Расширенный поиск

Закон Республики Северная Осетия-Алания от 22.04.1996 № 97

 
                                     Утратил силу - Закон Республики
                                         Северная Осетия-Алания
                                        от 24.08.2005 г. N 53-рз


                                ЗАКОН

                 РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ


               О КУЛЬТУРНОМ И ПРИРОДНОМ НАСЛЕДИИ НАРОДА
                 РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ


     Настоящий Закон направлен на формирование механизмов сохранения и
использования  культурного  и  природного  наследия  народа Республики
Северная Осетия - Алания  и  призван  стать  основой  для  организации
системы  правового регулирования деятельности юридических и физических
лиц, подзаконных и нормативных актов, реализующих положения настоящего
Закона.

                              Раздел 1.
                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Определение культурного и природного наследия.

     Культурным и природным наследием являются материальные,  духовные
и  интеллектуальные  ценности,  значимые  для  сохранения  и  развития
самобытности природной среды и национальной культуры народа Республики
Северная Осетия - Алания.

     Статья 2. Объекты культурного и природного наследия.

     Объектами культурного и природного наследия являются:
     а)  историко-культурные  памятники  и  природные  образования:
     исторические пути и дороги;
     исторические поселения и их части;
     ритуальные, святые и памятные места;
     элементы и планировочные структуры археологического характера;
     уникальные природно-ландшафтные комплексы:
     уникальные геологические образования;
     б) историко-культурные и природные комплексы,  ансамбли, предметы
и сооружения:
     историко-мемориальные, архитектурные и садово-парковые;
     археологическое наследие и некрополи;
     памятники архитектуры и монументального искусства;
     памятники науки и техники;
     произведения искусства и художественные ценности;
     коллекции и собрания предметов культурного и природного наследия;
     памятники природы:
     геологические, геоморфологические,               гидрологические,
гидрогеологические, палеонтологические;
     архивные, музейные и библиотечные материалы, фонды и собрания;
     уникальные и эталонные природные образования и предметы,  а также
редкие и исчезающие виды флоры и фауны и места их обитания;
     в) интеллектуальное и духовное наследие:
     фольклор, обычаи и обряды, формы общения и праздники;
     виды, формы и школы профессионального и народного искусства;
     традиционные и старинные технологии, виды и формы хозяйствования,
быта и природопользования;
     народные художественные ремесла и промыслы;
     философское, гуманитарное,   естественно-научное   и  техническое
знание, научные школы;
     языки, местные говоры, исторические топонимы;
     религиозные культы и верования;
     виды и формы традиционного образования, медицины, спорта.

     Статья 3. Правовое положение культурного и природного наследия.

     Культурное и природное наследие на территории Республики Северная
Осетия - Алания находится под защитой государства вне  зависимости  от
форм собственности,  сохранности и характера использования. Территории
и  объекты,  обеспечивающие  сохранение   культурного   и   природного
наследия, также находятся под защитой государства.

     Статья 4. Государственный список объектов культурного наследия.

     1. Государственный    список    объектов   культурного   наследия
Республики Северная Осетия -  Алания  (далее  Государственный  список)
является   основным   юридическим  документом,  определяющим  правовое
положение  объектов  культурного   наследия,   права   и   обязанности
физических   и   юридических  лиц,  порядок  охраны  и  использования,
отношения собственности к объектам наследия и  служит  основанием  для
принятия соответствующих судебных и иных решений.
     2. Объекты культурного и природного наследия  считаются  таковыми
только после включения их в Государственный список и подразделяются на
республиканский и местный уровни регулирования.
     3. На объекты,  предлагаемые к внесению в Государственный список,
до принятия решения о них распространяется порядок охраны  культурного
наследия.
     4. На вновь выявленные объекты культурного наследия до подготовки
на  них документации для принятия решения о внесении в Государственный
список, распространяется порядок охраны культурного наследия.
     5. Порядок  ведения  Государственного списка объектов культурного
наследия устанавливается Правительством Республики Северная  Осетия  -
Алания.

     Статья 5. Государственный кадастр объектов природного наследия.

     1. Государственный   кадастр   природного   наследия   Республики
Северная Осетия - Алания включает в себя сведения о статусе охраняемых
территорий,  об их географическом положении и границах,  режиме охраны
этих   территорий,   природопользователях,   эколого-просветительской,
научной, экономической, исторической и культурной ценности.
     2. Государственный  кадастр  ведется  в  целях  оценки  состояния
природно-заповедного   фонда,  определения  перспектив  развития  сети
данных территорий,  повышения эффективности государственного  контроля
за   соблюдением   соответствующего   режима,  а  также  учета  данных
территорий   при   планировании   социально-экономического    развития
Республики Северная Осетия - Алания.
     3. Порядок ведения Государственного кадастра природного  наследия
устанавливается Правительством Республики Северная Осетия-Алания.

