Расширенный поиск

Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 13.03.2001 № 209-З

                                         Утратил силу - Закон
                                    Государственного Собрания -
                                  Курултая Республики Башкортостан
                                      от 04.03.2005 г. N 153-з

                               ЗАКОН
                      Республики Башкортостан

                   О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
                   В КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
                    О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

     Принят    Законодательной   Палатой   Государственного   Собрания
Республики Башкортостан 15 февраля 2001 года.
     Одобрен    Палатой   Представителей   Государственного   Собрания
Республики Башкортостан 24 февраля 2001 года.

     Статья  1.  Внести  в  Кодекс Республики Башкортостан о средствах
массовой  информации  (Ведомости  Верховного  Совета  и  Правительства
Республики  Башкортостан, 1993, N 5, ст.95; Ведомости Государственного
Собрания,  Президента  и  Кабинета  Министров Республики Башкортостан,
1997,  N  2  (56),  ст.93;  1999,  N 10 (94), ст.605; 2000, N 7 (109),
ст.504)  следующие  изменения  и  дополнения,  изложив его в следующей
редакции:

                    "Кодекс Республики Башкортостан
                    о средствах массовой информации


                                Глава I
                            ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Законодательство Республики Башкортостан о
     средствах массовой информации

     Законодательство  Республики  Башкортостан  о  средствах массовой
информации   основывается   на   Конституции   Российской   Федерации,
Конституции  Республики  Башкортостан,  Законе Российской Федерации "О
средствах массовой информации" (далее - Закон) и состоит из настоящего
Кодекса  и  принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых
актов Республики Башкортостан о средствах массовой информации.
     Действие  настоящего  Кодекса  распространяется  на  все средства
массовой    информации,    находящиеся    на   территории   Республики
Башкортостан,  независимо  от  места  их регистрации, включая средства
массовой   информации,   редакции,   филиалы,   представительства  или
представители    которых    находятся    на    территории   Республики
Башкортостан.

     Статья 2. Свобода массовой информации

     Поиск,   получение,   производство   и  распространение  массовой
информации,   учреждение   средств   массовой   информации,  владение,
пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и
эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов,
предназначенных  для  производства и распространения продукции средств
массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством о средствах массовой информации.

     Статья 3. Управление в сфере средств массовой информации

     Республиканским  органом  исполнительной  власти,  осуществляющим
государственное  управление и контроль за соблюдением законодательства
о  средствах  массовой  информации,  является  Министерство  печати  и
массовой информации Республики Башкортостан.

     Статья 4. Основные понятия

     Для целей настоящего Закона:
     под   массовой   информацией   понимаются   предназначенные   для
неограниченного  круга  лиц  печатные,  аудио-, аудиовизуальные и иные
сообщения и материалы;
     под   средством   массовой  информации  понимается  периодическое
печатное  издание,  радио-,  теле-,  видеопрограмма,  кинохроникальная
программа,   иная   форма   периодического   распространения  массовой
информации;
     под  периодическим  печатным  изданием понимается газета, журнал,
альманах,   бюллетень,  иное  издание,  имеющее  постоянное  название,
текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
     под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается
совокупность   периодических   аудио-,   аудиовизуальных  сообщений  и
материалов  (передач),  имеющая постоянное название и выходящая в свет
(в эфир) не реже одного раза в год;
     под  продукцией средства массовой информации понимается тираж или
часть  тиража  отдельного  номера  периодического  печатного  издания,
отдельный  выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или
часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
     под   распространением  продукции  средства  массовой  информации
понимается   продажа   (подписка,   доставка,  раздача)  периодических
печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-,
телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;
     под   средством   массовой   информации,   специализирующимся  на
сообщениях    и    материалах   эротического   характера,   понимается
периодическое  печатное  издание  или  программа,  которые  в  целом и
систематически эксплуатируют интерес к сексу;
     под  специализированным  средством массовой информации понимается
такое    средство    массовой    информации,   для   регистрации   или
распространения   продукции   которого   Законом,  настоящим  Кодексом
установлены специальные правила;
     под  редакцией  средства  массовой  информации (далее - редакция)
понимается    организация   либо   гражданин,   объединение   граждан,
осуществляющие     производство    и    выпуск    средства    массовой
информации;
     под  главным  редактором  понимается лицо, возглавляющее редакцию
(независимо  от  наименования  должности)  и принимающее окончательные
решения   в   отношении   производства  и  выпуска  средства  массовой
информации;
     под  журналистом  понимается  лицо, занимающееся редактированием,
созданием,  сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции
зарегистрированного  средства  массовой  информации,  связанное  с ней
трудовыми  или  иными  договорными отношениями либо занимающееся такой
деятельностью по ее уполномочию;
     под   издателем   понимается   издательство,   иное   учреждение,
предприятие  (предприниматель), осуществляющее материально техническое
обеспечение   производства  продукции  средства  массовой  информации.
Юридическое лицо или гражданин, осуществляющие материально-техническое
обеспечение  производства  продукции средства массовой информации, для
которого  эта деятельность не является основной либо не служит главным
источником дохода, также приравнивается к издателю;
     под    распространителем    понимается    лицо,    осуществляющее
распространение  продукции  средства массовой информации по договору с
редакцией, издателем или на иных законных основаниях;
     под  цензурой понимается требование от редакции средства массовой
информации   со   стороны  должностных  лиц,  органов  государственной
власти,
     органов   местного   самоуправления,   организаций,  общественных
объединений  предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме
случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым),
а  равно  наложение запрета на распространение сообщений и материалов,
их отдельных частей.

     Статья 5. Недопустимость цензуры

     Массовая    информация    не   подлежит   цензуре.   Создание   и
финансирование организаций, органов, должностей, в задачи либо функции
которых входит осуществление цензуры, не допускается.

