Расширенный поиск

Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.11.2011 № 3-п

 


                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

       КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ


       По делу о проверке конституционности Положения о порядке
 переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории
    Ардонского городского поселения и Положения о порядке перевода
      жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в
    жилые помещения на территории Ардонского городского поселения,
       утвержденных постановлением главы Ардонского городского
          поселения от 6 сентября 2010 года N 39 "О порядке
        переустройства и (или) перепланировки жилых помещений
       и о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения
         и нежилых помещений в жилые помещения на территории
             Ардонского городского поселения", по запросу
                       гражданина Хадаева Р.А.


     Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания  в  составе
председательствующего       A.M.Цалиева,       судей      С.А.Макиева,
А.В.Севастьянова,  Т.В.Цгоева,  с  участием   представителя   стороны,
издавшей    оспариваемый   акт,   -   Короева   Игоря   Владимировича,
руководствуясь   статьей   1011   Конституции   Республики    Северная
Осетия-Алания,   статьями   3   (часть   1),   21,   56,  68,  69,  70
Конституционного   закона   Республики   Северная   Осетия-Алания   "О
Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания",  рассмотрел в
открытом  судебном  заседании  дело   о   проверке   конституционности
Положения  о  порядке  переустройства  и  (или)  перепланировки  жилых
помещений на территории Ардонского городского поселения и Положения  о
порядке  перевода  жилых  помещений  в  нежилые  помещения  и  нежилых
помещений  в  жилые  помещения  на  территории  Ардонского  городского
поселения,  утвержденных  постановлением  главы  Ардонского городского
поселения от 6 сентября 2010 года N 39  "О  порядке  переустройства  и
(или)  перепланировки  жилых  помещений  и  о  порядке  перевода жилых
помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на
территории Ардонского городского поселения".
     Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданина Р.А.Хадаева.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность
в вопросе о том,  соответствуют  ли  Конституции  Республики  Северная
Осетия-Алания,  а  именно ее статьям 14 и 63,  оспариваемые заявителем
нормативные правовые акты.
     Заслушав сообщение    судьи-докладчика   Т.В.Цгоева,   объяснения
приглашенных в заседание  представителей:  Главы  Республики  Северная
Осетия-Алания - начальника отдела по взаимодействию с судами, органами
юстиции    и    прокуратуры    Государственно-правового     управления
Администрации  Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства
Республики Северная Осетия-Алания А.Д.Галуева,  Парламента  Республики
Северная       Осетия-Алания       -главного      специалиста-эксперта
Государственноправового  управления  Аппарата  Парламента   Республики
Северная  Осетия-Алания  Д.Х.Дзусовой,  Администрации Главы Республики
Северная   Осетия-Алания   и   Правительства    Республики    Северная
Осетия-Алания  -  референта  Администрации  Главы  Республики Северная
Осетия-Алания  и  Правительства  Республики   Северная   Осетия-Алания
А.А.Бицоева,  Прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания - старшего
прокурора   отдела   по   надзору    за    соблюдением    федерального
законодательства   Прокуратуры   Республики   Северная   Осетия-Алания
А.Ю.Джатиева,  исследовав представленные материалы и  иные  документы,
Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания установил:
     1. Постановлением главы  Ардонского  городского  поселения  от  6
сентября  2010   года   N 39   "О порядке   переустройства   и   (или)
перепланировки жилых помещений и о порядке перевода жилых помещений  в
нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на  территории
Ардонского городского поселения" в целях установления единого  порядка
при переустройстве и (или) перепланировке жилых помещений  и  переводе
жилых помещений в  нежилые  помещения  и  нежилых  помещений  в  жилые
помещения  на  территории   Ардонского   городского   поселения   были
утверждены Положение о порядке переустройства и  (или)  перепланировки
жилых  помещений  на  территории  Ардонского  городского  поселения  и
Положение о порядке перевода жилых помещений  в  нежилые  помещения  и
нежилых  помещений  в  жилые  помещения   на   территории   Ардонского