     Статья 6.    Государственный   список   особо   ценных   объектов
культурного и природного наследия Республики Северная Осетия-Алания.

     1. Объекты наследия,  находящиеся в  Государственном  списке  или
Государственном  кадастре  и  имеющие  выдающееся  значение для народа
Республики  Северная  Осетия  -  Алания,   могут   быть   включены   в
Государственный  список особо ценных объектов культурного и природного
наследия Республики Северная Осетия - Алания и в Государственный  свод
особо   ценных   объектов   культурного  наследия  народов  Российской
Федерации,  и в Государственный  кадастр  особо  охраняемых  природных
территорий Российской Федерации.
     2. Особо ценные объекты культурного и природного  наследия  могут
иметь федеральное, республиканское или местное значение.
     Особо ценные   объекты   культурного   и   природного    наследия
федерального   значения   находятся   в  ведении  федеральных  органов
государственной власти.
     Особо ценные    объекты   культурного   и   природного   наследия
республиканского значения являются собственностью Республики  Северная
Осетия  -  Алания и находятся в ведении органов государственной власти
Республики Северная Осетия - Алания.
     Особо ценные  объекты  культурного и природного наследия местного
значения являются собственностью муниципальных образований и находятся
в ведении органов местного самоуправления.
     3. Объекты наследия,  включенные в Государственный  список  особо
ценных  объектов культурного и природного наследия Республики Северная
Осетия - Алания,  находятся под покровительством Президента Республики
Северная   Осетия  -  Алания  и  их  правовое  положение  определяется
отдельным законодательством.

     Статья 7.  Права  и  обязанности  граждан   Республики   Северная
Осетия-Алания на пользование культурным и природным наследием.

     1. Культурное  и  природное  наследие  вне  зависимости  от  форм
собственности и характера использования  является  доступным  в  целях
просветительской  и  научной  деятельности для всех граждан Республики
Северная Осетия-Алания    независимо     от     их     национальности,
вероисповедания  и  расовой  принадлежности.  Ограничения  доступности
наследия определяются законодательством Республики Северная  Осетия  -
Алания  в  связи с особыми условиями и спецификой охраны культурного и
природного наследия и правами собственника.
     2. Гражданин  Республики  Северная  Осетия  -  Алания имеет право
ходатайствовать о включении объектов культурного и природного наследия
в Государственный список или в Государственный кадастр.
     3. Государство гарантирует гражданам Республики Северная  Осетия-
Алания право на пользование культурным и природным наследием.  Порядок
пользования культурным и природным  наследием  определяется  настоящим
Законом и законодательством Республики Северная Осетия-Алания.
     4. Гражданин Республики Северная Осетия-Алания обязан сохранять и
не   причинять  ущерб  объектам  культурного  и  природного  наследия.
Гражданин Республики Северная Осетия-Алания не  должен  препятствовать
государственным   органам   в  их  работе  по  научным  исследованиям,
популяризации,  сохранению,  учету  и  восстановлению  культурного   и
природного наследия.

     Статья 8.  Компетенция  Республики Северная Осетия-Алания в сфере
охраны и использования культурного и природного наследия.