     Статья 6. Недопустимость злоупотребления свободой массовой
     информации

     Использование  средств  массовой  информации  в  целях совершения
уголовно   наказуемых   деяний,   для   призыва   к   захвату   власти
насильственному   изменению   конституционного   строя   и   нарушению
целостности    государства,    разжигания    классовой,    социальной,
национальной,  религиозной  нетерпимости  или  розни,  для  пропаганды
войны,   а   также   для  распространения,  передач,  пропагандирующих
порнографию, культ насилия и жестокости, не допускается.
     Запрещается   использование   средств   массовой  информации  для
распространения    сведений,    порочащих    честь    и    достоинство
граждан.
     Распространение    материалов,    оскорбляющих    государственную
символику    (герб,   флаг,   гимн),   не   допускается.   Запрещается
распространение   в   средствах   массовой   информации,   а  также  в
компьютерных   сетях   сведений   о   способах,   методах  разработки,
изготовления   и   использования,  местах  приобретения  наркотических
средств,  психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо
преимуществ    использования    отдельных    наркотических    средств,
психотропных  веществ,  их  аналогов  и  прекурсоров,  за  исключением
рекламы  наркотических  средств  и  психотропных  веществ, внесённых в
списки   II  и  III  согласно  Федеральному  закону  "О  наркотических
средствах  и психотропных веществах", в средствах массовой информации,
рассчитанных  на  медицинских  и  фармацевтических работников, а также
распространение  иной  информации,  распространение  которой запрещено
федеральными законами.

     Статья 7. Недопустимость разглашения тайны

     Не   допускается  разглашение  в  средствах  массовой  информации
сведений, составляющих государственную либо иную специально охраняемую
законом тайну.
     Редакция   или   ее  сотрудник,  получившие  такие  сведения  без
нарушения  действующего  законодательства  и  не  имеющие официального
письменного  уведомления  о наличии в них тайны, ответственности за ее
разглашение не несут.

     Статья 8. Недопустимость вмешательства средств
     массовой информации в частную жизнь

     Не   допускается   использование  для  массового  распространения
информации  о  частной  жизни  любого  человека без его разрешения или
разрешения  его  наследников, публиковать или предавать гласности иным
способом  содержание личных писем и документов, если они не проходят о
судебным делам.
     Публикация  материалов,  связанных  с  нахождением  человека  под
следствием,  содержанием  под стражей или нахождением в местах лишения
свободы, допускается с разрешения соответствующих органов.

     Статья 9. Недопустимость использования скрытых вставок

     Использование  в  теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и
художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и
программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным
средствам  массовой  информации,  скрытых  вставок,  воздействующих на
подсознание  людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье,
не допускается.

     Статья 10. Недопустимость монополизации средств массовой
     информации

     Монополизация   средств   массовой   информации   на   территории
Республики  Башкортостан  не допускается. Ни один учредитель не вправе
иметь   в   собственности,  владении,  пользовании,  управлении  более
тридцати     процентов     всех     средств    массовой    информации,
зарегистрированных   или   осуществляющих  деятельность  в  Республике
Башкортостан.

                               Глава II
                   ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ
                          МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

     Статья 11. Учредитель средства массовой информации

     Правом  на  учреждение  средств  массовой информации в Республике
Башкортостан  обладают государственные органы, организации, граждане и
объединения граждан.
     Учредителем  средства массовой информации (далее - учредитель) не
вправе выступать:
     юридическое лицо, деятельность которого запрещена по закону;
     гражданин,  не  достигший  18-летнего  возраста,  либо отбывающий
наказание   в   местах   лишения   свободы  по  приговору  суда,  либо
душевнобольной, признанный судом недееспособным;
     объединение граждан, деятельность которого запрещена по закону;
     иностранный  гражданин  или  лицо без гражданства, не проживающее
постоянно в Российской Федерации.

     Статья 12. Право на осуществление деятельности редакции

     Редакция  вправе  начать  осуществление  своей деятельности после
регистрации средства массовой информации в установленном порядке.
     Заявление  о  регистрации средства массовой информации, продукция
которого предназначена для распространения преимущественно:
     на  всей  территории  Российской  Федерации,  за ее пределами, на
территории  нескольких  субъектов  Российской  Федерации,  -  подается
учредителем  в  Министерство  Российской  Федерации  по  делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций;
     на  территории  Республики Башкортостан, - подается учредителем в
соответствующий    территориальный   орган   Министерства   Российской
Федерации   по  делам  печати,  телерадиовещания  и  средств  массовых
коммуникаций (далее - территориальный регистрирующий орган).
     Право  приступить  к  производству  продукции  средства  массовой
информации  сохраняется  за  учредителем  в течение одного года со дня
выдачи  свидетельства  о  регистрации.  В  случае пропуска этого срока
свидетельство  о  регистрации  средства массовой информации признается
недействительным.

     Статья 13. Недопустимость повторной регистрации

     Зарегистрированное  средство  массовой  информации  не может быть
повторно   зарегистрировано   в   том   же   или  ином  регистрирующем
органе.
     В  случае установления судом факта повторной регистрации законной
признается первая по дате регистрация.

     Статья 14. Заявление о регистрации

     В  заявлении  о  регистрации  средства массовой информации должны
быть указаны:
     1)    сведения   об   учредителе   (учредителях),   обусловленные
требованиями настоящего Кодекса;
     2) название средства массовой информации;
     3) язык (языки);
     4) адрес редакции;
     5) форма периодического распространения массовой информации;
     6)  предполагаемая  территория распространения продукции средства
массовой информации;
     7)  примерная  тематика  и  (или) специализация средства массовой
информации;
     8)   предполагаемые  периодичность  выпуска,  максимальный  объем
средства массовой информации;
     9) источники финансирования;
     10)  сведения  о  том,  в отношении каких других средств массовой
информации  заявитель  является  учредителем, собственником, редакцией
(главным редактором), издателем или распространителем.
     К   заявлению   прилагается   документ,   удостоверяющий   уплату
регистрационного сбора.
     Предъявление  иных  требований  при регистрации средства массовой
информации запрещается.

     Статья 15. Освобождение от регистрации

     Не требуется регистрация:
     средств     массовой     информации,     учреждаемых     органами
законодательной,  исполнительной  и судебной властей исключительно для
издания  их официальных сообщений и материалов, нормативных правовых и
иных актов;
     периодических   печатных   изданий  тиражом  менее  одной  тысячи
экземпляров;
     радио-  и  телепрограмм,  распространяемых  по  кабельным  сетям,
ограниченным   помещением   и   территорией   одного  государственного
учреждения,  учебного  заведения  или  промышленного  предприятия либо
имеющим не более десяти абонентов;
     аудио-  и  видеопрограмм,  распространяемых  в  записи тиражом не
более десяти экземпляров.

