдума. Выверенный и уточненный список участников референдума не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии референдума и заверяется печатью участковой комиссии референдума.

11. Участковая комиссия референдума за 10 дней до дня голосования представляет список участников референдума для ознакомления участников референдума и его дополнительного уточнения.

12. В случае проведения досрочного голосования в соответствии с частью 1 статьи 33 настоящего Закона составление списка участников референдума, передача в участковую комиссию первого экземпляра списка участников референдума и ознакомление со списком участников референдума по соответствующему участку референдума осуществляется в сроки, установленные законом, в целях обеспечения проведения досрочного голосования участников референдума.

13. Гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию референдума с заявлением о включении его в список участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия референдума обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии референдума об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию референдума или в суд (по месту нахождения участковой комиссии референдума), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке участников референдума производится участковой комиссией референдума немедленно. Исключение гражданина Российской Федерации из списка участников референдума  после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий референдума и заверения его печатями этих комиссий референдума производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей комиссии референдума о включении участника референдума в список участников референдума на другом участке референдума. При этом в списке участников референдума, а также в базе данных ГАС «Выборы» указываются дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке участников референдума заверяется подписью председателя участковой комиссии референдума, с указанием даты внесения этой подписи. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую комиссию референдума об изменении указанных в Федеральном законе сведений об участниках референдума, включенных в список участников референдума на соответствующем участке референдума.

14. Участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии референдума включаются в список участников референдума по месту их временного пребывания на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Указанные участники референдума решением участковой комиссии референдума могут быть включены в список участников референдума на участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию референдума не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию референдума, где данный участник референдума включен в список участников референдума по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию референдума. Участковая комиссия референдума в графе «Особые отметки» списка участников референдума делает отметку: «Включен в список участников референдума на участке референдума №» с указанием номера участка референдума.

15. Вносить какие-либо изменения в списки участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов участников референдума запрещается.

 

Статья 14. Округ референдума. Образование участков референдума

 

1. Округ референдума включает в себя всю территорию Республики Северная Осетия – Алания.

2. Участки референдума образуются в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона, Закона Республики Северная Осетия – Алания от
6 июня 2013 года № 23-РЗ «Об участковых комиссиях в Республике Северная Осетия – Алания».

 

 

        Глава 4. Комиссии референдума

 

Статья 15. Комиссии референдума

 

Система, компетенция, полномочия и организация деятельности комиссий референдума регулируются Федеральным законом, Законом Республики Северная Осетия – Алания «О Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия – Алания», иными законами Республики Северная Осетия – Алания, настоящим Законом.

 

 

Глава 5. Получение и распространение информации о референдуме

 

Статья 16. Информирование участников референдума

 

1. Информирование участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения референдума, о сроках и порядке совершения действий по участию в референдуме, о федеральном и республиканском законодательствах о референдумах осуществляют комиссии референдума. Комиссии также принимают необходимые меры по информированию участников референдума, являющихся инвалидами.

2. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.

3. В день голосования до момента окончания голосования на территории Республики Северная Осетия – Алания запрещается публикация (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах референдума, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее - сеть Интернет).

 

Статья 17. Опросы общественного мнения

 

1. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с референдумом, является разновидностью информирования участников референдума.

2. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с референдумом, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование).

3. В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов референдума, иных исследований, связанных с проводимым референдумом, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть Интернет).

 

Статья 18. Агитация по вопросам референдума

 

1. Агитация по вопросам референдума может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

2. Инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

3. Расходы на проведение агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих фондов референдума.

4. Запрещается привлекать к агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.

5. Запрещается проводить агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

а) органам государственной власти Республики Северная Осетия – Алания, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного частями 6 и 7 настоящей статьи, и(или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

д) избирательным комиссиям, комиссиям референдума, членам избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса;

е) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

ж) международным организациям и международным общественным движениям;

з) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;

и) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона.

6. Лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить агитацию по вопросам референдума, в том числе на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

 

Статья 19. Агитационный период

 

1. Агитационный период начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

2. Агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

3. Проведение агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

4. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном Федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии референдума, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.

5. В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения Центральной комиссией референдума дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования.

 

Статья 20. Общие условия проведения агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях

 

1. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия проведения агитации по вопросам референдума в порядке, установленном Федеральным законом, настоящим   Законом.

Эфирное время на каналах указанных организаций телерадиовещания и печатная площадь в указанных периодических печатных изданиях предоставляются инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом, также безвозмездно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь).

Перечень государственных организаций телерадиовещания, а также государственных периодических печатных изданий, которые обязаны предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения агитации по вопросам референдума, публикуется Центральной комиссией референдума по представлению органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации.

2. В случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких кампаний референдума и совпадения на указанных кампаниях периодов проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях общий объем бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади не увеличивается без согласия на то организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания.

3. Муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий вправе предоставлять инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время и печатную площадь за плату.

4. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированные не менее чем за один год до начала кампании референдума, вправе предоставлять инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь в соответствующих средствах массовой информации. Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не вправе предоставлять инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь.

5. Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями негосударственных периодических печатных изданий, должны быть едины для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Это требование не распространяется на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденные политической партией, иным общественным объединением, инициировавшими проведение референдума, а также гражданами, входящими в инициативную группу по проведению референдума.

6. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем за один день до дня выпуска первого агитационного материала. Указанные сведения и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения агитации по вопросам референдума  в тот же срок должны быть представлены в Центральную комиссию референдума.

7. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, редакции государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю, специализированные организации телерадиовещания и редакции специализированных периодических печатных изданий (культурно-просветительских, детских, технических, научных и других), а также муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий вправе отказаться от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения агитации по вопросам референдума. Таким отказом считается непредставление в Центральную комиссию референдума уведомления, указанного в части 6 настоящей статьи, в установленные в указанной части сроки.

8. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны вести отдельный учет объемов и стоимости эфирного времени и печатной площади, предоставленных для проведения агитации по вопросам референдума, по формам и в порядке, которые установлены Центральной комиссией референдума, и представлять данные такого учета в Центральную комиссию референдума не позднее чем через 10 дней со дня голосования.

9. Расходы государственных организаций телерадиовещания и редакций государственных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации по вопросам референдума, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.

10. Предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения агитации по вопросам референдума производится в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума до предоставления эфирного времени, печатной площади.

11. Перечень, указанный в части 1 настоящей статьи, представляется в Центральную комиссию референдума не позднее чем на пятый день после дня официального опубликования решения о назначении референдума. В указанный перечень включаются следующие сведения о каждой организации телерадиовещания, каждом периодическом печатном издании:

а) наименование организации телерадиовещания и соответствующего средства массовой информации либо периодического печатного издания;

б) юридический адрес организации телерадиовещания либо редакции периодического печатного издания;

в) учредитель (учредители) организации телерадиовещания либо учредитель (учредители) редакции периодического печатного издания и периодического печатного издания;

г) вид и объем государственной (муниципальной) поддержки (если таковая имелась за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении референдума);

д) доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставном (складочном) капитале (если таковая имелась (таковой имелся) на день официального опубликования решения о назначении референдума);

е) периодичность выпуска периодического печатного издания;

ж) указание на то, что организация телерадиовещания, периодическое печатное издание являются специализированными (для специализированных организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий).

 

Статья 21. Условия проведения агитации по вопросам референдума на телевидении и радио

 

1. Бесплатное эфирное время на каналах государственных организаций телерадиовещания предоставляется на равных условиях после официального опубликования решения о назначении референдума только инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума, в качестве которых выступают руководящие органы региональных отделений политических партий, если выдвинутые ими списки кандидатов допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и(или) в Парламенте Республики Северная Осетия-Алания, или выдвинутым ими спискам кандидатов переданы депутатские мандаты в соответствии с пунктом 17 статьи 35 Федерального закона.

2. Региональные государственные организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума, указанным в части 1 настоящей статьи, для проведения агитации по вопросам референдума. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.

3. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из региональных государственных организаций телерадиовещания предоставляет для проведения агитации по вопросам референдума, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четверти общего времени вещания. Если в результате предоставления бесплатного эфирного времени на каждую инициативную группу по проведению референдума или иную группу участников референдума, указанную в части 1 настоящей статьи, придется более 60 минут бесплатного эфирного времени, общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций телерадиовещания предоставляет для проведения агитации, сокращается и должен составлять 60 минут, умноженных соответственно на количество групп, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросам референдума.

4. При проведении агитации по вопросам референдума не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума с учетом положения части 1 настоящей статьи для проведения совместных дискуссий, «круглых столов» и иных совместных агитационных мероприятий.

5. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии. При этом эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, в том числе в случае, если в указанном мероприятии может принять участие только один участник референдума, не уменьшается. Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличения бесплатного эфирного времени, предоставляемого инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, отказавшимся участвовать в указанном мероприятии.

6. В совместных агитационных мероприятиях, проводимых на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания с использованием бесплатного эфирного времени, могут участвовать только члены инициативной группы по проведению референдума и члены указанных в части 1 настоящей статьи иных групп участников референдума.

7. Оставшаяся часть общего объема бесплатного эфирного времени (при ее наличии) предоставляется государственными организациями телерадиовещания инициативной группе по проведению референдума и указанным в части 1 настоящей статьи иным группам участников референдума для размещения агитационных материалов.

8. Жеребьевку, в результате которой определяются даты и время выхода в эфир на бесплатной основе агитационных материалов инициативной группы по проведению референдума и указанных в части 1 настоящей статьи иных групп участников референдума совместных агитационных мероприятий, проводит Центральная комиссия референдума с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания. Жеребьевка проводится не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Определенный в результате жеребьевки график распределения бесплатного эфирного времени публикуется Центральной комиссией референдума в газете «Северная Осетия».

9. Государственные организации телерадиовещания обязаны резервировать эфирное время для проведения агитации по вопросам референдума за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Общий объем резервируемого эфирного времени должен быть равен установленному общему объему бесплатного эфирного времени или превышать его, но не более чем в два раза. Инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума вправе за соответствующую плату получить время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на количество групп, обладающих правом на проведение агитации по вопросам референдума. Распределение платного эфирного времени осуществляется в соответствии с жеребьевкой, проводимой не позднее чем за 30 дней до дня голосования государственной организацией телерадиовещания с участием членов и(или) уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума и иных заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных в соответствующую организацию телерадиовещания.