     К ведению Республики Северная  Осетия-Алания  в  сфере  охраны  и
использования культурного и природного наследия подлежит:
     принятие законодательных и нормативных актов  в  сфере  охраны  и
использования   культурного   и   природного  наследия  на  территории
Республики Северная Осетия-Алания;
     разработка, финансирование  и реализация государственных программ
в сфере выявления,  охраны и использования  культурного  и  природного
наследия народа Республики Северная Осетия-Алания;
     учет требований охраны и использования культурного  и  природного
наследия  при составлении государственных программ,  планов и проектов
развития;
     регистрация, фиксация   и  внесение  объектов  в  Государственный
список культурного наследия или в Государственный  кадастр  природного
наследия;
     создание информационного   банка   данных   Республики   Северная
Осетия-Алания по объектам культурного и природного наследия;
     обеспечение сохранности   объектов   культурного   и   природного
наследия,  включенных  в  Государственный список или в Государственный
кадастр;
     рекомендация объектов  культурного  и  природного наследия для их
внесения в Государственный  свод  особо  ценных  объектов  культурного
наследия  Российской  Федерации  или  в  Государственный кадастр особо
охраняемых природных территорий Российской Федерации, а также внесение
в Список Всемирного культурного и природного наследия;
     определение Государственного   списка   особо   ценных   объектов
культурного и природного наследия Республики Северная Осетия-Алания;
     проведение экспертизы,  оценки и страхования объектов культурного
и  природного  наследия,  включенных  в  Государственный  список или в
Государственный кадастр;
     определение статуса объектов, включенных в Государственный список
или в Государственный кадастр;
     проведение лицензирования  и  сертификации  на  право пользования
объектами   культурного   и   природного   наследия,   включенными   в
Государственный список или в Государственный кадастр;
     осуществление функций контроля по охране и использованию объектов
культурного и природного наследия, включенных в Государственный список
или в Государственный кадастр;
     определение порядка   ввоза   и  вывоза  объектов  культурного  и
природного наследия;
     решение вопросов   изменения   форм   собственности   на  объекты
наследия,  включенных в Государственный список или  в  Государственный
кадастр;
     участие в деятельности международных и иностранных организаций по
сохранению и использованию культурного и природного наследия;
     попечительство над объектами культурного и  природного  наследия,
расположенных  на территории других субъектов Российской Федерации,  в
соответствии с соглашениями с данными субъектами Российской Федерации.

     Статья 9.    Компетенция    органов    местного    самоуправления
(администрации)   в   сфере  использования  культурного  и  природного
наследия.

     Ведению органов местного самоуправления (администрации)  в  сфере
охраны и использования культурного и природного наследия подлежит:
     принятие нормативных актов по охране и использованию  культурного
и   природного   наследия,   способствующих   его   сохранению   и  не
противоречащих  настоящему  Закону  и  действующему   законодательству
Республики Северная Осетия-Алания;
     учет требований охраны и использования культурного  и  природного
наследия при составлении местных программ, планов и проектов развития;
     рекомендация объектов  культурного  и  природного  наследия   для
внесения  в  Государственный  список  или  в  Государственный  кадастр
Республики Северная Осетия - Алания;
     обеспечение функций    контроля   по   охране   и   использованию
культурного и природного наследия,  включенного в муниципальный список
объектов культурного и природного наследия.

     Статья 10.  Правовое положение государственных программ по охране
и использованию культурного и природного наследия.

     1. Государственные   программы   по   охране   и    использованию
культурного   и   природного   наследия  формируются  соответствующими
государственными  органами  с  учетом  предложений  органов   местного
самоуправления  (администрации),  научных,  творческих  и общественных
организаций, утверждаются     Парламентом     Республики      Северная
Осетия-Алания принятием Закона Республики Северная Осетия-Алания.
    2. Правовое  положение  государственных  программ  по   охране   и
использованию   культурного   и   природного   наследия   определяется
законодательством Республики Северная Осетия-Алания.

    Статья 11.  Законодательство Республики Северная  Осетия-Алания  о
культурном и природном наследии.

    Законодательство Республики  Северная Осетия-Алания о культурном и
природном наследии состоит из настоящего  Закона,  законов  Республики
Северная  Осетия-Алания,  подзаконных  нормативных актов,  принимаемых
Парламентом Республики Северная Осетия-Алания,  Президентом Республики
Северная    Осетия-Алания.    Законодательство   Республики   Северная
Осетия-Алания по  охране  и  использованию  культурного  и  природного
наследия    действует   на   всей   территории   Республики   Северная
Осетия-Алания.

                              Раздел II.
             ПОРЯДОК ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО И
    ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

     Статья 12.  Цели и задачи охраны и  использования  культурного  и
природного наследия.

     1. Основными   целями   охраны   и  использования  культурного  и
природного наследия являются возрождение  и  развитие  многообразия  и
самобытности    национальных    и    традиционных    видов    и   форм
социально-культурной      деятельности,      природопользования      и
хозяйствования,  а  также  сохранение уникальных и эталонных природных
экосистем и историко-культурных территорий,  комплексов  и  ансамблей,
сооружений, предметов и природных явлений.
     2. Главными  задачами  охраны  и  использования   культурного   и
природного наследия являются предотвращение его разрушения, расхищения
и уничтожения,  организация научной,  просветительско-образовательной,
рекреационно-оздоровительной  и  туристической  деятельности,  а также
возрождение   и   развитие   народного   художественного   творчества,
традиционных  форм  природопользования  и хозяйствования,  технологий,
народных промыслов  и  ремесел,  других  форм  и  видов  деятельности,
обеспечивающих сохранность объектов наследия.