     Статья 16. Отказ в регистрации

     Отказ  в регистрации средства массовой информации возможен только
по следующим основаниям:
     1)   если  заявление  подано  от  имени  гражданина,  объединения
граждан,  организации,  не  обладающих  правом  на  учреждение средств
массовой информации;
     2)   если   указанные   в  заявлении  сведения  не  соответствуют
действительности;
     3)  если  название,  примерная  тематика  и  (или)  специализация
средства  массовой  информации  представляют  злоупотребление свободой
массовой   информации  в  смысле  части  первой  статьи  6,  статьи  7
настоящего Кодекса;
     4) если территориальным регистрирующим органом либо Министерством
Российской  Федерации  по  делам  печати,  телерадиовещания  и средств
массовых   коммуникаций   ранее   зарегистрировано  средство  массовой
информации  с  теми  же  названием  и  формой распространения массовой
информации.
     Извещение  об  отказе  в  регистрации  направляется  заявителю  в
письменной форме с указанием оснований отказа.
     Заявление о регистрации средства массовой информации возвращается
заявителю без рассмотрения с указанием основания возврата:
     1)  если  заявление  подано  с нарушением требований части второй
статьи 12 или части первой статьи 14 настоящего Кодекса;
     2) если заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на
то полномочий;
     3) если не уплачен регистрационный сбор.
     После устранения нарушений заявление принимается к рассмотрению.

     Статья 17. Регистрационный сбор

     За   выдачу   свидетельства   о   регистрации  средства  массовой
информации    установленного    образца    взимается   регистрационный
сбор.
     Порядок  уплаты,  размеры  регистрационного  сбора определяются в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 18. Признание свидетельства о регистрации средства
     массовой информации недействительным

     Свидетельство  о  регистрации  средства массовой информации может
быть   признано   недействительным   судом   в   порядке  гражданского
судопроизводства  по заявлению территориального регистрирующего органа
или    Министерства    Российской    Федерации    по   делам   печати,
телерадиовещания    средств    массовых    коммуникаций    только    в
случаях:
     1) если свидетельство о регистрации получено обманным путем;
     2)  если  средство  массовой  информации  не выходит в свет более
одного года;
     3)  если  устав  редакции  или заменяющий его договор не принят и
(или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет
данного средства массовой информации;
     4)  если  имела  место  повторная  регистрация  данного  средства
массовой информации.
     При   признании   свидетельства  о  регистрации  недействительным
регистрационный сбор возврату не подлежит.

     Статья 19. Прекращение и приостановление деятельности
     средства массовой информации

     Деятельность  средства  массовой информации может быть прекращена
или  приостановлена  только по решению учредителя либо судом в порядке
гражданского судопроизводства по иску территориального регистрирующего
органа   или   Министерства  Российской  Федерации  по  делам  печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
     Учредитель  имеет право прекратить или приостановить деятельность
средства  массовой  информации  исключительно  в  случаях  и  порядке,
предусмотренных  уставом  редакции  или  договором между учредителем и
редакцией (главным редактором).
     Основанием  для  прекращения судом деятельности средства массовой
информации   являются   неоднократные  в  течение  двенадцати  месяцев
нарушения  редакцией требований статей 6, 7 и 9 настоящего Кодекса, по
поводу    которых    территориальным    регистрирующим   органом   или
Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств   массовых  коммуникаций  делались  письменные  предупреждения
учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение
постановления  суда  о  приостановлении деятельности средства массовой
информации.
     Основанием   для   приостановления  судом  (судьей)  деятельности
средства   массовой  информации  может  служить  только  необходимость
обеспечения    иска,    предусмотренного   частью   первой   настоящей
статьи.
     Прекращение  деятельности  средства  массовой  информации  влечет
недействительность   свидетельства   о   его   регистрации   и  устава
редакции.

     Статья 20. Перерегистрация и уведомление

     Смена   учредителя,   изменение   состава  учредителей,  а  равно
названия, языка, формы распространения массовой информации, территории
распространения   его   продукции   допускаются   лишь   при   условии
перерегистрации средства массовой информации.
     Перерегистрация  средств массовой информации осуществляется в том
же порядке, что и их регистрация.
     Перерегистрация   средства   массовой   информации,  деятельность
которого прекращена судом, не допускается.
     При  изменении  местонахождения редакции, периодичности выпуска и
максимального  объема средства массовой информации учредитель обязан в
месячный    срок   письменно   уведомить   об   этом   соответствующий
регистрирующий орган.

     Статья 21. Возникновение прав и обязанностей

     Права  и  обязанности  учредителя  и редакции возникают с момента
регистрации  средства  массовой  информации, а предусмотренные уставом
редакции  - с момента его утверждения. Учредитель, редакция, издатель,
распространитель  могут  дополнительно установить на договорной основе
взаимные права и обязанности.
     Учредитель   вправе   одновременно   обладать  правами  редакции,
издателя, распространителя и собственника имущества редакции:
     редакция  -  правами  учредителя,  издателя,  распространителя  и
собственника имущества редакции;
     издатель  -  правами  учредителя,  редакции,  распространителя  и
собственника имущества редакции.

     Статья 22. Права учредителя

     Учредитель обладает правами:
     передачи  своих  прав  и  обязанностей  третьему  лицу с согласия
редакции и других учредителей;
     утверждения  устава  редакции  учрежденного  им средства массовой
информации;
     заключения договора с редакцией (главным редактором) учрежденного
им средства массовой информации;
     принятия  функций  издателя  и  распространителя  учрежденного им
средства  массовой информации, а также средств массовой информации, по
отношению к которым он не обладает правом учредителя;
     финансирования  и  материально-технического  обеспечения редакции
учрежденного им средства массовой информации;
     бесплатного  и в указанный срок помещения сообщения или материала
от  своего  имени (заявление учредителя). Максимальный объем заявления
учредителя  определяется  в  уставе  редакции,  ее  договоре либо ином
соглашении   с   учредителем.  По  претензиям  и  искам,  связанным  с
сообщениями    и   материалами   учредителя,   ответственность   несет
учредитель.  Если  принадлежность  указанного  сообщения или материала
учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком;
     определения  названия,  языка, формы, территории распространения,
примерной  тематики  и  специализации,  периодичности,  объема, тиража
учреждаемого им средства массовой информации;
     определения   программных   целей   и   задач  средства  массовой
информации.