городского  поселения.  В  данных  нормативных   правовых   актах,   в
частности,  были  установлены  требования   и   перечень   документов,
необходимых для согласования  переустройства  и  (или)  перепланировки
жилых помещений и перевода  жилых  помещений  в  нежилые  помещения  и
нежилых  помещений  в  жилые  помещения,  основания   для   отказа   в
согласовании и пр.
     Гражданин Р.А.Хадаев,  оспаривая  конституционность  Положения  о
порядке  переустройства  и  (или)  перепланировки  жилых  помещений на
территории Ардонского  городского  поселения  и  Положения  о  порядке
перевода  жилых  помещений  в  нежилые помещения и нежилых помещений в
жилые  помещения  на  территории  Ардонского   городского   поселения,
утвержденных постановлением главы Ардонского городского поселения от 6
сентября  2010  года  N  39  "О   порядке   переустройства   и   (или)
перепланировки  жилых помещений и о порядке перевода жилых помещений в
нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на  территории
Ардонского  городского поселения",  полагает,  что указанные Положения
противоречат  статьям  14  и  63   Конституции   Республики   Северная
Осетия-Алания   в   силу   их   несоответствия   нормам   федерального
законодательства.
     Конституционный Суд Республики Северная  Осетия-Алания  проверяет
на  соответствие   Конституции   Республики   Северная   Осетия-Алания
нормативный акт, если заявитель считает его не подлежащим действию из-
за неконституционности, и принимает решение, оценивая буквальный смысл
рассматриваемого акта, его место в системе норм, порядок  принятия,  а
также с точки зрения установленного Конституцией  Республики  Северная
Осетия-Алания разграничения компетенции между органами государственной
власти  и  органами  местного  самоуправления  в  Республике  Северная
Осетия-Алания.
     Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются
Положение  о  порядке  переустройства  и  (или)  перепланировки  жилых
помещений на территории Ардонского городского поселения и Положение  о
порядке  перевода  жилых  помещений  в  нежилые  помещения  и  нежилых
помещений  в  жилые  помещения  на  территории  Ардонского  городского
поселения, утвержденные  постановлением  главы  Ардонского  городского
поселения от 6 сентября 2010 года  N 39  "О порядке  переустройства  и
(или) перепланировки  жилых  помещений  и  о  порядке  перевода  жилых
помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на
территории Ардонского городского поселения".
     2. В Российской  Федерации  местное  самоуправление,  посредством
которого  народ  осуществляет  свою  власть  в границах муниципального
образования,  признается и гарантируется в  качестве  одной  из  основ
конституционного строя. Данное конституционное установление закреплено
в  статье  12  Конституции  Российской  Федерации.   Органы   местного
самоуправления   самостоятельны  и  независимы  при  решении  вопросов
местного  значения  (статьи  130,131  и  132  Конституции   Российской
Федерации,   статьи  108,  109,  ПО  Конституции  Республики  Северная
Осетия-Алания),  что также обозначено в  Европейской  хартии  местного
самоуправления  1985  года,  которая определяет местное самоуправление
как право  и  реальную  способность  органов  местного  самоуправления
регламентировать  значительную  часть  публичных  дел и управлять ими,
действуя в  рамках  закона,  под  свою  ответственность  ив  интересах
местного  населения  (часть 1 статьи 3).  В этих целях органы местного
самоуправления в  пределах,  установленных  законом,  обладают  полной
свободой  действий  для  реализации  собственной  инициативы по любому
вопросу,  который не исключен из сферы их компетенции и не находится в
ведении какого-либо другого органа власти (часть 2 статьи 4).
     Развивая указанные конституционные положения, законодательство  о
местном  самоуправлении  предусматривает   самостоятельность   органов
местного  самоуправления  в  решении  вопросов  местного  значения   в
пределах,    установленных    Конституцией    Российской    Федерации,
федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации
(часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года  N 131-Ф3
"Об общих принципах организации местного самоуправления  в  Российской
Федерации", часть 2 статьи 1 Закона Республики Северная  Осетия-Алания
от 25 апреля 2006 года N 24-РЗ "О местном самоуправлении в  Республике
Северная Осетия-Алания").
     Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления
предполагает, что  оно  в  пределах  своих  полномочий  вправе  решать