     Статья 13.  Виды  и  формы  охраны  и использования культурного и
природного наследия народа Республики Северная Осетия-Алания.

     Виды и формы охраны  и  использования  культурного  и  природного
наследия  определяются в соответствии с целями и задачами сохранения и
использования объектов  наследия  и  регулируются  законодательными  и
нормативными актами  Республики  Северная Осетия-Алания,  созданными в
соответствии с настоящим Законом и с учетом международно-правовых норм
об охране культурного и природного наследия.

     Статья 14.   Субъекты   охраны   и  использования  культурного  и
природного наследия.

     1. Субъектами охраны культурного и природного  наследия  являются
государственные  органы и учреждения,  осуществляющие функции контроля
за сохранностью и порядком восстановления, поддержания и использования
объектов наследия.
     2. Субъектами использования  культурного  и  природного  наследия
являются    государственные   органы   и   учреждения,   общественные,
религиозные и частные  организации,  юридические  и  физические  лица,
выполняющие  функции собственника,  владельца и пользователя,  а также
любые физические и  юридические  лица,  в  собственности,  владении  и
пользовании которых находятся объекты наследия.
     3. Порядок  охраны  и  использования  культурного  и   природного
наследия   устанавливается   настоящим   Законом  и  законодательством
Республики Северная Осетия-Алания.

     Статья 15.  Права и обязанности субъектов охраны и  использования
культурного и природного наследия.

     1. Субъекты  охраны  и  использования  культурного  и  природного
наследия обязаны:
     соблюдать настоящий  Закон и законодательство Республики Северная
Осетия-Алания о культурном и природном наследии;
     соблюдать установленные государством стандарты, режимы и методики
сохранения и использования культурного и природного наследия;
     предоставлять и  сообщать соответствующим государственным органам
необходимую информацию,  предъявлять требуемые  документы,  касающиеся
культурного и природного наследия.
     2. Субъекты  охраны  и  использования  культурного  и  природного
наследия имеют право:
     получать государственную  помощь   в   случаях,   предусмотренных
законодательством Республики  Северная  Осетия-Алания для поддержания,
реставрации и защиты объектов культурного  и  природного  наследия  на
приоритетных условиях;
     обращаться в  судебные  и  административные  органы   в   случаях
нанесения   ущерба  объектам  культурного  и  природного  наследия  от
сторонних физических и юридических лиц,  в том  числе  государственных
органов.
     3. Субъектам охраны  и  использования  культурного  и  природного
наследия   могут   быть   предоставлены   дополнительные   права,   не
противоречащие законодательству Республики  Северная  Осетия-Алания  о
культурном и природном наследии.
     4. Права  и  обязанности   субъектов   охраны   и   использования
культурного   и  природного  наследия  регулируются  законодательством
Республики Северная Осетия-Алания.

     Статья 16.  Учет,  оценка и страхование культурного и  природного
наследия.

     Государственный учет культурного и природного наследия проводится
включением в Государственный  список  или  в  Государственный  кадастр
Республики Северная  Осетия-Алания  объектов  культурного и природного
наследия.  Одновременно с внесением в  Государственный  список  или  в
Государственный  кадастр  соответствующими  государственными  органами
определяется ориентировочная страховая стоимость объекта  наследия  на
момент  включения,  определение  режима  его  охраны  и использования.
Включение объекта  в  Государственный  список  или  в  Государственный
кадастр предполагает обязательное страхование. Порядок учета, оценки и
страхования объектов культурного и  природного  наследия  определяется
законодательством Республики Северная Осетия-Алания.

     Статья 17. Режимы и зоны охраны объектов культурного и природного
наследия.

     1. Для объектов культурного и природного наследия,  включенных  в
Государственный список или в Государственный кадастр,  устанавливаются
режимы и зоны охраны.
     2. Порядок установления режимов и зон охраны объектов культурного
и  природного  наследия  определяется  государственными   органами   в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации и Республики
Северная Осетия-Алания.

     Статья 18.    Порядок    проведения    научных,    проектных    и
производственных  работ  по  сохранению  и использованию культурного и
природного наследия.