     Статья 23. Ограничение прав учредителя

     Учредитель  не  вправе вмешиваться в деятельность редакции, кроме
случаев,   предусмотренных   Законом,   настоящим   Кодексом,  уставом
редакции,   договором   между   учредителем   и   редакцией   (главным
редактором).

     Статья 24. Преемственность прав учредителя

     В    случае    ликвидации    или   реорганизации   учредителя   -
государственного  органа, организации, объединения граждан его права и
обязанности  в  полном  объеме  переходят  к  редакции,  если  иное не
предусмотрено уставом редакции.

     Статья 25. Права редакции

     Редакция     осуществляет    свою    деятельность    на    основе
профессиональной самостоятельности.
     Редакцией руководит главный редактор.
     Главный  редактор  осуществляет свои полномочия на основе Закона,
настоящего  Кодекса,  устава  редакции,  договора  между учредителем и
редакцией (главным редактором).
     Главный   редактор   представляет   редакцию   в   отношениях   с
учредителем,  издателем,  распространителем, гражданами, объединениями
граждан, организациями, государственными органами, а также в суде.
     Главный  редактор несет ответственность за выполнение требований,
предъявляемых  к  деятельности  средства  массовой информации Законом,
настоящим  Кодексом и другими нормативными правовыми актами Российской
Федерации, Республики Башкортостан.
     Редакция обладает правом:
     на приобретение статуса юридического лица;
     на    самостоятельную    хозяйственную,   коммерческую   и   иную
деятельность, не противоречащую законодательству;
     предложения кандидатур на должность главного редактора.
     Редакция может освобождаться от налоговых платежей в соответствии
с законодательством о налогах и сборах.

     Статья 26. Устав редакции

     Устав   редакции   принимается   на   общем  собрании  коллектива
журналистов  -  штатных  сотрудников редакции большинством голосов при
наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.
     Уставом редакции регламентируются:
     взаимные  права  и  обязанности  учредителя  и  редакции, порядок
назначения  (избрания)  главного  редактора,  редакционной  коллегии и
(или) иных органов управления редакцией;
     права и обязанности главного редактора, сотрудников редакции;
     полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции;
     организационно-правовой статус, компетенция редакции;
     полномочия  редакции  в  сфере хозяйственной, коммерческой и иной
деятельности;
     порядок утверждения и изменения устава редакции;
     принципы  оплаты  труда  и  материального  поощрения, обеспечения
социальной     защиты,     социально-бытовых    условий    сотрудников
редакции;
     основание  и  порядок  прекращения и приостановления деятельности
средства массовой информации;
     передача  и  (или) сохранение права на название, иные юридические
последствия   смены   учредителя,   изменения   состава   учредителей,
прекращения  деятельности средства массовой информации, ликвидации или
реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;
     иные   положения,  предусмотренные  Законом,  иными  федеральными
законами, настоящим Кодексом.
     До  утверждения  устава  редакции,  а также если редакция состоит
менее  чем из 10 человек, ее отношения с учредителем, включая вопросы,
перечисленные  в  части  второй  настоящей  статьи, могут определяться
заменяющим  устав  договором  между  учредителем  и редакцией (главным
редактором).
     Устав   редакции,   формируемой  в  качестве  юридического  лица,
является  одновременно  уставом  данного  юридического  лица  и должен
соответствовать  как законодательству о средствах массовой информации,
так и гражданскому законодательству.

     Статья 27. Взаимоотношения издателя и редакции

     Взаимоотношения  между  редакцией  и  издателем осуществляются на
договорной основе.
     В   случае,   если   редакция   не  является  юридическим  лицом,
материально-техническое  обеспечение  производства  продукции средства
массовой  информации  может осуществляться на основании договора между
учредителем и издателем.

     Статья 28. Распространитель

     Распространитель    осуществляет   свою   деятельность   согласно
договору,  заключенному  с  учредителем,  редакцией,  издателем,  иным
юридическим     лицом     или    гражданином    в    соответствии    с
законодательством.
     Распространитель  не вправе заниматься распространением продукции
средств массовой информации, деятельность которых запрещена.

     Статья 29. Договоры в сфере средств массовой информации

     Договоры,   заключенные  между  учредителем,  редакцией  (главным
редактором), издателем и распространителем продукции средства массовой
информации,  являются  юридическими  документами, регламентирующими их
взаимоотношения.
     Учредительным договором регламентируются:
     взаимные  права  и  обязанности  учредителей  по отношению друг к
другу;
     порядок,  условия  и  юридические  последствия  изменения состава
учредителей;
     порядок разрешения спорных вопросов между учредителями;
     порядок    и    условия    признания    учредительного   договора
недействительным и прекращения его действия;
     ответственность  каждого  из  учредителей  за нарушение положений
учредительного договора.
     Договором  между  учредителем  и  редакцией  (главным редактором)
регламентируются:
     взаимные права и обязанности по отношению друг к другу;
     производственные,  финансовые,  имущественные  и  иные  отношения
между учредителем и редакцией (главным редактором);
     порядок выделения и использования средств на содержание редакции,
распределения прибыли, образования фондов, возмещения убытков;
     обязательства     учредителя     по     обеспечению    надлежащих
производственных     и     социально-бытовых    условий    сотрудников
редакции;
     условия   подачи  и  помещения  в  средство  массовой  информации
сообщений и материалов учредителя;
     порядок прекращения учредителем деятельности редакции;
     ответственность сторон за нарушение условий договора.
     Договор  с  редакцией  (главным  редактором)  может быть заключен
каждым  из  учредителей  в  отдельности  или  совместно  на  основании
учредительного договора.
     Договором   между  редакцией  (главным  редактором)  и  издателем
регламентируются:
     взаимные права и обязанности по отношению друг к другу;
     производственные,  финансовые,  имущественные  и  иные  отношения
между редакцией и издателем;
     обязательства  издателя  по  материально-техническому обеспечению
производства продукции средства массовой информации;
     ответственность сторон за нарушение положений договора.
     Договором     между     редакцией    (главным    редактором)    и
распространителем регламентируются:
     взаимные права и обязанности по отношению друг к другу;
     порядок рассылки обязательных экземпляров;
     производственные,  финансовые  и иные отношения между редакцией и
распространителем;
     условия распространения продукции средства массовой информации;
     ответственность сторон за нарушение положений договора.
     Учредитель,   редакция   (главный   редактор),   издатель  вправе
заключать     иные     договоры     между    собой,    а    также    с
распространителем.

