Расширенный поиск

Закон Верховного Совета Башкирской ССР от 26.02.1992 № ВС-10/46

                                          Утратил силу - Закон
                                     Государственного Собрания -
                                   Курултая Республики Башкортостан
                                       от 13.11.2000 г. N 106-З

                               ЗАКОН
                      Республики Башкортостан

          О ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    (В редакции Закона Верховного Совета Республики Башкортостан
                     от 22.06.94 г. N ВС-24/26)

      (В редакции Указа Президиума Верховного Совета Республики
                Башкортостан от 22.01.93 г. N 6-2/19)

     Закон  определяет  общие  правовые,  экономические  и социальные
основы    создания   предприятий   в   условиях   многообразия   форм
собственности,   устанавливает   организационно   -   правовые  формы
предприятий,  действующих  на  территории  Республики Башкортостан, и
особенности  их  деятельности, регламентирует права и ответственность
субъектов   предпринимательства,   определяет   меры  государственной
защиты, поддержки и регулирования предпринимательства.
     Положения  настоящего  Закона  действуют  по  отношению  ко всем
субъектам предпринимательской деятельности и предприятиям, независимо
от  формы собственности и сферы деятельности, включая юридических лиц
и  граждан  других  республик  и иностранных государств, если иное не
предусмотрено    соответствующими    международными    договорами   и
законодательными актами Республики Башкортостан. Закон не применяется
по  отношению  к  юридическим  лицам,  гражданам  и  их объединениям,
занимающимся    деятельностью,   не   преследующей   цели   получения
прибыли.

                               Глава I

                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Предпринимательство

     1.    Предпринимательская   деятельность   (предпринимательство)
представляет  собой инициативную самостоятельную деятельность граждан
и их объединений, направленную на получение прибыли.
     2. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на
свой   риск   и   под   имущественную   ответственность  в  пределах,
определяемых организационно - правовой формой предприятия.

     Статья 2. Субъекты предпринимательства

     1.  Субъектами  предпринимательской  деятельности  в  Республике
Башкортостан могут быть:
     граждане   Республики   Башкортостан   и  других  республик,  не
ограниченные    в    установленном    законом    порядке    в   своей
дееспособности;
     граждане   иностранных  государств  и  лица  без  гражданства  в
пределах    правомочий,    установленных   законодательными   актами,
действующими на территории Республики Башкортостан;
     объединения  граждан (коллективные предприниматели), в том числе
совместно   ведущие  трудовое  хозяйство  либо  ведущие  крестьянское
хозяйство,  если  данные граждане выступают на основании заключенного
между   ними   договора   учредителями   предприятия  соответствующей
организационно - правовой формы.
     2.     Статус    предпринимателя    приобретается    посредством
государственной  регистрации  предприятия,  созданного  гражданами  в
соответствии  с  настоящим Законом и другими законодательными актами,
действующими  на  территории  Республики  Башкортостан, а также путем
заключения   договора   (контракта)   управляющим   имуществом  лицом
(руководителем   предприятия)   с   его   собственником   в  порядке,
установленном в статье 3 настоящего Закона.
     Осуществление   гражданами  предпринимательской  деятельности  в
любой  форме без регистрации или заключения соответствующего договора
(контракта)   с  собственником  запрещается.  Доходы,  полученные  от
предпринимательской деятельности без регистрации (заключения договора
(контракта)  с  собственником) в установленном порядке взыскиваются в
доход государства.
     3.    Предпринимательская   деятельность,   осуществляемая   без
привлечения   наемного   труда,   регистрируется  как  индивидуальная
трудовая деятельность (ведение трудового или крестьянского хозяйства)
без   приобретения   статуса  юридического  лица  с  правом  открытия
расчетного  счета  в  кредитно  -  финансовых  учреждениях Республики
Башкортостан.   Предпринимательская  деятельность,  осуществляемая  с
привлечением наемного труда, регистрируется как предприятие.
     Порядок  регистрации предпринимателей без прав юридического лица
и   предприятий,   а  также  хозяйственных  ассоциаций  (объединений)
определяется Советом Министров Республики Башкортостан в соответствии
с настоящим Законом.

     Статья 3. Формы предпринимательской деятельности

     1.   Исходя  из  характера  предпринимательской  деятельности  и
отношений  с  собственником,  предпринимательская  деятельность может
осуществляться  как самим собственником, так и субъектом, управляющим
его  имуществом  на  праве  хозяйственного  ведения  с  установлением
пределов такого ведения собственником имущества.
     2. Отношения субъекта, управляющего предприятием, и собственника
имущества   регламентируются   договором  (контрактом),  определяющим
взаимные   обязательства   сторон,   ограничения  прав  использования
имущества  и  осуществления  отдельных  видов деятельности, порядок и
условия  финансовых  взаимоотношений  и  материальной ответственности
сторон, основания и условия расторжения договора.
     Собственник  имущества  предприятия не имеет права вмешиваться в
деятельность  предприятия  после заключения договора с управляющим за
исключением случаев, предусмотренных договором, уставом предприятия и
действующим законодательством.

     Статья 4. Предприятие

     1.  Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект,
созданный   в   порядке,   установленном   настоящим   Законом,   для
производства  продукции,  выполнения  работ  и оказания услуг в целях
удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
     2.  Предприятие  самостоятельно  осуществляет свою деятельность,
распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся
в  его  распоряжении  после  уплаты  налогов  и  других  обязательных
платежей.
     3. Отношения предприятия с другими предприятиями, организациями,
учреждениями,  Советами народных депутатов, органами государственного
и муниципального управления и гражданами регламентируются действующим
законодательством.
     4.  На  территории  Республики  Башкортостан могут создаваться и
действовать   предприятия   в  следующих  организационно  -  правовых
формах:
     государственные,    муниципальные,   индивидуальные   (семейные)
частные  предприятия;  предприятия  в  форме  хозяйственных обществ и
товариществ    (полные    товарищества;    смешанные   (коммандитные)
товарищества;   товарищества   (общества)   с   ограниченной   или  с
дополнительной      ответственностью;      акционерные     общества),
производственные  кооперативы;  предприятия  общественных объединений
или  религиозных  организаций;  предприятия,  полностью принадлежащие
иностранным   инвесторам   (иностранным  государствам;  международным
организациям  и  фондам;  иностранным  юридическим лицам и гражданам;
лицам без гражданства).
     5.  Независимо  от  организационно  -  правовой  формы и времени
создания    действующие   на   территории   Республики   Башкортостан
предприятия  по среднесписочной численности своих работников и другим
критериям могут быть отнесены к категории малых предприятий.
     Порядок    и    критерии    отнесения   к   малым   предприятиям
устанавливаются  Советом  Министров Республики Башкортостан. При этом
указание об отнесении предприятия к категории малых предприятий в его
учредительных документах не обязательно.

     Статья 5. Собственники предприятий

     1. В соответствии с Законом "О собственности в Башкирской ССР" в
Республике  Башкортостан могут создаваться и действовать предприятия,
находящиеся:
     в индивидуальной (семейной) частной собственности;
     в коллективной собственности граждан или юридических лиц;
     в   государственной   собственности   Республики   Башкортостан,
Российской  Федерации,  входящих  в  ее  состав республик, автономных
областей  и автономных округов, краев, областей, иных административно
-  территориальных  единиц;  в собственности местных Советов народных
депутатов   и   органов  местного  (территориального)  самоуправления
Республики   Башкортостан,  а  также  в  муниципальной  собственности
городов,   районов   и   других   административно  -  территориальных
образований,   находящихся  на  территории  Российской  Федерации  за
пределами Республики Башкортостан;
     в   собственности  общественных  объединений  (организаций)  или
религиозных   организаций,   зарегистрированных   и   действующих   в
установленном  порядке на территории Республики Башкортостан, а также
общественных  объединений  (организаций) или религиозных организаций,
зарегистрированных  и  действующих в соответствии с законодательством
Российской   Федерации  на  ее  территории  за  пределами  Республики
Башкортостан;
     в   собственности   иностранных   инвесторов,   определяемых   в
соответствии  со  статьей  3  Закона  "Об  иностранной инвестиционной
деятельности в Башкирской ССР".
     2.  В  Республике  Башкортостан  могут создаваться и действовать
предприятия  смешанной  формы собственности (совместные предприятия),
именуемые  далее - предприятия смешанной собственности, находящиеся в
общей  собственности  двух  и  более  лиц,  поименованных  в пункте 1
настоящей статьи Закона.
     Организационно  -  правовая  форма  предприятий  смешанной формы
собственности  определяется  в  соответствии  с  частью  4  статьи  4
настоящего Закона.
     3.   Собственники   предприятий  вправе  уполномочить  отдельные
органы,  организации, предприятия и иных лиц осуществлять в отношении
своих предприятий (предприятий с их участием в пределах принадлежащей
им  доли  (пая,  акций)  в  имуществе  такого предприятия) полномочия
собственника   (полного  хозяйственного  ведения)  в  соответствии  с
Законом   "О   собственности   в   Башкирской   ССР",  если  иное  не
предусмотрено  законодательными  актами,  действующими  на территории
Республики     Башкортостан,     или    учредительными    документами
предприятия.