     1. Научные,  проектные и производственные работы по сохранению  и
использованию   объектов   культурного   и  природного  наследия,  вне
зависимости  от   форм   собственности,   проводятся   под   контролем
специализированных государственных служб.
     2. Хозяйственное  освоение  объектов  культурного  и   природного
наследия   не  производится  до  проведения  специальных  исследований
(археологических,  геологических,  архитектурных,  искусствоведческих,
инженерных и других) в соответствии с характером объекта.
     3. Научные,  проектные  и  производственные  работы  на  объектах
культурного    и    природного    наследия    подлежат    обязательной
государственной   экспертизе   и   проводятся   по    предварительному
лицензированию,   выдаваемому   субъектами  по  охране  культурного  и
природного наследия.
     4. Выполнение  обязательств  государственных  органов  по охране,
реставрации и поддержанию  любого  объекта  культурного  и  природного
наследия  не  зависит  от  изменения субъекта и формы собственности на
наследие.

                             Раздел III.
           СОБСТВЕННОСТЬ НА КУЛЬТУРНОЕ И ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ

     Статья 19.   Формы   собственности   на  культурное  и  природное
наследие.

     Культурное и    природное    наследие    может    находиться    в
республиканской,  муниципальной собственности, а также в собственности
граждан и юридических лиц.

     Статья 20.  Права   субъектов   собственности   культурного   или
природного наследия.

     1. Субъекту собственности принадлежат права владения, пользования
и распоряжения объектом культурного или природного  наследия.  Субъект
собственности   сохраняет  право  собственности  на  объект  в  случае
признания  последнего   культурным   или   природным   наследием   вне
зависимости от значимости.
     2. Субъект   собственности   имеет   право   на   получение    от
государственных органов материальной, финансовой и иной помощи в целях
обеспечения сохранности объекта  наследия,  на  частичную  компенсацию
затрат на содержание объектов культурного и природного наследия.

     Статья 21.  Обязанности  субъектов  собственности  культурного  и
природного наследия.

     1. Лишение прав собственности на культурное и природное  наследие
происходит при условиях:
     отказа субъекта собственности принять на  себя  обязательства  по
охране культурного и природного наследия;
     несоблюдения установленных    норм    и    правил     сохранения,
использования  культурного  и  природного наследия,  а также нанесения
ущерба объектам наследия.
     2. Возбуждение  иска  на  лишение  прав  собственности на объекты
культурного и природного наследия осуществляется согласно действующему
законодательству Российской Федерации.
     3. Лишение прав собственности на культурное и природное  наследие
может   быть   осуществлено   по   решению   суда   в  соответствии  с
законодательством Республики Северная Осетия - Алания.

     Статья 22.  Порядок определения  и  изменения  форм  и  субъектов
собственности на культурное и природное наследие.

     1. Определение   и   изменение  форм  и  субъектов  собственности
культурного  и  природного  наследия  происходит  в   соответствии   с
настоящим  Законом  и  законодательством  Республики Северная  Осетия-
Алания.
     2. Объекты   культурного   и   природного  наследия,  не  имеющие
владельца, поступают в республиканскую собственность.
     3. Объекты  культурного  и  природного  наследия,  находящиеся  в
республиканской   и   муниципальной   собственности,    не    подлежат
приватизации.
     4. Изменение  форм   и   субъектов   собственности   на   объекты
культурного и природного наследия,  находящиеся в ведении государства,
определяется решением Парламента Республики Северная Осетия-Алания
по представлению Правительства Республики Северная Осетия-Алания.
     5. При  нарушении   собственником   режима   охраны   и   порядка
использования  объекта культурного или природного наследия,  нанесения
ему вреда или отказе собственника  включить  его  имущества  в  состав
охраняемых  государством  объектов  культурного и природного наследия,
органы  охраны  культурного  и   природного   наследия   имеют   право
возбуждения   судебного   иска   об  изъятии  у  собственника  объекта
культурного и природного наследия и  передачи  его  в  республиканскую
собственность в установленном законодательством порядке.

                              Раздел IV.
             ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
                  КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ

     Статья 23.   Экономическое   регулирование   в   сфере  охраны  и
использования культурного и природного наследия.

     Экономическое регулирование  в  сфере  охраны   и   использования
культурного  и природного наследия производится при помощи специальной
налоговой политики,  кредитования,  страхования,  штрафных  санкций  и
возмещения  владельцам  затрат  на  содержание  объектов культурного и
природного наследия  в  соответствии  с  законодательством  Республики
Северная Осетия-Алания.

     Статья 24. Источники финансирования деятельности в сфере охраны и
использования культурного и природного наследия.