     Статья 30. Информационные агентства

     При  применении  настоящего  Кодекса  в  отношении информационных
агентств   на   них  одновременно  распространяются  статус  редакции,
издателя,   распространителя   и   правовой  режим  средства  массовой
информации.
     В  качестве  тиража  применительно  к  информационным  агентствам
рассматривается количество абонентов.
     Не  требуется  регистрация  информационного  агентства  с  числом
абонентов менее десяти.
     Бюллетень,  вестник,  иное  периодическое  печатное  издание  или
программа   с   постоянным   названием,   учреждаемые   информационным
агентством,   регистрируются   в   порядке,  установленном  Законом  и
настоящим Кодексом.
     При   распространении   сообщения  и  материалов  информационного
агентства    другим    средством   массовой   информации   ссылка   на
информационное агентство обязательна.
     Материалы  и сообщения, поступившие в информационное агентство от
физических  и юридических лиц, должны храниться в подлиннике в течение
года со дня передачи их абонентам.

     Статья 31. Иные средства массовой информации

     Правила,   установленные   Законом   и   настоящим  Кодексом  для
периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического
распространения  тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных
с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а
равно  в отношении иных средств массовой информации, продукция которых
распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.
     Правила,  установленные Законом и настоящим Кодексом для радио- и
телепрограмм,  применяются  в отношении периодического распространения
массовой  информации  через  системы  телетекста,  видеотекста  и иные
телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации
не установлено иное.

                                Глава Ш
                  РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

     Статья 32. Свобода распространения

     Всякое  воспрепятствование  законному  распространению  продукции
средства  массовой  информации  со  стороны  государственных  органов,
юридических  лиц,  должностных  лиц,  граждан,  объединений граждан не
допускается.

     Статья 33. Коммерческое распространение

     Распространение  продукции средства массовой информации считается
коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция средства массовой
информации,   предназначенная   для  некоммерческого  распространения,
должна   иметь   пометку   "Бесплатно"   и  не  может  быть  предметом
коммерческого распространения.

     Статья 34. Прекращение распространения

     Распространение продукции средства массовой информации может быть
прекращено по решению суда в случаях, если:
     распространение    продукции    средства    массовой   информации
противоречит законодательству;
     распространитель  не  уполномочен  проводить  данную деятельность
учредителем,  либо  редакцией,  либо  издателем  или  иным юридическим
лицом,  или  гражданином  (их  объединением),  обладающими  правами  и
обязанностями распространителя;
     розничная   продажа   продукции   средств   массовой  информации,
специализирующихся  на сообщениях и материалах эротического характера,
осуществляется  вне  запечатанной  прозрачной  упаковки  и  (или)  вне
специально предназначенных для этого помещениях;
     редакцией, издателем или распространителем нарушены имущественные
либо личные неимущественные права авторов.

     Статья 35. Выход в свет

     Распространение    продукции    средства    массовой   информации
осуществляется  только  после  разрешения  главного редактора средства
массовой  информации  или заменяющего его должностного лица на выход в
свет (эфир, информационно-компьютерные и иные сети).

     Статья 36. Выходные данные

     Каждый  выпуск  периодического печатного издания должен содержать
следующие сведения:
     1) название издания;
     2) учредитель (учредители);
     3) фамилия, инициалы главного редактора;
     4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет
-  также  время  подписания  в  печать  (установленное  по  графику  и
фактическое);
     5)  индекс  -  для  изданий,  распространяемых  через предприятия
связи;
     6) тираж;
     7) цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно";
     8) адреса редакции, издателя, типографии.
     При  каждом  выходе  в  эфир,  а при непрерывном вещании не менее
четырех  раз в сутки редакция теле-, радио- или иной программы обязана
объявлять название программы.
     Каждая  копия  аудио-,  видео-,  кино-,  аудиовизуальной или иной
программы должна содержать:
     1) название программы;
     2) фамилию и инициалы главного редактора;
     3) дату выхода программы в эфир;
     4) дату изготовления копии;
     5) тираж;
     6) название редакции, ее адрес;
     7) номер выпуска;
     8)  для  редакций,  не  являющихся  юридическим  лицом,  -  адрес
учредителя (учредителей), его (их) точное и полное наименование, цену,
либо пометку "Свободная цена", либо пометку "Бесплатно".
     Сообщения    и   материалы   информационного   агентства   должны
сопровождаться его названием.
     Если  средство массовой информации не освобождено от регистрации,
то  в выходных данных указываются также зарегистрировавший его орган и
регистрационный номер.

     Статья 37. Тираж

     Тираж продукции средства массовой информации определяется главным
редактором по согласованию с издателем.
     Тираж  либо  любая его часть не подлежат изъятию или уничтожению,
кроме как по вступившему в силу решению суда.
     Для    средств   массовой   информации,   специализирующихся   на
производстве  продукции  рекламного  и  (или)  эротического характера,
устанавливается  потиражный  сбор,  взимаемый в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.

     Статья 38. Обязательные экземпляры

     Обязательные  бесплатные  и  платные экземпляры продукции средств
массовой  информации  к  выходу начального выпуска тиража направляются
получателям   документов   в   соответствии   с  законодательством  об
обязательном экземпляре документов.

     Статья 39. Лицензирование вещания

     Теле-,  радиовещание,  показ видео- и кинохроникальных программ в
эфире   разрешаются   при   получении   лицензии   в   соответствии  с
законодательством.

     Статья 40. Свобода вещания

     Воспрепятствование   вещанию   запрещается.   Воспрепятствованием
распространению  продукции  зарегистрированных в установленном порядке
средств  массовой  информации в эфире считается создание искусственных
помех,   препятствующих   уверенному   приему  радио-,  теле-  и  иных
технических  сигналов  в  полосе  частот,  на  которых  осуществляются
вещание и показ по лицензии.
     Создание  искусственных  помех,  препятствующих  вещанию,  влечет
ответственность в соответствии с законодательством.
     Не   считаются   воспрепятствованием   распространению  продукции
средств массовой информации в эфире индустриальные помехи, возникающие
при   эксплуатации  технических  устройств  в  процессе  хозяйственной
деятельности. Индустриальные помехи подлежат устранению за счет лиц, в
собственности (ведении, управлении) которых находятся источники помех.