                               Глава II

             ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

     Статья 6. Государственное предприятие

     1.  Государственное предприятие учреждается органами управления,
уполномоченными управлять государственным имуществом.
     2.  Имущество государственного предприятия или вклад государства
в  предприятие  смешанной  формы  собственности  образуется  за  счет
бюджетных   ассигнований   и  (или)  вкладов  других  государственных
предприятий,   полученных   доходов,  других  законных  источников  и
находится  в государственной собственности. Указанное имущество может
передаваться  в  хозяйственное  ведение  предприятию в лице трудового
коллектива.
     3.  Государственное предприятие отвечает по своим обязательствам
имуществом предприятия.
     Государство   и   его   органы   не   несут  ответственности  по
обязательствам  государственного предприятия. Предприятие не отвечает
по обязательствам государства и его органов.
     4. Государственное предприятие является юридическим лицом, имеет
собственное  наименование с указанием организационно - правовой формы
предприятия.

     Статья 7. Муниципальное предприятие

     1.   Муниципальное  предприятие  учреждается  местными  Советами
народных депутатов или органами местного самоуправления.
     2.  Имущество  муниципального  предприятия  или  вклад  местного
Совета (органа местного самоуправления) в предприятие смешанной формы
собственности    образуется   за   счет   ассигнований   из   средств
соответствующего    местного   бюджета   и   (или)   вкладов   других
муниципальных   предприятий,   полученных  доходов,  других  законных
источников и находится в собственности района, города, входящих в них
административно   -  территориальных  образований,  органов  местного
самоуправления.
     Указанное  имущество  может передаваться в хозяйственное ведение
предприятию в лице его трудового коллектива.
     3.  Муниципальное  предприятие  отвечает по своим обязательствам
имуществом предприятия.
     Местные    Советы    народных   депутатов   и   местные   органы
самоуправления    не    несут   ответственности   по   обязательствам
муниципального  предприятия. Муниципальное предприятие не отвечает по
обязательствам местных органов управления.
     4.  Муниципальное  предприятие является юридическим лицом, имеет
собственное  наименование с указанием организационно - правовой формы
предприятия.

     Статья 8. Индивидуальное (семейное) частное предприятие

     1.    Индивидуальным    предприятием    является    предприятие,
принадлежащее  гражданину на праве собственности или членам его семьи
на  праве  общей  долевой  собственности,  если иное не предусмотрено
договором между ними.
     2.   Имущество   индивидуального   предприятия   формируется  из
имущества  гражданина  (семьи),  полученных доходов и других законных
источников.   Индивидуальное  предприятие  может  быть  образовано  в
результате  приобретения  гражданином  (семьей)  государственного или
муниципального предприятия.
     3. Собственник индивидуального предприятия несет ответственность
по   обязательствам  предприятия  в  пределах,  определяемых  уставом
предприятия.
     4.  Индивидуальное  предприятие имеет собственное наименование с
указанием  организационно  -  правовой  формы  предприятия  и фамилии
собственника его имущества.

     Статья 9. Полное товарищество

     1. Полное товарищество представляет собой объединение нескольких
граждан   и   (или)  юридических  лиц  для  совместной  хозяйственной
деятельности на основании договора между ними.
     Все   участники   полного   товарищества   несут  неограниченную
солидарную  ответственность по обязательствам товарищества всем своим
имуществом.
     2.  Имущество  полного  товарищества формируется за счет вкладов
участников,   полученных  доходов  и  других  законных  источников  и
принадлежит     его     участникам    на    праве    общей    долевой
собственности.
     3.   Полное   товарищество   имеет  собственное  наименование  с
указанием организационно - правовой формы.
     Полное товарищество не является юридическим лицом.
     Юридические  лица  -  участники  полного  товарищества сохраняют
самостоятельность и права юридического лица.

     Статья 10. Смешанное товарищество

     1.  Смешанное  (коммандитное)  товарищество  (далее  - смешанное
товарищество)  представляет  объединение  нескольких  граждан и (или)
юридических  лиц,  созданное  на  основании  договора  между ними для
совместной хозяйственной деятельности.
     Смешанное    товарищество   включает   одного   или   нескольких
действительных  членов  (полных  товарищей)  и  одного или нескольких
членов  -  вкладчиков  (коммандитистов). Действительные члены (полные
товарищи)   смешанного   товарищества   занимаются   от   его   имени
предпринимательской   деятельностью   и  отвечают  по  обязательствам
товарищества  солидарно  всем  своим  имуществом.  Члены  - вкладчики
(коммандитисты)  несут  убытки,  связанные с деятельностью смешанного
товарищества,  в  пределах  сумм  внесенных  ими  вкладов  и не могут
заниматься от его имени предпринимательской деятельностью.
     Смешанное    товарищество    не    отвечает   по   имущественным
обязательствам членов - вкладчиков (коммандитистов).
     2. Имущество смешанного товарищества формируется за счет вкладов
участников,   полученных  доходов  и  других  законных  источников  и
принадлежит     его     участникам    на    праве    общей    долевой
собственности.
     3.  Смешанное  товарищество  имеет  собственное  наименование  с
указанием  организационно  -  правовой  формы. Смешанное товарищество
является  юридическим  лицом. Юридические лица - участники смешанного
товарищества сохраняют самостоятельность и права юридического лица.

     Статья   11.   Товарищество  (общество)  с  ограниченной  или  с
дополнительной ответственностью

     1.  Товарищество  (общество) с ограниченной или с дополнительной
ответственностью  представляет  собой  объединение  граждан  и  (или)
юридических  лиц  для совместной хозяйственной деятельности. Уставной
фонд  (капитал)  товарищества  (общества)  образуется  только за счет
вкладов  участников  и  не  может  быть менее 10 тысяч рублей. Размер
вклада  каждого  участника  определяется  учредительными  документами
товарищества (общества).
     2.    Участники    товарищества    (общества)   с   ограниченной
ответственностью несут убытки, связанные с деятельностью товарищества
(общества),   в   пределах  сумм  внесенных  ими  вкладов.  Участники
товарищества (общества) с дополнительной ответственностью отвечают по
его   обязательствам   при   недостаточности  имущества  товарищества
(общества)  в одинаковом для всех участников кратном размере к суммам
их  вкладов, что определяется учредительными документами товарищества
(общества) с дополнительной ответственностью.
     Вклады  участников  товарищества  (общества) могут переходить от
собственника  к собственнику только с согласия всех других участников
товарищества (общества) в порядке, предусмотренном его уставом.
     3.  Имущество  товарищества  (общества)  с  ограниченной  или  с
дополнительной   ответственностью   формируется   за   счет   вкладов
участников  (уставный  капитал), полученных доходов и других законных
источников  и  принадлежит  его  участникам  на  праве  общей долевой
собственности.
     4.  Товарищество  (общество) с ограниченной или с дополнительной
ответственностью  является  юридическим лицом, действует на основании
устава, утверждаемого его участниками, имеет собственное наименование
с  указанием организационно - правовой формы товарищества (общества).
Юридические   лица  -  участники  товарищества  (общества)  сохраняют
самостоятельность и права юридического лица.