     1. Финансирование деятельности в  сфере  охраны  и  использования
культурного    и    природного   наследия   осуществляется   за   счет
государственных бюджетов всех уровней,  собственников и  пользователей
объектов  наследия,  средств,  выделяемых  физическими  и юридическими
лицами.
     2. Государство  финансирует  работы  на  объектах  культурного  и
природного наследия вне зависимости от форм собственности в случае  их
повреждения  и  разрушения в результате проведения общественных работ,
социальных, экологических и стихийных бедствий и катастроф.

     Статья 25.  Порядок и формы финансирования деятельности  в  сфере
охраны и использования культурного и природного наследия.

     1. Финансирование  государственных программ и другой деятельности
в сфере охраны  и  использования  культурного  и  природного  наследия
осуществляется из  бюджета Республики Северная Осетия-Алания,  а также
предприятиями,    организациями,    общественными    и    религиозными
объединениями,  отдельными  гражданами,  то  есть любыми физическими и
юридическими лицами.
     2. Средства,  направляемые на финансирование деятельности в сфере
охраны и использования культурного и природного наследия,  формируются
за счет поступлений от фиксированных отчислений всех видов предприятий
и  организаций,  от  выручки  Граждан,   занимающихся   индивидуальной
трудовой   деятельностью,  целевых  ассигнований  из  государственного
бюджета,  средств от лицензируемых предприятий,  деятельность  которых
предполагает   уничтожение   или   частичное   разрушение  памятников,
добровольных взносов и пожертвований,  арендной платы  и  других  форм
использования наследия, а также других источников финансирования.

     Статья 26.   Налогообложение   в  сфере  охраны  и  использования
культурного и природного наследия.

     Охрана и  использование   культурного   и   природного   наследия
Республики Северная  Осетия-Алания  обеспечивается  льготной налоговой
политикой.

     Статья 27. Страхование в сфере охраны и использования культурного
и природного наследия.

     Страхование движимых   и   недвижимых   объектов   культурного  и
природного наследия является обязательным и производится при включении
объектов  в  Государственный  список  или  в  Государственный  кадастр
Республики Северная Осетия-Алания.  Порядок  страхования  определяется
специальными  нормативными актами,  в основу которых положены принципы
компенсации страховых взносов.

     Статья 28.  Порядок  компенсации  субъектам  наследия  затрат  на
содержание объектов культурного и природного наследия.

     1. Государство   производит   частичную   компенсацию   субъектам
наследия  затрат  на  содержание  объектов  культурного  и  природного
наследия.
     2. Соответствующие государственные органы определяют на основании
экспертизы  необходимость  и  размер  компенсации  субъектам  наследия
затрат на содержание объектов культурного и природного наследия.
     3. Компенсация   субъектам   наследия   производится  в  связи  с
ограничением или запрещением хозяйственного  или  иного  использования
объектов наследия,  а также за неудобства,  связанные с необходимостью
соблюдения режима охраны и культурно-просветительской деятельности.

     Статья 29.  Порядок  вознаграждения  гражданам  за  выявление   и
сохранение объектов культурного и природного наследия.

     1. Гражданин   имеет  право  на  вознаграждение  за  выявление  и
сохранение объектов культурного и природного наследия.
     2. Государство   в   соответствии   с  законодательством  обязано
вознаградить гражданина за выявление и сохранение объектов культурного
и природного наследия.
     3. Размеры    вознаграждения    определяются     соответствующими
государственными  органами на основании заключения экспертизы качества
и состояния объектов культурного и природного наследия.

                               Раздел V
            ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И
           ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ

     Статья 30.  Государственные программы по охране  и  использованию
культурного и природного наследия.

     1. Государственные программы Республики Северная Осетия-Алания по
охране и использованию культурного и природного наследия  утверждаются
Парламентом  Республики  Северная  Осетия-Алания  и  финансируются  на
основании решений Правительства Республики  Северная  Осетия-Алания  и
органов местного самоуправления.
     2. Реализация государственных программ по охране и  использованию
культурного  и  природного  наследия  осуществляется органами местного
самоуправления.

     Статья 31.  Государственные  органы  регулирования  и  управления
объектами культурного и природного наследия.