вопросы местного значения по своему усмотрению, в том числе и  издавая
для этих целей муниципальные нормативные акты.
     Вместе с тем, закрепляя самостоятельность местного самоуправления
в  качестве  его  основного  свойства  и  принципа  взаимоотношений  с
органами  государственной  власти,  Конституция  Российской  Федерации
исходит из того, что эта самостоятельность не является  абсолютной,  а
должна   определяться    пределами,    устанавливаемыми    действующим
законодательством. При этом органы  государственной  власти  в  рамках
своих  полномочий  по  предметам  ведения   Российской   Федерации   и
совместного  ведения  Российской  Федерации  и  субъектов   Российской
Федерации  призваны  оказывать  регулирующее  воздействие  на  местное
самоуправление.
     Осуществляя  правовое  регулирование   местного   самоуправления,
федеральный  законодатель  к  общим  принципам  организации   местного
самоуправления отнес, в  частности,  принцип  невмешательства  органов
местного самоуправления в компетенцию органов государственной власти и
принцип законности в  деятельности  органов  местного  самоуправления.
Следовательно, деятельность органов местного самоуправления не  должна
противоречить  Конституции   Российской   Федерации   и   принятым   в
соответствии с нею нормативным правовым актам.
     3. Жилищным кодексом Российской Федерации установлено, что органы
местного  самоуправления  в  пределах своих полномочий могут принимать
нормативные  правовые  акты,   регулирующие   жилищные   отношения   в
соответствии   с   Жилищным  кодексом  Российской  Федерации,  другими
федеральными законами,  иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации,  законами  и  иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации (часть 7 статьи 5).
     В числе полномочий  органов  местного  самоуправления  в  области
жилищных    отношений    Жилищный    кодекс    Российской    Федерации
предусматривает  принятие  ими  в  установленном  порядке  решений   о
переводе жилых помещений в нежилые помещения  и  нежилых  помещений  в
жилые  помещения  (абзац  6   части   1   статьи   14),   согласование
переустройства и перепланировки  жилых  помещений  (абзац  7  части  1
статьи 14), определение порядка получения  документа,  подтверждающего
принятие  решения  о  согласовании  или  об  отказе   в   согласовании
переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в  соответствии
с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений
(абзац 9.1 части 1 статьи 14). При этом органы местного самоуправления
не  наделены  правом  устанавливать  порядок  переустройства  и  (или)
перепланировки жилых помещений и порядок перевода  жилых  помещений  в
нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения. Регулирование
указанных отношений отнесено  к  полномочиям  органов  государственной
власти Российской Федерации (статья 12  Жилищного  кодекса  Российской
Федерации) и осуществлено  соответственно  главами  3  и  4  Жилищного
кодекса Российской Федерации.
     Между тем оспариваемым  Положением  о  порядке  переустройства  и
(или)  перепланировки  жилых  помещений   на   территории   Ардонского
городского поселения,  утвержденным  постановлением  главы  Ардонского
городского  поселения  от  6  сентября  2010  года   N 39   "О порядке
переустройства и (или) перепланировки  жилых  помещений  и  о  порядке
перевода жилых помещений в нежилые помещения  и  нежилых  помещений  в
жилые помещения на территории  Ардонского  городского  поселения",  на
территории  Ардонского  городского  поселения  устанавливается   иное,
отличное  от  федерального,   нормативное   регулирование   отношений,
связанных с переустройством и (или) перепланировкой  жилых  помещений.
Аналогично, Положением о порядке перевода жилых  помещений  в  нежилые
помещения  и  нежилых  помещений  в  жилые  помещения  на   территории
Ардонского городского  поселения,  утвержденным  постановлением  главы
Ардонского  городского  поселения  от  6  сентября  2010   года   N 39
"О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений  и  о
порядке  перевода  жилых  помещений  в  нежилые  помещения  и  нежилых
помещений  в  жилые  помещения  на  территории  Ардонского  городского
поселения",  на  территории  Ардонского  городского  поселения   также
установлено иное, отличное от федерального, нормативное  регулирование
отношений, связанных с переводом жилых помещений в нежилые помещения и
нежилых помещений в жилые помещения  В  то  же  время  орган  местного
самоуправления вправе принимать решение о согласовании или об отказе в
согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения  и
решение о переводе жилых  помещений  в  нежилые  помещения  и  нежилых
помещений в жилые помещении. При этом форма и  содержание  документов,
подтверждающих   принятие   соответствующих   решений,    утверждаются
Правительством Российской Федерации.
     В  пределах  своей  компетенции  органы  местного  самоуправления
могут, в частности, определить  порядок  своих  действий  по  переводу
жилых помещений в  нежилые  помещения  и  нежилых  помещений  в  жилые
помещения,  а  также  порядок  получения  документа,   подтверждающего
принятие  решения  о  согласовании  или  об  отказе   в   согласовании
переустройства и (или) перепланировки  жилого  помещения.  Однако  при
этом не  должны  изменяться  установленные  федеральным  законодателем
условия и порядок перевода  жилых  помещений  в  нежилые  помещения  и
нежилых  помещений  в   жилые   помещения   и   порядок   согласования
переустройства и (или) перепланировки жилого  помещения,  определяемые
нормативными  правовыми   актами   органов   государственной   власти.
Следовательно, регулируя условия и порядок перевода жилых помещений  в
нежилые помещения и нежилых помещений  в  жилые  помещения  и  порядок
согласования переустройства и (или) перепланировки  жилого  помещения,
орган  местного  самоуправления  выходит   за   пределы   определенных
законодательством  полномочий  и  вмешивается  в  компетенцию  органов
государственной власти.
     Согласно  правовой  позиции,  сформулированной  в   Постановлении
Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 15  февраля
2005 года N 1-П, орган местного самоуправления при осуществлении своих
полномочий, в  том  числе  при  обеспечении  защиты  прав  и  законных
интересов граждан,  должен  действовать  в  определенных  Конституцией
Российской Федерации и Конституцией Республики Северная  Осетия-Алания
пределах.
     Таким   образом,   установив   не   предусмотренные   федеральным
законодательством нормы, глава Ардонского городского  поселения  своим
постановлением от 6 сентября 2010 года N 39 "О порядке  переустройства
и (или) перепланировки жилых помещений  и  о  порядке  перевода  жилых
помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на
территории   Ардонского   городского   поселения"   вышел   за   рамки
компетенции, предоставленной федеральными  законами  органам  местного
самоуправления,  что  противоречит  Конституции  Республики   Северная
Осетия-Алания, а именно ее статьям 14 (части 1 и 2) и 63 (часть 1).
     Исходя из  изложенного,  руководствуясь статьями 3 (часть 1),  54
(часть 1),  55,  56,  71 Конституционного закона  Республики  Северная
Осетия-Алания    "О    Конституционном    Суде   Республики   Северная
Осетия-Алания",  Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания
постановил:
     1. Признать не соответствующими Конституции  Республики  Северная
Осетия-Алания, а именно ее статьям 14 (части 1 и 2) и  63  (часть  1),
Положение  о  порядке  переустройства  и  (или)  перепланировки  жилых
помещений на территории Ардонского городского поселения и Положение  о
порядке  перевода  жилых  помещений  в  нежилые  помещения  и  нежилых
помещений  в  жилые  помещения  на  территории  Ардонского  городского
поселения, утвержденные  постановлением  главы  Ардонского  городского
поселения от 6 сентября 2010 года  N 39  "О порядке  переустройства  и
(или) перепланировки  жилых  помещений  и  о  порядке  перевода  жилых
помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на
территории Ардонского городского поселения".
     2. Согласно частям  1  и  2  статьи  61  Конституционного  закона
Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном  Суде  Республики
Северная    Осетия-Алания"    настоящее     постановление     является
окончательным, не подлежит обжалованию,  вступает  в  силу  немедленно
после провозглашения и  не  требует  подтверждения  иными  органами  и
должностными лицами.
     3. Согласно части 1 статьи 60 Конституционного закона  Республики
Северная Осетия-Алания  "О Конституционном  Суде  Республики  Северная
Осетия-Алания" настоящее постановление должно  быть  неза  медлительно
опубликовано в официальных изданиях органов  государс  твенной  власти
Республики   Северная   Осетия-Алания.   Постановление   должно   быть
опубликовано  также  в   газете   Ардонского   муниципального   района
Республики  Северная  Осетия-Алания  "Рухс  (Свет)"  и   в   "Вестнике
Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания".


     г.Владикавказ

     18 ноября 2011 года

     N 3-П


Информация по документу
Читайте также