     Статья 41. Хранение материалов вещания

     Редакция,  чья продукция распространяется в прямом эфире, а также
в  виде  аудио-, видео-, аудиовизуальных, компьютерных и иных записей,
обязана  сохранять  материалы собственных передач, вышедших в эфир или
распространяемых в форме записи. Срок хранения материалов передач - не
менее месяца со дня выхода в эфир.

     Статья 42. Регистрационный журнал передач

     Редакции теле- и радиопрограмм обязаны:
     фиксировать  в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир,
указывая дату, время и продолжительность выхода в эфир, тему передачи,
ее  автора,  ведущего  и  участников;  фиксировать  в  регистрационном
журнале  тираж,  объем, стоимость одного экземпляра, автора (авторов),
ведущих,  участников  и  тематику  передач,  распространяемых  в  виде
аудио-, видео-, кинохроникальных, аудиовизуальных, компьютерных и иных
записей.
     Срок хранения регистрационного журнала составляет не менее одного
года с даты последней записи в нем.

     Статья 43. Обязательные сообщения и материалы

     Редакция      обязана      выпустить      в      свет      (эфир,
информационно-компьютерные  и  иные  сети)  бесплатно  и  в  указанный
срок:
     поступившие  от  учредителя  данного средства массовой информации
сообщение или иной материал;
     поступившее  от  органа,  зарегистрировавшего  средство  массовой
информации, сообщение, касающееся данного средства массовой информации
или его редакции;
     вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об
опубликовании   такого   решения   через   данное   средство  массовой
информации.
     Редакции,  учредителями  которых  являются органы государственной
власти,  обязаны  публиковать  их  сообщения  в  порядке, регулируемом
законодательством.

     Статья 44. Размещение рекламы

     Размещение рекламы в средствах массовой информации осуществляется
в порядке, установленном законодательством о рекламе.

     Статья 45. Ограничение распространения продукции средств массовой
     информации, специализирующихся на сообщениях и
     материалах эротического характера

     Распространение    выпусков,    специализированных    радио-    и
телепрограмм    эротического   характера   без   кодирования   сигнала
допускается только с 23 часов до 4 часов местного времени.
     Розничная   продажа   продукции   средств   массовой  информации,
специализирующихся  на сообщениях и материалах эротического характера,
допускается  только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально
предназначенных для этого местах, определяемых местной администрацией.

                               Глава IV
                 ОТНОШЕНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
                     С ГРАЖДАНАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ

     Статья 46. Право на получение информации

     Граждане  имеют  право  на  оперативное  получение через средства
массовой    информации    достоверных    сведений    о    деятельности
государственных  органов  и  организаций, общественных объединений, их
должностных лиц.
     Редакции имеют право на оперативное получение для распространения
через   средства   массовой   информации   сведений   о   деятельности
государственных  органов  и  организаций, общественных объединений, их
должностных  лиц, а также иной информации, представляющей общественный
интерес.
     Государственные  органы  и организации, общественные объединения,
их  должностные  лица  предоставляют  сведения  о  своей  деятельности
средствам  массовой  информации  по  запросам  редакций, а также путем
проведения  пресс-конференций,  рассылки  справочных  и статистических
материалов и в иных формах.

     Статья 47. Запрос информации

     Редакция   имеет  право  запрашивать  информацию  о  деятельности
государственных  органов,  организаций,  общественных  объединений, их
должностных лиц.
     Запрос  информации  возможен  как  в  устной,  так и в письменной
форме.
     Отказ  в  приеме  запроса  не  допускается. Уполномоченные лица в
пределах  своей  компетенции  обязаны  предоставить  редакции  или  ее
представителю запрашиваемую информацию в семидневный срок.

     Статья 48. Отказ и отсрочка в предоставлении
     запрашиваемой информации

     Отказ  в  предоставлении  запрашиваемой информации возможен, если
она  содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или
иную специально охраняемую законом тайну.
     Уведомление  об  отказе в предоставлении запрашиваемой информации
вручается   редакции   или  ее  представителю  в  письменной  форме  в
трехдневный    срок    со    дня    получения    письменного   запроса
информации.
     В уведомлении об отказе указываются:
     причины,  по  которым  запрашиваемая  информация  не  может  быть
отделена  от  сведений,  составляющих  специально  охраняемую  законом
тайну;
     должностное   лицо,   отказывающее   редакции   в  предоставлении
информации;
     дата принятия решения об отказе.
     Отсрочка  в  предоставлении  запрашиваемой  информации допустима,
если  требуемые  сведения  не  могут  быть предоставлены в семидневный
срок.
     Уведомление  об  отсрочке предоставления запрашиваемой информации
вручается  редакции  или  ее  полномочному  представителю в письменной
форме   в  трехдневный  срок  со  дня  получения  письменного  запроса
информации.
     В уведомлении об отсрочке указываются:
     причины,  по  которым  запрашиваемая  информация  не  может  быть
предоставлена в семидневный срок;
     дата, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация;
     должностное лицо, установившее отсрочку; дата принятия решения об
отсрочке.

     Статья 49. Конфиденциальная информация

     Редакция  не  вправе  разглашать  в распространяемых сообщениях и
материалах   сведения,   предоставленные   гражданином   на   условиях
сохранения их в тайне.
     Редакция  обязана  сохранять  в  тайне  источник  информации и не
вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения
его  имени,  за  исключением  случая, когда соответствующее требование
поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.
     Редакция  не  вправе  разглашать  в распространяемых сообщениях и
материалах  сведения,  прямо  или  косвенно  указывающие  на  личность
несовершеннолетнего,  совершившего преступление, либо подозреваемого в
его  совершении,  а равно совершившего административное правонарушение
или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего
и его законного представителя.
     Редакция  не  вправе  разглашать  в распространяемых сообщениях и
материалах  сведения,  прямо  или  косвенно  указывающие  на  личность
несовершеннолетнего,  признанного  потерпевшим,  без  согласия  самого
несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.