     1. Государственные  органы  регулирования  и управления объектами
(далее - государственные органы)  культурного  и  природного  наследия
выполняют функции субъекта государственной собственности на культурное
и природное наследие.
     2. Государственные  органы  Республики  Северная  Осетия - Алания
принимают решения:
     о придании  объектам  статуса  культурного  и природного наследия
соответствующего уровня;
     о включении    объектов    в   Государственный   список   или   в
Государственный  кадастр   Республики   Северная   Осетия   -   Алания
культурного и природного наследия соответствующих видов, принятие этих
объектов на государственную охрану, проведение регистрации и фиксации;
     о включении   и  исключении  объектов  культурного  и  природного
наследия из состава республиканской собственности;
     о характере   использования   и   порядке  эксплуатации  объектов
природного наследия;
     о выдаче  лицензий и сертификатов на право деятельности по охране
и использованию культурного и природного наследия;
     о предложениях по изменению форм, видов и субъектов собственности
на культурное и природное наследие.
     3. Порядок   деятельности  государственных  органов  определяется
нормативными актами Республики Северная Осетия-Алания.

     Статья 32.   Государственный   контроль   за   использованием   и
сохранением объектов культурного и природного наследия.

     1. Государственный  контроль  осуществляется специальным органом,
утвержденным Парламентом Республики  Северная  Осетия-Алания,  который
следит за выполнением требований законодательных и нормативных актов в
сфере   культурного   и   природного   наследия,   за    правильностью
использования  материальных  и  финансовых средств на восстановление и
поддержание  объектов  наследия.  Ведению  государственного   контроля
подлежит  весь  объем  культурного и природного наследия независимо от
форм собственности и порядка использования.
     2. Порядок  деятельности,  обязанности  и  права государственного
контроля за использованием  и  сохранением  культурного  и  природного
наследия   определяются   действующим   законодательством   Российской
Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.

     Статья 33.  Государственная  экспертиза  в  сфере  сохранения   и
использования объектов культурного и природного наследия.

     1. Государственная  экспертиза является необходимым элементом при
проведении любых действий по  охране  и  использованию  культурного  и
природного   наследия   всех  уровней,  включая  новое  строительство,
хозяйственное освоение территорий и устранение  последствий  стихийных
бедствий.   Выводы   и   решения   государственной   экспертизы  носят
обязательный  характер  при  проведении   проектных   исследований   и
методических разработок охранных мероприятий,  хозяйственного освоения
и  использования  культурного  и  природного  наследия.   Невыполнение
решений   государственной   экспертизы   наказуемы  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     2. Государственная    экспертиза    проводится   соответствующими
государственными  органами  или  организациями,  наделенными  таковыми
полномочиями.

     Статья 34.  Научные исследования, просветительская деятельность и
подготовка кадров в сфере культурного и природного наследия.

     1. Государство обеспечивает условия для  научных  исследований  в
сфере культурного и природного наследия.
     2. Государство   осуществляет   и    поощряет    просветительскую
деятельность  в сфере культурного и природного наследия,  обеспечивает
создание  специальных  учебных  программ  в  государственной   системе
образования.
     3. Государство осуществляет подготовку,  повышение  квалификации,
аттестацию  и  распределение  кадров  в сфере культурного и природного
наследия.

     Статья 35.  Порядок учета культурного и природного  наследия  при
разработке  государственных планов социально-экономического развития и
территориального планирования.

     При составлении     всех     видов     государственных     планов
социально-экономического   развития   и  территориальном  планировании
предусматривается обязательная разработка комплексных проектов  охраны
и  использования  культурного  и  природного наследия и финансирование
работ по их осуществлению.

                              Раздел VI
      ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, СОТРУДНИЧЕСТВО С
      ЗАРУБЕЖНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ И МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В
    СФЕРЕ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ

     Статья 36. Права и обязанности иностранных граждан на пользование
культурным и природным наследием.

     Иностранные граждане   на    территории    Республики    Северная
Осетия-Алания  обладают  правами на пользование культурным и природным
наследием,   определенными   законодательством   Республики   Северная
Осетия-Алания.
     Иностранные граждане  несут  равные   с   гражданами   Республики
Северная Осетия-Алания  обязанности  и ответственность за сохранение и
использование культурного и природного наследия.

     Статья 37.  Соотношение  законодательства   Республики   Северная
Осетия-Алания о  культурном  и  природном  наследии  с  международными
конвенциями, пактами, договорами и соглашениями.

     Положения любых  международных  конвенций,  пактов,  договоров  и
соглашений,   не   отвечающих   или   снижающих   уровень   требований
законодательства Республики  Северная  Осетия-Алания  о  культурном  и
природном   наследии,   не   могут  быть  оформлены  и  ратифицированы
государственными органами Республики Северная Осетия-Алания.