     Статья 12. Акционерное общество

     1.   Акционерное   общество   представляет   собой   объединение
нескольких   граждан   и   (или)   юридических   лиц  для  совместной
хозяйственной деятельности.
     Акционеры  несут  ответственность по обязательствам акционерного
общества в пределах стоимости принадлежащих им акций.
     Акционерное общество не отвечает по имущественным обязательствам
акционеров.
     2.  Имущество  акционерного общества формируется за счет продажи
акций,  полученных  доходов  и  других законных источников. Свободная
продажа акций допускается на условиях, установленных законодательными
актами, действующими на территории Республики Башкортостан.
     3.  Преобразование  в  акционерные  общества  государственных  и
муниципальных  предприятий,  а также предприятий, в имуществе которых
вклад   государства   или   местных  Советов  составляет  более  50%,
осуществляется  собственником  или уполномоченным им органом с учетом
мнения  трудового  коллектива  и в соответствии с законодательством о
приватизации.
     4. Акционерное общество является юридическим лицом, действует на
основании  устава,  утверждаемого  его участниками, имеет собственное
наименование   с  указанием  его  организационно  -  правовой  формы.
Юридические  лица  -  акционеры  сохраняют  самостоятельность и права
юридического лица.

     Статья 13. Объединения предприятий

     1.  Предприятия  могут  объединяться  в хозяйственные ассоциации
(союзы)  и  концерны по межотраслевому, отраслевому, территориальному
или  иному  принципу  в  целях  координации деятельности; обеспечения
защиты  их  прав;  представления  общих интересов в государственных и
иных  органах,  а  также  в  международных  организациях;  расширения
возможностей  предприятий  в производственном, научно - техническом и
социальном развитии.
     Предприятия,  входящие  в  состав  объединения,  сохраняют  свою
самостоятельность  и  права  юридического  лица.  Руководящие  органы
объединения   выполняют   свои   функции  на  основании  договоров  с
предприятиями.  По  согласованному  решению  предприятий,  входящих в
объединение,  на  последнее может быть возложено выполнение отдельных
производственных и других хозяйственных функций.
     2. Объединения создаются на основе:
     добровольности  вхождения  предприятий в объединение и выхода на
условиях, определяемых уставом объединения;
     соблюдения антимонопольного законодательства;
     свободы выбора организационной формы объединения;
     организации   отношений   между   предприятиями,   входящими   в
объединение,    на    основе    хозяйственной   самостоятельности   и
договоров.
     3.  Объединение  имеет  собственное  наименование и действует на
основании   устава,   утверждаемого  путем  заключения  договора  при
создании объединения.

     Статья 14. Филиалы и представительства предприятия

     1. Предприятие имеет право учреждать представительства, филиалы,
отделения  и  другие  обособленные  подразделения  с  правом открытия
текущих и расчетных счетов.
     2.   Согласование   вопроса   о  размещении  таких  обособленных
подразделений с соответствующими местными Советами народных депутатов
производится в порядке, установленном для создания предприятия.
     3.  Филиалом  является  обособленное  подразделение предприятия,
расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть
функций предприятия.
     Представительством     является    обособленное    подразделение
предприятия,  расположенное вне места его нахождения и осуществляющее
защиту и представительство интересов предприятия, а равно совершающее
от его имени сделки и иные юридические акты.
     Филиалы,  представительства,  отделения  и  другие  обособленные
подразделения  предприятия  наделяются  его  имуществом, действуют на
основании   утвержденных   предприятием   положений   и  не  являются
юридическими лицами.
     Руководители   филиалов,   представительств,  отделений  и  иных
обособленных  подразделений  назначаются  предприятием и действуют на
основании выданных им доверенностей.
     4.  Учреждение  филиалов,  представительств,  отделений и других
обособленных   подразделений   на   территории   других  республик  и
государств может осуществляться в соответствии с законодательством по
месту открытия предприятия, если иное не предусмотрено международными
соглашениями.

     Статья 15. Дочерние предприятия

     1.  Предприятие  (объединение)  имеет  право  создавать дочерние
предприятия.  Дочерним признается предприятие, учрежденное в качестве
юридического лица другим предприятием путем передачи ему части своего
имущества в полное хозяйственное ведение.
     Учредитель дочернего предприятия утверждает его устав, назначает
его  руководителя  и  осуществляет  в отношении дочернего предприятия
другие  права собственника, предусмотренные законодательными актами о
предприятии,  действующими  на  территории Республики Башкортостан, и
учредительными документами дочернего предприятия.
     Правовое    положение    дочернего    предприятия   определяется
организационно  -  правовой  формой  учредившего  его  предприятия, а
дочернего  предприятия (объединения) - в зависимости от преобладающей
доли предприятий - участников объединения - в имуществе последнего.
     2.  Учредитель  дочернего  предприятия не отвечает по его долгам
кроме   случая,   когда   банкротство  (несостоятельность)  дочернего
предприятия  вызвано  неправомерными действиями учредителя и средства
дочернего  предприятия  недостаточны  для  удовлетворения  требований
кредиторов.  Обращение  взыскания  по долгам учредителя на имущество,
закрепленное  им  за  дочерним  предприятием,  допускается  лишь  при
ликвидации  дочернего предприятия после удовлетворения требований его
кредиторов.
     3.  Фирменное наименование дочернего предприятия должно включать
в себя указание на учредителя (собственника его имущества).

     Статья  16.  Предприятие,  созданное  на  основе аренды и выкупа
имущества трудовым коллективом

     1.    Трудовой    коллектив   государственного,   муниципального
предприятия, а также предприятия со смешанной формой собственности, в
имуществе  которого  доля  государства  или  местного Совета народных
депутатов  составляет  более  50%  одного  или нескольких структурных
подразделений  (единиц)  указанных  предприятий,  а  также  смешанный
коллектив   на   базе   указанных   предприятий   и  группа  граждан,
объединившихся  с  целью  аренды,  имеет  право  создать  организацию
арендаторов,   взять  в  аренду  и  (или)  выкупить  в  собственность
работников предприятия государственное или муниципальное имущество на
условиях,  определяемых  законодательством, действующим на территории
Республики Башкортостан.
     2. В соответствии с договором об аренде произведенная продукция,
полученные  доходы  и другое приобретенное за счет средств арендатора
(товарищества)   имущество   за   вычетом  арендной  платы  и  других
обязательных платежей является его собственностью.
     3.  Условия хозяйственной деятельности товарищества, арендующего
имущество,  имущественная  ответственность  сторон, порядок и условия
выкупа имущества определяются договором об аренде.
     4.  При  создании  коллективного  предприятия  в  соответствии с
Законом  Республики  Башкортостан  "О собственности в Башкирской ССР"
путем  безвозмездной  передачи, выкупа имущества государственного или
арендного  предприятия его трудовым коллективом либо иными способами,
предусмотренными  законодательными актами, действующими на территории
Республики  Башкортостан,  организационно  -  правовая  форма  такого
предприятия определяется в соответствии с настоящим Законом.

     Статья 17. Производственные кооперативы

     1.  Производственный  кооператив представляет собой добровольное
объединение нескольких (не менее трех) граждан на основе членства для
совместного  ведения  хозяйственной  деятельности  с целью извлечения
прибыли   путем  объединения  его  участниками  имущества  и  личного
трудового   участия.   Все  имущество,  находящееся  в  собственности
производственного кооператива, делится на вклады членов кооператива в
соответствии   с   его  уставом.  Коллективные  хозяйства  признаются
производственными  кооперативами,  если  иное  не  предусмотрено в их
уставах в соответствии с настоящим Законом.
     2.  При  недостаточности имущества производственного кооператива
его   члены   несут   дополнительную  (субсидиарную)  ответственность
принадлежащим  им имуществом по обязательствам кооператива в размере,
предусмотренном  уставом  кооператива, но не менее полученного членом
кооператива годового дохода.
     3.  Имущество  производственного кооператива формируется за счет
вкладов   его   членов,  полученных  доходов  и  из  других  законных
источников   и   принадлежит   его  членам  на  праве  общей  долевой
собственности.
     4.   Производственный  кооператив  является  юридическим  лицом,
действует  на  основании  устава,  утверждаемого членами кооператива,
имеет  собственное наименование с указанием организационно - правовой
формы  данного  предприятия.  Членство в производственном кооперативе
юридических  лиц, иных органов, учреждений, организаций и объединений
не допускается.