     Статья 50. Авторские произведения и письма

     Редакция  обязана  соблюдать авторские, издательские и иные права
на  интеллектуальную  собственность.  Автор либо иное лицо, обладающее
правами   на   произведение,  используемое  в  производстве  продукции
средства   массовой  информации,  вправе  особо  оговорить  условия  и
характер использования предоставляемого редакции произведения.
     Письмо,  адресованное  в  редакцию,  может  быть  использовано  в
производстве  продукции средства массовой информации, если при этом не
искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего Кодекса.
     Редакция  не  обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти
письма    на    рассмотрение   или   для   ответа   в   иные   органы,
организации.
     Никто  не  вправе  обязать  редакцию  опубликовать отклоненные ею
произведение,   письмо,   сообщение   или   материал,   если  иное  не
предусмотрено законом.

     Статья 51. Право на опровержение

     Юридическое лицо или гражданин в случае, если в средстве массовой
информации   распространены   не  соответствующие  действительности  и
порочащие  их  честь и достоинство, деловую репутацию сведения, вправе
потребовать   от   редакции   данного   средства  массовой  информации
опровержение.
     Требование об опровержении вправе предъявить как само юридическое
лицо  или  гражданин,  так  и  их представители. Если редакция данного
средства массовой информации не располагает доказательствами того, что
распространенные   им  сведения  соответствуют  действительности,  она
обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.
     Юридическое   лицо,   гражданин   или   их  представители  вправе
представить  свой  текст  опровержения.  Редакция не вправе отказать в
распространении в средстве массовой информации данного текста, если он
не противоречит законодательству.
     Редакция,    обязанная    распространить    опровержение,   может
предоставить   гражданину   или   представителю   юридического   лица,
потребовавшему   этого,   возможность  зачитать  собственный  текст  и
передать его в записи.

     Статья 52. Порядок опровержения

     В   опровержении   должно   быть   указано,   какие  сведения  не
соответствуют  действительности  и  (или) порочат честь, достоинство и
деловую   репутацию,  когда  и  как  они  были  распространены  данным
средством массовой информации.
     Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано
тем  же  шрифтом,  помещено  под  заголовком  "Опровержение" на том же
месте,     где     располагались    сведения,    не    соответствующие
действительности, вызвавшие опровержение.
     Опровержение  в  средстве  массовой  информации, распространившем
сведения,  не  соответствующие  действительности, в прямом эфире или в
виде  аудио-,  видео-,  аудиовизуальной,  компьютерной  или иной форме
записи,  должно  быть передано в то же время суток, в той же передаче,
что и опровергаемые сведения.
     Объем  опровержения  не  может  более  чем  вдвое превышать объем
опровергаемого       фрагмента       распространенного      сообщения,
материала.
     Нельзя  требовать,  чтобы  текст  опровержения  был  короче одной
стандартной страницы машинописного текста. Опровержение по телевидению
и  радио не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для
прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.
     Опровержение должно последовать:
     1)  в  средствах  массовой  информации,  выходящих в свет не реже
одного  раза  в  неделю,  -  в  течение  десяти  дней со дня получения
требования об опровержении или его текста;
     2)  в иных средствах массовой информации - в подготавливаемом или
ближайшем планируемом выпуске.
     В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо
его   текста   редакция   обязана   в   письменной   форме   уведомить
заинтересованных  гражданина  или  организацию  о предполагаемом сроке
распространения  опровержения  либо  об отказе в его распространении с
указанием оснований отказа.

     Статья 53. Основания отказа в опровержении

     В  опровержении должно быть отказано, если данное требование либо
представленный текст опровержения:
     1)  является  злоупотреблением  свободой  массовой  информации  в
смысле части первой статьи 6, статьи 7 настоящего Кодекса;
     2) противоречит вступившему в законную силу решению суда;
     3) является анонимным.
     В опровержении может быть отказано:
     1) если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном
средстве массовой информации;
     2)  если требование об опровержении либо представленный текст его
поступили  в  редакцию по истечении одного года со дня распространения
опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.
     Отказ  в  опровержении  либо  нарушение  установленного настоящим
Кодексом   порядка   опровержения   могут  быть  обжалованы  в  суд  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 54. Недопустимость комментирования опровержения

     Редакции    запрещается   помещать   какие-либо   комментарии   к
опровержению  в одной передаче или номере средства массовой информации
вместе  с  опровержением.  Редакция  не  вправе  требовать изменений в
содержании   и   форме   подачи   опровержения,   его  документального
подтверждения.   Редакция   не  несет  ответственности  за  содержание
опровержения.

     Статья 55. Право на ответ

     Юридическое  лицо  или  гражданин, в отношении которых в средстве
массовой   информации   распространены  сведения,  не  соответствующие
действительности  или ущемляющие права и законные интересы гражданина,
вправе  поместить  ответ  (реплику,  комментарий)  в  том  же средстве
массовой информации.
     В  отношении  права на ответ, порядка помещения ответа и отказа в
его   помещении   применяются  нормы  статей  51,  52,  53  настоящего
Кодекса.
     Ответ  на  ответ  помещается  не  ранее  чем  в следующем выпуске
средства  массовой  информации.  Данное правило не распространяется на
редакционные комментарии.

                                Глава V
                    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА

     Статья 56. Права журналиста

     Журналист имеет право:
     искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
     посещать   в   установленном  порядке  государственные  органы  и
организации,     органы     общественных     объединений    либо    их
пресс-службы;
     редактировать,  создавать  с  соблюдением  авторских и иных прав,
собирать  и готовить сообщения и материалы; быть принятым должностными
лицами  любого  уровня  в  связи  с  запросом информации или по другим
необходимым для осуществления его прав и обязанностей поводам;
     получать   в   установленном   порядке   доступ  к  документам  и
материалам,   за   исключением  их  фрагментов,  содержащих  сведения,
составляющие охраняемую законом тайну;
     копировать,    публиковать,    оглашать    или    иным   способом
воспроизводить  документы  и  материалы,  иные  сведения  при  условии
соблюдения авторского, издательского и иного права на интеллектуальную
собственность;
     производить  необходимые  записи,  в  том  числе с использованием
средств  аудио-,  видео-,  фото-,  аудиовизуальной,  кинохроникальной,
компьютерной  и  иной  съемки, за исключением случаев, предусмотренных
законом;
     посещать  в  установленном  порядке  специально  охраняемые места
стихийных   бедствий,  аварий  и  катастроф,  массовых  беспорядков  и
массовых  скоплений  граждан,  а  также местности, в которых объявлено
чрезвычайное положение;
     присутствовать на митингах, демонстрациях;
     проверять достоверность сообщаемой ему информации;
     излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах,
предназначенных для распространения за его подписью;
     отказаться от подготовки сообщения или материала, противоречащего
его убеждениям;
     снять  свою  подпись  под  сообщением  или материалом, содержание
которого,  по  его  мнению,  было  искажено  в  процессе  редакционной
подготовки,  либо  запретить  или  иным  способом  оговорить условия и
характер  использования данного сообщения или материала в соответствии
с частью первой статьи 50 настоящего Кодекса;
     использовать   для   производства   продукции  средства  массовой
информации  сообщения  и  материалы  в  любой форме, не противоречащей
законодательству;
     распространять  подготовленные  им сообщения и материалы за своей
подписью, под псевдонимом или без подписи.