     Статья 38.  Вывоз культурного и природного  наследия  за  пределы
Республики Северная Осетия-Алания.

     1. Объекты   культурного   и   природного  наследия  не  подлежат
безвозвратному вывозу за пределы Республики Северная Осетия-Алания.
     2. Порядок  временного  вывоза  объектов культурного и природного
наследия определяется соответствующими нормативными актами.

     Статья 39.  Ввоз культурного и природного наследия  в  Республику
Северная Осетия-Алания.

     1. Объекты   культурного   и   природного   наследия,  являющиеся
собственностью международных и  зарубежных  юридических  и  физических
лиц,   временно  ввозимые  в  Республику  Северная  Осетия  -  Алания,
охраняются государством и на них распространяются все  законодательные
нормы, предусмотренные настоящим Законом.
     2. Государство  осуществляет  контроль  за  перевозками  объектов
культурного  и  природного  наследия на территории Республики Северная
Осетия-Алания   с   целью   предотвращения   незаконного   вывоза   их
юридическими и физическими лицами за ее пределы.
     3. Порядок ввоза объектов культурного  и  природного  наследия  в
Республику   Северная   Осетия-Алания   определяется  соответствующими
нормативными актами.

     Статья 40.  Попечительство над объектами культурного и природного
наследия  народа  Республики  Северная Осетия-Алания,  находящимися на
другой территории Российской Федерации и зарубежных государств.

     Государство попечительствует над  объектами  историко-культурного
наследия  народа  Республики  Северная Осетия-Алания,  находящимися на
другой территории  Российской  Федерации  и  зарубежных  государств  в
соответствии   с  заключенными  договорами  и  соглашениями,  а  также
нормативными актами Республики Северная Осетия-Алания.

                              Раздел VII
       ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ
      СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ О КУЛЬТУРНОМ И ПРИРОДНОМ НАСЛЕДИИ

     Статья 41.   Ответственность   за   нарушение    законодательства
Республики Северная Осетия-Алания о культурном и природном наследии.

     Действия или бездействия физических и юридических лиц, нарушающих
законодательство Республики  Северная  Осетия-Алания  о  культурном  и
природном наследии, влекут за собой уголовную, административную и иную
ответственность и обжалуются в установленном порядке в соответствии  с
законодательством   Республики  Северная  Осетия-Алания  и  Российской
Федерации.

     Статья 42.  Недействительность договоров и  коммерческих  сделок,
совершенных с    нарушением   законодательства   Республики   Северная
Осетия-Алания о культурном и природном наследии.

     Сделки, совершенные по поводу объектов культурного  и  природного
наследия с    нарушением    законодательства    Республики    Северная
Осетия-Алания,   признаются   недействительными    с    последствиями,
предусмотренными   статьей   167   Гражданского   Кодекса   Российской
Федерации.

     Статья 43.  Ответственность  и  возмещение  ущерба  за  нарушение
порядка охраны и использовании культурного и природного наследия.

     1. Юридические  и  физические  лица,  нанесшие ущерб,  нарушившие
подлинность и разрушившие объекты культурного и природного наследия, а
также  зоны  их  охраны,  обязаны  восстановить  утраченное  в прежнем
состоянии  и  полном  объеме.  При  невозможности  этого,   возместить
причиненные  убытки  в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации и   Республики   Северная   Осетия-Алания.    Восстановление
памятника   или   его   охранной  зоны  осуществляется  с  соблюдением
установленного  порядка  производства  всех  видов   работ   за   счет
юридических и физических лиц, причинивших ущерб данным объектам.
     2. Должностные лица и другие работники предприятий, организаций и
учреждений,  а также граждане,  по вине которых нанесен ущерб объектам
культурного   и   природного   наследия,   несут   ответственность   в
установленном порядке.

                             Раздел VIII
                       ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 44. Срок вступления в силу настоящего Закона.

     Настоящий Закон  вступает  в  силу  со   дня   его   официального
опубликования.

     Статья 45.  О  приведении  в  соответствие  с  настоящим  Законом
правовых актов.

     Предложить Президенту   Республики   Северная   Осетия-Алания   и
поручить  Правительству  Республики  Северная  Осетия-Алания  привести
правовые акты в соответствие с настоящим Законом.


     Президент
     Республики Северная Осетия-Алания          А. Галазов

     г. Владикавказ
     22 апреля 1996 г.
     N 97


Информация по документу
Читайте также