     Статья  18.  Предприятия  общественных объединений (организаций)
или религиозных организаций

     1.   Предприятия   общественных  объединений  (организаций)  или
религиозных   организаций   учреждаются  по  решению  полномочных  (в
соответствии  с  уставами  общественных объединений (организаций) или
актами,   регламентирующими   деятельность  религиозных  организаций)
органов,  зарегистрированных  и  действующих  в установленном порядке
общественных объединений (организаций) или религиозных организаций, а
также  их территориальных или иных образований с правами юридического
лица   либо   специально   уполномоченных   распоряжаться  имуществом
организации.   Предприятия   общественных  объединений  (организаций)
вправе   осуществлять   предпринимательскую   деятельность  только  в
пределах уставных целей своих учредителей.
     2. Имущество предприятия общественного объединения (организации)
или  религиозной  организации  образуется  из  вклада его учредителя,
полученных   доходов,   других   законных   источников   и   является
собственностью    общественного    объединения    (организации)   или
религиозной организации.
     Указанное  имущество  может быть передано в полное хозяйственное
ведение предприятию в лице его трудового коллектива.
     3.   Предприятие  общественного  объединения  (организации)  или
религиозной  организации  отвечает по своим обязательствам имуществом
предприятия.  Общественное  объединение (организация) или религиозная
организация   не  несут  ответственности  по  долгам  предприятия,  а
предприятие  не  отвечает по обязательствам общественного объединения
(организации) или религиозной организации, если иное не установлено в
законодательных   актах,   действующих   на   территории   Республики
Башкортостан, или в учредительных документах предприятия.
     4.   Предприятие  общественного  объединения  (организации)  или
религиозной  организации  является  юридическим  лицом,  действует на
основании   утвержденного  учредителем  устава  и  имеет  собственное
наименование с указанием учредителя.

                              Глава III

              ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ, ГАРАНТИИ
                   ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Статья 19. Права предпринимателя

     Каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право:
     начинать   и   вести   предпринимательскую   деятельность  путем
учреждения,  приобретения  или  преобразования  предприятия,  а также
заключения договора с собственником имущества предприятия;
     привлекать  на  договорных  началах  и  использовать  финансовые
средства,   объекты   интеллектуальной   собственности,  имущество  и
отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;
     самостоятельно  формировать производственную программу, выбирать
поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены
в пределах, определенных законодательством, действующим на территории
Республики Башкортостан, и договорами;
     осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
     осуществлять  административно - распорядительную деятельность по
управлению предприятием;
     нанимать   и  увольнять  работников  от  имени  предприятия  или
самостоятельно  в  соответствии  с  действующим  законодательством  и
уставом предприятия;
     распоряжаться    прибылью    предприятия    в   соответствии   с
законодательством, действующим на территории Республики Башкортостан,
договорами и уставом предприятия;
     пользоваться   услугами   системы  государственного  социального
обеспечения, медицинского и социального страхования;
     образовывать    союзы,    ассоциации    и   другие   объединения
предпринимателей;
     оспаривать  в  суде  (арбитраже) в установленном законом порядке
действия   граждан,   юридических   лиц,   органов   государственного
управления.

     Статья 20. Обязанности предпринимателя

     Предприниматель обязан:
     выполнять   обязательства,   вытекающие   из   законодательства,
действующего  на территории Республики Башкортостан, и заключенных им
договоров,   в   том   числе   договоров  с  собственником  имущества
предприятия;
     заключать   в   соответствии   с  действующим  законодательством
самостоятельно   или   от   имени  предприятия  трудовые  договоры  с
работающими по найму гражданами или уполномоченными ими органами;
     полностью   рассчитываться   со  всеми  работниками  предприятия
согласно  заключенным  договорам, независимо от финансового состояния
предприятия;
     осуществлять  социальное,  медицинское и иные виды обязательного
страхования граждан, работающих по найму, обеспечивать им условия для
трудовой  деятельности в соответствии с действующим законодательством
и коллективным договором;
     выполнять  решения  центральных  и  местных  органов  власти  по
социальной   защите   инвалидов   и   других   лиц   с   ограниченной
трудоспособностью;
     своевременно  предоставлять  декларацию  о доходах предприятия и
уплачивать    налоги    в    порядке    и    размерах,   определяемых
законодательством,     действующим     на    территории    Республики
Башкортостан;
     заявлять   о  банкротстве  предприятия  в  случае  невозможности
исполнения обязательств перед кредиторами.

     Статья 21. Ответственность предпринимателя

     1.   Предприниматель  несет  ответственность  в  соответствии  с
действующим  на  территории Республики Башкортостан законодательством
за  ненадлежащее  исполнение  заключенных  договоров,  нарушение прав
собственности   других   субъектов,   загрязнение  окружающей  среды,
нарушение  антимонопольного законодательства, несоблюдение безопасных
условий  труда,  реализацию  потребителям продукции, причиняющей вред
здоровью.
     2.   Предприниматель   отвечает   перед  кредиторами  имуществом
предприятия   в  соответствии  с  организационно  -  правовой  формой
предприятия.
     3.     Предприниматель,    в    соответствии    с    действующим
законодательством,    несет   ответственность   перед   собственником
имущества  предприятия  за невыполнение обязательств, предусмотренных
договором (контрактом).

     Статья  22.  Участие  предпринимателя  в  распределении  прибыли
предприятия

     1. Прибыль предприятия после уплаты налогов, других обязательных
платежей,  дивидендов  поступает  в  распоряжение  предпринимателя  и
используется  им  самостоятельно,  если иное не предусмотрено уставом
предприятия.
     2.  Предприниматель,  работающий  по договору (контракту), может
получать  вознаграждение  как в форме заработной платы, так и в форме
доли  прибыли  предприятия.  Формы,  порядок  и  условия оплаты труда
предпринимателя  определяются  договором  (контрактом), заключенным с
собственником имущества предприятия.
     3.    При    осуществлении    предпринимательской   деятельности
коллективным    предпринимателем    доходы   каждого   из   партнеров
определяются на основании договора между ними.
     4.  Личные  доходы  предпринимателя  подлежат  налогообложению в
порядке,   установленном   действующим   на   территории   Республики
Башкортостан законодательством о налогообложении граждан.