10. Негосударственные организации телерадиовещания, выполнившие условия части 6 статьи 20  настоящего Закона, обязаны предоставлять эфирное время инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума на равных условиях (в том числе по времени выхода в эфир).

11. Запрещается перекрывать передачу агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов.

 

Статья 22. Условия проведения агитации по вопросам референдума в   периодических печатных изданиях

 

1. Редакции государственных периодических печатных изданий, распространяемых на территории Республики Северная Осетия – Алания и выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума. Общий минимальный объем печатных площадей, которые каждая из указанных редакций периодических печатных изданий обязана выделять для агитационных материалов инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, должен составлять одну десятую часть общего ежемесячного объема печатной площади издания, при этом одна вторая часть общей печатной площади, выделяемой для публикации агитационных материалов, должна предоставляться бесплатно.

2. Размер и условия оплаты должны быть едиными для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированной печатной площади редакцией регионального государственного периодического печатного издания печатную площадь в пределах доли, полученной путем деления этого объема на число групп, обладающих правом на проведение агитации по вопросам референдума.

3. Распределение бесплатной и платной печатной площади осуществляется в соответствии с жеребьевкой, проводимой соответствующей редакцией периодического печатного издания не позднее чем за 30 дней до дня голосования с участием членов и(или) уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума и иных заинтересованных лиц. Жеребьевка по распределению платной печатной площади осуществляется на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных в соответствующую редакцию периодического печатного издания.

4. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, а также редакции региональных периодических печатных изданий, выходящих реже одного раза в неделю, выполнившие условия части 6 статьи 20  настоящего Закона, предоставляют инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума платную печатную площадь. Общий объем печатной площади, предоставляемый редакциями указанных периодических печатных изданий, определяется самими редакциями. Дата опубликования агитационных материалов определяется в соответствии с жеребьевкой, проводимой указанными редакциями с участием членов и(или) уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума и иных заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке поданных в соответствующую редакцию периодического печатного издания. Жеребьевка проводится не позднее чем за 30 дней до дня голосования.

5. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия части 6 статьи 20  настоящего Закона, вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения агитации по вопросам референдума.

6. Публикация агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума.

7. Во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств фонда референдума какой группы, обладающей правом на проведение агитации по вопросам референдума, была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы безвозмездно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания.

8. Редакции периодических печатных изданий, публикующих агитационные материалы, не вправе отдавать предпочтение инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий.

 

Статья 23. Условия проведения агитации по вопросам референдума посредством агитационных публичных мероприятий

 

1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума в организации и проведении агитационных публичных мероприятий.

2. Уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий и пикетирований подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. По заявке инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное Центральной комиссией референдума либо по ее поручению территориальной комиссией референдума, представителям инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума для проведения встреч с участниками референдума. При этом соответствующие комиссии референдума обязаны обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

4. Если указанное в части 3 настоящей статьи помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования решения о назначении референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и(или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено одной инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума), собственник, владелец помещения не вправе отказать иной группе участников референдума, инициативной группе по проведению референдума в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода.

В случае предоставления помещения инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума) собственник, владелец помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязаны уведомить в письменной форме территориальную комиссию референдума о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода иным группам участников референдума (инициативной группе по проведению референдума).

Комиссия, получившая уведомление о факте предоставления помещения инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума), в течение двух суток с момента получения уведомления обязана разместить содержащуюся в нем информацию в сети Интернет или иным способом довести ее до сведения иных групп участников референдума (инициативной группы по проведению референдума).

5. Заявки на выделение помещений, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, для проведения встреч представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума с участниками референдума рассматриваются собственниками, владельцами этих помещений в течение трех дней со дня подачи указанных заявок.

6. Инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе арендовать на основе договора здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий.

7. Агитация по вопросам референдума в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание или помещение, пригодное для проведения агитационного публичного мероприятия в форме собрания, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении. Такое здание или помещение предоставляется командиром воинской части по запросу Центральной комиссии референдума для встреч представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума с участниками референдума из числа военнослужащих. Организацию указанных встреч обеспечивает командир воинской части совместно с соответствующей территориальной комиссией референдума, при этом представители инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума оповещаются о месте и времени встречи не позднее чем за три дня до ее проведения.

 

Статья 24. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

 

1. Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о регистрации инициативной группы по проведению референдума и в тот же срок представлены в Центральную комиссию референдума. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных требований, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.

2. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего фонда референдума.

3. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в Центральную комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.

4. Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств фонда референдума и с нарушением требований, установленных частью 2 настоящей статьи.

5. Запрещается распространение агитационных материалов с нарушением требований, установленных частью 3 настоящей статьи.

6. Органы местного самоуправления по предложению Центральной комиссии референдума или территориальной комиссии референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий референдума и агитационных материалов инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями референдума, по предложениям которых выделены эти места, до сведения инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.


Информация по документу
Читайте также