     Статья 57. Обязанности журналиста

     Журналист обязан:
     соблюдать  устав  редакции,  с  которой  он  состоит  в  трудовых
отношениях;
     проверять достоверность сообщаемой им информации;
     удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании
на  ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если
оно оглашается впервые;
     сохранять  конфиденциальность информации и (или) ее источника, за
исключением случаев, предусмотренных законом;
     получать  согласие  (за исключением случаев, когда это необходимо
для  защиты  общественных  интересов)  на  распространение  в средстве
массовой  информации  сведений  о  личной  жизни  гражданина от самого
гражданина или от его законных представителей;
     при  получении информации от должностных лиц и граждан ставить их
в известность о форме проведения записей;
     ставить  в  известность  главного  редактора о возможных судебных
исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с
распространением подготовленного им сообщения или материала;
     отказаться  от  данного  ему  главным  редактором  или  редакцией
задания,   если   оно   либо   его  выполнение  связано  с  нарушением
закона;
     предъявлять  при  осуществлении  профессиональной деятельности по
первому  требованию  редакционное  удостоверение  или  иной  документ,
удостоверяющий его личность и полномочия журналиста.
     При  осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан
соблюдать  профессиональную  этику  и  не вправе производить действия,
нарушающие  права,  законные  интересы,  честь,  достоинство и деловую
репутацию гражданина, а также деловую репутацию юридического лица.
     Государство  гарантирует  журналисту  в связи с осуществлением им
профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья,
жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

     Статья 58. Аккредитация

     Редакция в целях содействия журналисту в осуществлении его прав и
обязанностей или осуществлении его своих уставных целей и задач вправе
обратиться  в  государственный орган, организацию, органы общественных
объединений с заявкой на аккредитацию при них своих журналистов.
     Государственные    органы,   организации,   органы   общественных
объединений  аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения
редакциями   правил   аккредитации,   установленных   этими  органами,
организациями.
     Предоставившие    аккредитацию    органы,   организации   обязаны
предварительно  извещать  журналиста о заседаниях, совещаниях и других
мероприятиях,   обеспечивать   стенограммами,   протоколами   и  иными
документами,   создавать   по   мере   возможности  благоприятные  для
производства записи условия.
     Аккредитованный  журналист  вправе  присутствовать на заседаниях,
совещаниях  и  других  мероприятиях,  за  исключением  случаев,  когда
аккредитовавшей  его  инстанцией  принято решение проведении закрытого
заседания, совещания или иного мероприятия.
     Журналист  может  быть  лишен аккредитации, если им или редакцией
нарушены  установленные  правила  аккредитации  либо распространены не
соответствующие   действительности   сведения,   порочащие   честь   и
достоинство  организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено
вступившим в законную силу решением суда.
     Аккредитация  собственных корреспондентов редакции осуществляется
в соответствии с требованиями настоящей статьи.

     Статья 59. Использование скрытой записи, съемки

     Распространение  в  средствах  массовой  информации  сообщений  и
материалов,  подготовленных  с  использованием скрытой аудио-, видео-,
аудиовизуальной, компьютерной и иной записи, съемки, допускается:
     если  это  не нарушает конституционные права и свободы человека и
гражданина;
     если  это  необходимо для защиты общественных интересов и приняты
соответствующие   меры   против  возможной  идентификации  посторонних
лиц;
     если демонстрация записи производится по решению суда.

     Статья 60. Недопустимость злоупотребления правами журналиста

     Запрещается  использование  установленных настоящим Кодексом прав
журналиста  в  целях  сокрытия  или фальсификации общественно значимых
сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбор
информации  в  пользу постороннего лица или организации, не являющейся
редакцией.
     Запрещается  использование  права  журналиста  на распространение
информации с целью опорочить гражданина ли отдельные категории граждан
исключительно  по  признакам  пола, возраста, расовой или национальной
принадлежности,   языка,   отношения   к   религии,  принадлежности  к
общественному  объединению,  профессии,  места  жительства, работы и в
связи с их политическими убеждениями.

     Статья 61. Специальный статус журналиста

     Профессиональный   статус   журналиста,  установленный  настоящим
Кодексом, распространяется:
     на  штатных  сотрудников  редакций, занимающихся редактированием,
созданием,   сбором   или   подготовкой  сообщений  и  материалов  для
многотиражных  газет  и  других средств массовой информации, продукция
которых распространяется исключительно в пределах одной организации;
     на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации
трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими
внештатными   авторами   или   корреспондентами,  при  выполнении  ими
поручений редакции.".

     Статья  2.  Признать  утратившим силу пункт 9 Приложения к Закону
Республики   Башкортостан   от   30  декабря  2000  года  N  143-з  "О
приостановлении   действия   отдельных   нормативных   правовых  актов
Республики  Башкортостан"  (газета "Республика Башкортостан", 2001, 12
января, N 6).

     Статья   3.   Предложить  Президенту  Республики  Башкортостан  и
поручить  Кабинету  Министров  Республики  Башкортостан  привести свои
нормативные  правовые  акты  в  соответствие  с  настоящим  Законом  в
трёхмесячный срок со дня вступления его в силу

     Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.

     Президент Республики Башкортостан         М.Рахимов

Уфа, Дом Республики
13 марта 2001 года
N 209-з

Информация по документу
Читайте также