     Статья 23. Гарантии предпринимательской деятельности

     1. В Республике Башкортостан гарантируется:
     право  заниматься  предпринимательской  деятельностью, создавать
предприятия   и   приобретать   необходимое   для   их   деятельности
имущество;
     недопущение   отказа   в   регистрации  предприятия  по  мотивам
нецелесообразности;
     защита    прав   и   интересов   субъектов   предпринимательской
деятельности,  действующих  на  территории  Республики  Башкортостан,
недопущение  дискриминации  предприятий  со  стороны государства, его
органов и должностных лиц;
     равное   право   доступа   всех   субъектов  предпринимательской
деятельности   на   рынок,   к  материальным,  финансовым,  трудовым,
информационным  и  природным  ресурсам,  равные  условия деятельности
предприятий,  независимо  от вида собственности и их организационно -
правовых форм;
     защита имущества предприятий от незаконного изъятия;
     свободный  выбор предпринимателем сферы деятельности предприятия
в    пределах,    установленных   действующим   законодательством   и
заключенными договорами;
     право    предпринимателя    в    соответствии    с   действующим
законодательством,  уставом  предприятия  и  договором  (контрактом),
заключенным  с собственником, самостоятельно распоряжаться имуществом
предприятия,  определять объемы производства, порядок и условия сбыта
продукции, распределять прибыль на развитие производства;
     экономическая,   научно   -   техническая,   правовая  поддержка
предпринимательской деятельности;
     возможность  страхования  предпринимательского  риска страховыми
обществами;
     недопущение    монопольного   положения   на   рынке   отдельных
предприятий      и      их     объединений     и     недобросовестной
конкуренции.
     2.  Вмешательство  государства  и  его  органов  в  деятельность
предприятия  не  допускается,  кроме как по установленным действующим
законодательством   основаниям  и  в  пределах  правомочий  указанных
органов. Предприятие имеет право обращаться в суд или государственный
арбитраж  с заявлением о признании неправомерными и недействительными
актов  любых  государственных  органов  и  действий  должностных лиц,
касающихся предприятия.
     Причиненный предприятию ущерб, в том числе и упущенная выгода, в
результате  выполнения  противоречащих  действующему законодательству
указаний  государственных  или  иных органов либо их должностных лиц,
нарушивших  права  предприятия,  а  также  ненадлежащее осуществление
такими   органами   или   их   должностными   лицами  предусмотренных
законодательством  обязанностей  по  отношению к предприятию подлежат
возмещению этими органами.
     Споры  о  возмещении  убытков решаются судом или государственным
арбитражем в соответствии с их компетенцией.
     3.   Права  граждан,  предприятий  и  объединений  и  иных  лиц,
осуществляющих   предпринимательскую   деятельность   на   территории
Республики Башкортостан, осуществляются ими непосредственно, в полном
объеме  или  в  ином порядке в соответствии с настоящим Законом. Если
использование  этих  прав  требует определения порядка и процедуры их
использования,  органы государственной власти и управления Республики
Башкортостан  обязаны  принять  необходимые  нормативные акты (помимо
прямо   предусмотренных   настоящим   Законом),  регулирующие  данные
вопросы.  При  этом  граждане,  предприятия, объединения и иные лица,
осуществляющие    предпринимательскую   деятельность,   до   принятия
указанных  актов  вправе  самостоятельно избирать порядок и процедуру
осуществления своих прав, если это не противоречит настоящему Закону.
Какое-либо   воспрепятствование   реализации  прав  в  таких  случаях
является незаконным.
     4.  Если  осуществление  и  защита  прав обусловлены совершением
действий  государственных  органов, учреждений и организаций, а также
должностных  лиц, то при отсутствии закрепленного порядка (процедуры)
совершения  таких  действий,  включая  определение подведомственности
рассмотрения  споров,  он  определяется этими органами, учреждениями,
организациями  и  должностными  лицами  самостоятельно  в пределах их
компетенции,   а   при  защите  прав  -  по  аналогии  с  действующим
законодательством.   Определяемый  таким  образом  порядок  не  может
противоречить  настоящему  Закону.  Отсутствие заранее установленного
порядка   (процедуры)  не  может  служить  основанием  для  отказа  в
осуществлении и защите прав.

                               Глава IV

                   ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

     Статья 24. Сферы деятельности предприятия

     1.  Предприятие  осуществляет свою деятельность во всех сферах и
отраслях народного хозяйства. Предприятие может осуществлять один или
несколько видов деятельности.
     2.  Предприятие  может  осуществлять  любые  виды  деятельности,
предусмотренные  его уставом, если они не запрещены законодательством
Республики     Башкортостан.     Осуществление    предпринимательской
деятельности  за  пределами  предмета  деятельности,  определенного в
Уставе предприятия, не допускается.
     3. Исключительно государственным предприятиям разрешается:
     производство  любых  видов  оружия,  боевых припасов, взрывчатых
веществ,    пиротехнических   изделий,   а   также   ремонт   боевого
оружия;
     изготовление  и  реализация  наркотических,  сильнодействующих и
ядовитых веществ;
     посев,  возделывание  и сбыт культур, содержащих наркотические и
ядовитые вещества;
     переработка   руд,   драгоценных   металлов,   радиоактивных   и
редкоземельных элементов;
     лечение   больных,   страдающих   опасными   и   особо  опасными
инфекционными,  онкологическими  заболеваниями,  а также психическими
заболеваниями в агрессивных формах;
     производство ликеро - водочных изделий;
изготовление орденов и медалей.
     4. Отдельные виды деятельности могут осуществляться предприятием
только на основании специального разрешения (лицензии).
     Лицензии    выдаются    уполномоченными    органами   Республики
Башкортостан  юридическим  лицам  по их заявлениям, поданным не менее
чем за 30 дней до предполагаемого начала осуществления лицензируемого
вида  деятельности.  Выдача лицензий до регистрации юридического лица
не   допускается,  кроме  случаев  выдачи  специальных  разрешений  в
индивидуальном   порядке   гражданам,   желающим   заниматься   видом
деятельности,  подлежащим  лицензированию, путем заключения трудового
договора  (контракта)  или  договора  подряда с предприятием или иным
юридическим    лицом,   имеющим   право   осуществлять   данный   вид
деятельности.
     Перечень   видов   деятельности,  подлежащих  лицензированию,  с
указанием видов деятельности, разрешение заниматься которыми выдается
только  в  индивидуальном порядке, а также порядок получения лицензий
определяются Советом Министров Республики Башкортостан.

     Статья 25. Планирование деятельности предприятия

     Предприятие   самостоятельно   планирует   свою  деятельность  и
определяет  перспективы  развития,  исходя  из спроса на производимую
продукцию,     работы,    услуги    и    необходимости    обеспечения
производственного   и  социального  развития  предприятия,  повышения
личных доходов его работников.
     Основу  планов  составляют договоры, заключенные с потребителями
(покупателями)    продукции,    работ,   услуг,   в   том   числе   с
государственными  органами  и  поставщиками материально - технических
ресурсов.

     Статья 26. Цены и ценообразование

     1.  Предприятие реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы
производства  по  ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или
на  договорной  основе,  а  в  случаях,  предусмотренных  действующим
законодательством, по государственным ценам.
     2.    В   соответствии   с   антимонопольным   законодательством
государство  имеет  право регулировать цены на продукцию предприятий,
занимающих доминирующее положение на рынке.
     3.    Перечень   видов   продукции,   по   которым   применяется
государственное  регулирование цен, устанавливается Советом Министров
Республики Башкортостан.

     Статья 27. Финансовые и кредитные отношения

     1.   Источником  формирования  финансовых  ресурсов  предприятия
являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от
продажи   ценных   бумаг,  паевые  и  иные  взносы  членов  трудового
коллектива,  предприятий,  организаций,  граждан,  а  также кредиты и
другие поступления, не противоречащие закону.
     2. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом
банке  для  хранения  денежных  средств  и  осуществления  всех видов
расчетных, кредитных и кассовых операций.
     Банк  или его отделение по месту регистрации предприятия обязаны
открыть расчетный счет по требованию предприятия.
     3.   Предприятие  несет  полную  ответственность  за  соблюдение
кредитных договоров и расчетной дисциплины.
     Предприятие,  не  выполняющее  свои  обязательства  по расчетам,
может   быть   в   судебном   порядке   объявлено  неплатежеспособным
(банкротом) в соответствии с действующим законодательством.

     Статья 28. Внешнеэкономическая деятельность

     1.   Предприятие   имеет   право   самостоятельно   осуществлять
внешнеэкономическую   деятельность   в   соответствии  с  действующим
законодательством.
     На экспорт отдельных видов продукции по перечню, определяемому в
установленном порядке, устанавливается государственная монополия.
     2.  Валютные  взаимоотношения  предприятия  с  республиканским и
местным   бюджетами   регулируются   действующим   законодательством.
Валютная прибыль предприятия после уплаты налогов в республиканский и
местный бюджеты используется предприятием самостоятельно.
     Иные изъятия валютных средств предприятия запрещаются.
     3.  Предприятие  имеет  право  пользоваться кредитом советских и
зарубежных  банков  и  коммерческим  кредитом в иностранной валюте, а
также приобретать валюту на аукционах, валютных биржах, у юридических
лиц и граждан в порядке, установленном законодательством.

     Статья 29. Трудовые отношения

     1.  Отношения  работника  и  предприятия,  возникшие  на  основе
трудового   договора,   регулируются   законодательством   о   труде,
действующим на территории Республики Башкортостан.
     Отношения  работника и предприятия, возникшие на основе договора
о  членстве  в  хозяйственном  товариществе, регулируются гражданским
законодательством и учредительными документами товарищества.
     2.  Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятий,
а   также   другие   виды  их  доходов  устанавливаются  предприятием
самостоятельно.
     3.  Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный
размер   оплаты   труда,  условия  труда  и  меры  социальной  защиты
работников,  независимо  от  видов  собственности  и организационно -
правовых форм предприятия.

     Статья 30. Социальная деятельность

     1.  Социальное  развитие,  улучшение условий труда, обязательное
социальное   и   медицинское  страхование  и  социальное  обеспечение
работников    предприятия    и    членов    их   семей   регулируются
законодательством,     действующим     на    территории    Республики
Башкортостан.
     2.  Предприятие  обязано  обеспечить своим работникам безопасные
условия    труда    и    несет    ответственность   в   установленном
законодательством   порядке  за  ущерб,  причиненный  их  здоровью  и
трудоспособности.
     3.  Предприятие  может  самостоятельно  устанавливать  для своих
работников  дополнительные  отпуска,  сокращенный рабочий день и иные
льготы,   а  также  поощрять  работников  организаций,  обслуживающих
трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.

     Статья 31. Контроль за деятельностью предприятия

     1.  Предприятие,  независимо  от  его  организационно - правовой
формы,  ведет  бухгалтерскую  и  статистическую отчетность в порядке,
установленном законодательством, действующим на территории Республики
Башкортостан.
     Предприятие  представляет  государственным  органам  информацию,
необходимую для налогообложения и ведения общегосударственной системы
сбора и обработки экономической информации.
     Предприятие  публикует  данные  о  своей  деятельности,  включая
годовые   балансы,   в   порядке,   установленном  законодательством,
действующим на территории Республики Башкортостан.
     2.   Предприятие   имеет   право   не  представлять  информацию,
содержащую   коммерческую   тайну.  Перечень  сведений,  составляющих
коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия.
     Перечень  сведений,  которые  не  могут  составлять коммерческую
тайну, определяется в установленном порядке.
     3.  За  искажение  государственной  отчетности  должностные лица
предприятия   несут   установленную   действующим   законодательством
материальную, административную и уголовную ответственность.
     4.   Налоговые,   природоохранные,   антимонопольные   и  другие
государственные  органы,  на  которые  действующим  законодательством
возложена  проверка деятельности предприятия, осуществляют ее по мере
возникновения   необходимости   и   в   пределах  своей  компетенции.
Предприятие  имеет  право  не  выполнять  требования  этих органов по
вопросам,  не  входящим  в  их  компетенцию,  и  не  знакомить  их  с
материалами, не относящимися к предмету контроля.
     Результаты проверок сообщаются предприятию.

     Статья 32. Ответственность предприятия

     1.  За  нарушение  договорных,  кредитных, расчетных и налоговых
обязательств,  продажу  товаров, пользование которыми может причинить
вред    здоровью   населения,   а   равно   нарушение   иных   правил
предпринимательской  деятельности предприятие несет ответственность в
соответствии с действующим законодательством.
     2.    Предприятие    обязано   возместить   ущерб,   причиненный
нерациональным  использованием  земли  и  других  природных ресурсов,
загрязнением   окружающей   среды,   нарушением  правил  безопасности
производства,  санитарно  - гигиенических норм и требований по защите
здоровья его работников, населения и потребителей продукции.
     3.  Деятельность  предприятия,  нарушающего  установленный режим
природопользования,    может    быть    приостановлена   в   порядке,
предусмотренном    действующим   законодательством,   до   устранения
допущенных нарушений.

                               Глава V

                       УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

     Статья 33. Основы управления предприятием

     1.  Управление  предприятием  осуществляется  в  соответствии  с
действующим  законодательством  и  уставом  предприятия.  Предприятие
самостоятельно  определяет  структуру органов управления и затраты на
их содержание.
     2.  Собственник  имущества осуществляет свои права по управлению
предприятием    непосредственно    либо   через   уполномоченные   им
органы.
     Собственник  или  уполномоченные  им  органы могут полностью или
частично   делегировать   эти   права   высшему   органу   управления
предприятием   (совету,   правлению   и  др.),  предусмотренному  его
уставом.
     3. Особенности управления предприятиями отдельных организационно
-   правовых   форм  регулируются  соответствующими  законодательными
актами, действующими на территории Республики Башкортостан.

     Статья 34. Руководитель предприятия

     1. Наем (назначение, избрание) руководителя предприятия является
правом   собственника   имущества   предприятия   и   реализуется  им
непосредственно,  а  также  через  уполномоченные  им органы, которым
делегированы права по управлению предприятием.
     На  государственном  и  муниципальном  предприятии,  а  также на
предприятии,  в  имуществе  которого  вклад  государства или местного
Совета  составляет  более  50%,  это  право  реализуется  учредителем
предприятия совместно с трудовым коллективом.
     2.  При  найме (назначении, избрании) руководителя предприятия с
ним  заключается  договор  (контракт),  в котором определяются права,
обязанности   и   ответственность   руководителя   предприятия  перед
собственником  имущества  и  трудовым коллективом, условия оплаты его
труда,   срок   контракта,   условия   освобождения   от   занимаемой
должности.
     3.  Руководитель предприятия без доверенности действует от имени
предприятия,  представляет  его  интересы,  распоряжается  имуществом
предприятия,   заключает  договоры,  в  том  числе  трудовые,  выдает
доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется
правом  распоряжаться  средствами, утверждает штаты, издает приказы и
дает указания, обязательные для всех работников предприятия.
     4.  Руководитель предприятия может быть освобожден от занимаемой
должности  до  истечения  срока  договора  (контракта) по основаниям,
предусмотренным договором или действующим законодательством.

     Статья 35. Трудовой коллектив предприятия

     1.  Трудовой  коллектив  предприятия  составляют  все  граждане,
участвующие  своим  трудом  в  его  деятельности  на основе трудового
договора (контракта).
     2.   Трудовой   коллектив   предприятия,   независимо   от   его
организационно - правовой формы:
     решает   вопрос  о  необходимости  заключения  с  администрацией
коллективного    договора,    рассматривает    и    утверждает    его
проект;
     рассматривает   и   решает   вопросы   самоуправления  трудового
коллектива в соответствии с уставом предприятия;
     определяет   перечень   и   порядок   предоставления  работникам
предприятия      социальных     льгот     из     фондов     трудового
коллектива;
     определяет   и   регулирует  формы  и  условия  деятельности  на
предприятии  политических  партий,  религиозных и других общественных
организаций.
     3.   Трудовой   коллектив  государственного  или  муниципального
предприятия,   а   также  предприятия,  в  имуществе  которого  вклад
государства    или    местного    Совета    составляет    более    50
процентов:
     рассматривает и утверждает, совместно с учредителем, изменения и
дополнения, вносимые в устав предприятия;
     совместно с учредителем предприятия определяет условия контракта
при найме руководителя;
     принимает  решение о выделении из состава предприятия одного или
нескольких    структурных    подразделений    для   создания   нового
предприятия;
     принимает  решение  о  создании  на  основе трудового коллектива
товарищества для перехода на аренду и выкупа предприятия.
     4. Порядок и формы осуществления полномочий трудового коллектива
определяются  в  соответствии  с  действующим  законодательством.  На
государственных и муниципальных предприятиях, а также предприятиях, в
имуществе  которых  вклад  государства или местного Совета составляет
более  50%,  полномочия  трудового  коллектива  осуществляются  общим
собранием  (конференцией)  и  его  выборным органом советом трудового
коллектива.
     5.  Взаимоотношения  трудового  коллектива  с  предпринимателем,
охрана  труда,  социальное  развитие,  участие  работников  в прибыли
предприятия  регулируются  действующим  законодательством,  уставом и
коллективным   договором.   Споры,   возникающие   при  заключении  и
исполнении    коллективного    договора,   разрешаются   в   порядке,
установленном законодательством, действующим на территории Республики
Башкортостан.

                               Глава VI

                ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ
                       ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

     Статья 36. Порядок учреждения предприятия

     1. Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника
имущества  или  уполномоченного  им органа, либо по решению трудового
коллектива  государственного или муниципального предприятия в случаях
и    порядке,    предусмотренных    настоящим   Законом   и   другими
законодательными   актами,   действующими  на  территории  Республики
Башкортостан.
     Предприятие  может  быть  учреждено  в  результате  выделения из
состава действующего предприятия, объединения, организации одного или
нескольких   структурных  подразделений  (единиц)  с  сохранением  за
данными   структурными   подразделениями   (единицами)   существующих
обязательств перед предприятием.
     Предприятие    также   может   быть   учреждено   в   результате
принудительного   разделения   в   соответствии   с   антимонопольным
законодательством.   Споры   по   вопросам   выделения  и  разделения
предприятий решаются в судебном или арбитражном порядке.
     2.   Учредительными   документами   предприятия  являются  устав
предприятия,  а также решение о его создании или договор учредителей.
В  уставе  предприятия  определяются  организационно - правовая форма
предприятия,  его  название,  место  нахождения,  органы управления и
контроля, их компетенция, порядок распределения прибыли и образования
фондов  предприятия, источники его имущества, условия реорганизации и
ликвидации   предприятия,   а   также  указываются  иные  сведения  в
соответствии  с  действующими  законодательными  актами  об отдельных
организационно - правовых формах предприятий.
     Устав предприятия утверждается его учредителем (учредителями).
     3.   Предприятие   считается  учрежденным  и  приобретает  права
юридического лица со дня его государственной регистрации.

     Статья 37. Государственная регистрация предприятия

     1.  Государственная  регистрация  предприятия, независимо от его
организационно  - правово    й    форДанные   государственной   регистрации   предприятия   в
десятидневный  срок  сообщаются  органом,  зарегистрировавшим его, в
государственную  налоговую инспекцию по месту нахождения предприятия
для  включения  в  Государственный  реестр предприятий, учреждений и
организаций        Республики       Башкортостан.       Деятельность
незарегистрированного   предприятия,   а   также   предприятия,   не
включенного   в   Государственный   реестр,   запрещается.   Доходы,
полученные   от   деятельности  таких  предприятий,  взыскиваются  в
судебном  порядк  (В  редакции  Закона  Верховного Совета Республики
Башкортостан от 22.06.94 г. N ВС-24/26)е и направляются в ме
стный бюджет
ченные от деятельности незарегистрированного предприятия,
взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.
     2.  За регистрацию предприятия взимается государственная пошлина
в   размере,  устанавливаемом  законодательством,  и  направляется  в
местный бюджет.
     3. Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие
документы:
     заявление учредителя;
     устав предприятия;
     решение о создании предприятия или договор учредителей;
     свидетельство об уплате государственной пошлины;
     иные    документы,    предусмотренные    правилами   регистрации
предприятий,    принятыми    в    установленном   настоящим   Законом
порядке.
     4.  Решение  о  регистрации или отказе в регистрации предприятия
должно  быть  принято  не  позднее  чем  в  месячный  срок  с момента
представления   документов,   поименованных   в  пункте  3  настоящей
статьи.
     5.   При  внесении  изменений  или  дополнений  в  учредительные
документы предприятия и при изменении организационно - правовой формы
предприятия    учредитель    обязан   в   недельный   срок   сообщить
соответствующие     сведения     администрации,    зарегистрировавшей
предприятие.
     Местная   администрация  должна  в  порядке,  установленном  для
регистрации  предприятий,  не  позднее  30  дней  с момента получения
сведений  от  учредителя  зарегистрировать  изменения  и дополнения в
учредительных  документах  предприятия  либо  вынести  мотивированный
отказ   в   этом  ввиду  несоответствия  действующему  на  территории
Республики  Башкортостан законодательству, о чем учредитель письменно
уведомляется в течение недели после вынесения решения.
     По  истечении указанных сроков (в совокупности) с учетом времени
прохождения  почтового сообщения деятельность предприятия по указанию
учредителя  приостанавливается,  если  последний не получил решения о
регистрации   изменений   и  дополнений  в  учредительных  документах
предприятия.  Невыполнение  данной  обязанности  влечет  изъятие всех
полученных  после  наступления  указанного  срока  доходов  в местный
бюджет,  если  не  будет  доказано,  что  данная  обязанность не была
выполнена по вине соответствующей местной администрации.
     6.Государственная   регистрация   юридических   лиц  с  участием
иностранного   капитала   на   территории   Республики   Башкортостан
осуществляется  Министерством  внешних связей Республики Башкортостан
по представлению районной, городской, районной в городе администрации
по месту нахождения соответствующего юридического лица. (Дополнен   -
Указ    Президиума    Верховного   Совета   Республики   Башкортостан
от 22.01.93 г. N 6-2/19)

     Статья 38. Отказ в регистрации предприятия

     1.  Отказ  в  государственной регистрации предприятия возможен в
случае  нарушения  установленного  настоящим Законом порядка создания
предприятия,   а   также   несоответствия   учредительных  документов
требованиям  законодательства,  действующего на территории Республики
Башкортостан.
     Отказ  в  регистрации  предприятия  по  другим  мотивам является
незаконным.    О   решении   отказать   в   регистрации   предприятия
соответствующий орган обязан сообщить в трехдневный срок в письменной
форме учредителю предприятия.
     2.  Отказ  в  регистрации  предприятия  может  быть  обжалован в
судебном  порядке.  Предприниматель  может взыскать через суд убытки,
понесенные    в   результате   незаконного   отказа   в   регистрации
предприятия.

     Статья 39. Разрешение на занятие хозяйственной деятельностью

     1.   Разрешение   районной,   городской,   районной   в   городе
администрации  на  занятие  определенной  хозяйственной деятельностью
необходимо лишь в случае, если:
     согласно       действующему      законодательству      требуется
квалификационный аттестат;
     для  деятельности  предприятия  требуется  участок земли, другие
природные ресурсы, разрешение на использование которых в соответствии
с действующим законодательством выдается местной администрацией;
     предприятие  создает  производство  по  решению  республиканских
органов управления.
     2.  Разрешение  на  занятие хозяйственной деятельностью выдается
соответствующей    администрацией    по    представлению    заявления
предпринимателя.  Администрация  обязана рассмотреть в недельный срок
со дня представления заявления предпринимателя вопрос о разрешении на
хозяйственную  деятельность и сообщить в трехдневный срок предприятию
о своем решении в письменной форме.
     В  разрешении  на занятие хозяйственной деятельностью может быть
отказано в случаях:
     если  производство  не  соответствует  установленным действующим
законодательством экологическим и медицинским нормам;
     в  иных  случаях,  предусмотренных  законодательством Республики
Башкортостан.
     В  разрешении  на занятие хозяйственной деятельностью может быть
указан срок функционирования предприятия.
     3.   Отказ   администрации   в   выдаче  разрешения  на  занятие
хозяйственной деятельностью, а также в предоставлении участка земли и
других  природных ресурсов может быть обжалован в судебном порядке не
позднее  чем  в месячный срок со дня вручения решения местного органа
управления.
     4.  Разрешение на хозяйственную деятельность может быть отменено
в  судебном  порядке  по основаниям, установленным законодательством,
действующим на территории Республики Башкортостан.

     Статья 40. Ликвидация и реорганизация предприятия

     1.  Прекращение  деятельности предприятия может осуществляться в
виде   его  ликвидации  или  реорганизации  (слияние,  присоединение,
разделение,   выделение,   преобразование  в  иную  организационно  -
правовую форму).
     2.   Ликвидация  и  реорганизация  предприятия  производятся  по
решению  собственника  или  органа,  уполномоченного  создавать такие
предприятия,    а    также   по   р
    По  основаниям,  предусмотренным пятой частью пункта 3 настоящей
статьи,   ликвидация   предприятия   может   производиться  органом,
зарегистрировавшим    его,    по    мотивированному    представлению
государственной   налоговой  инспекции  по  месту  нахождения  этого
предприятия   при  отсутствии  у  него  дебиторской  и  кредиторской
задолженности.   (Дополнен  -  Закон  Верховного  Совета  Республики
Башкортостан от 22.06.94 г. N ВС-24/26)еш ению органа, у
полномоченного
учредительными   документами   предприятия,   с   согласия  трудового
коллектива   либо   по   решению   суда   (арбитража).  Реорганизация
предприятия,  которая  может вызвать экологические, демографические и
иные последствия, затрагивающие интересы населения территории, должна
согласовываться  с  соответствующим  местным  органом  управления.  В
случаях, предусмотренных действующим законодательством, реорганизация
и    ликвидация    предприятия   производятся   по   согласованию   с
антимонопольным комитетом Республики Башкортостан.
     3. Предприятие ликвидируется в случаях:
     признания его банкротом;
     принятия   решения  о  запрете  деятельности  предприятия  из-за
невыполнения  условий,  установленных  действующим законодательством,
если  в  предусмотренный  решением срок не обеспечено соблюдение этих
условий или не изменен вид деятельности;
     признания  судом  недействительными  учредительных  документов и
решения о создании предприятия;
     по  истечении  срока,  на  который  создано  предприятие, или по
достижении цели, ради которой оно создано;
     когда   предприятие   в   течение  одного  года  с  момента  его
регистрации   не  приступило  к  хозяйственной  деятельности  или  не
возобновило  фактически  прекращенную  хозяйственную  деятельность по
истечении одного года после     (Пункт  5  Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая
Республики Башкортостан от 22.06.94 г. N ВС-24/26)че
ски5.ачало осуществлять
финансово - хозяйственную деятельность;
     по  другим  основаниям,  предусмотренным законодательными актами
Республики Башкортостан.
     4.   При  реорганизации  и  ликвидации  предприятия  увольняемым
работникам   гарантируется   соблюдение   их   прав   и  интересов  в
соответствии   с   законодательством,   дей6.вующим   на   территории
Республики Башкортостан.
     5.  Предприятие считается реорганизованным или ликвидированным с
момента исключения его из Государственного реестра.
     6.   В   случае   слияния   одного   предприятия  с  другим  все
имущественные   права  и  обязанности  каждого  из  них  переходят  к
предприятию, возникшему в результате слияния.
     При  присоединении  одного  предприятия  к  другому к последнему
переходят  все  имущественные  права  и  обязанности  7.исоединенного
предприятия.
     7.  В  случае  разделения  предприятия  к возникшим в результате
этого  разделения  новым  предприятиям  переходят  в  соответствующих
част8.  по  разделительному  акту  (балансу)  имущественные  права  и
обязанности   реорганизованного   предприятия.   При   выделении   из
предприятия  одного  или  нескольких  предприятий  к  каждому  из них
переходят  в соответствующих частях по разделительному акту (балансу)
имущественные права и обязанности реорганизованного предприятия.
     8.  При  преобразовании  одного  предприятия  в  другое  к вновь
возникшему   предприятию   переходят   все   имущественные   права  и
обязанности прежнего предприятия.
     9.  Порядок  и  условия прекращения деятельности отдельных видов
предприятий  регулируются  соответствующими  законодательными актами,
действующими на территории Республики Башкортостан.

     Статья 41. Признание предприятия несостоявшимся

     1.  Предприятия  отдельных  организационно  - правовых форм, для
которых   законодательными   актами,   действующими   на   территории
Республики  Башкортостан,  предусмотрена обязанность их учредителей в
определенный  срок  внести  имущественные, денежные или иные вклады в
уставный    фонд   (капитал)   предприятия,   могут   быть   признаны
несостоявшимися.
     2.    Предприятие   признается   несостоявшимся   по   истечении
установленного   срока  в  случае  непредставления  его  учредителями
документов,  подтверждающих  выполнение  ими  своих  обязанностей  по
внесению вкладов.
     Решение   о  признании  предприятия  несостоявшимся  принимается
местным     органом     управления,     зарегистрировавшим     данное
предприятие.
     3.  При  признании  предприятия  несостоявшимся его деятельность
прекращается  в  виде  ликвидации в соответствии с настоящим Законом.
Ликвидационная  комиссия  назначается  органом,  принявшим  решение о
признании  предприятия  несостоявшимся,  если  иное  не установлено в
решении о признании предприятия несост    оявшимся. Статья 42. Ликвидругой уполномоченный орган образуемой
собственником  имущества  предприятия  или уполномоченным им органом
совместно  с  трудовым  коллективом.  По их решению ликвидация может
проводиться  самим предприятием (В редакции Закона Верховного Совета
Республики  Башкортостан от 22.06.94 г. N ВС-24/26)в лице его органа
управления. Ликв
идация   предприятия   при   банкротстве   осуществляется  в
соответствии   с   законодательством,   действующим   на   территории
Республики Башкортостан.
     Собственник,    суд    или   орган,   уполномоченный   создавать
предприятия,    принявший    решение    о   ликвидации   предприятия,
устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, а также срок для
заявления  претензий  кредиторов,  который  не  может быть менее двух
месяцев с момента объявления о ликвидации.
     2.   Ликвидационная   комиссия  либо  другой  орган,  проводящий
ликвидацию  предприятия,  помещает  в  официальной  печати  по  месту
нахождения  предприятия  публикацию  о  его  ликвидации и о порядке и
сроке  заявления  кредиторами  претензий.  Наряду  с этой публикацией
ликвидационная   комиссия   (орган,  проводящий  ликвидацию)  обязана
провести  работу  по взиманию дебиторской задолженности предприятию и
выявлению  претензий  кредиторов.  Кредиторы и иные юридические лица,
состоящие  в  договорных  отношениях  с  ликвидируемым  предприятием,
извещаются о ликвидации предприятия в письменном виде.
     Ликвидационная комиссия (орган, проводящий ликвидацию) оценивает
наличное  имущество  ликвидируемого  предприятия  и  рассчитывается с
кредиторами,  составляет  ликвидационный  баланс  и  представляет его
собственнику или органу, назначившему ликвидационную комиссию.
     3.   При   ликвидации   предприятия   осуществляются  расчеты  с
кредиторами в следующей очередности:
     осуществляется капитализация повременных платежей, причитающихся
с  этого  предприятия  в  связи  с его ответственностью за причинение
вреда жизни или здоровью гражданина;
     производятся  расчеты  по  оплате труда с лицами, работающими по
трудовому договору (контракту);
     вносятся  платежи  в бюджеты и на цели социального страхования и
социального обеспечения;
     производятся  расчеты  с  другими  кредиторами  в соответствии с
законодательными   актами,   действующими  на  территории  Республики
Башкортостан.
     При  недостаточности  имущества  ликвидируемого  предприятия оно
распределяется     между    кредиторами    соответствующей    очереди
пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.
     Если  имеющиеся у предприятия денежные ср

    Статья  43.  Исключение  предприятия из Государственного реестра
предприятий,  учреждений  и  организаций Республики Башкортостан. 

    1.  Предприятие считается реорганизованным или ликвидированным с
момента  исключения  его  из  Государственного  реестра предприятий,
учреждений и организаций Республики Башкортостан.
    2.  Регистрирующий  орган,  сообщая  в  соответствии с пунктом 1
статьи  37  настоящего  Закона  данные  государственной  регистрации
предприятия,  возникшего в результате реорганизации другого (других)
предприятия  (предприятий),  одновременно сообщает в государственную
налоговую   инспекцию   о   необходимости  исключения  этого  (этих)
предприятия (предприятий) из Государственного реестра.
    3.  В  случае  ликвидации  предприятия  собственник  или  орган,
назначивший  ликвидационную  комиссию,  одновременно  с утверждением
ликвидационного   баланса   сообщает   в  государственную  налоговую
инспекцию  по  месту  нахождения  предприятия  о  необходимости  его
исключения  из  Государственного реестра, а также уведомляет об этом
орган, зарегистрировавший предприятие. (В редакции Закона Верховного
Совета  Республики  Башкортостан  от  22.06.94 г. N ВС-24/26)ед ства
недостаточны для удовлетворен
ия требований кредиторов, ликвидационная комиссия (орган,
проводящий ликвидацию) может продать имущество предприятия.
     Оставшееся после удовлетворения требований имущество предприятия
передается  его  собственнику или учредителям (участникам), если иное
не  установлено  в  уставе  предприятия.  При отсутствии собственника
(учредителей, участников или их правопреемников) оставшееся имущество
направляется на цели, указанные в уставе предприятия.

     Председатель
     Верховного Совета Башкирской ССР       М.РАХИМОВ

Уфа, 26 февраля 1992 года
N ВС-10/46

Информация по документу
Читайте также